рабочая тетрадь колесниковой для 6 7 лет по обучению грамоте
Рабочая тетрадь Е.В.Колесникова «Запоминаю буквы»
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922
Художественное оформление и макет Т. С. Шаляпина
Иллюстрации на обложке и титуле В. А. Цепилова
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2 Рус-922
Книга входит в 3-ю часть авторской программы «От звука к букве» (из опыта работы) по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет, включающей в себя следующие пособия:
«Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
«Рабочая тетрадь «От А до Я» для выполнения ребенком заданий.
Демонстрационный материал «От звука к букве».
© Колесникова Е. В., 2001
© Издательство «Ювента», 2001
Уважаемые педагоги и родители!
Вашему вниманию предлагается новая книга «Запоминаю буквы» из 3-й части авторской программы «От звука к букве» по обучению грамоте детей 5—6 лет, которая представлена следующими книгами:
«Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет» (Сценарии учебно-игровых занятий).
«От А до Я» (Рабочая тетрадь для выполнения заданий ребенком).
«От звука к букве» (Демонстрационный материал).
Многолетний опыт работы автора и педагогов, работавших по программе «От звука к букве», выявил следующее: многие дети плохо запоминают буквы, что впоследствии не позволяет им овладеть навыками чтения. Для того чтобы помочь детям избежать этих трудностей, автором использовались дополнительные игровые упражнения, которые и вошли в новую книгу данной программы — «Запоминаю буквы».
Порядок расположения букв соответствует их расположению в книгах авторской программы «От звука к букве», что способствует лучшему усвоению материала, который может быть полезен и детям, обучающимся по другим программам.
Как работать с книгой:
Задания, предложенные ниже, могут выполняться ребенком на занятии по изучению данных звука и буквы, а также, по усмотрению педагога, использоваться в свободное от занятий время для самостоятельной работы ребенка.
Игровые упражнения для формирования зрительного образа буквы (стр. 3. Буква А).
Задания и вопросы детям:
Обвести пальчиком букву А (рисунок 1).
Какую букву обвели пальчиком? (Букву А.)
Вырезать букву по контуру (рисунок 1).
Какую букву вырезали по контуру? (Букву А.)
Выучить стихотворение про букву А, закрасить ее шуточное изображение (рисунок 2).
Обвести по точкам буквы А (рисунок 3).
Какие буквы обвели по точкам? (Буквы А.)
Заштриховать буквы А (рисунок 4).
Дорисовать элементы буквы так. чтобы получилась буква А (рисунок 5).
Написать букву А в большой и маленькой клеточке (рисунок 6).
Аналогичные задания и вопросы со всеми другими буквами.
Выложить заданную букву из палочек, полосок бумаги, проволоки; слепить букву из глины: найти изучаемую букву в текстах, назвать ее, подчеркнуть.
Игровые упражнения для закрепления связей звука с буквой:
Буквы А, О, У, Ы, Э, вырезанные ребенком, лежат на столе перед ним.
Педагог называет поочередно звуки А, У, О, Ы, Э и показывает соответствующие буквы, ребенок показывает соответствующую букву, называет ее.
Педагог показывает и называв-*» поочередно буквы А, О, Ы, Э, У а ребенок повторяет.
Педагог называет поочередно звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы.
Педагог выставляет на доске буквы А, О, У, Ы, Э, затем поочередно убирает их, а дети называют, какие буквы убирал педагог.
Аналогичные упражнения со всеми следующими буквами, которые вырежет ребенок.
Использование графических и шуточных изображений букв на занятиях:
Графические и шуточные изображения букв хорошо использовать при проведении занятий с детьми в качестве демонстрационного материала как дополнение к пособиям От звука к букве», «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет», рабочей тетради «От А до Я*
Надеемся, что игровые упражнеи.’= в новой книге «Запоминаю буквы», которая дополняет программу «От звука к букве», помогут педагогам лучше решать поставленные задачи, а де— v — избежать трудностей при их усвоении.
Перед тем как вы приступите к работе с детьми, познакомьте их с условными обозначениями, которые есть на каждой страничке, что позволит им впоследствии самостоятельно выполнять некоторые задания.
— допиши части буквы, чтобы получилась целая буква;
— выучи, прочитай стихотворение;
— обведи букву пальчиком.
А — шагает по дорожке, Широко расставив ножки. Буква может убежать — Нужно ноги ей связать.
Демонстрационное пособие по подготовке к обучению грамоте по методике Е. В. Колесниковой «От А до Я»
Любовь Суворова
Демонстрационное пособие по подготовке к обучению грамоте по методике Е. В. Колесниковой «От А до Я»
Проводя занятия по подготовке к обучению грамоте, столкнулась с тем, что нет пособия, которое бы наглядно устраивало меня во всех аспектах по работе с буквами. Пришлось на основе имеющихся в интернете создавать такое, которое бы было понятным детям и удобно в использовании. В создании пособия большую помощь мне оказали ПДО по ИЗО Негуляй Л. Н., благодаря ей всё очень красочно, функционально, эстетично и наш незаменимый плотник «золотые руки» Зорькин А. А.
Задачи пособия:
1. знакомить дошкольников с понятием гласные и согласные;
2. знакомить с тем, что есть гласные, которые дают мягкость согласным, стоящим перед ними;
3. учить различать согласные по мягкости и твёрдости, по звонкости и глухости;
4. познакомить с понятием парных согласных;
5. учить детей располагать буквы так, чтобы сами дети могли давать характеристику каждой букве.
РЕЗУЛЬТАТ: работая по этому пособию отмечаю, что дети начинают осознанно читать быстро осваивая слогслияния; без затруднений умеют выполнять звуковой анализ и синтез.
Буквы заселяем не сразу, а по мере изучения.
Согласные заселяем, разделяя на твёрдые (крыши синие):
и мягкие (крыши зелёные)
При этом учитывая звонкость (колокольчик) и глухость (наушники, парность- «живут» на коричневых стенах.
Все «запчасти» хранятся под рукой на полочке.
В том числе и смайлики для доски соревнований.
Благодаря этому пособию проводить занятия стало намного проще. всё наглядно видно. Доступно и понятно детям. Всегда можно использовать буквы для составления слов на доске.
Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте ( на основе программы Е. Колесниковой)
МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида г. Саратова.
Парциальная образовательная программа
по подготовке к обучению грамоте
«От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки
Срок реализации 2 года.
Возраст детей 5-7лет.
На основе методики Колесниковой Е. В.
(2019 / 2020 учебный год)
Цели и задачи Рабочей программы.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенности организации образовательного процесса.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
2.4.Взаимодействие с семьей.
2.5.Планирование работы с детьми.
3.1.Оформление предметно-пространственной среды.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков.
1.2.Цели и задачи Рабочей программы .
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Формирование и развитие фонематического слуха
Развитие произносительных умений
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
Знакомство со слоговой структурой слова
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
Расширение словарного запаса детей
Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
Подготовка руки ребёнка к письму
Развитие слухового восприятия
Развитие графических навыков
Развитие мелкой моторики
Приобщение детей к художественной литературе
Воспитание умения работать
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы Программы соответствуют принципам ФГОС ДО.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
Принцип наглядности — иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
Онтогенетический принцип — учет возрастных особенностей обучаемых.
Принцип доступности и посильности — реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
1.4.Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенности познавательно-речевого развития дошкольников
Детей знакомят со звуками и буквами русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Дети могут выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет детей от механического заучивания слов и букв.
1.5.Особенности организации образовательного процесса.
Педагогические условия для эффективного речевого развития детей:
Оснащение образовательного пространства группы с учетом требований к предметно-развивающей среде, подборка игр, дидактических материалов, оборудования, технических средств обучения с учетом возраста детей и приоритета познавательно-речевого развития.
Правильная речь педагогов.
Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения: 1.Вырезать букву. 2.Обвести ее пальчиком по контуру. 3.Написать букву по точкам. 4.Закрасить контур буквы. 5.Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква. 6.Написать букву в клетке. 7.Выучить стихотворение про букву.
К концу учебного года ребёнок (5-6 лет):
— знает буквы русского алфавита;
— пишет буквы русского алфавита в клетке;
— понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
— определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
— различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
— пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
— умеет записывать слово условными обозначениями, буквами.
— соотносит звук и букву:
— пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
— определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
-проводит звуковой анализ слов;
— читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
— правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
— составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его.
К концу учебного года ребёнок (6-7 лет):
— проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
— ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
— понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
— записывает слова, предложения печатными буквами;
— разгадывает ребусы, кроссворды;
— читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
— ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
— рисует предметы в тетради в линейку.
(развитие звуко-буквенного анализа).
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
интонационное выделение заданного звука в слове
графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
определение места звука / буквы в слове
обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
чтение слогов с изученными звуками и буквами
составление и чтение слов из знакомых букв
работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И :
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости :
звуковой (фонетический) анализ слова
понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
переход к чтению несложных текстов
Повторение и закрепление пройденного материала.