прудникова шахматы в школе 1 й год обучения методическое пособие умк школа россии
Шахматы в школе. 1 год обучения. Методические рекомендации. Прудникова Е.А., Волкова Е.И.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Шахматы в школе». Содержание пособия направлено на достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В данном пособии подробно объясняются особенности проведения уроков по шахматам в первом классе общеобразовательной школы, что может быть успешно использовано учителями с минимальной шахматной подготовкой. К каждому уроку даны необходимые разъяснения. В приложении приведён перечень физкультминуток, кинезиологических упражнений и динамических шахматных игр, которые можно применять на уроках по шахматам. Пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций, а также может быть полезно родителям, помогающим своим детям постигнуть основы шахматной игры.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование — переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам — помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Шахматы в школе, Методические рекомендации, Первый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.
Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.
Также можно купить бумажную версию книги здесь.
Шахматы в школе, Методические рекомендации, Первый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Шахматы в школе». Содержание пособия направлено на достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В данном пособии подробно объясняются особенности проведения уроков по шахматам в первом классе общеобразовательной школы, что может быть успешно использовано учителями с минимальной шахматной подготовкой. К каждому уроку даны необходимые разъяснения. В приложении приведён перечень физкультминуток, кинезиологических упражнений и динамических шахматных игр, которые можно применять на уроках по шахматам. Пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций, а также может быть полезно родителям, помогающим своим детям постигнуть основы шахматной игры.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Рабочая программа шахматы для 1-4 классы автор Прудникова, Волкова
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по курсу «Шахматы»
1-4 годы обучения (135 часов)
(УМК «Шахматы в школе» Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова )
I . Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
— Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Учебный план в 1 – 4 классах МКОУ «Краснодубровская ООШ».
— Рабочая программа курса « Шахматы» разработана к учебникам предметной линии «Шахматы в школе» под редакцией Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений.
Источник: Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с.
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
— рабочие программы. Шахматы в школе. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с.;
— учебник «Шахматы в школе» первый год обучения. Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 175 с.;
— учебник «Шахматы в школе» второй год обучения. 2 – е издание. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2018 – 159 с.;
— учебник «Шахматы в школе» третий год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 175 с.;
— учебник «Шахматы в школе» четвертый год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 175 с.;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» первый год обучения. Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» второй год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» третий год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— рабочая тетрадь «Шахматы в школе» четвертый год обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017;
— методические рекомендации «Шахматы в школе» 1 – 4 годы обучения. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М. : Просвещение, 2017 – 87 с.
II . Общая характеристика программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
— «Теоретические основы и правила шахматной игры»;
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
— равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
— формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
— гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;
— обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
— выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
— развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
— освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
— освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
— овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
— освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
— обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
— обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
— формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
— укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
— формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
— приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
— воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультур ным занятиям.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Краснодубровская ООШ».
Приоритетными методами обучения являются:
Теоретические основы и правила шахматной игры;
III . Планируемые результаты изучения курса изобразительное искусство
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам начального общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
— формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание необходимости личного участия в формировании собственного
— понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
— навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— овладение способом структурирования шахматных знаний;
— овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
— овладение способом поиска необходимой информации;
— умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
— овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
— умение строить логические цепи рассуждений;
— умение анализировать результат своих действий;
— умение воспроизводить по память информацию;
— умение устанавливать причинно – следственные связи;
— умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
— находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
— формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою позицию до других;
— умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета:
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
— развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
IV . Содержание учебного предмета
Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (3ч)
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Теоритические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 1- 4 классов, а также специфики классного коллектива.
В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания.
V . Тематическое планирование
Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Шахматы в школе, Методические рекомендации, Первый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Шахматы в школе, Методические рекомендации, Первый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Шахматы в школе». Содержание пособия направлено на достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В данном пособии подробно объясняются особенности проведения уроков по шахматам в первом классе общеобразовательной школы, что может быть успешно использовано учителями с минимальной шахматной подготовкой. К каждому уроку даны необходимые разъяснения. В приложении приведён перечень физкультминуток, кинезиологических упражнений и динамических шахматных игр, которые можно применять на уроках по шахматам. Пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций, а также может быть полезно родителям, помогающим своим детям постигнуть основы шахматной игры.
Учебно-методическое пособие внеурочной деятельности «Школа шахматного мастерства»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 57
«Школа шахматного мастерства»
1.Особенности организации шахматных занятий 5
2.Организация шахматных турниров 6
3.Контрольно-оценочная деятельность ……………………………………… 7
4.Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности………. 7
Приложение № 1 Правила шахматного этикета для школьников …………. 12
Приложение № 2 Нестандартные ситуации во время турнира. Действия преподавателя 14
Приложение № 3. Программа внеурочной деятельности «Школа
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогических работников и специалистов в работе по внеурочной деятельности с обучающимися профессиональных образовательных организаций.
Кружок «Шахматы» в рамках внеурочной деятельности проводят педагогические работники образовательной организации, прошедшие повышение квалификации.
Предметные результаты освоения программы курса «Шахматы» характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса.
результате освоения программы курса «Шахматы» обучающиеся профессиональных образовательных организаций должны:
историю возникновения и развития шахматной игры;
чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущих шахматистов мира;
вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста-спортсмена;
историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
распознавать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король и знать правила хода и взятия каждой фигуры;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
ориентироваться на шахматной доске;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать вертикаль, горизонталь, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов в практической игре;
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять шахматные термины: взятие на проходе; миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
технике матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
способу «взятие на проходе»;
играть целую шахматную партию с соперником от начала до конца с записью своих ходов и ходов соперника;
записывать шахматную партию;
способам атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов в практической игре;
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
реализовывать материальное преимущество.
Планируемые результаты освоения программы курса «Шахматы»
отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
формирование основ шахматной культуры;
формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
уважительное отношение к сопернику;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игры.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
1.Особенности организации шахматных занятий
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части, при этом практическая часть обязательно проводится в игровой форме и по времени занимает не менее 50 %. В теоретическом разделе занятия педагог излагает основные сведения по истории шахмат, основные принципы разыгрывания дебюта, законы миттельшпиля, эндшпиля и т.п. В начале обучения преобладающим способом сообщения новых знаний является: рассказ, рассматривание рисунков, объяснение диаграмм, сопровождающиеся показом на демонстрационной доске (на гигантских шахматах или на обычной доске 40х40 см). Под практической частью подразумевается решение комбинаций, этюдов, задач, игра обучающихся друг с другом в турнирах, разбор сыгранных партий с помощью педагога. Рекомендуемая форма учебного занятия – учебный диалог. При этом надо стремиться вовлечь в диалог всех обучающихся, варьируя задаваемые вопросы в зависимости от уровня подготовки. Типы уроков по шахматам:
получение новых знаний;
конкурс решения задач;
конкурсы угадывания ходов чемпионов мира;
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методы и формы шахматных занятий рекомендуется варьировать. Преобладающие формы работы – групповая, парная. Анализ сыгранных партий – одна из основных форм совершенствования юного шахматиста. Рекомендуется приучать обучающихся записывать свои сыгранные партии, затем тщательно анализировать их. На первом этапе возможен анализ только части шахматных партий обучающихся, с акцентированием внимания на ключевые моменты. Рекомендуется как можно быстрее переходить к тому, чтобы обучающийся начал самостоятельно работать за шахматной доской. Следует различать совместное с педагогом решение задачи на доске и аналогичную работу обучающегося самостоятельно.
2.Организация шахматных турниров
Основным принципом контрольно-оценочной деятельности является ее дифференцированность. В связи с этим перед педагогом стоит задача подготовить несколько комплектов заданий по теме для каждой группы обучающихся в зависимости от уровня подготовки и мотивированности с целью вовлечения всех обучающихся на индивидуально комфортных условиях для каждого. Контроль и оценивание строятся на критериальной основе с учетом особенностей каждой группы обучающихся. Оценивается прогресс каждого обучающегося относительно его изначальных данных, а не абсолютные результаты группы. Основным критерием текущего контроля является посещаемость. Помимо посещаемости, в рамках текущего контроля преподаватель наблюдает за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как происходит применение этих приемов в тренировочном процессе, соревнованиях. Использование программных продуктов в обучении позволяет получать полную информацию о выполнении каждым обучающимся текущих заданий и степени успешности освоения учебного материала. Проверка теоретических знаний обучающихся в рамках промежуточной (итоговой) аттестации предусматривает постоянное закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки. Результаты промежуточных контрольных испытаний педагог должен использовать для корректирования последующего учебного материала более точного дифференцирования обучающихся по целевым группам. Система оценки освоения программы обучения игре в шахматы не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков. Она ставит более важную задачу: развивать у обучающихся навык самооценки, контролировать свои действия, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения.
4.Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности
Решение о выборе и использовании учебников и учебно-методических пособий принимает образовательная организация самостоятельно.
Примерный перечень литературы для преподавания курса «Школа шахматного мастерства:
1. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР», 1997.
2. Горенштейн Р. Книга юного шахматиста. – М., 1993.
3. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука,1983.
4. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.: Наука,1975.
5. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997.
6. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981.
7. Спутник шахматиста: Справочник /В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.: Воениздат,1992.
Дополнительная литература по курсу «Школа шахматного мастерства»
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1-й год обучения. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 2-й год обучения. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 2-й год обучения. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 3-й год обучения. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 3-й год обучения. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 4-й год обучения. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 4-й год обучения. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Уманская Э.Э. Шахматы в школе. 1-й год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 2-й год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 3-й год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 4-й год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). – Ташкент, 1987.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент, 1992.
М.: Просвещение, 2002.
34.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес
тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
39.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес
41.Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1-й год обучения. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017.
46.Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1976.
Примерный перечень шахматного инвентаря
и наглядных шахматных пособий
Комплект шахмат на одну парту (минимально из расчета 1 комплект на двух человек для практической игры, желательно, чтобы на занятиях шахматы были расставлены перед каждым учащимся).
Рекомендованный размер шахматных фигур (размер короля от 9 до 10
Турнирные шахматы Стаунтон № 5 (Стаунтон № 6) (фигуры c утяжелителем) в комплекте со складной деревянной доской.
Пластиковые шахматы с виниловой доской.
Шахматные часы (механические часы, электронные часы DGT, электронные часы LEAP).
Демонстрационная шахматная доска (62х62 см, 100х100 см и т.п.) с комплектом фигур.
Портреты чемпионов мира по шахматам среди мужчин и женщин.
Шахматный стенд (примерная тематика: «Великие люди и шахматы», «Высказывания выдающихся людей о шахматах» и т.д.).
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по курсу
«Школа шахматного мастерства»