рабочая программа обучение грамоте 1 класс школа россии 2019 2020 по фгос
Рабочая программа 1 класс Русский язык (период обучения грамоте) 2019-2020 год
Ростовская область Константиновский район посёлок Стычновский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стычновская средняя общеобразовательная школа»
9 часов (чтение 4 ч + письмо 5 ч)
Начальное общее образование
Учитель: Евграфова Лариса Петровна
Программа разработана на основе программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Школа России» «Просвещение» 2014 г.
2019 – 2020 учебный год
Аннотация к рабочей программе с планируемыми результатами освоения учебного предмета, курса (в рамках ФГОС личностными, метапредметными и предметными), учебно-методическим и материально-техническим обеспечением образовательного процесса.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ.
2.Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Стычновская СОШ»
4. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др., Азбука 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. Издательство «Просвещение» 2019 год.
5. Рабочие программы Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Просвещение» 2014
Учебно-методический комплект «Школа России»:
2. Рабочие программы Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Просвещение» 2014 г.
3.В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, Прописи №1,2,3. Издательство «Просвещение» 2019 год.
4. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, поурочное планирование «Русский язык обучение грамоте (обучение чтению, обучение письму)» издательство «Учитель» 2019 год.
— веер «Гласные буквы»;
— веер «Согласные буквы»;
— магнитная касса букв
магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Цели обучения грамоте
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоят и другие задачи — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использо- ванием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Букварный период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфи- ческая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осу-ществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершен- ствуются процессы сознательного, правильного, темпового ивыразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выраже- ния приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения
Результаты освоения учебного предмета обучение грамоте (письмо)
— овладевание начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
— формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ;
— воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
— развитие этических чувств, доброты и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных формах общения.
— овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построение предложений;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный настрой в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
— знание и правильное написание всех букв русского алфавита, основное отличие звука и буквы;
— умение вычленять звуки из слова и правильно их произносить, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначение на письме и в назывании твердых и мягких согласных звуков;
— знание деления слов на слоги, выделение ударного слога, правила переноса слов, вычленять слова из предложения;
— правильное написание строчных и заглавных букв, соединения слов, списывание слов и предложений написанных печатным и рукописным шрифтом;
— грамотное письмо и списывание слов под диктовку предложений из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;
— употребление заглавной буквы в начале слова, точки в конце предложения, письмо заглавной буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, устное составление текстов из 3-5 предложений.
Результаты освоения учебного предмета обучение грамоте (чтение)
— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающем мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду и работе на результат.
— овладение навыками смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам.
— овладение звуками и буквами русского языка, оговаривание их основных различий (буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим);
— умение вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие, правильно называть в слове и вне слова мягкие и твердые согласные звуки, знать способы их буквенного обозначения, определять место ударения в слове, выделять слово из предложения, устно составить 3-5 предложений на определенную тему.
I полугодие. Плавное, слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Темы чтения незнакомого текста 25-30 слов в минуту. С соблюдением пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой стороной культурной речи, над словами, предложением и связной речи начатой в буквенный период.
Добукварный период – 31 ч:
Обучение письму – 17ч;
Обучение чтению – 14 ч.
Букварный период – 120ч. и 10ч. резервные:
Обучение письму – 67ч и 5ч резервные;
Обучение чтению – 53ч и 5ч резервные.
Послебукварный период – 36ч и 9ч резервные:
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК «Школа России»
Аннотация к рабочей программе по обучению грамоте
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 );
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа» 2019 г.;
Примерных программ по учебным предметам. В 2 ч., М.: «Просвещение» 2010 г;
Планируемых результатов начального общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год;
Учебно-методического комплекта для начальной школы «Школа России» издательства «Просвещение»:
Авторской учебной программы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого и др. (Программы. «Школа России» – М.: «Просвещение», 2011
Учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.
Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы.).
Рабочая программа реализует следующую цель обучения:
ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач :
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса в учебном плане.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предполагаемые результаты обучения в 1 классе : метапредметные, предметные и личностные
Личностными результатами являются следующие умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей;
— эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
— понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
— высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
— Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Азбуки и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД : определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
— Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД : ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
— извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема)
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
— пользоваться словарями, справочниками.
— Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД : оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
— слушать и понимать речь других;
— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
— учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
— Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Предметными результатами являются: осознание русского языка как целостной системы,
— понимание того, что язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации,
— уважительное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, средству межнационального общения,
— родному языку русского народа, понимание того, что освоение русского языка и всех видов речевой деятельности является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
— определять виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
— оформление предложений на письме;
— смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
— слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
— слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
— гласные ударные и безударные;
— согласные твѐрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
— согласные только твѐрдые, согласные только мягкие;
— согласные, парные по звонкости и глухости;
— соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель.
— Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
Обучающийся получит возможность научиться:
— соблюдению орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
— оформление на письме предложений;
— деление слов на слоги и для переноса;
— определение ударного слога в слове;
— использование прописной буквы в именах собственных;
— написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
— обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
— правильного написания слов типа пень, яма;
— правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
— четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
— правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом; письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
— устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
— Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации . Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение
модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
– раздельное написание слов;
– перенос слов по слогам без стечения согласных;
– знаки препинания в конце предложения.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Начальный курс обучения грамоте — курс интегрированный : в нём объединены уроки обучения чтению и обучения письму. Обучение письму идёт раздельно-параллельное с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи, которые имеют единую звуковую основу, но требуют разных психических операций.
Период обучения грамоте включает три этапа:
Эти три этапа составляют азбучный период, в котором тесно взаимосвязано изучение и освоение языка, письменной речи, литературного чтения.
После азбучного периода изучение русского языка и освоение литературного чтения продолжается по самостоятельным учебникам. В программе заложена новая система обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе с последующим коммуникативно-ориентированным курсом русского языка для начальной школы.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
(с указанием количества часов на освоение каждой темы)