пятиглавие храмов в архитектуре

Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко (на примере Новодевичьего монастыря)

3. Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко (на примере Новодевичьего монастыря)

Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко было охарактеризовано как преданием величества и богатства, так и своеобразием ансамбля, подчеркивающего престиж церкви, ее роль.

С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался в Москве к концу XVII века. Для этого стиля характерно яркое декоративное сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Пожалуй, Новодевичий монастырь является самым ярким примером данного стиля. В XVII веке, под руководством Софьи, монастырь был реконструирован. То, что мы можем увидеть сегодня, относится к XVII веку.

После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.

Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 году) длительное время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. м) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.

Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. м) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в котором красиво врезываются сводики над оконными проемами.

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов.

Список использованной литературы

1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X- начала XXв. – М.: Искусство. – 1989.

3. Балакина Т.И. МХК: Россия IX-XIX вв. – М.: Издательский центр АЗ. – 1997.

5. Бражнев И.А., Баташкова А.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. – М.: Сварог ИК. – 2000.

6. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Искусство. – 1979.

7. Кашекова И.Э. От античности до модерна. – М.: Просвещение. – 2000.

8. Малюга Ю.А. Культурология. – М.: Просвещение. – 1998.

10. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. –М.: Изд-во Московской патриархии, 2001.

11. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Изд-во АСТ», 2003-2005.

14. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и автор А.В. Никольский) М.: Изд-во Московской Патриархии: Издат. дом «Российский писатель», 2003.

15. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3т.М., 1993-1995.

Источник

Значение слова «пятиглавие»

пятиглавие храмов в архитектуре. android bar znachenije. пятиглавие храмов в архитектуре фото. пятиглавие храмов в архитектуре-android bar znachenije. картинка пятиглавие храмов в архитектуре. картинка android bar znachenije.

пятигла́вие

1. архит. совокупность пяти глав (церковного здания)

Делаем Карту слов лучше вместе

пятиглавие храмов в архитектуре. USSR bot. пятиглавие храмов в архитектуре фото. пятиглавие храмов в архитектуре-USSR bot. картинка пятиглавие храмов в архитектуре. картинка USSR bot.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: спариться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «пятиглавие&raquo

Предложения со словом «пятиглавие&raquo

Понятия, связанные со словом «пятиглавие»

Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «пятиглавие&raquo

Однако традиционное русское пятиглавие обогащено пышным оформлением фасадов в стиле итальянского ренессанса.

Преображенская церковь – это бесстолпный одноапсидный храм, завершённый купольной световой ротондой, имеющий четыре малых главы, которые с барабаном ротонды составляют каноническое пятиглавие.

Первоначально собор имел один купол, в 1761 г. к нему добавили ещё 4 малых, таким образом он получил традиционное русское пятиглавие.

Синонимы к слову «пятиглавие&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Цитатник

Джемпер с коротким рукавом Laredoute Очаровательный джемпер с коротким рукавом от бренда Ларе.

Когда художнику мало размеров холста, или даже стены для воплощения творческих задумок, он выплёс.

Однажды на Хайнане я познакомился с доктором. Так вот этот китайский доктор, опираясь на свою п.

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Откуда пошло многоглавие храмов на Руси

пятиглавие храмов в архитектуре. 5361ebf59a49. пятиглавие храмов в архитектуре фото. пятиглавие храмов в архитектуре-5361ebf59a49. картинка пятиглавие храмов в архитектуре. картинка 5361ebf59a49.

Стояли на Онежском озере два храма — двадцатидвухглавый Преображения Господня на острове Кижи (1700) и двадцатипятиглавый Покрова Богоматери на реке Вытегре (1708-1962).

Вытегорский храм сожгли москвичи-туристы. Кижский храм признан ЮНЕСКО «Памятником мирового художественного наследия». Он пока стоит, но его намерены раскатать по бревнышку, а потом, если получится, собрать заново. Один храм мы не уберегли, второй можем потерять… Но что это за храм? Хорошо ли мы его знаем? Независимое исследование Григория Салтупа открывает совершенно новую страницу в поисках глубинных корней русских многоглавых культовых сооружений.

Русский Север, получив заряд древнерусской культуры во времена Великого Новгорода, после присоединения Новгорода к Московскому государству оказался на периферии, обособился и потому сохранял, аккумулировал в себе древние славянские культурные традиции. Не случайно былины времен Киевской Руси X — XII веков сохранились именно в Заонежье до середины XIX века.

До 1917 года исследователи народного деревянного зодчества «ориентировали» многоглавые храмы Русского Севера на преобразовательную деятельность Петра I. А в советский период считалось идеологически верным вообще замалчивать религиозную жизнь наших предков. Ложь и полуправда родили множество мифов. Как разобраться? Как отделить зерна от плевел?

Источник

Пятиглавие храмов в архитектуре

Санкт-Петербургский государственный университет

Актуальные проблемы теории и истории искусства

Актуальные проблемы теории и истории искусства

Крайний А.В. К вопросу о композиции пятиглавия в храмовой архитектуре Санкт-Петербурга XVIII в.

Данное исследование посвящено вопросу о композиции пятиглавия в церковной архитектуре Санкт-Петербурга XVIII в. Пятиглавое завершение является традиционной чертой древнерусской архитектуры, в то время как в петербургском зодчестве XVIII в. преобладают новоевропейские тенденции, из-за чего перед архитекторами стояла нетривиальная задача увязать эти традиции между собой. Все это породило уникальные для русской архитектуры композиционные решения.

Источник

Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II

Часть 3. Возвращение национальных художественных традиций

Стремление к унификации под классические образы, свойственное русской архитектуре конца XVIII – первой четверти XIX века, было, следует заметить, достаточно успешным и ложилось на вековые традиции русского церковного зодчества и искусства, важной отличительной чертой которых было стилевое многообразие. Многообразие развившееся, разумеется, в канонических рамках православного искусства и на основах фундаментальных национальных традиций.

Однако всё это предполагало рождение «новой волны разнообразия». Направление ее движения предопределялось как логикой развития национального культурно-исторического процесса, так и социально-историческими условиями бытования культуры и искусства в новые времена с их новыми идейно-политическими доминантами в государственной и государственно-церковной политике. Русский ренессанс был фактически подготовлен.

Идейную платформу под уже сформировавшееся направление внутренней и внешней политики монаршей власти подвели славянофилы. Конечно, их представления о традиционном русском искусстве не были однородны. Не вдаваясь в детали этих различий, скажем, что патриархальность славянофилы понимали (в частности, А.С. Хомяков [4] ) не только как возврат к традициям и устоям допетровской эпохи, составлявшим, по их мнению, основу уклада жизни и благочестия русского народа, но и как основной источник творческих идей.

К началу николаевской эпохи классицизм как архитектурный стиль в общем и все его проявления в частности в храмостроительстве фактически клонились к упадку. И можно предположить, что идея смены общегосударственного культурного направления в архитектуре и искусстве принадлежит непосредственно Николаю I. Его концепция – вернуться к формам и образам «русской античности», способным повлиять на восстановление национального самосознания. Это было частью политики по достижению стабильности в обществе.

В 1826 году был подписан первый монарший указ о сохранении отечественных древностей

В соответствии с новыми установками начались и первые, поначалу достаточно робкие, шаги к поиску и новых архитектурных решений, в первую очередь в храмовой архитектуре.

Для николаевского времени была характерна и такая черта: если с приходом классицизма недостроенные храмы искусственно адаптировались под новый сталь, то с официальным его упразднением николаевской властью такого не происходило: храмы достраивались по первоначальным проектам.

Хотя росписи были выполнены в классическом стиле, само их наличие возвращало интерьер храма в византийскую и русскую традиции

«Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь архитектуру собственную, национальную»

Вторая четверть XIX века – это скорее время уважительного отношения к наследию классицизма с нарастающим стремлением к новому прочтению не только предшествующих, но и старинных образов и стилей. Русско-византийский стиль, что особенно важно, нарождался и развивался как «архитектура выбора». Не диктовать, как это было в течение десятилетий утверждения классицизма, а предлагать заказчику свои архитектурные изыскания и творческие предложения – задача, стаявшая перед зодчими в это время.

В условиях нового времени типовая архитектура становится повсеместной. В отношении церковной архитектуры необходимо отметить, что при строительстве храмов основополагающими стали факторы простоты и дешевизны постройки. При этом развитие строительных технологий и научного прогресса не влияло на сущность и сакраментальность церковных построек.

Подражание прошлому, благодаря публикациям археологических обществ, стало одним из ориентиров для мастеров, создававших храмы во второй половине XIX – начале XX века. Вместе с тем церковная архитектура оказалась в общем поле развития отечественного зодчества. Исследование археологических памятников не оказало определяющего влияния на архитектуру. Со второй половины XIX века начался во многом противоречивый период становления эклектических идей, в том числе и в церковной архитектуре.

Если в 1850-е годы во всей империи было 35 775 церквей, то к 1890 году их стало уже 45 037

Развитие церковной архитектуры и изобразительного искусства конца XIX – начала XX веков можно с полным основанием отнести к развитию в русле направления, именуемого «русским Возрождением». Бурные стилевые искания этого времени в светской архитектуре, включая становление и яркое проявление «стиля модерн» (примеры – особняк Рябушинского или здание Казанского вокзала), церковную архитектуру почти не затронули.

Храм был возведен по традиционной русской крестово-купольной системе и усложнен большим количеством деталей. Внимание в этом щедром на узорочье полусказочном-полуреальном храме привлекает абсолютно все: своеобразная зыбь многочисленных закомар, арок, кокошников на верхах храма, а также аркатурных поясов, фризов, наличников, сложнейших шатровых покрытий на бочонкообразных столпах и многое другое.

Всё внутреннее убранство, начиная с невысокого цоколя, и большая часть внешних фасадов храма украшены мозаиками. Мозаичных работ такого масштаба и подобного многообразия самоцветных камней [47] нет ни в одном храме, что делает его уникальным во всем мире. Следует отметить, что мозаичное убранство храма, выполненное во флорентийской технике, более свойственно времени расцвета классицизма, что вновь указывает на специфику храмового зодчества, в котором в одном памятнике можно было увидеть воплощение лучших элементов разных архитектурных эпох. Храм «Спаса-на-Крови» – это яркий пример историзма в церковной архитектуре.

«Необходимо уловить искренность старины и подражать ей не копированием, а созданием новых форм»

Кроме того, осуществлялись попытки, возвращаясь к традициям, украшать интерьеры классических храмов монументальными росписями. Это порой создавало не всегда оправданную эклектическую пестроту, но заказчиков волновали прежде всего, разумеется, не художественно-эстетические проблемы: возвращение к утраченным традициям рассматривалось как следование канону в церковном искусстве.

[1] Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 3. С. 3; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997. С. 82.

[2] Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: курс лекций: 2-х ч. Л., 1976. Ч. 1. С. 215; Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 41.

[3] Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: курс лекций: 2-х ч. Ч. 1. С. 214.

[4] См.: Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // Русская эстетика и критика 1840–1850-х годов / Сост. В.К. Кантора, А.Л. Осповата. М., 1982.

[5] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 327.

[6] Глаголев А. Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников. Ч. 1. Тетрадь 1. СПб., 1838.

[7] Градостроительство России середины XIX – начала XX века. М., 2001. С. 62.

[8] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 327.

[9] Уже вслед за этим проектом К. Тона по похожим проектам строятся храмы в Свеаборге, Саратове, Ельце, Задонске, Красноярске.

[10] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999. С. 707.

[11] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 328.

[12] Брумфилд У.К. «Новый стиль» и возрождение православного церковного зодчества: 1900–1914 // Искусство христианского мира. Вып. 9. М., 2005. С. 267.

[13] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 152.

[14] См.: Дудина Т.А., Никитина Т.И. Каменное узоречие Москвы. М., 2006. С. 96; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 289.

[15] Икона. Атлас православной иконы. М., 2013. С. 418. После закрытия храма в 30-х годах XX в. часовня была разобрана и продана за рубеж. В настоящее время мраморная часовня хранится в запасниках музея в Ватикане.

[16] Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. СПб., 2007. С. 163.

[17] Только на купола храма Христа Спасителя было израсходовано 400 кг золота.

[18] На строительство храма с 1837 по 1882 гг. была израсходована колоссальная сумма – 15 123 163 рубля золотом.

[19] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 123.

[20] Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 225.

[21] См.: Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX – начала XX веков // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 161; Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 226; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 707.

[22] См.: Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 286; см.: Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. С. 106.

[23] Цит. по: Кириченко Е.П. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 10.

[24] Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Т. 1–6. М., 1849–1853; Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества // Сост. А.А. Мартынова, текст И.М. Снегирева. Тетр. 1–18. М., 1846–1859 (репринт: СПб., 2008). По выражению В.В. Стасова, огромный труд И.М. Снегирева внес большой вклад в дело «образования русских зодчих».

[25] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 134; см.: Скворцов А.И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. М., 2004. С. 211.

[26] См.: Беляев Л.А. Археологическое изучение памятников зодчества и русская культура XIX–XX вв. // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 232.

[27] Цит. по: Лисовский В.Г. Теория и практика «национального стиля» в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX вв. // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 5. Л., 1975. С. 19.

[28] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 3. С. 80; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 87; Бицадзе Н.В. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009. С. 79.

[29] Смолич И.К. История Русской Церкви. М., 1998. С. 226.

[30] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 3. С. 82.

[31] Градостроительство России середины XIX – начало XX века. С. 24; Шахов М.О. Роль государства в контексте проблем межрелигиозного диалога в России // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. М., 2008. С. 502–503.

[32] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 3. С. 149; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 94.

[33] Смолич И.К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. 1. М., 1996. С. 665; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 794.

[34] Памятники архитектуры в дореволюционной России. М., 2002. С. 145.

[35] Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XIII. СПб.,1891. С. 305.

[36] Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. С. 322.

[37] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 1998. С. 377; см.: Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 201–203.

[38] См.: Смолич И.К. История Русской Церкви. С. 259–280; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 491, 497; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 313; Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. С. 64.

[39] Кеслер М.Ю. Храмостроительство. Духовные основы традиции и современная практика. М., 2010. С. 137.

[40] См.: Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 313–315.

[41] Щенков А.С. Архитектура русского православного храма. М., 2013. С. 383

[42] Брумфилд У.К. «Новый стиль» и возрождение православного церковного зодчества: 1900–1914. С. 283.

[43] Аналогии в архитектурном плане можно провести и с московской церковью Рождества в Путинках (1649– 1652), а также с рядом других московских и ярославских церквей XVII века.

[44] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 124; Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 464.

[45] Гусакова В. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX – начала XX века. СПб., 2008. С. 47.

[46] Епихин С.В. Храм Воскресения на Екатерининском канале: орнамент и язык // Архитектура Петербурга. Материалы исследований. Ч. 2. СПб., 1992. С. 118.

[47] Лисовский В. Г. Теория и практика «национального стиля» в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX в. С. 19.

[48] Брумфилд У.К. «Новый стиль» и возрождение православного церковного зодчества: 1900–1914. С. 276.

[49] Зодчий. СПб., 1905. С. 132.

[50] Владимиров В. Новое истинно художественное в русском церковном искусстве. Сергиев Посад, 1912. С. 8.

[51] Козлов А.Н. О развитии христианского искусства и основах его применения в церковной живописи. М., 1898. С. 17.

[52] Гусакова В. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX – начала XX века. С. 37; Языкова И. «Се творю все новое». Икона в XX веке. М., 2002. С. 15.

[53] Соколов А.И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. М., 2004. С. 215.

[54] Из удачных примеров копирования можно привести росписи 1897 года московского храма во имя Пимена Великого в Новых Воротниках.

[55] См.: Сокровища Москвы. М., 1998. С. 35; Московский Кремль. М., 2006. С. 99; Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. М., 1966. С. 88.

[56] Маслов К.И. Книга Э. Виолле-ле-Дюка «Русское искусство» и проблема возрождения церковной живописи в России во второй половине XIX века // Искусство христианского мира. Вып. 8. М., 2004. С. 214–219.

[57] Щенков А.С. Архитектура русского православного храма. С. 277.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЗаголовокК вопросу о композиции пятиглавия в храмовой архитектуре Санкт-Петербурга XVIII в.
АвторКрайний А.В.emailalexey.krayniy@gmail.com
Сведения об автореКрайний Алексей Владимирович. Студент кафедры истории русского искусства исторического факультета СПбГУ
В рубрикеРусское искусство XVIII века
Год2012Номер сборника2Страницы371 – 375
Тип статьиНаучная статьяИндекс УДК72.034(47+57)7, 72.035(47+57)2Индекс ББК85.03
Аннотация