расписание богослужений в спасо преображенском монастыре г рязани
Расписание богослужений в спасо преображенском монастыре г рязани
Расписание богослужений
1/14 Ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 21-ая по Пятидесятнице
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
УТРО: 6.15 Часы, Божественная литургия в Преображенском соборе
8.30 Часы, Божественная литургия, водосвятный молебен
15.30 Молебен с акафистом перед иконой «Нечаянная Радость»
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня, 1 час
2/15 Ноября ПОНЕДЕЛЬНИК. Мучеников Акиндина и иже с ним
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня, 1 час
3/16 Ноября ВТОРНИК. Великомученика Георгия Победоносца.
Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня, 1 час
4/17 Ноября СРЕДА. Преподобного Иоанникия Великого.
Священномучеников Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с полиелеем, 1 час
5/18 Ноября ЧЕТВЕРТОК. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918
Священномученика Гавриила (Масленникова) пресвитера
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с великим славословием, 1 час
6/19 Ноября ПЯТОК. Преподобного Варлаама Хутынского
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с акафистом Пресвятой Богородице, 1 час
7/20 Ноября СУББОТА. Мучеников 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря
УТРО: 8.00 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.30 Панихида
17.00 Вечернее праздничное богослужение (с литией)
8/21 Ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 22-ая по Пятидесятнице
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
УТРО: 6.15 Часы, Божественная литургия в Преображенском соборе
8.30 Часы, Божественная литургия, водосвятный молебен
15.30 Молебен с акафистом перед иконой «Нечаянная Радость»
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с полиелеем, 1 час
Ежедневно в 21.00 Вечерние молитвы
(только для монастырской братии)
Материалы
Святыни Спасо-Преображенского собора
Икона Спас Нерукотворный (мироточивая)
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (мироточивая)
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Частица мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского
Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей рясы
Частица мощей святителя Луки Крымского
Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
Частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской
Частица мощей святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой
Частица мощей святой преподобной Манефы Гомельской
Братия и клир
Братия монастыря:
Игумен Евфимий (Шапкин)
(уп. с 21.10.2015 г. по настоящее время)
иеромонах Амвросий (Игнатов)
(в служебной командировке)
Иеромонах Николай (Куликов)
Иеродиакон Филарет (Бухтеев)
Клирики:
Протоиерей Виктор Савушкин
Иерей Сергий Шевченко (указ №307 от 31 июля 2020 г.)
История Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рязани
Если мы пройдемся по территории Рязанского Кремля, то будем удивлены, поражены, восхищены красотой окружающего нас великолепия, созданного руками человеческими для восхваления нашего Творца. Здесь все гармонично, все продумано, все устроено так, что бы утихли наши страсти, и мы всем сердцем почувствовали Бога. Много столетий назад именно на территории Кремля около церкви Святого Николы Старого был заложен наш город. Храм этот располагался на берегу оз. Быстрого. От него за прошедшие века не осталось никаких следов, как, впрочем, и от многих древних храмов, красовавшихся здесь. Только археологи да музейные работники могут показать досужливому посетителю Кремля, где это примерно было. На этих святых землях во времена княжеские в 14–15 веках возникли храмы и монастыри, среди которых. — Спасский монастырь с храмами Богоявленским и Спасо-Преображенским до сей поры свидетельствует о величии Рязани.
Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.
О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от преосвящ. Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер».¹
О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так на Соборе 1589г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.
С 25 декабря 1742г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты — на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа».²» Белая шапка и ковер при богослужении — знак высокого отличия. Таким образом, на протяжении многих веков монастырем управляли архимандриты, пока в 1868г. в Рязанской епархии не появились викарные епископы. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902г. А в 1902г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911г., замученного в Самаре в 1918г.
Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском. К 1917г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746г.
В документах Государственного архива Рязанской области сохранилось довольно много прошений от людей, желающих принять монашеский чин. Касаются они и Спасского монастыря. Но вряд ли все они способны ответить на вопрос: почему человек решил оставить мир и уйти в в обитель. Это, все-таки тайна! Вот строки из прошения о принятии монашества, раскрывающие глубину человеческой души и веру в правильность выбранного пути: «По довольном изследовании наклонностей и испытании сил моих Богу угодно было обратить мысли мои и желания к избранию жизни уединенной. Впрочем, посвящая себя на служение Богу, я не отрекаюсь вкупе от служения ближним. Я желаю и по принятии иноческаго сана проходить в семинарии профессорскую должность на меня возложенную, ибо избираемое мною состояние почитаю удобнейшим к исполнению оной. июня дня 1815г. К сему прошению Рязанской семинарии профессор Богословия Георгий Городков руку приложил». Георгий Городков принял постриг в Спасском монастыре с именем Гавриила.Это имя известно сейчас многим православным верующим — это наш местночтимый святой, молитвенное обращение к которому помогло многим людям.
Встречались и более прозаичные прошения: «прошлаго 1814 года в ноябре месяце исключен я из семинарии вашего Высокопреосвященства за превозрастанием. И как поныне еще ни на какое место не назначен, то желаю определен быть в число послушников Рязанского Спасова монастыря. На принятие ж меня в оный и настоятель отец Архимандрит Иероним согласен. К сему прошению ученик Инфимы 3-го отделения руку приложил»³.
Какие они насельники Спасова монастыря? Что стоит за этими строками? Годы упорного труда над собой, сомнения в правильности выбранного пути или безграничная вера в Промысел Божий. В первую очередь это беспрерывный труд и молитва, послушание наставнику и настоятелю. Летопись Спасского монастыря, сохранившаяся за 1900г. которую начал Викарный епископ, настоятель Спасского монастыря Иосиф (Соколов).
Он прибыл в Рязань по железной дороге, и встреча его с братией прошла скромно. Это было в четверг второй недели Великого поста.Все страницы летописи: это чреда богослужений и различных послушаний: от клиросного пения до помощи немуществующим.
Разумеется, много зависело в монастыре от того, кто руководил обителью. Здесь необходимо упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия архиепископа Рязанского он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808г. 19 апреля и произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813г переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж. прекрасный педагог, устроитель обители и. монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.
Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался наш город. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским Домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь и западные для выхода были украшением монастыря.
При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу- круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой к северу от первого каменный для жительства братии. Он был построен в 1825г и надстроен в 1894г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901 1904гг. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан. Когда- то на заборе кладбища Спасского монастыря было написано стихотворение епископа Иустина (Полянского). Приведем это стихотворение, так как его помнили многие в Рязани, и оно осталось для потомков только благодаря членам Ученой Архивной Комиссии.
Тих сон ваш и мирен усопшие братья;
Ничто не смущает ваш вечный покой.
Земля приняла вас в родные объятья
И скрыла навеки от злобы людской.
Не страшны вам больше тревоги, волненья,
Вы прах отряхнули и к жизни иной
На крыльях надежды в обитель спасенья
К Творцу воспарили бессмертной душой.
Там ждет вас награда; слеза покаянья
Вам вновь возвратила утраченный рай.
Мы верим: не вечны земные страданья
И нового с вами достигнем свиданья,
И дальнему скажем: на веки прощай.
Но эта надпись к XX веку уже была утрачена.
Вся внешняя жизнь насельника сосредотачивалась в храме и его келье, внутренняя – в келье души. О келье души об этой духовной жизни, духовном делании знал только Господь Бог. А вот архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911г.
1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета;
2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет;
3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о.
4. Келия из трех комнат. При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа. ».
По описанию этих келий можно представить скромный быт монашествующих, для которых мир остался за каменной оградой, а тихая обитель стала им пристанищем для большой и трудной борьбы со своими «страстьми и похотьми». Монашествующие любили свою обитель и на протяжении всего ее существования украшали ее своим усердием и на средства благодетелей, а их было, слава Богу, в достатке.
¹Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки Наука. 2002 С.288,289
²Там же 3 ГАРО. Ф. 627. Оп. 74-76. Д. 263. Св. 1338. 1815 г. С. 4
³Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский – месточимый святой (16 июля 1999 года).
Контактная информация
Адрес: 390000, город Рязань, Кремль, 1.
Тел: +7 (4912) 28-08-04, 27-41-06
e-mail: spassmon @ yandex.ru
Наши реквизиты:
Спасо–Преображенский мужской монастырь города Рязани Рязанской епархии Русской Православной Церкви
ИНН 6234022963
КПП 623401001
р/с 40703810400010000225
Прио-Внешторгбанк (ОАО) город Рязань
Кор./сч. 30101810500000000708, БИК 046126708
Расписание богослужений
1/14 Ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 21-ая по Пятидесятнице
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
УТРО: 6.15 Часы, Божественная литургия в Преображенском соборе
8.30 Часы, Божественная литургия, водосвятный молебен
15.30 Молебен с акафистом перед иконой «Нечаянная Радость»
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня, 1 час
2/15 Ноября ПОНЕДЕЛЬНИК. Мучеников Акиндина и иже с ним
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня, 1 час
3/16 Ноября ВТОРНИК. Великомученика Георгия Победоносца.
Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня, 1 час
4/17 Ноября СРЕДА. Преподобного Иоанникия Великого.
Священномучеников Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с полиелеем, 1 час
5/18 Ноября ЧЕТВЕРТОК. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918
Священномученика Гавриила (Масленникова) пресвитера
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с великим славословием, 1 час
6/19 Ноября ПЯТОК. Преподобного Варлаама Хутынского
УТРО: 5.30 Полунощница
6.40 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с акафистом Пресвятой Богородице, 1 час
7/20 Ноября СУББОТА. Мучеников 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря
УТРО: 8.00 Часы, Божественная литургия
ВЕЧЕР: 16.30 Панихида
17.00 Вечернее праздничное богослужение (с литией)
8/21 Ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ. НЕДЕЛЯ 22-ая по Пятидесятнице
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
УТРО: 6.15 Часы, Божественная литургия в Преображенском соборе
8.30 Часы, Божественная литургия, водосвятный молебен
15.30 Молебен с акафистом перед иконой «Нечаянная Радость»
ВЕЧЕР: 16.45 9-й час, вечерня, утреня с полиелеем, 1 час
Ежедневно в 21.00 Вечерние молитвы
(только для монастырской братии)
Спасо-Преображенский монастырь, Рязань. Расписание богослужений, святыни, иконы, адрес
Спасо-Преображенский монастырь в Рязани – одна из старейших обителей России. По нению историков, впервые он принял иноков в конце XIII века, под охраной стен кремля старого города. После революции долгое время не функционировал. Возобновлена работа была только в 1996. Сейчас это небольшая обитель, где, вместе с настоятелем, служат всего 5 человек.
Адрес Спасо-Преображенского монастыря в Рязани
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в сердце исторической части областного центра, на территории историко-архитектурного заповедника «Рязанский Кремль», в окружении парковой зоны. Точное местонахождение: ул. Кремль, д.1.
Как добраться на машине
Спасо-Преображенский монастырь находится вблизи от Москвы. При путешествии на машине автомобилисту требуется ехатьот столицы по федеральной трассе М-5 «Урал». Расстояние до места назначения составит 180 км. Припарковать автомобиль можно на стоянке, расположенной слева от аллеи, ведущей к музею.
Как доехать на общественном транспорте
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в пешей доступности от Приокского автовокзала. От центрального автовокзала, на который приходят автобусы из Москвы, и одного из 2-х железнодорожных вокзалов Рязани необходимо ехать на троллейбусе №1,10, 17, автобусе или маршрутном такси №41 или 75, следующим до остановок «Площадь Ленина» или «Соборная».
Там уже можно увидеть колокольню и купола Успенского собора. Прогуливаясь по старинной Соборной улице, путешественник увидит памятник князю Олегу Рязанскому. За ним расположена арка, пройдя через которую он вступит на аллею, ведущую к мосту через рвы Кремля.
Далее потребуется обогнуть колокольню с правой стороны. Откроется часть стены с деревянными воротами. Рядом с ними посетитель найдет табличку с названием монастыря. Войдя на территорию, справа гость увидит Братский корпус, слева от дорожки расположены 2 основных храма обители.
История монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) создавался вместе с новым местом жительства горожан, бежавших из сожженной войсками Батыя прежней столицы В письменных источниках той эпохи уже упоминается монастырь, построенный в стенах крепости.
Важная веха развития обители связывается с именем князя Олега, памятник которому работы скульптора Зураба Церетели, стоит перед Кремлем. Во время правления князя город посещал Сергий Радонежский. Наибольший вклад в экономическое благосостояние иноков внес правивший в конце пятнадцатого века князь Иван Васильевич, он жаловал многочисленные земельные наделы.
Спасо-Преображенский монастырь, Рязань — история создания.
Обитель вскоре стала неотъемлемой частью жизни резанцев. По сложившемуся обычаю утренний призыв на молитву всегда начинался с колокольни Спасского собора. Тогда настоятели были архимандритами, этот чин дается руководителям наиболее крупных монастырей, что подчеркивало значимость обители для князя и горожан.
Со времен Ивана Грозного они призывались на проходившие в Москве соборы, первым из них стал проходивший в 1589 году, где был поставлен вопрос о возможности четвертого брака государя. 1653 год ознаменовался решением патриарха, которое сопровождалось указом царя Алексея Михайловича.
Грамотой настоятелям обители, а им тогда был Боголеп и Солотчинский Сергий, даровано право ношения белой шапки при проведении богослужений.
Чуть позже к этому праву добавилось и разрешение использовать в процессе службы ковер, так, как принят у архиереев. Уже во времена империи, в 1742 г. настоятелям была дарована еще одна привилегия. Они получили право ношения наперсного креста в повседневной жизни, что также выделяло их и подчеркивало значимость.
В 1757 году правящий архиепископ Рязанский издал указ, согласно которому обитель была причислена к первостепенным. Это привело к появлению здесь наместников. В этот же период настоятели по должности стали руководить епархиальной семинарией, что одновременно и подчеркивало статус монастыря, и повышало значение духовного училища.
С 1868 года обитель возглавляли викарные епископы. Штатная численность насельников всегда было невелико, перед революцией она составляла 16 человек. По решению советской власти в 20-х годах ХХ века обитель была уничтожена. В 1996 году началось ее возрождение, начало которому положило благословение архиепископа Павла.
Несколько зданий музея-заповедника были переданы братии. Сейчас он является действующим. Его территория не отделена от территории музея-заповедника.
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) является составной частью Рязанского Кремля. Единые стены опоясывают как здания, в которых расположены музейные экспозиции, так и корпуса обители. От былой архитектуры комплекса сохранилось немногое. В XIX веке территория с 3-х сторон была защищена каменной стеной.
С восточной стороны она была ограждена зданием Архиерейского Дома (сейчас он входит в состав музея как дворец князя Олега). В стенах было двое ворот, одни из них — северные, через которые и поныне входят в монастырь, сохранились полностью. Западные, выходящие к валам Кремля, позволяют полюбоваться на изящные башни, к которым крепились створки.
Их архитектура повторяет контуры защитных сооружений стен Кремля. После входа в Северные ворота справа можно было видеть братскую трапезную, за ней располагалась круглая башня и житница. Сейчас в это ряду построек сохранился только братский корпус и дом настоятеля, надстроенная над ним стеклянная галерея утрачена. На востоке от застроенной территории располагалось кладбище.
Архитектурный ансамбль монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) сегодня включает в себя несколько церквей и зданий хозяйственного назначения.
К его ведению относятся 3 храма:
Также в одной из башен кремлевской стены, обращенной к сохранившимся защитным валам, расположена часовня Пантелеймона Целителя, сооруженная в 1904. Частично сохранилась северная стена, плавно переходящая в защитные сооружения Кремля.
Внутреннее убранство
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) позволяет оценить в полной мере внутреннее убранство действующего и открытого для прихожан Спасо-Преображенского собора. Братские корпуса закрыты для посещения, церковь Иоанна Богослова пока полностью не реконструирована. Храм возведен на рубеже XVII – XVIII веков, освящен в первые годы восемнадцатого столетия.
Средства на сооружение предоставил рязанский купец М.Немчинов. Здание возведено как бесстолпный четверик, дополненный на восточной стороне трехчастной апсидой, венчает его одна небольшая глава с голубым куполом. Убранство собора очень скромное, это карниз с поясом ложных абсид и тройные колонны по углам четверика.
То, что здание относится к стилю нарышкинского барокко, подчеркивается резными наличниками и многоцветными изразцами на окнах. Скромный изразцовый пояс украшает и апсиду. Воссоздан высокий иконостас, возобновлены старинные росписи.
Святыни и мощи монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) гордится тем, что в его стенах находится икона Матери Божией «Нечаянная радость», признанная чудотворной. С ней связана таинственная история обретения. Передана в дар храму она несколько лет назад москвичом Георгием. Однажды, столичный коммерсант зашел в случайный частный магазин и увидел лежащий рядом с мусором образ.
Желая спасти от поругания, коммерсант приобрел икону. Она была изуродована, лики были покрыты царапинами, у Матери Божией не было руки. После находки москвич получил травму во время занятий спортом, оказался почти полностью парализован. Он долгое время молился перед найдены образом и выздоровел, снова смог активно двигаться.
Образ был привезен игумену Евфимию для реставрации.
После Георгий не расставался с ней, возил ее с собой в паломничества в Иоанно-Богословский монастырь. На рождественские праздники в 2016 году икона замироточила, после чего была покрыта лаком, что повредило красочный слой. Вскоре ей снова понадобилась реставрация.
Тогда она заняла свое место в монастыре. После второй реставрации она начала мироточить еще более активно. В храме сделали для образа деревянный киот и завели тетрадь, в которую получившие помощь делают записи. Моление с акафистом проводится каждое воскресенье, в 7-45.
Также прихожане храма приходят сюда к таким образам, как:
О каждом из них рассказывают истории о помощи в беде, здоровье, семейных делах. Есть в монастыре и чудотворные мощи.
Святыня | Описание |
святителя Феофана, Затворника Вышенского | Епископ Православной российской церкви, богослов. Родился в Орловской губернии. Канонизирован в 1988, как подвижник веры и благочестия. |
святителя Луки Крымского | Знаменитый врач В.Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи. Архиепископ Крымский. Целитель. Мощи хранятся в соборе во имя Святой Троицы в Симферополе. |
святого праведного Иоанна Кормянского | Родился в Могилевской губернии в 1837 год. Служил в д. Огородня Гомельского уезда, где открылись его духовные способности. Не дожил до революции, но предсказал ее приход. Мощи покоятся в Свято-Иоанно-Кормянской обители в Гомельской области. |
святой блаженной старицы Матроны Московской | Родилась в Тульской губернии в 1881 году. Слепая девушка могла исцелять больных и предсказывать. Мощи хранятся в Покровском женском монастыре в Москве. |
святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой | Евфросиния Полоцкая, до пострига звавшаяся Предслава, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Основала монастыри и многие храмы, учила грамоте. Мощи покоятся в Полоцком Спасо—Евфросиниевском соборе. |
святой преподобной Манефы Гомельской | Родилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Схимомонахиня несла подвиг в миру, утешая страждущих во время ВОВ. Нетленные мощи хранятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля. |
Ранее митрополит Рязанский и Михайловский Павел был направлен на служение в соседнюю страну, и стал митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, благодаря чему в храме появились мощи белорусских святых.
Наставники
Спасо-Преображенский монастырь с 21.10.2015 возглавляет игумен Евфимий (Шапкин). Духовное образование он получил в Рязанской семинарии, светское ранее было получено в художественном училище. До перехода в обитель он был иноком в Иоанно-Богословском монастыре.
Хиротонисан во диакона — 13 апреля 1997 года, и, сразу после этого, во иерея — 24 апреля 1997 года. По своему послушанию он реставрирует иконы, используя навыки, полученные в художественном училище.
Расписание служб, режим работы
Спасо-Преображенский монастырь приглашает верующих на богослужения.
Они проводятся в обычные дни:
Также по воскресеньям, в Двунадесятые праздники и на чтимый прихожанами Покров Богородицы, а также в день памяти апостолов Петра и Павла монастырь проводит две литургии: в 6.15 – в реставрируемом Иоанно-Богословском храме и в 8.30 – в Преображенском соборе.
Обычно в эти дни на службе присутствует множество прихожан. Также каждое воскресенье после поздней литургии проводится молебен с освящением воды. Территория монастыря открыта для посещения круглосуточно.
Правила посещения монастыря
Спасо-Преображенский монастырь неотделим от территории музея, поэтому среди зданий обители можно ходить в том виде, который удобен паломнику и туристу. Общие правила посещения территории заповедника расположены у входа в него. Они стандартны, включают в себя традиционные нормы поведения в музее и в общественных местах.
При входе в храм требуется выключить мобильный телефон. Женщинам, если они пришли в брюках и с непокрытой головой, в храме предложат юбки и платки. Мужчинам придется обнажить голову.
Престольные праздники
Спасо-Преображенский монастырь призывает прихожан прийти на службу на основные престольные праздники, в честь которых освящены его церкви или приделы к ним.
Посещение обители в эти дни позволит понять, насколько рязанцы почитают старейший из своих монастырей.
Интересные факты про монастырь
Спасо-Преображенский монастырь относился к числу монастырей второй категории. Насельники его жили скромно. В 1911 веке одну из келий описывают как 3 комнаты, к которым примыкает небольшая кладовая, где из вещей можно видеть только 2 кастрюли и 2 сковороды, все медные, керосиновую лампу, простой жестяной, без каких-либо излишеств, самовар.
200-300 лет жизни все здания комплекса были деревянными, и только после сожжения их войсками польского короля Владислава в 1647 году был возведен первый каменный храм. Сейчас при обители по традиции работает духовная семинария, ее возглавляет игумен монастыря.
Информация для паломников
Спасо-Преображенский монастырь расположен на территории Кремля в Рязани. Паломники могут встретить здесь многочисленные экскурсии, часто на территории музея проводятся городские праздники и концерты под открытым небом. Это не даст возможности ощутить монастырское уединение. Приобщиться к святыням можно в храмах.
Источника со святой водой на территории монастыря нет, как и общественной трапезной. Рядом с принадлежащим епархии и расположенным рядом с комплексом зданий обители Христовоздвиженским собором можно купить продукцию Иоанно-Богословского мужского монастыря, расположенного в селе Пощупово. Это хлеб, пирожки, пряники.
Утром выходного дня там же Рязанская епархия угощает прихожан и паломников горячим чаем.
Монастырь предлагает паломникам различные формы социального служения. О них и об экскурсиях по святым места, организованным епархией, можно узнать на стенде, расположенном у входа собор.
Посещение Спасо-Преображенского монастыря позволит приобщиться к святыням и ранним страницам истории Рязани. Обитель развивается, здания реставрируются, и участие в ее жизни станет важным делом для каждого христианина.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Спасо-Преображенском монастыре, Рязань
Внешний вид и обзор Спасо-Преображенского монастыря: