работа в малых группах как метод обучения
Обучение в малых группах (из опыта работы)
Класс: 5
Обычно легче изменить индивидов собранных в группу,
Чем изменить любого из них по отдельности.
Курт Левин
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началось лишь в 1970-е годы в Великобритании, Канаде, Западной Германии и т.д.
Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только больше времени на осмысление материала, но и дополнительные разъяснения.
Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в группе в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важным, за результат всей группы.
А если от ученика зависит успех всей группы, то он не может не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи всей группы.
Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше.
Преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща. Вследствие этого улучшается академическая успеваемость, воспитывается самоуважение, учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Технология группового обучения:
При закреплении материала использую пары статического и динамического состава. Парную работу строю на базе взаимопроверки проделанной работы, последовательной передачи друг другу определенной части учебного материала, работы в режиме интервью.
Я считаю, что именно работа в паре сменного состава стимулирует развитие общения между учащимися.
Две равные группы образуют два круга. После каждого мини-диалога учащиеся внешнего круга делают шаг влево и вступают в диалог с новым собеседником.
Таким образом, один и тот же усваиваемый материал после многократного проговаривания и прослушивания лучше запоминается. Темы для такой формы работы использую самые разные.
Работа в паре помогает выработать навыки сотрудничества в других формах групповой работы. Вот, например, как я организую работу в группах из четырех и более человек. На первом этапе организации работы провожу индивидуальную работу по заданию. На втором и третьем этапах ученики работают в постоянных и вариационных парах по одному и тому же заданию. Затем члены группы собираются вместе для окончательного принятия решения.
После завершения заданий всеми группами я организую общее обсуждение работы над заданиями разными группами (если задания одинаковые для всех групп) либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Когда материал усвоен всеми учащимися, я даю тест на проверку понимания и усвоения материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. Задания подбираю дифференцированно для сильных и слабых. Отметка за индивидуальную работу суммируется и ставится общая оценка группе. В период взаимодействия учащихся в группах важно оценивать не только знания, но и усилия учащихся.
В то время, когда ученики работают в группах, у меня есть возможность поработать индивидуально с отдельными учениками, которые требуют внимания в силу разных причин (болезнь и т.д.).
Формируя группы, учитываю не только задачи урока, но и желание учащихся, их индивидуальные особенности, интересы (с учетом изучаемой темы). В ином случае у ребят не получится заинтересованного обсуждения. И что очень важно, содержание учебного задания должно содержать проблему, которая побуждала бы учащихся искать помощи друг у друга, обмениваться мнениями.
Группе можно давать задание, которое делится либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой. И сильный и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
Технология обучения в сотрудничестве органично вписывается в классно-урочную систему, не затрагивает содержание обучения.
Учитывая особенности предмета иностранного языка, обеспечиваю необходимые условия для активной познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Внедряя групповые формы работы в учебный процесс, конечно же я столкнулась с некоторыми трудностями. Общение в группе еще зачастую происходит на родном языке, вместо отведенного на задание времени требуется много больше, организационная работа иногда занимает много времени, но я терпеливо приучаю учащихся к особенностям совместной работы.
Я использую социально-педагогические игры, которые помогают ученикам развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового в групповом взаимодействии, помогают лучше узнать самого себя, найти и укрепить способы для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии (поддерживающие слова и невербальные формы общения, предложение ситуаций, в которых люди не боятся проявить себя.)
Группа разбивается на пары, где есть ведомый (турист) и ведущий (компас). Ведомый стоит впереди с завязанными глазами, а ведущий сзади, положив руки на плечи ведомого.
Задание: пройти все игровое поле вперед и назад, при этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне.
Обсуждение: описать ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?
Игра «Полный комплект»
Для игры готовлю карточки с названиями литературных героев и названиями произведений.
Задание: каждый участник получает одну карточку и по знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках.
Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением.
Обсуждение: легко ли найти «своего человека»? Что или кто мешает «воссоединению»?
Итак, групповое взаимодействие на уроке ИЯ – это реализация принципа активности в обучении, который был и остается основным в дидактике, т. к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Групповое взаимодействие на уроке ИЯ – интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание учащихся на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие учащихся друг с другом, взаимное обогащение.
Статья «Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы».
Статья «Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы»
Е.И. Полякова учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 368 Фрунзенского района СПБ,
высшая квалификационная категория.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом
Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников. Самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее. Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков.
Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.
Я часто использую работу в группах на уроках русского языка и литературы при создании оригинальных и стилизованных текстов. Например, на итоговых уроках литературы после завершения темы «Сказки» ребята создают собственные книги. Одни придумывают текст, другие оформляют обложку и иллюстрации, третьи готовят сообщение о том, как создавалась их книга, т.е. защиту проекта.
Таким образом, каждый находит возможность для применения своих способностей.
Конечно, при делении на группы следует учитывать психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно и они выполнили поставленную учителем задачу.
В старших классах мы активно используем в групповой работе технологию «Дебаты», которая помогает выработать навыки цивилизованной дискуссии. Каждый из членов сообщает своё предложение по решению поставленной задачи. Члены группы могут соглашаться или не соглашаться с собеседником, но в итоге под руководством лидера (его называют по-разному: командир, бригадир, звеньевой) они должны прийти к единому решению, сформулировать общий ответ и для удобства представления перед группой оппонента записать его.
Групповая форма работы
1. Основные признаки групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся:
класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя или лидера (спикера, группового представителя, старосты, консультанта) группы;
в ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Оптимальное количество человек, как показывает опыт, – 4-5 человек, что позволяет «видеть» работу каждого члена группы, в такой группе сложнее просто отсидеться, потому что твое задание никто не будет выполнять. Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
3. Объединение учащихся в группы.
Подбор состава учебной группы можно осуществлять с учетом:
уровня обученности школьников, внеурочной информированности по данному предмету;
характера взаимоотношений учащихся, их совместимость (симпатии или антипатии), мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Члены группы должны взаимно дополнять друг друга и компенсировать недостатки.
Выбор лидера, т.е. ответственного за работу в группе, может сделать сам учитель или, начиная с 7-го класса, сами ребята.
Организация обучения в малых группах
Обучение в малых разноуровневых группах проводила в несколько этапов.
Ознакомительно-мотивационный. Сначала постаралась заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С той целью был выбран ненавязчивый рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в сотрудничестве в наших и зарубежных школах (Учиться вместе!) и основными принципами:
взаимозависимость всех членов группы;
личная ответственность каждого;
равная доля участия каждого;
рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).
Диагностический. Провела совместно с психологом комплексное диагностическое исследование.
На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, были сформированы разноуровневые мобильные группы, т. е. предполагающие переход из группы в группу после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также проведенные диагностические исследования помогли ребятам определиться с ролями (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.)
3. Этап модернизации учебного пространства. На этом этапе было решено, что на уроках с использованием групповых форм работы дежурная группа на перемене будет расставлять парты таким образом, чтобы члены групп могли свободно взаимодействовать лицом к лицу). Такая совместная деятельность простимулировала их заинтересованность, одновременно подготовив к нетрадиционным формам обучения.
4. Этап психологической подготовки. Здесь, чтобы первые неудачи не отбили охоту учиться «по-новому», приучала учеников к следующим условиям работы:
взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд;
не нарушать правило «Трех «нельзя».
Три «нельзя» рефлексии:
Нельзя говорить «уже все сказали»;
Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом;
Нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение
Только после такой предварительной подготовки мы перешли к работе в командах.
3. Методы обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках русского языка
На уроках русского языка я использую следующие методы:
1. «Вертушка» (метод Славина)
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики и девочки разного уровня подготовленности). Структура урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:
1. Объяснение нового материла.
2. Закрепление (отработка в группах ориентировочной основы действий каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
3. Общее обсуждение работы.
4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь учащиеся трудятся вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.
5. Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.
Удалось ли группе выполнить задание?
Легко ли работать в группе?
Кто ощущал себя некомфортно? Почему?
Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, т. е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые оценки.
Этот метод можно использовать на различных этапах организации урока.
2. Командно-игровая деятельность
Она отличается от вышеописанного метода лишь тем, что здесь вместо индивидуального тестирования в качестве проверки усвоения материала предлагаются соревновательные турниры между командами. В остальном работа строится аналогично.
(в 6 классе после изучения темы «Правописание не- с существительными)
1. Группы получают конверты с разрезным дидактическим материалом
2. Решение осуществляется по «вертушке» (без комментариев):
Первый ученик достает из конверта карточку и определяет, употребляется ли существительное без не.
Нет записывает на доске правильный ответ.
Да передает карточку следующему и т. д. по «вертушке».
Второй ученик достает карточку с заданием, принимает соответствующее решение и т. д.
Так каждый проходит все этапы работы над орфограммой.
3. Определяется команда-победитель, т. е. та, которая первой справится с заданием и не допустит ошибок.
Таким образом, за небольшой отрезок времени (5-7 мин.) проводится проверка сформированности орфографического навыка у всех учащихся, отрабатывается умение быстро решать поставленные задачи, а так как победа команды зависит от каждого ее члена, то это способствует развитию таких важных качеств, как ответственность и взаимопомощь.
3. Метод Славина «Пила-2»
Этот метод предусматривающую работу в группах по 4-5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть работы, вся команда работает над одним материалом (например, работает над одним текстом). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп (этот этап мы используем иногда). В конце все проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, достигшая наивысшей суммы баллов, награждается.
На уроках русского языка этот метод чаще применяю при работе с текстом.
В 5 классе при работе над сочинением, понятием о главной мысли, теме сочинения и ее границах предлагаю тексты со следующими заданиями для групп:
Какова тема сочинения? Соответствует ли тема содержанию сочинения? Какова основная мысль сочинения? При помощи каких языковых средств она выражается? Какие недостатки обнаружили?
Тексты раздаю каждому члену команды, чтобы удобнее было заниматься своей частью общего дела. Такая работа проводится неоднократно, поэтому задания внутри группы перераспределяются, и все получают возможность поработать над каждым вопросом
4. Командно-игровая деятельность по методу «Пила»
Трудоемкую и кропотливую работу по совершенствованию написанных сочинений и не менее сложную работу над анализом текста можно активизировать командно-игровой деятельностью, организуя, например
Предложив группам соревнования «издательств», которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.
Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.
Корректор отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в роли редакторов или рецензентов).
Каллиграф – эта роль отводится самому слабому ученику группы. А чтобы он не чувствовал себя ущемленным, оговариваюсь, что ему доверяется очень важное задание (пусть и под контролем товарища-корректора) – переписать правильно и красиво текст набело.
I этап – распределение ролей;
2 этап – первичное ознакомление с текстом.
Коллективное обсуждение недостатков. Первые правки редактора с подробным объяснение другим членам группы;
3 этап – повторное чтение. Здесь устраняются недостатки в употреблении слов и построении предложений, пользуясь условными обозначениями;
4 этап – проверка «на голос» предполагает чтение текста вслух (вполголоса). При таком чтении окончательно выявляются все недостатки.
5 этап – подведение итогов, на основании которых строится работа рецензентов.
6 этап – обсуждение плана и содержания рецензии.
7 этап – рецензент пишет рецензию, а каллиграфы под контролем редактора и корректора переписывают исправленный текст набело. Причем замечания по исправлению орфографических и пунктуационных ошибок может делать только корректор, а редактор должен следить за тем, чтобы были внесены все его правки.
8 этап – чтение окончательного варианта исправленного текста и получившейся рецензии, сдача на проверку.
Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет литературный кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя.
Итак, очевидно, что разница между рассмотренными методами не столь существенна. Главное, что основные принципы (одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей) соблюдаются во всех случаях. Кроме того, совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет экономить время учителя и ученика, интенсифицировать процесс обучения русскому языку и тем самым расширить возможности для речевого развития на уроках, создать условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия; формирует реальную субъективную позицию учащихся в учении и обучении, повышает интерес к предмету, который проявляется не только на уроках русского языка, но и во внеучебной деятельности
Организации работы с малыми группами
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ
В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один—вдвоем—все вместе» для быстрого взаимодействия.
Рекомендации по организации работы с малыми группами
1. Начинайте групповую работу не торопясь.
Если у Вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары.
Уделите особое внимание учащимся, котор ые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.
Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.
Как только Вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.
Старайтесь не вклю чать в малую группу более пяти человек.
2. Обучайте работе в группах и контролируйте их работу.
Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие
в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в неболь шой группе.
Не ожидайте, что они сумеют хорошо работать в группе без Вашей помощи.
В ходе работы группы Вам и наблюдателям стоит обращать внимание на сле дующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблем ными:
• Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы д ается равная возможность высказать свое мнение?
• Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с зара нее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?
• Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?
• Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?
• Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противопо ложной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?
• Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопро сы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?
По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее уча стников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового зада ния. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше уме ния должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказать ся. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количе ство участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад.
Группы из двух человек
В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения эмоциональной напряжен ности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разно гласий ни один из участников не имеет союзника.
Группы из трех человек
При такой организации две более сильные индивидуальности могут пода вить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.
Группы с нечетным и четным количеством участников
В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность груп пе выйти из тупика путем голосования.
Группа из пяти человек
Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и достаточно мала, что бы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой вклад.
4. Грамотно распределяйте учащихся по группам .
Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным соста вом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идея ми. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сто рон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.
Способы распределения учащихся по группам
Существует множество способов распределения учащихся по учебным груп пам. Вот лишь некоторые из них:
• Возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. В этом случае Вы контролируете состав группы.
• Минимальные затраты времени для деления на группы потребуются, если Вы объедините в четверки две ближайшие пары, попросив повернуть стулья учащихся, сидящих за нечетной партой. Возможно до начала занятия рас ставить столы и стулья таким образом, чтобы учащиеся сразу образовали нужные Вам группы.
Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людь ми и узнать их.
5. Распределяйте роли внутри групп.
При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:
• Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);
• Регистратор (записывает результаты работы);
• Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);
• Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);
• Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем толь ко что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);
• Наблюдатель (см. роль наблюдателя выше, п. 2; кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы );
• Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует поменять ролями.
6. Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты:
• Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероят но, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.
• Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумай те, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
• Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случа ях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.
• Подумайте о том, как Ваш метод поощрения/оценки влияет на использова ние групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.
• Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.
• Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.
• В процессе формирования групп остерегайтесь «навешивания ярлыков» на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные груп пы.
• Переходите от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остано вившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. По думайте о своей роли в подобной ситуации.
• Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы: учащиеся сидят в кружке — «плечом к плечу, глаза в глаза».
Порядок выполнения заданий с использованием метода
«работа в ма лых группах»
При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы, а также общий итоговый результат работы класса (аудитории).
1. Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.
2. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.
3. Выработайте (или напомните) правила работы в группах, например:
• Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.
• Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказы вают.
• Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.
• Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.
• Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.
• Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.
• Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оце ночных суждений и выражения пренебрежения.
4. Сообщите, какое время Вы даете для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).
5. Разделите учеников на малые группы, раздайте необходимые материалы, информацию и попросите приступить к выполнению задания.
6. Двигайтесь от группы к группе и помогайте учащимся соблюдать правила работы в группе.
7. После завершения работы в группах предоставьте слово представителям групп для сообщения результатов выполнения задания. Поощряйте использо вание плакатов, таблиц, рисунков и других наглядных пособий. Вы сами може те создать таблицу, для того чтобы заносить в нее результаты выполнения зада ния разными группами.
8. Обсудите итоги каждой презентации. Спросите, чем обосновано именно такое решение. Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к согласию? Напомните, что группы могут задавать вопросы друг другу.
9. Вы можете также рекомендовать учащимся пользоваться советами при ра боте в малых группах
Форма 6. Самооценка работы в малой группе
Эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала группа в целом, или вписывать имена участников группы.