раифский монастырь в казани чудеса
Чудеса Раифского монастыря
Уж сколько раз, проезжая про окружной дороге Казани, я видела этот указатель: «Раифский Богородицкий мужской монастырь» и мечтала туда попасть — не сосчитать. Но по пути туда заехать никогда не получалось. Пришлось ехать специально.
Как Дивеевский монастырь в Нижегородской области, так и Раифский монастырь в Поволжье являются популярными достопримечательностями у туристов, а главное — настоящими, проверенными временем святынями для верующих людей. Место невероятно красивое и гостеприимное. Природа здесь прекрасна, что неудивительно, ведь располагается монастырь на территории Волжско-Камского заповедника.
В монастыре сейчас проживает около 60 послушников. Кроме того, для мальчиков-сирот и ребят из неблагополучных семей есть отдельный корпус, где они живут и учатся. Такой замечательный социальный опыт, я считаю. И вообще, монастырь передовой во всем: у него есть свой сайт, монахи выпускают газету, а что самое интересное, они ведут и концертную деятельность. Мужской коллектив «Притча» выступает, конечно, не в формате поп-музыки, зато не только на территории монастыря, но и по всей стране и даже участвует в международных фестивалях.
Территория
У входа на территорию установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому.
Кстати, про то, как он «спроектировал» и способствовал обустройству острова Свияжск я уже писала. А вообще, все статуи, которых здесь очень много, выполнены в одном стиле: они камерно-белоснежные, как и стены, огораживающие древнюю святыню. Вот, например, памятник знаменитому иконописцу Андрею Рублеву.
На территории имеется озеро. С берега по мосткам можно пройти к беседке со скамейками, посидеть в тишине, полюбоваться водной гладью и насладиться спокойствием, здесь царящим. Вид чудесный.
Детская зона с горками и качелями для самых маленьких посетителей монастыря и кафе делают посещение комфортным.
В кафе можно пообедать очень недорого и очень вкусно. Около 300 рублей мы заплатили за полноценный обед на двоих человек. Выпечка просто потрясающая. Кстати, в кафе и в часовне со святой водой продается монастырский хлеб. Правда, буханка стоит 100 рублей, но он очень вкусный, испечен по особой технологии из теста на закваске, без дрожжей.
В водосвятной часовне можно набрать святой воды в свою тару или купить пустые бутыли. Воду набирать удобно, она не из родника течет, как обычно это бывает, а из крана (их несколько, так что большой очереди за водой нет). Вода вкусная, очень холодная и говорят, что она обладает лечебными свойствами. Разве не чудо?
Также на территории есть сувенирная лавка, а на въезде — целый базарчик, где можно купить магнитики, другие сувениры, сбитень, татарские национальные сладости, конскую колбасу, варенье с добавлением различных трав и много всего.
Кстати, парковка платная. Об этом мы узнали, когда на выезде перед нами опустился шлагбаум. Стоимость 100 рублей.
Троицкий собор
Белоснежный с зеленой крышей и золотыми куполами. Мы приехали в это место сразу после того, как прошлись по территории монастыря в Свияжске, поэтому после его черных куполов нам показалась невероятно нарядной и прекрасной традиционная позолота Раифских храмов.
В Троицком соборе есть интересные иконы — они не написаны на дощечках, как обычные, а выложены из кусочков стекла, то есть выполнены в технике мозаики. Конечно, это не старинные иконы, но они очень украшают храм и представляют если уж не религиозную, то точно художественную ценность.
Святыня
Главной святыней Раифского монастыря является очень древняя икона Грузинской Божьей Матери, которая хранится в главном храме монастыря. На фотографии он за колокольней, у него голубая крыша.
Не знаю, можно ли эту икону было фотографировать, но на третьей фотографии в галерее она есть. А вообще, к ней практически нескончаемая очередь. Алтарь храма, как видите, тоже очень нарядный.
Надвратный храм, освященный в честь Архангела Михаила
Это, собственно, вход на территорию монастыря. В арке можно взять фартуки и косынки тем, кто не подготовился и пришел в монастырь в брюках или короткой юбке.
На колокольню можно подняться, там оборудована смотровая площадка. Думаю, что вид оттуда потрясающий.
Легенды монастыря
Про историю обители я не рассказываю намеренно, потому что подробностями не хочу вас утомлять, все-таки я не обзор пишу и не статью энциклопедии, а рассказываю о своих впечатлениях. Но вот о легендах этого места все же расскажу.
Кошки
Говорят, что Екатерина Вторая, когда посетила Казань, удивилась, что в этом городе очень мало мышей, в то время как Петербург в 18 веке очень страдал от их нашествия. Тогда ей объяснили, что мышей ловят и уничтожают казанские коты. Тогда императрица приказала доставить кошек и в Петербург.
Памятник Казанскому коту установлен сейчас в Раифском монастыре.
А на его территории и впрямь проживает очень много кошек. Монахи их любят и подкармливают. Кроме того, с появлением этой легенды люди стали подбрасывать в монастырь котят. Так они там и живут.
Молчащие лягушки
И еще одна легенда — о лягушках. Говорят, здесь живут лягушки, которые не квакают. Видимо монахи, прося у Бога тишины и спокойствия для полноценного вознесения молитв вымолили и молчание земноводных. Раифские лягушки, выловленные и привезенные в другой водоем, квакают как и все остальные их сородичи. Такое вот чудо. Памятников Раифской лягушке на территории тоже очень много. Но фото у меня нет, а потому приезжайте в это чудесное место сами и увидите все своими глазами.
В целом очень рекомендую место для экскурсии. Атмосфера спокойствия и умиротворения, присущая этому месту, сохранится в вас еще несколько дней. А в памяти — очень надолго.
О чудесах Раифского монастыря
Понедельник, 17 сентября 2018 г. |
Рубрика: Мистика |
Метки: Раифский монастырь, лягушки, колокольня |
Автор статьи: gereng |
О Грузинской иконе Божьей Матери Она является главной святыней обители, и была списана с оригинала, который находится в Красногорском монастыре около Холмогор. Эта икона – чудотворная. Эту ее особенность заметили еще в середине семнадцатого века. Как только икона была перенесена из Казани в Раифскую пустынь, люди заговорили о многочисленных чудесах, которые происходили рядом с этой иконой. Слепые вновь начинали видеть, хромые – ходить, беснующиеся полностью очищались. Иногда верующие, проживающие в соседних деревнях, просили на время эту икону, чтобы, например, попросить Бога о дожде. И икона совершала чудеса. Так, 24 июня 1830 года икону переносили из дома в дом в поселке Васильево, люди молились о дожде. И тут же налетела огромная туча, полил сильный дождь, пошел град. Но, что удивительно, на поля с хлебом пролился только дождь, не повредив урожаю, а около них, в лесу был сильнейший град, такой, что у деревьев ломались ветки. О лягушках вблизи Раифы Раифский монастырь отличается от других обителей тем, что вокруг него молчаливые лягушки. Они не квакают, как им положено. Есть такая легенда, которая рассказывает о том, что иноки монастыря помолились Богу с просьбой сделать так, чтобы лягушки не квакали и не мешали им петь молитвы. И Он исполнил их желание. Монастырь стоит около озера, в нем много лягушек, но они не квакают, хотя здесь их очень много. Зарубежным исследователям не давала покоя эта загадка. Они пытались развеять этот миф, и с этой целью привозили жаб из самой Франции. Но, приблизившись к стенам обители, они замолкали. Тогда ученые ловили лягушек на озере и пытались их исследовать. Но на небольшом расстоянии от монастыря они превращались в обычных квакушок, т.е. возбужденно прыгали и кричали. Чудо с колокольней Иногда сам Бог помогал людям осуществить их желания. Этот случай произошел в 1889 году. Настоятель монастыря игумен Вениамин переживал из-за того, что надо перестроить колокольню. Но он не мог это сделать, т.к. не хватало денег. Терзаемый сомнениями, он решился положиться на волю Бога, и спросить у первого встречного, что ему следует делать. Пройдя где-то версту, игумен встретил молодую женщину, которая шла с девочкой 4 лет. Он спросил у малышки, строить ему колокольню или же не стоит это делать.. Та ответила коротко – штрой (строй). Молчание лягушек и другие тайны Раифского монастыря
Турист, приехавший в Казань, почти наверняка попадет и в Раифский монастырь: ехать до него от столицы Татарстана всего 27 км. И вот когда осмотрен Казанский кремль и дом Ушковой, нанесен визит в Музей изобразительных искусств ради богатой коллекции работ Константина Фешина и Ивана Шишкина, когда распробован перемеч, баурсак, кыстыбый, вак бэлиш, чибрики (в единственном числе они практически не встречаются), дучмак, губадия и, конечно же, эчпочмак, а также другие шедевры татарской кухни, туристы устремляются в Раифский монастырь. Он стоит на берегу небольшого Раифского (оно же Сумское) озера и окружен старым хвойный лесом. Это место в 1613 году выбрал отшельник Филарет. В свое время он жил в Москве, но затем роздал все свое имущество бедным, ушел в Чудов монастырь, получил сан иеромонаха. Затем Филарет пришел в Казань, недолгое время провел в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля и отправился искать место для уединения. Берег Сумского озера привлек его своей полной изолированностью от мирской суеты: Филарет тогда еще не знал, что лес и озеро были священными местами для местных язычников-черемисов. Здесь они совершали свои обряды. Обнаружив на берегу ритуального озера келью, черемисы, конечно, не обрадовались, однако Филарет произвел на них самое благоприятное впечатление. Они не только не тронули монаха, но и рассказали по всей округе, что у озера поселился русский святой. Филарет стал популярной фигурой, к нему потянулись паломники, которые тоже стали обживаться у озера: уединения иеромонах не достиг, однако стал главой монашеского скита, который с каждым годом становился все больше. Так прошло почти пятьдесят лет. В 1661 году, через два года после смерти Филарета, казанский митрополит благословил строительство монастыря на месте монашеского поселения. Обитель получила название в честь святых отцов, в Раифе и Синае избиенных, – то есть, почитаемых православной церковью египетских монахов-подвижников, живших в окрестностях горы Синай в монастыре Святой Екатерины и в расположенной рядом Раифской пустыни на берегу Красного моря. В 1668 году Раифский монастырь под Казанью получил свою главную святыню: список с иконы Грузинской Божьей Матери, хранившейся в Красногорском Богородицком монастыре в поселке Пинега недалеко от Архангельска. Сегодня этот монастырь разрушен, а оригинал иконы был утерян еще в 1922 году, затем появились свидетельства, что икону несли на Архангельском крестном ходе в 1946 году – но после этого следы святыни окончательно потерялись. Оригинальная икона, относившаяся к типу Одигитрия, была чудотворной. В 1654 году, когда ее привозили из Пинеги в Москву для поновления, она спасла немало народа от бушевавшей тогда в столице чумы. Список, хранящийся сегодня в храме, освященном в честь иконы Грузинской Божьей Матери, тоже творит чудеса и исцеляет болезни. Ради нее в Раифский монастырь сегодня приезжают толпы верующих. Но в год обретения иконы монастырю было еще очень далеко до его современного состояния. В 1689 году в обители случился пожар, погибли все деревянные постройки – огромный многолетний труд нескольких десятков людей. Тогда монастырь начали строить заново – уже в камне. С 1690 по 1717 годы были возведены зубчатые стены и башни: они образовали живописный монастырский кремль. Первую каменную церковь – в честь Преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных, – построили в 1708 году, через двадцать лет появилась миниатюрная Софийская церковь над братскими кельями, а в 1842-м архитектор Михаил Коринфский достроил уже упомянутый нами собор иконы Грузинской Богоматери. Затем появилась величественная надвратная колокольня, а в 1910 году открылся спроектированный Федором Малиновским Троицкий собор в русском стиле. В 1918-м монастырь закрыли, но здесь все равно тайно велись богослужения. Так продолжалось до 1930-го, пока оставшихся здесь пятерых иеромонахов и одного послушника не расстреляли. Сегодня их имена включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. После уничтожения монахов в их кельях поселили политзаключенных: монастырь превратили в тюрьму, а затем – в колонию для несовершеннолетних. В 1991 году обитель вернули Русской Православной Церкви. Поскольку к тому времени она представляла собой практически одни руины, здания пришлось восстанавливать, причем православным монахам помогали в этом местные мусульмане. Сегодня на территории монастыря открыт приют для мальчиков-сирот, а одной из достопримечательностей считаются скульптуры, автор которых – монастырский послушник, в прошлом профессиональный скульптор. Еще одна особенность Раифы – местные молчаливые лягушки. Раньше они квакали, и очень громко, мешая церковным песнопениям. Тогда монахи попросили у Бога милости – избавить их от этой какофонии. И лягушки замолчали. Этой загадкой заинтересовались ученые, стали проводить опыты. Они отпускали в монастырское озеро нормальных квакающих лягушек из других мест – животные тут же замолкали. Брали раифских лягушек и отпускали их в километре от монастыря – те тут же начинали истошно квакать. Но у монастырских стен по-прежнему царит богоугодная тишина… Олег Морозов: «Отец Всеволод сказал мне: «Случится Божественное чудо. »Православный мир Татарстана сегодня скорбит по скоропостижно скончавшемуся наместнику Раифского монастыря отцу Всеволоду. Пока «БИЗНЕС Online» готовит о нем развернутый материал, о своем знакомом рассказывает сенатор от Татарстана Олег Морозов и говорит о нем как о «большом фантазере в хорошем смысле слова», которому удалось очаровать свой мечтой о восстановлении монастыря всех, включая сильных мира сего. МИТРОПОЛИТ ФЕОФАН: «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ПОНЕСЛИ БОЛЬШУЮ УТРАТУ» Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод, стоявший у истоков его возрождения. Основная версия случившегося — тромбоз легочной артерии. Похороны отца Всеволода пройдут завтра. Отпевание начнется в 9:00 в соборе Грузинской иконы Божией Матери. Заупокойную литургию и чин монашеского отпевания почившего в Раифской Богородицкой обители возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. «Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода, — заявил „БИЗНЕС Online“ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. — Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня». Архимандрит Всеволод (в миру — Вячеслав Захаров) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году в Курске рукоположен во иереи. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита. За два с лишним десятка лет из разрушенной обители Раифский монастырь превратился в одну из главных православных жемчужин республики, место паломничества верующих и обязательное место для посещения туристов, включая многочисленных VIP’ ов. «БИЗНЕС Online » готовит подробный репортаж из Раифы, а пока предлагает читателям интервью с членом Совета Федерации Олегом Морозовым, который знал отца Всеволода с самого момента начала восстановления монастыря. «СЛУЧИТСЯ БОЖЕСТВЕННОЕ ЧУДО — И НА ЭТОМ МЕСТЕ БУДЕТ РОСКОШНЫЙ МОНАСТЫРЬ» — Олег Викторович, говорят, что вы были достаточно близко знакомы с отцом Всеволодом. — Насчет близкого знакомства это преувеличение. Но действительно отец Всеволод был человеком очень неординарным, ярким. Когда в 1993 году началась моя первая избирательная кампания в Государственную Думу, я тогда впервые совершенно случайно оказался на территории Раифского монастыря. Он находился на территории моего избирательного округа в Зеленодольском районе, и я туда заехал посмотреть. Он тогда был в абсолютнейшей разрухе, только начинались реставрационные работы. И вот тогда мы познакомились с отцом Всеволодом. Он мне запомнился таким с хитринкой — очень остроумный, образованный человек. Он тогда сказал одну фразу, которая мне запомнилась: «Случится Божественное чудо — и на этом месте будет роскошный монастырь. Сейчас разруха, ничего нет, но, поверьте мне, здесь все будет — через некоторое время здесь будет полноценный монастырь, восстановятся все храмы». И так далее. — Вы тоже оказывали помощь в восстановлении монастыря? — Я по мере сил помогал тогда процессу. Это были разные формы помощи: и спонсоров привлекал, и монахов одевал, и с кровлей помогал на одном из храмов, и станки вывозил из Успенского собора. И мы постоянно раз в год-два с ним пересекались по теме монастыря. Отец Всеволод очень болел этой темой. Для него это был ребенок, его собственный ребенок, которого он холил, лелеял, растил и вкладывал в него душу и сердце. Интересно, что он как-то умел сделать эту историю всеобщей — все, кто хоть раз бывал в этом монастыре, так или иначе включались в процесс его обустройства и восстановления. И я в этом смысле не исключение. Он обладал даром увлекать людей собственными идеями, проектами. Умел так представить свое детище, что все влюблялись в этот монастырь, все туда приезжали и вносили свою лепту в его восстановление. Однажды у меня был такой проект — я возглавлял депутатскую группу «Регионы России». В нее входили где-то 50 депутатов. Вот представьте, они сняли самолет и с женами — человек 100 — прилетели в Татарстан. Моя цель была показать РТ, и одним из этапов нашей работы в республике было посещение Раифского монастыря. Представьте, такое количество депутатов приехало в монастырь, нас принимал отец Всеволод, был концерт детей из монастырской школы, пел замечательный хор монастыря, где четыре парня фантастически поют. Я помню, что эффект был ровно такой, какой я и ожидал, — все мои депутаты влюбились и во Всеволода, и в монастырь. Потом многие из тех, кто имел финансовые возможности, тоже помогали. — Кто был среди этих депутатов? — Мартин Шаккум, Николай Герасименко, Александр Жуков — он тогда был депутатом нашей группы, Тельман Гдлян, Валентин Степанков — бывший прокурор России, Элла Памфилова, Борис Громов — герой Советского Союза. Это были очень знаковые, известные люди. Это было в 1998 году, а может, и позже, точно не помню уже. «ОТЕЦ ВСЕВОЛОД БЫЛ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ФАНТАЗЕР В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА» — Не боитесь, что слишком многое в Раифском монастыре было сосредоточено на отце Всеволоде и без него монастырь уже не сможет так развиваться? — Мне кажется, что уже нет. Сейчас это полноценно действующий великолепный объект — архитектурный, исторический. Паломничество туда, как и сам монастырь, известно по всей стране. Нет, наверное, такого известного имени видного политического и общественного деятеля, кто приезжал бы в Татарстан и не побывал бы в Раифском монастыре. Таких, наверное, просто нет. На входе в монастырь есть доска (где, по-моему, есть и моя фамилия), там указаны фамилии людей, которые помогали в деле возрождения Раифского монастыря. Можно посмотреть — там фамилии очень многих известных людей. Там и Чубайс, там и покойный Починок, который, кстати, даже венчался в Раифском монастыре. Очень много известных людей так или иначе связаны с этим монастырем. И очень много легенд! Отец Всеволод любил рассказывать очень много легенд, которые сам, скорее всего, и сочинял. — Какие, например? — Про то, что лягушки в Раифском пруду не квакают. Якобы один из старцев, когда лягушки квакали и мешали молитве монахов, вышел на берег, помолился, попросил Бога, чтобы лягушки не квакали. Попросил, чтобы они жили в этом пруду, но, по крайней мере, не квакали. С тех пор лягушки в этом пруду не квакают (смеется). Так мне рассказывал отец Всеволод. Так это было или нет, я не знаю, но правда в том, что, как говорят, лягушки в этом пруду почему-то действительно не квакают. В брачный период, когда все лягушки поют, там они молчат. Еще одна легенда связана с Алланом Чумаком. Якобы Чумак как человек, который знался с нечистой силой, не смог войти в этот монастырь. Когда он проходил через входные ворота монастыря, ему стало плохо. Он сделал вторую попытку — опять не получилось. И так и не смог войти на территорию монастыря. То есть отец Всеволод был такой большой фантазер, в хорошем смысле этого слова. И он умел представить свое детище очень, очень и очень эффектно, и действительно его все в этом смысле любили, помогали ему. Это был человек, который умел вокруг себя создавать ауру того, что он занимается очень благим делом. И это, кстати, на самом деле соответствовало действительности — он воссоздавал уникальный объект. И те, кто видел монастырь в 1993 году, как я. Прошло всего 23 года. Посмотреть сегодня. Это были развалины, абсолютные развалины, где не было ни одного целого здания, а сегодня это великолепный архитектурный объект, куда не стыдно привезти кого угодно. — Когда вы виделись последний раз с отцом Всеволодом? — Он когда-нибудь жаловался на сердце, на здоровье? — Никогда в жизни! Он всегда выглядел очень бодрым. Я слышал, что он скончался в своем кабинете? Он, кстати, показывал мне этот свой кабинет. Он показывал мне свой стол, который якобы находится в монастыре со времен Степана Разина. Показывал мне вещи, которые, с его точки зрения, уникальные, которые имеют свою историю. Это еще одно свидетельство того, что он очень трепетно относился к своему проекту.
|