радиолампа 6э5п характеристики и применение в радиолюбительской практике
Радиолампа 6э5п характеристики и применение в радиолюбительской практике
Практика
Измерения ML8
А что означает буква И в обозначении 6Э5П-И? И еще их почему-то Рубцов ругал. Говорил, что это г.
Голоса этих драйверов совершенно отличны друг от друга.
6Э5П играет басисто, основательно, с мягкими ненавязчивыми верхами.
6Ж4 напротив имеет великолепную детальность и разрешение, но бас послабее и динамика, атака помягче.
6П9 сочетает в определённой мере достоинства и 6Ж4 и 6Э5П.
Отслушано и усреднено во многих системах.
Those damn Russkies always threw surprises. Using in Melq the Russian-made tubes, probably very few the most remarkable tubes they ever made, the life defiantly threw some hi-fi astonishments.
The people who follow my saga with Melq know that I do not use in Super Melquiadesâ?™ HF channel the 5E5P but rather 6E6P. It is basically the same tube but I find it slightly softer, more elegant and more sophisticated sounding. A have also the 6E6P-DR with is high reliability (perhaps military) version of 6E6P, with better construction, 10.000 hors of life-time, and so on. I use 6E6P-DR routinely in Super Melqâ?™sa HF channels and it does fine.
A few weeks ago I dug a party of strange tubes: 6E6P-DRY(DRU). When I got them I was very surprised. They are from 1972, gold pins (Russian tubes with Gold pins (!), and they are all heavily pre-burned. I know that Russian special QA for top-notch military application burned the tube and then mach them 15% into their life expectancy. It looks like they are a party of those tubes. What was also interesting that all of them have their gloss tips submerges in some king of transparent bluish coating Very interesting.
I run those tubes on tester and the showed mutual conductance and gain, as they are new. Well, I said and forgot about them. Today I spoke with Dima and he proposed the those tubes besides everything might have different coating on the cathode that might make then even to sound deferent. So I tried. Yes, the do sound different and they are even more soft and tuneful then regular 6E6P-DR.
Now is the mystery: what DRY means? None of the book that I have mentions anything about the DRY. None of the tubes gurus I asked, including Russian guys ever heard about the DRU. Does anyone know anything about the DRY (DRU)?
6Э5П лампа хорошая, но оне «рабоче- крестьянская»,
интеллигентности не хватает в её звучании, рубака эдакая 🙂
Eugen Komissarov
Про 6Э5П в учебнике пишут, что это тетрод с подавленным конструктивно динатронным эффектом, и его недостаток- высокое остаточное напряжение, не позволяющее максимально использовать её как драйвер, а ещё невысокое предельное напряжение на аноде.
Александр Бокарёв
Пробовал я 6Н30П на выходе дака. Бяка получается. 6Э5П гораздо лучше, но звук у неё «рабоче – крестьянский», интеллигентности не хватает. По сумме всего лучше всех показала себя 5687GE.
Пробовались 6Н30П, 88-е и их клоны разных видов, 5Э5П, 5687. Нагрузка – транс 40Гн первичка.
Eugen.
А вообще, на мой взгляд, 6Э5П в триоде звучит лучше, чем 6Ж4 в триоде. У последней несколько суховато и невыразительно, а вот 6Э5П динамично и живенько весьма.
ua9xrp
Анодный ток лампы (всё той же 6Э5П) при фиксированном смещении этой самой лампы – в сетке литиевая батарейка напряжением 3,1 В. Как и в прошлый раз, все напряжения неизменны, менялось только напряжение накала.
накал,В ___ток анода, мА
5,5 20,8
5,7 21,9
5,9 22,7
6,0 23,0
6,3 23,9
6,5 24,3
6,7 24,6
6,9 25,0
Сообщение от r777
По поводу 6Э5П. На форуме я уже сообщал об экспериментах А.Бокарёва – он установил, что старые лампы 6Э5П 60-х г.г. звучат существенно лучше новоделов.
По звуку – это правда, старые лучше. Но они и по статическим параметрам отличаются
Шалин
Входная у 6Э5П по справочнику 15 (измеренная у трех экземпляров 14,6), измеренная проходная в триоде 9,3. Получается, что динамическая будет 15 + 9,3*(35+1) = 350. У трех соотвественно 1050пф плюс монтаж.
С уважением.
Алексей Бурцев
6Э5П с индексом И, очень рекомендую.
Мне довелось столкнуться с тем, что лампы с индексом И, звучат более хорошо. Жаль, только их не так много встречается. Импульсные характеристики дают ощутимый выигрыш в качестве.
У 6Э5П-И микрофонного эффекта не наблюдалось. У меня была коробка, штук 50. Все нормально.
maestro
The good 6E5P/6E6P are oscillation-free would it be with ferrite beads or not. They might have some minor oscillation for a few minutes after the start while they are cold and then when they reach their cruise temperature the oscillation should be gone. What is interesting that the 6E5P/6E6P’s oscillation is much softer and less annoying (even dangers) then the oscillation of other UHF 1 00–300 MHz tubes. The WE417A, the WE437A, the 6842 when they got aroused were very atrocious. The 6E5P/6E6P oscillations very mildly and gently – it is like a difference between the Plinian and Hawaiian types of volcano eruption. The 6E5P/6E6P when it age might develop some minor HF noise – it is an easy sign to spot and identify a worn up tube. BTW, I did not detect any oscillation pattern differences between 6E6P-DR – the military and tighter tolerance and the regular 6E5P.
Romy
Почему-то о режимах с токами сетки речь чаще всего заходит, когда разговор ведется о выходном каскаде.
А ведь драйверный каскад в смысле формирования звука намного важнее.
А если учесть, что звучание большинства ламп лучше всего в сильноточном режиме.
Примерно в таком направлении текли мои мысли, когда я удалял цепи и элементы смещения в предварительных каскадах своих усилителей. Дальше были эксперименты, результаты которых мне не терпится доложить
1. Режим со смещением в 0 вольт в драйверном каскаде был опробован для ламп 6Э5П, 6С2С, 6П6С, 6Ф6. Положительные в плане звучания результаты получены для лучевых тетродов 6Э5П, 6П6С, звучание остальных ламп в таком включении не понравилось. Однако лучевые тетроды (в триоде) при нулевом смещении звучат, не побоюсь этого слова, божественно
2. По результатам измерений, их КНИ в таком режиме на частотах 50 Гц, 1000 Гц и 6000 Гц не выше (зачастую даже ниже), чем в режиме с отрицательным смещением. Мой источник — звуковая плата — прокачивал сетки тетродов без всяких проблем.
Дальнейшие исследования в этом направлении безусловно необходимы.
Однако топологию входных каскадов для своих усилителей я уже примерно представляю: источник, нагруженный на дроссель утечки сетки; лампа, хорошо звучащая при смещении 0 вольт.
Спектры, если кому интересно, чуть позже смогу выложить.
Перепробую еще немножко ламп, чтоыб статистику набрать.
ML8
The 5E6P is the same as my 5E5P only with more or less military ambitions and with congenital “western” pins layout. It has more fragile specifications and more tight tolerance then 5E6P but it is the very same tube. There is very very very minor sonic difference between then and it is why I used 5E6P for my MF and tweeter channel. Still, the 5E6P and 5E5P has the same character in sound and might be consider as the same tube.
However, the 5E6P has the identical pins lowing with another my favorite tube – the 7721 or D3a in European specification:
The 7721 is from the same family as my beloved 7788 and they were made in the truly golden age of tube manufacturing. It is a bit more powerful then 7788 and it is much better driver then 7788. The 7788 is a kind for microphones and MC cartridges, the 7721 is a next output state…
Now is the fan…. The 7721 and 5E6P have the same pins and pretty much interchangeable. The 7721 won’t handle as much power as 5E6P but my interest to use it on tweeters what I need no power. I drive the 5E6P at 200V and a good 5E6P pushes 1800mS under 30mA and with minus 4V on bias. The 7721 (as a triode) give the same transconductance at the same voltage and 12mA on plate.
What I need to learn how would 7721 sound driving my tweeter. I also need twice lower plate impudence for my tweeter driver (do not ask why – it is classified). The 7721 does has lower impedance but a higher current. I wonder what would be the 7721’s plate impedance at 12mA.
По мне так 6э5п помягче и вцелом значительно естественней чем с 6с45п-е. 6ж43п-е (225в/30ма) понравились ещё больше в первую очередь более натур верх серединой, вообщем-то они и прижились в старом преде.
BOFH
Усилитель SINGLE END 6Э5П-6П45С
ВНИМАНИЕ! ПРИ СБОРКЕ И ОТЛАДКЕ УСИЛИТЕЛЯ ВАМ ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ С ВЫСОКИМИ НАПРЯЖЕНИЯМИ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО КОНДЕНСАТОРЫ МОГУТ СОХРАНЯТЬ ЗАРЯД БОЛЕЕ СУТОК!
Начало
Итак, приступаем. Возникла необходимость создать достойный SE Усилитель с приемлемой себестоимостью. Необходимо было выполнить следующие условия: использовать в качестве силовых трансформаторы ТС-180, как наиболее доступные, использовать распространенные и недорогие лампы, а так же исключить использование дорогих и зарубежных деталей. Хотя при повторении конструкции, Вы можете проигнорировать последний пункт. Первоначально, схема усилителя выглядела так: GIF
Описание конструкции
I. Блок питания.
Каждый канал усилителя питается от своего БП. Рассмотрим один из них. БП выполнен на трансформаторе ТР1 ТС-180. В качестве ТР2 применён ТВК-110.
Чтобы не мудрить с дополнительным трансформатором на напряжение смещения, ТС-180 был разобран, и на одну из катушек проводом диаметром 0,3 мм было намотано примерно 150-170 витков. Концы заводской обмотки 11′-12′ были откушены от ламелей, а на их место припаяны концы новой обмотки. После этого обе катушки были «проварены» в разогретой до 70- 80 С? смеси парафин-воск. Состав: 50% воска на 50% парафина. Парафин продается в аптеках, воск можно купить на рынке у людей торгующих медом. После «проварки» излишки застывшей смеси снаружи были удалены и особенно тщательно очищены внутренности катушек. Торцы подков трансформатора были зачищены и смазаны эпоксидной смолой. Боковые поверхности подков и внутренние поверхности катушек были смазаны клеем БФ. Можно и той же эпоксидной смолой, если надеетесь, что разбирать трансформатор в будущем Вам не придется. Картон вставок так же обработан клеем. Не дожидаясь застывания клея собираем трансформатор, затягиваем винты и включаем на несколько минут, время от времени, поворачивая его с боку на бок. Этим добиваемся проникновения клея в промежутки между вибрирующими частями трансформатора. После этой процедуры, ТС-180 оставляется до полного высыхания клея на сутки. После подобной обработки, трансформатор не гудит и не создает вибраций. В качестве соединительных проводов использовался провод в жаростойкой изоляции. Без наворотов. Для накалов ламп провода попарно скручены.
II. Фильтр БП, конденсаторы
В фильтре БП резистор 3-4 Ом изготовлен из манганинового провода диаметром 0,15 мм. Никакой хитрости тут нет, просто готовый резистор не нашел. Электролитические конденсаторы расположены следующим образом. От резистора 3 Ом, первый электролит 330 мkФ, второй 220 мkФ. После дросселя два конденсатора по 220 мkФ. Все конденсаторы на 350 Вольт. Параллельно каждому конденсатору подключен бумажный конденсатор 10 мкФ х 300 Вольт. Дроссель изготовлен из трансформатора ТВК- 70. Обмотка содержит 1200 витков провода диаметром 0,2 мм. Сопротивление обмотки 31 Ом. Конденсатор 2,0 мкФ в аноде 6П45С заменен на бумажный 10 мкФ х 300 Вольт.
После того, как статья была написана, было произведено еще одно изменение. Дроссели были домотаны дополнительной компенсационной обмоткой 80 витков. Его включение стало таким: GIF(4k)
III. Режимы работы ламп, резисторы, прочее:
После включения и установки сеточного напряжения 6П45С таким, чтобы напряжение в контрольной точке катода 6П45С стало 0,165 Вольта, остальные напряжения выставились следующим образом:
Манаков Анатолий: «Игорь, Заменить резистор в цепи экранной сетки на 36-39 кОм и заново измерить режимы».
IV. Выходные трансформаторы
Выходные трансформаторы намотаны следующим образом: GIF
Выходные трансформаторы изготовлены на железе от силовых трансформаторов кассовых аппаратов 200 Ватт железо ШЛ 32х50. Расчеты по трансформаторам произвел А. И Манаков. Я лишь намотал. Все слои первичной и вторичной обмоток были изолированы друг от друга сантехнической лентой «ФУМ» в два слоя. Каждый последний слой каждой секции первичной обмотки пропитывался клеем БФ и высушивался, для того, чтобы намоткой вторички не сместить витки первички. При сборке были установлены прокладки между подковами толщиной 0,2-0,22 миллиметра.
V. Окончание настройки
После сборки пришлось подобрать положение провода питания накалов, а так же провода, соединяющего входные гнезда с регулятором громкости. Удалось добиться полного отсутствия фона в громкоговорителях при замкнутом входе и вывернутой на максимум ручке громкости.
Для контроля были прослушаны следующие вещи:
Великолепно звучала классика, джаз, блюзы, баллады. Кстати и мистика Парсонса, звучит очень торжественно. А вот Оззи несколько смазал общее впечатление. Все сказочно, фантастично, но не чувствуется та агрессия, которая ему присуща. Точнее, она есть, но создает образ не мужика, а капризного ребенка.
После прослушивания решено было подобрать сопротивление в аноде 6Э5П. В результате, по совету А.Манакова, меня устроило IПЭВ-10 на 6,2 кОм. При 8 кОм звуку, на мой вкус, несколько не хватало агрессии. Посеребренный провод в цепи сетки лампы 6Э5П и в дальнейшей цепи, который первоначально использовался, я заменил на провод от центральной жилы магистрального антенного кабеля диаметром 1,5 миллиметра.
VI. Схема последнего варианта
Схема получилась следующая: GIF
VII. Последняя примочка
В случае крайней нужды (озвучивание массовки на колонках низкой чувствительности), возможен перевод 6П45С в пентодный режим. Для этого К6 через резистор 1 кОм соедините с питанием по аноду и зашунтируйте на корпус электролитическим конденсатором не менее 100мФ. Резистор 220-330 Ом при этом исключается. Мощность на канал составит более 25 Ватт. Но лучше тогда ультралинейный, экранную сетку через резистор 500-560 Ом на один из отводов трансформатора.
Материал по сборке и отладке подготовлен И. М. Бутиным.
Корректировку, исправления и дополнения внес А. И. Манаков.
Предварительный усилитель на трех деталях на лампе 6э5п
Предварительный усилитель на трех деталях на лампе 6э5п. Технические характеристики
Однако любой дополнительный каскад усиления ухудшает звук. Следовательно, наша задача: в минимальной степени испортить (окрасить) звук, максимально оправдав необходимость предварительного усилителя в системе.
Сначала одно лирическое отступление. Оно касается регулятора громкости. Дело в том, что использование регуляторов с сопротивлением 50 и более килоом на мой взгляд недопустимо в высококачественной аппаратуре. Не имея никаких формальных противопоказаний, применение резистора, к примеру, в 250 ком делает звук излишне мягким, округлым, аморфным. Замена такого регулятора на десятикилоомный увеличивает динамику, чёткость, ясность, детальность. Идеальным видится использование регулятора громкости в 100-500 ом, но, естественно, это требует гораздо большего тока от источника, нежели в случае применения резистора в 50 ком. Выходное сопротивление источника сигнала ограничивает использование низкоомных регуляторов громкости. Поэтому давайте сразу зададимся Rвых преда 10-20 ом, чтобы смело ставить низкоомные регуляторы, не нагружая при этом выходной каскад.
Итак, посмотрим на схему этого устройства.
Выходной трансформатор имеет коэффициент трансформации 11:1, что даёт нам общее усиление преда ровно в три раза. Этого оказывается достаточно, чтобы раскачать на полную катушку оконечный усилитель с любого источника: кассетной деки, винилового корректора, DVD-audio и прочих неожиданных устройств, которыми балуют нас ежегодно производители аудиотехники.
Теперь мы подобрались к выходному трансформатору для данного предварительного усилителя. Ну что ж, он должен быть немаленьким. Железо от ОСМ-0, 1 (ШЛ25 х 40) нас вполне устроит.
Вторичка состоит из трёх запараллеленных секций по 219 витков ( три слоя по 73 витка в слое) провода ПЭВ-2 диаметром 0, 5 мм.
Когда будете собирать железо, старайтесь не перетягивать его. Железо не должно быть слишком зажато, иначе таким же зажатым будет и звук.
Что же мы получили в итоге всего этого?
Немало! Напряжение сигнала возросло в три раза, а выходное сопротивление предварительного усилителя составляет всего лишь 12, 5 ом.
Регулятор громкости можно теперь запросто собрать из проволочного переменного резистора (СП5-20ВБ, СП5-21, ПЛП) сопротивлением 1 ком, зашунтированного постоянным резистором ПТМН 130 ом, и вот тогда-то мы поймём, что не слышали и половины из того, что, оказывается, всегда было в звуке, и что без остатка сжирали пятидесятикилоомные Альпсы!
Итак, друзья, вот вам низкоомный предварительный усилитель, почти не содержащий ухудшающих качество звука деталей, зато реально улучшающий качество звука вашей системы.
Тетрод 6Э5П для усиления напряжения и мощности на частотах до 200 МГц. Можно применять в оконечных каскадах видеоусилителей телевизионных приемников и выходных каскадах НЧ
Цоколевка лампы 6Э5П
Номинальные электрические данные лампы 6Э5П
Параметр | Значение | Допуск |
---|---|---|
Напряжение накала, В | 6,3 | |
Напряжение на аноде, В | 150 | |
Напряжение на второй сетке, В | 150 | |
Сопротивление в цепи катода для автоматического смещения, Ом | 30 | |
Ток накала, мА | 600 | 40 |
Ток в цепи анода, мА | 43 | 10 |
Ток в цепи второй сетки, мА | не менее 19 | |
Крутизна характеристики, мА/В | 30,5 | 6,5 |
Крутизна характеристики при напряжении анкала 5,7 В, мА/В | не менее 19 | |
Внутреннее сопротивление, кОм | 8 | |
Выходная мощность при коэффициенте нелинейных искажений не более 10%, Вт | не менее 1 | |
Эквивалентное сопротивление внутриламповых шумов, Ом | 350 |
При применении 6Э5П в оконечных каскадах УНЧ ее можно заменить лампами 6П14П или 6П9, для чего необходимо увеличить напряжение возбуждения для получения номинальной мощности.
При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна
Радиолампа 6Э5П
Радиолампа 6Э5П
Справочник содержания драгоценных металлов в радиодеталях основанный на справочных данных различных организаций, занимающихся переработкой лома радиодеталей, паспортах устройств, формулярах и других открытых источников. Стоит отметить, что реальное содержание может отличатся на 20-30% в меньшую сторону.
Радиолампы могут содержать золото, серебро, платину и МПГ (Металлы платиновой группы, Платиновая группа, Платиновые металлы, Платиноиды, ЭПГ)
Содержание драгоценных металлов в радиолампе: 6Э5П
Золото: 0.0002
Серебро: 0.0002
Платина: 0
МПГ: 0
По данным: Справочник по драгоценным металлам ПРИКАЗ №70
Электронная лампа, радиолампа — электровакуумный прибор (точнее, вакуумный электронный прибор), работающий за счёт управления интенсивностью потока электронов, движущихся в вакууме или разрежённом газе между электродами.
Основные типы электронных вакуумных ламп:
Диоды (легко делаются на большие напряжения, см. кенотрон)
Триоды
Тетроды
Пентоды и Лучевые тетроды
Лучевые пентоды (как разновидность этого типа)
Гексоды
Гептоды (пентагриды, пятисеточные)
Октоды
Ноноды
Комбинированные лампы (фактически включают 2 или более ламп в одном баллоне)
Газоразрядные лампы
Система обозначений ламп выпущенных в СССР
Первая часть маркировки — число, обозначающее округленное значение напряжения накала (у приёмно-усилительных ламп):
06 — 625 мВ
1 — 800 мВ, 1 В, 1.2 В, 1.4 В, 1.5 В
2 — 2 В, 2.2 В, 2.4 В
3 — 3.15 В
4 — 4 В, 4.2 В, 4.4 В
5 — 5 В
6 — 6 В, 6.3 В
7 — 7 В
9 — 9 В
10 — 10 В
12 — 12 В, 12.6 В
13 — 13 В
17 — 17 В
18 — 18 В
20 — 20 В
25 — 25.2 В
30 — 30 В
У генераторных ламп, бареттеров и стабилитронов — буквенный индекс, обозначающий тип лампы:
ГИ — Импульсная генераторная лампа
ГМ — Модуляторная лампа
ГМИ — Импульсная модуляторная лампа
Г — Генераторная лампа (для ламп старых выпусков)
ГК — Генераторная КВ лампа (для частот до 30 МГц)
ГУ — (Например ГУ-50 Генераторная УКВ лампа (для частот до 300 МГц)
ГС — Генераторная СВЧ лампа (для частот свыше 300 МГц)
ГП — Регулирующая лампа
ГПИ — Регулирующая импульсная лампа
СГ — Газонаполненный стабилизатор напряжения (стабилитрон)
СТ — Газонаполненный стабилизатор тока (бареттер)
Вторая часть маркировки — буква (или две буквы) русского алфавита, обозначающая тип электродной системы лампы (у приёмно-усилительных ламп):
А — Частотнопреобразовательные лампы (гексод, гептод)
Б — Диод-пентод, двойной диод-пентод (комбинированная лампа)
В — Лампа со вторичной эмиссией
Г — Диод-триод, двойной диод-триод, тройной диод-триод (комбинированная лампа)
Д — Одиночный диод (кроме выпрямительного кенотрона)
Е — Электронно-световой индикатор
Ж — Высокочастотный пентод с короткой характеристикой
И — Триод-гептод или триод-гексод (комбинированная лампа)
К — Высокочастотный пентод с удлиненной характеристикой («варимю»)
Л — Лучевая лампа (кроме лучевого тетрода)
М — Двойной пентод (выпускалась всего одна лампа данного типа — 12М1М)
Н — Двойной триод
П — Выходной пентод или лучевой тетрод
Р — Двойной тетрод, двойной лучевой тетрод или двойной пентод
С — Триод
Т — Тиратрон с холодным катодом (выпускался всего один тиратрон с обозначением, принятым для приемно-усилительных ламп — 1Т1А)
Ф — Триод-пентод (комбинированная лампа), исключение — пентод старого выпуска 6Ф6С
Х — Двойной диод (кроме кенотронов)
Ц — Выпрямительный диод (кенотрон) любого типа
Э — Тетрод
СР — Двойной пентод-триод
У электроннолучевых приборов:
ЛИ — Передающая трубка
ЛК — Кинескоп с электромагнитным отклонением луча
ЛМ — Осциллографическая трубка с электромагнитным отклонением луча
ЛН — Запоминающая трубка
ЛНС — Знакопечатающая запоминающая трубка
ЛО — Осциллографическая трубка или кинескоп с электростатическим отклонением луча
ЛП — Электроннолучевой переключатель
ЛС — Знакопечатающая трубка
ЛФ — Функциональная трубка
Третья часть маркировки. У генераторных и приёмно-усилительных ламп, кинескопов и осциллографических трубок — число, обозначающее номер разработки. У стабилитронов и бареттеров — то же, что и 4-й элемент для приёмно-усилительных ламп.
Четвертая часть маркировки. У стабилитронов и бареттеров отсутствует. У кинескопов и осциллографических трубок может обозначать тип люминофора, применённого для экрана. У приёмно-усилительных ламп — буква, обозначающая конструктивное исполнение лампы:
А — Субминиатюрный стеклянный баллон диаметром 5-8 мм с гибкими проволочными выводами
Б — Субминиатюрный стеклянный баллон диаметром 8-10,2 мм с гибкими проволочными выводами
Г — Миниатюрный стеклянный баллон диаметром более 10,2 мм с гибкими проволочными выводами
Д — Керамический баллон с дисковыми выводами («маячковые» лампы)
Ж — Лампа типа «жёлудь» — миниатюрный стеклянный баллон с жесткими радиальными выводами.
К — Керамический баллон со штыревыми выводами.
Л — Лампа с октальным цоколем, оснащенным замком, что исключает выпадание лампы из панели при тряске («локталь»). Баллон стеклянный, снаружи закрытый алюминиевым кожухом.
М — Малогабаритный стеклянный баллон с октальным цоколем уменьшенной высоты («малгаб»). Буква сохранена лишь для некоторых ламп старых выпусков (2К2М, 2Ж2М, 2П9М, 30Ц1М и т. д.).
Н — Нувистор (миниатюрная лампа в металлокерамическом баллоне).
П — Миниатюрная («пальчиковая») лампа — стеклянный баллон диаметром до 22 мм с семью («гепталь») или девятью («новаль») жесткими выводами, впаянными непосредственно в дно.
С — Крупногабаритный стеклянный диаметром более 22,5 мм или металлокерамический баллон, в том числе с октальным цоколем.
Р — Субминиатюрный стеклянный баллон диаметром менее 5 мм с гибкими проволочными выводами. В таком оформлении была выпущена единственная лампа — 1Ж25Р)
Нет буквы — Металлический (обычно стальной) баллон с октальным цоколем
У генераторных ламп — буква, обозначающая тип охлаждения:
А — Принудительное жидкостное, водяное или воздушно-водяное
Б — Принудительное воздушное
К — Контактное
П — Испарительное
Нет буквы — Естественное воздушное
Пятая часть маркировки — характеризует особые свойства ламп. Необязателен, ставится всегда через дефис, применим только к приёмно-усилительным лампам.
В — Лампа повышенной механической прочности и надёжности
Е — Лампа повышенной долговечности (5000 часов и более)
Д — Лампа особо высокой долговечности (10000 часов и более)
И — Лампа, предназначенная для работы в импульсном режиме
К — Лампа повышенной механической прочности и надёжности с повышенной вибростойкостью
Р — Лампа повышенной механической прочности и надёжности, с повышенной радиационной стойкостью (лучше, чем В; однако, для замены лампы группы В, в обозначении должны присутствовать и Р, и В)