программа для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение детей с тнр
Педагогическая мастерская
Авторы: Кислякова Ю.Н и Мороз Л.Н
Издательство: Минск, Национальный институт образования
Год издания: 2007
Количество страниц: 280
Формат: PDF
Размер: 747 кб
Состоит из пояснительной записки и п рограмм 1-го, 2-го, 3-го, 4-го года обучения.
Контингент детей: дети с ОНР и ОНР при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии.
Программа для специальных дошкольных учреждений. Программа отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать virmary.ucoz.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Третий год обучения
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Физическое воспитание.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Трудовое воспитание.
Формирование навыков социального взаимодействия.
Ознакомление с окружающим.
Художественная литература.
Игра.
Конструирование.
Изобразительная деятельность.
Подготовка руки к письму.
Формирование элементарных математических представлений.
Музыкальное воспитание.
Четвертый год обучения
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Обучение грамоте.
Физическое воспитание.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Трудовое воспитание.
Формирование навыков социального взаимодействия.
Ознакомление с окружающим.
Художественная литература.
Игра.
Конструирование.
Изобразительная деятельность.
Подготовка руки к письму.
Формирование элементарных математических представлений.
Музыкальное воспитание.
Приложение 1.
Приложение 2.
Литература.
Программа дшк с ТНР Кислякова Мороз 2007
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ДЛЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ
Утверждено Министерством образования Республики Беларусь
МИНСК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Þ. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз
для специальных дошкольных учреждений
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Нач. редакционно-издательского отдела Г. И. Бондаренко
Редактор Л. В. Демид
Художественный редактор И. А. Усенко Компьютерная верстка О. М. Кульбицкой Корректор Т. Ф. Шайко
Подписано в печать 28.05.2007. Формат 60Ч 84/16. Бумага газетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,3.
Уч.-изд. л. 14,88. Тираж 2250 экз. Заказ
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
ЛИ ¹ 02330/0133300 от 30.04.2004. 220004, Минск, Короля, 16.
Отпечатано в типографии РУП «Промпечать».
ЛП ¹ 02330/0148775 от 30.04.2004. 220049, Минск, Черняховского, 3.
© Министерство образования Республики Беларусь, 2007
© Оформление. НМУ «Национальный институт образования», 2007
Программы определяют содержание работы, условия и формы коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.
Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т. е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам. Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и рече- вого поведения, нормализации регуляторной деятельности детей.
В основу отбора программного содержания заложены следующие принципы:
M этиопатогенетический (предполагает установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов нарушения, определение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре нарушения);
M онтогенетический (ориентирует на учет закономерностей формирования форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе);
M комплексности (отражает медико-психолого-педагогиче- ский характер при изучении и устранении речевых расстройств, предусматривает учет взаимовлияния двигательных, речевых
è психических нарушений на развитие ребенка);
M целостности и системности (отражает тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии);
M доступности, последовательности и систематичности (заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения);
M индивидуализации (ориентирует на организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей) и дифференциации обучения (выделения типологических особенностей детей и объединения их на этом основании в группы по уровню развития);
M развития психики в деятельности (ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду);
M обходного пути (ориентирует на то, что в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);
M формирования речевых навыков в условиях естественной речевой среды;
M личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной
è чувственно-практической деятельности).
Программа имеет концентрическое построение, т. е. содержание материала из года в год закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка.
Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-дефектолога (учителялогопеда) и воспитателей, которые совместно решают ряд основ-
M охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
M обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;
M воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;
M подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к обуче- нию на следующей ступени образования.
 группе для детей с тяжелыми нарушениями речи создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми
è сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).
Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения — задача, которую решают учитель-дефекто- лог (учитель-логопед) и воспитатели. Учитель-дефектолог (учи- тель-логопед) определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развиваю- щей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.
Учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит следующие
виды занятий: по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию произносительной стороны речи, по обучению грамоте (в старшей группе).
 зависимости от периода обучения количество занятий меняется.
 процессе занятий по формированию лексико-грамматиче- ских средств языка и развитию связной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.).
 процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
 процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.
Для каждого занятия планируются задания и упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматических средств языка и связной речи. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектоло- га (учителя-логопеда) представлено в программных разделах: «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи», «Формирование произносительной стороны
речи», «Обучение грамоте» (4-й год обучения).
Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
M коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
M актуализация и закрепление речевых навыков, социальнобытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования рече- вых умений, либо может проводиться после логопедических занятий с целью закрепления полученных знаний.
Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога (учителялогопеда) и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционноразвивающих задач.
При планировании занятий учитель-дефектолог (учитель-ло- гопед) и воспитатель учитывают тематический принцип отбора
материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном, физкультурном
è др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных
è др.). Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, составлению предложений. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять отработанные на занятиях речевые умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.
Воспитатель группы для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит следующие занятия: физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, художественная литература, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание, формирование элементарных математических представлений. На 1-м году обучения программой предусматриваются занятия по сенсорному воспитанию, игре. Программное содержание представлено в соответствующих разделах.
 реализации программных требований разделов «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания», «Трудовое воспитание», «Формирование навыков социального взаимодействия» сделан акцент на формирование соответствующих навыков в игровой и продуктивной деятельности, в процессе режимных моментов, воспитательных мероприятий и т. д.
Так как коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении осуществляется в условиях преемственности учите- ля-дефектолога (учителя-логопеда), воспитателей и музыкального руководителя, программой предусмотрен раздел «Музыкальное воспитание», в котором представлено примерное содер-
жание работы музыкального работника с детьми, имеющими речевые нарушения.
Содержание программы обеспечивает вариативность и лич- ностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Программный материал расчитан на четырехлетний срок обучения и охватывает различные направления педагогической работы, которые обеспечивают всестороннее развитие детей. Распределение материала соотносится с годом обучения и уровнем развития ребенка: 1-й год обучения — дети в возрасте 2—3 лет; 2-й год обучения — дети в возрасте 3—4 лет; 3-й год обучения — дети в возрасте 4—5 лет; 4-й год обучения — дети в возрасте 5—6 лет. Дети 6 лет остаются в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по медицинским показаниям (при предъявлении заключения ВКК) либо по заключению центра коррек- ционно-развивающего обучения и реабилитации о необходимости продления срока пребывания в группе и обучаются по программе 4-го года обучения.
Программой предусмотрено проведение осенних, зимних и весенних каникул, в период которых учитель-дефектолог (учи- тель-логопед) проводит с детьми только индивидуальные занятия.
В конце программы приводится список рекомендуемой литературы. Планирование учителем-дефектологом (учителем-ло- гопедом) и воспитателями работы с родителями представлено в приложении.
Основное содержание работы учителя-дефектолога
коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, в основу которого положена периодизация проявлений общего недоразвития речи, разработанная Р. Е. Левиной.
В коррекционно-развивающем обучении и воспитании сделан акцент на развитие коммуникативной компетенции детей,
1 Учитель-дефектолог может брать детей на индивидуальные занятия с любых занятий (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию).
способности вступать в общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматиче- ских) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, пиктограмм, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важная предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии в освоении ведущих видов деятельности. Реализация программных требований возможна при правильной, научно обоснованной системе воспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи ребенка с раннего возраста и преодоление речевых нарушений на основе учета индивидуальных особенностей психофизического развития.
Программное содержание разработано с учетом тематиче- ского принципа. На каждом году обучения представлены: содержательный компонент (знания, умения, навыки, которые ребенок усваивает и применяет в повседневной жизни); словарь (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги); задания, направленные на формирование лексико-грамматиче- ских средств языка и связной речи. В рамках изучения лекси- ческой темы предлагаются примерные игры и упражнения. Учитель-дефектолог (учитель-логопед) выбирает задания и игры разной сложности с учетом речевого нарушения, способностей и динамики развития ребенка. Указываются предположительные достижения детей к концу учебного года.
В разделе содержится примерное планирование занятий учителя-дефектолога (учителя-логопеда) в каждый из периодов в течение 4 лет обучения.
На 1-м году обучения большое внимание уделяется развитию понимания речи, сознательного ее восприятия, накоплению запаса речевых средств. Широко используется предметнопрактическая деятельность детей, так как овладение действиями предваряет появление слов, обозначающих действия, способствует их более прочному усвоению.
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности дети учатся вслушиваться и воспринимать обращенную речь взрослых, понимать ее содержание. Более осознанному усвоению детьми информации способствует использование разнообразных игровых ситуаций, сочетание ответов с практическими действиями, мотивированная оценка действий и ответов.
Недостаточный запас речевых средств у детей с тяжелыми нарушениями речи длительное время не позволяет им активно включаться в речевое общение. Важнейшей задачей является формирование речевой активности, вызывание желания и необходимости пользоваться словом как средством общения.
На начальном этапе обучения поощряются импульсивные детские высказывания: звукоподражание, слово, словосочетание, предложение. Детей учат использовать звукоподражания; употреблять побудительную форму речи: выражать просьбу или предложение одним словом (дай, надень), затем — словосочетанием
è предложением. Постепенно детей учат правильно называть объекты окружающего мира, используя звукоподражания и слова несложной слоговой структуры, употреблять простые предложения в побудительной и повествовательной форме; в общении пользоваться ситуативной речью как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.
На 2-м году обучения уточняются и обогащаются знания детей, устанавливаются более тесные связи между предметами
è явлениями окружающей действительности. Продолжается работа по развитию понимания речи, формированию умений слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать свои просьбы, составлять словосочетания, простые предложения, согласовывать слова в них.
На 3-м году обучения наряду с накоплением словаря решается задача активизации слов в различных ситуациях. Освоение детьми значений слов осуществляется путем показа соответствующего объекта, сопоставления с другими словами, составления словосочетаний и предложений с изученным словом, подбора антонимов, синонимов и др. Продолжается работа по формированию умения отвечать словосочетаниями, фразами, употребляя слова в правильной грамматической форме; закреплению умения составлять различные синтаксические конструкции. Большое внимание уделяется обучению детей рассказыванию (пересказу, составлению рассказов по сюжетной картине
На 4-м году обучения дети учатся правильному использованию в речи основных грамматических категорий, упражняются в словоизменении (по родам, числам, падежам) и словообразовании. Закрепляется умение составлять различные типы предложений, употреблять слова в определенной последовательности. Продолжается обучение рассказыванию (составлению рассказов
Адаптированная программа ДОО для детей с ТНР
Низамова Гульсясяк
Адаптированная программа ДОО для детей с ТНР
Адаптированная программа ДОО для детей с ТНР
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа). Это образовательная программа, адаптированная для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи в логопедической группе при коррекционном дошкольном учреждении, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (273-фз ГЛ. 1 ст. 28, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая,утверждаемая и реализуемая: в соответствии с Федеральным государственным образования. С учетом Адаптированной основной образовательной программы ДОУ с учетом примерной общеобразовательной программы дощкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА СИННТЕЗ, 2014 с учетом программы для специальных дошкольных учреждений «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» (Н. В. Н,СПб: ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2012г.).
Коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее-ТНР) является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детейобусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системныи речевым нарушениями в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность Программы и необходимость ее внедрения в практику образования.
Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Цель программы – создание системы комплексной помощи детям с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи, обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду свестников.
• Коррекционная помощь в овладении ими Программы; Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей.
• Создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей детей с ТНР, ОНР.
• Специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции детей с ТНР, ОНР.
• Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР, ОНР
Принципы и подходы к формированию программы
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• Обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования (далее- индивидуализация дошкольного образования);
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Специфические принципы обучения и воспитания детей с ТНР,ОНР :
• Принцип единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
• Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;
• Принцип активности, инициативности и субьектности в развитии ребенка;
• Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;
В соответствии с требованиями ФГОС ДО программасостоит из двух частей:
Направления психолого-педагогической работы:
Образовательная область «физическое развитие»:
Воспитание здорового жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного гармонически и творчески развитого ребенка.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развите».
Позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к сициокльрным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование основ безопасности.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Ознакомление с окружающим сициальным миром с природой и природными явлениями; формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательсткой деятельности.
Направления вариативной части программы:
• Освоение новых образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми- игра, экскурсия, труд, организованная образовательная деятельность (занятия, экспериментирование, проектная деятельность и организации различных видов детской деятельности.
Целевые ориентиры образования для детей с ТНР,ОНР
• Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
• Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и лействиях;
• Появляются игры, в к которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
• Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искуссива;
• У ребенка развита крупная моторика; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
• Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет-инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности.
Направления взаимодействия с семьями воспитанников:
• Взаимопознание и взаимоинформирование
• Непрерывное образование воспитывающих взрослых
• Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей: дети, воспитателей и родителей – главные участники педагогического процесса.
Основные задачи взаимодействия ДОУ с семьей:
• Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в ДОУ и семье, а также с трудностями возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• Информирование друг друга об актуальных задач воспитания и обучения детей и о возможностях ДОУ и семьи в решении данных задач;
• Создание в ДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников:
Речь ребенка оценивается по четырем уровням развития речи:
1. На 1 уровне речевого развития у ребенка наблюдается полное отсуствие или резкое ограничение словесных средств общения.
2. На 2 уровне речевого развития в речи ребенка присуствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные, но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы.
3. На 3 уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
На 4 уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Разделы адаптированной образовательной программы:
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
Целевой раздел Програмы определяет:
принципы и подходы к формированию программы
планируемые результаты ее освоения в виде целеых ориентиров
Программывключает описание коррекционно-образовательной деятельной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
физической, что обеспечивает адаптацию и интеграцию детей с ТНР в обществе.
Программы описывает систему условий раелизации коррекционно-образовательной деятельности,а именно описание:
психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и условий;
в особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Содержание организационного раздела.
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:
Принципы наглядности, научности, прочности усвоия знаний, воспитывающего обучения.
Программой предусмотрена система мониторинга динамика развития детей, динамики их образовательных достижений,основанная на методе наблюдения и включающая:
Педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
Карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР
Различные шкалы индивидуального развития ребенка с ТНР.
Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ТНР
Своевременное обследование детей
Рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности
Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком
Наличие программного обеспечения и в соответствии с развивающей деятельности
Оснащение процесса небходимым оборудованием и наглядными пособиями
Совместная работа логопеда с воспитателями группы, узкими специалистами и родителями.
Прикреплённые файлы:
«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.
Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.
Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.
Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.
Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».
Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.
Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.