проповедь на тему крещения
Проповедь в праздник Крещения Господня
19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день на языке церковного Устава именуется Богоявлением. Это означает, что мы празднуем явление Бога миру, явление Бога роду человеческому. Известно из Священного Писания, что Бог являлся праведникам и в Ветхом Завете; но совершенно особым образом Он является на берегу реки Иордан, открывая этим явлением Новый Завет. Он дает нам вéдение, знание того, что Бог есть Троица. Мы слышим и читаем запечатленные в Евангелии слова, которые раздались в момент Крещения Спасителя: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16). Мы видим Спасителя, погружающегося в воды реки Иордан, — второе Лицо Святой Троицы; и Дух Божий в виде голубя — третье лицо Святой Троицы — присутствует при этом дивном явлении Бога роду человеческому.
Господь выходит великим победителем из этой миссии спасения, которую осуществил, явившись роду человеческому. Потому что Он — Бог Всемогущий, и именно тогда, явившись на берегу реки Иордан в образе обычного бедного человека, Господь всем нам указывает на то, что любая человеческая сила есть сила относительная. Единственная сила, имеющая абсолютное значение, то есть простирающаяся на все сферы не только человеческой жизни, но и на всё существование Вселенной, есть сила Божия. Но эта Божия сила неслучайно явилась роду человеческому во плоти смиренного, бедного, скромного человека. Это действительно великий знак всем нам; и это явление подтверждает другую истину, запечатленную в слове Божием: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). Подлинное спасение, то есть обладание полнотой жизни и бессмертия, являет нам только Бог.
Вот и сегодня многим, кто опьянен успехами человеческого разума, кто высокомерно думает, что человеческие достижения полностью ниспровергают идею Бога, невозможно понять, почему Бог пришел в этот мир, приняв образ слабого, уязвимого человека. Более того, этот слабый уязвимый Человек на протяжении всей своей земной жизни отрекается от того, чтобы опираться на какую-то человеческую или даже сверхчеловеческую силу, как предлагал Спасителю диавол во время искушения. Но в одном лице Господа и Спасителя роду человеческому и всему миру были явлены две природы, Божественная и человеческая.
День Богоявления учит нас очень многому. Он учит нас, что Господь, явивший Себя миру, в том числе через Богоявление на реке Иордан, не ушел из этого мира, потому что ныне Он присутствует здесь Духом Своим Святым. И Богоявление, которое мы сегодня торжественно прославляем, не закончилось и никогда не закончится, потому что Бог во Святом Духе вместе с нами. Осознание того факта, что Бог не оставил мира, не оставил рода человеческого, не оставил ни одного из нас, должно укреплять нас в вере и благочестии, в желании благодарить Бога и молиться Ему, в стремлении жить по закону, который Господь принес в мир, потому что, только следуя этому закону, человек может обрести полноту жизни или, выражаясь обычным языком, подлинное счастье.
Сегодняшний день являет нам — действительно, физически — присутствие Божественной благодати. Мы верим, что в освященной воде эта благодать присутствует. Мы вкушаем эту воду, мы окропляем ею наши жилища, мы сохраняем ее в своих домах и в тяжелые моменты жизни прикасаемся к ней и снова вкушаем ее, зная, что через это водное естество рядом с нами, буквально в наших руках — Божественная благодать.
Пусть наша вера в Бога, Творца мира и всей Вселенной, Бога, явившего Себя во Иисусе Христе, Сыне Своем, Бога, дарующего нам великую силу через действие Святого Духа, будет несокрушимой и помогает нам идти по жизненному пути. И есть только одно условие, чтобы этот путь завершился полным благополучием: мы должны идти по нему так, как мы научены Господом, и пусть никакие человеческие соблазны, никакие ложные учения, никакая мода, никакие временные, преходящие идеалы не сбивают нас с этого пути. Мы должны отвергать все то человеческое, что входит в противоречие с Божественным законом; но с благодарностью Богу принимать все то, что помогает нам укрепиться в вере, благочестии, мудрости и силе, столь необходимых для достойного прохождения жизненного пути.
Да пребывает благодать Божия над всей вселенной, над каждым из нас. Пусть благодать Господа, явленная на берегах Иордана, будет сопутствовать нам во все дни нашей жизни. И тогда, укрепляемые этой силой, мы достойно пройдем жизненный путь, но, что самое главное, достойно пересечем границу земной и вечной жизни и обретем и Божественное Царство, и жизнь вечную. Пусть сегодняшний день всех нас укрепляет в вере, благочестии, чистоте и верности Господу, явившему Свою милость нам, в том числе через явление Самого Себя на берегах Иордана — в голосе Отца, в погружающемся в иорданские воды теле Господа и Спасителя и в действии Святого Духа. Аминь.
Проповедь на тему крещения
Исполнять правду Божью
Празднуя какое-либо событие из жизни Христа, мы должны спрашивать о том, в чем его смысл и какую ответственность возлагает на нас праздник. К сожалению, люди подходят к праздникам меркантильно и спрашивают: «Какую я могу извлечь из праздника выгоду?» И потому стремятся побольше набрать святой воды, но не святого образа жизни, стремятся этой водой освятить квартиру, вместо того, чтобы освящать ее молитвами и прославлением Бога.
Русский писатель Николай Лесков писал в своем дневнике: «2-го марта 1845 года. Три года прошло без всякой перемены в жизни. Домик свой учреждал да занимался чтением отцов церкви и историков. Вывел два заключения, и оба желаю признавать ошибочными. Первое из них, что христианство на Руси еще не проповедано; а второе, что события повторяются и их можно предсказывать. О первом заключении говорил раз с довольно умным коллегой своим, отцом Николаем, и был удивлен, как он это внял и согласился. «Да, — сказал он, — сие бесспорно, что мы во Христа крестимся, но еще во Христа не облекаемся». Значит, не я один сие вижу, и другие видят, но отчего же им всем это смешно, а моя утроба сим до кровей возмущается».
Что изменилось со времен Лескова? По моему ничего! Но стоит ли успокаивать себя этим? Конечно, нет! Лучше всего вникнуть в смысл праздника и извлечь из него добрые уроки.
Событию крещения Иисуса Христа предшествовала пробуждающая души проповедь Иоанна Крестителя. Она была обращена ко всему Израилю и несла важное послание: «Покайтесь, ибо приблизилось пришествие Мессии! Будьте готовы к встрече с Ним!».
Многие евреи каялись искренне и в знак серьезности своего поступка принимали крещение. Некоторые же, чтобы на них не показывали пальцем, как на недругов Мессии, принимали крещение формально. Среди них было немало фарисеев и книжников. Иоанн очень смело обличал их: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния».(Матф.3:7,8) Вот так усердно приготавливал Иоанн людей к приходу Спасителя.
Этот святой человек, обративший к Господу тысячи и тысячи людей, с напряженным вниманием ожидал встречи с Мессией. Он спрашивал у Бога: «как я могу узнать его?». И Господь ответил: «На ком увидишь Духа Святого в виде голубя, тот и есть Мессия». И вот наступил день, когда один Человек вышел из толпы и направился креститься к Иоанну. И неожиданно Дух Божий сказал: «Это и есть долгожданный Мессия!». Так Иоанн впервые увидел Иисуса.
Пророк подумал, что Иисус изменит ход церемонии и предложит ему креститься от Него. Иоанн бы с радостью исполнил это повеление! Однако Мессия попросил: «Пожалуйста, крести меня!». Иоанн сильно озадачился: зачем крестить безгрешного человека? Грешников – да, но святого?… И пророк стал удерживать Христа от крещения. Иисус мягко положил конец его препирательствам: «Оставь теперь! Так надлежит нам исполнить всякую правду!». Как только Иоанн услышал о правде, он немедленно подчинился просьбе Христа. Перед Божественной правдой он не мог устоять. Он привык радостно покоряться ей, потому что любил правду всеми фибрами души… Что это была за правда, которую нужно было исполнить?
Исполнить правду Божью означало для Христа отождествление с грешным человечеством.
Иорданские воды входило множество грешных людей, и Христос пошел тем же путем. Он не попросил грешников удалиться на пушечный выстрел и не ждал, пока оскверненная ими вода утечет в Мертвое море. Он вошел в ту же воду, в какую входили все грешники, и тем показал Свое желание и Свою способность входить в наше положение. Он не пришел быть над нами, но пришел быть вместе с нами!
Христос посвящал Себя на прохождение земного поприща без каких-либо исключений. Его жизненный уровень был значительно ниже жизненного уровня многих людей. Христос сказал о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сыну Человеческому негде голову преклонить». Так приобщился Христос к жизни усталых и бездомных скитальцев.
Христос прожил земную жизнь, не имея никаких исключений, даже в отношении страданий. Он знал тяжесть морального страдания от неверующего окружения не по наслышке. Его братья не веровали в Него и думали, что Он сошел с ума. Спаситель говорил народу: «О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?»
Христос испытал так же, что значит жить среди врагов. Они следовали за Ним по пятам, выискивая какой-нибудь повод обвинить Его в опрометчивости или конфузе.
Пожалуй, самым тяжелым приобщением для безгрешного Сына Божьего был опыт приобщения к человеческой греховности. Как невыразимо тяжко страдал Он на кресте! Только в этом отношении Христу все же было сделано особое исключение: Он пострадал больше всех. Библия по праву называет Его «мужем скорбей, изведавшим болезни». Пророк Исайя замечает, что «Его лик был обезображен паче всех сынов человеческих». Муки самого страдающего на земле человека ничтожны в сравнении с муками Христа.
Что касается нас, то мы не хотели бы приобщиться к крайностям земной жизни. Не захотели бы терпеть грехи других и тем более страдать за них. В глубине души мы претендуем на исключительность: ведь мы все-таки дети Божии и разве не имеем право на материальное процветание, на здоровье и душевный покой?
Для Христа не было сделано никаких исключений. Он полностью приобщился к материальной и духовной нужде человечества. Для этого Он вошел в Иорданские воды.
Если мы идем по следам Христа, то для нас Божественной правдой должно стать приобщение к человеческой боли и нравственной немощи. И как Христос мы должны исполнить эту правду – терпеливо нести немощи грешных людей.
Исполнить правду Божию означало для Христа стать слугой
Готовы ли мы исполнять Божью правду в служении? Меня задевает слово Христа о том, что некоторые люди трагическим образом недооценивают практическое служение людям. «…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.(Матф.25:31-46)
Скорее всего, для этих отверженных более важным делом было достижение земных почестей и преимуществ, исцеления и изгнания бесов, посещение влиятельных религиозных общин, чем служение раздетым, больным, гонимым и голодным. О, если бы Господь преобразил наше от природы господское сердце в сердце слуги!
Исполнить правду Божию означало для Христа стать примером
Если мы входим в крещальные воды, чтобы обрести личное благословение, право быть членом поместной церкви, то Христос входил в Иордан не получить нечто от Бога, но отдать Ему Себя на служение и оставить нам пример для подражания. Подражание Христу заключается не в чудотворных действиях, но в радостном, беспрекословном и полном подчинении святой воле Бога. Апостол Павел писал: « Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:5-8).
На такую бесподобную посвященность Сына всякой правде Небесный Отец ответил благословляющими словами: «Ты сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». На такую посвященность ответил Святой Дух излиянием чудесного помазания силы.
Быть примером непросто! Когда на вас смотрят сотни испытывающих глаз, когда ставят под вопрос вашу праведность и компетентность, вы чувствуете себя довольно неуютно. Вам захотелось бы тот час сбежать с пьедестала, сохранив личную неприкосновенность. Все праведники – Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид, Соломон, Илья, Исайя проявляли слабость и согрешали. Христос никогда и ни в чем не подвел своего Небесного Отца. Как не ухищрялся дьявол соблазнить Иисуса прервать сорокодневный пост, как ни сулил отдать Ему все царства земные за единственный поклон, он ничего не добился. Иисус был тверд как скала в Своей решимости угождать только Богу. Как не пытались книжники и фарисеи уловить Христа в сети каверзных вопросов, они не вынудили Его согрешить. Христос обращал к славе Бога все искушения. Он проповедовал ради славы Отца, творил чудеса ради славы Отца и принес Себя в жертву на Голгофе ради славы Отца. Он с чистой совестью сказал Отцу: «Я прославил Тебя на земле». Будут ли таким итог нашей жизни?
Благодаря примеру Христа мы познаем наше несовершенство и изживем гордыню. Одна женщина говорила мне: «Я всегда делала людям добро, мне каяться не в чем» Я ответил: «Все познается в сравнении. Если ваша жизнь не похожа на жизнь Христа (а это очевидно!), то в очах Бога она негодная, грешная жизнь. И потому у вас есть повод для сокрушительного покаяния. Мы должны жить не по гороскопу, а по единственному вопросу: поступаю ли я как поступил бы на моем месте Христос?».
Сравнивая свою жизнь с Его жизнью, испытываешь стыд. Хочется вместе со Львом Болеславским сказать:
Я скоро жизнь мою земную
Закончу. Господи! Прости:
Я ныне плачу и тоскую,
Немногое в моей горсти.
Мне были заданы уроки –
Не выполнил уроков я.
Душа не уложилась в сроки
Не вызрела в горниле боли,
Застыла меж добром и злом.
Прости в земной недолгой школе
Я был плохим учеником.
На страсть истратил слух и зренье.
А где желаниям предел?
Прости, терпенью и смиренью
Я научиться не сумел.
Прости меня. Прости хотя бы
За то, что, стоя на краю,
За эту жизнь цепляюсь слабо,
Я горькой правды не таю.
Если вам близки покаянные слова поэта, значит, душа ваша не очерствела, значит, она еще способна воспринимать правду. Сосредоточьте же ваши усилия на подражании Христу! Только тогда вы поймете, насколько для вас важно читать евангелие и молиться. Евангелие открывает характер Христа, а молитва дает силы Ему подражать. Пусть пример Христа будет для нас путеводной звездой, которая не даст нам сбиться с пути истины. Именно для этого Господь Иисус Христос входил в Иорданские воды!
Крещение Господне
Какая все же в этом году выдалась чудная зима! Для нас, живущих на юге, но любящих настоящую русскую зиму, это благословенная возможность насладиться всей полнотой неповторимого зимнего очарования. Не будем сейчас вспоминать о пробках на дорогах, не убираемой наледи, скользких тротуарах и т.д., дабы не портить себе настроение и радости от того, что Новый год у нас, наконец-то был со снегом и небольшим морозцем в отличие от прошлых лет, когда праздник сей сопровождался проливными дождями и весенними температурами.
Для центральных областей России, привыкших, казалось бы, к настоящим русским зимам, нынешняя зима тоже принесла немало удивления и сюрпризов. Но более всего сюрпризов она доставила, конечно же, Сибири и Дальнему Востоку. Уж кому, как ни сибирякам быть привыкшими к морозам ниже 50 градусов, толстому снежному покрову и. рвущимся в самый неподходящий момент теплотрассам?! Хорошо, что еще есть в нашей стране печки-буржуйки. Их спецрейсами, по высочайшему распоряжению, из Москвы быстро доставили в Тыву, и процесс, как говорится, пошел. А ведь до конца зимы еще очень далеко. Еще будут и февральские метели, а еще ранее – крещенские морозы. На Руси повелось считать, что морозы в период крещенских праздников самые сильные. Однако если верить метеорологам, такого понятия, как крещенские морозы, на самом деле не существует. Просто праздник Крещения Господня испокон века отмечается зимой, а зимой, как известно, бывает всякое.
Но, несмотря на погоду, в Крещенский сочельник 18 января великое множество людей устремляется к крестообразно высеченным иорданям, чтобы окунуться в студеную воду. Такова русская традиция. Мы не будем теперь много говорить на эту тему, просто вспомним, что же представляет собой праздник Крещения Господня.
Это один из основных христианских праздников, напоминающий всем нам о вехах земной жизни нашего Спасителя. До 5 века о рождении и крещении Иисуса Христа было принято вспоминать в один день, а именно 6 января. Этот день назывался Феофанией – Богоявлением. Почему же Богоявлением? Да потому, что во время крещения Иисуса был явлен образ Бога, образ Божественной Троицы: Бога Отца, Возвестившего, что Иисус есть Сын Божий, Сына, Который принимал крещение, и Святого Духа, Который явился перед Ним в образе голубя. В этот день Иисус впервые проявил Себя как истинный Бог, поскольку именно этот день стал началом Его земного служения. Надо сказать, что само действо крещения было в ту пору ново. До Иоанна Крестителя сам факт водного крещения не имел места быть как таковой. Крещение это ознаменовало собой подготовку человеческих сердец к принятию Мессии. Это было крещение покаяния, которое проповедовал Иоанн Креститель. В начале исполнения данного ему Богом повеления, он сказал народу: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня. Он будет крестить вас Духом Святым», давая тем самым понять, для Кого он «приготавливал путь и делал прямыми стези».
Не плотской нечистоты омытие.
К Иоанну приходили креститься крещением покаяния много разных людей всевозможных чинов и званий: воины, фарисеи, мытари. Каждому из них Иоанн Креститель давал особые наставления. Когда же Иоанн увидел идущего к нему Иисуса, то воскликнул: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Зачем же нужно было Иисусу крещение? На Нем не было греха, Ему не в чем было каяться. Смысл Его крещения заключался в другом. Если человек, принимавший в водах Иордана крещение, символически оставлял в них свои грехи, то Иисус символически принял их на Себя. Все и за всех, чтобы позже распять их на кресте, открыв этим свободный путь человека к Богу. Вот, что означало крещение для Господа.
А что оно означает для каждого из нас? Прежде всего, это обещание Богу доброй совести. Так гласит Библия. Тот, кто принимает крещение, обещает Богу хранить добрую совесть. Иначе говоря, это есть акт свидетельства примирения с Богом посредством искреннего покаяние. На самом деле, очень ответственный и серьезный шаг. «Он будет крестить вас Духом Святым. »
Какую же цель преследуют те, кто 18 января опускается в ледяную воду иордани? Насколько серьезно они относятся к таинству крещения? Ведь, как говорится в Писании, это «не плотской нечистоты омытие. », то есть крещение предназначено не для нашего тела. Посредством «баптисмы» (так звучит по-гречески слово «крещение», которое переводится, как «полное погружение в воду», и от которого происходит название одной из крупнейших деноминаций христианской Церкви) человек присоединяется к Церкви Христовой. Крещение является неотъемлемой частью жизни христианской Церкви. Крестили и первые христиане, крестят и христиане сегодняшние. Это есть повеление Господне. Одно из немногих, но очень важных и основных действий, которые Он повелел исполнять Церкви. В этом едины все христиане. «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. ».
И, вспоминая день, когда очень-очень давно в водах Иордана наш Господь принял крещение от Иоанна Крестителя (баптиста – греч.), не будем забывать, что это значило для Него, и что это значило и значит для всех нас.
«Что для Христа Господа были крест и гроб, то для нас есть крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею». (преподобный Симеон Новый Богослов).
Уткина Анастасия, Новочеркасск (Ростовская область)
Крещение Господне
Крещение Господне
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
(Матфей 3:13-17).
Крещение в Писании относится к начаткам учения:
«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит»
(Евреям 6:1-3).
Но крещение Господа нашего Иисуса Христа — особенное событие. Не случайно величайший из пророков Иоанн Креститель встал в тупик перед этим фактом. Давайте посмотрим, какое крещение преподавал Иоанн:
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов»
(Марк а 1:4).
Проповедь Иоанна была направлена на покаяние, чтобы люди оставляли свои грехи. Но вдруг к нему приходит совершенно безгрешная личность. Что делать? Пришёл Тот, Кому не только не надо каяться, но перед Кем должны покаяться все люди. Можно понять затруднение Иоанна Крестителя.
Но и нам надо усвоить, что крещение нашего Господа заслуживает особого внимания и рассмотрения. Мы знаем, что значит наше крещение. Мы давали Господу обещание доброй совести. Но Тому, кто обладает эталоном чистой совести, не надо давать никаких обещаний. Мы умирали для греха, но Господь Иисус — само воскресение. Как же быть? Что же значит крещение Господне?
Здесь надо обратить внимание на те слова, которыми Иисус переубедил Иоанна:
«Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»
(Матфей 3:15).
Этот аргумент оказался решающим. Значит, принимая водное крещение, Господь должен был исполнить всякую правду. Но в чём она заключается? Конечно, в исполнении воли Божьей.
1. Благодаря водному крещению Мессия был явлен Израилю.
«Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю»
(Иоанн 1:31).
Служение Иоанна Крестителя произвело потрясающий переворот в жизни Израиля. Обычно на поклонение все шли в Иерусалим, туда, где находился храм. Но вдруг что-то произошло с народом, который направил свои пути в пустыню, за Иордан, туда, где проповедовал Иоанн Креститель. Сюда же пришёл и наш Господь. Здесь совершилось чудо, когда во время крещения Господня на Иисуса сошёл Дух Святой в виде голубя. Это знамение утверждало Иоанна в том, что он крестил именно Мессию.
Крещение Мессии на Иордане, при огромном стечении людей, вызвало всенародный отклик. Если Мессия открылся при Иордане, то это значило, что без радио и телевидения эта новость разлетится по всей стране. Так оно и случилось. Интересное подтверждение этому факту мы находим в Деяниях апостолов. Апостол Павел ссылался на этот факт, когда, находясь в узах, защищался перед царём Агриппой:
«Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило»
(Деян.ия 26: 26).
Благодаря тому, что Господь Иисус принял крещение на Иордане от Иоанна, при стечении народа, оно стало Его публичным благословением на служение.
2. Крещением Господа должно было исполнить всякую правду. Какую правду?
«Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина»
(Иоанн 17:17).
Итак, истина и правда — это Слово Божье, и Господь Иисус исполнял её, принимая водное крещение. Нового Завета тогда ещё не было. Но неужели в Ветхом Завете было пророческое слово о крещении Мессии? Оказывается, в Писании есть такие места, например:
«Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною»
(Псалом 41:8).
Здесь Священное Писание прямо указывает на то, что Мессия однажды должен будет пройти через такое событие, когда воды и волны пройдут над Ним.
Когда во время крещения нас погружают в воду, её поверхность волнуется, волны как бы проходят над нами. Конечно, это место Писания можно толковать и в переносном смысле, но там, где можно понимать прямо, мы так и понимаем.
В Библии мы находим также такие события, которые указывают на это прообразно, пророчески. Приходит на память переход Израиля через Красное море, когда израильтяне крестились в Моисея в облаке и в море.
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море…» — писал апостол Павел
(1 Коринфянам 10:1-2).
Чудесным прообразом водного крещения является всемирный потоп, в результате которого в водах потопа умерло всё грешное, а из воды вышла семья праведного Ноя. Итак, правда Слова Божьего наперёд предсказала это событие, а Дух Святой осуществил его служением Иоанна Крестителя при водах Иордана.
3. Водное крещение Мессии было исполнением воли Божьей.
«…Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него (от Иоанна. — Авт.)»
(Луки 7:30).
Мы видим, что водное крещение Мессии осуществляет правду Божью в соответствии с волей Божьей. Во многих текстах Священного Писания Господь говорит, что Он пришёл исполнить не Свою волю, но волю пославшего Его Отца. Творить волю Божью стало Его пищей (Иоанн 4:32), т.е. Он не мыслил Себя вне воли Божьей. Это исключительно важный пример для нас.
4. В водном крещении Господа проявилось Его смирение.
«…Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»
(Филиппийцам 2:8).
Люди, приходившие к Иоанну, должны были покаяться. Поэтому самоправедные фарисеи ни в коем случае не могли принять водное крещение. А как же Господу Иисусу участвовать в этом? Но Он во всём уподобился человекам, смирил себя, принял образ раба. Водное крещение — это знак Его величайшего смирения.
5. Своим крещением Иисус Христос оставил нам пример для подражания.
«…По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках»
(1 Петра 1:15).
Господь Иисус должен был совершить это не столько ради Себя Самого, сколько ради всех Своих последователей, ради нас с вами, чтобы мы, видя Его пример, шли по Его следам во всём. В этом и заключается святость.
В заключение следует подчеркнуть, что, принимая водное крещение, мы соединяемся с Господом в Его смерти и воскресении:
Однако, рассматривая эту веху в жизни нашего Господа, надо отмежеваться от тех суеверий, которые искажают значение водного крещения Христа, приписывая магическое значение крещенской воде. Многие люди заблуждаются в этом вопросе, потому что не вникают в Священное Писание и не строят свою веру на Слове Божьем. Эта важнейшая календарная дата должна послужить нам благодатным поводом для свидетельства о нашем Господе. Может, кто-то таким образом обратится к Слову Божьему, и душа будет спасена. Да будет слава нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу за драгоценную возможность вспомнить это событие в Его и нашей жизни!