работа органов управления при подготовке и проведении учений в системе рсчс
Основы организации командно-штабных учений
1. Основы организации командно-штабных учений
Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.
Основными целями КШУ являются:
На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.
На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.
В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.
Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений
КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.
Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.
На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое «уплотнение» аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.
Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Учения организуются и проводятся по принципу «старший начальник обучает своих подчинённых». Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.
При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.
По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.
Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.
Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.
Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.
Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.
Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.
Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.
Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.
Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.
Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.
Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.
Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.
Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.
Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.
Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.
Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.
На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.
Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.
До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).
В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.
Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.
Работа органов управления при подготовке и проведении учений в системе рсчс
Обзор документа
Приказ МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр | Е.Н. Зиничев |
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
Регистрационный № 59580
УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 29.07.2020 № 565
Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
2. Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с учетом задач, решаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также настоящей Инструкции.
3. Учения и тренировки по назначению могут быть плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.
5. Проверочные учения и тренировки проводятся для оценки степени готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.
7. Опытно-исследовательские учения проводятся для исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил ГО и РСЧС, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники.
8. При работе с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
12. ШТ проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны), планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.
ШТ могут быть совместные и раздельные.
Совместные ШТ проводятся органами управления ГО и РСЧС с привлечением структурных подразделений организации для отработки вопросов взаимодействия между ними.
Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления ГО и РСЧС или отдельными структурными подразделениями организации.
ШТ могут быть совмещены с учениями вышестоящих органов управления ГО и РСЧС.
ОТ проводятся в целях отработки как всего комплекса мероприятий, так и отдельных вопросов, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).
Продолжительность ОТ определяется соответствующим руководителем организации (объекта) в зависимости от объема запланированных к отработке задач.
ОТ могут быть совмещены с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
СУТ проводятся в целях проверки реальности планов противопожарной защиты и оценки состояния противопожарной защиты, проверки готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара, обучения работников организаций (учащихся образовательных организаций) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара, повышения пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся образовательных организаций) к действиям при угрозе и возникновении пожара по противопожарной защите на пожароопасных объектах и в образовательных организациях ежегодно продолжительностью до восьми часов.
В зависимости от численности работников организаций (учащихся образовательных организаций) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися образовательной организации) или отдельными группами.
Если цели, указанные в тематике при организации учений и тренировок, не достигнуты, то решением соответствующих руководителей они могут быть спланированы и проведены повторно.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2019, N 52, ст. 7805.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2019, N 27, ст. 3524.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
Обзор документа
МЧС определило порядок подготовки и проведения в органах и организациях командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок.
Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями органов и организаций с учетом задач, решаемых в области ГО и ЧС.
Учения и тренировки подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.
«Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2020 год» (утв. МЧС России 31.12.2019 N 2-4-71-3804-5)
Министра Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
и ликвидации последствий
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2020 ГОД
Данные мероприятия реализуются в строгом соответствии с полномочиями, которыми МЧС России наделено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.
II. Основные задачи
1. Реализация целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
2. Реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
3. Реализация Основ единой государственной политики Российской Федерации:
в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года;
в области обеспечения пожарной безопасности на период до 2030 года.
4. Реализация государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
5. Разработка и реализация документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
6. Совершенствование мероприятий оперативной подготовки, а также дальнейшее развитие системы практической подготовки и обучения спасателей, пожарных, водолазов, кинологических расчетов и других категорий специалистов.
продолжение работы по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
развитие нормативно-правовой базы муниципальных образований по вопросам ГО с учетом современных социально-экономических условий;
совершенствование системы управления ГО, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
выполнение мероприятий по повышению готовности систем централизованного оповещения населения;
подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с решением других задач ГО;
проведение подготовки соответствующих групп населения в образовательных организациях и учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС, а также обязательного обучения должностных лиц органов управления ГО в учебно-методических центрах по ГО и ЧС и других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО;
обеспечение органов управления и сил ГО современной техникой и экипировкой, авиационно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;
активизация работы по переработке и внедрению новых программ и форм подготовки всех групп населения, включая должностных лиц и работников в области ГО, в том числе с использованием компьютерных технологий;
активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты населения, а также подготовка мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;
принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами индивидуальной защиты установленных категорий населения;
2. В области защиты населения и территорий от ЧС:
внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения («Искусственный интеллект») в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
развитие органов повседневного управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС за счет внедрения современных технологий и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений;
обеспечение внедрения системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;
совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение практического применения Мобильного комплекса приема и передачи информации Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» при организации космического мониторинга в период циклических рисков возникновения ЧС на территории Российской Федерации.
2.1. При подготовке к пожароопасному сезону:
обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасный сезон;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов;
проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
обеспечение контроля за выполнением противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты, государственные природные заповедники и национальные парки;
своевременное принятие мер пожарной безопасности в лесах, введение режима ЧС и принятие необходимых мер по тушению пожаров;
организация космического мониторинга природных пожаров в пожароопасный сезон;
обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов, населенных пунктов и объектов социального назначения, граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с использованием средств массовой информации, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
2.2. При подготовке к паводкоопасному периоду:
обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;
обеспечение готовности гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;
обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений, а также мест хранения минеральных удобрений и агрохимикатов к безопасному пропуску паводковых вод;
своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;
обеспечение готовности сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;
обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья;
обеспечение контроля за соблюдением собственниками водохранилищных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими их организациями установленных режимов пропуска половодья;
обеспечение обустройства всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления, в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями;
организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых учреждений, а также объектов водоснабжения и водоотведения.
3. В области обеспечения пожарной безопасности:
оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению;
совершенствование нормативно-правовой базы с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;
обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
повышение эффективности выявления и тушения лесных пожаров с применением авиации и современных информационных технологий;
выработка механизма по межрегиональному маневрированию и переброске сил и средств для тушения лесных пожаров;
выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
4. В области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности людей на водных объектах;
совершенствование взаимодействия территориальных органов ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.
5. В области обеспечения единой информационной политики:
своевременное и объективное информирование населения об угрозе возникновения и при возникновении ЧС и происшествий;
развитие межведомственных взаимоотношений по согласованию сведений, предназначенных для организации информирования населения о ЧС и происшествиях;
III. Руководителям федеральных органов исполнительной
власти основные усилия по подготовке органов управления,
сил ГО и функциональных подсистем РСЧС сосредоточить
на выполнении следующих мероприятий:
организации комплекса мероприятий по реализации Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС;
разработке документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации, и отражение в них вопросов развития и повышения готовности сил ГО и функциональных подсистем РСЧС;
организации разработки планирующих и распорядительных документов по подготовке в области ГО и защиты от ЧС;
организации проверки полноты и качества разработки планов действий, с учетом местных особенностей субъектов Российской Федерации, оказание методической помощи;
реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р в пилотных регионах Российской Федерации, в том числе финансирование проводимых мероприятий;
совершенствовании нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ управления рисками ЧС, обусловленных природными, техногенными угрозами и террористическими проявлениями, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ОИВ субъектов Российской Федерации;
осуществлении информирования населения через СМИ, интернет-ресурсы (в том числе ведомственные) о деятельности органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС по проведению мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
повышении эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, террористических проявлений за счет разработки и внедрения новейших технологий и технических средств, применения методов программно-целевого планирования;
дальнейшем развитии и реализации государственной политики по снижению рисков и смягчению последствий ЧС на всех уровнях;
совершенствовании деятельности органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС и ГО;
формировании культуры безопасности жизнедеятельности персонала отраслей и объектов, повышении уровня знаний и совершенствование навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;
обеспечении реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию защиты населения и территорий от ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
проведении мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;
поддержании в готовности, дальнейшем развитии и совершенствовании систем информирования и оповещения;
дальнейшем развитии и реализации на всех уровнях управления экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера;
проведении работы по накоплению и освежению материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
проработка вопроса возможности использования резервов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
развитии информационного обмена между органами повседневного управления на основе единой базы данных с использованием паспортов безопасности территорий (объектов);
проведении обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;
организации проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления, силами ГО и функциональных подсистем РСЧС;
качественном обучении работников ФОИВ и подведомственных организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
IV. Руководителям ОИВ субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, основные усилия
по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных
подсистем и звеньев РСЧС направить на:
организацию комплекса мероприятий по реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 г.;
реализацию стратегий социально-экономического развития регионов с учетом развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от ЧС;
организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;
проведение учений и тренировок в рамках РСЧС с практической отработкой вопросов готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе внеплановых;
разработку соответствующих документов стратегического планирования, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил и средств ГО, а также территориальных подсистем РСЧС,
реализацию Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р, в муниципальных образованиях, их интеграцию в комплексную систему безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации, в том числе финансирование проводимых мероприятий в рамках региональных программ и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и муниципальном уровнях, обратив особое внимание на соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между ОИВ в Российской Федерации;
организацию работы по реальному накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами. Рассмотрение вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, в условиях введения режима функционирования «Повышенная готовность»;
организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с действующими НПА;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, подразделений пожарной охраны;
реализация Соглашений между МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче МЧС России осуществления части полномочий;
обеспечение готовности пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате ЧС;
совершенствование и развитие нормативной базы муниципальных образований по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
обеспечение финансирования мероприятий региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации;
развитие комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
обеспечение готовности к использованию по предназначению региональных систем централизованного оповещения населения, обратив особое внимание на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
использование для оповещения и информирования населения об угрозах возникновения (возникновении) ЧС всех существующих специализированных средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
осуществление информирования населения через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых ЧС, о приемах и способах защиты населения от них;
содействие территориальным органам МЧС России в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей в рамках создания ОКСИОН, а также в выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;
проведение мероприятий по развитию систем информирования и оповещения в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка;
совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;
наполнение Атласа природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Российской Федерации;
проведение мероприятий по созданию систем стационарного дистанционного мониторинга инженерных систем КВО;
принятие мер по совершенствованию учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС, а также всестороннее обеспечение их деятельности;
дооснащение подразделений современными многофункциональными беспилотными авиационными системами самолетного, вертолетного и комбинированного типов малого класса с различными радиусами действия;
осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и защиты населения от ЧС;
организацию эффективного взаимодействия с территориальными органами МЧС России для решения задач в области ГО и защиты населения от ЧС;
организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;
обеспечение, в части касающейся, реализации плана повышения защищенности КВО в субъектах Российской Федерации и муниципального образования;
организацию работ по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель»;
подготовку органов местного самоуправления к решению задач ГО, защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
проведение совместно с заинтересованными ФОИВ, их территориальными органами и организациями Российской Федерации, проверок готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и пожаров, особенно в соответствии с циклическими рисками;
создание инфраструктуры для организации оказания помощи пострадавшим при ДТП на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с использованием авиационных технологий;
организацию подготовки проектов новых региональных целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на обеспечение мероприятий по ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС, своевременную и качественную реализацию мероприятий, действующих федеральных целевых программ с использованием бюджетных и иных механизмов финансирования;
развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах, нарушение режима функционирования которых может привести к катастрофическим последствиям;
обеспечение выполнения федерального законодательства по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
корректировку планов действий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом опыта ликвидации ЧС 2019 года;
1. Мероприятия по подготовке органов управления
Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера;
Всероссийская штабная тренировка по ГО;
учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО);
ежемесячные подведения итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ежедневных тренировок;
Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить КШУ и КШТ (ШТ), тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления территориальной и функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.
Периодичность мероприятий определить:
участие руководителей территориальных органов ФОИВ в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);
участие должностных лиц территориальных органов ФОИВ в совместных комплексных учениях в субъектах Российской Федерации по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);
участие во внеплановых КШУ и тренировках по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера с участием Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
участие соответствующих органов повседневного управления ФП РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации (по отдельному плану).
б) для ОИВ субъектов Российской Федерации:
участие должностных лиц ОИВ в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год, 1 квартал);
участие в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год); участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (по отдельному плану);
участие соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации (по отдельному плану);
участие руководителей ОМСУ в учебно-методическом сборе, проводимом в субъекте Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);
участие руководителей ОМСУ, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований в подведении итогов по результатам реагирования органов управления и сил ФП и ТП РСЧС за квартал под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ежеквартально, в режиме видеоконференц-связи);
участие руководителей ОМСУ, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований в ежемесячных подведениях итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ежедневных тренировок;
участие в проведении смотра-конкурса на звание «Лучшая ЕДДС муниципального образования» (в течение года);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год); участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (по отдельному плану);
тренировка по проверке готовности к применению резервных источников энергоснабжения пунктов управления (еженедельно, по четвергам).
Состав ФОИВ, их территориальных органов, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ, принимающих участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности под руководством МЧС России и КТ с органами управления и силами РСЧС, определяется руководителем КТ заблаговременно при планировании КТ и доводится до участников в установленном порядке.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами, проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2013 г., регистрационный N 29115).
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:
ГО и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, организаций);
действий субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по предупреждению и ликвидации ЧС;
основных мероприятий субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, органов управления, организаций) на год;
финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
организации взаимодействия НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления ФП РСЧС при ликвидации ЧС;
выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ.
Темы учений (тренировок) определять, исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых ФП и ТП РСЧС.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемых на соответствующей территории по приведению в готовность и ведению ГО.
Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации муниципальных ЕДДС и территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС.
Использовать информацию о реально складывающейся на территории обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.
При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в СИЗ органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.
При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.
Для органов управления, сил ГО и РСЧС началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.
2. Задачи по подготовке органов повседневного управления
Продолжить работу по выполнению следующих мероприятий:
внедрение и развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на базе ЕДДС муниципальных образований в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и функций;
повышение оперативности действий при организации управления силами РСЧС, взаимодействию с оперативными дежурными службами ФОИВ, организациями системы мониторинга и прогнозирования ЧС, органами управления и силами ФП и ТП РСЧС, формированиями ГО при ликвидации ЧС, тушении пожаров;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования возможных ЧС на основе рисков их возникновения на объектах ФП и ТП РСЧС, своевременное доведение прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС;
внедрение специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий РХБ опасных ЧС в деятельности ЕДДС с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»;
развитие автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;
развитие автоматизированных систем и комплексов мониторинга и прогнозирования обстановки с учетом особенностей территории;
совершенствование нормативно-правовой базы ЕДДС;
разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории муниципального образования (субъекта Российской Федерации);
организация тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;
оснащение ЕДДС современными средствами связи.
Подготовку специалистов ЕДДС (ДДС) осуществлять:
в учебно-методических центрах и на курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах ФПС, других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии и программы обучения специалистов указанного вида деятельности;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС).
В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание сосредоточить на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения.
Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.
3. Задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований РСЧС
При подготовке АСФ и ПСФ независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.
Планировать с территориальными АСФ и ПСФ проведение ТСУ и тренировок перед наступлением характерных для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сезонных ЧС, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.
При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций, обращать особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСФ и ПСФ соответствующего профиля, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам.
Организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении волонтеров-спасателей к ликвидации последствий ЧС или проведении тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСФ и ПСФ, закрепляя волонтеров-спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ.
Обучение специалистов АСФ и ПСФ с целью повышения квалификации проводить в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе.
Начальникам АСФ и ПСФ осуществлять организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организовать контроль его проведения.
Аттестационным комиссиям по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСФ и ПСФ правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСФ и ПСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.
Обеспечить качественную подготовку аварийно-спасательных формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы.
3.1. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО в субъектах и муниципальных образованиях добиваться точного выполнения требований нормативных правовых актов. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер. Силы ГО создавать на предприятиях, независимо от форм собственности.
Уточнение реестров проводить ежегодно после проведения текущей корректировки планов ГО. Разрабатывать и вести реестры организаций, создающих НАСФ и НФГО в территориальных органах МЧС России, в ОИВ субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.
Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» и от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:
по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;
в ходе ежегодного курсового обучения в организациях по месту работы по программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы курсового обучения личного состава НАСФ, утвержденной Министром МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14;
путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Подготовка НАСФ и НФГО включает:
курсовое обучение руководителей НАСФ и НФГО на курсах ГО, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;
проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.
Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением НАСФ и НФГО осуществлять в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2013 г., регистрационный N 29115). С этой целью иметь перспективные планы проверки готовности сил ГО к действиям по предназначению.
Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводить под руководством территориальных органов МЧС России показные учения с привлечением НАСФ и НФГО.
Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и ФОИВ. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.
Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения:
согласно планам основных мероприятий, на текущий год;
при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.
При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению также оценивать:
обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;
состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.
Ежегодно проводить анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО в территориальных органах МЧС России, органах управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в организациях. По результатам анализа до 10 декабря подводить итоги, отражать их в годовых распорядительных документах, в которых определять состояние сил ГО и вопросы по их совершенствованию.
3.2. Особенности подготовки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями
Основной задачей подготовки АСС (АСФ) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в ЧС природного и техногенного характера.
Подготовку руководящего состава АСС (АСФ) направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководящего состава АСС (АСФ) считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС.
Повышение квалификации начальников АСС (АСФ) и их заместителей осуществлять в Институте развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России и в ходе проведения учебных сборов.
В результате повышения квалификации начальники АСС (АСФ) должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами РСЧС.
Профессиональная подготовка спасателей.
Организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей, утвержденной в установленном порядке, по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации АСС (АСФ) в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) учебно-методических центров по ГОЧС, должностных лиц главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также других организаций соответствующего профиля на договорной основе.
При проведении практических занятий основное внимание обращать на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.
В целях повышения квалификации спасателей, а также спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазных врачей, водолазов, парамедиков, газоспасателей, горноспасателей, водителей маломерных судов и др.) направлять их для обучения на договорной основе в образовательные организации, имеющие соответствующие лицензии.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России на базе образовательных организаций, имеющих лицензию установленного образца.
Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.
На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодействия со СВФ, территориальными и ведомственными АСС (АСФ).
Проводить пожарно-тактические учения спасателей не реже 1 раза в полгода согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями ФПС.
Проводить не реже 1 раза в месяц тренировки спасателей по отработке нормативов по оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
Направить на формирование и развитие профессионально важных качеств, профилактику негативных последствий профессиональных стрессов, совершенствование навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективной работы при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ в зонах ЧС, на пожарах и в режиме повседневной деятельности.
Парашютно-спасательная и десантная подготовка.
Спланировать и организовать в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530, иных нормативных правовых актов в области авиационно-космического поиска и спасания, разработанных Федеральным агентством воздушного транспорта России и утвержденных в установленном порядке.
Начальникам спасательных формирований, руководителям учреждений и организаций воздушного транспорта при организации и проведении мероприятий по освоению технологий воздушного десантирования обеспечить соблюдение требований безопасности, исключающие предпосылки к парашютным происшествиям и травматизму при выполнении десантирования.
К выполнению парашютного и беспарашютного десантирования допускать лиц, прошедших теоретическую и наземную подготовку, сдавших зачеты с оценкой не ниже «хорошо», имеющих положительное заключение медицинского освидетельствования. Допуск оформляется приказом руководителя организации воздушного транспорта.
Подготовку спасателей к десантированию осуществлять в ходе плановых занятий в организациях воздушного транспорта, а также в ходе учебных сборов регионального уровня.
Основным методом обучения считать практические занятия по выполнению спусков спасателей из вертолета в режиме висения с применением спусковых устройств и штатного десантного оборудования вертолета. Проведение практических занятий с применением спусковых устройств планировать не менее 2-х раз в период обучения.
Допуск специалистов парашютно-десантной службы и спасателей к эксплуатации средств десантирования, выполнению задач по предназначению, выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом и освоению новых типов парашютных систем оформлять приказом руководителя организации.
Основные усилия в подготовке спасателей-альпинистов направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистских спасательных технологий, спелеоспасательную подготовку в пещерах, шахтных тоннелях и колодцах. Особое внимание уделить на отработку приемов и способов организации страховки и самостраховки.
Практические занятия по горной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня с выездом в горные регионы не реже 1 раза в год. Отдельные разделы программ отрабатывать в местах постоянной дислокации формирований с учетом специфики и особенностей регионов.
Подготовку спасателей-альпинистов АСС (АСФ) осуществлять методом учебно-тренировочных сборов в условиях высокогорья в период с апреля по октябрь.
Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей водных объектов.
В ходе занятий обучать спасателей правилам поведения на воде, эксплуатации плавсредств, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой помощи людям, пострадавшим на воде.
Особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.
Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водолазов и водолазных врачей проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и действующими нормативными правовыми актами.
Сборы водолазных специалистов и водолазных врачей АСС (АСФ) проводить ежегодно с приемом зачетов и практическими погружениями для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.
Региональные учебные сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.
Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов ПСФ (АСФ) с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода.
Обратить внимание на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования и средств связи в условиях ЧС, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и техники.
Особое внимание обратить на повышение эффективности и качества отработки упражнений по ведению спасательных работ в условиях дорожно-транспортных происшествий, соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать эксплуатации не освидетельствованного органами Гостехэнергонадзора аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
Подготовку спасателей АСС (АСФ) к работе с АХОВ осуществлять на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.
Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.
Занятия по Физической подготовке проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки.
Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить 1 раз в месяц под руководством руководителей АСС (АСФ) с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей.
Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы АСС (АСФ), проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.
При подготовке АСС (АСФ):
основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;
организовать изучение и внедрение передового опыта лучших АСС (АСФ) по организации подготовки спасателей;
обеспечить постоянный контроль мероприятий подготовки спасателей АСФ;
проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже 1 раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.
3.3. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны
Приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50008) и иными нормативными правовыми актами МЧС России определена система подготовки, которая устанавливает порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны, основными задачами которого являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
В системе профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны существует 8 видов подготовки:
специальное первоначальные обучение;
обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации по программам:
общего профессионального образования;
среднего профессионального образования;
дополнительного профессионального образования;
боевая подготовка личного состава караулов;
служебная и физическая подготовка;
Тактическая подготовка начальствующего состава предусматривает следующие виды занятий:
ШОМ создается в территориальном органе МЧС России в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в организации тушения пожаров лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителя тушения пожара.
Основными задачами ШОМ являются:
совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески использовать передовой опыт и научные достижения;
повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их применению в практической работе;
совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами на пожаре;
обучение начальствующего состава умению быстро производить выбор и расчет сил и средств, необходимых для тушения пожаров, и расстановке их с использованием эффективных схем развертывания сил и средств;
совершенствование навыков у начальствующего состава в организации обучения и воспитания подчиненных;
повышение служебного мастерства по линии специализации.
При проведении занятий в ШОМ используются следующие методы обучения:
оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда пожарных подразделений (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);
решение пожарно-тактических задач;
групповые упражнения (деловые игры);
2) Изучение оперативно тактической характеристики района выезда:
Лица начальствующего состава, вновь прибывшие в подразделения ФПС, в течение одного месяца обязаны изучить:
оперативно-тактические особенности района выезда (начальствующий состав объектовых подразделений изучает пожарную опасность технологического процесса производства и оперативно-тактические особенности всех зданий и сооружений охраняемого объекта, противопожарное водоснабжение);
тактико-технические данные пожарной техники, находящейся на вооружении данного подразделения ФПС, порядок ее использования при ликвидации пожаров;
руководящие документы, определяющие особенности организации тушения пожаров в районе выезда.
При решении задач совершенствуется тактическая подготовка начальствующего состава, отрабатываются навыки начальствующего состава по управлению личным составом при тушении пожаров, осуществляется комплексное обучение пожарных расчетов и караулов умелым и тактически грамотным действиям при тушении пожаров и спасению людей.
Руководителем занятий по решению задачи является начальник, заместитель начальника пожарного подразделения.
Групповое упражнение как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими занятиями в системе служебной подготовки и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки.
Начальствующий состав совместно отрабатывает на занятиях обязанности и действия должностных лиц (РТП, начальника штаба пожаротушения, начальник тыла, начальника боевого участка и т.д.) по организации тушения пожара, согласно тактическому замыслу, с целью нахождения оптимальных управленческих решений, которые возможно в дальнейшем применять при тушении пожаров на объектах, подобных моделируемому.
Разбор пожаров организуется и проводится с целью:
анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) смен пожарных подразделений;
анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;
анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;
анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;
разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков, имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.
Продолжительность учений может быть различной. Они проводятся днем и ночью.
Основным методом обучения на учении является практическая отработка начальствующим и рядовым составом всех вопросов организации и тактики тушения пожара на конкретном объекте. В необходимых случаях руководитель учения сочетает практику с показом и устным изложением.
По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показательные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.
Тренировочные учения должны проводиться с целью отработки руководящим составом органов управления, подразделений пожарной охраны навыков по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидацией ЧС, а также отработки слаженных действий личного состава подразделений пожарной охраны при проведении ими боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.
Контрольно-проверочные учения должны проводиться с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений пожарной охраны, так и органов управления в целом к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Контрольно-проверочные ПТУ проводятся при инспектировании деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны или при подведении итогов профессиональной подготовки за год.
Показательные учения должны проводиться с целью демонстрации приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, способов и приемов ликвидации горения с привлечением новой техники, огнетушащих веществ. Периодичность и лица, ответственные за проведение показательных ПТУ, определяются начальником органа управления. Показательные ПТУ проводятся не реже одного раза в полугодие (по одному ПТУ в зимний и летний периоды обучения).
Опытные учения являются разновидностью показательных учений, они должны проводиться с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Опытные ПТУ проводятся по мере необходимости на полигоне, на неиспользуемых или списанных с баланса объектах (как правило, выселенных домах или других зданиях, списанных с баланса), на установках (резервуарах). На опытных учениях воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Комплексные учения должны проводиться с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов и объединять задачи, решаемые при проведении тренировочных, контрольно-проверочных и показательных учений.
7) Стажировка начальствующего состава является одной из форм совершенствования тактического мастерства, целью которой является:
повышение уровня тактических знаний;
приобретение и закрепление начальствующим составом практических навыков, необходимых для успешного тушения пожаров;
отработка практических навыков принятия управленческих решений при тушении пожаров;
более глубокое усвоение нормативных документов, регламентирующих организацию службы, пожаротушения и подготовки личного состава;
изучение передового опыта организации службы, подготовки и действий пожарных подразделений по тушению пожаров.
Одним из видов совершенствования подготовки специалистов в области пожаротушения и проведения АСР, является подготовка газодымозащитников.
Основными целями проведения практических тренировок газодымозащитников являются:
подготовка к работе в условиях высокой температуры, задымления и повышенной влажности;
формирование психологических и психофизиологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях.
Действующими нормативными правовыми актами МЧС России определен следующий порядок подготовки газодымозащитников:
1) занятия совместно с личным составом дежурного караула, не являющимся газодымозащитниками, в том числе в составе расчетов (отделений) пожарных автомобилей;
2) специальных периодических тренировок в средствах индивидуальной защиты органов дыхания на свежем воздухе и в зоне с непригодной для дыхания средой;
3) отработки и выполнения (сдачи) нормативов с использованием и без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и специальной защитной одежды;
4) семинаров (зачетных занятий) по вопросам газодымозащитной службы, изучаемых в течение учебного года.
V. Доведение Организационно-методических указаний
На основе настоящих Организационно-методических указаний:
ФОИВ организовать разработку организационно-распорядительных документов по подготовке органов управления, сил ГО и ФП РЧС;
ОИВ субъектов Российской Федерации:
организовать разработку организационно-методических, указаний по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС;
в установленном порядке внести изменения в планы основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.