рабочая программа по черчению 9 класс ботвинников 1 год обучения по фгос
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по направлению «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы по направлению «Технология» (авторы-составители Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г. Авторской программы по Черчению (Степакова В.В. Черчение. М.: П.2009г).
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 7 графических работ и 5 практических работ.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивиро] ванно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятель| нос выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятеле ности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов! Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по черчению из курса «Технология», Примерной программы по черчению и авторской программы выявило, что программа разработанная Степаковой В.В. не полностью реализует обязательный минимум содержания образования.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по черчению предлагает основные разделы в 9 классе:
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Программа по черчению 9 класс (1 год обучения)
Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, мышления и творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные ( включая комбинаторные ) компоненты мышления и являются основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах ( эскизах), а также способах построения аксонометрических проекций и технического рисунка;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесно описанию и др.;
научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
РЕКОМЕНДАЦИИ К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ.
При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях; точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.
3. Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно – на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей.
4. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради в клетку.
5.Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой.
6.Необходимо уделять равное внимание обучению школьников чтению и выполнению чертежей.
7. При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлений.
8. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа их выполнения.
9. При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различие между разрезом и сечением, сравнив их изображения, то могут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа.
11. Изучение правил ГОСТ ЕСКД занимает основное место в выполнении графических работ.
12. Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения необходимо использовать разноплановые графические задачи:
построение третьей проекции по двум данным и технического рисунка;
построение прямоугольной изометрической проекции по чертежу и наоборот и др.
14. Работа с учебником ( изучение нового материала, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и т.д.) должна стать неотъемлемой частью учебного процесса.
15. В процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития.
16. Необходимо широко использовать различные учебные пособия ( карточки-задания, плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, фильмы) и другие средства обучения.
17. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в приобретении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.
18. Желательно привлекать учащихся к самооценке и самоконтролю знаний и умений. Необходимо, чтобы школьник знал, чему он научился и что еще не усвоил, какие допустил ошибки при выполнении графической работы, осознавал справедливость оценки, поставленной учителем, понимал, как можно самостоятельно оценить свои знания. Для этого следует комментировать выставляемые оценки на основе критериев.
Рабочая программа по черчению 9 класс
МУНИЦИАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании методического совета
От « 25 » августа 2020г.
«Принято педагогическим советом школы»
От « 28 » августа 2020г.
_________ /А.С. Губанова/
от « 01 » сентября 2020 г.
Составитель: учитель технологии и изо
высшая квалификационная категория
Рыльков Владимир Иванович
с. Архангельское 2020 г.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644; от 31.12. 2015 г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (ред. от 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249″О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345″
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 N 632″О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345.
Приказа Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции Изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, Изменений №3, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81); (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015, регистрационный номер 40154);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 02.08.2018 № 80-11/7256 «О направлении разъяснений по применению ФГОС ООО» от 28.12.2017 № 1217 – И;
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Архангельская СОШ»;
Учебного плана МКОУ «Архангельская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов,
Москва Издательский центр «ДРОФА-Астрель»
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов,
Москва Издательский центр «ДРОФА-Астрель»
Москва Издательский центр «ДРОФА-Астрель»
Рабочая программа по предмету «Черчение» составлена на основе требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения и компьютерного моделирования, которые определены образовательным стандартом.
Программа рассчитана на 35 учебных часа (по1 часу в неделю для одногодичного варианта обучения) Программа дает возможность учащимся систематизировать, расширить и углубить знания, полученные на уроках геометрии, информатики, географии, технологии, изобразительного искусства, приобрести навыки в построении чертежей, раскрыть свой творческий потенциал и способности. Изучение главы «Компьютерная графика» позволит применить современные информационные технологии для получения графических изображений и геометрического моделирования.
Цели и задачи основного общего образования, которые решает данная программа:
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
• взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности через систему олимпиад и кружков;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Цели и задачи учебного курса «Черчение»
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
— развитие образно-пространственного мышления;
— развитие творческих способностей учащихся;
— ознакомление учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными стандартами ЕСКД;
— обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрических проекций;
— обучение школьников чтению и анализу формы изделий по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
— формирование у учащихся знания о графических средствах информации и основных способах проецирования;
— формирование умения применять графические знания в новых ситуациях;
— развитие конструкторских и технических способностей учащихся;
— обучение самостоятельному пользованию учебными материалами;
— воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.
Основные задачи изучения черчения:
• формирование пространственных представлений;
• формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом графических документов;
• формирование знаний о графических средствах информации;
• овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практической деятельности человека;
• осуществление связи с техникой; производством; подготовка учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну, художетвенному конструированию; овладение элементами прикладной графики и др.
Для реализации этих задач в содержание программы включен следующий учебный план:
• графические изображения (обзор), техника их выполнения и оформления (обзор);
• виды проецирования (углубленный обзор), способы построения изображений на чертежах;
• геометрические построения, анализ графического состава изображений;
• чертежи предметов в прямоугольных проекциях, их аксонометрические проекции, технические рисунки, эскизы, чтение чертежей;
• проекционные задачи с использованием некоторых графических преобразований;
• чертежи сборочных единиц.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники, учитывающего многообразие со временного мира.
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
• выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
• объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач.
• создавать абстрактный или реальный образ предмета;
• строить модель на основе условий задачи;
• создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое и наоборот.
Черчение и геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты. Только эти предметы развивают пространственное воображение.
Современные компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей соединяют черчение с информатикой.
География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» — все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии.
Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи.
Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел — «Технический рисунок».
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
• создавать информационные ресурсы разного типа.
В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие универсальные учебные действия.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по ана-
логии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
• выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
• выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D-графики) и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;
• производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
• получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
• использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.
Выпускник получит возможность научиться:
• методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению;
• условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
• порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях;
• возможности применения компьютерных технологий для получения графической документации.
Учебно–тематическое планирование 9 класс УК Черчение
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Графическая работа №1 : «Линии чертежа».
Графическая работа №2 :«Выполнение чертежа детали по половине изображения».
Способы построения изображений на чертежах
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов
Чтение и выполнение чертежей
Чтение и выполнение чертежей. Графическая работа №3 :
«Построение чертежа аксонометрической проекции детали».
Чтение и выполнение чертежей
Чтение и выполнение чертежей. Графическая работа №4 :
«Построение третьего вида по двум данным».
Чтение и выполнение чертежей
Чтение и выполнение чертежей. Графическая работа №5 :
«Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений».
Чтение и выполнение чертежей
Чтение и выполнение чертежей. Графическая работа №6 :
«Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы».
Эскизы. Графическая работа №7 : «Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры».
Эскизы. Графическая работа №8 : «Выполнение эскиза детали
с элементами конструирования».
Эскизы. Графическая работа №9 : «Выполнение чертежа предмета
по аксонометрической проекции».
Основы компьютерной графики
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы
Сечения и разрезы. Графическая работа №10 : «Эскиз детали с выполнением сечений».
Сечения и разрезы. Графическая работа №11 : «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
Сечения и разрезы. Графическая работа №12 : «Чертеж детали с применением разреза».
Чертежи сборочных единиц
Чтение и выполнение чертежей
Сборочные чертежи. Графическая работа №13 : «Чертеж шпилечного соединения»
Содержание учебного предмета
Техника выполнения чертежей и правила их оформления ( 3 часа )
Основные теоретические сведения.
Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике.
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и об общечеловеческом общении.
Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные инструменты.
Применение компьютерных технологий для выполнения чертежей и создания 3D-моделей.
Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов ЕСКД: форматы, основная надпись, шрифты чертежные, линии чертежа, нанесение размеров, масштабы.
Графическая работа № 1: «Линии чертежа».
Построение линий различного вида с помощью чертежных инструментов. Сплошная толстая основная, штриховая, штрихпунктирная с одной точкой, штрихпунктирная с двумя точками, сплошная тонкая, волнистая. Горизонтальные, вертикальные, наклонные, окружности. Формат А4, карандаш, 1 час
Графическая работа № 2:«Выполнение чертежа детали по половине изображения».
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений. Выполнить чертеж детали по половине изображения. Композиция чертежа, построение чертежа в тонких линиях, выполнение окружностей, нанесение размерных линий и размерных чисел, заполнение основной надписи, обводка чертежа. Формат А4, карандаш, 1 час
Способы построения изображений на чертежах ( 5 часов )
Проекции элементов фигур на чертежах: изображения на чертеже вершин, ребер и граней предмета как носителей графической информации. Прямоугольные проекции и технические рисунки многогранников и тел вращения. Выявление объема предмета на техническом рисунке. Развертки поверхностей некоторых тел. Проекции точек на поверхностях геометрических тел и предметов. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное проецирование на одну, две и три плоскости проекций. Сравнительный анализ проекционных изображений. Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные виды, необходимое количество видов на чертеже.
Получение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Построение аксонометрических проекций. Приемы использования чертежных инструментов. Аксонометрические проекции предметов, имеющие круглые поверхности. Построение овала.
Назначение технических рисунков. Правила выполнения технического рисунка. Выбор аксонометрической проекции в зависимости от конструкции детали. Способы передачи светотени. Материалы, инструменты и принадлежности. Бумага используемая для технических рисунков.
Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов ( 17 часов )
Чтение и выполнение чертежей по карточкам. Анализ геометрической формы предмета ( призма, конус, цилиндр, шар, сфера и т.д. ). Расположение частей детали относительно друг друга и оси симметрии. Анализ конструктивных элементов ( отверстия, вырезы, слезы, фаски и т.д. ). Названия деталей и их использование в машиностроении. Построение чертежей по двум данным.
Графическая работа № 3 : «Чтение и выполнение чертежей».
«Построение чертежа аксонометрической проекции детали». Анализ задания. Выбор аксометрической проекции, диметрия или изометрия ( в завизимости от конструкции детали). Построение осей. Построение аксонометрической проекции по чертежу. Корректировка размеров в диметрии. Проверка построения изображения. Передада светотени ( оттенение точками, штриховкой, шрафировкой) по выбору. Нанесение размеров с учетов формы предмета. Обводка видимого контура детали. Заполнение основной надписи. Формат А4, карандаш, 1 час
Чтение и выполнение чертежей состоящих из гранных геометрических тел ( призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед ) и содержащих конструктивные элементы ( фаски, отверстия, прорези, скругления ). Построение чертежей деталей по аксонометрическому изображению. Выбор главного вида, вида сверху и слева. Выбор необходимых размеров, необходимых для изготовления детали. Распределиние размеров по видам детали ( учитывая конструктивные особенности ). Соблюдение правил композиционного расположения чертежей в тетради. Проверка чертежей и обводка видимых контуров изображения.
Графическая работа № 4 : «Чтение и выполнение чертежей».
«Построение третьего вида по двум данным». Прочитать чертеж. Предварительно построить на черновике третий вид детали. Разметить и расчертить чертежный лист. Выбрать композицию чертежа в зависимости от конструкции и сложности детали. Выполнить чертеж в тонких линиях. Нанести размерные линии, знаки и числа. Проверить и обвести чертеж. Заполнить основную надпись. Формат А4, карандаш, 1 час
Чтение и выполнение чертежей состоящих из тгеометрических тел вращения (конус, цилиндр, шар, сфера ) и содержащих конструктивные элементы ( фаски, отверстия, прорези, скругления ). Построение чертежей деталей по аксонометрическому изображению. Выбор главного вида, вида сверху и слева. Выбор необходимых размеров, необходимых для изготовления детали. Распределение размеров по видам детали ( учитывая конструктивные особенности ). Соблюдение правил композиционного расположения чертежей в тетради. Проверка чертежей и обводка видимых контуров изображения.
Графическая работа № 5 : «Чтение и выполнение чертежей».
Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений ( спряжения, прямого, тупого и острого углов ). Выполнение чертежей плоских деталей, содержащих различные виды сопряжений. Анализ задания, выбор композиционного расположения в зависимости от размеров детали. Разметка осей предмета, построение конструктивных элементов и сопряжений ( радиус сопряжения, центр сопряжения, точки сопряжения ). Нанесение размерных линий, знаков и чисел. Проверка чертежа и обводка контура детали.
Чтение и выполнение чертежей с преобразованием формы предмета, образованных сочетанием гранных тел и тел вращения и содержащих различные конструктивные элементы. Построение трех видов детали по аксонометрическому изображению. Выбор главного вида, вида сверху и слева. Выбор необходимых размеров, необходимых для изготовления детали. Распределение размеров по видам детали ( учитывая конструктивные особенности ). Соблюдение правил композиционного расположения чертежей в тетради. Проверка чертежей и обводка видимых контуров изображения.
Чтение и выполнение чертежей. Графическая работа № 6 :
«Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы». Выполнение чертежа предмета с преобразование его формы ( мысленное удаление частей предмета по заданным размерам, добавление элементов к имеющимся формам, вращение предмета в пространстве ).
Эскизы. Графическая работа № 7 : «Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры». Анализ детали, выбор главного вида, вида сверху и слева. Определение необходимых размеров, с учетом формы детали. Построение эскиза в тонких линиях, нанесение размерных линий, знаков и чисел. Разметка и построение технического рисунка ( диметрия или изометрия ). Нанесение светотени. Проверка эскиза и технического рисунка. Обводка видимого контура эскиза и технического рисунка. Лист тетради, формат А4, карандаш, 1 час
Эскизы. Графическая работа № 8 : «Выполнение эскиза детали
с элементами конструирования».
Эскизы. Графическая работа № 9 : «Выполнение чертежа предмета
по аксонометрической проекции».
Основы компьютерной графики ( 1 час )
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы ( 6 ч. )
Сечения и разрезы. Графическая работа № 10 : «Эскиз детали с выполнением сечений».
Сечения и разрезы. Графическая работа № 11 : «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
Сечения и разрезы. Графическая работа № 12 : «Чертеж детали с применением разреза».
Чертежи сборочных единиц ( 3 ч. )
Чтение и выполнение чертежей
Сборочные чертежи. Графическая работа № 13 : «Чертеж шпилечного соединения»