Московского уезда Иоанно-Предтечевской, с. Братеева, церкви священник Влад. Кирьяков. Московские церковные ведомости. № 27. 4 июля 1893 г. С. 365.
18. Данные по состоянию церкви в Братеево в 1812 г.
Село Сабурово Московской округи. Николаевская церковь осталась после неприятелей в целости, престол поврежден, срачица и антиминс сняты, одежда осталась в церкви. Также и приписная к оной Предтеченская в Братееве церковь цела, антиминса нет. Прихожане изготовили все нужныя к исправлению священнослужения вещи, и священник села Сабурова Стефан Андреев просил дозволения освятить эти церкви. На прошении преосвященный Августин 2 декабря 1812 года написал: «получить один антиминс и освятить церковь села Сабурова». … (Арх. Моск. Дух. Конс. 1813 г. № 1062).
ЦГИАМ, ф. 454, оп. 4, д. 17 (Н. Скворцов. Московский уезд. Существующие церкви.), с. 105.
19. План отрубного участка под названием Журавлиха, поступившаго в личную собственнность, согласно приговора от 19 октября 1909 года, крестьянке Марии Новожиловой села Братеева, Царицынской волости, Московской губернии и уезда из дачи села Дьяковскаго с селами и деревнями (Д-26). Выдел отрубного участка с возобновлением межевых знаков производил и план этот составлял, со снятием ситуации с натуры, по меридиану генерального межевания, от котораго магнитная стрелка отклонилась к востоку на 9 градусов, в 1910 году Землемер Землеустроительных Комиссий Московской губернии Иван Ветошкин. В участке состоит земли удобной и неудобной одна десятина двести восемьдесят три кв. сажен.
ЦГИАМ, ф. 210, оп. 50, д. 1804, л. 1.
20. Уставная грамота № 2339 Московской губернии Московскаго уезда, Коломенской волости, удельнаго села Братеева.
I. 1) В селе Братееве значится по 10й народной переписи крестьян мужескаго пола двести двадцать три души. Из этого числа убыло после 10й ревизии перечисленных в другия сословия две души. За тем состоит на лицо крестьян, долженствующих получить поземельный надел, подлежащий выкупу, двести двадцать одна душа.
2) Сверх того проживают в селе Братееве три отставных солдата, которые не входят в расчет крестьянскаго душеваго надела, но впредь до выбытия сохраняют в своем пользовании отведенные им из сего надела участки земли.
2) Для местности, где находится село Братеево, определен «Положением» высший размер душеваго надела в три десятины, а по числу душ в селении высший размер надела по означенному «Положению», на все крестьянское общество составляет шестьсот шестьдесят три десятины.
Предоставляемая в надел крестьянам земля заключается в даче села Дьяковскаго с селами и деревнями, а) в урочищах присельных: «Усадебной» 7 дес. 1150 саж., «Долгия доли» 8 дес. 100 саж., «Красный луг» 20 дес. 1200 саж., «Под завалом» 2 дес. 1000 саж., «Укос» 2 дес. 1700 саж., «Под Шепелевым, Лыхине и Дмитровом пруде» 84 дес. 300 саж., «У кладбища» 600 саж., «Пастбище и олешняк» 37 дес., «У трактира» 1 дес. 100 саж., «Околица» 7 дес. 200 саж., «Под ивняжец» 44 дес. 1450 саж., «У оврага по Борисовской дороге» 1 дес. 1100 саж., «У Государева сада» 6 дес. 2100 саж., «У Поганаго озера» 16 д. 400 с., «Кручи» 27 дес. 700 саж, «Рубеж» 13 дес. 500 саж., «По Борисовской дороге» 1 дес. 900 саж., «У Большаго озера» 1800 саж., б) в урочищах, несостоящих в одной меже с поселением: «Клин» 6 дес. 2050 саж., «Десятинки» 2 дес. 700 саж., «Плинтовка» 10 дес. 1400 саж., «Ершово» 36 дес. 1300 саж., «В овраге Ершове» 5 дес. 1900 саж., «Площадка» 14 дес. 400 саж. Поименованныя урочища ограничены в натуре существующими межами.
III. 1) Разверстания крестьянских угодий с удельными по селу Братееву не требуется.
2) находящийся в селе Братееве водопой в реке Москве и в речке Городянке, а равно проезжия и прогонныя дороги остаются в общем пользовании удела и крестьян, при этом крестьянам села Братеева воспрещается рыбная ловля в реке Москве.
3) находящаяся в селе Братееве и прилегающая к крестьянскому наделу оброчная земля в урочище: «Кручи» (в содержании у мирскаго общества крестьян села Братеева) мерою в 3-х полях восьмнадцать дес. тысяча триста саж., а также следующия оброчныя статьи: 1) трактир с участком земли мерою двести сорок саж. (в содержании у мещанки Соколовой), 2) участок земли, мерою четыре дес. тысяча шестьсот семьдесят одна саж. (в содержании у общества крестьян села Братеева) — остаются в непосредственном распоряжении Удельнаго ведомства. К означенным оброчным землям должен быть безпрепятственный проезд и прогон скота в существующих ныне местах.
IV. 1) За предоставленную в надел крестьянам землю, в количестве одной дес. тысячи четыреста девяносто четырех с одною третью саж. на душу, на основании 76, 77, 78 и 80 ст. Положения 26 июня 1863 года, и по расчету платимаго крестьянами, при утверждении того Положения, в доход удела поземельнаго сбора и подушнаго оклада, — причитается оброка с каждаго душеваго надела по три руб. пятидесяти восьми коп. с долями, а со всех двести двадцати одного душевых наделов семьсот девяносто два руб. восьмнадцать коп. в год. В течении первых двух лет со дня утверждения сего Положения крестьяне обязаны вносить изчисленный оброк в доход Удельнаго ведомства на прежнем основании, а по прошествии двухлетняго срока, в течении сорока девяти лет, вносить оный в казну в виде выкупных платежей за землю, в те же сроки, как и казенныя подати.
2) Выкупная сумма за весь крестьянский надел составляет тринадцать тысяч двести три рубля.
V. 1) Капитала для пособий крестьянам, принадлежащаго всей Коломенской волости, состоит на лицо и хранится в кредитных установлениях две тысячи шестьсот десять руб. пятьдесят пять с половиною коп. Суммы, отчисленной за 1860 год для освежения и пополнения хлебных запасов и хранящейся в кредитных установлениях состоит на лицо пятьсот пятьдесят один руб. Остатков от мирских сборов, принадлежащих также всей волости состоит на лицо и хранится в Московской Удельной Конторе 857 р. 43 к., в Коломенском Волостном Правлении к 1-му Декабря 1863 года 374 р. 31 1/2 коп. и в кредитных установлениях 371 руб., итого тысяча шестьсот два руб. шестьдесят четыре с половиною копейки, а всего четыре тысячи семьсот шестьдесят четыре руб.
15. 3 ноября в селе Братееве, Московского уезда, происходило освящение вновь отстроеннаго храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Старый храм находился на откосе берега реки-Москвы; берег этот до того размыло водой, что храм стал грозить разрушением. Из исторических справок видно, что в этот храм уединялись для молитвы последние патриархи. На новый храм, благодаря стараниям местнаго священника Владимира Кирьякова и церковнаго старосты П.В. Рыбакова, было собрано до 40,000 рублей, но так как денег этих было недостаточно для постройки храма, то о. Кирьяков снова стал просить доброхотных дателей о вспомоществовании. Просьба эта дошла и до нашего Августейшаго генерал губернатора Великаго Князя Сергия Александровича, который пожертвовал во вновь строющийся храм 3-х-ярусный вызолоченный иконостас, а один из московских капиталистов, П.В. Рейнберг, накануне освящения прислал св. сосуды. Освящение совершено было арх. Пантелеймоном в сослужении 12 священников.
Московские церковные ведомости. № 45. 8 ноября 1892 г. С. 676-677. [в данной статье много фактических ошибок].
16. Освящение храма во имя св. Иоанна Предтечи в селе Братееве, Московскаго уезда. 3-е ноября нынешнего года для братеевцев было поистине счастливым днем. В этот день освящен был в их селе новый храм, — каменный, просторный, благоукрашенный, несравнимый с тем, который был у них ранее. Никому не верилось, чтобы в таком бедном селе, приютившемся на высоком песчанном берегу Москвы-реки, окруженном со всех сторон богатыми селами, не имеющем ни леса, ни достаточного количества земли — и то суглинка — был выстроен когда нибудь храм, хотя сколько нибудь достойный своего имени, хотя сколько нибудь подобный окружающим его богатым храмам. И вот это невероятное событие, о котором можно было только мечтать, — случилось! Живейшая радость светилась в глазах братеевцев, когда впервые раздавшийся с колокольни благовест собрал их всех, как одного человека, ко всенощной накануне освящения; она смешивалась с удивлением, когда они, воочию увидя благолепие храма, невольно вспоминали то убожество, какое отличало их прежний храм. Невольно подумал каждый: Велик Бог христианский, не попускающий оскудения Своего селения.
Действительно, именно Божее дело — дело создания Братеевского храма, как сказал в своем слове священник этого села В.А. Кирьяков. На самом краю глубокого отвеса над рекой ютился старый деревянный храм. С каждым годом, особенно в разлив, река безжалостно отрывала землю и грозила храму падением. Мало того, самый храм — деревянной постройки представлял из себя ветхое низкое, убогое здание, лишенное какого-либо благолепия и убранства. Трапеза например, которая и доселе еще цела:- в ней правили службу за время стройки новаго храма,- представляет из себя низкую, неприглядную всю закоптившуюся комнату: в ней с правой стороны ютится небольшой иконостас, отделяя собой небольшой алтарь, в котором можно служить почти только одному. Солея его — это небольшая полоска, по которой нужно ходить с великой осторожностью, чтобы не оступиться (каково было священникам носить дары на великом выходе!).
Таков — бывший Братеевский храм! Довольно было одного взгляда, чтобы понять — как была настоятельна необходимость новаго. И ветхость его и опасность падения его в воду — все это каждого заставляло думать: — пора и давно пора строить новый храм. И думали об этом: и священники и мужички и посторонние, случавшиеся на селе! Но как решиться на такое большое дело, не имея буквально никаких средств. Еще при жизни предшественника настоящего священника пытались сделать сбор среди мужичков, но он достиг всего 700 руб. и только благодаря Н.А. Дрожжину, лично способствовавшему постройке храма и вложившему 2000 руб. — сбор достиг 2700 руб. но и это не деньги в сравнении с таким делом! Его отлагали в неизвестное будущее, а река, меж тем, продолжала свою зловещую работу…
Таково было положение дела, когда в Братеево поступил нынешний священник В.А. Кирьяков. Его, как новичка, в особенности поразили и убожество храма и опасность, грозившая ему. — Не обрадовала его и скудная сумма, собранная на построение нового храма и заставившая призадуматься. Но с другой стороны отлагать дело в неизвестное будущее — значило оставлять храм на произвол судьбы. А между тем, разве все храмы на святой Руси выстроены на готовые деньги? Мало ли примеров, когда, надеясь только на Божию помощь, приступали к созиданию храмов и успешно оканчивали дело? Руководясь такими рассуждениями, о. Кирьяков решил приступить к делу, но прежде хотел найти человека, который бы был за одно с ним и разделял бы тяжелый труд. Таковым оказался П.В. Фадеев, который согласился взять на себя должность старосты Братеевского храма. Два с половиной года тому назад с указанными малыми крохами приступили к закладке. Были приглашены знакомые старосты и священники из Москвы: многие из них приехали, — и тут-то оказалась не напрасной надежда на Бога. Воочию познакомившись с печальным положение дела, все как бы охвачены были энтузиазмом. Все обещали помощь, обещали находить благотворителей, — и тут же покрыли подписку, предложенную священником, посильными жертвами. Она достигла крупной суммы — около 3000 рублей. Главными подписчиками явились староста П.В. Фадеев и Н.А. Дрожжин, который, кроме того, взялся поставить кресты на будущий храм. Закипела работа; быстро пошла каменная кладка, но еще быстрее уходили деньги. Много помогала книжка для сбора, но не могла давать удовлетворение всем требованиям. Но Бог не оставлял святого дела: в самые критические минуты, когда, казалось не на что было и надеяться — вдруг нежданно, негаданно являлись благотворители.
Не будем подробно и последовательно описывать весь ход стройки, укажем только на выдающиеся факты видимого Божьего покровительства. Нужно было стлать полы, ставить колоды и рамы; наняли подрядчика Кудрявцева; между тем денег не хватало даже на материал — и что же? Кудрявцев, видя безпомощное положение, на свои средства ставит колоды и рамы, стоющие до 1000 рублей. Ехала по Курской дороге одна старушка; случился в вагоне на одной лавочке с ней родственник Братеевского священника. Разговорились; — он рассказал о строющемся храме, о скудости средств, словом, всю историю стройки. Слушательница оказалась личностью благочестивой настроенности, ревнительницей церковного благолепия; лично захотела посмотреть на строющийся храм и пожертвовала до 1000 рублей.
Нужно было думать о постановке иконостасов. В старой церкви было два иконостаса, из коих один замечательный по древности (16 в.), но ветхий, другой совершенно неприглядный. Чтобы поставить первый в новый храм, нужно было его поновить, подправить; но такую драгоценность нужно бы было отдать хорошему мастеру, чтобы не испортить, не извратить древние прекрасно написанные лики, на что средств никаких не оказалось. Случайно староста П.В. Фадеев узнает, что великий князь Сергей Александрович перестраивает церковь в губернаторском доме и желает иметь древний иконостас. Стали держать совет — не предложит ли великому князю древний Братеевский иконостас? Находясь в селе, никому неведомом, такая драгоценность ведь совершенно пропадет; а если великий князь пожелает взять ее, он, в замен, поможет поставить новый иконостас! Решено сделано; снарядили подводу, упаковали иконостас и отправились в Москву. Оказалось, — иконостас подошел под стиль, желаемый великим князем и был поставлен по благословлению Владыки-митрополита в домовую церковь генерал-губернаторского дома. В замен же взятого иконостаса Его Императорскому Высочеству, благоугодно было пожертвовать в Братеевский храм дорогой иконостас, стоявший прежде в домовой церкви генерал-губернаторского дома вместе с драгоценным голубем, изображавшим Святого Духа. ( Этот голубь, нужно думать, — большой стоимости. Не говоря уже про изящество работы, — самый голубь сделан из розок, а сияние из горного хрусталя ).
Засиял новый иконостас в Братеевском храме, придал ему благолепный вид; но вместе с тем породил новую заботу: невозможно было ставить рядом с таким изящным иконостасом другой иконостас из старой церкви, который мало того, что совершенно не подходит к нему по стилю, был очень неприглядный и убогий. но и тут Бог помог. Явился новый благотворитель Ф.С. Рыбаков, который и взялся поставить иконостасы в оба придела: из них один уже поставлен.
Так созидался Братеевский храм; таким же образом наполнялся он и утварью. Кто жертвовал пелены, кто — священные одежды, кто подсвечники. В.П. Рейнберг, владетель музыкального магазина в Москве, пожертвовал дорогие сосуды Хлебниковской работы. Приблизительная оценочная стоимость нового храма со всеми пожертвованиями — нужно определить ее в 30,000 рублей, из коих 10,000 рублей были пожертвованы наличными деньгами, — почему на храме и доселе долгу 7000 рублей, уплата которых требует новых благотворителей *).
*) Сообщение некоторых московских газет, что на постройку храма собрано было 40000 рублей — не верно.
Со вне храм очень красив. Стоит он на высоком месте — за селом; построен в византийском стиле; план выработан целостно, что приятно поражает зрителя. Внутри храм довольно величественный, чему способствуют поставленные в ряд три придела и обширный купол. Красоту храма составляют пожертвованный Великим князем иконостас и древние иконы необыкновенно хорошей кисти.
Величественную картину представлял собою храм накануне освящения. Была темная ночь, а богомольцы стекались со всех окружных сел и деревень. Чтобы осветить дорогу, — были зажжены многочисленные костры на далеком разстоянии. — Всенощную совершил местный настоятель с протодиаконом о. Юстовым, приглашенным московским купцом Пыховым; на литию же вышли о. архимандрит Пантелеимон, благочинный протоиерей о. П.И. Кротков, о. Н.А. Смирнов, родитель о. Кирьякова о. А.А. Кирьяков и родственники его — священники: Воскресенской г. Серпухова церкви С. Поспелов, Казанской, в Сущеве, церкви В. Марков, с. Голубова, Звенигородского уезда о. С.Д. Поспелов.
Пели певчие Андреева лучшим отделением. Освящение придела во имя Архистратига Михаила было совершено за ранней литургией оо. П.И. Кротовым, А.А. Кирьяковым, настоятелем храма В.М. Марковым и С.Д. Поспеловым при большем стечении народа. Освящение среднего престола было совершено за поздней литургией, которую служили о. архимандрит Пантелеимон, соседние священники: с. Сабурова о. П.Ф. Нарциссов, с. Борисова о. Н.А. Смирнов, с. Царицына о. В.Е. Казанцев, священник Воскресенской г. Серпухова, церкви о. С.Д. Поспелов и священник с. Коломенского С.М. Воскресенский. Во время причастного стиха настоятелем храма произнесено было слово, произведшее на слушателей глубокое впечатление. В этом слове о. Кирьяков живо описал историю построения храма, яве говорящую, что дело создания сего храма Божье дело.
После поздней литургии, как и после раней, было провозглашено многолетие Царствующему дому, Их Императорским Высочествам Сергею Александровичу и Елисавете Федоровне, Высокопреосвященнейшему митрополиту Леонтию, благотворителям и всем православным христианам. Торжество закончилось трапезой, предложенной о. В.А. Кирьяковым всем благотворителям и гостям, в большом количестве приехавшим из Москвы. Трапеза прошла очень оживленно: все были под впечатлением светлого торжества. Были предложены тосты за Их Императорские Величества, Их Императорские Высочества Сергея Александровича и Елисавету Федоровну, покрытые единодушным ура, за Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, сопровождавшиеся стройным пением многолетия, за благотворителей и главного виновника торжества о. В.А. Кирьякова. По адресу последнего было сказано много речей, обрисовавших пред слушателями и ту энергию о. Кирьякова, которая сказалась в построении храма, и ту любовь к святому делу, которая одушевляла о. Кирьякова за все тяжелое время построения.
В то же время, как происходила трапеза у священника, — на селе Братеевскими мужичками была предложена трапеза для всех богомольцев, стекшихся из окрестных селений. На этой трапезе было решено поднести хлеб-соль о. Кирьякову, что и было исполнено на утро следующего дня. Теми же Братеевскими мужичками во главе со своим священником будет поднесен хлеб-соль и Великому Князю Сергею Александровичу в благодарность за пожертвованный иконостас.
Священник Василий Марков. Московские церковные ведомости. № 51. 20 декабря 1892 г. С. 788-790.
Утром 30 апреля текущего года скончался в Москве священник села Брадеева Иоанно-Предтеченской церкви Н.А. Речменский, сын Московского священника (Никитской, что в Татарской — церкви). —
18 лет прослужил он в своем бедном приходе и ни разу даже не пытался просить перевода в другой лучший приход. Нет, он свои слабые силы сосредоточил на вверенных ему пастве и храме, и оставил по себе добрую память первой и благолепие последнего. Никто из окрестных священников не обращался к своей пастве с поучениями чаще Н.А. Не мудрена и не красна была его речь, но она была душевной и трогательной. Ни одного поучения не проходило у него без слез, и это были не слезы лицемерия, а следы чистой впечатлительной души, которая сама переживала все говоримое. Неудивительно, что поучения эти слушались крестьянами с радостью: простое задушевное слово проникало и грубую душу крестьянина. Но не одно слово было дорого для прихожан в Н.А. Не менее его он оставил по себе память и в делах. Он никого не обидел и не притеснил из своих прихожан. Мягкость и добродушие — вот отличительные признаки деятельности Н.А. среди прихожан. Он брал то, что давали, и не заводил тяжб и ссор за слишком ничтожное вознаграждение, а с бедняков нередко и ничего не получал за труды. Он сознавал, что тяжело жить на облитые потом и слезами пятаки бедняков. Прочие члены причта роптали за это упущение, роптала и семья среди нужды, но Н.А. страдал сам и не менялся своей доброй душой. Одним словом, он не был в тягость своим прихожанам. Каждый из них смело и свободно обращался к нему за разными требами, не опасаясь отказа из за цены или из за неимения, чем уплатить в данном случае.
Не смотря на бедность прихода, Н.А. успел много сделать и для благолепия храма. Он завел знакомство с некоторыми Московскими благотворителями и мало-по малу украшал свой храм. Много приобретается при нем церковной утвари даже довольно ценной; холодный храм был превращен в теплый, при чем вновь был устроен придел во имя священномученика Власия. Все годы шли советы с знатоками об укреплении берега и предотвращении подмыва церкви. В последние годы решено было перенести или перестроить церковь, и вот пред Н.А. явилась многотрудная задача — найти средства. Он испросил дозволение на сбор и успел собрать несколько тысяч, и таким образом он положил первый камень к задуманной церкви. Желание Высочайшее о распространении церковно-приходских школ нашло в Н.А. ревностного исполнителя. Он нашел попечителя, обещавшего средства на устроение и содержание задуманной школы и подал просьбу об утверждении попечителя и дозволении открыть школу.
Смерть застала Н.А. среди всех упомянутых хлопот. На страстной неделе он сильно простудился, больной он отправлял службы, больной он поехал и в Москву на святой в дом своего родителя и здесь то нашел себе смертный одр 30 апреля: воспаление легких свело его в могилу. 2 мая в Никитской церкви, при которой состоит священником его родитель А.И. Речменский и в которой не раз служивал покойный, состоялось отпевание его.
Литургию совершил соборне настоятель Данилова монастыря архимандрит Иона, благочинный покойного из села Коломенского протоиерей П.И. Кротков, и родственники покойного — священники: из Никитского монастыря о. Воинов, от церкви Рождества, что в Кудрине, о. Борзецовский, от церкви св. Никиты мученика, что на Швивой горке, и диаконы — родственники покойного. Во время причастного стиха двоюродный брат покойного студент IV курса Московской Духовной Академии Петр Смирнов произнес надгробное слово, в котором обрисовал главные черты характера и заслуги покойного приходу. На погребение собрали еще несколько родственников и знакомых из духовенства и много прихожан из с. Братеева, эти последние и донесли гроб покойного своего пастыря в Московский Данилов монастырь, где и нашел себе упокоение добрый и измученный труженник пастырь. Да дарует Господь покой его доброй впечатлительной — изстрадавшейся в сей жизни душе.
П. Смирнов Московские церковные ведомости. № 36. 4 сент. 1888 г. С. 471-472.
12. Писцовые книги Коломенской волости 1675 г. : [Выпись с писцовых книг Московского] уезду писма и межеванья столника Ивана Михайловича Афросимова да подячего Ивана Василева РПГ году. Написано: великого Государя дворцового села Коломенского приселок Братеев на Москве на реке, а в нем церковь во имя Усекновения Честные главы Иоанна Предтечи, деревяная, клецкии да предел Чюдо Архистратига Михаила, в церкви Иоанна Предтечи и в пределе месных образов: образ Иоанна Предтечи, образ Архистратига Михаила да двои царские двери, на престоле: одежда крашенинная, Евангелие печатное, Евангелисты серебреные басемные, крест благословенной, обложен серебром, золочен, на жертвеннике сосуды деревянные [на полях: оловянные другие сосуды], воздух и покровы камчатые, покровы ветхи, пелена тафтяная, ветха да риз: ризы камчатые, зеленые, оплечье бархат золотной, ризы камка зеленая, оплечье бархатное красное, ветхи, подризник киндяшной, ветх, патрахел бархатная, ветха, другая патрахел бархат черной да книг: апостол, требник, минея общая, служебник, шестоднев, псалтырь со воследованием, треод постная, другая цветная, пролог, книга житие Николая Чюдотворца, паникадило медное о девяти шанданах, колоколница на четырех столбах, крыта тесом, на ней четыре колокола, весу в них восемь пуд, церковь от поповых и от крестьянских дворов в дватцати саженях, в приселке Братееве на церковной земле: [поп с 2 сыновьями, дьячек], усадная земля того ж села со крестьяны вместе, пашни паханые церковные худые земли подле зараз восемь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу пять десятин да капуснику полдесятины, а что в приправочных книгах написано: дворы бобылские и места келейные, и бобыли померли, а усадная их и келейная земля припущена к церковному кладбищу, в приселке Братееве крестьян: [27 дворов, 84 мужчины, у одного хозяина имеется приемыш — зависимый работник, у другого — купленный поляк], под дворами и огороды усадные земли с церковною восемь десятин, животинного выпуску девять десятин с полдесятиною, пашни паханые середние земли шездесят три чети с третником в поле, а в дву потому ж, лесные поросли новозаповедной рощи олшнягу восемь десятин, ивнягу пять десятин, болото три десятины да за речкою Городенкою по пашне десять десятин, сена в Братеевских лугах подле Долгова озерка и по борисовских крестьян покосы сорок три десятины, капустнику две десятины, в живущем две выти с полувытью и полполполтрети выти, в пусте полвыти и полчети выти, приселка ж Братеева крестьяня владеют пустошми из волового денежного оброку, а оброк платят в Приказ Болшаго Дворца села Коломенского и приселков и деревень со крестьян вместе: пустошь Федора Василищева, Андреева тож, подле пустоши Соболева, пашни паханые худые земли пять четей да лесом поросло шеснатцать четей в поле, а в дву потому ж, сена по заполью десять копен, пашню пашет и сено косит приселка Братеева крестьянин Алешка Иевлев с товарыщи, в пусте выть без полчети выти; пустошь другое Валищево у Дмитриева пруда, пашни паханые худые земли семь четей, пашут приселка Братеева крестьяне Васка Филипов с товарыщи да лесом поросло четыре чети в поле, а в дву потому ж, сена по заполью пятнатцать копен, в пусте полвыти без полполполтрети выти; пустошь без трети Олгинино, Демехинская тож, на Хмелевском враге, пашни паханые середние земли три чети, пашут приселка Братеева крестьяне Афонка Устинов да Офонка Осипов, кустарем поросло семь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Братеевских лугах подле Мочил и подле сенного покосу пустоши Крупина десятина, лесу пашенного три десятины, в пусте полвыти, а треть той пустоши владеют села Бесед крестьяне; пустошь, что была деревня Крупино, Бряиново другое тож, а на ней четыре места дворовых, пашни паханые худые земли шеснатцать четей да лесом поросло десять четей в поле, а в дву потому ж, сена в Братеевском лугу две десятины да на Борисовских лугах две десятины и с тем, что владел села Коломенского земской дьячек, пашню пашет и сено косит приселка Братеева крестьянин Васка Филипов с товарыщи, а крестьяне ис той деревни вышли в приселок Братеев, а иные померли, в пусте выть и полполтрети выти. РГАДА, ф. 1239, оп. 2, д. 1359, л. 193-195 об.