расписание богослужений в феодоровском соборе в пушкине
Феодоровский Государев собор в Царском Селе
Контакты
Расписание богослужений
Богослужения совершаются ежедневно.
В 17.00 накануне воскресных и праздничных дней совершается Всенощное бдение, по будням акафисты:
Архитектурный стиль: неорусский (русский)
Автор проекта: арх. В.А.Покровский (Пещерного храма арх. В.Л.Максимов)
Годы упразднения: 1934-1992
Феодоровский Государев собор в Царском Селе
Фото: Aртур Терентьев (из группы ВКонтакте). Октябрь 2013г.
Феодоровский Государев собор в Царском Селе
Фото: Aртур Терентьев (из группы ВКонтакте). Октябрь 2013г.
Феодоровский Государев собор в Царском Селе
Фото: Aртур Терентьев (из группы ВКонтакте). Октябрь 2013г.
Служения при храме
воскресная школа
лекторий
социальная помощь
молодежные клубы
Ближайшие места
о Феодоровском Государевом соборе
З аложен в 1909 как Государев собор Собственного Его Величества конвоя и Сводного пехотного полка, или приходской храм для царской семьи и полков царской охраны. Построен в 1909–1912. 2 сентября 1912 освящен верхний храм (арх. В. А. Покровский), во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых (престольные праздники: 27 марта, 29 августа); нижний пещерный храм (арх. В. Л. Максимов) – 10 декабря 1912, во имя прп. Серафима Саровского (15 января, 1 августа).
В 1922 собор разграблен, в 1934 – закрыт и переоборудован под кинозал. Возвращен верующим в 1991. С 15 января 1992 совершаются богослужения в пещерном храме, а с 29 августа 1996 – в верхнем. Летом 2002 нижний храм вновь освящен. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством.
Престольные праздники
Связанные места
Баннеры
Вы можете использовать баннеры этой страницы для вашего сайта
Феодоровский Государев собор в Царском Селе
• По всем вопросам обращаться в WhatsApp:
+7 904 336-39-64 (Светлана);
+7 911 950-73-82 (Ирина)
Феодоровский Государев собор в Царском Селе запись закреплена
Феодоровский Государев собор в Царском Селе запись закреплена
Сегодня день рождения великой княгини Ольги Николаевны Романовой.
Великая княжна Ольга Николаевна (1895—1918) – первенец императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны родилась 3 (15) ноября 1895 года.
Показать полностью.
В своих воспоминаниях Михаил Дитерихс писал о ней так: «Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих Она производила впечатление своей ласковостью, Своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши».
Ольга была воплощением христианских добродетелей, скромной, с сострадательной душой.
Во время Первой мировой войны она была сестрой милосердия. Семья Государя все свое время отдавала раненым и больным воинам. Ольга старалась ничем не показывать своего высокого положения, с ранеными всегда была деликатна и проста в общении. В мемуарах одного из офицеров, бывшего пациентом лазарета в Царском Селе, С.П. Павлова передан разговор с княжной: «Как-то Великая Княжна Ольга сказала мне, что завтра Они у нас в лазарете не будут, так как Они должны будут посетить лазарет Большого Дворца (Екатерининский дворец) и что Им там будет очень скучно. С присущей Ей мягкой и застенчивой улыбкой Великая Княжна объяснила и причины этой скуки: – Там все так строго и официально, что приходится следить за каждым Своим шагом, так как там Мы в центре внимания. Нам никогда там не нравилось и сестры там такие важные. Только у Себя, в Своем лазарете, Мы чувствуем Себя хорошо и уютно»!
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна вместе со своей семьёй в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге.
Прославлена вместе с родителями, сёстрами великими княжнами Татьяной, Марией, Анастасией и братом Цесаревичем Алексеем в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года.
Приход
На приходе осуществляется деятельность образовательных программ разного уровня. Каждому уровню соответствует определенный возраст, что позволяет с самого раннего возраста начать образовательную деятельность в сфере изучения православной веры. Это позволяет продуктивно осуществлять объединение прихода и принятие новых прихожан.
К ним следует отнести Воскресную школу,
где осуществляется работа с детьми с 5 до 14 лет.
Дальнейшее образование продолжается в молодежном объединении «Genesis»,
где осуществляется работа с молодежью в возрасте от 15 до 35 лет.
Затем для более глубокого изучения Священного Писания существуют беседы на Еванегелия,
которые осуществляют образовательную деятельность для людей любого возраста.
Вне формата возраста стоят Катехизаторские беседы,
которые предназначены для изучения основ Христианской веры перед принятием Крещения для людей любого возраста.
Поделиться:
Православный календарь
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (после 350). Прп. Варлаама Ху́тынского (1192).
Прп. Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800–820).
Сщмчч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова пресвитеров, прмчч. Варлаама Никольского, Гавриила Владимирова, Гавриила Гура, прмцц. Нины Шуваловой и Серафимы Горшковой (1937); сщмч. Василия Крылова пресвитера (1938).
Кол., 261 зач., IV, 10–18.Лк., 63 зач., XII, 2–12.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23143.Свт.:Евр., 318 зач. (от полу’), VIII, 3–6.Лк., 64 зач., XII, 8–12144.
Феодоровский Государев собор (Пушкин)
Феодоровский Государев собор построен в 1909-1912 годах, памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Храм относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа.
Содержание
История [ править ]
Временная церковь [ править ]
В 1895—1896 годах в районе Египетских ворот Царского Села разместился Сводный пехотный полк. Для него были построены деревянные казармы. Рядом был размещён и Собственный его императорского величества конвой.
В середине 1900-х годов возникла идея строительства на территории казарм архитектурного комплекса в стиле XVII века под названием «Фёдоровский городок». Центральной доминантой должен был стать полковой храм.
В конце 1908 года император Николай II лично указал и отмерил шагами место для постройки постоянного храма на поляне, прилегающей к парку, неподалеку от Александровского дворца.
В начале 1909 года был сооружён временный храм для чинов Сводного пехотного полка и Собственного конвоя. Помещение было найдено в новом каменном здании учебной команды полка. Здесь установили иконостас походной церкви лейб-гвардии Преображенского полка, полученный 13 (26) января 1909 года. Обустраивал храм капитан лейб-гвардии Павловского полка Д. Н. Ломан. 6 (19) февраля 1909 года в церкви состоялась первая служба. Временная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.
Для храма были пожертвованы из Москвы утварь и облачение. Сюда была передана икона святого Серафима, написанная матерью Серафимой, старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, освящённая у мощей преподобного в год его прославления. Игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря, Нектария, пожертвовала точную копию чудотворной иконы Знамения Божией Матери Понетаевской.
24 мая (6 июня) 1909 года, с переходом полка на летнюю стоянку в Петергоф, церковь была закрыта. В ней продолжались работы. Князь М. С. Путятин создал чертёж нового иконостаса, который создавался с июня по декабрь 1909 года. Архитектор В. А. Покровский, не изменяя помещение, украсил интерьер церкви утварью и иконами, сооруженными по древнерусским образцам. Стены были обтянуты парусиной, крашеной в красноватый цвет, с набитыми на ней орлами времен царя Алексея Михайловича. В храме были собраны древние иконы и ряд святынь.
По окончании строительства Феодоровского собора, вся утварь временной церкви (за исключением иконостаса) была перенесена в его нижний придел и устроена в виде пещерного храма с сохранением престола преподобного Серафима Саровского. Здание, в котором находилась временная церковь сохранилось до нашего времени.
Строительство собора [ править ]
Одновременно началось сооружение Фёдоровского собора. Император специальным указом утвердил Строительный комитет по возведению собора под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета вошёл и Д. Н. Ломан.
Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н. Померанцеву. Архитектор разработал проект в первичных для него формах в стиле церквей К. А. Тона. Проект был одобрен.
20 августа (2 сентября) 1909 года состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Феофан (Быстров), епископ Ямбургский. Первый закладной камень был положен императором Николаем II.
Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А. Н. Померанцева подвергся критике. Стало ясно, что замысел слишком велик и громоздок.
А. Н. Померанцеву было отказано, взамен приглашён молодой В. А. Покровский. Принято считать, что В. А. Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем виде, без последующих переделок и пристроек XVI века.
Проект был утверждён 1 (14) августа 1910 года. Вместе с В. А. Покровским работал В. Н. Максимов.
Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александра Фёдоровна. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Например, 26 февраля (11 марта) 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и 4 (17) марта — колокола. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников.
Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.
Пещерный храм был устроен путём перенесения всего убранства временной церкви с сохранением престола во имя преподобного Серафима Саровского. Он был освящён 27 ноября (10 декабря) 1912 года Серафимом, епископом Кишиневским.
По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом В. А. Покровского. По указанию Николая II роспись Фёдоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи «на Толчках» в Ярославле и Воскресенского храма в Ростовском Кремле. Был учреждён специальный комитет, под председательством К. Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д. Н. Ломана, графа А. А. Бобринского, В. А. Покровского и др. В связи с этим члены Комитета выезжали в Ярославль и Ростов. Императору был представлен обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий, копий живописи и другое. Всё было одобрено.
Храм с 1914 по 1934 год [ править ]
26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор».
Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни. В пещерном храме император молился в дни говения.
Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.
Император посещал службы в соборе довольно часто. Как правило, в таких случаях соблюдался этикет: на боковом подъезде императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант. Далее императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос; дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Николай II и члены его семьи традиционно присутствовали в Фёдоровском соборе перед важными делами.
В 1917 году собор стал приходским храмом, через год в Детскосельский отдел ЗАГСа были переданы все метрические книги. В 1922 году произошло самое крупное изъятие имущества. В 1925 году убранство Пещерной церкви было оценено и передано в Екатерининский дворец-музей, а в 1927 году на выставку в Русский музейный фонд были изъяты старинные облачения. Кроме того, в соборе произошло несколько краж, ответственность за которые была возложена на «двадцатку».
Храм с января 1928 года был одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничнства из других иосифлянских храмов Ленинграда: протоиерей Алексий Кибардин водил гостей по храму, подробно с демонстрацией предметов рассказывал об императорском периоде жизни собора. 21 апреля 1931 года представителями ОГПУ во время ареста протодиакона Николая Нейдбайлика были отобраны ключи от собора, которые затем были обнаружены брошенными на городской площади. 26 августа того же года храм был снова открыт.
Период закрытия [ править ]
Впервые вопрос о закрытии храма прозвучал на уровне Детскосельского горсовета в декабре 1932 года. Поводом послужила задержка перезаключения «двадцаткой» договора с властями. Кроме того, в качестве причин назывались большое количество действующих храмов в Детском Селе (пять) и необходимость выделения помещения для устройства клуба Института молочного животноводства.
13 июня 1933 года было принято решение Леноблисполкома о закрытии храма. Официально собор был закрыт решением ВЦИК 27 декабря 1933 года.
Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. После передачи икон из нижнего храма в Русский музейный фонд выяснилось, что большинство из них, считавшихся подлинно древними, полностью или отчасти фальсифицированы.
Мозаика была закрашена. Верхний храм был приспособлен под кинозал, экран располагался на месте алтаря. В нижнем — был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки.
В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов здание сильно пострадало от обстрелов. Были сильно разрушены стены северного и западного фасадов, повреждены перекрытия кровли, уничтожен главный купол. Лестница главного входа была разобрана. Архив, находившийся в храме, сгорел.
По некоторым сведениям, после войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки к собору. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985—1995 годах трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора.
Современное состояние [ править ]
Весной 1991 года Фёдоровский собор был передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора. 15 января (по другим данным, 1 марта) 1992 года начались богослужения в нижней, а 29 августа 1996 года — в верхней церквях.
В 1995 году Фёдоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.
15 октября 2006 года, около 8:30, в подвальном помещении, приспособленном под хранение икон, на площади 10 м² сгорела церковная утварь, приготовленная на реализацию.
4 сентября 2009 года в Москву из Амстердама были доставлены две иконы — Божией Матери и святого Александра Невского, ранее находившиеся на главных хоругвях верхнего храма. На сегодняшний день это первые иконы Фёдоровского собора, обнаруженные в зарубежной частной коллекции. Приобретённые известным московским коллекционером И. В. Возяковым, эти иконы будут выставлены для обозрения в «Доме Иконы на Спиридоновке» в Москве.
Святыни [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 196607, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д. 34
Расписание богослужений [ править ]
Богослужения совершаются ежедневно, кроме понедельника (требный день).
В будни Литургия: 10:00, исповедь: 9:30, по воскресеньям в 7:00 и 10:00, исповедь за 30 мин. до службы.
Вечерние богослужения: 17:00. Акафисты в 17:00: по воскресеньям — Иисусу Сладчайшему, по вторникам — св. Царственным Страстотерпцам; по средам — пред Феодоровской иконой Божией Матери; по четвергам — пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по пятницам — прп. Серафиму Саровскому.
Верхний храм Феодоровского Государева собора
Краткое описание
Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столпов, высотой внутреннего объёма и хорошей освещенностью.
Он имел пятиярусный иконостас, выполненный по проекту В. А. Покровского. Высота иконостаса составляла 11 метров. В иконостасе размещались иконы, исполненные в Москве с древних образцов в мастерской Н. С. Емельянова (ныне находятся в Государственном музее истории религии).
Утварь верхнего храма в стиле XVII века изготовила фирма «П. И. Оловянишников и сыновья». Мебель для обоих храмов была изготовлена резчиками по дереву Сергиева Посада.
Н. С. Емельяновым в 1914 году были начаты пробы росписи верхнего храма. Успели расписать 4 столпа на высоту человеческого роста, однако вследствие сырости стен и начавшейся войны эти работы пришлось остановить.
В верхнем храме на солее справа находилось царское место, с установленными креслами; рядом — дверь соединявшая храм с верхней царской комнатой и «царской» лестницей, соединяющей оба храма. Там же, справа от алтаря, располагалось молельня императрицы.
Роспись верхнего храма Феодоровского Государева собора
До революции храм Феодоровской иконы Божией Матери полностью расписать не успели, были выполнены лишь растительные орнаменты на треть высоты колонн.
Работа над росписью верхнего храма в Феодоровском Государевом соборе в г. Пушкине осуществлялась мастерской церковного искусства «Образ» с начала 2016 по 2017 год по благословению епископа Царскосельского Маркелла.
Силами творческого коллектива художников и реставраторов мастерской «Образ» создано и реконструировано несколько интерьеров храмов в С-Петербурге и Ленинградской области, а так же выполнены другие монументальные работы на территории нашей страны и за ее пределами. Среди участников творческого коллектива есть члены С-Петербургского отделения союза художников России, а так же медалисты Академии художеств. Руководитель мастерской «Образ» Бурлаков А.А.
Работа над программой росписи Феодоровского Государева собора, ее композиционных и стилистических особенностях, велась на основании сохранившихся исторических материалов и описаний. В частности по фотографиям с изображением росписи нижнего регистра столбов, а так же изучении аналогичных памятников этого времени, например интерьера в здании государственного банка в Нижнем Новгороде, эскизы росписи которого выполнены Билибиным И., а исполнены известной московской артелью братьев Пашковых, и наследия архитектора Покровского В.А. – автора существующего облика собора. Колористическое и композиционное решение основано на изучении натурных этюдов интерьера Феодоровского Государева собора, выполненных в 1913 г Сырневым Л.А.
Роспись состоит из фигуративной, сюжетной части и декоративной орнаментальной, которая в свою очередь содержит в каждом регистре храма надписи, текст, несущий особое смысловое значение.
Расположение надписей в храме имеет четкую структуру: верхний регистр — купол, барабан и своды имеют Христологический — Евхаристический смысл, а нижний регистр — верхний ярус столбов, стены и хоры — богородичное. Верхний регистр: надпись в скуфье барабана — часть песнопения евхаристического канона, надпись над парусами — часть тайной молитвы священника во время евхаристического канона. Надписи вокруг тетраморфов, иллюстрирующих завершающую часть тайной молитвы священника, изображают их возглашения и входят в песнопения евхаристического канона. Надписи в распалубках сводов комментируют изображения символов Евхаристии — чаши и виноградной лозы, а символ Христа — рыба — в совокупности с крестом, указывает на причастную жертву Спасителя. Нижний регистр: на столбах припев из канона Богородице, стены — часть молитвы из Акафиста Феодоровской иконе Божией Матери, на хорах величание Феодоровской иконе Божией Матери. В совокупности они выражают идею молитвенного прославления Богородицы.
1. Скуфья купола: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.»
2. В восьмиугольнике под барабаном (в капельнике) из Служебника, священническая молитва:
«С ними и мы блаженными силами, владыко человеколюбче, вопием и глаголем свят еси и пресвят, ты, и единородный твой сын, и дух твой святый: свят еси и пресвят, и великолепна слава твоя, иже мир твой тако возлюбил еси, якоже сына твоего единородного дати, да всяк веруяй в него…»
3. Вокруг тетраморфов в парусах: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» трижды.
4. Вокруг столбов: «Пресвятая Богородица спаси нас» трижды.
5. Арка восточного трансепта, распалубки с изображением чаш, южный распалубок: «Чаша твоя упоявающа мя..» из 22 псалма. Северный распалубок: « Приимите сию и разделите себе» Ев. От Луки, гл 22, стих 17.
6. Арка западного трансепта с изображением винограда, южный распалубок: «Аз есм лоза истинная и отец мой делатель есть» Ев от Иоанна, гл 15, стих 1. Северный распалубок: « Аз есм лоза, вы же рождие» Ев от Иоанна, гл 15, стих 5.
7. Арка северного нефа с изображением крестов, западный распалубок: «Сим знаменем победиши», восточный распалубок аналогичная надпись на латыни.
8. Арка южного нефа с изображением рыб, западный распалубок: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», восточный распалубок – аналогичная надпись на греческом. 9. Надпись по периметру стен, молитва из Акафиста Пресвятой Богородице: « О премудрая госпоже, царице богородице! Приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но, яко милосердая мати, не престани молищи, егоже родила еси, да дарует нампрощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием ти: помилуй рабы твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно делы благими. Призри на нас недостойных, ты бо еси упование и покров наш, жизнь и свет..».
10. Надпись на хорах, величание: « Величаем тя, пресвятая дево, богоизбранная отроковице, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим».
В верхней части стен расположены композиции из клейм иконы Богоматери Феодоровской. Они идут от иконостаса по часовой стрелке в следующей последовательности:
1. Великомученик Федор Стратилат, несущий икону по улицам Костромы.
2. Явление чудотворного образа князю Василию Ярославичу. (Или обретение чудотворной иконы князем Василием Ярославичем.)
3. Перенесение чудотворной иконы в Кострому.
4. Чудотворная икона, стоящая в воздухе во время пожара.
5. Битва при Святом озере или битва костромичей с татарами.
6. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство.
Руководитель мастерской «Образ» Бурлаков А.А.