профессор савельев каллиграфия и мозг
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Пиши красиво. Какая связь между каллиграфией и интеллектом
Хотя бы раз в жизни каждый из нас слышал слово «каллиграфия», которое вызывает ассоциации с витиеватыми буквами, пером и тушью. Оно перешло в русский язык из греческого, где было составлено из элементов «каллос» – «красота» и «графо» – «писать». Каллиграфическое письмо действительно очень красиво — одинаковый размер букв, равномерность их наклона и расположения, схожий размер пробелов, общая четкость и разборчивость слов и знаков препинания. Однако красивый почерк – всего лишь приятный бонус к главным достоинствам каллиграфии.
Крупный российский ученый, доктор биологических наук, профессор, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем Сергей Савельев говорит о том, что в результате занятий каллиграфией формируются и развиваются нейронные связи головного мозга, которые не формируются ни при одном ином виде деятельности, даже игре в шахматы.
Особую значимость этого занятия профессор отмечает для детей. Для подрастающего организма очень важна среда, в которой это происходит. Каллиграфия есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей, говорит Савельев.
Заниматься каллиграфией непросто, занятия требуют дисциплинированности, усидчивости, концентрации внимания. Но результат того стоит! Савельев говорит: «У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся, как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные».
Исследования последних лет упорно свидетельствуют о том, что каллиграфия – великолепный инструмент не только развития головного мозга человека, но и излечения от ряда болезней. Доктор психологии, профессор Генри Као утверждает, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, которые выражаются в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении артериального давления и уменьшении мышечного напряжения. Как следствие, регулярные занятия каллиграфией помогают справляться с такими недугами, как гипертония, диабет, неврозы, депрессии и другими. По этим же причинам занятия каллиграфией с уверенностью можно назвать хорошей профилактикой деменции.
Вместе с тем каллиграфия — это еще и вид изобразительного искусства, где имеют значения не только буквы и их начертание, но и все детали – перо, кисти, фактура бумаги. Мы начинаем творить и, погружаясь в процесс, «вытаскиваем» из себя свой творческий потенциал. Особенно это важно для ребенка, который только ищет свой путь.
Может быть, по этой причине каллиграфии учили в советских школах на уроках чистописания, и это был единственный школьный предмет, унаследованный от времен дореволюционной России. В современной отечественной школе каллиграфии не учат, несмотря на необходимость. А вот в Японии, Китае, США и ряде других стран эту идею успешно реализуют в образовательных учреждениях, развивая интеллект подрастающего поколения.
Однако и в нашей стране постепенно начали понимать важность этого дела. И сегодня оно развивается рядом организаций. Например, в Барнауле в Школе этико-эстетического воспитания среди прочих появилось новое направление – каллиграфия. Дети и взрослые уже попробовали себя в искусстве каллиграфии при проведении творческой мастерской, а с 10 мая в школе стартует полный курс каллиграфии из 16 занятий – это оптимальное количество уроков для достижения ощутимых результатов.
Запись на курс уже открыта. И это отличная возможность развить способности своего ребенка.
Каллиграфия и мозг. Лекция Савельев С.В. (НИИ морфологии человека РАМН).
Видео-лекция с кратким тезисным изложением и тайм-кодом.
Образованные люди никому не нужны, а малое количество всегда можно вырастить вдалеке от «цивилизованного мира». Мы идем к отказу от письма и чтения, а информацию будем передавать голосовыми и видео сообщениями.
Моя лекция посвящена тому, что мы теряем, и на чем построена та самая наша способность понимать и писать красивые буквочки.
Структуры мозга. Его цитоархитектоническая карта, история изучения, мозг Ленина.
Мозг человека и те поля и зоны, которые участвуют даже не в написании, но хотя бы в копировании текста. Задействовано огромное количество полей.
Если поля небольшие и мысли формируются медленно, то это очень заметно. Без слова эээ…или ммм…в речи тогда не обходится.
Эти крайне изменчивые поля и зоны могут значительно различаться. В свое время наши отечественные ученые показали, что индивидуальная изменчивость полей и подполей, в т.ч. в лобной доле, может достигать многократных значений. И речь идет совсем не о 10% различий, которые так любят психологи. Даже о 50% не идет. Разница размеров в разы. Т.е. максимум до 40 раз.
Нет в природе человеческих занятий другого такого дела, чтобы было интегрировано осмысленное поведение, некий набор шагов, предполагающих человеческий, а не животный смысл. И в то же время- сочетание сложнейшей моторики с памятью.
Есть такие моллюски, аплизии. На них было абсолютно достоверно показано, что такое развитие в обогащенной или обедненной среде. Т.е. один ребенок тыкает в экран, а другой занимается чистописанием.
Чем хороши аплизии? Нейронов мало, можно все сосчитать поштучно.
Одну аплизию сажают в белый контейнер и кормят на убой. Вторую в контейнер с камнями и корягами, т.е. с обогащенной средой и там она развивается. У последней в результате оказывается в 2,5 раза больше нейронных связей.
Поэтому не просто чтение, которым так балуются на западе. Но и письмо.
Где в мозге был найден центр письма? Афазическая область. Влияние на понимание и произношение. Зоны амузии. Поле словесной слепоты. Особенности мышления на востоке, физиологические различия использования мозга.
Морфо-функциональные нарушения и индивидуальные особенности кортикальных центров письма.
Миф о левополушарном и правополушарном мышлении. Люди с отсутствующими долями мозга. Чем истинный левша отличается от привыкших писать левой рукой детей.
По исследованиям, и для развития, и для восстановления после инсультов, травм, контузий, нужны именно сверхтонкие движения. Именно сверхтонкие движения, вроде движения пером, задействуют огромное количество полей мозга. Влияние на медиальное поле мозга, связывающее рассудочное и лимбическое (инстинктивно-гормональное).
Индивидуальная изменчивость лобной и затылочной областей мозга. Мозг Маяковского.
Сохранение сосудистой системы мозга в зрелом возрасте. Сравнение препарата сосудистой сети мозга извозчика и профессора математики.
Методы компенсации неизбежных интеллектуальных потерь при отсутствии обучения письменной речи и основам каллиграфии. Эксперимент в университете Вандербильта, опыты в Вашингтонском университете.
Полезно ли правше учиться писать левой рукой? (42.00)
/ответ в т.ч. о вреде излишне раннего обучения детей/
Какие последствия будут для человека, если истинный правша не был переучен в детстве с леворукого письма на нормальное? (47.30)
/ответ в т.ч. о медленном рассогласовании поведения псевдолевшей (49.00)/
Какой самый лучший способ замотивировать свой мозг на деятельность?(51.80)
/ответ в т.ч. о предпочитаемом роде деятельности/
Кто еще из ваших коллег занимается подобными исследованиями, кого посоветуете почитать?(55.00)
Почему я стал себя плохо чувствовать, развивая левую сторону по методикам Оливера Сакса? (56.50)
/ответ в т.ч. об «отбитии» критерия безошибочных поступков/
Можно ли сравнить каллиграфию с музыкой? Есть ли польза в одновременном письмо правой и левой рукой? (01.04.00)
/о вреде стимуляторов и пользе спермотоксикоза – шутник, ёклмн/
Стоит ли родителям вмешиваться в обучение детей или ребенок создан для инстинктивного познания? Процент соотношения учебы к отдыху.(01.11.00)
/ответ в т.ч. о закреплении набора социальных инстинктов. О социальной возрастной психологии, применявшейся в педагогических программах СССР. О неприменимости к нашим детям западного учебного варианта в связи с колоссальными этническими различиями/
Что бы вы посоветовали родителям детей начальных классов, когда есть трудности с письмом? (01.15.00)
/научить личным примером (гладь, каллиграфия и пр.) и запретить- опять шутник/
Какую литературу посоветуете почитать? (01.16.00)
01.17.20 Выступает автор советских прописей, учитель начальных классов, последние 15 лет директор школы. Личный опыт.
Во сколько лет стоит ребенку давать ручку, перо? (01.21.00)
Комментарии
Исключительно? У вас размер головы и ее форма зависит исключительно от папы с мамой, так же как и прочих частей тела. Аналогично и мозг ваш будет иметь изначально более развитые способности и таланты. Иногда даже передающиеся от родителей. Связаны ли ваши таланты с изменением размеров отдельных зон мозга, я утверждать не могу. Для этого есть специалисты.
У вас размер головы и ее форма зависит исключительно от папы с мамой
Не правда. На размер головы влияет множество факторов и не все они завясят от генов.
Аналогично и мозг ваш будет иметь изначально более развитые способности и таланты.
Не правда. У мозга нет никаких способностей и талантов. Способности и таланты это характеристики личности а не мозга.
Связаны ли ваши таланты с изменением размеров отдельных зон мозга, я утверждать не могу.
Размер зон мозга определяется в первую очередь деятелностью человека а конкретнее тем как он их загружает. Чем больше человек грузит какую-либо часть мозга тем больше там синапсов, больше кровоснабжения, больше глиалных клеток, большие депонируется питательных веществ.
Великий выдающийся профессер Савельев продолжатель бессмертного дела выдающегося и великого Йозефа Галля. Передовая наука не стоит на месте, чё.
«…но за ним всегда остается честь открытия некоторых новых фактов по анатомии и физиологии мозга»
Ну а что нам еще делать, если вся самая передовая наука давно оккупирована британскими учеными? только изучать наследие замшелых австрийцев
Это да, с британскими учоными конкурировать внеостровному научному бомонду трудно. Иногда в этой неравной борьбе только на австрийцев и надежда, еклмн)))
. профессор замечателен хотя бы тем, что один из немногих вытаскивает на свет так старательно заметаемую под ковер тему неравности людей. вообще неравности. неравности настолько, насколько неравны их сознания, их информационное наполнение и вычислительные способности. и подтверждает эту неравность качественными различиями самого субстрата сознания. вся их загвоздка в том, что они ставят с ног на голову саму основу, признавая тело за субъект, но тело-объект! и это то, на чем держится их мир. ведь если признать обратное-право по рождению станет общепринятым и всем придется предоставлять равный доступ ко всему. но это никак нельзя допустить, потому как сакрализация знания и цеховые сговора-основной источник их энергии. но это то же самое, что в середине автопоезда развернуть один из тягачей и утверждать, что так и должно быть. вырезать кусок из волны с повышающейся частотой, перевернуть и вставить обратно. будем надеяться, что цивилизационное надсознание таки присутствует, а все эти перекройки политических и экономических карт суть мутации его организма. ключевой момент для рядового индивида в том, что он не статичен, а вообще как кипящий бульон. просто эти скорости и временные рамки не осознаются на общественно-бытовом уровне восприятия. но тем не менее процесс не то чтобы корректируем, он создаваем, и поддается как развитию, так и деградации. образ сознания (душа/личность) в зависимости от выбора входящих потоков информации формирует мыслительную составляющую, формирующую субстрат (тело), формирующее события, влияющие на входящие потоки информации и энергии, в свою очередь влияющие на развитие/деградацию самого сознания. своего рода цикл развития. поддатливость субстрата служит подтверждением и регистрируется как на генном уровне, так и морфологическим изменением любых тканей, что так же верно и для событий, создаваемым телом как более грубой формой реализации сознания. эта модель позволяет воспринимать как есть, выявляя всю несвойственность процессов, управлять ими наиболее эффективно. с повышением уровня абстракции проблемы предыдущего уровня пропадают, на уровне сознания проблем тела нет. что профессор и подтверждает своими исследованиями. так думаю.
Профессор савельев каллиграфия и мозг
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
Профессор савельев каллиграфия и мозг
ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ | Книги запись закреплена
#ЛЧ_психологияО влиянии каллиграфии (и чистописания) на развитие детей
Крупный российский ученый, доктор биологических наук, профессор, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем Сергей Савельев говорит о том, что в результате занятий каллиграфией формируются и развиваются нейронные связи головного мозга, которые не формируются ни при одном ином виде деятельности, даже игре в шахматы.
Особую значимость этого занятия профессор отмечает для детей. Для подрастающего организма очень важна среда, в которой это происходит. Каллиграфия есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти.
«У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся, как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные».
Каллиграфия и мозг
В современном мире в европейских странах искусство каллиграфии находит применение у художников и дизайнеров, как на бумаге, так и в виртуальной реальности, но потенциал этого искусства гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Научные эксперименты и исследования показывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг, а развитие чистописания и каллиграфических навыков способствует дифференцировке специализированных центров головного мозга.
Есть данные о том, что занятия этим непростым с точки зрения мозговых процессов делом не только положительно влияют на психологическое состояние, но и помогают в реабилитации после нейрофизиологических травм.
В чем состоит эффект каллиграфии и как усовершенствовать свой мозг с помощью изящного искусства, рассказал ученый, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем, заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Федерального агентства научных организаций Сергей Вячеславович Савельев.
Что каллиграфия делает с мозгом
«Как известно, наш мозг работает всегда, чем бы мы ни занимались. Разница лишь в том, какие его области в этом задействованы и к каким из них осуществляется приток крови в этот момент. Все в мозге происходит за счет установления и разрывания нейронных связей, и в процессе занятий письмом морфогенез этих связей идет быстрее, их становится больше. Между прочим, кровообращение в разных случаях может увеличиваться до двух с половиной раз.
Но у мозга есть важная особенность – он работает только по востребованности. Если вы будете бегать по утрам, то улучшите только кровоток и состояние в двигательных областях, которые управляют вашими конечностями. Вы будете прекрасно координированным человеком, потому что в тех областях нейроны погибать не будут. Зато во всех остальных – будут.
Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.
Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм».
В чем уникальность каллиграфии по сравнению с другими занятиями
«В других занятиях, где задействована мелкая моторика, нет смыслового содержания. Каллиграфия – единственная деятельность, где смысл, выраженный словами, заставляет сорганизовать мозг таким образом, чтобы занять свои когнитивные способности, предсказание результата, пространственное осмысление и физическое воплощение. Таких «игрушек» больше нет.
Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения. Эксперименты показали, что именно при тонких движениях «включается» множество полей, в том числе на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, что мы определяем как осознание, когнитивные способности, и лимбическое – инстинктивно-гормональный центр. Эта зона связи между ними и ее активизация крайне важны. Именно поэтому дети, написав чистенько страницу и не допустив помарок, испытывают такое «райское наслаждение»: в этой задаче предполагается результат, и огромное количество нейронов, задействованное на границе гормонального и рассудочного в мозге, дает им ощущение наслаждения.
В Японии сотрудники некоторых компаний занимаются в обед каллиграфией – для этого приглашается специальный учитель. За счет таких тренировок и увеличения нейронных связей у человека повышается вероятность инсайта, озарения, более эффективного принятия решения. Но для этого нужно заставлять мозг работать, и лучше, если при этом создаются непростые задачи, такие, как каллиграфическое написание».
Почему каллиграфия полезна детям
«У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся – как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные.
Есть такой интересный пример из мира животных: над одной из разновидностей моллюсков проводили эксперимент, показывающий разницу в развитии в обогащенной или обедненной среде. Такая же среда существует и у наших детей, если рассмотреть, например, тех, кто занимается каллиграфическим написанием, и тех, кто предпочитает все время проводить за компьютером.
С каллиграфией та же история – ее можно назвать противодействием «отупению», которое приводит к разрушению личности. Каллиграфия и есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей.
В разных странах эту идею успешно реализуют в школах и университетах. Например, во многих привилегированных школах США есть обязательное занятие чистописанием час в неделю.
В Китае у студентов развивают организацию мозга и дисциплину с помощью письма. На эту тему проводились исследования в американском Университете Вандербильта – сравнивали результаты по разным дисциплинам у двух групп студентов – одних учили каллиграфии, других – нет. В первой группе успеваемость повышалась на внушительные показатели – от 50 до 80 процентов.
Похожие опыты проходили и в Вашингтонском университете с учениками 2–4–6-х классов. Результаты учеников, которых учили излагать свои мысли в тексте, написанном от руки на занятиях по каллиграфии, показывали результаты на порядок выше остальных».
Почему каллиграфией может заниматься не каждый
«Для того чтобы у человека в жизни проявилась хоть какая-то способность, соответствующие зоны мозга должны хотя бы присутствовать и быть развитыми.
Специализированные поля лобной доли коры головного мозга являются основой индивидуальных способностей к письму, а для каллиграфии нужна еще развитая зрительно-моторная координация.
Исследования показали, что индивидуальная изменчивость полей лобной области у разных людей может достигать многократных различий, и речь здесь не идет о 10 и даже не 50 процентах – размеры этих полей могут различаться в разы. Поэтому один может быть каллиграфом, а другой нет – в случае, если эти поля особо маленькие. В каждом школьном классе наверняка найдется ребенок, с которым сколько ни работай, писать он не будет или не может.
Ведь если представить себе процесс каллиграфического написания с точки зрения работы мозга, мы сразу увидим, насколько он сложный. Даже чтобы написать хотя бы одну букву, надо прежде всего знать, как она пишется, представить ее в слове, сцепить с соседними буквами. А написать осмысленный текст из 5 слов – это и вовсе огромная задача, которая подразумевает когнитивное предположение, построение прогноза осмысленного текста, а потом и его виртуозного исполнения. Здесь важно понимать, что у нас в природе и в человеческой жизни нет другого такого дела, чтобы были интегрированы и осмысление, и сложнейшая моторика, и память, и точнейшая координация всех этих систем. Чтобы у ребенка все это заработало, его нужно учить писать, это самый верный способ заставить дифференцироваться нейроны. Ведь все эти сто тысяч связей не берутся с потолка».
Как и в каких количествах правильно заниматься каллиграфией
«Если вы хотите использовать каллиграфию в «лечебных» целях, то сначала, конечно, нужно пройти минимальный курс – 2–3 часа в неделю на протяжении полутора месяцев, например. Просто чтобы вас научили, как это делать. Дальше вы вполне сможете прибегать к этому от случая к случаю, и эффект будет. Особенно это будет полезно тем, кому трудно сосредоточиваться или работать с долговременными проектами.
Более того, занятия каллиграфией особенно полезны в зрелом возрасте. Многим людям в преклонные годы уже сложно вести активный образ жизни, поэтому интеллектуальные упражнения, сопряженные с тонкой моторикой и осмысленным письмом, здесь особенно актуальны. Отличный способ сохранить свой мозг и избежать деменции».
Приложения для смартфонов
Даже для тех, кто все-таки не может оторвать себя от электронных устройств, есть способ приобщиться к чистописанию. Приложение для смартфонов Calligraphy позволяет выбрать ширину кисти или даже перьевую ручку для нанесения каллиграфических надписей и рисунков. Работать, конечно, придется упрощенно – пальцем или стилосом.
Программа «Каллиграфия «Учитесь писать» представляет собой электронные пунктирные прописи для детей на английском языке. Можно учиться писать буквы из алфавита, следуя за пунктирной линией, соотнося получившиеся слова с картинками объектов.
«Спиральный корректор» – приложение для людей, которые хотят улучшить свой почерк и развить мелкую моторику, по крайней мере, так утверждают создатели. Индикатор в программе фиксирует вашу точность рисования, а настройки позволяют регулировать толщину и каллиграфический эффект пера.