пушкин золотой петушок чему учит
Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина для читательского дневника
Произведения Александра Сергеевича Пушкина для детей полны чудес и роскоши. Взятые из мира волшебства, они тесно связаны с окружающей жизнью, просты и понятны. В читательский дневник «Сказку о золотом петушке» с кратким содержанием, планом пересказа и анализом школьники записывают в третьем классе. Информация будет полезна для уроков внеклассного чтения и более глубокого понимания произведения.
История создания
«Сказка о золотом петушке» была написана Пушкиным осенью 1834 года в родовой усадьбе Болдино (Нижегородская область). Здесь поэт чувствовал особый творческий подъем, написал много чудесных стихов в осенний период в 1830 и 1833 гг. В 1834 году Александр Сергеевич снова вернулся к месту вдохновения в надежде творить.
Однако в жизни поэта не все было безоблачно. Долги и давление цензуры отражались на его эмоциональном состоянии. Во время трехнедельного пребывания в Болдино ему удалось написать только одну сказку о царе Дадоне. Литературоведы считают, что прототипом для нее стала «Легенда об арабском астрологе», написанная «отцом американской литературы» Вашингтоном Ирвингом.
Упростив и изменив сюжет египетской сказки, поэт приблизил ее к русскому народному произведению. В сюжете заложены идеи, обличающие действия царской власти и императора. В сказочной форме Пушкин смог высказать все, что думал о правящем режиме. После цензуры ее пропустили в печать. Первая публикация состоялась в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».
Основные персонажи
Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации. Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга. Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:
Краткое содержание
Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.
За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.
Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.
В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.
Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.
Анализ для читательского дневника
В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:
Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.
План для пересказа
Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина. Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы. Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:
Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.
Отзывы читателей
Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела. После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть». Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.
С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.
Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пушкин А.С. “Сказка о золотом петушке” Читательский дневник, краткое содержание
Пушкин А.С. “Сказка о золотом петушке” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пушкин А.С.
Название: “Сказка о золотом петушке”
Жанр: волшебная сказка
Тема произведения: честность
Число страниц: 16
Главные герои и их характеристика
Царь Додон. Старый и седой, нечестный, не умеет держать слово. Был одурманен молодой красавицей, забыл про честь и родительскую любовь.
Звездочет. Старый мудрец.
Золотой петушок. Волшебная птица, предсказывающая появление врага.
Шамаханская царица. Молодая красавица.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Царь Додон обезопасил свое царство с помощью золотого петушка, но, когда пришло время отдавать долги, забыл о своем слове и был убит.
Сюжет — краткое содержание
Додон просит Звездочета помочь ему сохранить царство, и тот дарит царю Золотого петушка, предупреждающего об опасности.
Петушок исправно нес службу, и царь Додон справился со всеми врагами.
Когда Золотой петушок снова запел, царь дважды посылал своих сыновей, но потом ему пришлось отправится на бой самому.
Додон нашел убитых сыновей и в шатре красивую Шамаханскую царицу, в которую тут же влюбился.
Петушок слетел на голову Додона и клюнул его в темя, а потом исчез вместе с Шамаханской царицей.
Понравившийся эпизод
В этой сказке сложно выделить какой-то эпизод, она вся прекрасна, от начала до конца.
План произведения для пересказа
Додон зовет Звездочета
Золотой петушок сторожит царство
Додон возвращается в столицу
Главная мысль
Свое слово нужно держать, как бы это не было тяжело.
Чему учит эта книга
Сказка учит быть честным, никогда не нарушать данного слова и не обманывать. Учит быть благодарным, учит твердости характера. Учит не терять голову и всегда следовать доводам рассудка.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Я была просто в восхищении от этой замечательной сказки! Все в ней мне понравилось, хотя в ней нет положительных героев. Но зато в ней сокрыт глубокий смысл и нравственный урок. Нельзя бросаться словами, не думая их выполнять.
Новые слова и выражения
Пословицы к произведению
Давши слово держи, а не давши — крепись.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Береги честь смолоду, а платье снову.
Седина в голову, бес в ребро.
Честное слово дорогого стоит.
«Сказка о Золотом петушке» — читательский дневник по сказке А.С. Пушкина
«Сказка о Золотом петушке» великого русского писателя А. С. Пушкина была написана в 1834 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Название произведения: Сказка о Золотом петушке
Число страниц: 24.
Издательство: «Качели». 2018 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1834 год
Главные герои и их краткая характеристика
Дадон – старый царь, отважный воин, не устоявший перед чарами красавицы.
Звездочет – мудрец, старик, который погиб от руки Додона.
Шамаханская царица – редкой красоты девушка, ставшая причиной раздора.
Краткое содержание и сюжет
Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.
Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Додон получает от звездочета Золотого Петушка. Золотой Петушок стережет царство. Когда Петушок кричит Додон отправляет в поход своих сыновей, но они не возвращаются. Додон сам идет в поход и находит мертвых сыновей и Шамаханскую царицу. Додон решает жениться на царице и убивает Звездочета. Петушок убивает Додона, царица пропадает.
План пересказа
Основная мысль
За все свои поступки придется держать ответ.
Чему учит
Сказка учит держать данное слово. Учит быть настоящим, верным другом, уметь ценить добро и отличать добро от зла.
Отзыв
В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.
Пословицы
Что понравилось
Вывод и мое мнение
«Сказка о золотом петушке» — история для детей и взрослых
Чтение детских книг – это не просто развлечение. Волшебная история даёт возможность задавать вопросы, искать на них ответ, размышлять над прочитанным. Поразмышлять есть о чём. «Сказка о золотом петушке» — самая загадочная из всех пушкинских сказок. Она не только увлекает интересным сюжетом, но и может многому научить малыша.
Смысл сказки
Сказку, в которой царь не умеет держать слово и погибает от женских чар, поэт написал для взрослых. Мы же знакомимся с ней в раннем возрасте. Когда приходит время читать эту историю своим детям, оказывается, что в ней много странного и непонятного.
Часть секретов самой загадочной пушкинской сказки раскрыта. Источник её сюжета найден в рассказе В. Ирвинга о мавританском султане. Этот монарх тоже получил от старца волшебное средство для защиты границ. Стало известно и то, как звездочёт связан с Шемаханской местностью: в азербайджанский город Шемаха ссылали скопцов-сектантов.
Но тайны остались. Мы не знаем, почему убили друг друга царские сыновья, а только догадываемся, что произошло между ними и Шамаханской царицей. Царь-девица — порождение тёмных сил. Её зловещий смех сопровождает убийство мудреца. В конце царица бесследно исчезает, будто растворяется в воздухе. Возможно, она была демоном или призраком, а может быть, живой красивой и обольстительной женщиной.
Сказка не объясняет, кто такой звездочёт – добрый волшебник или злой колдун. Старик-скопец отказывается от всех даров и зачем-то требует себе царицу. Может быть, он хочет уберечь царство от наваждения ведьмы, а может быть, просто завидует государю и хочет забрать у него самое дорогое. Или же это часть его сложного плана по завоеванию власти, а петушок и девушка – магические инструменты в его руках.
Скрытое содержание сказки о золотом петушке
В сказку о золотом петушке А. С. Пушкин вложил скрытое содержание, которое заключается в показе читателям истинного облика 17 века, сильно не совпадающего с его официальной трактовкой, данной историографами Романовых. По всей видимости, поэт хорошо его знал, в отличие от нас с вами – большинства россиян 21 века. И это подтверждается опубликованными в 2017 году работами наших замечательных историков академика Е. Ю. Спицына и профессора А. В. Пыжикова, например их собеседованием на телеканале «День» в «Яндексе» «Неизвестная гражданская война в России 17 века». Там они популярно, но обстоятельно рассказали нам всё главное, что произошло в этом веке, увязав все известные и неизвестные события.
При этом выяснилось, что основные события века, от его начала до конца, связаны между собой причинно-следственно и составляют одну сплошную красную линию века. Чего, пожалуй, ни в одном другом нашем веке не бывало. Суть этой линии состоит в том, что польско-украинская интервенция в Россию с 1605 года с использованием 2-х Лжедмитриев, для захвата католицизмом нашей церкви и престола, отказ от неё интервентов в 1612 г, переключение их усилий на воцарение Романовых, вместо предполагавшегося ранее короля, церковная реформа, приведшая к расколу и гражданской войне – это всё звенья плана, проводимого в жизнь одними и теми же людьми – польскими и полонизированными украинскими магнатами и шляхтой, и клерикалами из Киево-Могилёвской духовной академии.
Двуединой целью этого плана было уничтожение русского православия в России и замена его польско-украинским униатством, с последующей заменой русской государственности на польскую а, после провала этого плана, на русскую под польско-украинским контролем.
Перескажу, коротко, историю 17 века, рассказанную Пушкиным в сказке языком Эзопа.
После неудачной попытки польско-литовских магнатов под руководством Гедеминовичей и Глинских подчинить себе Ивана 4 через родственные связи с его матерью Е. Глинской Польша не прекратила усилий ввести в России католичество и отнять у русских престол. Начиная с 1605 г поляки и полонизированная украинская шляхта под знамёнами польского короля Сигизмунда 3, пользуясь 2-мя Лжедмитриями и наличием в Москве 5-й колонны русских предателей, временно оккупировали столицу. Ожидался подход основных их сил, однако ополчение Минина и Пожарского выдворило их из России.
Интервенты изменили планы, отказавшись от союза с королём и переориентировались, не меняя упомянутой двуединой своей цели. На этот раз решено было консолидировать все силы вокруг боярина Михаила Романова и, усадив его на престол, контролируя его, продолжить путь к цели. В это время отец Романова, патриарх Филарет уже долгое время был в польском плену и ходила молва, что он стал криптокатоликом. На соборе 1613 г из разных, в том числе иностранных кандидатур и Ворёнка был избран Михаил.
Т.о., новый план начал воплощаться в жизнь. Однако выбран был царь, а не династия. Для закрепления династии решено было провести церковную реформу и взять в руки РПЦ и вообще всё управление делами религии. В те времена это было решение, обещавшее стать наиболее эффективным из всех возможных, поскольку религия, церковные дела и были тогда политикой – инструментом управления страной. Подготовкой реформы занималась публика из киево-могилёвской духовной академии, т.е. полонизированные украинцы. Им русская церковь и вера были отданы на разбраковку и переформатирование. С целью организации реформы в 1653 г был поставлен патриарх Никон, малограмотный, но энергичный деятель; на соборе 1654 г его планы реформы были одобрены. В это же время были приняты документы о воссоединении Малороссии с Россией (1653, 1654 гг). Началась очередная война с Польшей (13 лет, до 1667 г). Пошла в ход практическая реформа церкви (13 лет, до 1667 г). Обновлённые духовные книги и тексты стали поступать в приходы. Начались массовые протесты верующих и духовенства против «новин» Никона. В 1658 г Никон был отстранён от патриаршества, затем возвращён на него.
Собор 1666-1667 гг утвердил результаты реформы, предал анафеме старую русскую веру и не подчиняющихся реформе верующих, отстранил Никона от патриаршества. Начались массовые жестокие гонения церкви и государства на староверов, церковный раскол – противоборство внутри церкви и внутри населения. Собор дал старт начавшейся вскоре гражданской войне во всей России. Которая, как считается, имеет временные рамки от 1669 до 1682 гг, т.е. длилась 13 лет. Она была реакцией населения на реформу 1654-1667 гг и решения собора 1666-1667 гг, после которого ни священнослужители на местах, ни их прихожане не могли узнать в новой религии свою старую веру. Гонения на подвергнутую анафеме старую веру и её приверженцев были очень жестоки.
Основными событиями этой гражданской войны были:
— бунт 650 монахов Соловецкого монастыря, которые с 1669 до 1676 гг оборонялись против царских войск, не принимали новых церковных книг и законов, пока от них не осталось только 50 человек;
— восстание С. Разина на Волге и Урале (1669-1671 гг);
— восстания в городах Волги, Урала и Сибири, которые начались со вторжения турков в Малороссию (1677-1681 гг);
— восстание стрельцов в Москве (1682 г), которое стало последним актом неповиновения новой династии.
Династия Романовых укрепилась на штыках своих войск и осталась на троне благодаря кровавой церковной реформе и гражданской войне. В ходе которых новая церковь избавилась от неугодных ей русских священнослужителей, а новая власть – от неугодной ей части бунтующего населения. Кроме того, определённую роль сыграла информационная война, которую вела Киевская униатская церковь и Киево-Могилёвская духовная академия против РПЦ и верующих в России. Основным постулатом этой войны являлось утверждение о том, что Киевская церковь и вера более древние и авторитетные в мире, чем Московская и поэтому новая династия на новом фундаменте будет стоять крепко и вечно. Кроме того, реформу оправдывают ещё тем, что в приходах давно уже назрела необходимость наведения элементарного порядка.
*****
Освоив, таким образом, историю 17 века, посмотрим теперь, как её изложил А. С. Пушкин – эзоповским, иносказательным, басенным языком – в сказке о петушке. Ведь, как вы увидите скоро, все эти приключения Дадона и его сыновей, его друга мудреца-звездочёта-скопца и Шамаханской царицы ни что иное как иносказательное описание непростого прошлого нашей страны в 17 веке. Читателю понятно, что поэт изложил это прошлое в виде довольно трудно доступного пониманию иносказания для того, чтобы сказка вообще была пропущена в печать. На самом деле, вы сейчас прочитали о том, какими негодными средствами Романовы пришли на престол, как при этом они сотрудничали с внешними врагами государства и 5-й колонной, сколько крови было пролито только для того, чтобы им долго и уютно сиделось на престоле.
Скажу попутно что, к тому же, они этими благами и не воспользовались, толком. Род Романовых пресёкся в 1730 г, через 5 лет после ухода Петра 1, а незаконное его, женское продолжение – в 1761 г. Т.е. от окончания гражданской войны до пресечения на троне побывали только 2 законных монарха, да и то один из них больной: Пётр 1 и Пётр 2 (3 года). Дальше царствовал кто попало, и с 1762 по 1917 гг – немецко-датская династия Гольштинских-Готторптских, имевших лишь остаточные следы русской крови, то есть попросту немцы. Но в 17 веке цари ещё были русскими.
***** Исполнители и действующие «лица» в сказке.*****
Додон – русское царство 16-17 веков,
от правления Ивана 3 до образования империи Петра 1.
Старший сын Дадона – староверы.
Младший сын Дадона – никонианцы.
Мудрец, звездочёт, скопец – старая русская вера.
Шамаханская царица – новая вера.
Золотой петушок – патриотизм как нематериальная
сила, противодействующая шамаханизации страны элитой.
Восток – запад.
Восемь дней – время творения мира: шесть дней –
материального, седьмой (воскресенье) духовного;
осьмой день – время от вознесения Христа
до второго его прихода. Всё вместе это – отражение
невыносимо долгого ожидания или дороги.
Итак, если предельно кратко изложить суть, которую вложил в сказку поэт, то она будет примерно такова.