радонежский монастырь московская область

Заповедный городок Чем манит странников подмосковный Радонеж

радонежский монастырь московская область. detail fd704d892270bf51f5b95b15d056f4f0. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-detail fd704d892270bf51f5b95b15d056f4f0. картинка радонежский монастырь московская область. картинка detail fd704d892270bf51f5b95b15d056f4f0.

Радонеж находится всего в часе езды от Москвы в сторону Ярославля. Это звучное, как колокольный звон, название неразрывно связано с именем одного из самых почитаемых православных святых — Сергия Радонежского. «Лента.ру» узнала больше о небольшом, но славном селе.

Деревенька из двух десятков дворов вдоль улицы, ведущей к храму, дорога, круто уходящая под гору, в густые леса, да собаки, полаивающие из-за дощатых заборов, — вот и весь Радонеж.

Как и положено заповедному месту, он скрыт от случайных глаз. Сюда столетиями стекаются паломники — люди верующие и самые обычные туристы. Не все они знают богатую историю Радонежской земли, но почти каждый проникается ее особенным волшебным очарованием.

Княжий холм

Очарованию этому люди были подвержены даже в совсем неромантичные времена. Неизвестно, когда появился Радонежский холм и что за тайные духовные сокровища скрываются в его глубинах. Зато известно происхождение его имени. Когда первые славяне искали в здешних дремучих лесах места для своих родовых поселений, красивый холм нашел князь Радонег. Поставил на нем город — то есть огородил вершину холма крепостной стеной, и назвал его своим именем. Радонеж — это значит принадлежащий Радонегу.

В последующие века городок Радонеж много раз переходил от одного славянского князя к другому — сделать его своим владением желал каждый. И дело даже не в том, что холм — идеальное место для крепости, а полноводные в те времена реки Пажа и Воря — идеальные водные пути для торговых перевозок. Была в этом месте какая-то загадка. В годы татаро-монгольского нашествия даже ханские наместники, собиравшие дань со всего Московского княжества, вели себя здесь прилично: крестьян не обижали и не обирали, храм не сожгли, а наоборот — поставили к востоку от Радонежского холма своих каменных идолов. Память о далеких событиях прочнее всего хранится в топонимике: в окрестностях Радонежа до сих пор существуют Ханская и Баскакова пустоши, а вершина соседнего холма, где было языческое капище, называется Белые Боги.

По загадочным причинам городок Радонеж никак не желал превращаться в торгово-ремесленный центр. А ведь все этому способствовало: помимо уже упомянутых водных путей он был связан сетью дорог и с Москвой, и с городами соседних княжеств, а позже волостей. Но Радонеж хранил свои малые границы и свое целомудрие. Бывали времена, когда он слегка разрастался, и поселение вокруг крепости насчитывало три, а то и четыре улицы, но потом неизбежно возвращался к прежним размерам, ограниченным периметром Радонежского холма.

радонежский монастырь московская область. pic fada8c9bba0426b38ebfa32698b9cc38. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-pic fada8c9bba0426b38ebfa32698b9cc38. картинка радонежский монастырь московская область. картинка pic fada8c9bba0426b38ebfa32698b9cc38.

Радонеж так и не вырос. А в начале XVII века, во время войны с поляками, и вовсе был сожжен дотла. Сохранилось лишь несколько самых дальних от холма дворов. С той поры на долгие века, до самых советских времен, Радонеж отказался от своего звучного имени — словно бы для того, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания. Жители сожженного города отстроили новые дома и назвали бывший легендарный городок Радонеж просто: село Городок. С этим названием он и жил до 1989 года. Теперь звонкое имя вернулось.

В поисках чуда

Там, где кончается единственная улица Радонежа, стоит красивая Преображенская церковь в белой ограде. В ней есть придел преподобного Сергия Радонежского — иконы XIX века и частично сохранившиеся более ранние росписи. Эта церковь из белого камня была построена в 1836-1842 годах на средства прихожан и паломников на месте прежде существовавших деревянных храмов, которые то горели, то просто ветшали и разрушались, но неизменно отстраивались вновь. Может быть, потому, что место это создано больше для храма, чем для крепости: высокий зеленый холм, благодаря которому купола видны со всей округи, а от самой церкви открывается такой вид, что даже неверующие восклицают: «Боже мой. »

Склон холма переходит в широкую долину, разделенную извилистым руслом узкой речки. По периметру пейзажа — кудрявый лес, через речку перекинут мост, а дальше — еще одна, дальняя долина, слева теснящаяся крутым лесистым холмом, справа сопровождаемая все той же извилистой речкой и уходящая за горизонт, к темно-синей полосе сказочного дремучего леса.

Если спуститься с холма по крутым ступеням, попадаешь на узкую мощеную дорожку, ведущую к святому источнику. В субботу и воскресенье, особенно в дни церковных праздников и на Крещение, здесь выстраиваются очереди из желающих набрать святой Радонежской воды и унести ее с собой. Люди стоят подолгу — кто с бутылкой из-под пепси-колы, кто с большой канистрой, а кто и с 50-литровыми бидонами, в которых раньше возили с ферм молоко. Родниковая вода течет тонкими струйками, и очередь, конечно, осуждает жадных обладателей больших емкостей, но все кротко помалкивают из уважения к священному месту.

радонежский монастырь московская область. pic 8cf420afd8f795ee7846d376158d6d4e. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-pic 8cf420afd8f795ee7846d376158d6d4e. картинка радонежский монастырь московская область. картинка pic 8cf420afd8f795ee7846d376158d6d4e.

Неподалеку от источника устроены деревянные мостки, на них бревенчатый сруб с маленьким куполом — купель. Внутри можно раздеться и, перекрестившись перед образом преподобного Сергия, спуститься по деревянным ступеням прямо в воду и троекратно окунуться с головой. Вода в речке ледяная, поэтому из бревенчатого домика то и дело доносятся восторженные возгласы окунувшихся смельчаков. Надо сказать, желающих причаститься таким способом много даже зимой — ключевая вода не замерзает и в самые лютые морозы. И детей приводят, особенно если ребеночек хворает. Говорят, что от таких ледяных купаний никто никогда не заболевает — наоборот, больные выздоравливают. Ведь вода эта особенная, чудотворная — Радонежская.

Терпение и труд

Церковный двор и его окрестности с ранней весны до глубокой осени в цветах, — их высаживают послушницы из окрестных монастырей и паломницы, живущие в двух специальных гостевых домах за церковью. Для мужчин здесь тоже находится работа — более серьезная. В лесу за рекой есть лесопилка и огороды, за церковью — хозяйственные постройки, благоустройство территории ведется практически постоянно.

Рядом с церковью ведется небойкая торговля: продают молоко от монастырских коров и коз, творог, булочки и мед. Есть и лавочка с иконками, крестиками и книгами, трогательной богородской игрушкой. Самый же лучший товар — сделанные по старинке, вручную, свечи. Из чистого пчелиного воска, они вкусно пахнут медом и горят ясным некоптящим пламенем.

Собственным хозяйством Радонежский храм обзавелся относительно недавно, в 90-х годах прошлого века, когда получил официальный статус Радонежского подворья Троице-Сергиевой Лавры, то есть стал чем-то вроде филиала главного православного российского монастыря. А до этого была просто церковь, и паломники не приезжали, как теперь, в больших туристических автобусах, а добирались сложными путями: на поезде до станции Абрамцево, а оттуда — пешком, шесть километров через леса и поля.

Источник

Аномалии Подмосковья: Мистическое Радонежье

Радонеж занимает особое место в истории славянской культуры. Основанный первыми славянскими переселенцами, он стал одним из духовных центров православия.Там прошло детство Сергия Радонежского, основателя знаменитого Троицкого монастыря.

Древняя земля Радонежа до сих пор хранит удивительные тайны, легенды и поверья.

Десятивековую историю Радонежа можно разделить на три этапа: существование его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок (после 1989 года село Радонеж).

Радонежский край расположен на Клинско-Дмитровской возвышенности. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Причудливый ланшафт радонежской земли возник благодаря отступающему леднику. Основная водная артерия — река Воря с притоками Торгошей и Пажей.

радонежский монастырь московская область. 89305583. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-89305583. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 89305583.

Именно на берегах этих речушек появились первые переселенцы — финно-угорские племена меря и балты, а затем их сменили славяне (кривичи). В дальнейшем расселение славян шло вдоль Переславской дороги. С 1328 г. эта дорога стала одной из важнейших в Московском княжестве. К тому времени Радонеж входил в состав Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII в. — в состав Великого княжества Владимирского.

Во времена монголо-татарского ига Радонеж стал частью Золото-ордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения, обложив его данью, которую собирали баскаки. Память о тех временах хранят пустоши Ханская и Баскакова. Кроме того, в народных преданиях сохранились упоминания о капище Белые Боги, в котором баскаки совершали свои религиозные обряды.

Их святилище располагалось на одном из холмов, окружающих Радонеж. До сих пор не разгадана тайна возникновения этого древнего языческого сооружения. Некоторые ученые считают, что его основали славяне. Древние жрецы поклонялись здесь Белбогу — воплощению добра, вымаливая счастливую долю для своих соплеменников.

радонежский монастырь московская область. 07801995. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-07801995. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 07801995.

Согласно другой гипотезе, капище было основано первыми поселенцами финно-уграми и относится к финно-угорской культуре. До сих пор это место считается волшебным. Сейчас здесь растут дубы, а в овраге бежит ручей. Его вода обладает целебными свойствами, возвращая здоровье и силу даже тяжелобольным. Совсем недавно этот источник был освящен и рядом с ним построили часовню-купальню.

Во второй четверти XIV века Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 г. Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники, в обязанности которых входило привлечение переселенцев на подвласную им территорию путем предоставления различных льгот. Возможно, благодаря этому в 1332 г. в Радонежье переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл.

Епифаний Премудрый писал о нем: «Этот. раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством. Но к концу жизни, в старости обнищал и впал в бедность». С родителями, Кириллом и Марией, в Радонеж приехали и их дети: старший Стефан и младший Варфоломей.

Во второй половине 1330-х гг. боярин Кирилл и его жена основали на Хотькове первый Пустынножительский Покровский монастырь, где и были похоронены. Их старший сын Стефан после смерти своей жены постригся в монахи и поселился среди леса на горе Макевец, положив основание монастырю нынешней Троицко-Сергиевой лавры в 1342 г.

После смерти родителей Варфоломей ушел вслед за братом на речку Кончуру, где они вместе «сделали постель и хижину, устроили над ней крышу, а затем келью и отвели место для церкви небольшой. И освящена была церковь во имя святой Троицы». Однако Стефан, поняв, «что трудна жизнь в пустыне», вскоре ушел в Москву.

Варфоломей же призвал игумена Митрофана, настоятеля Покровского монастыря, который «постриг его в ангельский образ» и дал ему имя Сергия. Произошло это 7 октября 1342 г. Обращение Варфоломея к Богу не было случайным. Еще в детстве у Варфоломея произошла встреча, предопределившая его дальнейшую судьбу.

Ребенком Варфоломей никак не мог постичь грамоту и часто просил Бога в молитвах помочь ему. Однажды родители послали его найти пропавшую лошадь. По пути мальчик встретил старца-черноризца. Варфоломей попросил священника помолиться за него, чтобы он смог научиться грамоте.

Старец, пристально посмотрев на него, помолился и произнес: «С сего дня Господь дарует тебе знания большие, нежели имеют братья твои и соученики». Маленький Варфоломей тогда даже не догадывался, что это событие стало его посвящением на служение Богу и людям. (Эту судьбоносную встречу изобразил известный живописец М. В. Нестеров на своем полотне «Видение отроку Варфоломею».)

радонежский монастырь московская область. s94854207. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-s94854207. картинка радонежский монастырь московская область. картинка s94854207.

Монашеская жизнь святого Сергия была полна смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, удивительных видений и тяжелого физического труда. Сергий Радонежский не участвовал в политической жизни Московского княжества. Создав монастырь, он заложил основы духовного движения, которое оказало влияние на формирование национального самосознания. Это движение противопоставлялось татаро-монгольскому игу и тому нравственному «разорению», которое оно несло с собой.

Основной особенностью Троицкого монастыря времен преподобного Сергия было стремление к созерцательности и безмолвию. Троицкая лавра стала оплотом христианства. Бытует легенда, что именно Сергий Радонежский установил и освятил деревянный крест на месте поклонения древним идолам в капище Белые Боги, изменив энергетику древнего языческого святилища.

Люди свято верили в то, что его благословение всегда приносит удачу в делах, оберегает от зла и смерти. За это Сергий Радонежский был почитаем не только простым людом, но и князьями. Именно он освятил въезд в Переславль князя Владимира Серпуховского. Преподобный Сергий крестил сына Дмитрия Донского Юрия, даруя этим ему удачу и успех в делах. В 1380 г. он благословил Дмитрия Донского и Владимира Серпуховского на Куликовскую битву, которая положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Сергий Радонежский обладал даром ясновидения. В 1390 г. святой Стефан Пермский проходил из своей северной епархии в Москву. Остановившись на Поклонной горе, он поклонился издали монастырю и благословил его игумена.

В это время Сергий сидел с братьями за трапезой. Неожиданно для всех он встал, низко поклонился, объяснив, что благословляет епископа Стефана, который следует в Москву и находится на Поклонной горе. Монахи, усомнившись, послали туда служку, который и застал там Стефана. В память об этом удивительном событии на Поклонной горе был установлен крест и часовня с изображением святых Стефана и Сергия. До революции это место так и называлось «У креста».

Внизу под горой располагается пруд. Согласно древнему преданию, он выкопан Сергием Радонежским. Тем, кто хоть раз окунулся в его воды, возвращаются жизненная сила и удача. Водой из него можно вылечить многие болезни.

радонежский монастырь московская область. s26554748. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-s26554748. картинка радонежский монастырь московская область. картинка s26554748.

За низиной и прудом расположено еще одно мистическое место, связанное с историей Москвы. Это гора Волкуша, от древнего названия «волковуша», что значит плакальщица. Карамзин об этом месте писал так:

«Верст за семь от Троицы открываются среди зелени лесов златые главы церквей ее вокруг огромной колокольни, подобно величественному столпу. Я взъехал на гору Волкушу. Русские патриоты, это место должно быть вам известно. Здесь архимандрит монастыря Троицкого благословлял крестом и кропил святой водой достойных сынов России, которые с вождем Пожарским и гражданином Мининым шли освобождать Москву от чужестранных тиранов».

29 мая 1988 г. в Радонежье установлен памятный знак Сергию Радонежскому работы скульптора В. М. Клыкова и архитектора Р. И. Семержиева.

радонежский монастырь московская область. s00503130. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-s00503130. картинка радонежский монастырь московская область. картинка s00503130.

Еще при жизни святого Сергия была установлена традиция паломничества в Троицко-Сергиевский монастырь, которому в 1744 г. было присвоено звание лавры. Совершать паломничество разрешалось только пешком, потому что сам святой Сергий никогда не ездил на коне, иначе желание или заветные просьбы не будут услышаны или исполнены.

С Радонежем связаны роковые и трагические события. С 1425 по 1453 г. длилась великая междинастическая война между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским, а затем сыном последнего Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. великий князь отправился на богомолье в Троицкий монастырь. Некий Брунко предупредил Василия II о грозящей ему опасности.

Но тот не поверил, проявив беспечность, за которую поплатился. Великий князь был схвачен на Переясловской дороге слугами Ивана Можайского, сторонника Дмитрия Шемяки, и ослеплен на холме, прозванным в дальнейшем Убогой горкой.

С тех пор, согласно рассказам очевидцев, в ясную лунную ночь можно увидеть черную фигуру человека, который, спотыкаясь, почти на ощупь спускается с Убогой горки, тихо проклиная жестокость своего врага Шемяки. Это призрак князя Василия II, прозванного с той роковой ночи Темным, вот уже несколько сот лет ищет своего врага.

Помнит древняя радонежская земля и хованщину — времена борьбы царевны Софьи со своим братом Петром 1. В 1682 г. князья Хованские, воспользовавшись народным восстанием против самодержавия, пытались захватить царский трон. После того как на престол взошла царевна Софья, князь Иван Андреевич Хованский потребовал от нее добровольно отказаться от власти, угрожая новыми стрелецкими бунтами.

Спустя некоторое время в день именин правительницы Софьи московские бояре выехали в Воздвиженское, чтобы поздравить царевну. Вместе с ними отправились князь Хованский и его сын Иван, не подозревая об уготованной им участи. Верные Софье люди схватили предателей и доставили к ней. Царевна, не дав пленникам даже оправдаться, приказала их казнить.

Вместе с ними она казнила и заподозренных в измене стрельцов. Князьям Хованским отсекли головы на площади у большой Московской дороги. По приказу Софьи казненных было запрещено погребать. Их тела просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино. Так царевна Софья отпраздновала свои именины.

Есть неподтвержденные сведения, что Хованские все-таки были погребены на кладбище соседнего троицкого села Городок (Радонеж). По рассказам очевидцев, ночью отец и сын Хованские выходят на старую Московскую дорогу и просят прохожих похоронить их по-людски. Свои просьбы они сопровождают низкими поклонами, опуская шапки. Вместе с ними князья снимают и отрубленные головы.

Об этой древней легенде рассказал в своей книге «Бронзовая птица» А. Рыбаков. Часто видят отца и сына Хованских и на старом мосту через реку Ворю. Они пугают своими стонами и криками ночных прохожих.

Радонежье — край застывшей истории. Древняя земля продолжает хранить предания и легенды наших предков, связывая незримой нитью прошлое и будущее.

Источник

Городок отрока Варфоломея

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни. Родился святой в Ростовском княжестве, а прославился и скончался в основанной им Троицкой обители в 15 километрах севернее Радонежа. В селе, где прошли детские годы преподобного, находится Преображенский храм XIX века, необычная часовня блаженной Матроны Московской, святой источник и знаменитый памятник работы скульптора В.М.Клыкова.

Храмы Радонежа

Родители преподобного Сергия были родом из Ростова, но в 1328 году семья вынужденно переселилась ближе к Москве в Радонеж. На новом месте Кирилл и Мария построили дом недалеко от церкви Рождества Христова. Никаких следов храма, стены которого помнили Сергия и его родителей, не осталось.

В первой половине XVII века царь Михаил Федорович Романов отдал Радонеж во владение Троице-Сергиеву монастырю, и в селе построили новую церковь. Строителями храма стали Троицкий игумен Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Они попросили царя отдать им из соседнего села Воздвиженского высокую избу при хоромах – повалушу. В Воздвиженском раньше находился дворец для отдыха царей, путешествующих в Троице-Сергиев монастырь. Повалуша была разобрана, а ее бревна перенесены на новое место для постройки церкви. Этот храм простоял двести лет, но, к сожалению, сгорел в начале XIX века.

радонежский монастырь московская область. 7446351528102620. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-7446351528102620. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 7446351528102620.

Нынешнюю каменную церковь в селе Радонеж построили в 1842 году. Главный престол посвятили Преображению Господню, а боковой – преподобному Сергию Радонежскому. С точки зрения архитектуры церковь не выделяется среди подобных храмов своего времени. На стенде перед храмом указано, что придел преподобного Сергия находится на том месте, где в XV веке располагался дом ростовской четы Кирилла и Марии – родителей святого.

радонежский монастырь московская область. 66867061528102624. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-66867061528102624. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 66867061528102624.

Городок и городище

Польский археолог и этнограф Зориан Доленга-Ходаковский в 1820-е годы выдвинул версию, что в Радонеже располагались остатки славянского языческого капища под открытым небом, окруженные священными урочищами. Ходаковский путешествовал по центральной и северо-западной России и посетил сотни древних городищ и курганов. В конце долгого путешествия он прибыл на телеге местной крестьянки в село Городок-Радонеж. Старожилы и священник рассказали Ходаковскому о городище и двух урочищах вблизи Радонежа: Белые боги и Могильцы. Позднее И.М. Снегирев и писатель Константин Сергеевич Аксаков также заинтересовались урочищем Белые боги. Они записали рассказы стариков о том, что здесь раньше лежали пять каменных идолов. Преподобный Сергий, по местным преданиям, положил на эти языческие изваяния крест.

радонежский монастырь московская область. 72619551528102632. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-72619551528102632. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 72619551528102632.

Преподобный Сергий, арестованный в Мытищах

В 1989 году село Городок переименовали в Радонеж, а в 1988 году возле Преображенского храма установили памятный знак в честь преподобного Сергия Радонежского. Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков изобразил отрока Варфоломея с иконой Троицы в руках внутри трехметровой фигуры старца-схимника.

Это был первый скульптурный памятник святому Сергию после 1917 года. До этого скульптурные изображения преподобного появлялись два раза: в 1862 году на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде и на горельефе храма Христа Спасителя в Москве в 1849 году. Сегодня в Подмосковье есть еще, по меньшей мере, девять памятников Сергию Радонежскому. В Сергиевом Посаде в 2000 году установили памятник у стен Лавры, а в 2014 году появилось еще два: памятный знак «Чудо о птицах» на смотровой площадке и композиция со святыми Кириллом, Марией, отроком Варфоломеем и его братьями. Подобный памятник семьи преподобного Сергия есть в Хотьково. Кроме того, памятники Сергию стоят в Старо-Голутвином монастыре в Коломне, в Лужниках Ступинского района, селе Образцово Щелковского района, в Талицах Пушкинского района. В сентябре 2017 года памятник Сергию установили у Сретенской церкви в Новой Деревне, а в декабре 2017 года четырехметровый памятник появился в Кашире на территории храма Николы Ратного.

В 1987 году состоялась первая попытка поставить памятник преподобному Сергию в Радонеже. Участник события Сергиево-Посадский художник Иван Иванович Харченко вспоминал, как непросто в те годы было установить скульптуру святому. По телевидению инициаторов акции назвали экстремистами. Подмосковный военный гарнизон перекрыл дороги и подъезды к селу Городок, чтобы пресечь поток людей на открытие памятного знака. Саму скульптуру арестовали и изъяли в Мытищах на пути из московской мастерской Клыкова в Радонеж. Иван Иванович Харченко запомнил, что на сорванное властями открытие памятника в селе Городок все равно пришло много людей. В какой-то момент небо над храмом заволокла грозовая туча, и пошел ливень. Неожиданно дождь прекратился, и небо озарила радуга. Через год на праздник Троицы памятник все же установили и на это раз с согласия властей.

радонежский монастырь московская область. 51277181528102641. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-51277181528102641. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 51277181528102641.

Греческая часовня блаженной Матроны

Рядом с Преображенской церковью стоит часовня блаженной Матроны, которую построили в стиле греческого православного зодчества. Ее украшает крохотная звонница над папертью с единственным небольшим колоколом. Часовню привезли из греческого города Салоники в Радонеж в 2013 году.

Внутри часовни в нише помещена фреска блаженной Матроны. Слева под стеклом хранится часть кладки от склепа, в котором была похоронена блаженная на Даниловском кладбище в Москве. Справа стоит другая святыня – крест, который стоял на могиле святой. В 1990-е годы мощи Матроны переместили из Даниловского кладбища в женский Покровский монастырь, но место и предметы с ее могилы все равно почитаются верующими.

радонежский монастырь московская область. 84003781528102649. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-84003781528102649. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 84003781528102649.

Источник с мельницей

В низине у берега реки Пажи оборудован святой источник. Его украшает действующее колесо водяной мельницы. Здесь есть две купальни и водоразборные фонтаны, за которыми стоит подобие иконостаса с позолоченными главками. В «икностасе» помещены три ростовых образа. В центре изображен преподобный Сергий, а слева и справа от него стоят мать и отец – Мария и Кирилл. Родители Сергия Радонежского скончались в Покровском монастыре соседнего Хотьково. Супругов прославили в лике святых в 1992 году, хотя их почитание известно с древних времен. Обычай идти в Хотьковский монастырь, чтобы поклониться могиле родителей Радонежского святого, был частью пешего богомольного пути из Москвы. Его совершали и простолюдины, и цари.

Источник

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

радонежский монастырь московская область. russia 3338871 960 720. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-russia 3338871 960 720. картинка радонежский монастырь московская область. картинка russia 3338871 960 720.

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

радонежский монастырь московская область. russia 3338912 960 720. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-russia 3338912 960 720. картинка радонежский монастырь московская область. картинка russia 3338912 960 720.

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

радонежский монастырь московская область. sergiev posad 1627099 960 720. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-sergiev posad 1627099 960 720. картинка радонежский монастырь московская область. картинка sergiev posad 1627099 960 720.

Храмы и часовни

Паломнику

как добраться

Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

радонежский монастырь московская область. architecture 3182883 960 720. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-architecture 3182883 960 720. картинка радонежский монастырь московская область. картинка architecture 3182883 960 720.

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00Ранняя Литургия – 06.0005.30Поздняя Литургия – 08.30После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.3006.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.0007.00
Литургия – 06.2007.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нетИсповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.2007.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение17.00
Литургия07.40
Таинство соборования12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)

радонежский монастырь московская область. russia 996807 960 720. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-russia 996807 960 720. картинка радонежский монастырь московская область. картинка russia 996807 960 720.
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Схема проезда

радонежский монастырь московская область. 1 1. радонежский монастырь московская область фото. радонежский монастырь московская область-1 1. картинка радонежский монастырь московская область. картинка 1 1.

Интересные факты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *