рассказ кающийся грешник чему учит
Притчи. Кающийся грешник. (Я чего то не понял). В чем суть то?
— Какой человек стучится в двери райские? И какие дела совершил человек этот в жизни своей?
И отвечал голос обличителя, и перечислил все грешные дела человека этого, и не назвал добрых дел никаких. И отвечал голос из-за двери:
— Не могут грешники войти в царство небесное. Отойди отсюда.
— Господи! Голос твой слышу, а лица не вижу и имени твоего не знаю.
— Пожалей меня, Пётр-апостол, вспомни слабость человеческую и милость Божию. Не ты ли был ученик Христов, не ты ли из самих уст Его слышал учение Его и видел пример жизни Его? А вспомни, когда Он тосковал и скорбел душою и три раза просил тебя не спать, а молиться. И ты спал, потому глаза твои отяжелели, и три раза Он застал тебя спящим. Так же и я. А вспомни ещё, как обещал Ему Самому до смерти не отречься от Него и как ты три раза отрёкся от Него, когда повели Его к Каиафе. Так же и я. И вспомни ещё, как запел петух и ты вышел вон и заплакал горько. Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня.
И затих голос за дверьми райскими. И, постояв недолго, опять стучаться грешник стал и проситься в царство небесное. И послышался из-за дверей другой голос и сказал:
— Кто человек этот? И как жил он на свете?
И отвечал голос обличителя, и опять повторил все худые дела грешника, и не назвал добрых дел никаких. И отвечал голос из-за двери:
— Отойди отсюда: не могут такие грешники жить с нами вместе в раю.
— Господи, голос твой слышу, но лица твоего не вижу и имени твоего не знаю.
И сказал ему голос:
— Я — царь и пророк Давид.
И не отчаялся грешник, не отошёл от двери рая и стал говорить:
И затих голос за дверьми. И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное. И послышался из-за дверей третий голос и сказал:
— Кто человек этот? И как прожил он на свете?
И отвечал голос обличителя, и в третий раз перечислил худые дела человека, и не назвал добрых. И отвечал голос из-за двери:
— Отойди отсюда: не могут грешники войти в царство небесное.
— Голос твой слышу, но лица не вижу и имени твоего не знаю.
— Я — Иоанн Богослов, любимый ученик Христа.
И обрадовался грешник и сказал:
— Теперь нельзя не впустить меня! Пётр и Давид впустят меня за то, что они знают слабость человеческую и милость Божию. А ты впустишь меня потому, что в тебе любви много. Не ты ли, Иоанн Богослов, написал в книге своей, что Бог есть любовь и что кто не любит, тот не знает Бога? Не ты ли при старости говорил людям одно слово: «Братья, любите друг друга!» Как же ты теперь возненавидишь и отгонишь меня? Или отрекись от того, что сказал ты сам, или полюби меня и впусти в царство небесное.
И отворились врата райские, и обнял Иоанн кающегося грешника и впустил его в царство небесное.
Толстой Л. Н. Притчи, сказки, афоризмы
Смысл рассказа «Кающийся грешник» Толстого
Далеко не все творения Л.Н. Толстого содержат трактовку греха. Тем не менее, писатель создаёт типаж героя — кающегося грешника — и иногда использует его в своих «Народных рассказах», выражая своё отношение к разного рода прегрешениям.
В 1886 г. был написан рассказ «Кающийся грешник». В его основу легла «Повесть о бражнике» (XVIII века), по сюжету также похожая на сатирическое древнерусское «Слово о бражнике, како вниде в рай», высмеивающее святость апостолов. Мораль и слова, и легенды заключалась в том, что бражник также грешен, как любой человек, в том числе и святой, и Л. Н. Толстой не стал далеко отходить от главной идеи первоисточников своего рассказа, лишь убрал главный грех героя повести — бражничество — и сократил количество прошений впустить в рай с шести до трёх.
«Кающийся грешник» часто переписывался, так что в окончательном варианте от перечисления всех греховных деяний остаётся только фраза «прожил он всю жизнь свою в грехах» и то, что герой не каялся в них вплоть до самого последнего вдоха. В последние секунды своей жизни он просит прощения за все свои грехи, и душа его направляется в Рай, преисполненная любовью к Богу.
Но пропустят ли грешника через райские врата?
Постучав первый раз, он получил отказ от апостола Петра даже после того, как напомнил ему об его собственной слабости. Тот, несмотря на приказ Иисуса не спать и молиться, всё равно засыпал. Укоряя апостола за сон вместо молитвы и то, как он трижды отрекся от Иисуса, когда тот шёл к Каиафе, грешник напоминает и о горьких слезах, обуявших Петра с первым криком петуха. Так он пытается доказать апостолу Петру, что тот также совершал ошибки и должен понять, почему грешник тоже совершал их.
Постучав третий раз, грешник был обличён перед Иоанном Богословом, и снова решил использовать старый метод. Иоанн Богослов любил всех людей и любил Бога, не мог ненавидеть их. Грешник напомнил ему, что тот, кто любит — познаёт Бога, и что сам Иоанн писал, что нужно любить всех, даже павших. Иоанн распахнул двери и обнял грешника, пропуская его в Рай.
Апогеем стал как раз разговор грешника с последним святым — Иоанном Богословом. Именно в нём Л. Н. Толстой выражает своё отношение к данной проблеме: человек может заслужить прощение тогда, когда искренне возлюбит Бога (ведь он и есть любовь) и продемонстрирует настоящее раскаяние. Любовь, в понимании автора, невозможна без прощения — это и есть центральная идея рассказа.
Основной идеей Л. Н. Толстого является то, что для того, чтобы преодолеть грех и заслужить прощение, нужно для начала его осознать и искренне раскаяться в нём, ведь помимо обличения святых, стоящих на страже небесных врат, грешник перед самой смертью покаялся в грехах и поверил в божественное милосердие, любовь и всепрощение.
С другой стороны, писатель сохранил сатиричность первоисточника, заключавшуюся в том, что все могут получить прощение, независимо от тяжести своих деяний, если искренне покаются.
Толстовский грешник – простой человек, такой же, как все, склонный к грехам и ошибкам, неверующий до критической точки, до последнего вздоха. Но он надеется на спасение, он искренне верит в милосердие Бога и стражи врат небесных, прося у них сочувствия, понимания, сострадания и любви. Он находчив и умён: он укоряет в грехах вовсе не для того, чтобы уподобить себе, а для того, чтобы показать охранникам, что он также, как и они, заслуживает жизни в Раю.
Таким образом, в рассказе «Кающийся грешник» отражается глубинная идея божественного начала в каждом человеке, отражающая высший смысл православной каритативности (заботы), провозглашенной в заповеди: «грех ненавидь, а грешника люби».
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.3 / 5. Количество оценок: 3
Рецензии на произведение «Кающийся грешник»
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
(Рим.8:17)
Мы не только страдаем из-за грехов, но и ПРОСЛАВЛЯЕМСЯ достоинствами, приобретенными от Бога.
Мы ДОЛЖНЫ знать, кто мы такие, созданные по ОБРАЗУ Самого Бога! И у нас действительно много достоинств, особенно в духовном мире!
Хорошая статья, Лариса, очень рад!
Спасибо, Олег! С удовольствием читаю Вас.
Интересное размышление, Лариса! Низкая самооценка, действительно, мешает двигаться вперед и добиваться целей.Тоже я это поняла довольно поздно, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.С уважением,
Так вот! Если бы раньше это понять, то вся жизнь бы по другому прошла.
Спасибо, Маша, за прочтение и отзыв.
Обязательно нужно знать свои достойные черты и поступки в жизни. Иначе, сам себя не будешь уважать. С уважением Татьяна.
Да, абсолютно точно! Спасибо, Таня, за отзыв.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Кающийся грешник
Друзья, если даже самый первый из грешников, пришедших ко Христу, стал « избыточествовать « благодатью и несет это свидетельство, то такое же свидетельство несет и самый слабый из святых.
Если бы мы сделали опрос среди наших читателей и попросили бы откликнуться самого слабого верующего, такого, который почти не известен в церкви, такого, кто иногда и сам сомневается в том, действительно ли он является дитем Божиим, и который желал бы быть хотя бы даже наемником, лишь бы только принадлежать Богу, и если бы я спросил его:
« Скажи мне теперь, как Господь все это время обращался с тобой?», что бы он ответил? У вас много скорбей, сомнений и страхов, но есть ли у вас хоть какие-то жалобы на Господа? Когда вы ожидали Его для получения сил на день, отказывал ли Он когда-либо Вам?
Внимайте, небеса, и слушай, земля, пусть говорит тот, кто, служа Богу, нашел Его суровым работодателем. Если среди ангелов, предстоящих пред престолом Божиим, или среди людей, искупленных на земле, найдется кто-то, кто может сказать, что с ним несправедливо обошлись, или отнеслись к нему грубо, пусть возвысит он свой голос!
Но такого нет. Даже сам сатана, когда говорил о Боге и Его слуге Иове, сказал: «Разве даром служит Богу Иов?». Конечно же, нет, Бог не допустит, чтобы слуги Его служили Ему даром; Он платит им преизобильные жалованья, все они засвидетельствуют, что Его стол «избыточествует хлебом».
Итак, если питаются хлебом в доме Отца те, которые были однажды великими грешниками, те, которые теперь стали самыми заурядными святыми, то наверняка это, грешник, побудит тебя сказать: «Встану и пойду к Отцу моему», ведь даже наемники у Него «избыточествуют хлебом».
Заметьте, друзья, что в рассматриваемом отрывке Писания подчеркивается множество тех, кто «избыточествует хлебом». Блудный сын делает ударение именно на слове «сколько»: «сколько наемников у отца моего!»
Он думал о том, как их много, и пересчитал их. Он думал о тех, кто пас скот, о тех, кто выводил верблюдов, о тех, кто присматривал за овцами, о тех, кто смотрел за пшеницей, и о тех, кто прислуживал в доме; он вспоминал поочередно о всех них.
Его отец был велик в земле своей и имел множество слуг, и он знал, что все они, несмотря на такое множество, «избыточествуют» самой лучшей пищей. «Почему я должен погибать от голода? Я, во всяком случае, один; и хотя я изголодался, кажется, до ненасытимости, но у меня всего один рот, а отец мой вон сколько ртов насыщает — сотни, тысячи и притом каждый день! Зачем же я должен погибать от голода?»
Так и ты, о пробужденный грешник, чувствуя сегодня как никогда свой грех и бедственное положение, подумай о великом множестве тех, которых Бог уже наделил Своей благодатью. Подумай о бесчисленных воинствах небесных, если ты сегодня присоединишься к ним, для тебя будет совсем не трудно сосчитать звезды или морской песок, так же как не трудно будет и перечесть то множество, которое предстоит прямо сейчас перед Престолом.
Они пришли с востока и запада и возлегли с Авраамом, Исааком и Иаковым, и там еще есть место и для тебя. Кроме тех, что на небе, подумай еще и о тех, которые на земле. Благодарение Богу, Его избранных на земле, я верю, насчитывается много миллионов, и наступают дни, намного более благословенные, чем эти, когда великое множество людей познает Спасителя и будет радоваться в Нем.
Любовь Отца — не достояние лишь некоторых, но она принадлежит огромному множеству людей. Великое множество людей, которое никто не может перечесть, будет на небе. Великое множество! Очень большое количество человек еще может подсчитать: с помощью своих ньютонов, употребляя счетные приспособления, он может сосчитать большие числа, но только Бог, и Бог один, может сосчитать количество Своих искупленных.
А ты, грешник, ты ведь всего один, и хотя ты и великий грешник, но милость Божия, которой окружены миллионы, обязательно имеет достаточно места и для тебя одного. Морю, которое вмещает огромное количество китов и всяких ползучих тварей, скажешь ли ты: «Оно перельется через край, если я прыгну в него?»
Солнцу, которое заливает вселенную своим светом, скажешь ли ты: « Я истощу его яркость, если попрошу его просветить мою тьму?» Не говори так. Если ты «придешь в себя», ты тут же отгонишь от себя такую мысль и будешь вспоминать с надеждой о богатствах благодати твоего Отца, даже если твоя собственная нищета будет вопиющей.
И еще я хочу сказать несколько спасительных слов надежды для тех из вас, к кому Бог обратился сегодня через эти строки, чтобы вы ухватились за них. О вы, те, кто уже давно слушает проповедь Евангелия, кто уже хорошо знает его в теории, но еще ни разу не прочувствовал его силы в своем сердце, позвольте мне сейчас напомнить вам о том, кто вы и где находитесь!
Вы гибнете! Истинно, как то, что жив Господь, что вы находитесь в шаге от смерти; нет, даже не в шаге, а в сантиметре от ада. Грешник, если в этот самый момент твое сердце перестанет биться, — а есть тысячи причин, по которым это может произойти еще даже прежде, чем часы отсчитают следующую секунду, — ты окажешься в пламени гнева Божьего.
Можешь ли ты спокойно пребывать в такой опасности? Если бы ты висел на скале на тонкой нити, которая вот – вот могла оборваться и ты мог полететь вниз головой в страшную бездну, то ты бы не спал, но очень бы беспокоился.
Да будет у тебя достаточно смысла, достаточно разума, достаточно благодати, чтобы не спать, а пребывать в тревоге до тех пор, пока ты не спасешься от грядущего гнева. Вспомни, однако же, что ты погибаешь от голода среди избытка всего, ты голодаешь там, где стол ломится от яств, и более того, ты видишь, что за этим столом сейчас сидят и пируют те, которых ты знаешь.
Какое это печальное упрямство – продолжать томить себя голодом посреди пирующих, когда другие насыщаются добрыми яствами!
Лев Толстой — Кающийся грешник (1886)
Лев Толстой — Кающийся грешник (1886)
Рассказ “Кающийся грешник” Лев Николаевич Толстой написал в 1886 году.
Жил на свете один человек и прожил он всю свою долгую жизнь в грехе. В последний час перед смертью он раскаялся и душа полюбившая Бога и поверившая в его милость пришла к дверям рая. Стал он стучаться в двери рая и проситься в царствие небесное. И услышал он голос, который спросил его кто он. И тогда были перечислены все дела его и не названо ни одного доброго дела. Его попросили отойти, поскольку грешники не могут войти в рай. Грешник спросил, кто это говорит — и голос ответил, что это Петр-апостол. И грешник попросил пожалеть его и вспомнить слабость человеческую и милость божью. Когда Петр был с Иисусом и тот просил его не спать и молиться, он спал и Иисус три раза застал его спящим, и как Петр обещавший никогда не отречься от Иисуса три раза отрекся также и он. Голос затих.
Немного постояв опять стал стучаться грешник и проситься в царствие божье. И услышал он голос, который спросил его кто он. И тогда были перечислены все дела его и не названо ни одного доброго дела. Его попросили отойти, поскольку грешники не могут войти в рай. Грешник спросил, кто это говорит — и голос ответил, что это царь и пророк Давид. И грешник попросил пожалеть его и вспомнить слабость человеческую и милость божью. Господь возвеличил Давида, у него было все, царство слава, но грех вошел в него и он погубил Урия. Голос затих.
Немного постояв опять стал стучаться грешник и проситься в царствие божье. И услышал он голос, который спросил его кто он. И тогда были перечислены все дела его и не названо ни одного доброго дела. Его попросили отойти, поскольку грешники не могут войти в рай. Грешник спросил, кто это говорит — и голос ответил, что это Иоан Богослов, любимый ученик Иисуса. И обрадовался грешник и сказал, что если Петр и царь Давид пустят его потому, что знают слабость человеческую и милость божью, а Иоанн пустит его потому, что в нем любви много. «Не ты ли писал, что Бог есть любовь. Или отрекись от того, что говорил или полюби меня.» — сказал грешник.
Отворились двери и обнял Иоан Богослов грешника и впустил его в царство Бога.
до скорой встречи на страницах блога — Комета МИР