проектно технологическая практика педагогическое образование отчет
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ учебная технологическая (проектно-технологическая)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
учебная технологическая (проектно-технологическая)
на кафедре педагогики ГОУ ВПО «ДонНУ»
Работу выполнил магистрант:
формы обучения: заочная
«___» ______2020г. ______
дата, подпись студента
Срок прохождения практики:
«___» ______2020г. ______
2.1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая в ДОННУ по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Магистерская программа: Управление учебнымзаведением)……………………………………. 7
2.2. Учебный план подготовки магистра Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Магистерская программа: Управление учебным заведением) ……………………………………………………………9
2.3. Рабочая программа «Управление качеством образования»……………………………………………………………………10
Подготовка будущего магистра осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы в магистратуре университета, и важное место в этом занимает педагогическая практика. Она способствует воспитанию профессиональных интересов магистрантов, формированию личности будущего магистра, помогает получить первый опыт самостоятельной преподавательской работы, проверить на деле свои знания и способности, укрепить интерес к будущей профессии.
Педагогическая практика имеет целью создание условий, позволяющих магистрантам приобрести практические навыки самостоятельной педагогической деятельности, овладеть основами педагогического мастерства.
Требования к профессиональной подготовленности студента определяют следующие задачи практики:
— практическое ознакомление студентов с авторской методикой преподавания конкретного курса, обязательно входящего в базисный учебный план вуза;
— изучение учебно-методической литературы, лабораторного и программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
— разработка дополнительных методических и тестовых материалов для студентов в помощь преподавателю при ведении лекционных и семинарских занятий по курсу;
— получение представления о современных образовательных информационных технологиях;
— формирование и решение задач, возникающих в ходе педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
Кафедра педагогики (до октября 2003 г. – кафедра педагогики и психологии) была создана в Донецком государственном педагогическом институте в 1937 году. Кафедра педагогики стала в Донецком регионе «кузницей» по подготовке высококвалифицированных специалистов-педагогов.
С 16 августа 2019 г. создана новая структура при ДонНУ – Институт педагогики, куда вошли кафедра педагогики, кафедра дошкольного и начального образования, кафедра специального дефектологического образования и музыкального педагогического образования.
ГОУ ВПО ДОННУ располагает обширной современной материально-технической базой для обеспечения качественного и непрерывного образовательного процесса.
Развитая информационно-технологическая инфраструктура вуза позволяет проводить все виды дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся.
В ГОУ ВПО «ДОННУ» создана и успешно эксплуатируется мощная телекоммуникационная инфраструктура.
Для организации и ведения учебного процесса ГОУ ВПО «ДОННУ» располагает электронно-образовательные ресурсами; электронно-образовательной средой; обучающими компьютерными программами по отдельным предметам и темам, профессиональными пакетами программ по направлениям подготовки, компьютерными программами для проведения научных исследований, программами компьютерного тестирования, электронными справочными пособиями, энциклопедиями, учебными и методическими пособиями.
Компьютерные классы оборудованы компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, что позволяет проводить занятия с применением современных образовательных и информационных технологий.
Основной задачей информационно-технического обеспечения образовательной деятельности ГОУ ВПО «ДОННУ» является повышение эффективности образовательного процесса на основе выработки и проведения научно обоснованной технической политики по внедрению информационно-телекоммуникационных технологий в учебную, воспитательную, научно-исследовательскую и административно-хозяйственную деятельность Университета.
ГОУ ВПО «ДОННУ» располагает обширной современной материально-технической базой для обеспечения качественного и непрерывного образовательного процесса.
Развитая информационно-технологическая инфраструктура вуза позволяет проводить все виды дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся.
В университете создана и успешно эксплуатируется мощная телекоммуникационная инфраструктура.
Средствами обучения и воспитания выступают:
· коммуникативные средства (информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронная библиотека, официальный сайт университета, социальные сети, обучающие семинары для студенческого актива и т.д.);
· социокультурная среда университета, обеспечивающая организацию воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников;
· коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания (учебная группа, научные студенческие общества, различные формы студенческого самоуправления, спортивные и творческие коллективы, объединения по интересам и др.);
· окружающая среда (учебные корпуса и др.).
Средства обучения и воспитания, которыми обладает университет, дают возможность качественно организовать учебный процесс по образовательным программам высшего образования для всех обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и включить их во внеучебную деятельностью.
Отчет о педпрактике по технологии в МОУ СОШ №8 г. Егорьевска
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
г. Егорьевска Московской области
Выполнила: Пугачева Екатерина Викторовна, слушатель – практикант курсов профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
МП /______________/ /________________________________/
1.1. Общие сведения о школе;
1.2. Обзор школьной документации;
1.3. Содержание деятельности учителя технологии;
1.4. Анализ учебно-материальной базы кабинета;
1.5. Анализ выполненной работы, рекомендации и выводы.
Развел II. Урочная деятельность по предмету.
2.1. Анализ учебной документации учителя технологии;
2.2. План-конспект урока учителя технологии;
2.3. Психолого-педагогический анализ одного из
фрагментов урока учителя.
Раздел III. Внеурочная деятельность.
3.1. Тематический план внеурочной воспитательной
деятельности с классом;
3.2. Анализ проведения своего учебно-воспитательного
Раздел IV. Совершенствование психологической подготовки.
4. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Я – Пугачева Екатерина Викторовна, слушатель – практикант курсов профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации», проходила практику в МОУ СОШ № 8.
Режим занятий обучающихся в школе:
— неделя пятидневная для учащихся 1-11 классов;
— продолжительность урока (академический час) во 2-11 классах не превышает 45 минут;
— начало занятий – 8 часов 30 минут;
— учебная нагрузка определяется в соответствии с базисным учебным планом и СанПиН;
— все виды занятий проводятся по расписанию, утвержденному директором Учреждения;
Режим занятий обучающихся определяется распоряжением директора школы. В основе всей деятельности школы лежит план, который составляется на каждую четверть и включает в себя всю суть работы внутри школьного руководства.
Коллектив школы очень дружный, сплоченный.
1.2. Обзор школьной документации
Школьными документами являются: устав, школьный план, штатное расписание, трудовые договоры и т.д.
Лицензия даёт право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, при соблюдении зафиксированных контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.
Школьный устав разработан в соответствии с Гражданским и Трудовым кодексами Российской Федерации. Федеральным законом РФ от 12.01.1996 г «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 10.07.1992«Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03. 2001). Устав регулирует деятельность Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов ».
Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий. Учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Основными целями учреждения являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. Адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребностей обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
В соответствии с установленным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы.
Программа начального образования – 4 года;
Программа основного общего образования – 5 лет;
Программа среднего (полного) общего образования – 2 года.
Школа имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца – аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Формами самоуправления Учреждения являются:
— Общее собрание (Конференция) работников Школы;
— Педагогический совет (Педсовет);
— Совет Школы;
— Родительский комитет.
Непосредственное руководство деятельностью Учреждения осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, который назначается Учредителем.
1.3. Содержание деятельности учителя технологии
гигиена девушек, косметика;
материаловедение, машиноведение, работа на швейной машине;
7. технология обработки изделий.
Анастасия Николаевна выбрала эту программу, т.к. она полностью удовлетворяет предъявляемым ею требованиям.
Севрюкова Анастасия Николаевна замечательный человек. Она доброжелательно относится к детям, умеет их увлечь. Нужно много сил, чтобы интересно организовать уроки. У детей возникает познавательный интерес к труду, желание овладеть каким-либо видом туда. Учителю необходимо не только организовать учебно-познавательную деятельность, но и развивать личностные качества учеников. Анастасия Николаевна помогает детям развивать внимание, мышление и память, учит овладению трудовыми навыками, которые пригодятся в дальнейшем.
1.4. Анализ учебно-материальной базы кабинета
швейные машины (13 шт.)
гладильная доска с утюгом
газовая плита (2 шт.)
раковина, чистящие средства
стенд по технике безопасности при работе с утюгом, шв. машиной
учебный материал (учебники, пособия), работы учеников
конструктивная схема шв. машины
стенд – детали кроя платья
выставка работ учеников
стенд по технике безопасности при работе с иглой, ножницами
ручные шв. Машины (7 шт.)
Кабинет обслуживающего труда представляет собой комбинированную мастерскую. В кабинете находятся одновременно оборудование для проведения уроков кулинарии и для материаловедения, машиноведения. Это не очень удобно. Но у школы нет средств и места для оборудования отдельной мастерской. Это ничего, что мало места; Анастасия Николаевна сумела рационально организовать пространство. В классе 7 парт, стоящих в ряд, чтобы учитель мог одновременно видеть всех учеников. Учительский стол по середине, за которым находится шкаф с учебной литературой, пособиями, раздаточными материалами. Инструкции по технике безопасности представлены на стендах, расположенных на стенах кабинета. Это инструктаж по Т.Б. при работе с иглой, ножницами, швейной машиной, при влажно-тепловой обработке изделий. На стендах представлены также элементы учебной программы: чертежи деталей кроя платья, конструктивная схема швейной машины, стенд «Шьём на уроке» с программными изделиями: платье (6 класс), юбка (7 класс), фартук и косок (5 класс). Стены помещения также украшены работами учащихся и самого учителя. Здесь представлены работы, выполненные во внеурочное время (на кружках): вышивка крестом, гладью, тамбурным швом; картины из кожи; вязание крючком; картина, выполненная в технике аппликации; картина в лоскутной технике. В кабинете много шкафов; в них хранится всё необходимое на уроках обслуживающего труда.
1.5. Анализ выполненной работы, рекомендации и выводы.
Учительский состав школы принял меня радушно. В первый день я познакомилась с завучем – Натальей Анатольевной. Она с радостью ответила на все вопросы. Немного рассказала о школе. В этот же день меня представили учителю технологии Севрюковой Анастасии Николаевне. Ознакомившись с мастерской, я увидела, что она комплексная. Это не очень удобно: раковины и плиты находятся на разных концах кабинета. Да к тому же мастерская не совсем оборудована для проведения уроков кулинарии. В помещении нет вытяжки, без которой невозможно обойтись при приготовлении. Зато кабинет, на мой взгляд, отлично оборудован для проведения уроков по работе на швейных машинах (их в классе 13). Каждое рабочее место отделено и девочки не мешают друг другу.
В школе действует кабинетная система, поэтому каждый класс оснащен всем необходимым в соответствии с конкретным предметом плакатами, стендами. Ученики могут использовать их как вспомогательный материал при ответах на уроке.
Анастасия Николаевна является классным руководителем класса, за которым меня закрепили. она немного рассказала о классе. Ученики нормально отнеслись к моему присутствию. В целом класс неплохой. Замечательные ребята.
Замечательная школа. Особенно хочется отметить доброжелательность учителей.
2.1. Анализ учебной документации учителя технологии.
При подготовке и проведении урока технологии Севрюкова Анастасия Николаевна пользуется следующей литературой:
Оценка качества подготовки выпускников основной шк. по технологии / Авт. – сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.
Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд: Учеб. Пособие для учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
Трудовое обучение и домоводство. Учебное пособие для ср. шк. / Авт. – сост. А.П. Тарасова. – С-Пб.:«Мим», 1998.
Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: Граф-Пресс; Ставрополь: Сервис школа. 2001. – 304 с.
Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, обработка ткани: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.
Технология. Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной шк. / В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырев и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 288 с.
Технология. Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной шк. / В.Д. Симоненко, О.В. Табарчук и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 240 с.
Анастасия Николаевна использует данную литературу т.к. она полностью удовлетворяет требованиям программы.
2.2. Стенограмма урока технологии.
Тема программы : Конструирование и моделирование изделий.
Тема урока : Моделирование поясного изделия.
воспитательная – продолжать воспитание трудолюбия, аккуратности и дисциплинированности.
Звенит звонок. Дети заходят в класс.
Учитель: Заходим, готовимся к уроку. Успокаиваемся. Здравствуйте, девочки.
Учитель: Садитесь. Записываем тему нашего сегодняшнего урока: «Моделирование поясного изделия.». Девочки, а эта тема для нас новая?
Ученики: Нет. Не новая, уже проходили.
Учитель: Да. Она для нас не новая. А что ещё мы с вами моделировали?
Учитель: Правильно. А что именно мы там моделировали?
Учитель: Хорошо. А вот какие виды юбок вы знаете?
Ученики: Клёш, годе, со складками.
Учитель: Да, всё верно. А из скольких частей состоит юбка?
Ученики: Из двух: заднего и переднего полотнища.
Учитель: Это верно, но вы что-то забыли…А как же пояс?
Учитель: Итак, девочки, посмотрите сюда. У меня в руках шаблон юбки. Я взяла и расклешила эту юбку. А по какому шву?
Ученики: По боковому шву.
Учитель: Да. Ты совершенно права, Маша. А вот эта модель. Что вы видите здесь? У меня в руках целая юбка или её часть?
Учитель: Это только одна деталь. Здесь как раз две вытачки, а вот эта линия по середине – шлиц. Наш сегодняшний урок посвящен моделированию. А что же такое моделирование, Аня?
Ученики: Моделирование – это внесение изменений в деталь.
Учитель: Совершенно верно. Итак, исходя из темы и из определения, которое нам сказала Катя, можно сделать вывод. Наша задача состоит в том, чтобы освоить изменения в модели юбки. Открываем учебники. лежащие у вас на столах, на 169 странице… Видите здесь модели юбок: с расширением по линии бока, с бантовой и встречной складками, с расширением низа за счет полного закрытия. Девочки, а что такое вообще складка?
Учитель: Складка – это излишек ткани. Складки вообще могут быть разных видов. Вам на уроке предстоит сделать модели с бантовой и встречной складками, с расширением низа за счет полного закрытия. А теперь, девочки, подойдите пожалуйста ко мне. Я покажу что вам надо сделать. Возьмём шаблон и обведем его. Вырежем вытачку, по линии бока, по линии низа. Теперь разрезаем заготовку, не доходя до вытачки один миллиметр. Раздвигаем вот так и вытачки сходятся на встык, склеиваем их. На разные складки закладывается разное количество ткани. На бантовую и встречную от 6 до 12 см., на одностороннюю до 8см. Теперь юбка со встречной складкой. Обводим, оставляя место на складку, вырезаем. Теперь отмеренную часть загибаем к середине. Вот так, и получается складка. Понятно?
Ученики: Нет. Мне не понятно.
Учитель: Ну вот смотри, Аня, вот так. Понятно.
Учитель: Теперь с бантовой складкой. Так же вырезаем, оставляя место на складку. Сделаем засечки. Делаем две закладки навстречу. Теперь вы сделаете это самостоятельно, а в конце урока я поставлю оценки. Садимся, выполняем. Не забудьте о технике безопасности при работе с ножницами. Посмотрите их ещё раз. Правила изложены на стенде на стене.
Девочки выполняют работу.
Учитель: А кто сегодня дежурный в классе?
Учитель: Девочки, не забудьте навести порядок в классе. Потише пожалуйста.
Учитель: Да, конечно подходите. У кого есть вопросы я помогу.
Ученики: А юбки подписывать надо?
Учитель: Конечно надо, что за вопрос. Девочки, не поднимайте ножницы высоко, помните о технике безопасности. Ну вот. До конца урока осталось пять минут. Закончим работу на следующем уроке. А сейчас запишите что необходимо принести на следующее занятие: сатин, ситец. При ширине 90 см. длина отреза будет 70-80 см. Не забудьте иглы, булавки, мел если ткань темная.
Учитель: До свидания, девочки. Дежурные остаются убираться.
Ученики: До свидания, Анастасия Николаевна.
2.3. Психолого-педагогический анализ одного из фрагментов урока учителя.
Посетив, один из уроков технологии в 7 «а» классе я решила проанализировать теоретическую часть данного занятия. Этот этап предусматривает усвоение новых знаний. На мой взгляд, это самая важная и интересная часть урока. На этом этапе учитель формирует базу знаний, которые будут необходимы при выполнении практической части.
Характерной особенностью данной части урока является диалог. Объявив тему – «Моделирование поясного изделия», Анастасия Николаевна задаёт вопрос: «А эта тема для нас новая? Где-то мы уже изучали?». Тем самым учитель приводит в действие память детей. Девочки вспоминают, что ранее они моделировали фартук и сорочку. Спрашивая у учеников, какие виды юбок они знают, Анастасия Николаевна проверяет их познания в мире моды. Затем учитель спросил у девочек, из скольких частей состоит юбка. И показав несколько разных моделей юбок, Анастасия Николаевна попросила подумать, какими способами они получены. Этими вопросами учитель подвел детей к определению «Моделирование». Исходя из темы занятия и определения моделирования, педагог формулирует задачи урока – освоить изменения в модели юбки. Затем Анастасия Николаевна переходит к объяснению нового материала, просит открыть учебники. И тут девочки сталкиваются с новым определением «Складка». Учитель говорит им это определение, т.к. без него дети не полностью поймут материал. Анастасия Николаевна приступает к наглядному объяснению, попросив девочек подойти к демонстрационному столу. Учитель чётко объясняла, показывала выполнение той или иной складки. Одной ученице было не понятно, как закладывать встречную складку. Анастасия Николаевна объяснила ещё раз.
Анастасия Николаевна чётко объяснила новый материал, не упустив ничего важного. Девочки всё поняли и приступили к практической части.
Раздел III. Внеурочная деятельность.
3.1. Тематический план внеурочной воспитательной
деятельности с классом;
Воспитание гражданского отношения к себе
Воспитание гражданского отношения к семье
Формирование гражданского отношения к школе
Формирование гражданского отношения к культуре
Формирование гражданского отношения к планете
Тема воспитательного мероприятия
Формирование у учащихся преставлений о самосознании, самовоспитании, научить планированию деятельности, анализировать свои поступки
Формирование у учащихся правильного понимания семьи, научиться взаимопониманию со взрослыми
Сохранение и развитие школьных традиций, привитие нравственных законов жизни коллектива
Формирование эстетических вкусов и идеалов
своего города, страны.
Формирование представлений о мире в его целостном восприятие,о гармонии и единстве мира, о роли личности в развитии общества, о назначении человека.
1.Кл. час «Я и коллектив»
2. Диагностика «Социометрия»
3. Урок нравственности «Бескорыстная дружба»
2. Работа с родительским комитетом
3. КДП «День именинника»
1. Организация дежурства
звеньев «Заповеди класса»
3. Подготовка к КТД «день именинника»
«Щедрая осень» 2. Экскурсия в
3.2. Анализ проведения своего учебно-воспитательного
Тема раздела: «Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов»
Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.
Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку», сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;
Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.
Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.
Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.
Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, в малых группах
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.
Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности
Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; эскизы орнаментов вышивки народного костюма, выполненные учащимися; раздаточный материал: «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, иглы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.
Инициация. Организационная часть урока «Ниточка цветонастроения». Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета-. Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:
создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;
создание ситуации успеха на уроке;
У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот, у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.
Дать название группе (ниточка, травушка,)
Вхождение или погружение в тему. Сообщение темы и целей урока. У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового
«Сундучок с сокровищами».
– Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)
Задание: решить примеры.
1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)
2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)
3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)
4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)
Проверить выполнение задания каждой командой-участницей, цветной стикер (сами выбирают цвет.)
Зная, какие предметы лежат в сундучке, попробуйте назвать тему урока. (Простейшие виды швов)
III. Формирование ожиданий учащихся (растение ожиданий)
На каждом столе стоит дерево, 8 ниток по 4 белого и чёрного цвета.
Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос: интересно вам будет, получится ли то, что запланировано на уроке, а может наоборот, будет неинтересно, потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой. Часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем, что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым пасуем и в результате к финишу приходит другой. Подумайте какая мысль у вас возникла, когда вы увидели тему и возьмите ниточку чёрную или белую, привяжите её к дереву.
IV. Интерактивная лекция. Мотивация учащихся. («Русская краса») У вас ребята в руках ниточка, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты, настоящие письмена от наших предков.
Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ учащихся
Вышитые орнаменты на Руси использовали для украшения одежды.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.
Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Какие орнаменты вам знакомы? (обращает внимание на эскизы )
Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д.
Русский народный костюм в произведениях известных художников достаточно распространён.
Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке, мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары. Сегодня вы сами создадите неповторимые авторские работы.
Разминка. «Путаница» Текущий инструктаж.
Отработка правил техники безопасности в игровой форме
Но качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты.
В качестве разминки, вы вспомните правила безопасной работы с сокровищами из сундучка.
На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами. Командам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова. Встать по порядку расставленных слов и показать без слов распутанное правило.
1. ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой кольцами к всегда лежать
2. игольнице иголки хранить и в булавки
кольцами ножницы сомкнув вперед, их лезвия передавай.
вкалывать во работы не время и булавки в иголки одежду.
Приклеить стикеры на доске каждой команде.
Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ
Практическая часть. «Дело мастера боится»
А сейчас, как говорится «дело мастера боится», мы с вами выполнив всего один ручной шов «вперед иголку», создадим авторский орнамент, который вы представите на общее обозрение.
Актуализация прошлых знаний
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
1.Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах: ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки). Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.
Необходимо создать единый орнамент, сделав всего 10 стежков швом «вперёд иголка», каждый выбирает нить своего цвета.
Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм.
Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. Стежки располагают в направлении справа налево.
На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Вы будете вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).
2.Практическая работа (инструкционная карта на столе каждой группы)
Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.
Каждая группа презентует свои работы и комментирует орнамент, который хотели вышить.
Из отдельных стежков ручным швом «вперед иголку» получился индивидуальный народный орнамент. Дети объясняют значение орнамента.
Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.
Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да, то поменяйте ниточку на дереве
Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.
Всем спасибо! Удачи! Длинной вам ниточки во всех ваших делах…
2. Прокладочный шов – разновидность сметочного. Его удобно использовать для пометок во время примерки, отметки середины изделия и т. п. Выполняется на одном слое ткани. Длинна стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.
4. Переводной шов – разновидность сметочного, применяется для сметывания деталей с фигурными срезами и для подгонки рисунка.
Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывают и скрепляют булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани на нижней детали у сгиба верхней, на нее набирают 2-3 нити на сгибе верхней детали.
Расстояние между уколами 0,2-0,5 см. Детали вторично сметывают с изнаночной стороны по стежкам и прострачивают.
6. Стачной шов – напоминает машинную строчку.
Применяется для постоянного соединения деталей в тех местах, где машинная строчка невозможна, или в тех случаях когда требуется получить шов повышенной растяжимости.
Промежутка между стежками нет. Шьют сверху вниз. Расстояние между входом и выходом иглы 0,1-0,7 см. Укол делают в место выхода предыдущего стежка. Требует достаточно опытной руки.
8. Обметочный шов служит для предотвращения осыпания на краях ткани.
Существует несколько видов обметочного шва:
— Косой, делается через край. Снизу- вверх строчку прокладывают справа налево. На 1 см – 2-3 стежка.
— Крестообразный, похож на косой. Как и в косом, иглу вводят сверху вниз, но только по двум направлениям. Нить при этом не открывают и изделие не поворачивают.
— Петельный. Им обрабатывают срезы в сыпучих тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо.
Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.
9. Подшивочный шов применяется для подшива края детали изделия.
Для того что бы использовать этот шов, необходимо подготовить срез изделия. Сначала подгибают весь припуск на подгиб, и приметывают на расстоянии 0,5-1 см от сгиба сметочным швом. Потом уже подшитый срез еще раз подгибают на 0,5-1 см и приметывают на расстоянии 0,2-0,3 см от второго сгиба. Срез приутюживают.
— Фигурный или крестообразный. Применяется при использовании плотных несыпучих тканей (пике, коверкод, шотландка, репс, твид, бязь и других). Может использоваться и как отделочный шов.
При шитье иголку ведут слева направо и снизу вверх. Срез оставляют открытым, ткань подгибают только на припуск. Первый укол делают в основную ткань около среза, 2-3 нити набирают на иглу так, чтобы не проколоть лицевую сторону! Второй укол за припуск на подгиб. На 1 см ткани достаточно 2-3 стежка, длинна стежка 04-07 см.
10. Кроме тех швов, которые служат утилитарным целям: закрепляют, наметывают и т.д., есть еще швы, которые помогают сделать готовую вещь более привлекательной – отделочные швы.
отделочные швы.
Самые распространенные из них петельный, тамбурный, елочка, крестик, козлик-крестик, мережка, “монашка” (треугольник).
Технология выполнения швов
Вышивкой можно украсить ваше швейное проектное изделие или, используя технику вышивания, изготовить совершенно новую вещь, например, вышитые салфетки, прихватки для посуды или подставки под горячее.
Давайте вспомним вышивальные швы, с которыми вы познакомились в младших классах.
Шов «назад иглу» (рис. 58). Направление вышивки — справа налево. Последовательность выполнения шва:
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1.
Введите иглу в ткань в точке 2.
Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3.
Выполните весь узор.
Выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.
Рис. 58. Шов «назад иглу»
Стебельчатый шов (рис. 59). Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:
Выведите нить на лицевую сторону в точке У.
Введите иглу в ткань на длину стежка в точке 2.
Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3. Нить при этом направьте вниз (или вверх) и прижмите к ткани большим пальцем левой руки.
Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва — всегда внизу или всегда вверху. Менять положение нити во время работы нельзя.
Когда вышивка будет выполнена, выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.
Рис. 59. Стебельчатый шов
Петельным швом (рис. 60) можно вышивать по кругу. Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:
Нарисуйте на ткани две горизонтальные линии. Расстояние между линиями — около 5 мм.
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
Уложите ее справа и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу на верхней линии в точке 2 и на нижней линии выведите иглу на лицевую сторону в точке 3. Вытяните нить, как показано на рисунке. Рабочая нить должна быть под иглой.
Выполните условие пункта 4 технологии выполнения стебельчатого шва. Расстояние между стежками должно быть одинаковым.
Рис. 60. Петельный шов
Нарисуйте на ткани вертикальную линию.
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
Уложите нить слева от линии и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. С изнаночной стороны сделайте стежок вниз и выведите иглу на лицевую сторону в точке 3* Вытяните нить, не затягивая ее туго, — получится петелька. Рабочая нить должна быть под иглой.
Если повторять пункты 2-3, получится цепочка из петель, или тамбурный шов. Как и в петельном шве, стежки могут быть одинаковой длины. Если менять их длину и расстояние между точками 1 и 2, получатся декоративные строчки.
Рис. 61. Тамбурный шов
Петля «вприкреп» (рис. 62). Направление вышивки — по кругу. Последовательность выполнения:
Нарисуйте на ткани небольшую окружность.
Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 (близко к центру).
Уложите нить слева и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. Сделайте стежок по изнаночной стороне и выведите иглу на окружности в точке 3. Затяните петельку так же, как в тамбурном шве.
Вколите иглу в точку 4 и выведите ее снова в точке 2 — получится прикрепка.
Повторите действия пунктов 3-4 технологии выполнения тамбурного шва, выводя иглу на линии окружности и поворачивая работу так, чтобы получились лепестки цветка.
Если петельки начинать каждый раз на новом месте, получатся отдельные листочки.
Цель урока: создать условия для формирования представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре на примере ручной вышивки,
сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.
– образовательная –сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами простых швов, сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;
— развивающая – создать оптимальные условия для развития сенсорных и моторных навыков; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии;
— воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формированию эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения
Тип урока: введение в тему, используя технологию модерации
Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, коллективная, в малых группах (3-4 человека)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.
Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности в игровой форме, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности,
.Урок с применением технологии «модерации» делится на этапы:
Вхождение или погружение в тему
Формирование ожидаемых опасений.
Отработка материалов лекции
Считаю, что эта технология соответствует этой теме, так как урок направлен на формирование УУД. Данный урок вводный в тему, поэтому не предполагает оценивание учащихся, только фиксирование пройденного этапа с помощью цветных стикеров. Результатом урока является отработка навыков и умение работать в группе
К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.
Формирование ожидаемых опасений у учащихся прошло в комфортной психологической обстановке.
Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.
Учащиеся сами вышли на тему и цель урока. Для организации внимания использовалась презентация с показом слайдов, инструкционно-технологические карточки, эскизы, выполненных учащимися, а также с практическим показом приемов работы по выполнению простейших ручных швов. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению орнамента в технике простейших ручных швов «вперед иголку» и «шнурок», в заключительной части урока был подведен итог занятия презентацией выполненных орнаментов в группах.
Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.
Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме. Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.
Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально, в основном занятие проведено по намеченному плану. Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать.
4. Психолого – педагогическая характеристика класса.
Во внеурочное время ребята посещают различные кружки: плавание, баскетбол, секция карате, художественная школа. Также ученики посещают дополнительные занятия по математике и русскому языку. В классе часто бывают огоньки. Инициаторами и организаторами являются сами ученики. Девочки придумывают конкурсы и очень весело проводят их. Ученики покупают торт и устраивают чаепитие. Затем танцы. В общем дети весело проводят время. У них остаётся столько положительных эмоций.
Ученики хорошо общаются друг с другом. Несмотря на результаты социометрии они все помогают друг другу. Не обижают одноклассников и не дают в обиду другим.