программа обучения при работе с инструментами и приспособлениями 2021
Правила при работе с инструментом и приспособлениями-2021
4,28 (Проголосовало: 38)
Промышленная отрасль экономики – это зона серьезного риска для работников. Поэтому в действующем федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ, посвященном вопросам промышленной безопасности, этой проблеме придается существенное значение. На практике одним из наиболее весомых факторов риска становится использование профессиональных инструментов и приспособлений. Их применение в ходе технологического процесса обусловливает вероятность появления в следующих категорий опасных воздействий:
В связи с высокой вероятностью воздействия перечисленных опасных факторов на персонал, занятый в работе с применением промышленного оборудования на предприятиях, в действующем законодательстве содержится отдельный раздел, регулирующий правила выполнения такой производственной деятельности.
Нормативная база регулирования правил эксплуатации инструмента
В роли основного правового документа, который устанавливает общие принципы трудовой активности работников и работодателей в области соблюдения правил промышленной безопасности, сейчас выступает федеральный закон № 116-ФЗ. Эти принципы раскрываются и конкретизируются в дополнительных нормативных документах. Основным из них становится утвержденный приказ Минтруда от 17 августа 2015 года N 552н, который применяется в России с 2015 года. Он устанавливает действующие правила для работников, чья трудовая активность связана с эксплуатацией производственного оборудования и инструментов.
Рассматриваемый нормативный документ пересматривался только однажды – в 2018 году, когда был принят приказ Минтруда от 20 декабря 2018 года N 826н, вносящий отдельные изменения в действующий на ту дату текст правил. Такие изменения были связаны с процессом гармонизации российского законодательства в области соблюдения правил промышленной безопасности и аналогичных требований, которые установлены на территории Евразийского экономического союза, членом которого выступает Россия. Новые разделы приказа № 552н были связаны с введением в текст правового акта правил, установленных техническим регламентом ТС 010/2011, посвященным безопасности эксплуатации машин и оборудования.
Статус действующих нормативных документов
Формально никаких серьезных изменений в анализируемой области по состоянию на начало 2021 года не произошло. Приказ № 552н по-прежнему выступает в роли ключевого правого акта, который устанавливает требования к соблюдению правил эксплуатации инструмента. При этом, однако, Минтруд уже анонсировал отдельные изменения в интересующем нас документе. Проанализируем состояние этого вопроса текущий момент более обстоятельно.
Основные требования к инструменту
Требования правил соблюдения безопасности, зафиксированных в приказе № 552н, в 2021 году распространяются на технологические процессы, связанные с эксплуатацией следующих типов инструмента:
Действие правил, зафиксированных в анализируемом приказе, не распространяется на оборудование, применяемое в транспортной отрасли, технологические и обрабатывающие механизмы, испытательные стенды, кассовое оборудование и оргтехнику.
Основные требования к применяемому инструменту просты и понятны: он должен быть разработан с учетом нормативов по безопасности, удобен в применении и работоспособен. Последнее условие, конечно, предполагает регулярную проверку характера его работы и выполнение необходимого технического обслуживания. Ответственность за выполнение этого условия возлагается на работодателя. Естественно, продолжение эксплуатации техники, имеющей явные признаки нерабочей, строго запрещено.
Основные требования к работникам
Требования к работникам, которые вправе выполнять трудовые обязанности с использованием конкретных типов инструмента в 2021 году, также определены в приказе № 552н. Работодатель, поручая сотруднику выполнение необходимых работ, должен снабдить его полноценными инструкциями по работе такого оборудования. Работник при этом обязан тщательно изучить переданные ему инструкции и действовать согласно их требованиям. Но стоит иметь в виду, что ответственность за контроль их соблюдения и выполнения установленных правил все же возлагается на работодателя.
С учетом специфики технологического процесса в организации, эксплуатационной документации на инструменты и оборудование и разработанные для персонала руководства работодатель составляет инструкции по охране труда для профильных направлений производства. Работодатель вправе вносить в эти инструкции дополнительные условия, нацеленные на увеличение уровня безопасности сотрудников при выполнении их обязанностей. Такие инструкции должны быть утверждены локальным нормативным документом организации.
Требования охраны труда
Основные условия, действующие в области организации работы по охране труда в компании, эксплуатирующей производственные инструменты и технику, в 2021 году распределены по следующим направлениям:
Работу с наиболее опасными типами инструментов, включая гидравлический, пневматический, электрифицированный и проч., разрешено доверять только сотрудникам, достигшим восемнадцати лет. Для организации необходимых технологических операций работодатель обязан за свой счет обеспечить персонал защитными средствами и устройствами с соблюдением нормативов, предусмотренных приказом Минздрава от 1 июня 2009 года N 290н.
Кроме этого, разделами III и IV приказа № 552н вводятся конкретные требования к организации условий труда в производственных помещениях, а также правила работы с отдельными видами инструментов и оборудования. Особенно опасные виды работ выполняются при условии оформления особого наряда-допуска, который составляется по форме, приведенной в приложении к правилам, утвержденным анализируемым приказом. Контроль за выполнением всех приведенных требований производит территориальный орган Роструда, соответствующий месту расположения организации.
Ситуация в области регулирования требований охраны труда при организации работы с инструментами
Министерство труда и занятости РФ регулярно пересматривает и обновляет действующие нормативы в области обеспечения необходимого уровня безопасности труда. Эта работа ведется особенно тщательно в отношении производств, которые согласно положениям федерального закона № 116-ФЗ относятся к категории особенно опасных. При этом кроме текущих обоснований для ее выполнения, в 2021 году для ее организации есть дополнительные мотивы.
В первую очередь имеется в виду программа «регуляторной гильотины», анонсированная Дмитрием Медведевым в конце 2019 года. Интересующая нас программа предполагает серьезный пересмотр действующей нормативной базы, устанавливающей разные правила, ограничения и требования к работодателям в разных отраслях экономики. Запланировано, что в рамках ее выполнения будет пересмотрен весь объем нормативной базы, имеющей статус действующей по состоянию на текущий момент. Результатом этой работы должна стать отмена неактуальных требований, содержащихся в изучаемых документах. При этом документация, которая будет признана актуальной для существующего уровня развития экономики, должна быть пересмотрена на предмет содержания ее нормативов.
Наконец, потребность в пересмотре действующей редакции Правил, зафиксированных приказом № 552н, обусловлена также продолжающимся процессом внедрения риск-ориентированного подхода в работе контролирующих и надзорных органов. Этот подход предполагает разделение всего массива подконтрольных организаций на несколько категорий риска – от наиболее низкой до максимально высокой. При этом вводится принцип определения частоты плановых проверок, зависящей от присвоенной категории. Для предприятий с наиболее высокой категорией риска вводится максимальная частота выполнения плановых мероприятий, тогда как организации с низкой категорией риска совсем исключаются из графика плановых проверок.
Работа над пересмотром действующих правил
В связи со всеми приведенными обстоятельствами Минтруд подготовил проект приказа, который утверждает обновленный текст правил достижения необходимого уровня безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Согласно действующему порядку текст нормативного документа был опубликован на официальном портале проектов правовых актов для организации публичного обсуждения. В ходе этой процедуры заинтересованные лица могут внести свои предложения и рекомендации по корректировке текста законопроекта, а затем разработчик учтет их при составлении окончательной редакции документа.
Эксперты отмечают, что предложенные ведомством нововведения могут коснуться около 1,5 миллионов организаций и более 35 миллионов занятых в них работников. При этом одной из основных целей, обозначенных в пояснительной записке к проекту нормативного документа, значится снижение имеющегося уровня производственного травматизма и появления профессиональных заболеваний. Ведомство оценивает этот уровень как неприемлемый и предполагает, что новые требования могут существенно повлиять на анализируемый показатель в сторону снижения.
Планируемые изменения в правилах эксплуатации инструментов в 2021 году
При более пристальном анализе опубликованного документа, однако, возникает интересная ситуация. Специалисты отмечают, что нормативный акт… полностью, вплоть до пунктуации и формулировок, соответствует уже действующему приказу. На самом деле единственным более или менее существенным отличием двух документов становится изменение нумерации содержащихся в них пунктов.
Так, в действующем приказе № 552н требования к ручному инструменту и правилам его эксплуатации сформулированы в виде подпункта 2.1. В некоторой степени это выглядит логичным, поскольку пункт 2 целиком посвящен типам инструментов и устройств, на которые распространяется действие анализируемого нормативного документа, и ручной инструмент входит в этот список. Однако в новой редакции, предложенной Министерством, рассматриваемые требования выделены в отдельный самостоятельный пункт 3. Это ведет к сдвигу общей нумерации на один пункт. В итоге в общей сложности количество пунктов в документе увеличивается на одну единицу: если в текущей редакции приказа из 142, то в новой – 143.
Последствия предложенных нововведений
Эксперты отмечают, что, оценивая инициативу Минтруда, следует принимать во внимание все аспекты его предложения. С одной стороны, серьезных содержательных изменений в порядке выполнения требований охраны труда на производственных предприятиях не предлагается – точнее говоря, их пока, очевидно, не планируется вообще. С другой стороны, говорить о том, что в случае принятия предложения министерства никаких изменений для работодателей не произойдет вообще, было бы неправильно.
Дело в том, подчеркивают специалисты, что принятие нового регулирующего документа – пусть даже единственным изменением в нем по сравнению с предыдущим становится изменение нумерации пунктов – станет основанием для потребности в пересмотре всех локальных нормативных документов организаций, работающих в этой области. Они должны будут привести в соответствие с «новыми» требованиями инструкции по работе с разными типами инструментов и техники, инструкции по охране труда, положения о внутреннем трудовом распорядке и другие правовые акты, действующие в организации. В отдельных случаях может даже потребоваться организация внеочередного обучения и аттестации сотрудников, которые применяют в своей трудовой деятельности этот тип оборудования. Естественно, эта работа потребует серьезного объема временных и финансовых ресурсов, которые в действительности будут затрачены, чтобы обеспечить формальное выполнение действующих правил.
Основания для разработки нового проекта нормативного документа
Однако понятно, что организация такой работы – не единственная и далеко не главная цель министерства, выдвинувшего на рассмотрение проект «нового» нормативного документа. Специалисты выдвигают мнение, что основная задача, которую решало ведомство, представляя этот документ – демонстрация работы в двух основных направлениях, анонсированных законодателем в качестве основных факторов пересмотра действующей нормативной базы. По ними понимается внедрение риск-ориентированного подхода в работу надзорных и контролирующих органов, а также осуществление принципа регуляторной гильотины. Предполагалось, кстати, что финальный этап последней программы должен завершиться как раз в феврале текущего года, так что сроки рассмотрения проекта, опубликованного Минтрудом, прекрасно соответствуют временным рамках «гильотины».
В пояснительной записке к опубликованному на портале проектов документу прямо указывается, что он разработан во исполнение поручений Президента, утвержденных правовым актом № Пр-294 от 26 февраля 2019 г. В записке указывается ссылка на подпункт б) пункта 3 этого акта, в котором как раз содержится упоминание об обеих основных причинах пересмотра – «регуляторной гильотине» и риск-ориентированном подходе. В проекте, разработанном Минтрудом, также упоминается, что он составлен с учетом Дорожной карты, регламентирующей сроки выполнения основных мероприятий в рамках программы пересмотра действующего регулятивного законодательства.
При этом само описание проблемы и механизмов ее решения в пояснительной записке обозначено достаточно лаконично. Например, в ней указывается на отсутствие релевантного мирового опыта, который мог бы помочь в решении сформировавшихся проблем, и указывается, что основная роль в их решении должна принадлежать государству – там самым возможности вовлечения других участников технологического процесса, например, работодателей, реализуются далеко не полностью.
Перспективы изменения ситуации в области обеспечения ОТ при работе с инструментами
Согласно установленному порядку, по результатам процедур общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы Министерством экономического развития будет подготовлено экспертное заключение, определяющее основные параметры регулирующего воздействия документа. По опыту предыдущей работы, ведомство действительно грамотно и взвешенно выполняет оценку предоставленных на рассмотрение проектов. Поэтому эксперты не исключают, что в ходе анализа проекта приказа специалисты МЭР укажут разработчикам на его важные недостатки и отправят документ на доработку. В этой ситуации разработчику, то есть Министерству труда и занятости, придется пересмотреть содержание приказа.
Заказать расчет стоимости
Не исключено, что в таких обстоятельствах в составе требований к достижению нужного уровня безопасности труда работников, использующих промышленне инструменты, произойдут более серьезные изменения. Эксперты уверены, что в текущей ситуации это становится важным, чтобы переломить негативные тенденции в отрасли и добиться заметного снижения уровня травматизма и профзаболеваний.
Программа обучения при работе с инструментами и приспособлениями 2021
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 ноября 2020 года N 835н
1. Утвердить Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.
в Министерстве юстиции
11 декабря 2020 года,
регистрационный N 61411
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 27 ноября 2020 года N 835н
Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями
I. Общие положения
4) абразивного и эльборового;
6) инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания;
8) ручного пиротехнического.
Работодатель предоставляет работникам необходимые инструкции по безопасному использованию ручного инструмента.
4. Правила не распространяются на работы, выполняемые с применением обрабатывающих станков, технических устройств в составе технологического, транспортного оборудования, испытательных стендов, оргтехники, контрольно-кассовых машин.
5. На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
6. Работодатель должен обеспечить:
1) содержание и эксплуатацию инструмента и приспособлений в соответствии с требованиями Правил и технической документации организации-изготовителя;
2) контроль за соблюдением работниками требований Правил и инструкций по охране труда.
7. При выполнении работ с применением инструмента и приспособлений на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
1) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочих зон;
2) повышенной загазованности и (или) запыленности воздуха рабочих зон;
3) недостаточной освещенности рабочих зон;
4) повышенного уровня шума и вибрации на рабочих местах;
5) физических и нервно-психических перегрузок;
6) движущихся транспортных средств, грузоподъемных машин, перемещаемых материалов, подвижных частей различного оборудования;
7) падающих предметов (элементов оборудования);
8) расположения рабочих мест на высоте (глубине) относительно поверхности пола (земли);
9) выполнения работ в труднодоступных и замкнутых пространствах;
10) замыкания электрических цепей через тело человека.
8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.
9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам)
11. Входы и выходы, проходы и проезды как внутри зданий (сооружений) и производственных помещений (производственных площадок), так и снаружи на примыкающей к ним территории должны оборудоваться освещением и освобождаться для безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств.
Загромождение проходов и проездов или использование их для размещения грузов запрещается.
Настилы площадок и переходов, а также перила к ним должны быть надежно укреплены. На период ремонта вместо снятых перил должно делаться временное ограждение. Перила и настилы, снятые на время ремонта, после его окончания должны быть установлены на место.
13. Проходы и проезды внутри производственных помещений должны иметь обозначенные габариты, отмеченные на полу разметкой при помощи краски, металлических утопленных шашек либо иных четко различимых указателей.
14. Ширина проездов внутри производственных помещений должна соответствовать габаритам транспортных средств или транспортируемых грузов.
15. В производственных помещениях, где по условиям работы накапливаются жидкости, полы должны выполняться непроницаемыми для жидкости и имеющими необходимый уклон и каналы для стока. На рабочих местах должны устанавливаться подножные решетки. Каналы в полах для стока жидкости или прокладки трубопроводов должны перекрываться сплошными или решетчатыми крышками заподлицо с уровнем пола. Отверстия в полах для пропуска приводных ремней, транспортеров должны выполняться минимальных размеров и ограждаться бортами высотой не менее 20 см вне зависимости от наличия общего ограждения. В тех случаях, когда по условиям технологического процесса каналы, желоба и траншеи невозможно закрыть, они должны ограждаться перилами высотой не менее 1,1 м с обшивкой по низу на высоту не менее 0,15 м от пола.
III. Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест
16. Рабочие места в зависимости от вида работ должны оборудоваться верстаками, стеллажами, столами, шкафами, тумбочками для удобного и безопасного выполнения работ, хранения инструмента, приспособлений и деталей.
17. Верстаки, стеллажи, столы, шкафы, тумбочки должны быть прочными и надежно установленными на полу.
Размеры полок стеллажей должны соответствовать габаритам укладываемых инструмента и приспособлений и иметь уклон внутрь.
Поверхность верстаков должна покрываться гладким материалом (листовой сталью, алюминием или другим гладким негорючим материалом), не имеющим острых кромок и заусенцев.
18. Тиски на верстаках должны устанавливаться на расстоянии не менее 1 м один от другого и закрепляться так, чтобы их губки находились на уровне локтя работающего.
Тиски должны быть исправными и обеспечивающими надежный зажим изделия. На рукоятке тисков и на стальных сменных плоских планках не должно быть забоин и заусенцев.
Необходимо следить, чтобы подвижные части тисков перемещались без заеданий, рывков и надежно фиксировались в требуемом положении. Тиски должны оснащаться устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта.
19. Для защиты работника от отлетающих частиц обрабатываемого материала в случае риска причинения вреда здоровью работника должен быть установлен защитный экран высотой не менее 1 м.
20. Столы и верстаки, за которыми проводятся паяльные работы, должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией.
22. Инструмент и приспособления на рабочем месте должны располагаться таким образом, чтобы исключалась возможность их скатывания и падения.
Размещать инструмент и приспособления на перилах ограждений, неогражденных краях площадок лесов и подмостей, иных площадок, на которых выполняются работы на высоте, а также открытых люков, колодцев запрещается.
23. При транспортировке инструмента и приспособлений их травмоопасные (острые, режущие) части и детали должны изолироваться в целях обеспечения безопасности работников.
IV. Требования охраны труда при осуществлении производственных процессов и эксплуатации инструмента и приспособлений
24. Обслуживание, ремонт, проверка, испытание и техническое освидетельствование инструмента и приспособлений должны осуществляться в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя.
25. Осмотр, ремонт, проверка, испытание и техническое освидетельствование инструмента и приспособлений (за исключением ручного инструмента) должны выполняться квалифицированными работниками, назначенными работодателем ответственными за содержание в исправном состоянии конкретных видов инструмента, либо должны осуществляться по договорам, заключаемым со специализированными организациями.
На малых предприятиях и микропредприятиях ответственным за содержание всех видов инструмента в исправном состоянии может быть один работник.
26. Результаты осмотров, ремонта, проверок, испытаний и технических освидетельствований инструмента (за исключением ручного инструмента), проведенных с периодичностью, установленной организацией-изготовителем, заносятся работником, ответственным за содержание инструмента в исправном состоянии, в журнал, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:
С 1 января 2021 года вводятся в действие актуализированные Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при работе с устройствами, механизмами и иными средствами труда, используемыми для воздействия на предмет труда и его изменения, как перемещаемыми работником в ходе выполнения работ, так и установленными стационарно.
Ручной инструмент как немеханизированный, так и механизированный должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011).
Правила не распространяются на работы, выполняемые с применением обрабатывающих станков, технических устройств в составе технологического, транспортного оборудования, испытательных стендов, оргтехники, контрольно-кассовых машин.
На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
Признаются утратившими силу:
Приказ Минтруда России от 17 августа 2015 г. N 552н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»;
Приказ Минтруда России от 20 декабря 2018 г. N 826н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 288-ФЗ «О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве (Конвенции N 167)».
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.