проблемы развития обучения и воспитания детей с педагогической запущенностью
Педагогическая запущенность детей: виды и причины
Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.
Что такое педагогическая запущенность
Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.
Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.
Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.
В целом, педагогическая запущенность в психологии — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества.
Виды педагогической запущенности
В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:
Диагностика
При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Эти нарушения помогут выявить методики и приемы для дальнейшей работы.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей проводится с помощью специальных психологических методик. К ним относятся:
Очень важно при проведении этой диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невропатолог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). И чем меньше сопутствующих диагнозов и нарушений развития, тем более благоприятный прогноз дадут специалисты.
Проблемы диагностики
Данные о количестве детей с признаками педагогической запущенности меняются каждый год, но статистика показывает, что это нарушение более распространено среди мальчиков.
Такие колебания данных происходят из-за того, что диагностировать проблему довольно сложно.
Во-первых, появление педагогической запущенности может быть не постоянным, а эпизодическим. Например, ребенок не имеет проблем с поведением и комфортно себя чувствует в семье, но не может адаптироваться в обществе, или наоборот.
Во-вторых, это нарушение имеет различные степени выраженности. Так как первая стадия педагогической запущенности отличается легкими отклонениями от нормы, ее легко спутать с проявлениями кризиса, свойственного данному возрасту.
Признаки
Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.
Кроме этого, существуют и другие признаки:
Стадии развития
Диагностика помогает определить не только признаки и виды педагогической запущенности, но и стадию ее развития. Для этого необходимо обратить внимание на возраст и проявляющиеся у ребенка симптомы.
Различают четыре стадии данного нарушения:
Причины
Педагогическая запущенность чаще всего возникает под влиянием следующих причин:
Коррекция
После определения причин педагогической запущенности психолог составляет план коррекционной работы. Он включает в себя следующие направления:
Профилактика
Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:
Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого состояния оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами. Родители должны стимулировать любые начинания своего ребенка, поддерживать и развивать его познавательную, социальную и творческую деятельность, а любые требования и претензии высказывать спокойно и конструктивно.
Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве
Дата публикации: 04.01.2016 2016-01-04
Статья просмотрена: 3969 раз
Библиографическое описание:
Чернов, И. В. Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве / И. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 770-772. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24873/ (дата обращения: 15.11.2021).
Современная школа является важнейшим институтом социализации, в котором учащийся должен не только получить определенный потенциал знаний и умений, способность к их передачи и ретрансляции, но и возможности для развития высокого творческого потенциала. Современной школе необходимо опираться на индивидуальные особенности каждого учащегося, создавать определенные гармоничные условия для их развития и проявления, организовывать учебное пространство так, чтобы ученик получал удовлетворение от обучения, а педагог был заинтересован в развитии обучающихся.
По мнению А. М. Новикова, школьное пространство до сих пор сохраняет черты индустриального образования, в которой главной целью обучения является приобретение научных знаний учащимися, а деятельность педагога рассматривается как исполнение профессионального долга [8].
Подход, в котором учащийся выступает объектом образовательного воздействия в современной ситуации развития общества и постоянно изменяющихся социально-экономических процессов, предъявляющих новые требования к современной личности, обусловливает предрасположенность к развитию различных девиаций у подростков, в том числе педагогической запущенности [4].
В настоящее время специалисты разных направлений достаточно большое внимание уделяют подобным трудностям, среди которых не только педагоги, но и психологи, дефектологи, социологи и т. д. [5].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогической запущенности позволяет сделать вывод о том, что данное явление является устойчивым состоянием личности, при котором формируются определенные особенности, негативно влияющие на продуктивность деятельности и на развитие познавательных, волевых и эмоциональных процессов, соответствующее возрасту [3,10,11].Причинами педагогической запущенности могут быть ошибки в работе общественных институтов, в особенности учебных заведений, неправильное воспитание или его отсутствие, отрицательное влияние окружающей среды [6].
Педагогическая запущенность развивается под воздействием определенных факторов, которые затормаживают психическое развитие личности и препятствуют раскрытию его задатков. К таким факторам можно отнести биологические, психологические и социальные явления. Анализ основных работ по проблеме педагогической запущенности позволяет утверждать, что запущенный ребенок или подросток является физически и психологически здоровым.
В нашем исследовании под факторами мы понимаем те реальные события, жизненные ситуации, состояния ребенка, которые обусловливают развитие такого явления, как педагогическая запущенность.
Если проанализировать подходы разных авторов, которые рассматривают факторы педагогической запущенности, то можно выделить общие аспекты:
Семейный фактор. В семье формируется первичный социальный опыт, на основе которого личность впоследствии воспринимает окружающий мир, формируется избирательное отношение к окружающей действительности. Факторы, которые могут сопутствовать развитию педагогической запущенности: неучастие одного или обоих родителей в воспитании ребенка; несоответствующие условия проживания для ребенка и низкий материальный уровень семьи; слабый образовательный и культурный уровень родителей; внутрисемейные конфликты; ошибки в воспитании или стиль воспитания, негативно влияющий на психическое здоровье ребенка.
Образовательный фактор. Ошибки в обучении, игнорирование интеллектуального уровня учащегося, неграмотное и невнимательное отношение к ребенку может привести неуверенности ребенка в себе, замыканию в своем внутреннем мире. Обычно причинами являются ошибки в организации образовательного процесса и отрицательные отношения с учителями.
Социальный фактор. Постоянные конфликты ученика с педагогами, разрыв дружеских отношений со сверстниками могут создать душевную пустоту и осознание своего одиночества, которые побуждают ребенка пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных группировках. Наиболее частыми факторами педагогической запущенности здесь могут являться: случайные социальные контакты, различные социальные конфликты, отверженность ребенка в учебном коллективе; неблагоприятный статус среди сверстников; друзья, входящие в асоциальную группу [7,9].
По степени педагогической запущенности В. Г. Баженов выделяет три группы детей:
К первой группе педагогической запущенности можно отнести детей, у которых нет устойчивых отклонений в нравственном и личностном развитии, отрицательные черты и качества проявляются ситуативно, у ребенка сохраняются разнообразные интересы.
У второй группы педагогически запущенных детей можно выделить отклонения в нравственном и личностном развитии, низкую успеваемость, частые конфликты с преподавателями и коллективом. У таких детей познавательный интерес не развит, вследствие того, что учебные действия не усвоены, а отношение к труду — пренебрежительное. Обычно к этой группе можно отнести ребенка из неблагополучной семьи. Они могут вести себя демонстративно, вызывающе, быть недоброжелательными и грубыми, но у них отсутствует склонность к откровенно хулиганским поступкам.
К третьей группе относят детей, у которых ярко выражена педагогическая запущенность. Они систематически проявляют свои отрицательные качества. В коллективе сверстников такие дети изолированы, склоны к аффективному поведению, авторитет проявляют с помощью физической силы, имеют склонность открыто противопоставлять себя другим [1].
В работах В. И. Лубовского выделяются четыре ступени или стадии педагогической запущенности:
Первая стадия является предрасполагающей, в основном, она соответствует дошкольному возрасту. Ее возникновение обусловлено неправильным воспитанием в семье, которое выражается в дефиците общения между ребенком и родителями, недостаток или избыток заботы, многочисленные конфликты, противоречивые требования к ребенку со стороны родителей; ошибками воспитателей детских учреждений, приводящие ребенка к неблагоприятному положению среди сверстников; в результате депривации.
Вторая стадия педагогической запущенности появляется вследствие слабой педагогической и психологической готовности к школьному обучению. Причинами отклонений являются ошибки в воспитании: оценка личностных качеств ребенка по его поведению и поступкам, переоценка и недооценка ребенком своих возможностей, служащие основой для формирования неадекватного мнения о себе. Данную стадию можно охарактеризовать появлением у младших школьников особенностей, проявляющихся в негативном отношении к нормам и правилам в коллективе.
Третья стадия (как и четвертая) наиболее часто возникает в подростковом возрасте. Третья стадия определяется усилением негативного отношения к нормам и правилам, проявлением тенденций к отклоняющемуся поведению. Поступки школьником, которые связаны с нарушением поведения, обычно носят ситуативный характер. Отношение к учебной деятельности равнодушное.
На четвертой стадии, при отсутствии необходимой коррекции, антиобщественные характер поведения закрепляется и проявляется а асоциальном поведении, грубости, недисциплинированности, негативизме и т. п. [2].
В целом, педагогическая запущенность характеризуется неразвитостью, необразованностью и невоспитанностью ребенка, в отставании развития от возрастных норм и собственных возможностей. Так же педагогическая запущенность имеет разные формы проявления в зависимости от возраста:
Таким образом, явление педагогической запущенности характеризуется устойчивым состоянием личности, при котором формируются определенные особенности, негативно влияющие на продуктивность деятельности. Показателями педагогической запущенности у школьника могут выступать трудности в сфере общения и отношений, в том числе проблемы, связанные с неадекватным отношением к себе; нарушение познавательных психических процессов и познавательной сферы; развитие акцентуаций характера и т. д.
Ряд авторов рассматривают педагогическую запущенность как процесс, имеющий стадиальный характер. Первая стадия является предрасполагающей, в основном, она соответствует дошкольному возрасту. Вторая стадия педагогической запущенности появляется вследствие слабой педагогической и психологической готовности к школьному обучению. Третья стадия определяется усилением негативного отношения к нормам и правилам коллектива, проявлением тенденций к отклоняющемуся поведению. На четвертой стадии, при отсутствии необходимой коррекции, антиобщественные характер поведения закрепляется. Возникая обычно в дошкольном возрасте на поведенческом уровне, педагогическая запущенность переходит у старших подростков в социально-психологическую запущенность, которая может проявляться в асоциальном поведении.
Педагогически запущенные дети
Альбина Масканова
Педагогически запущенные дети
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность, обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики «трудного» ребенка.
По одному из подходов она может включать следующие компоненты:
1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом,
б) отношения с большинством педагогов,
в) реакция на педагогические требования,
г) податливость педагогическим воздействиям.
2.Уровень социально-ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми,
б) характер общения с людьми,
в) опыт участия в различных видах деятельности,
г) требовательность к себе при неудачах.
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным)свойствам:
5.Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.
Для диагностики педагогической запущенности В. Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.
После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.
Зюбин Л. М.предлагает следующие формы коррекционной работы:
· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,
· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,
· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,
· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,
· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,
· формирование правильной самооценки,
· осуществление мер нравственно-полового воспитания,
· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,
· привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.
Технология работы с педагогически запущенными детьми.
1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.
Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.
Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.
2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.
Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.
3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.
Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.
4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.
Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.
5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.
6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
7. Половое воспитание.
Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.
Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.
Одарённые дети. Кто они? В. П. Бабак воспитатели МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек», село Высокая Гора, Республика Татарстан. ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ?.
Консультация «Особенные» дети!» Зачастую родителям нелегко принять тот факт, что ребёнок не такой как все, что их малыш «особенный». Не справляясь с воспитанием ребёнка,.
22 июня. Война и дети Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали, многие дети остались совсем одни, потеряли под бомбежками.
Гиперактивные дети Гиперактивные дети. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки.
Консультация «Дети у экрана» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РЕБЕНОК У ЭКРАНА» В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях,.
Консультация для воспитателей «Работа с педагогически запущенными детьми и примерный план работы» Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния.
Проект «Дети и ГТО» Проект «Дети и ГТО» Разработчики проекта: Вторыгина Наталья Сергеевна Участники проекта: дети 6-8 лет. Срок: сентябрь – май Постановка проблемы.
Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.
Работа учителя с педагогически запущенными детьми.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Специфика работы педагога с педагогически запущенными детьми
Понятие и сущность педагогической запущенности
Российская педагогическая энциклопедия понятие «педагогическая запущенность» рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия.
1 Форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).
Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.
Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости).
3 форма – неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности.
Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.
Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.
Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям».
Таким образом, формы выражения педагогической запущенности тоже различны: это может быть отсутствие учебной мотивации, несформированность элементов учебной деятельности или отсутствие произвольной регуляции познавательными процессами к концу младшего школьного, началу подросткового возраста, но все три формы приводят к плохому усвоению школьной программы, пробелам в знаниях. Они выражаются разной степенью педагогической запущенности. Рассмотрим несколько позиций в определении степеней педагогической запущенности.
Автор Баженов В.Г. выделяет три группы детей по степени педагогической запущенности:
B 1 группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.
Детей 2 группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.
Детей 3 группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.
Можно обозначить факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность.
Общеизвестно, что решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.
Второй фактор, влияющий на развитие педагогической запущенности особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
Следующий фактор обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание; своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.
Негативные проявления фактора семьи:
Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.
Низкий материальный уровень и условия проживания.
Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
Негативные проявления фактора сверстников:
Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
Негативные проявления фактора школы:
Ошибки в организации образовательного процесса.
Отношения с учителями.
Негативные проявления одних факторов, могут усугублять негативные моменты других. И наоборот, позитивное влияние одних факторов может компенсировать, уменьшить отрицательное влияние других. Так, например, школа может усилить негативное влияние педагогической запущенности, вызванной семейными обстоятельствами, а может помочь и семье, и ребенку в преодолении данной проблемы.
Таким образом, образовательное учреждение в лице специалиста: социального педагога, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.
При определении степени педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:
характер динамики запущенности;
выраженность признаков запущенности;
уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников);
уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).
Особенности личности педагогически запущенного ребенка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценки и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются не доверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно – ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.
Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально-педагогической технологии: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Социально-педагогические технологии с такими детьми имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики «трудного» ребенка.
По одному из подходов она может включать следующие компоненты:
1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом,
б) отношения с большинством педагогов,
в) реакция на педагогические требования,
г) податливость педагогическим воздействиям.
2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми,
б) характер общения с людьми,
в) опыт участия в различных видах деятельности,
г) требовательность к себе при неудачах.
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
5. Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.
Формы коррекционной работы:
выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,
привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,
постепенное усложнение учебных и общественных заданий,
систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,
медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,
формирование правильной самооценки,
осуществление мер нравственно-полового воспитания,
оказание необходимой помощи в учебной деятельности,
привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.
Технология работы с педагогически запущенными детьми.
1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.
Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.
2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.
Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.
Эта работа предусматривается в разделах перспективного плана; где отражается формирование учебного коллектива, формирование у учащихся основ научного мировоззрения и идейной убежденности, их нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и укрепление здоровья учащихся.
3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.
Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.
Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматривается нравственное воспитание учащихся.
4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.
Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.
Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но, прежде всего там, где предусматривается формирование коллектива учащихся, воспитания у них основ научного мировоззрения, эстетическое воспитание.
5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.
Работа планируется в связи с решением общих задач физического воспитания учащихся.
6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
7. Половое воспитание.
Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.
Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.