профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики

Презентация по разрешению конфликтных ситуаций в замещающих семьях «Восстановительные технологии в рабюоте с детьми-сиротами»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики. presentation bg. профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики фото. профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики-presentation bg. картинка профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Восстановительные технологии в работе с детьми-сиротами Сергунцова Елена Александровна, социальный педагог МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска

Восстановительные технологии Восстановительные технологии – практические формы гуманитарной деятельности по разрешению конфликтных и криминальных ситуаций. Целью внедрения восстановительных технологий и восстановительного подхода к разрешению конфликтов является работа по профилактике конфликтных ситуаций среди воспитанников, сотрудников детского дома и замещающих родителей, основными направлениями которой: примирение жертвы и правонарушителя (случаи воровства, драки, проявление жестокости, оскорблений); примирение в семье (разрешение конфликтов в детско-родительских отношениях); круг «заботы» (отношение в семье практически разрушены, ситуация представляет угрозу жизни и здоровью ребенка, решается вопрос об изъятии ребенка из семьи). Одним из важных направлений является работа по профилактике конфликтных ситуаций среди воспитанников и сотрудников детского дома.

Цель работы по профилактике конфликтных ситуаций среди воспитанников и сотрудников детского дома. воспитание положительных качеств и укрепление нравственных принципов у молодых людей с тем, чтобы они могли вырасти в здоровых, счастливых членов общества.

Техники и навыки восстановительных процедур Навыки слушания и ведения беседы: Активное слушание; Перефразирование (эхо-техника); Резюмирование; Сообщение и восприятие чувств; Переход от клеймящего к восстанавливающему стыду. Техники организации диалога: Переформулирование негативных высказываний; Проверка понимания сторон; Переход от разговора с ведущим (медиатором) к диалогу сторон; Мозговой штурм; Типы вопросов (открытые, закрытые, разъяснительные, риторические).

Опыт и возможности применения восстановительных технологий в работе с детьми-сиротами социальных педагогов Центра содействия семейному устройству, подготовки и сопровождения замещающих семей МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска и замещающих родителей В Гурьевском районе более 90% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. В МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска в основном остались подростки, которых трудно пристроить в семьи по разным причинам (различные дивиации в поведении, нежелание жить в семье и др.). В связи со сложностями и особенностями воспитания детей-сирот в детском доме, замещающих семьях возникла необходимость в подготовке специалистов Центра содействия семейному устройству, подготовки и сопровождения замещающих семей МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска и замещающих родителей эффективным технологиям разрешения конфликтных ситуаций. Освоение восстановительных технологий позволяет специалистам и родителям замещающих семей использовать их в повседневной работе с детьми-сиротами, а карательный способ разрешения конфликтных ситуаций применять только в исключительных случаях (изъятие из семьи, административное, уголовное наказание).

Проблемы отмечаемые замещающими родителями Дошкольный возраст Младший школьный возраст Ранний подростковый возраст Подростковый возраст Отсутствие знаний, программ по работе с отставанием, запущенностью; Гиперактивность (жалобы воспитателей ДОУ на плохое поведение, агрессивность) Побеги Гиперактивность (жалобы воспитателей ДОУ на плохое поведение, агрессивность) Влечение к противоположному полу Воровство Конфликты в классе Ссоры и драки друг с другом Попрошайничество Неуверенность, скрытость Ранние половые отношения Кражи, побеги Негативное отношение, конкуренция и соперничество братьями, сестрами и кровными детьми сквернословие с приемными родителями и учителями употребление алкоголя, курение Побеги Воровство Гиперактивность Ложь Ссоры

Принципы проведения восстановительных программ Добровольность участия сторон – Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение, в какой бы форме оно не было, недопустимо. Информированность сторон – медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, её процессе и возможных последствиях. Нейтральность ведущего (медиатора). Ведущий должен быть нейтрален к сторонам. Конфиденциальность. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления, об этом ведущий заранее ставит участников в известность. Ответственность. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта.

Решение трудных ситуаций. Из практики. Ситуация 1. В группе детей-дошкольников конфликт: два ребенка не могут поделить игрушку. Способы разрешения ситуации: Компромисс: воспитатель, пользуясь своим авторитетом, устанавливает очередность игры детей с данной игрушкой, предлагая другую игрушку второму ребенку. Сотрудничество: вовлечь детей в совместную игру, добавить другие игрушки, тем самым, переключить внимание детей от причины ссоры и расширить сферу игровой деятельности. Ситуация 2. Отказ девочки делать уборку в комнате. Ситуация 3. Подросток отказывается делать уроки, требует, чтобы его отпустили гулять. Рекомендации к разрешению ситуаций №2-3. Большинство конфликтов с детьми подросткового возраста связано с непониманием необходимости изменить требования к подростку: расширить границы его возможностей, дать больше свободы распоряжаться своим временем, но в то же время возложить ответственность за свои поступки и др. Важно выяснить, что хочет сам подросток, каких изменений в требованиях к нему он ожидает, попытаться найти компромисс между требованиями взрослых и претензиями ребенка, каждой стороне объяснить свои позиции, достичь договоренности об удовлетворении новых потребностей подростка и выполнении им конкретных требований взрослых. Лучше если договоренность оформляется письменно и обе стороны выражают свое согласие. Ситуация 4. Дети постоянно спорят, потому что хотят смотреть разные передачи по телевизору. Способы разрешения ситуации: Заранее по согласованию с детьми определить время для просмотра передач в режиме дня предусмотреть другие интересные занятия (спортивные, интеллектуальные, развлекательные и т.д.) – компромисс.

Ситуация 5. Мальчик 13 лет воспитывается в приемной семье. Дома у него сложились хорошие отношения с замещающими родителями и их сыном, а в школе постоянные конфликты с детьми и учителями, неуспеваемость и нежелание исправляться Способы разрешения ситуации: Для ребенка важно, чтобы его приняли, полюбили в новой семье, где ему тепло и уютно в окружении близких людей. Показывать себя с хорошей стороны в школе мальчик не стремиться, неуспешность в учебе способствует конфликтами с учителями и детьми, неприятностями в новой семье ребенка, что еще более усугубляет негатив мальчика к школе и нежелание исправляться. Поэтому замещающим родителям необходимо убедить ребенка, насколько важным для семьи является его учеба. Члены семьи смогут поддержать и оказать помощь в ликвидации неуспеваемости, радоваться вместе с ребенком даже небольшим его успехам. В вашем желании помочь ребенку необходима тактика сотрудничества, не только с самим ребенком, но и с педагогами школы. Возможно, для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, необходимо будет составить индивидуальные планы занятий со сроками сдачи зачетов и предусмотренной ответственностью «ребенок-родитель-педагог». Так как мальчику 13 лет, то необходимо задумываться над будущей профессией и строить планы на взрослую жизнь. Позитивные планы на будущее обязательно должны быть связаны с успешной учебой. так можно сразу разрешить ситуацию в свою пользу и доказать свое лидерство. Слабой стороне приходится уступать, молчать, «глотать слезы», терпеть несправедливость и поступать аналогично с более слабым ребенком. Одним из приемлемых способов разрешений подобных ситуация является посредничество. Посредником может выступать воспитатель, который был свидетелем данной ситуации. В роли посредника воспитатель будет организовывать взаимодействие между конфликтующими сторонами, способствовать тому, чтобы подростки захотели вступить в диалог с целью разрешения конфликта; помогать им выслушать позиции друг друга, осознать доверие и наметить новые формы взаимоотношений, при необходимости составить договоренность в письменной форме. Рекомендуется организовать обучение детей группы конструктивным способам разрешения конфликтов, проводить занятия-дискуссии типа «драки «за» и «против».

Ситуация 7. Таня пожаловалась Данилу, что её «донимает» Андрей. Данил «заступился» за сестру, избив Андрея. Способы разрешения ситуации: Программа примирения жертвы и обидчика (правонарушителя): в рамках реализации данной программы предполагается организация работы с жертвой (Андреем) и двумя обидчиками (Таня и Данил) при участии в разрешении ситуации ближайшего социального окружения. Программа примирения будет способствовать нормализации разрушенных взаимоотношений, разрешению ситуации самими участниками, даст возможность жертве и обидчику (правонарушителю) обсудить то, что произошло, и найти для создавшейся ситуации решение, составить договоренность о дальнейших взаимоотношения и возмещении ущерба. Участие в программе примирения – добровольное решение как для жертвы, так и для обидчика (правонарушителя). Ведущий (медиатор) сохраняет нейтральную позицию его задача заключается в том, чтобы помогать общению; права принимать решение он не имеет. Участники сами определяют как разрешить создавшуюся ситуацию, имеют возможность задавать вопросы, рассказывать о своих чувствах поп поводу ситуации и её последствий, принимать решение. На примирительной встрече жертва получает возможность: Встретиться со своим обидчиком; Донести до своего обидчика какие чувства испытывает по поводу ситуации и её последствий; Задать вопросы и получить ответы; Разрешить спорные моменты; Получить свое слово в разрешении ситуации и определении последствий.

Жить без конфликтов невозможна, они всегда будут, особенно в детском доме, где живут подростки. Конфликтные ситуации будут возникать и тогда, когда воспитанники выйдут из детского дома и между близкими и совсем незнакомыми людьми. Этот процесс неизбежен, но если уметь правильно выходить из конфликтной ситуации, контролировать свои эмоции и анализировать свои действия, то тогда получаешь новый путь к самосовершенствованию.

Источник

Школьные службы примирения

Антон Коновалов

Восстановительный подход в административном контексте

Повышение эффективности образовательных организаций на основе восстановительного подхода

Из практической работы Городской службы примирения Москвы по запросам образовательных организаций в 2015-2017 годах видна эффективность восстановительного подхода как совместная специально организованная деятельность администрации школы, педагогов, учащихся и их родителей, направленная на взаимное уважение, разделение ответственности и поддержки, чувство справедливости и доверия во взаимоотношениях.

Образовательный процесс реализует администрация, педагогические работники – педагоги и специалисты (последние, как правило, собраны в службу), родители и важно охватить их всех, организовав работу с участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

Многие директора образовательных организаций сталкиваются с апатией, безответственностью, а иногда и противодействием внутри своей педагогической команды. Отметим, что все организации (и школы в том числе) проходят через определенные стадии организационного развития, что требует разного подхода к управлению. Более того, в образовательных комплексах разные команды (подразделения) могут находиться на разных стадиях оргразвития, что вызывает множество противоречий. Восстановительный подход помогает педколлективу лучше осознать происходящее, договориться о сотрудничестве, выстроить совместные цели и распределить ответственность за их достижение.

В практике своей работы со школами мы часто сталкивались с тем, что в сложной ситуации специалисты социально-психологической службы не удерживают профессиональные позиции и границы (а порой и не знают их). Поэтому необходимы: анализ стоящих перед социально-психологической службой задач и границ деятельности, уточнение и обработка запроса руководителя, налаживание внутреннего взаимодействия специалистов службы, использование службой восстановительного подхода в работе, повышение квалификации специалистов по определенным направлениям и так далее.

«Уважительная дисциплина» — это когда вместо требований о выполнении школьных правил, ученики осознают последствия своего поведения для других значимых для них людей, и педагоги не «склеивают» поведение ученика и его личность, а используют восстановительный подход при реагировании на поведение учеников. То есть когда ответственность и поддержка сбалансированы между педагогами и учениками, что способствует чувству справедливости у его участников. Следовательно, программа помогает по-другому взглянуть на взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей – как на индивидуальные последствия действий для разных людей – и выстраивать доверительные отношения в классе, которые способствуют мотивации учащихся, их самоорганизации и уважительной взаимной дисциплине, и профессиональной удовлетворенности педагогов.

Обучение специалистов и педагогов школ проведению восстановительной программы «Круг сообщества» помогает повысить включенность родителей в образовательный процесс, жизнь класса, поддержать своих детей для их успешности в школе. Данная программа способствует профилактике конфликтов в классе и созданию дружественной атмосферы.

Помимо перечисленного, остается деятельность по урегулированию конфликтов между участниками образовательных отношений. В образовательной организации решение конфликта означает как минимум восстановление работоспособности его участников, а максимум – возможность на примере конкретной ситуации сделать шаг в развитии образовательной среды, где конфликт часто является «болевой точкой», указывающей на проблему. Восстановительный подход представляет такой процесс решения конфликтных и напряженных ситуаций, который максимально способствует взаимопониманию, заглаживанию вреда, ответственному поведению, исцелению жертвы и снижению виктимности, осознанию последствий свих действий, помощи близких и уважаемых людей в решении ситуации.

Эффективная программа развития образовательного пространства школы на основе восстановительного подхода должна предусматривать включение всех членов педагогического коллектива, их поэтапное обучение восстановительным практикам, работу в мини-группах, сопровождение, супервизию, обратную связь и так далее.

Восстановительный подход исходит из того, что нет плохих людей, но бывают поступки, которые причиняют боль и вред другим людям, что порождает ответственность по исправлению причиненного вреда и принятию усилий по недопущению повторения подобного в будущем. И легче сделать этот шаг не в состоянии внешнего давления, а в доверительно безопасной ситуации и при поддержке значимых людей.

Восстановительный подход также предполагает иной взгляд на наказание, понимание ценностей и потребностей, стоящих за внешним проявлением поведения, воссоединяющее (не клеймящее) стыжение, активизацию близких значимых людей, умение управлять напряженной коммуникацией, возвращение группе ощущения способности самим решить ситуацию и так далее.

Галерея восстановительных практик включает: восстановительные реакции на поведение, восстановительные вопросы, элементы коучинга, программу примирения, программу по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда, круги сообщества, школьно-семейный совет и другие восстановительные программы.

Школьные службы примирения администраторам как элемент процесса воспитания.

Изменение реагирования администрации школы на конфликты и правонарушения, включение восстановительных принципов в воспитательную систему школы. Использование восстановительного подхода на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, советах профилактики, в методических объединениях и так далее.

Воспитательные функции службы примирения. Коновалов Антон, 2010 Скачать

Учебник ученического самоуправления. Рогаткин Денис Скачать.

Развитие восстановительной культуры школы. Кронин-Лэмп. Скачать.

Финская программа «Воспитание ответственности» часть 1. Скачать.

Финская программа «Воспитание ответственности» часть 2. Скачать.

Некоторые темы семинаров с педагогами и классными руководителями

Источник

Восстановительные технологии как средство профилактической работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций на примере школьной службы примирения

профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики. 1459145255e5cng. профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики фото. профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики-1459145255e5cng. картинка профилактика конфликтного поведения через восстановительные практики. картинка 1459145255e5cng.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

научный руководитель канд. пед. наук

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета

Конфликты между детьми, родителями, учителями в образовательном учреждении по своему характеру очень разнообразны: прогулы учащихся, частые опоздания на уроки, хулиганства, кражи, драки, порча личного имущества, а также ссоры между учениками, конфликты «учитель-ученик», наличие «изгоев» в классе и др. У образовательного учреждения есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, которые не всегда результативны и конструктивны. В школах в профилактике конфликтных ситуаций зачастую используют попустительский или карательный способ реагирования на них. Традиционный способ разрешения конфликтов характеризуется тем, что у провинившегося формируется ответственность перед самой школой, а не перед потерпевшим. Кроме того, разбирательство проступка носит характер клеймения провинившегося и они понимают, что за данным проступком обязательно последует неотвратимость наказания. Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов.

Понятие «восстановительный подход» впервые выступило как альтернатива карательному подходу в условиях образовательного учреждения. Это эффективный способ разрешения конфликтных и криминальных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора. Восстановительные технологии позволяют разрешать конфликтные ситуации путем создания условий для диалога между конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника (ведущего программы).

Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступления состоит в восстановлении способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу.

Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

Ø передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;

Ø акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя;

Ø выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам;

Ø восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Ø Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Ø Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Ø Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Ø Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.

На базе МБОУ лицей г. Арзамаса существует уже два года. В качестве основного метода своей работы школьная служба примирения использует восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Работа школьной службы примирения построена на следующих принципах: добровольность участия в деятельности службы; внимание к потребностям всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, администрации и т. д.); создание авторитета службы; учет групповых процессов в группах обучающихся; наличие подготовки по конфликтологии, медиации участников службы примирения.

Для работы в Службе примирения были приглашены подростки старших классов, с которыми было проведено специальное обучение медиаторами (педагог-психолог, социальный педагог). Данными учащимися, на первом этапе, проведено диагностическое исследование в классах совместно с педагогом-психологом по выявлению конфликтных ситуаций среди учащихся школы, причин их возникновения. Полученные данные были обработаны и проанализированы. По результатам анкетирования, учащиеся школы отметили, что чаще всего возникают конфликтные ситуации со своими друзьями (48%) и одноклассниками (35%). На второй позиции, учащиеся отметили конфликты со знакомыми своих друзей (28%) и конфликты в семьях с родителями и родственниками (29%). На третьей позиции, учащиеся отметили конфликты с педагогическим коллективом (10%).

Результаты диагностических исследований, дали возможность разработать основные направления работы школьной службы примирения с разными категориями: одноклассниками, родителями и педагогами. В связи с этим, в работе службы используются такие методики и программы примирения, как медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.

Для выявления наиболее значимых для детей вопросов взаимодействия с окружающими и выработки правил общения использовался метод «кругов примирения», когда учащихся в классе рассаживались в круг и каждому давали высказаться. При использовании этой методики в детском коллективе необходимо было сначала приучить детей к данной форме работы и к ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему, например: «Что интересного произошло с тобой на прошлой неделе?». В ходе систематической работы с учащимися классов, где были выявлены проблемы, были обсуждены шесть различных тем. Итогами работы в «круге примирения» по конфликтным ситуациям явилось то, что учащиеся смогли прояснить позиции разных конфликтующих сторон, понять причины своих поступков и поступков других людей, признали своей вины и извинения.

Для решения затяжных конфликтов между детьми и их родителями использовалась методика «семейных кругов», на которых решаются следующие задачи:

Ø достижение общего понимания того, что произошло и происходит;

Ø возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;

Ø возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;

Ø осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.

В «семейных кругах» участвовали только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник (медиатор). Посредник, проясняя ситуацию, задал вопросы каждой из сторон: («Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоят поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами?» и т. д.) В конце посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации.

Реализуемые школьной службой программы примирения направлены на преодоление враждебности между сторонами, так и на активное участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.

И, в заключении, необходимо отметить, что опыт работы школьной службы примирения с использованием восстановительных технологий имеет значительные результаты. Явными показателями положительных результатов проделанной работы является то, что дети в целом стали более ответственными и культурными в правовом отношении, менее враждебными и напряженными, стали использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов, демонстрировать неравнодушие к собственному будущему, наличие перспективных планов на него и попытки их реально осуществить.

При разрешении конфликтной ситуации посредством медиации ответственность за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате обучающиеся учатся сами, опираясь на помощь и поддержку взрослых (медиатора и, возможно, присутствующих на встрече людей из их ближайшего окружения), находить конструктивное решение, заглаживать причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные отношения и связи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *