программа практики включает в себя
Программа практики включает в себя
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования”
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2003 г., регистрационный № 4617).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 27 ноября 2015 г. № 1383
Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383)
2. Программа практики разрабатывается с учетом требований, установленных пунктом 3 настоящего Положения, утверждается организацией и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию стандартов.
3. Программа практики включает в себя:
указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;
перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
указание места практики в структуре образовательной программы;
указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;
указание форм отчетности по практике;
фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.
4. Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
6. Если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика.
7. Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.
Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией в соответствии с ФГОС ВО.
9. Способы проведения практики:
Стационарной является практика, которая проводится в организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена организация.
Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена организация. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.
Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.
10. Практика проводится в следующих формах:
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
11. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.
12. Руководитель практики от организации:
составляет рабочий график (план) проведения практики;
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
13. Руководитель практики от профильной организации:
согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
предоставляет рабочие места обучающимся;
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
14. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.
15. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.
16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.
17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
18. Обучающиеся в период прохождения практики:
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;
соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
19. Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном организацией.
20. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
21. Особенности организации практики лиц, обучающихся по ОПОП ВО в области медицинского или фармацевтического образования, в области искусств и в области физической культуры и спорта, определяются в соответствии с частью 8 статьи 82, частями 19 и 20 статьи 83 и частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»**.
22. При проведении выездных производственных практик обучающихся порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
* Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
Обзор документа
Утверждено новое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО).
Это обусловлено пересмотром Закона об образовании.
Установлены требования к содержанию программы практики. Она утверждается учебным заведением и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию образовательных стандартов.
Так, в программе указываются вид практики, способ и формы ее проведения, перечень планируемых результатов обучения, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», формы отчетности по практике.
Выделяют учебную и производственную практику, в том числе преддипломную.
Прописаны полномочия руководителя практики.
Разрешается проходить практику по месту своей трудовой деятельности, если последняя соответствует требованиям к содержанию практики.
Порядок оплаты проезда к месту проведения выездной производственной практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту ее прохождения и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту ее проведения и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
Прежнее положение 2003 г. признано утратившим силу.
Программа практики: что это и для чего?
Прохождение практики – один из важнейших обязательных этапов профессиональной подготовки студентов СУЗов и ВУЗов. Количество и объем практики определяется администрацией Вуза с учетом особенностей образовательной программы профессиональной подготовки специалистов.
Прохождение практики – один из важнейших обязательных этапов профессиональной подготовки студентов СУЗов и ВУЗов. Количество и объем практики определяется администрацией Вуза с учетом особенностей образовательной программы профессиональной подготовки специалистов.
Чаще всего студенты ВУЗов проходят три вида практики: учебная (ознакомительная), производственная и преддипломная. Каждая из указанных разновидностей призвана предоставить учащимся конкретные знания и навыки, поэтому тщательно планируется. Сегодня мы расскажем о документе, регламентирующем процесс прохождения практики.
Программа практики: что это такое?
Программа практики – это официальный документ, формируемый в СУЗе или ВУЗе в целях конкретизации: что должны делать студенты во время прохождения практики на предприятии, какие навыки и знания они обретут, закрепят, как должны продемонстрировать их куратору.
Что такое программа практики?
Данный документ формируется с учетом особенностей специализации, направления подготовки. Он должен помогать учащимся получить реальные представления о будущей работе и профессии, освоить основные профессиональные навыки, чтобы по мере выпуска они могли незамедлительно приступить к выполнению своих прямых должностных обязанностей.
Что включает в себя программа практики?
Программа практики должна учитывать общие направления подготовки учащихся и индивидуальные возможности каждого студента. В частности, общим является обретение студентами конкретного набора навыков (сбор информации, обработка данных, формирование отчетности). Индивидуальный подход проявляется в выполнении так называемого «индивидуального задания», которое поручается куратором от ВУЗа каждому подопечному с учетом его специализации, направления деятельности и характеристики предприятия и пр.
Из чего состоит программа практики студента?
Для студентов программа практики предстает в виде методических рекомендаций по оформлению отчета по практике. В ней обязательно выделяют:
Также программа практики должна подчеркивать обязательные аспекты профессиональной подготовки практикантов: что им могут доверять, основные права и обязанности практикантов, описание аттестации по результатам практики (защита отчета, что он должен содержать) и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Программа практики должна учитывать производственные возможности компании, способности учащегося, а также временные рамки: сколько часов на что отводится. Нередко документ содержи писание действий студентов по неделям. При оценке результатов прохождения практики куратор должен сопоставить данные из дневника практики и программой.
Программа практики: какие документы обязательны для практикантов?
Программа практики учитывает все аспекты затрагивающие жизнь учащегося. В ней прописываются основные аспекты получения реальных профессиональных навыков за пределами ВУЗа:
Программа практики формируется на основе учебного плана, учитывая пройденные дисциплины и имеющиеся знания студентов. Она должна быть посильной для каждого учащегося. Также при разработке файла учитывают разновидность практики: учебная – для получения первых представлений о профессии и будущей работе, производственная – для получения реальных профессиональных навыков, преддипломная – совершенствование знаний и навыков, сбор материалов для выполнения ВКР.
Для чего нужна программа практики?
Данный документ призван конкретизировать действия практиканта, наметить цель – что он должен постичь и достичь, каким образом.
Чтобы студент бессмысленно и бездумно не слонялся по предприятию, программа практики позволяет тщательно спланировать все его действия: что он обязан выполнить, что ему могут поручать доверять, какими качествами и навыками он должен овладеть и пр.
Программа практики является своего рода инструкцией для практикантов и их наставников. Она позволяет понять, что учащийся должен изучить, какую самостоятельную работу выполнить, за чем он должен наблюдать, оценить степень готовности принимать самостоятельное решение, делать выводы в каждой конкретной ситуации, научить грамотно формировать отчетность согласно заявленным требованиям и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как составляется программа практике
Программой по практике называется комплекс мероприятий для студента, который начинает подготовительную рабочую деятельность в определенной структуре. Отом, как составляется программа для практики, мы расскажем посетителям нашего ресурса.
Цели прохождения практики
В программу по практике также в обязательном порядке включается содержание работы, которое будет являться основой всего проекта. С точки зрения практического подходя студента, его деятельность должна состоять из общего знакомства со всеми имеющимися производственными циклами организации. Если речь идет, к примеру, о логистике, то студент должен выявить все ниши, которые проходит производимый товар, начиная от производства, и заканчивая конечной точкой реализации. Также вторым пунктом, студент должен рассмотреть каждое из подразделений в отдельности. Сюда входит рассмотрение предназначения того или иного производственного участка, который связан непосредственно с другим отделением.
Для практики существенным понятием считается выявление определенных свойств готового продукта или выявление качества предоставляемой услуги. При этом учитываются стандарты ГОСТа, способы отбора и контроля и многое другое. Если в деятельности организации непосредственное участие принимает какая-либо техника, например, задействованная на производственном участке, то студент должен включить в программу практики и пункт о ней.
На любом предприятии есть подразделения, которые проводят учет материальных показателей того или иного процесса. По мере возможности программа практики должна отражать этот вопрос. Для этого студент взаимодействует с этим подразделением и находится в течение определенного времени в его компетенции.
В вопросе о том, как составляется программа по практике, важным моментом является индивидуальный подход. Предыдущие пункты были основаны предположительно на ознакомлении. Теперь настало время применения индивидуального задания. Оно основано на удовлетворении единственной цели – выявлении способности студента самостоятельно проводить анализ рассматриваемой области с применением всех тех теоретических навыков, которые были ему даны на протяжении всей учебной деятельности в ВУЗе.
Индивидуальные задания могут быть нескольких видов. Во-первых, это проведение комплексного анализа производства, на основе заранее выявленных нюансов. Во-вторых, это выявление определённых недостатков установленной системы производства. Нахождение в ней рисков и методов борьбы с ними. В-третьих, это проектирование возможных ситуаций, которые могут возникнуть на производстве. В-четвертых, это проведение анализа всех возможных способов выпуска продукции, а также выявление новых способов его реализации. В-пятых, студент может провести сравнительный анализ способов производства, которые уже существуют на производстве, а также тех, которые возможно будут введены в организации.
Программа практики не может обойтись без планировщика рабочего времени. В среднем производственная практика продолжается примерно 5 недель. Для составления плана следует разделить все время по неделям, уделив каждой из них собственную нишу для изучения.
На первой неделе необходимо провести общее ознакомление с общей структурой предприятия с постепенным вниканием в более субъективные процессы. На второй неделе студенту следует выявить определенные закономерности в какой-то одной области. Внедрение определенной ниши является не случайным, так как освоить весь цикл производства и функционирования организации просто невозможно. Если студент попытается это сделать, то он попросту запутается в огромном потоке информации. Треть неделя предполагает работу с программным комплексом организации. Внедрение информационных процессов сейчас производится на каждом предприятии. Работа с такими комплексами является неотъемлемой частью производственной практики. На освоение его также нередко уделяется еще и четвертая неделя практики. Последнюю неделю лучше всего потратить на то, чтобы начать оформление отчета, руководствуясь рекомендациями своего руководителя. Также на данном этапе полностью заполняется производственный дневник и готовится справка – отзыв от руководителя, который также проставляет свою оценку проделанной работе студента.
Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной и производственной практики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
Фурмановский технический колледж
по разработке рабочей программы
учебной и производственной практики
Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной и производственной практики.
Спиридонов Г.Б мастер производственного обучения
В методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разработке рабочих программ учебной и производственной практик программ подготовки программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих /специалистов среднего звена по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ.
Методические рекомендации адресованы мастерам и преподавателям ОГБПОУ Фурмановского технического колледжа
Сокращения, используемые в методических рекомендациях.
2.Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной
и производственной практики……….
3. Структура и содержание рабочей программы практики………..
4. Требования к оформлению рабочих программ………………….
5. Порядок согласования, экспертизы и утверждения рабочей
6. Оформление листа изменений и дополнений в рабочую программу………………………………………………………..…….
8.Приложение 1. Оформление программы учебной практики……………………………………………………….
9. Приложение 2. Оформление программы производственной
10. Приложение 3.Перечень учебно-производственных работ в мастерских…………………………………………………………….
11. Приложение 4.Перечень учебно-производственных работ на
Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник образовательного учреждения среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечить максимально эффективный результат.
Актуальность настоящих методических рекомендаций обусловлена переходом к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) среднего профессионального образования третьего поколения. В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям программы подготовки специалистов среднего звена/ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и их основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик и т.д. ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций: от минимума содержания к минимуму результата.
Программы учебной и производственной практик являются составной частью ППССЗ/ППКРС, обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц ППССЗ/ППКРС по конкретным профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Дифференцированный зачет – форма промежуточной аттестации по учебной или производственной практике с выставлением оценки.
Квалификация – официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, отвечающих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта или требований, сложившихся в результате практики), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте).
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)/программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающая воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий по специальности/профессии.
Опыт деятельности – образовательный результат, включающий выполнение обучающимся деятельности, завершающейся получением результата/продукта, значимого при выполнении профессиональной функции, в условиях реального производства или в модельной ситуации, которая воспроизводит значимые условия реального производства
Общие компетенция (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.
Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Оценивание – процесс установления степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым образовательным результатам.
Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых устанавливается степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС. Эти требования относятся к зафиксированным в стандарте итоговым (ОК и ПК) и промежуточным (опыт, умения, знания) образовательным результатам.
Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности.
Рабочая программа учебной и производственной практик – нормативный документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также объем, порядок, содержание обучения и требования к условиям реализации учебной и производственной практик в рамках профессионального модуля.
Требования работодателей – понимание их ожиданий относительно компетенций работников конкретной профессии/специальности и определенного квалификационного уровня.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения).
Учебная и производственная практика – часть ППССЗ/ППКРС, соответствующая виду профессиональной деятельности (ВПД), имеющая определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных и общих компетенций, практического опыта в рамках каждого вида профессиональной деятельности (ВПД). Практика является обязательным разделом ППССЗ/ППКРС и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся.
Учебный план по профессии/специальности (УП) – план организации образовательной деятельности в рамках программ специалистов среднего звена/программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности обучающихся в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.
Уровень квалификации (квалификационный уровень) – это соответственно установленная и описанная совокупность требований к компетенциям работников, дифференцированная по параметрам сложности, нестандартности трудовых контекстов, ответственности и самостоятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это стандарты третьего поколения, в их основе лежит компетентностный подход к образованию.
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ
ВПД – вид профессиональной деятельности
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена
ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
ОК – общие компетенции
ПМ – профессиональный модуль
ПК – профессиональные компетенции
РП – рабочая программа
ФГОС СПО – федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования
С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и производственной практик обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования Министерством образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (Приказ Минобрнауки России № 291 от 18.04.2013 г., зарегистрирован в Минюст России 14.06.2013 г. № 28785).
Положение о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования, определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих программы среднего профессионального образования.
С введением ФГОС СПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практикам.
Сроки проведения практики определены учебным планом ППССЗ/ППКРС.
Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Целью учебной практики является:
– приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии/специальности.
Задачами учебной практики являются:
– обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии/специальности и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии/специальности;
– закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.
Учебная практика проводится в мастерских и лабораториях колледжа.
Учебная практика проводится преподавателями профессионального цикла или мастерами производственного обучения.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является дифференцированный зачет.
Целью производственной практики является:
– формирование общих и профессиональных компетенций;
– комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии/специальности, заложенных в ФГОС СПО.
Задачами производственной практики являются:
– закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии/специальности;
– развитие общих и профессиональных компетенций;
– освоение современных производственных процессов, технологий;
– адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.
Производственная практика организуется преподавателями производственного цикла или мастерами производственного обучения.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по производственной практике является дифференцированный зачет.
2. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Исходными документами для составления рабочих программ учебной и производственной практик являются:
– федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения по конкретной профессии/специальности;
– учебный план колледжа по профессии/специальности, в котором определено место учебной и производственной практик;
– программы профессиональных модулей по конкретной профессии/специальности.
Работа мастера производственного обучения/преподавателя профессионального цикла по разработке программы учебной и производственной практик начинается с анализа ФГОС СПО.
В ходе работы с ФГОС СПО необходимо:
– изучить требования к результатам освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) и профессионального модуля (перечень общих и профессиональных компетенций, практический опыт).
Анализ учебного плана по профессии/специальности позволит изучить этапы учебной и производственной практик, объемы времени (в часах), необходимые для освоения каждого вида практик.
При анализе программ профессиональных модулей ( ПМ) формулируются наименования тем учебной практики, исходя из видов работ, определённых в программах ПМ.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИК
3.1. Структура рабочей программы учебной практики
Рабочая программа учебной практики содержит:
– аннотацию к программе;
– результаты освоения учебной практики;
– тематический план и содержание учебной практики;
– условия реализации учебной практики;
– контроль и оценка результатов освоения учебной практики;
– приложение: перечень учебно-производственных работ.
Оформление титульного листа рабочей программы и оборотной стороны
Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в колледже шаблоном. На титульном листе название колледжа должно соответствовать его названию согласно Уставу.
Гриф утверждения оформляется согласно требованиям по делопроизводству и содержит все необходимые реквизиты.
Название рабочей программы учебной и производственной практик должно соответствовать учебному плану по конкретной профессии/специальности.
Титульный лист содержит:
– полное наименование колледжа в соответствии с Уставом;
– гриф утверждения программы (с указанием того где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа);
–наименование программы, вида практики и название профессионального модуля;
Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании МО и одобрена им.
В аннотации к рабочей программе должны содержаться:
– выходные данные ФГОС СПО, на основании, которого разработана программа;
– ФИО составителей – преподавателя и/или мастера производственного обучения колледжа;
– ФИО экспертов полностью, с указанием должности и места работы.
При заполнении паспорта программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются.
Паспорт заполняется одним шрифтом, с соблюдением единого межстрочного интервала и полей.
Паспорт программы содержит несколько пунктов:
– о бласть применения программы;
– ц ели учебной практики;
– задачи учебной практики
– место учебной практики в структуре ППССЗ/ППКРС;
– формы проведения учебной практики;
– место и время проведения учебной практики;
– количество часов, необходимое для освоения учебной практики.
Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности.
Второй раздел программы: результаты освоения учебной практики:
Указываются общие и профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике, наименование результатов обучения.
Третий раздел программы: тематический план и содержание учебной практики:
Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики – определяется учебным планом колледжа.
Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей.
Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы, где указываются наименование профессионального модуля, разделы учебной практики, темы, виды работ по каждой теме практики, объем часов.
При разработке содержания учебной практики и перечня учебно-производственных работ необходимо учесть присваиваемой уровень квалификации по профессии.
Четвертый раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики» включает в себя следующие пункты:
1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств).
2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики).
При разработке перечня учебно-производственных работ для подготовки рабочих по определенному виду профессиональной деятельности необходимо учесть следующие условия:
– изготовление деталей (изделий) должно включать комплексно-объединенные приемы, предусмотренные изучаемыми темами;
– изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых приемов к сложным;
– максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность;
– комплексные работы должны состоять из деталей, охватывающих максимальное число изученных до этого операций;
– обучающиеся должны знать ученические нормы времени выполнения заданий.
Расчет ученических норм времени на выполнение учебно-производственных работ [11] выполняется по формуле:
К – переводной коэффициент
Тшт = Тосн + Твсп + Тоб + Твст
где Тосн – основное (технологическое) время,
Твсп – вспомогательное время (установка, снятие детали, пуск и остановка оборудования и т.п.),
Тоб – время обслуживания рабочего места (регулировка оборудования, смазка, снятие инструмента и т.п.),
Твст – время, необходимое на отдых и естественные надобности.
Перечень учебно-производственных работ в период прохождения учебной практики на предприятии также необходим, как и перечень для работы в учебных мастерских.
Перечень учебно-производственных работ разрабатывается с учётом получаемого уровня квалификации по профессии.
3.2. Структура рабочей программы производственной практики
Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом по профессии.
Программа производственной практики содержит:
– аннотацию к программе;
– результаты освоения производственной практики;
– тематический план и содержание производственной практики;
– условия реализации производственной практики;
– контроль и оценка результатов освоения производственной практики;
– приложение: перечень учебно-производственных работ; квалификационная характеристика профессии.
Оформление титульного листа рабочей программы, паспорта программы, результатов освоения производственной практики, тематического плана и содержания производственной практики, аналогично оформлению программы учебной практики.
Условия реализации программы производственной практики :
– общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой);
– характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику:
Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется руководителем практики от колледжа – мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла и руководителем практики от предприятия в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций по итогам изучения профессионального модуля и в целом по профессии/специальности. Формы и методы контроля определяются колледжем.
Производственная практика является последним этапом изучения профессионального модуля и завершается выполнением обучающимся практической квалификационной работы по виду деятельности.
Квалификационная характеристика профессии (согласно ЕТКС) отражает следующие параметры: наименование профессии, уровень квалификации (разряд, класс, категория), требования к техническим знаниям рабочего для квалифицированного выполнения работ по тарифным разрядам, содержание деятельности (виды работ) в соответствие с уровнем квалификации.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ
При оформлении рабочей программы необходимо соблюдать следующие требования:
– рабочая программа печатается на одной стороне листа;
– текст рабочей программы рекомендуется набирать в текстовом редакторе Word;
– шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал; размеры полей – 15 мм;
– шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 12;
– для нумерации страницы использовать положение внизу страницы справа;
– нумерацию текста начинать от титульного листа, не проставляя номер страницы на 1 странице;
– для выравнивания правого края страницы текст следует разверстать по ширине печатного поля;
– страницы текста рабочей программы должны соответствовать формату А 4 (210 × 297 мм);
– заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом.
Примечание. Электронный вариант шаблона размещен в общем доступе для преподавателей на внутреннем сервере колледжа.
5. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
После разработки программы учебной и производственной практик автору программы необходимо предоставить их согласование зам. директора по УПР, председателю МО
Далее рабочая учебная программа представляются к утверждению директором. На титульном листе программы ставится подпись директора и печать.
Этот этап устанавливает статус рабочей программы как локального учебно-планирующего документа, регламентирующего реализацию содержания учебной и производственной практики.
Электронная копия утвержденной программы размещается на файловом сервере колледжа.
6. ОФОРМЛЕНИЕ ЛИСТА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Изменения в рабочую программу вносятся в случаях:
– изменения федеральных государственных образовательных стандартов или других нормативных документов, в том числе внутриколледжных;
– изменения требований работодателей к выпускникам;
– появления новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов;
– введения новых или изменения содержания учебно-производственных работ, приобретения нового оборудования.
Все изменения регистрируются и вносятся в контрольные экземпляры и электронные версии преподавателем (на файловом сервере, у методиста по направлению подготовки). Экземпляры рабочих программ хранятся на файловом сервере и у методиста информационно-методического центра.
Ответственность за актуализацию рабочих программ возлагается на преподавателя. Решение о внесении изменений в рабочую программу принимается на заседании кафедры при утверждении КТП на новый учебный год. Ответственность за организацию работы по актуализации рабочих программ несет заведующий кафедрой.
При наличии большого количества изменений и поправок, затрудняющих его понимание, при изменении основополагающей нормативной базы, а также при необходимости внесения значительных по объему изменений проводится пересмотр рабочей программы, т.е. выпускается новая рабочая программа, которая проходит все стадии проверки на пригодность и утверждения.
Лист изменений и дополнений оформляется в виде таблицы 6.1.
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины _____________________________
Ежегодная актуализация рабочих программ осуществляется их составителями, результаты актуализации отражаются в протоколе заседания кафедры. В случае необходимости внесения изменений оформляется приложение к контрольному варианту программы и его электронной версии.
В случае значительного количества изменений выпускается новый вариант рабочей программы учебной и производственной практики.
1. Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464).
3.Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94, ОКПДТР).
4. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291).
5.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности /профессии.
– Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС);
– Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС);
– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР);
– Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001, ОКВЭД); Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОГРАММ ПРАКТИК
Департамент образования ивановской области
областное государственное бюджетное профессиональное
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Председатель методической комиссии
«_____» ________ 20 г
Заместитель директора по УМР
Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж