продуктивное обучение это в педагогике

Продуктивное обучение это в педагогике

В 1972 году американские педагоги О. Домброу, Ф. Ку­ри и Р. Сафран предложили альтернативную организацию «Школа без стен», которая получила распространение в го­родах США под названием «Школа как город», а затем как «технология продуктивного образования», «технология обучения на практике».

«Школа без стен» объединила молодых людей 16-18 лет, разочаровавшихся в обычной школьной жизни, она пре­доставляла им возможность обучаться на различных рабочих местах, в «ситуациях реальной жизни».

К каждому учащемуся прикреплялся учитель-тьютор, который помогал ему выбрать подходящее место стажиро­вок, следил за успехами, организовывал групповое обсужде­ние результатов, помогал в выборе академических занятий (уже в стенах школы), активно влиял на выбор дальнейшего пути после окончания школы. Зачинателями движения про­дуктивных школ в Европе стали немецкие специалисты Й. Шнайдер и И. Бём.

Термин «продуктивность» в словосочетании «продук­тивное обучение» имеет три значения, отражающие три важнейшие стороны этой технологии.

Первое представляет некоторое качество созидатель­ной, производительной, «хозяйственной» или общественной деятельности человека, результатом которой является про­дукт — материальный, интеллектуальный, духовный.

Во втором значении термин «продуктивность» уже дав­но используется психологией в сочетаниях «продуктив­ность мышления», «продуктивность интеллекта» и отража­ет качество эффективности интеллектуальной деятельно­сти личности.

Третье значение продуктивности заключается в ре­зультатах деятельности образовательной системы, вы­дающей социальный продукт в виде судеб людей и сооб­ществ.

Продуктивное образование это личностно-ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая полу­чение учащимися (участниками) образования на основе об­разовательных маршрутов, представляющих собой последо­вательность учебных и производственных модулей, самосто­ятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, осуществ­ление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склоннос­тей и особенностей своего развития.

Продуктивное образование — это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) со­циальных ситуациях, процесс совместной плодотворной де­ятельности ученика и наставника на практике, выступаю­щих в отношениях со=трудничества и со=творчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения уче­ником образования в условиях производительной деятель­ности.

Главной особенностью продуктивного обучения является ориентация образовательного процесса на самостоятельную творческую деятельность детей.

Классификационные параметры

Уровень и характер применения: общепедагогичес­кий.

Философская основа: антропософия + неопрагматизм.

Методологический подход: стратегический, личностно-ориентированный, деятельностный, синергетический.

Ведущие факторы развития: социогенные + психо­генные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП + ЗУН + СУД + СУМ.

Характер содержания: воспитательный + обучаю­щий, светский, общеобразовательный + профессиональ­ный.

Вид социально-педагогической деятельности: управ­ления, социализации, реабилитации, коррекции.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + «консультант» + «репетитор».

Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие.

Организационные формы: альтернативная.

Преобладающие средства: практические + наглядные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаи­модействий: личностно-ориентированный.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

Концептуальные положения и идеи

Общесоциальные:

индивиду­альные способности человека и к независимому принятию
решения, совершению действий, и к умению сотрудничать и общаться, что позволит ученикам активно и ответственно участвовать в социальной, культурной, экономической и профессиональной сферах.

Педагогические:

♦ Интегративный подход в продуктивном обучении со­единяет в единый процесс все аспекты обучения: личност­ный, деятельностный, общественный, культурный, профес­сиональный.

♦ Рефлексивный самоконтроль учащихся.

Особенности организации

Продуктивное обучение — это образовательный про­цесс, реализуемый с помощью индивидуальных маршру­тов, структурированных в виде последовательности шагов с чётко определёнными результатами, являющимися про­дуктивно-ориентированными действиями в жизненных си­туациях.

Целевая группа учащихся. В школу продуктивного обучения поступают подростки из различных слоев с разны­ми проблемами.

Учебный план школы продуктивного обучения включа­ет основные общеобразовательные предметы (язык, математика, история и т.п.). Тема производственной практики (ста­жировки, работы) обязательно связана с одной или несколь­кими предметными областями. Рейтинговая система оцени­вания включает и успехи практики.

Объекты работы могут представлять рабочие места, места стажировок, проекты.

Этап ориентирования в предстоящей деятельности (проекте) продуктивного обучения включает:

Важно предложить молодым людям настоящие виды деятельности, не занимая их в роли помощников или вводя практику лишь изредка. Такая «настоящая деятельность» может быть найдена в традиционных формах, таких, как искусство или услуги, которые не слишком специализиро­ваны.

Задания. Учащиеся ставят себе задачи сами, сами рас­членяют их на ступени решения и на основе пройденных эта­пов ставят себе новые задания.

Такие задания (места практики) могут быть выбраны в различных сферах социально-трудовой заботы: издательст­во, журналистика, клубная работа, прикладное искусство, бытовые услуги, ремонтные мастерские, медицинская по­мощь, сфера обслуживания, делопроизводство, международ­ные коммуникативные проекты (обмен, переписка, конкур­сы, игры и др.) и т.д.

Практика на одном месте продолжается 6-8 недель (по 2-3 дня в неделю), после чего учащиеся меняют предприятие или организацию.

Учебная мастерская. Как «просто мастерская» стано­вится рабочим цехом, так и «учебная мастерская» — местом для обучения; здесь индивид занимается и действует продук­тивно, как в мастерской. От класса учебную мастерскую отличает то, что здесь учащемуся предоставляется значитель­ное количество педагогических материалов: от традицион­ной библиотеки и медиатеки до комнаты для проявки плё­нок, собрания рабочих материалов, игр и других средств сти­муляции творческой деятельности, включая последние до­стижения компьютерной техники. Выставки на подоконни­ках и стенах служат наглядным средством документации процесса обучения. Педагоги выступают в учебной мастер­ской в роли советчиков или посредников.

Учебная мастерская является мостом между практичес­ким и теоретическим обучением, между индивидуальными и групповыми методами работы. В определённом смысле — это лаборатория, в которой определяются вопросы и темы, воз­никшие в процессе практической деятельности.

Образовательный маршрут. В основе учебной жизни подростка лежит его индивидуальный образовательный мар­шрут — план, состоящий из набора стажировок, групповых занятий с обсуждением их результатов и дополнительных академических занятий.

Профессиональная подготовка. Школа продуктив­ного обучения не ставит своей целью получение молодым человеком определённой профессии, она является системой широкой профессиональной ориентации. Подросток знако­мится с разными сферами деятельности, узнаёт себя, от­крывает свои интересы и способности, уже школьником входит в реальный мир и начинает адаптироваться к его ус­ловиям. В некоторых случаях проводится и обучение нача­лам профессии.

Особенности методики

Деятельность — системообразующий компонент про­дуктивного обучения. Психологическая структура деятель­ности становится основанием для определения сущности продуктивного опыта подростка как составной части жиз­ненного опыта, характеризующегося включением в рефлективную деятельность по созданию субъективно нового обще­ственно полезного продукта.

Формы работы в фазе ориентирования: дискуссии, до­клады, демонстрация фотографий, видеозаписей; полезно проводить заключительное мероприятие — вечер, маленькое путешествие.

Большая часть учащихся школ продуктивного обуче­ния — правополушарны. Для них имеет значение опора на наглядно-образное мышление: визуализация знаний, при­менение масс-медиа средств. Обучение идет от практики к теории.

В основе организации всех видов деятельности лежит творчество участников, проявление активности всячески стимулируется.

Индивидуальное сопровождение (консультирова­ние). Главную роль в школе продуктивного обучения играют не учителя-предметники, а тьюторы, роль которых ближе социальному педагогу, воспитателю или менеджеру. Боль­шую часть времени тьютор (к каждому из которых прикреп­лено 12-15 учеников школы) проводит за письменным сто­лом с телефоном, обзванивая ресурсные точки, где его учени­ки проходят (или собираются проходить) практику. Разуме­ется, в обязанности тьютора входит консультирование уче­ников по выбору индивидуального маршрута, организация группового обсуждения результатов, формирование времен­ных учебных групп для академических занятий, а также контроль за всей формальной стороной учебной жизни.

В индивидуальной работе тьютору приходится много времени уделять «беседе по душам» со своим подопечным. В этой работе ему необходимо: а) быть правдивым, искренним, аутентичным; б) проявлять приятие, а не осуждение;

в) выра­жать симпатию и понимание. Общение должно быть направ­лено на личность и на помощь.

Оценивание достижений. Текущий контроль пред­ставляет еженедельная оценка тьютором успешности про­хождения индивидуального маршрута. Первостепенное зна­чение имеют самоконтроль и самооценка. Для помощи в этом ученику даются различные анкеты и советы.

По каждому учебному модулю существуют свои оце­ночные процедуры: зачёт, реферат, отчёт о практике, изготов­ление изделия, компьютерное тестирование, рейтинговая си­стема и т.д.

Критериями оценивания служат обобщённые умения, обеспечивающие подросткам способность к самореализации и саморазвитию. К таким умениям относятся: способность участвовать в практико-ориентированной деятельности; умение анализировать факты и явления; способность к пла­нированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, развитие рефлексивных процессов; формирование си­стемы базовых оснований личности: личностно-ориентированное отношение к новому, ценность и отношение «Я — дру­гой»; произвольная продуктивная деятельность, нравствен­ные качества.

Сроки итоговой аттестации индивидуального обучения не обязательно совпадают со сроками учебного года.

Исключительно важная роль принадлежит компью­теру: он обеспечивает скорость и полноту диагностики, широкий доступ к информации, оказывает разнообразную поддержку обучения, даёт возможность дистанционного обучения.

В процессе продуктивного обучения используются эле­менты различных образовательных технологий (конспекты Шаталова, логико-смысловые модели, деловые игры, кол­лективный способ обучения и др.).

Коллективная (кооперативная, групповая) работа имеет в продуктивном обучении свои особенности: она на­правлена на поиск конструктивных действий, умение пере­давать свой опыт и перенимать чужой, терпимо относиться к особенностям и слабостям других и признавать свои, совето­ваться и помогать друг другу.

В коллективной интеракции взаимодействуют: Я (каж­дый участник), Мы (группа) и Тема (общее задание или ма­териал). В алгоритме работы имеется очень большое сходст­во с методикой коллективных творческих дел.

Основные различия традиционного и продуктивного образования

Традиционное образованиеПродуктивное

образование

Кем определяется содержание образования?Чиновниками Министерства образования РФ (федеральный компонент учебного плана); региональными чиновниками (региональный компонент); администрацией учебного заведения (школьный компонент); родителями (выбор направления деятельности); обучающимися (выбор объединения)Самими обучающимися
Какие методы преподавания являются основными?Лекция; рассказ педагога; беседа; активные методы«Учить учиться»; практическая деятельность; активные методы: диалог, полилог, ориентационные игры, интервьюирование
В какой последовательности обучающийся получает образование?Теория (знания) – практика (умения, навыки)Личный опыт – интерес – практика – проблема – теория – практическая деятельность
Характер мотивов ученияОтношение человека к социальным (в частности, семейным) традициямОтношение человека к деятельности и к самому себе
Кто несет ответственность за результаты?Педагог который должен развивать способности обучающихсяИ обучающиеся, которые должны развивать у себя способности, и образовательное учреждение, которое ответственно за создание условий, обеспечивающих продвижение обучающихся
На какие процессы опирается педагог в процессе обучения?На запоминание обучающимся определенного объема учебного материалаНа индивидуальный практический опыт ребенка
Каковы критерии оценивания успешности?Объем и качество знаний, умений и навыковОбъем и качество умений деятельности

Рекомендуемая литература

Источник

Образовательная система продуктивного обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Образовательная система продуктивного обучения

Цель системы – обучение, методом непрерывной продуктивной работы. Это личностно-ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися образования на основе образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых учениками. Данная технология обучения основана на поисково-исследовательской деятельности учащихся, т.е. самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта в индивидуальном опыте ученика. Система направлена на формирование логического мышления, творческих способностей, личностных и нравственных качеств, воли, чувств, на достижение общего развития учащегося. Достижение этой цели возможно только тогда, когда есть конкретные принципы построения каждого урока в едином формате.

Принципы построения урока

1) Организационный момент

2) Продуктивная работа:

продуктивное обучение это в педагогике. image001. продуктивное обучение это в педагогике фото. продуктивное обучение это в педагогике-image001. картинка продуктивное обучение это в педагогике. картинка image001.

3) Формирование соответствующих выводов

4) Отработка навыков

5) Актуализация знаний

Пояснение этапов построения урока

Организационный момент

В данном этапе производится мотивация учебной деятельности. Примером мотивации может стать то, что связанно с познавательными интересами учеников. Это могут быть притчи, рассказы, загадки и т.д., имеющие моральный смысл, который рассказывает о том, как необходимо достичь своей цели, опираясь на собранность и организованность. Запрещено учителю говорить детям тему урока, т. к. это приводит к угасанию познавательного интереса. Ученики должны пропустить одну строку в рабочей тетради для темы урока. Тему урока они должны записать в конце урока, то есть самим её сформировать. Это позволяет узнать, как работал каждый ученик. Если ученик знал, о чем идет речь на уроке, следовательно, он сможет сформировать тему урока самостоятельно. Организационный момент так же предусматривает не только запись числа и классной работы, но и постановка детьми целевой задачи. Ученики должны осознать, что им предстоит сделать на данном уроке (планирование своих действий).

Продуктивная работа.

В данном этапе учитель является «контролером» учебной деятельности учащихся. Для того, чтобы организовать продуктивную работу, необходимо:

1) имеющиеся у детей первоначальные сведения, о запланированных своих действиях, а так же сведения, которые дети уже знают, и которые помогут открыть новое знание.

Формирование соответствующих выводов.

Дети запланировали свои действия, провели продуктивную работу над материалом, соответственно они должны сформировать соответствующие выводы (главные закономерности изучаемой темы). Это может быть формирование теоритических знаний своими словами, а затем сравнение этих знаний с учебником.

Источник

Что такое продуктивное обучение? Инновационные методики обучения

Современный экономический словарь говорит, что «продуктивность — это величина, характеризующая объем получаемого полезного продукта от определенного источника». Если говорить о продуктивности в обучении, то это значит, насколько хорошо учащиеся используют свои ресурсы для достижения поставленных образованием целей.

Продуктивное обучение ориентируется на создание учениками образовательного продукта, который получается путем приращения нового к уже известным знаниям.

Учащиеся образуют собственные идеи, гипотезы, тексты, модели, поделки и прочее, формируют внешние образовательные продукты. В этом процессе у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей, соответствующих изучаемой дисциплине.

Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, которые соответствуют не только изучаемой области, но и прообразу настоящей деятельности. Например, деятельности ученых, писателей, механиков и других специалистов. Ребенок создает продукцию, адекватную взрослой, и таким образом развивает соответствующие компетенции — гражданина, производителя, потребителя, путешественника

Результатом деятельности учеников становятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Образовательные продукты методологического типа играют важную роль в обучении, так же как и работы по самим предметам. Ученики формулируют цели обучения, составляют планы и алгоритмы деятельности, находят новые способы деятельности — все это является продуктом их образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями и поделками.

Благодаря тому, что продуктивное обучение носит производственный характер, это делает обучение эффективным инструментом начальной профессиональной подготовки и способом социальной адаптации подростков.

Содержание образования, формулируемое самими учениками, обеспечивает каждому из них возможность выбирать собственную индивидуальную траекторию в обучении. Под содержанием образования здесь понимается личная образовательная продукция учеников.

Ученик должен понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь свой личностный вклад в фундаментальные достижения человечества: в науку, искусство и другие области. Знание общечеловеческих достижений не может быть отчуждено после получения учащимся собственных результатов, а должно позволять ему воспринимать классические образцы, опираясь на свой опыт.

Например, после создания собственной версии музыкального произведения, ученик знакомится с музыкальными произведениями, близкими своему творению. Или после исследования происхождения какого-либо явления, ученик узнает о подобных версиях ученых. В результате образовательная деятельность ученика носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

Поскольку результатом любой деятельности является продукт, то и в продуктивном обучении целью образования является создание и представление образовательного продукта. Результаты обучения здесь — это не получаемые учениками знания или информация, а знания, способы деятельности, ценности, компетенции и другие продукты, созданные или проявленные учениками в ходе их деятельности.

Оценка образовательных результатов ученика в продуктивном обучении происходит на основе выявления и диагностики его внутреннего приращения за определенный промежуток времени.

Источник

Статья на тему «Продуктивное обучение»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

мастер производственного обучения

Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих специалистов колледжа

Готовность к самостоятельному проектированию собственной деятельности- основа профессиональной компетентности будущего специалиста. Теоретические знания, полученные в процессе обучения, не являются единственным результатом профессиональной подготовки. При обучении в колледже у студентов должен быть сформирован опыт самостоятельной, продуктивной деятельности. Как же построить процесс обучения, чтобы такой опыт был наиболее успешным, а выпускник колледжа смог в своей профессиональной деятельности самостоятельно решать поставленные задачи?

Наиболее эффективное решение этой задачи лежит в объединении технологий обучения: технологии продуктивного обучения, проектной деятельности, развитие самостоятельности в учении.

Стремительное накопление информации ставит каждого человека перед необходимостью постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться. В связи с этим формирование самостоятельности личности относится к числу приоритетных целей современной системы образования.

Проблема формирования активной и самостоятельной личности рассматривается в трудах многих психологов, педагогов, методистов и т.д. В частности, греческий философ Сократ впервые заметил о необходимости специального руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе учебы, к которой необходимо заблаговременно готовиться [2]. Как видим, Сократ рассматривал самостоятельность своих учеников и как результат влияния педагога, и как правильно организованное обучение. Главной профессиональной задачей преподавателя остается заранее запланированная и контролируемая организация самостоятельной деятельности обучающегося.

Как правила обучающиеся колледжа имеют низкий или средний уровень организации самостоятельной деятельности, поэтому каждый преподаватель подбирает комплекс технологий, которые бы позволили раскрыть личность студента, указать его индивидуальный путь. В нашем случае мы используем технологию продуктивного обучения. В идеи продуктивного обучения просматриваются два смысла: ориентация на индивидуализацию обучения (деятельностный подход) и более широкое использование образовательных ресурсов [1].

Особенность технологии продуктивного обучения состоит в том, что традиционная процедура преподавания знаний и контроля их усвоения заменена на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной деятельности, результат которой представлен в виде конкретного продукта (презентация к докладу, видеофильм, музыкальный файл, анимированный файл, рекламный баннер и т.д.). Учебный материал включен в данный продукт и осваивается в процессе его выполнения. Ключевая цель продуктивного обучения – самоопределение личности, самоорганизация, самоконтроль. Урок, построенный с использованием данной технологии, позволяет взаимодействовать участникам образовательного процесса, обучающимся самостоятельно решать обозначенную проблему. Такое обучение создает мотивацию к получению прочных знаний и способствует профессиональному развитию личности.

Баев Б. Ф. Психология обучения / Б. Ф. Баєв. — К., 1994. — С. 59–61.

Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение? //Школьные технологии.-2015.-№4.-С.1-12.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *