раннехристианская архитектура храм св софии в константинополе
Собор Святой Софии в Константинополе.
Собор Святой Софии в Константинополе.
История собора периода Византийской империи.
Собор Святой Софии в Константинополе — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.
Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.
Архитектура и интерьер собора.
Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.
Собор Святой Софии. Интерьер.
Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.
Собор Святой Софии. Убранство.
Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.
В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.
В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.
Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа. По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).
Досье собора:
Строительство: 532–537 годы
Закладка камня: 23 февраля 532 года
Освящение: 27 декабря 537 года
Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму
Основатель: император Юстиниан I
Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Статус: музей Айя-София
История:
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Как найти собор святой Софии (скачать карту):
Архитектурные особенности собора:
Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.
Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.
Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.
Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульптуру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.
Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.
В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.
Раннехристианская архитектура храм св софии в константинополе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Архитектура Святой Софии в Константинополе
Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества — является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры.
Строители Константинопольской Софии — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами, очень развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний своей эпохи. Оба они имели очень широкий как архитектурный, так и общий кругозор. Это позволяло им свободно выбирать в прошлом то, что могло пригодиться при сооружении величайшего здания современности.
Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.
Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи. Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси).
Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является приём, при помощи которого они связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол Пантеона. Этот приём относится к наиболее смелым и удачным идеям в архитектуре прошлого. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Оно привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.
Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Этим была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.
Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед собой как бы продолжение анфилад дворцовых залов. Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в каждом подразделении стены. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер. На противоположной стороне нефа этому соответствуют колоннады, открывающиеся в средний неф.
Ещё: Комплекс храмов в Дейр Эль-Бахри
Дейр эль-Бахри — археологическая зона в окрестностях Луксора (древние Фивы), первые важные находки в которой были сделаны Гастоном Масперо в 1881 г. Последующими исследованиями были открыты три поминальных храма, принадлежащие фараонам Ментухотепу II (XXI в. до н. э., обнесён колоннадой и увенчан пирамидой), Хатшепсут (XV в. до н. э., на трёх террасах с гипостилем) и Тутмосу III (XV в. до н. э.) Вместе с другими памятниками Фив охраняется как памятник Всемирного наследия.
Воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть помещений врублена в скалу (полускальный). Перед фасадом был расположен огромный парадный двор. Гипостильный зал огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы вели пологие подъемы — пандусы.
Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий). Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами со сценами войн и царской охоты. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Под полом открытого двора с колоннадой были устроены 6 гробниц женщин семьи Ментухотепа I, а их заупокойные молельни были в западной части колонного зала. За основной частью храма находились вырубленные в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. Поминальный храм в скале.
В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижнийхрамик, или пропилеи. От него к заупокойному храму вела мощеная дорога, длиной в 1200 м, огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее на ровном расстоянии друг от друга были установлены каменные раскрашенные статуи царя. Перед фасадом по оси со всеми помещениями – парадный двор.
сад во дворе, 2 больших водоема на крыше нижней террасы; пирамида- символ наверху
История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея
Собор Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО. История собора — в материале РБК
История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции).
Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.
На фото: одна из мозаик в храме изображает императора Юстиниана с моделью собора Святой Софии (слева) и императора Константина с макетом Константинополя (справа)
Именно в этом соборе в 1054 году началась история католической и православной церквей. Кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это стало итогом продолжавшихся разногласий между западной и восточной частями христианской церкви
В XV веке собор перестал быть главным храмом Византийской империи и местом коронации ее правителей. Константинополь захватили османы, храм стал мечетью Айя-София. Внешний облик собора претерпел изменения: к нему пристроили четыре минарета. Считается, что византийские мозаики в интерьере сохранились, потому что при устройстве в здании мечети их замазали штукатуркой
Музеем Айя-София стала в 1934 году во время правления Кемаля Ататюрка (после падения Османской империи и установления Турецкой Республики он провел масштабные реформы, в том числе направленные на придание большей светскости обществу. — РБК). Собор стал музеем, в котором можно было увидеть как христианские, так и мусульманские элементы интерьера.
На фото: американский профессор Томас Уитмор (слева) возглавлял работу по реставрации мозаик собора в 1930-е годы
Спустя почти 90 лет Айя-София перестанет быть нейтральным зданием и снова откроется как мечеть: суд отменил решение правительства Ататюрка, а президент Турции Реджеп Эрдоган подписал соответствующий указ. Он предложил подумать о превращении здания в мечеть еще в прошлом году (Коран там начали читать еще в 2016-м). При этом он заявил, что Айя-София должна остаться открытой для туристов.
В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей. — РБК) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.
В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.
Собор Святой Софии: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории
Величественные минареты собора Святой Софии (Hagia Sophia) уже много лет высятся над горизонтом Стамбула в Турции..
Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении долгих 1500 лет, переживая частые реконструкции и достройки.
Собор Святой Софии
Сакральное здание пережило империи и религии переходного периода. То, что начиналось как раннехристианская базилика, в конечном итоге превратилось в мечеть, затем в музей, и, в конце концов, вновь стало мечетью.
Раннехристианская базилика Святой Софии
Собор Святой Софии (Hagia Sophia)
Собор Святой Софии (Hagia Sophia) внутри
Собор Святой Софии (Hagia Sophia), вид с квадракоптера
Архитектурное чудо, собор Святой Софии (в пер. с греческого «святая мудрость») имеет увлекательную историю и является излюбленным местом туристов и верующих. Собор был свидетелем крестовых походов, мировых войн и политических перестроек, и потому его наследие занимает центральное место как в истории Турции, так и в мировой истории.
Прошлая жизнь собора: базилика
Как и многие другие соборы и базилики, собор Святой Софии стоит на месте, испокон веков имеющем религиозное значение.
Считается, что на месте современного здания когда-то стоял римский языческий храм. Во времена Римской империи стратегически важный древний город на Босфоре был известен как Византия до правления императора Константина I. Будучи первым христианским императором, он перенес столицу империи из Рима в Византию в 324 году н.э. Отныне город носил название Константинополь. Этот монументальный сдвиг в римской религиозной политике и географии центра власти сделал Константинополь важным христианским местом. Константинопольский епископ уступал по силе и престижу только Римскому.
Первая христианская церковь на месте будущего собора Святой Софии была построена сыном Константина, императором Констанцием II в 360 году н.э., хотя ее строительство было вероятнее всего заказано самим Константином после обоснования в новой столице. Следующие римские императоры продолжали делать пристройки и ремонтировать «Великую церковь». Раскопанные остатки древней церкви в том виде, в котором она стояла в V веке, демонстрируют сложную каменную кладку, сводчатые потолки и фризы с раннехристианской символикой. Церковь была уничтожена пожаром в 532 году н.э. во время восстания Ника – бунта расстроенных граждан, которые не соглашались с политикой советников и императора Юстиниана I.
Под управлением Юстиниана Великого
Несмотря на крупнейшее в истории города восстание, императора Юстиниана помнят по прозвищу Великий. Во время своего правления с 527 по 565 год н.э., император контролировал только восточную половину территории, которая когда-то была Средиземноморской Римской империей. Западная половина, включая сам Рим, внутренне ослабла под давлением «варваров» – германских готов. К 476 году н.э. западная часть империи перестала существовать. Восточная половина стала известна как Восточная Римская империя или Византийская империя. Юстиниан I правил в период военной экспансии и правовой реформы. Он известен составлением свода римского гражданского права «Свод Юстиниана», который способствовал созданию единой и исключительной правовой системы.
Нынешний собор Святой Софии – одно из главных наследий императора. После разрушения Великой церкви во время восстания Ника, Юстиниан почти сразу приказал возвести новую. Архитекторы Анфимий Тралльский и Исидор Милетский, приглашенные для работы, были математиками, и церковь опиралась на их знания в сферах инженерии и геометрии. Они спроектировали огромный высокий каменный купол, поддерживаемый двумя полукуполами меньшего размера. Внутри церкви есть три нефа и галерея. Снаружи она была облицована плиткой из белого мрамора, а интерьер выполнен из полихромного мрамора насыщенных зеленых, серых и пурпурных оттенков. Многие из колонн, поддерживающих здание, были привезены из других городов по всей империи.
Внутри собора Святой Софии (Hagia Sophia)
Внутри собора Святой Софии
Внутри собора Святой Софии в Стамбуле
Несмотря на математическое мастерство архитекторов, новое здание все же не выдержало веса собственного купола во время двух землетрясений 550-х годов. Был построен новый ребристый купол, который был выше, но одновременно устойчивее предыдущего из-за специальных тромпов (угловых опор в квадратном пространстве под ним). Роскошный интерьер церкви приобрел новые черты во время правления Юстина II, наследника Юстиниана, который приказал украсить стены золотыми мозаиками. В церкви также была «императорская дверь», предназначенная для личного пользования императора.
На протяжении почти 900 лет, пока здание оставалось под властью Византии, сменявшие друг друга императоры дополняли убранство церкви. Между 10 и 12 веками стены были украшены новыми мозаиками с изображениями византийских императоров, Константина Великого (получившего статус святого в Восточной церкви), Девы Марии и Иисуса Христоса. Остальные дополнения имели языческое происхождение.
Лекционарий Захариса Византийского
Лекционарий Захариса Византийского – манускрипт на греческом языке, созданный специально для собора Святой Софии примерно в 1100 году.
На протяжении византийского периода собор Святой Софии требовал проведения капитального ремонта из-за возраста и повреждений от землетрясений и пожаров. В 1054 году Великое разделение церквей раскололо церковь на православную и римско-католическую. В то время как запад признавал авторитет Папы, восток отвергал римскую власть и считал патриарха (одного из пяти епископов, возглавлявших церковь) Константинополя «Первым среди равных».
После раскола восток был осажден крестоносцами по приказу Римско-католической церкви. Хотя первоначальной целью крестовых походов было нападение на оккупированные мусульманами Святые земли, во время четвертого похода католические силы нацелились на своих православных братьев. В 1204 году город Константинополь был разграблен, в том числе пострадал и собор Святой Софии. Как следствие, империя потеряла контроль над городом до 1261 года.
Под правлением османов
Собор Святой Софии как мечеть с минаретами в 1718 году. Гравюра голландского художника и писателя Адриана Реланда (Adriaan Reland).
События 13 века окончательно ослабили Византийскую империю. А турецкие народы к востоку от византийских земель, напротив, набирали силу.
Османская империя продвигалась в сторону Балкан и постепенно набирала военную мощь. Султан Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году, фактически взяв под свой контроль последнюю жемчужину из короны старой Византийской империи. Во время захвата столицы и без того старое здание собора было в очередной раз повреждено и разграблено. Однако красота здания настолько поразила султана, что он решил оставить церковь и превратить ее в мечеть.
С религиозной точки зрения эта трансформация означала чтение шахады (свидетельство о вере в Единого Бога Аллаха) и проведение пятничной молитвы в Айя-София («Собор Святой Софии» на турецком языке), а с архитектурной – требовала изменений внутреннего убранства.
Айя-София и паломники
Айя-София и пятничная молитва
В соборе поставили минбар (кафедра с лестницей для проповедей), а михраб (ниша в стене мечети), обращенный в сторону Мекки, заменил христианский алтарь. Также был пристроен минарет, с которого звучал призыв к молитве.
Фонтан у собора Святой Софии, Турция