раковский свято троицкий женский монастырь

Памятник архитектуры, объект культурного наследия народов РФ

Ныне действующий Большераковский пансионат – бывший женский монастырь, основанный в 1859 году. Община в свое время была очень крупная.

В Самарской губернии имелось всего две золотошвейных мастерских, в которых осваивали уникальную профессию – в Иверском и Большераковском монастырях.

Община являлась духовным центром, объединяющим православием две народности: мордву и чувашей.

С 1862 по 1900 год в Большераковском монастыре находился чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших», на поклонение которому шли со всей губернии.

В монастырских летописях засвидетельствовано множество чудес, исцелений слепых, немых, бесноватых.
Основательницей и первой игуменьей монастыря стала А.И. Кадышева, которая и передела сюда икону.

Долгие годы чудотворный образ был родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Еще 1666 году чудотворная икона «Взыскание погибших» приплыла по Волге к Саратову и явилась местному воеводе Кадышеву.

Анна Ивановна получила чудотворную икону в наследство от бабушки, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря.

Известно чудесное исцеление у иконы неизлечимо больного сына графа Шереметьева.

После роковых семнадцатых монастырь в одночасье прекратил свое существование. На месте часовни, которую долгие годы «орошала» верой и молитвой живая дорожка, воздвигли идол революции.
Святой образ в настоящее время находится в Самарском Покровском кафедральном соборе. По вторникам перед иконой поется акафист Пресвятой Богородице, а 18 февраля, в день памяти чудотворного образа «Взыскание погибших», совершается торжественный молебен и крестный ход.

Источник

Раковский Свято-Троицкий монастырь

Из Википедии — свободной энциклопедии

Раковский Свято-Троицкий монастырь — недействующий женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Красный Городок Красноярского района Самарской области России.

Был создан как женская община в начале 1850-х, став одним из центров беседничества — старческого учения в православии, но после обвинения беседников в сектантстве они были вынуждены оставить общину. С середины 1850-х в обители хранилась икона «Взыскание погибших», почитающаяся как чудотворная и считающаяся одной из важнейших святынь Самарской епархии. В 1886 году община была преобразована в монастырь, который просуществовал до середины 1920-х, после чего был упразднён. Часть монастырских построек сохранилась и используется под психоневрологический интернат.

Источник

Красный Городок. Раковский Свято-Троицкий женский монастырь.

Храмы монастыря:

Бывшее подворье монастыря в Самаре:

Карта и ближайшие объекты

раковский свято троицкий женский монастырь. . раковский свято троицкий женский монастырь фото. раковский свято троицкий женский монастырь-. картинка раковский свято троицкий женский монастырь. картинка .

Статьи

Свято-Троицкий Раковский монастырь, общежительный, в 70 верстах от Самары, между селами Большой Каменкой и Раковской. Основан в 1886 году из существовавшей с 1862 года женской общины. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших», прославившаяся чудесными исцелениями в 1896 году (крестьянина Алексея Казакова) и в 1898 году (дьякона Петра Кандалинцева и крестьянина Василия Лазарева). При монастыре школа и странноприимница. Монастырь имеет подворье при селе Старой Майне, Ставропольского уезда, открытое в 1904 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В монастыре было 5 церквей, 4 разрушены, на месте Троицкой церкви стоит памятник Ленину. Сохранился большой сестринский корпус,в центре которого находился игуменский корпус с домовой церковью. От домовой церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» сохранился барабан от главки на крыше.

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко «Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.)», Самара, 2002, стр. 65-78

В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром «беседничества». Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей

Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь.

За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница.

25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца.

Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

Монастырь владел двумя подворьями. Одно находилось в Самаре, второе в селе Старая Майна (ныне в Ульяновской области). В 1906 году на монастырском подворье в Самаре была поставлена каменная часовня, выполненная по проекту архитектора А.А. Щербачева. Часовня была выстроена в русско-византийском стиле, с живописным силуэтом, массивной кладкой основания, тяжелыми барабанами и полукруглыми куполами. Имела очертания креста, но казалась округлой за счёт неглубоких выступов порталов. Подворье монастыря в Старой Майне открыто по просьбе жителей в 1904, на нем оборудована домовая церковь. По просьбе крестьян из монастыря в Старую Майну совершался крестный ход с иконой Божией Матери «Взыскание погибших».

Монастырь был упразднен в 1920-х годах, точная дата закрытия монастыря спорна. По одним сведениям, монастырь был закрыт в 1928 году, по другим — в 1924 году. Все церкви были разрушены, в келейном корпусе размещено педагогическое училище. В 1934 году территория монастыря перешла к колонии беспризорных, в 1936 году здесь разместили Большераковский дом для престарелых и инвалидов. С 1979 года на территории монастыря размещается Большераковский психоневрологический диспансер для инвалидов. Монастырское подворье в Старой Майне после 1918 года было преобразовано в артель «Трудовая община», а в 1928 году закрыто. Имущество подворья с землей передано сельскохозяйственной коммуне. Подворье в Самаре было национализировано. Находившаяся на подворье часовня действовала до 1920-х годов, после чего несколько лет стояла в запустении. Была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте стоит жилой дом (ул. Ленинская, 210).

Главной святыней обители, да и всей Самарской епархии, являлась чудотворная икона Божией матери «Взыскание погибших», пожертвованная в 1850 году Кадышевой Анной Ивановной. По преданию, бытовавшему в семье дворян Кадышевых, в 1666 году икона приплыла по Волге к Саратову, где и была явлена местному воеводе Кадышеву. Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и обличением похитителей церковного имущества. Икона передавалась из поколения в поколение, пока не перешла к Анне Ивановне Кадышевой, которая будучи настоятельницей Раковской общины, передала семейную реликвию в дар обители. После упразднения монастыря икона пропала, но в 1954 году икона была передана в Покровский собор Самары, где и находится в настоящее время.

Известно несколько списков с чудотворного образа. О первом известно со слов Кадышевой. В начале 1860-х годов монахиня Дивеевского монастыря написала копию иконы, которая в дальнейшем находилась в Нижегородском Спасском (Ярморочном) соборе. Её дальнейшая судьба неизвестна. Другая копия, написанная настоятельницей Раковского монастыря Анатолией, находилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома. Её судьба также неизвестна. В самарском храме апостолов Петра и Павла хранилась копия, известная как «нерукотворная», написанная крестьянином села Утевка Самарской губернии Григорием Журавлевым 13 февраля 1888 года. Нерукотворной она считается, так как Журавлёв был инвалидом от рождения, лишённым рук и ног, при работе над этой и иными иконами кисть он держал зубами. В настоящее время икона передана в Самарский епархиальный церковно-исторический музей. Также известен список с иконы, находящийся в Покровской церкви в Гатчине Ленинградской области. На иконе сохранилась надпись, что она «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда».

По материалам книг: Блок В.С., Катренко К.А. «Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.)». Самара, 2002, с. 86-88. Якунин В.Н. «История Самарской епархии». Тольятти, 2011. с.58-59.

В 1863 году был построен и освящён первый храм обители. Это была деревянная, тёплая домовая церковь во имя Святой Троицы. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». Кроме неё в церкви также хранились частицы святых мощей и часть Животворящего креста Господня. Храмовый праздник отмечался 9 мая во имя Святой Троицы.

К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена самарским епископом Константином 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. Храмовый праздник отмечался 24 октября.

25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. Обряд проводил самарский епископ Герасим, пожертвовавший общине образ Успения Божией Матери — копию с киевской чудотворной иконы. При церкви находилась каменная колокольня. Храмовый праздник отмечался 15 августа.

В середине 1890-х гг. была построена и 20 мая 1895 года освящена епископом Гурием каменная трёхпрестольная теплая церковь во имя Святой Троицы. Строительство велось на средства самарского купца Н.П. Масленникова. Правый придел был освящён 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», левый был освящён 23 мая 1895 года во имя святителя Николая Чудотворца. Престольные праздники отмечались 25 мая в главном приделе, 5 февраля в правом и 9 мая в левом приделах.

Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый епископом Серафимом 8 сентября 1884 года. Храмовый праздник отмечался 6 декабря. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

В 1906 году на монастырском подворье в Самаре была поставлена каменная часовня, выполненная по проекту архитектора А.А. Щербачёва. Часовня была выстроена в русско-византийском стиле, с живописным силуэтом, массивной кладкой основания, тяжелыми барабанами и полукруглыми куполами. Имела очертания креста, но казалась округлой за счёт неглубоких выступов порталов.

Монастыри Самарского края, 2002, с. 65.

Источник

П. Альбицкий. Икона Б. М. Взыскание погибших

Несколько слов от публикатора:

Чудотворная икона «Взыскание погибших» из Раковского во имя Св. Троицы монастыря почитается в Самарском крае и Поволжье с начала 1860-х годов. «Православная энциклопедия» сообщает, что основным источником сведений о ней является очерк самарского священника Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского). Очерк этот, включающий также и сведения о Раковском женском монастыре Самарской епархии, был опубликован в журнале «Самарские Епархиальные Ведомости» (1896 г.; № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138), с тех пор не переиздавался, здесь предлагается вниманию читателей в полном объёме, в современной орфографии.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ», находящейся В СВЯТО-ТРОИЦКОМ РАКОВСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Самарской епархии и уезда.
(1666—1895 г.г.).

Введение. Источники и пособия. План очерка.

Источники и пособия.

Основными источниками при составлении сей статьи послужили нам следующие материалы:

3. Рукопись в переплёте в 4 д. л. «Сказание о разных чудесах и исцелениях (от св. иконы) Божьей Матери «Взыскание погибших» в Свято-Троицком Раковском монастыре (с 1861 г. и по 1895 г.).

5. Рукопись на семи полулистах. Дело по хозяйству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины, о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского, началось 9-го ноября 1862 года.

6. Брошюра (перепечатки из «Самарских Епархиальных Ведомостей» за 1887 г.) священника Иоанна Ливанова на 11 стр. «Преобразование Свято-Троицкой Раковской женской общины в монастырь».

7. Статья «Поездка в Раковскую женскую пустынь Самарской губернии». (Т. М. «Душеполезное Чтение». 1882 г. Авг. Ст. 482-443).

Пособиями нам служили следующие книги: «Дни Богослужения» протоиерея Добольского, «Взыскание погибших», Троицкая книжка № 636 (м. 1892 г.), «О церковном богослужении» Белюстина и др.

Поручая себя Архипастырским Вашим молитвам и святоотеческому покровительству, с глубоким почтением и безграничною преданностью имею долг пребыть

Вашего Преосвященства
покорнейшей послушницей
Игумения Анатолия.
10-го апреля 1893 года.

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глоголати недостойнии.

Начнём с описания внешнего вида св. иконы «Взыскание погибших». О внешнем виде св. иконы нужно сказать, что она древнего, византийского стиля и по объёму своему равняется протяжению около 7 1/8 верш. в длину и 5 3/8 верш. в ширину, Копия с неё, писанная самою настоятельницею Раковского монастыря, находится в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близь правого клироса.

Замечательно ещё, что на священном лике Заступницы рода христианского и Божественном лике Спасителя нашего и руках по временам появляются благоуханные капли, как бы миро. Это особенно заметно было в 1895 году, в месяце мае, во время освящения нового каменного храма, 20, 22, 23 чисел и пред выносом сей чудотворной иконы из монастыря, в день служения молебнов по разным случаям в домах желающих принять сию святыню с 29 мая, и служение сих молебнов продолжалось до 25 октября, вследствие разрешения епархиального начальства.

История св. иконы «Взыскание погибших», пребывающей доднесь в Раковском женском монастыре Самарской епархии и уезда, близко связана с дворянским благочестивым родом Кадышевых. Св. икона «Взыскание погибших», по фамильному преданию, хранившемуся в роде Кадышевых, первоначально приплыла по реке Волге к г. Саратову и была явлена здесь тогдашнему Саратовскому воеводе Кадышеву в 1666 году [1].

У воеводы, коему вьшала честь обрести св. икону, она находилась около 50 лет и, переходя от одного поколения к другому [3], через 150 лет стала пребывать у бабушки А.И. Кадышевой. Благочестивая старушка эта заставляла свою внуку в течение 40 лет нередко прочитывать акафист Богоматери пред св. иконою Её. Будущая основательница Раковской общины, преобразованной в августе 1886 года в общежительный монастырь (Синод. Указ от 7 авг. 1886 г. за № 2851) А.И. Кадышева, овдовев, решилась вполне посвятить себя на служение Богу и Его Пречистой Матери. Доброе желание благочестивой вдовицы послужить Господу Богу совпало с желанием келейниц села Раковки иметь её, вдову Кадышеву, строительницей и настоятельницей Раковской женской общины. Она согласилась. Св. икона «Взыскание погибших» как неразлучный спутпик её жизни, конечно, был с нею.

Пребывание св. иконы «Взыскание погибших» в С.-Петербурге ознаменовалось чудесным исцелением одиннадцатилетнего отрока, сына высокопоставленного лица, графа Шереметева. Это чудесно-знаменательное событие сделалось известным тогдашнему приснопамятному мудрому и проницательному Московскому святителю Филарету [Дроздову], который отнёсся к св. иконе «Взыскание погибших» с особенным вниманием и благоговением.

На обратном пути Кадышева заехала, имея с собою св. икону «Взыскание погибших» в известный по торговле и благочестию жителей г. Нижний Новгород. Тогдашний Преосвященный Нижегородский Нектарий [Надеждин] пожелал иметь копию с чудотворной св. иконы «Взыскание погибших», что при помощи Божией и сделано было рукою благоговейной инокини Дивеевского монастыря, после недельного поста, молитв и причастия св. таин. Копия эта со св. чудотворной иконы «Взыскание погибших» находится в Нижегородском [Спасском] ярмарочном соборе [5].

Слава о чудесных исцелениях от св. чудотворной иконы «Взыскание погибших», разумеется, быстро разнеслась по селениям уездов Самарской губернии, близких к Раковской обители, а потом и в разных местностях других губерний. Нашлось много среди православных верующих поселян таких лиц, которые сердечно желали брать для молитвы и благоговейного воззрения в свои дома св. икону, прославленную чудесами.

Консистория постановила послать Указ настоятельнице общины относительно ношения св. иконы, служения молебнов пред нею и раздела доходов следующего содержания:

1. «Священнику общины прежде отправления его, по желанию жителей, в какое-либо село для совершения молебнов, предуведомлять духовенство того села чрез нарочно посланного о своём прибытии.
2. Молебны служить или обще с местным духовенством, или попеременно.
3. Для сборов денег за молебны иметь кружку и опущаемые в неё доходы за молебны разделять пополам с местным причтом.
4. В том случае, если приходского священника нет, и он не будет на служении, требовать к себе кого-либо из причта, и выделять на весь причт третью часть из кружки.
5. Особо от сей кружки, учредить другую кружку на приклад св. обители и из неё, по накоплении в ней денег, высыпать сумму при местном причте и лицах от обители, и деньги записывать в особую шнуровую книгу сполна, с подписом лиц, учинивших высыпку.
6. По сдаче денег начальнице вносить оные сполна в приходную книгу общины.
7. О всяком беспорядке, могущем произойти при молебствиях сего ради, не медля доводить до сведения благочинного, в ведомстве которого находится сельская церковь, и благочинному не медля дознавать истину и доносить Его Преосвященству».

Мнение сие утвердив, Его Преосвященство предписал: «Сельским причтам довольствоваться, впредь до усмотрения, свечным доходом от служения молебнов пред образом Божией Матери, а кружечный доход пусть будет в пользу общины; на первый раз едва ли будет, что делить, так что и самое хождение с иконою разрешается не ради прибыли денежной, а ради душевного усердия православного народа. Эти же правила постановить и для общины Раковской» (как предписано положением Самарской Духовной Консистории, о хождении с иконою Божией Матери из Николаевской женской общины) [6].

Из монастырской летописи о Чудотворениях от св. иконы «Взыскание Погибших».

1. В 1862 году в июле месяце из села Домашки была привезена женщина, одержимая злым духом восемь лет. В церкви она бывать не могла, а также и приступать к св. тайнам. Услыхав об исцелениях в Раковском монастыре от нашей чудотворной иконы «Взыскание погибших», родные этой больной привезли её сюда. Привезли еле живую. Она совершенно не могла двигаться. Но когда муж её и родные хотели внести её в церковь, то никак не могли её осилить. Больная была так тяжела, что даже при помощи монастырских работников едва внесли её в церковь и положили пред чудотворной иконой. Пригласили священника отслужить молебен. Во время пения молебна больная лежала как мёртвая. Её покрыли покровом от иконы, влили в рот немного елея; после елея её начало подёргивать. Больная открыла глаза и начала всматриваться в окружающее и совершенно спокойно спросила, где она находится? А когда священник окропил её св. водой в осенил св. крестом, больная перекрестилась, встала и сама приложилась к св. иконе. Нельзя описать радости как самой больной, так и её родных. Они от великой радости благоговейно, беспрестанно повергались ниц пред св. иконою, воздавали ей хвалу и благодарение.

2. 1865 года. Однажды весной во время утреннего Богослужения мы все были перепуганы страшным рёвом, который исходил как будто от зверя. Мы, все молящиеся, находились на хорах. Услыхав такой страшный рёв, мы поспешили вниз, где узнали, что рёв происходил от трёхлетнего ребёнка, у которого во время рёва горло раздувалось до необыкновенной величины. Мы спросили мать ребёнка, что за причина такого страдания малютки, она с плачем рассказала следующее: «У нас в доме была свадьба, и вот когда жених и невеста поехали в церковь венчаться, хозяйка дома приготовила для новобрачных обед. Эта же девочка сидела на лавке, глядела на приготовление и, вероятно, хотела есть, потому что как только все ушли из избы, девочка подошла к столу и начала есть. Не успела она проглотить и двух кусочков, как неистово закричала и начала метаться». Мать её тотчас же отправилась с нею в нашу обитель, чтобы просить Божию Матерь об исцелении. И действительно, чудо исцеления не замедлило совершиться. Служили молебен с водосвятием, после которого больную девочку приложили к св. иконе и напоили св. водой, и её болезнь миновалась.

4. 1870 года, августа 9-го дня, одна женщина, по обещанию пришла в монастырь помолиться с мужем и больным ребёнком. По окончании службы, когда приложились к чудотворной иконе, больной ребёнок вдруг начал умирать. Мать и отец ребёнка были в большом горе. По совету сестёр они взяли елея из горевшей лампады, и едва успели влить несколько капель оного в рот дитяти, как он тотчас же открыл глаза и совершенно ожил, к величайшей радости родителей.

5. 1868 года. Села Аделякова келейница, по имени Ирина была больна ногами. Никакие средства не помогали. Тогда она обратилась к Божией Матери ко «Взысканю погибших», отслужила молебен, после которого помазала св. елеем из лампады свои больные ноги и получила исцеление.

9. 1876 года. Одна женщина, именем Матрона, была больна семь лет. Тело её все было в язвах. Кое-как привезли её в монастырь. Здесь отслужили молебен с водосвятием, по окончании которого больную напоили св. водою, а язвы помазали св. елеем. Ей тут же стало лучше, а на другой день она стала совершенно здорова.

10. Одна женщина с клятвою уверяла, что видела при спуске чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибшнх» сияние такое сильное, как от солнца, а церковь всю в огне от пола до потолка.

11. 1873 года. Привозили больного расслабленного. Тело его было, как мешок, тяжёлое, бесчувственное. В такой болезни он пролежал целый год. Принесли его в церковь и положили как мертвеца. После литургии начали служить молебен Божией Матери. Чудотворную икону спустили. Молебен служили с водосвятием и акафистом. Не успели прочитать и половины акафиста, как больной вруг встал на колени, начать усердно молиться. После молебна сам, без помощи других, приложился к чудотворной иконе; напоили его св. водой и помазали св. елеем. На другой день этот больной причастился св. таин. В монастыре он прожил целую неделю, молился пред иконою Божией Матери, усердно благодаря Её за своё исцеление.

12. Женщина слепая приходила просить у Божией Матери пред Ея чудотворной иконой прозрения. И что же? По совершении молебна больная женщина прозрела.

Краткие сведения о Раковском женском монастыре.

Процвела есть пустыня яко крин, Господи.
(Гл. 2. Ирм. пес. 3).

В 1871 г. А. Ив. Кадышева отправилась ко св. местам и, вместо одного года, пробыла в путешествии два года.

Преосвященный Герасим, епископ Самарский, сначала вызвал было исправляющею должность настоятельницы Феофанию, из Ключегорского монастыря. (Ключегор. Богородиц. жен. монастырь 3 класса, в 70 верстах от г. Бузулука Самар. губер. при селе Ключегорье. Община с 1864 г. переименована в монастырь 1880 г. ). Потом через год тот же Преосвященный Герасим утвердил настоятельницею монастыря Анатолию [Тейс].

Монастырь имеет до тысячи десятин собственной земли, на которой производится посев разных хлебов. Кроме исполнения монастырских обязанностей, сёстры монастыря занимаются рукоделием (уборкою икон, шитьём золотом, тканьём ковров и вышиванием полотенцев и друг.), но, к сожалению, мало находится заказов. Вообще, нужно сказать по совести о сёстрах монастыря, что они очень старательны и усердны в исполнении своих монастырских послушаний.
В монастыре четыре храма:

1. Деревянный, холодный на монастырском кладбище, первый по построению, во имя святителя и чудотворца Николая, в 1884 году переименован был Преосвященным Серафимом, Епископом Самарским, по случаю перестройки его за ветхостью, во имя Всех Святых.

2. Второй храм, во имя Пресвятыя Троицы, находится в настоятельском корпусе, где находятся кельи сестёр монастыря, деревянный, тёплый и весьма удобный для сестёр обители.

3. Третий храм во имя Успения Божией Матери, каменный, холодный с таковою же колокольнею, довольно поместительный, с прекрасно устроенным иконостасом.

4. Четвёртый храм, каменный, тёплый и трёхпрестольный, сооружён Самарским купцом Николаем Петровичем Масленниковым, на его собственные средства, по его благочестивому усердию и снабжён церковною утварью достаточно. Храм сей освящён в 1895 г. Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским в следующем порядке: главный престол во имя Пресвятыя Троицы освящён 20 мая; второй престол во имя «Взыскание погибших» освящён 22 мая, третий престол во имя святителя и чудотворца Николая освящён тем же Епископом Гурием, 23 дня того же месяца. При освящении всех престолов принимали участие: о. Архимандрит Тихон, инспектор классов Епарх. жен. училища священник И.А. Панормов, местный благочинный И. Ливанов и другие из окрестных сёл священники. В день святыя пятидесятницы, 21 мая, заведующая монастырём монахиня София, поступившая в монастырь в 1894 году, по указу Св. Синода была произведена Преосвященнейшим Гурием в сан Игумении сего монастыря [8].

ПРИМЕЧАНИЯ П. АЛЬБИЦКОГО:

ДОПОЛНЕНИЯ К ОЧЕРКУ П. АЛЬБИЦКОГО:

«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(По материалам «Православной Энциклопедии»: http://www.pravenc.ru/text/158344.html )

«Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (празд. 5 февр.), под этим названием известны несколько чудотворных икон. Служба с акафистом «Взыскание погибших» составлена во 2-й половине XIX века на основе общей службы Пресвятой Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из русского текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед которым молился Феофил, сообщений нет.
Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями несколько образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери».

По опубликованным в Интернете данным:

Икона «Взыскание погибших» из Раковского монастыря писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7; 23,9 см) близки описанным священником П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на её близость к памятникам, выполненным под влиянием западных (итальянских или критских) образцов в конце XVIII в.

С 1862 г. чудотворную икону «Взыскание погибших» из Раковского монастыря приносили в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

После революции 1917 г. начались гонения на церковь. В 1924 г. монахини Раковского монастыря отказались передать икону обновленческому архиепископу Александру Анисимову (?). В 1928 году Раковский монастырь был закрыт, и икона сохранялась у оставшихся в живых монахинь. В 1953/54 г. икона «Взыскание погибших», по распоряжению епископа Иеронима, была перенесена в Покровский кафедральный собор г. Самары, где она пребывает и в настоящее время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день её празднования (5/18 февраля) совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в середине сентября крестном ходе вокруг города.

1) инокиней Дивеевского монастыря. Икона находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе, её судьба неизвестна;
2) настоятельницей Раковского монастыря игуменией Анатолией; хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса; судьба неизвестна;
3) крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. (Г. Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил список «в подобие и меру», держа кисть зубами). Икона, известная как «нерукотворная», хранилась в храме апостолов Петра и Павла г. Самары, позже была передана в Самарский епархиальный церковно-исторический музей.
4) «Сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игумении Анатолии с сёстрами в память чудесного избавления императора Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 октября 1888 г. близ ст. Борки). В советские годы икона была частью настила пешеходного моста, обретена в 1950-х гг. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл., в настоящее время находится в церкви Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февраля 1994 г. на всенощной в канун празднования «Взыскание погибших» образ начал мироточить.

ТРОПАРЬ И КОНДАК ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

(По материалам сайта Седмица.ру: http://www.sedmitza.ru/text/977689.html )

Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Превечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы, припадающе, молимся и надеющиеся на Тя да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси Владычице Взыскание погибших.

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, не предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Ин кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, для хождения с чудотворною святою иконою Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящеюся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда, по селам и деревням, для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию Святыню, игумениею Раковского монастыря Софией; хождение имеет быть с первого числа мая месяца по октябрь сего 1897 года

Самарского уезда: село Черновка, деревня Орловка, деревня Орлянка, деревня Нероновка.
Бугурусланского уезда села: Павловка, Орлянка, Карабаевка, Калиновка, Захаркино, Аделяково, Сидоровка, Клиновка, Сарбай, Семеновка, Барские Ключи, Тимашево.
Бузулукского уезда села: Черновка, Страхово, Богдановка, Коноваловка, Марычевка, Богатое (Павловка), Виловатое, Гвардейцы, Заплавное, Алексеевка, Усманка, Таволожанка, Александровка, Александровка Царская, Перевозниково, Лабазы, Скворцовка, Курманаевка, Кандауровка, Кутуши, Родионовка, Ромашкино, Семеновка, Сергиевка (Жилинка), Алексеевка (Землянка), Несмеяновка, Летниково, Славинка.
Николаевского уезда села: Самовольная Ивановка, Александровка, Мокша, Дмитриевка, Подъемное, Яблоновый Гай, Сухая Вязовка, Березовый Гай, Домашкинские Вершины.
Самарского уезда села: Дубовый Умет, Черноречье, Спиридоновка, Бобровка, Смышляевка, Алексеевск, Студенец, Гвардейцы, Кривая Лука, Богдановка (Моисеевка), Ново-Запрудное, Тростянка.

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1897 г. С. 182-184

Самарский уезд: села: Хорошенькое, Шилан, Чубовка, Водино, Черноречье, Спиридоновка, Лопатино.
Николаевский уезд: села: Моча (Бузулукского уезда), Дубовый Умет (Самар. у.), Колыван, Вязовый Гай, Сухая Вязовка, Березовый Гай, Яблонный Враг, Подъем, Димитриевка, Зуевка (Бузулукского уезда), Богдановка, Моршанка, Самовольная Ивановка, Вязовка, Барсуковка, Глушица Большая, Высокое, Мосты, Ломовка, Тепловка, Яблонный Гай, Канаевка, Горелый Гай, Кирпичи (Клевенка), Даниловка, Селезниха, Грачевый Куст, Сестры, Черниговка, Украйна.
Бузулукский уезд: села: Александровка, Андреевка, Кутуш, Кандауровка, Курманаевка, Погромное, Медведка, Каменная Сорма, Баклановка, Вознесенка, Пронькино, Петропавловка, Покровка, Яшкино Старое, Кузьминовка, Грачевка, Ново-Игнашкино, Владимировка (Самар. у.), Троицкое, Сергиевка, Всесвятское, Таллы, Преображенское, Булгаково.
Бугурусланский уезд: села: Троицкое, Пилюгино, Кудрино, Рождественское, Среднее Аверкино, Слобода Аманакская, села: Подбельское, Покровское, Тиргаль, Архангельское, Троицкое, Вечканово, Исаклы, Никольское.
Самарский уезд: села: Зубовка, Кротовка, Чистовка, Липовка, Димитриевка, Кандабулак, Ивановка, Петропавловка, Владимировка, Красные Дома, Вязовка, Раковка.
На подлинном маршруте резолюция Его Преосвященства 26 января 1898 г. последовала таковая: «Утверждается».

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1898 г. С. 39 – 43.

Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, для хождения с чудотворной св. иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре Самарского уезда по селам и деревням для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию Святыню, игумениею Раковского Свято-Троицкого монастыря Софией; хождение имеет быть с первого числа мая по месяц октябрь 1899 года:

Бузулукский уезд: Красносамарская крепость, Куляшевка, Зуевка, Ореховка.
Николаевский уезд: Орловка (Каралык), Августовка (Лемеховка), Большая Черниговка, Украйна.
Бузулукский уезд: Александровка (Сергеевка), Ивановка, Александровка (Грачевка), Покровка (на Тананыке), Шабаловка, Грибановка, Ивановка, Антоновка (Костино), Лаврентьевка, Ромашкино, Родионовка, Кутуши, Курманаевка, Кандауровка, Шулаевка, Архангельское (Елховка), Жидиловка, Погромное, Медведка, Каменная Сарма, Нижняя Вязовка, Верхняя Вязовка, Каменка, Грачевка (на Току), Игнашкино, Ключи (Владимирское), Сергиевка (Жилинка), Жданово, Карамзино, Булгаково.
Бугурусланский уезд: Пилюгино, Контажевка (Самодуровка), Куроедово, Рождественское, Средне-Аверкино, Слобода Аманакская, Подбельское, Ишуткино (Архангельское), Микушкино (Троицкое), Вечканово, Исаклы, Никольское (Смагино), Осиновка.
Бугульминский уезд: Шентала, Новокувацкое, Туарма, Слобода Старокувацкая, Черемшанская крепость, Девлезеркино (Однодворка), Петровское, Кондурчинская крепость.
Самарский уезд: Зубовка, Кротовка, Чистовка, Дмитриевка, Липовка, Кандабулак, Петропавловка, Владимировка, Красные Дома, Вязовка, Раковка.

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1899 г. С. 67 – 69.

Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, для хождения с чудотворною святою иконою Богородицы, именуемой «Взыскание Погибших», находящеюся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда, по селам и деревням, для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию Святыню, игумениею Раковского Свято-Троицкого монастыря Софиею; хождение имеет быть с 1-го числа мая по месяц октябрь сего 1900 года:

Самарский уезд: Скрябино, Солонцевка, Красный Яр, Белозерка (Дворяновка), Город Самара (с 23 апреля по 4 или 11-е июня), Воскресенское, Липяги Мордовские (Таборы), Горки, Титовка, Томылово (Глушица), Покровское, Толстовка, Ивановка (Никольское), Екатериновка, Владимировка, Кануевка, Александровка (Луговая), Переполовенка (Мыльное), Новые Костычи (Обшаровка), Кашпирово, Спасское, Васильево, Аннино, Софьино, Абашево.
Николаевский уезд: Березовая Лука, Теликовка, Отрадное, Духовницкое, Ново-Троицкое, Липовка, Горяиново, Большой Красный Яр, Николаевка, Натальино, Балаково, Быков Отрог, Красный Яр, Маянга.
Новоузенский уезд: Генеральское, Анисков хутор, Шумейкино, Покровская Слобода.
«Самарские Епархиальные Ведомости», 1900 г. С. 58 – 60.

Наименование уездов, сел и деревень, в которые будет шествовать святая икона:
Самарский уезд: Кротовка; Город Самара; Воскресенское; Липяги Мордовские (Таборы); Горки; Титовка; Томылово (Глушица); Покровское; Толстовка; Ивановка (Никольское); Екатериновка; Васильевка; Владимировка; Кануевка; Александровка (Луговая); Переполовенка (Мыльное); Новые Костычи (Обшаровка); Кашпирово; Спасское; Васильевка; Аннино; Софьино; Абашево.
Николаевский уезд: Березовая Лука; Теликовка; Отрадное; Духовницкое; Быков Острог; Красный Яр; Маянга.
Новоузенский уезд: Генеральское; Анисков Хутор; Шуимейкино; Покровская Слобода.

Маршрут следования в 1903 году чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших»:

Г.Самара, Новоузенский уезд: Колония Ровное, села: Черебаево, Красный Яр, Иловатый Ерик, Колышкино, Новая Полтавка, Старая Полтавка, Харьковка, Салтово, Дьяковка, Воскресенка, Нижний Еруслан (Логиновка), Красный Кут, Константиновка, Верхний Еруслан (Карпенка), Красненькая, Борисоглебовка, Алексашкино, Орлов Гай, Новорепное, Новотроицкое (Перекопное), Дергачи, Мавринка, Ершов (ст. ж.д.).

«Самарские Епархиальные Ведомости», № 5 от 1 марта 1903 г. С. 56.

Маршрут следования Чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» по г. Самаре, Ставропольскому и Самарскому уездам в 1904 году:

Г. Самара, г. Ставрополь, села Ставропольского уезда: Ягодное, Нижнее Санчелеево, Верхнее Санчелеево, Пискалы, Ташла, Мусорка, Ташелка, Сосновка, Вишенки, Верхний Сускан, Хрящевка, Чувашский Сускан, Бирля, Белый Яр, Суходол, Никольское (Черемшан), Городищи, Пригород Ериклинск, Коровино, Крестовые Городищи, Озерки (Архангельское), Сосновка, Канава, Чердаклы, Матюшкино, Петровское, Помряскино, Большая Кандала, Средняя Майна, Слобода Васильевская, Малая Кандала, Пригород Тиинск, Старая Малыкла, Посад Мелекес, Новая Майна, Калмыцкая Сахча.
Самарского уезда села: Борма, Красное Поселение, Пролейка, Елховка, Липовка, Зубовка, Кошки, Кобельма, Шламка, Шентала Степная, Раковка.

«Самарские Епархиальные Ведомости», № 7 от 1 апреля 1904 г. С. 129.

Маршрут следования в 1907 году по Самарской епархии чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Раковском Свято-Троицком женском монастыре, Самарского уезда:
Г. Самара
Г. Бугуруслан
Бугурусланский уезд, села: Васильевка, Аманакская Слобода, Рождественское, Ключи, Троицкое (Куроедово), Большие Толкаи, Малые Толкаи, Фролкино, Кинель-Черкасская слобода, Солянка, Семеновка, Саврушская слобода, Подбельское, Покровское (Сосновка), Аделяково, Захаркино, Елховка, Кабаново, Верхняя Орлянка, Димитриевское, Карабаево, Кармалка, Нижняя Орлянка.

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1907 г. С. 55.

Маршрут следования в 1909 году по Самарской епархии Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда:
Г. Самара
Николаевский уезд, села: Балаково, Натальино (Широкая Селитьба), Николаевка (Березовка), Селезниха, Николевка, Злобинка, Горяиновка, Ливенка, Липовка, Богородское, Бартеневка, Чувичи, Хворостянка, Арбузовка.
Самарский уезд, села: Дубровка, Владимирское (Свинуха), Озерецкое, Софьино, Спасское, Кашпирские хутора, Тростянка, Новые Костычи (Обшаровка).

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1909 г. С. 120.

Маршрут следования в 1911 году по Самарской епархии Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Раковском Свято-Троицком женском монастыре, Самарского уезда:
Г. Самара
Бугурусланский уезд: Слобода Кинель-Черкасская, села: Сарай-Гир (Михайлов.), Зерыкла, Покровское (Буланка), Сурмет, Камыш-Садак, Матвеевка, Ново-Спасское, Зыково (Ефремово), Борисово, Пономаревка (Богородское), Кирсаново, Ново-Богородское, Емельяново, Зернаевка, Кузьминское (Кузькино), Ивановка (Кармала), Елань.

Литература о Раковском монастрыре:

1. Поездка в Раковскую женскую пустынь Самарской губ. // Душеполезное Чтение. 1882. Авг. С. 432-443.
2. Ливанов И., свящ. Преобразование Свято-Троицкой Раковской женской общины в монастырь // Самарские Епархиальные Ведомости. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76.
3. Православные святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63.
4. Раковский Свято-Троицкий женский монастырь (1859-1927 гг.) // Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Монастырь
Свято-Троицкий монастырь
53°39′26″ с. ш. 50°37′39″ в. д. H G Я O L
Страна раковский свято троицкий женский монастырь. 22px Flag of Russia.svg. раковский свято троицкий женский монастырь фото. раковский свято троицкий женский монастырь-22px Flag of Russia.svg. картинка раковский свято троицкий женский монастырь. картинка 22px Flag of Russia.svg. Российская империя
ПосёлокКрасный Городок
Конфессияправославие
ЕпархияСамарская и Ставропольская
Типженский
Дата основания1850 год
Основные даты