продуктивное обучение это в педагогике
Продуктивное обучение это в педагогике
В 1972 году американские педагоги О. Домброу, Ф. Кури и Р. Сафран предложили альтернативную организацию «Школа без стен», которая получила распространение в городах США под названием «Школа как город», а затем как «технология продуктивного образования», «технология обучения на практике».
«Школа без стен» объединила молодых людей 16-18 лет, разочаровавшихся в обычной школьной жизни, она предоставляла им возможность обучаться на различных рабочих местах, в «ситуациях реальной жизни».
К каждому учащемуся прикреплялся учитель-тьютор, который помогал ему выбрать подходящее место стажировок, следил за успехами, организовывал групповое обсуждение результатов, помогал в выборе академических занятий (уже в стенах школы), активно влиял на выбор дальнейшего пути после окончания школы. Зачинателями движения продуктивных школ в Европе стали немецкие специалисты Й. Шнайдер и И. Бём.
Термин «продуктивность» в словосочетании «продуктивное обучение» имеет три значения, отражающие три важнейшие стороны этой технологии.
Первое представляет некоторое качество созидательной, производительной, «хозяйственной» или общественной деятельности человека, результатом которой является продукт — материальный, интеллектуальный, духовный.
Во втором значении термин «продуктивность» уже давно используется психологией в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивность интеллекта» и отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности.
Третье значение продуктивности заключается в результатах деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ.
Продуктивное образование — это личностно-ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися (участниками) образования на основе образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития.
Продуктивное образование — это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) социальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и наставника на практике, выступающих в отношениях со=трудничества и со=творчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения учеником образования в условиях производительной деятельности.
Главной особенностью продуктивного обучения является ориентация образовательного процесса на самостоятельную творческую деятельность детей.
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: антропософия + неопрагматизм.
Методологический подход: стратегический, личностно-ориентированный, деятельностный, синергетический.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП + ЗУН + СУД + СУМ.
Характер содержания: воспитательный + обучающий, светский, общеобразовательный + профессиональный.
Вид социально-педагогической деятельности: управления, социализации, реабилитации, коррекции.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + «консультант» + «репетитор».
Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие.
Организационные формы: альтернативная.
Преобладающие средства: практические + наглядные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
Концептуальные положения и идеи
Общесоциальные:
индивидуальные способности человека и к независимому принятию
решения, совершению действий, и к умению сотрудничать и общаться, что позволит ученикам активно и ответственно участвовать в социальной, культурной, экономической и профессиональной сферах.
Педагогические:
♦ Интегративный подход в продуктивном обучении соединяет в единый процесс все аспекты обучения: личностный, деятельностный, общественный, культурный, профессиональный.
♦ Рефлексивный самоконтроль учащихся.
Особенности организации
Продуктивное обучение — это образовательный процесс, реализуемый с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с чётко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентированными действиями в жизненных ситуациях.
Целевая группа учащихся. В школу продуктивного обучения поступают подростки из различных слоев с разными проблемами.
Учебный план школы продуктивного обучения включает основные общеобразовательные предметы (язык, математика, история и т.п.). Тема производственной практики (стажировки, работы) обязательно связана с одной или несколькими предметными областями. Рейтинговая система оценивания включает и успехи практики.
Объекты работы могут представлять рабочие места, места стажировок, проекты.
Этап ориентирования в предстоящей деятельности (проекте) продуктивного обучения включает:
Важно предложить молодым людям настоящие виды деятельности, не занимая их в роли помощников или вводя практику лишь изредка. Такая «настоящая деятельность» может быть найдена в традиционных формах, таких, как искусство или услуги, которые не слишком специализированы.
Задания. Учащиеся ставят себе задачи сами, сами расчленяют их на ступени решения и на основе пройденных этапов ставят себе новые задания.
Такие задания (места практики) могут быть выбраны в различных сферах социально-трудовой заботы: издательство, журналистика, клубная работа, прикладное искусство, бытовые услуги, ремонтные мастерские, медицинская помощь, сфера обслуживания, делопроизводство, международные коммуникативные проекты (обмен, переписка, конкурсы, игры и др.) и т.д.
Практика на одном месте продолжается 6-8 недель (по 2-3 дня в неделю), после чего учащиеся меняют предприятие или организацию.
Учебная мастерская. Как «просто мастерская» становится рабочим цехом, так и «учебная мастерская» — местом для обучения; здесь индивид занимается и действует продуктивно, как в мастерской. От класса учебную мастерскую отличает то, что здесь учащемуся предоставляется значительное количество педагогических материалов: от традиционной библиотеки и медиатеки до комнаты для проявки плёнок, собрания рабочих материалов, игр и других средств стимуляции творческой деятельности, включая последние достижения компьютерной техники. Выставки на подоконниках и стенах служат наглядным средством документации процесса обучения. Педагоги выступают в учебной мастерской в роли советчиков или посредников.
Учебная мастерская является мостом между практическим и теоретическим обучением, между индивидуальными и групповыми методами работы. В определённом смысле — это лаборатория, в которой определяются вопросы и темы, возникшие в процессе практической деятельности.
Образовательный маршрут. В основе учебной жизни подростка лежит его индивидуальный образовательный маршрут — план, состоящий из набора стажировок, групповых занятий с обсуждением их результатов и дополнительных академических занятий.
Профессиональная подготовка. Школа продуктивного обучения не ставит своей целью получение молодым человеком определённой профессии, она является системой широкой профессиональной ориентации. Подросток знакомится с разными сферами деятельности, узнаёт себя, открывает свои интересы и способности, уже школьником входит в реальный мир и начинает адаптироваться к его условиям. В некоторых случаях проводится и обучение началам профессии.
Особенности методики
Деятельность — системообразующий компонент продуктивного обучения. Психологическая структура деятельности становится основанием для определения сущности продуктивного опыта подростка как составной части жизненного опыта, характеризующегося включением в рефлективную деятельность по созданию субъективно нового общественно полезного продукта.
Формы работы в фазе ориентирования: дискуссии, доклады, демонстрация фотографий, видеозаписей; полезно проводить заключительное мероприятие — вечер, маленькое путешествие.
Большая часть учащихся школ продуктивного обучения — правополушарны. Для них имеет значение опора на наглядно-образное мышление: визуализация знаний, применение масс-медиа средств. Обучение идет от практики к теории.
В основе организации всех видов деятельности лежит творчество участников, проявление активности всячески стимулируется.
Индивидуальное сопровождение (консультирование). Главную роль в школе продуктивного обучения играют не учителя-предметники, а тьюторы, роль которых ближе социальному педагогу, воспитателю или менеджеру. Большую часть времени тьютор (к каждому из которых прикреплено 12-15 учеников школы) проводит за письменным столом с телефоном, обзванивая ресурсные точки, где его ученики проходят (или собираются проходить) практику. Разумеется, в обязанности тьютора входит консультирование учеников по выбору индивидуального маршрута, организация группового обсуждения результатов, формирование временных учебных групп для академических занятий, а также контроль за всей формальной стороной учебной жизни.
В индивидуальной работе тьютору приходится много времени уделять «беседе по душам» со своим подопечным. В этой работе ему необходимо: а) быть правдивым, искренним, аутентичным; б) проявлять приятие, а не осуждение;
в) выражать симпатию и понимание. Общение должно быть направлено на личность и на помощь.
Оценивание достижений. Текущий контроль представляет еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута. Первостепенное значение имеют самоконтроль и самооценка. Для помощи в этом ученику даются различные анкеты и советы.
По каждому учебному модулю существуют свои оценочные процедуры: зачёт, реферат, отчёт о практике, изготовление изделия, компьютерное тестирование, рейтинговая система и т.д.
Критериями оценивания служат обобщённые умения, обеспечивающие подросткам способность к самореализации и саморазвитию. К таким умениям относятся: способность участвовать в практико-ориентированной деятельности; умение анализировать факты и явления; способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, развитие рефлексивных процессов; формирование системы базовых оснований личности: личностно-ориентированное отношение к новому, ценность и отношение «Я — другой»; произвольная продуктивная деятельность, нравственные качества.
Сроки итоговой аттестации индивидуального обучения не обязательно совпадают со сроками учебного года.
Исключительно важная роль принадлежит компьютеру: он обеспечивает скорость и полноту диагностики, широкий доступ к информации, оказывает разнообразную поддержку обучения, даёт возможность дистанционного обучения.
В процессе продуктивного обучения используются элементы различных образовательных технологий (конспекты Шаталова, логико-смысловые модели, деловые игры, коллективный способ обучения и др.).
Коллективная (кооперативная, групповая) работа имеет в продуктивном обучении свои особенности: она направлена на поиск конструктивных действий, умение передавать свой опыт и перенимать чужой, терпимо относиться к особенностям и слабостям других и признавать свои, советоваться и помогать друг другу.
В коллективной интеракции взаимодействуют: Я (каждый участник), Мы (группа) и Тема (общее задание или материал). В алгоритме работы имеется очень большое сходство с методикой коллективных творческих дел.
Основные различия традиционного и продуктивного образования
Традиционное образование | Продуктивное образование | |
Кем определяется содержание образования? | Чиновниками Министерства образования РФ (федеральный компонент учебного плана); региональными чиновниками (региональный компонент); администрацией учебного заведения (школьный компонент); родителями (выбор направления деятельности); обучающимися (выбор объединения) | Самими обучающимися |
Какие методы преподавания являются основными? | Лекция; рассказ педагога; беседа; активные методы | «Учить учиться»; практическая деятельность; активные методы: диалог, полилог, ориентационные игры, интервьюирование |
В какой последовательности обучающийся получает образование? | Теория (знания) – практика (умения, навыки) | Личный опыт – интерес – практика – проблема – теория – практическая деятельность |
Характер мотивов учения | Отношение человека к социальным (в частности, семейным) традициям | Отношение человека к деятельности и к самому себе |
Кто несет ответственность за результаты? | Педагог который должен развивать способности обучающихся | И обучающиеся, которые должны развивать у себя способности, и образовательное учреждение, которое ответственно за создание условий, обеспечивающих продвижение обучающихся |
На какие процессы опирается педагог в процессе обучения? | На запоминание обучающимся определенного объема учебного материала | На индивидуальный практический опыт ребенка |
Каковы критерии оценивания успешности? | Объем и качество знаний, умений и навыков | Объем и качество умений деятельности |
Рекомендуемая литература
Образовательная система продуктивного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Образовательная система продуктивного обучения
Цель системы – обучение, методом непрерывной продуктивной работы. Это личностно-ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися образования на основе образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых учениками. Данная технология обучения основана на поисково-исследовательской деятельности учащихся, т.е. самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта в индивидуальном опыте ученика. Система направлена на формирование логического мышления, творческих способностей, личностных и нравственных качеств, воли, чувств, на достижение общего развития учащегося. Достижение этой цели возможно только тогда, когда есть конкретные принципы построения каждого урока в едином формате.
Принципы построения урока
1) Организационный момент
2) Продуктивная работа:
3) Формирование соответствующих выводов
4) Отработка навыков
5) Актуализация знаний
Пояснение этапов построения урока
Организационный момент
В данном этапе производится мотивация учебной деятельности. Примером мотивации может стать то, что связанно с познавательными интересами учеников. Это могут быть притчи, рассказы, загадки и т.д., имеющие моральный смысл, который рассказывает о том, как необходимо достичь своей цели, опираясь на собранность и организованность. Запрещено учителю говорить детям тему урока, т. к. это приводит к угасанию познавательного интереса. Ученики должны пропустить одну строку в рабочей тетради для темы урока. Тему урока они должны записать в конце урока, то есть самим её сформировать. Это позволяет узнать, как работал каждый ученик. Если ученик знал, о чем идет речь на уроке, следовательно, он сможет сформировать тему урока самостоятельно. Организационный момент так же предусматривает не только запись числа и классной работы, но и постановка детьми целевой задачи. Ученики должны осознать, что им предстоит сделать на данном уроке (планирование своих действий).
Продуктивная работа.
В данном этапе учитель является «контролером» учебной деятельности учащихся. Для того, чтобы организовать продуктивную работу, необходимо:
1) имеющиеся у детей первоначальные сведения, о запланированных своих действиях, а так же сведения, которые дети уже знают, и которые помогут открыть новое знание.
Формирование соответствующих выводов.
Дети запланировали свои действия, провели продуктивную работу над материалом, соответственно они должны сформировать соответствующие выводы (главные закономерности изучаемой темы). Это может быть формирование теоритических знаний своими словами, а затем сравнение этих знаний с учебником.
Что такое продуктивное обучение? Инновационные методики обучения
Современный экономический словарь говорит, что «продуктивность — это величина, характеризующая объем получаемого полезного продукта от определенного источника». Если говорить о продуктивности в обучении, то это значит, насколько хорошо учащиеся используют свои ресурсы для достижения поставленных образованием целей.
Продуктивное обучение ориентируется на создание учениками образовательного продукта, который получается путем приращения нового к уже известным знаниям.
Учащиеся образуют собственные идеи, гипотезы, тексты, модели, поделки и прочее, формируют внешние образовательные продукты. В этом процессе у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей, соответствующих изучаемой дисциплине.
Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, которые соответствуют не только изучаемой области, но и прообразу настоящей деятельности. Например, деятельности ученых, писателей, механиков и других специалистов. Ребенок создает продукцию, адекватную взрослой, и таким образом развивает соответствующие компетенции — гражданина, производителя, потребителя, путешественника
Результатом деятельности учеников становятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Образовательные продукты методологического типа играют важную роль в обучении, так же как и работы по самим предметам. Ученики формулируют цели обучения, составляют планы и алгоритмы деятельности, находят новые способы деятельности — все это является продуктом их образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями и поделками.
Благодаря тому, что продуктивное обучение носит производственный характер, это делает обучение эффективным инструментом начальной профессиональной подготовки и способом социальной адаптации подростков.
Содержание образования, формулируемое самими учениками, обеспечивает каждому из них возможность выбирать собственную индивидуальную траекторию в обучении. Под содержанием образования здесь понимается личная образовательная продукция учеников.
Ученик должен понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь свой личностный вклад в фундаментальные достижения человечества: в науку, искусство и другие области. Знание общечеловеческих достижений не может быть отчуждено после получения учащимся собственных результатов, а должно позволять ему воспринимать классические образцы, опираясь на свой опыт.
Например, после создания собственной версии музыкального произведения, ученик знакомится с музыкальными произведениями, близкими своему творению. Или после исследования происхождения какого-либо явления, ученик узнает о подобных версиях ученых. В результате образовательная деятельность ученика носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.
Поскольку результатом любой деятельности является продукт, то и в продуктивном обучении целью образования является создание и представление образовательного продукта. Результаты обучения здесь — это не получаемые учениками знания или информация, а знания, способы деятельности, ценности, компетенции и другие продукты, созданные или проявленные учениками в ходе их деятельности.
Оценка образовательных результатов ученика в продуктивном обучении происходит на основе выявления и диагностики его внутреннего приращения за определенный промежуток времени.
Статья на тему «Продуктивное обучение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
мастер производственного обучения
Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих специалистов колледжа
Готовность к самостоятельному проектированию собственной деятельности- основа профессиональной компетентности будущего специалиста. Теоретические знания, полученные в процессе обучения, не являются единственным результатом профессиональной подготовки. При обучении в колледже у студентов должен быть сформирован опыт самостоятельной, продуктивной деятельности. Как же построить процесс обучения, чтобы такой опыт был наиболее успешным, а выпускник колледжа смог в своей профессиональной деятельности самостоятельно решать поставленные задачи?
Наиболее эффективное решение этой задачи лежит в объединении технологий обучения: технологии продуктивного обучения, проектной деятельности, развитие самостоятельности в учении.
Стремительное накопление информации ставит каждого человека перед необходимостью постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться. В связи с этим формирование самостоятельности личности относится к числу приоритетных целей современной системы образования.
Проблема формирования активной и самостоятельной личности рассматривается в трудах многих психологов, педагогов, методистов и т.д. В частности, греческий философ Сократ впервые заметил о необходимости специального руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе учебы, к которой необходимо заблаговременно готовиться [2]. Как видим, Сократ рассматривал самостоятельность своих учеников и как результат влияния педагога, и как правильно организованное обучение. Главной профессиональной задачей преподавателя остается заранее запланированная и контролируемая организация самостоятельной деятельности обучающегося.
Как правила обучающиеся колледжа имеют низкий или средний уровень организации самостоятельной деятельности, поэтому каждый преподаватель подбирает комплекс технологий, которые бы позволили раскрыть личность студента, указать его индивидуальный путь. В нашем случае мы используем технологию продуктивного обучения. В идеи продуктивного обучения просматриваются два смысла: ориентация на индивидуализацию обучения (деятельностный подход) и более широкое использование образовательных ресурсов [1].
Особенность технологии продуктивного обучения состоит в том, что традиционная процедура преподавания знаний и контроля их усвоения заменена на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной деятельности, результат которой представлен в виде конкретного продукта (презентация к докладу, видеофильм, музыкальный файл, анимированный файл, рекламный баннер и т.д.). Учебный материал включен в данный продукт и осваивается в процессе его выполнения. Ключевая цель продуктивного обучения – самоопределение личности, самоорганизация, самоконтроль. Урок, построенный с использованием данной технологии, позволяет взаимодействовать участникам образовательного процесса, обучающимся самостоятельно решать обозначенную проблему. Такое обучение создает мотивацию к получению прочных знаний и способствует профессиональному развитию личности.
Баев Б. Ф. Психология обучения / Б. Ф. Баєв. — К., 1994. — С. 59–61.
Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение? //Школьные технологии.-2015.-№4.-С.1-12.