притча о сеятеле икона

12 притч: Христос о Царствии Небесном

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. При этом Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие …

О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.

Притча о сеятеле (Мф 13:3-8)

притча о сеятеле икона. pritchi. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi.

Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Притча о невидимо растущем семени (Мк 4:26-29)

притча о сеятеле икона. pritchi2. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi2. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi2.

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Притча о плевелах (Мф 13:24-30)

притча о сеятеле икона. pritchi3. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi3. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi3.

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Притча о зерне горчичном (Мф 13:31—32)

притча о сеятеле икона. pritchi4. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi4. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi4.

Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Притча о рабах, получивших равную плату (Мф 20:1—16)

притча о сеятеле икона. pritchi5. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi5. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi5.

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф 13:44)

притча о сеятеле икона. pritchi6. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi6. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi6.

Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Притча о званных на брачный пир (Мф 22:2—14)

притча о сеятеле икона. pritchi7. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi7. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi7.

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны.

Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о закваске (Мф 13:33)

притча о сеятеле икона. pritchi8. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi8. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi8.

Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Притча о неводе (Мф 13:47—50)

притча о сеятеле икона. pritchi9. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi9. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi9.

Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Притча о десяти девах (Мф 25:1—13)

притча о сеятеле икона. pritchi10. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi10. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi10.

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Притча о жемчужине (Мф 13:45—46)

притча о сеятеле икона. pritchi11. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi11. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi11.

Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Притча о немилосердном должнике (Мф 18:23—35)

притча о сеятеле икона. pritchi12. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-pritchi12. картинка притча о сеятеле икона. картинка pritchi12.

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Источник

Евангелие о Господе Сеятеле

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

притча о сеятеле икона. 33299.p. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-33299.p. картинка притча о сеятеле икона. картинка 33299.p. Притча о сеятеле. Фрески кафоликона монастыря на святой горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч.

Как всякая притча имеет конец, так преходящ и мир сей, и все то, что в мире. Но духовное ядро, скрывающееся в скорлупе всех притч, остается крепким и не гниет.

Люди, которые этими притчами питают лишь очи и уши, остаются голодными духом. Ибо дух питается ядром притч сих, а они не в состоянии добраться до этого ядра.

Недуховный, плотской человек питается зеленой листвой многочисленных притч и всегда остается голоден и обеспокоен голодом. Духовный человек ищет ядро этих многочисленных притч и, питаясь им, бывает сыт и спокоен.

Притчами являются и все существующие вещи, ибо все они, как зеленые листья или как скорлупа, окружают скрытое ядро. Притчи суть и все происходящие события, ибо и они – лишь одежда для духовного содержания, духовного ядра, духовной пищи.

Помещённый в этот мир человек словно погружен в море премудрости Божией, выраженной в притчах. Но тот, кто смотрит на сию премудрость только очами, не видит ничего, кроме платья, в которую она облечена; смотрит и видит одеяние природы, но дух и ядро природы не видит; слушает и слышит природу, но слушает и слышит бессмысленные голоса, а смысла не понимает. Ни оком нельзя увидеть сердцевину природы, ни ухом уловить смысл ее. Дух обнаруживает дух; осмысление находит смысл; разум встречается с разумом; любовь чувствует любовь.

Воистину, беден и жалок этот мир, ибо быстро преходит, и тот, кто прилепится к нему как к чему-то, имеющему самостоятельную ценность, непременно падет и застонет от боли и стыда. Но мир есть богатая сокровищница поучительных притч, и тот, кто будет так его воспринимать и таким образом им пользоваться, не падет и не посрамится.

И сам Господь наш Иисус Христос в поучение людям часто использовал притчи, изображающие природу, то есть вещи и события мира сего. И часто Он брал для поучений обычные вещи и обычные события, чтобы показать, сколь питательное ядро и сколь глубокое содержание во всех них скрывается. В необыкновенных и редких происшествиях – например, в падении звезд, землетрясениях, больших войнах и т.п. – и обычные люди ищут некое духовное значение. Но только необыкновенные люди ищут и находят духовный смысл и в обычных, часто происходящих, ежедневных событиях. Самый Необыкновенный среди всех необыкновенных, когда-либо ходивших по земле, Господь наш Иисус Христос, как нарочно выбирает из мира сего самые заурядные веши, чтобы открыть людям тайну вечной жизни. Ведь что может быть обычнее соли, закваски, зерна горчичного, солнца, птиц, травы и лилий полевых, пшеницы и плевелов, камня и песка? Никто из ежедневно смотрящих на них лишь очами и не подумали бы искать в них сокровенные тайны Царства Божия. А Христос остановился именно на этих предметах и обратил на них внимание людей, открыв неизмеримые небесные тайны, скрываемые под внешним их видом. Точно так же просты и обычны события, которыми Господь пользовался, чтобы показать и объяснить всю духовную жизнь человека, или всю историю человеческого падения и спасения, или конец света и Страшный Суд, или милость Божию к грешникам. Веками люди смотрели на обычные события, похожие на те, что описаны в притчах о сеятеле и семени, о пшенице и плевелах, о талантах, о блудном сыне, о злых виноградарях, но никому и в голову не приходило, что под листвою этих событий скрывается ядро, столь питательное для духа человеческого, пока Господь Сам не рассказал сии притчи, не растолковал их значение и не показал их ядро.

Сегодняшнее Евангелие излагает известную Христову притчу о сеятеле, которая внешне рассказывает о весьма обычном событии, но в своей внутренней сердцевине скрывает Самого Господа Иисуса Христа, и человеческие души, и учение Евангельское, и причину гибели и путь спасения человеческих душ – всё сразу.

Вся эта притча ясна и правдива, даже если видеть в ней просто описание одного из обычных событий. Всякий земледелец смог бы подтвердить на основании своего собственного опыта, что, действительно, именно так и происходит с посеянными на ниве семенами. И всякий может поведать вам о своих трудах и муках на поле: сделать так, чтобы через него не ходили, выбрать из почвы камни, выкорчевать и сжечь терние – и, таким образом, всю ниву превратить в добрую землю. Но притча сия рассказана не ради того в ней, что каждому известно, но ради сокровенного смысла, ранее не известного никому. Она рассказана ради глубокой, вечной, духовной истины, в ней скрывающейся.

Нива представляет собою души человеческие; различные участки нивы означают разные человеческие души. Одни души – словно полоса при дороге; другие – как каменистая часть нивы; третьи – как место, заросшее тернием; а четвертые – как добрая земля, удаленная от дороги и очищенная от камней и терния. Но почему сеятель бросает семя не только на добрую землю, но и при дороге, и на камень, и между тернием? Потому что Евангелие открыто всем и не ограничено какой-то одной группой людей, как было со многими самозванными учениями греков и египтян, темными и чародейскими, целью которых была скорее власть одного человека или группы людей над всеми остальными, чем спасение душ человеческих. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.10:27). Так заповедал Господь Своим ученикам – главный Сеятель другим сеятелям. Далее, и потому еще, что Бог желает спасения всем человеческим душам, ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим.2:4), не желая, чтобы кто погиб (2Пет.3:9). Если бы Господь сеял Свое Божественное учение лишь среди добрых людей, тогда у злых была бы отговорка, что они даже не слышали о Евангелии. И, таким образом, свою погибель они приписывали бы Богу, а не собственной греховности. Но между тем они погибнут не по Божией вине, ибо Бог праведен и никакая вина не может даже приблизиться к свету Его правды.

В том, что три части семян пропали, виновен не сеятель и не семена, а сама земля. В том, что многие люди погибнут, не будет вины ни Христа, ни Его святого учения, но самих этих людей. Ибо они не вложат ни труда, ни любви, чтобы взрастить принятое семя; чтобы защитить его от сорной травы; чтобы закопать его в плодородную глубину души своей и сохранить его до принесения плода и до жатвы. Но хотя три части нивы останутся бесплодны, слово Божие даст обильную жатву. Как и сказал Бог чрез пророка: слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис.55:11). То, что некоторые люди не воспользуются словом Христовым, не значит, что слово сие посеяно напрасно. Богу все возможно: Он может сделать так, что из-за этого его жатва на доброй земле станет обильнее. В худшем случае, слово Его возвратится к Нему, если не иначе, то как талант, закопанный злым рабом или как мир, принесенный дому и им не принятый. Как повелел Господь апостолам приветствовать каждый дом, в который они входят, говоря: «Мир дому сему». И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Мф.10:12-13).

Но послушаем лучше, как Сам Господь раскрывает внутренний смысл сей притчи. Ибо это одна из редких в Евангелии притч, которые Христос истолковал Сам. А истолковал потому, что Его об этом попросили апостолы:

А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. Поначалу они с радостью принимают, некоторое время веруют и, наконец, из страха отпадают. Как невольник, который, много лет проведя в темнице, увидел, что кто-то распахнул его дверь и крикнул: «Выходи, ты свободен!» Сперва он радуется и начинает собираться, чтобы выйти; но когда подумает о том, что ему придется привыкать к новому образу жизни и новым делам, пугается этого нового, неизвестного и с большею охотой снова удаляется в темноту, сам закрывая перед собой двери темницы.

У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растёт при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: «Если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?» И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю.

Подобных боязливых людей и сегодня много между нами. На поверхности их сердца зазеленела вера в Бога. Но земля весьма неглубока, а под нею – твердый камень. Когда для них воссияет великое солнце правды Божией, при свете которого они видят, что слово Божие требует глубины, что оно простирает свои корни до самого дна сердечного, и до дна души, и до дна ума, – тогда они пугаются. Они еще согласились бы пустить Бога в свою переднюю, приберегая все остальные комнаты для себя. Но когда они увидели, что Бог есть солнце, в близи которого ни одна комната не может оставаться во тьме, их охватил страх. А когда для такого человека еще и настанет скорбь или гонение за слово (это и есть бури и ветры), он тотчас соблазняется. Шаткость в вере есть служение одному господину и обещание службы другому. Колеблющиеся на деле служат диаволу, а обещают служить Богу. Но как Бог поверит их обещаниям, если они не уверовали в то, что обещал Он Своим словом?

Источник

Золото Евангельской мудрости: Притчи. О сеятеле

Выберите раздел серии

Золото Евангельской мудрости: Притчи
О сеятеле

Сегодня мы поговорим о самой простой и одновременно… самой сложной и загадочной притче из всех, что мы читаем в Евангелии…

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте:
Вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. (Евангелие от Марка, 4-я глава)

Наверное, никакая другая притча за последние сто лет не подвергалась столь беспощадной критике, как Притча о сеятеле.

Почему сеятель так странно сеет? Никакой нормальный человек не будет бросать ценные семена на каменистую почву…
Почему ученики не поняли смысла притчи, что здесь вообще такого, что бы можно было не понять?
Почему Иисус так подробно комментирует притчу? Он никогда не растолковывает притчи, давая людям самим подумать над притчей и уяснить ее смысл… А тут и вообще непонятно: народ Иисус отсылает, как будто им все и так понятно, а вот некоторым людям и ученикам толкует притчу. Неужели ученики глупее остальных слушателей Иисуса, что им нужно растолковывать отдельно?

Все это, как и многие другие элементы, позволили некоторым ученым в 20-м веке сделать вывод: эта притча не принадлежит Самому Иисусу, а была создана в первохристианское время. Другие ученые говорили, что первая часть притчи все же принадлежит Иисусу, но вот вторая часть, со слов «Когда же остался без народа…», то есть истолкование притчи, придумано позже.

Однако сегодня большинство библеистов считает, что вся притча принадлежит Иисусу. Более внимательное изучение текста, символов, оборотов речи показало, что все в этой притче идентично слогу Самого Иисуса – именно Он произнес и первую, и вторую части притчи. Только вот оказалась она гораздо глубже, нежели представляли себе прежние поколения толкователей.

Но сначала, перед тем как мы перейдем к богословию притчи, два слова о сомнительном способе сева. Не правда ли, странно бросать зерно (которое стоит немалых денег) на каменистую почву.
Изучение аграрной культуры Палестины показало, что там существовало два способа сева. Первый, когда землю сначала вспахивали и потом засевали, и второй, когда сначала бросали зерно, а потом уже эту землю вспахивали. Таким образом, вполне возможна та ситуация, что здесь описан сев до вспашки[1]. Сеятель не знает, на какую почву он бросает зерно, быть может, она каменистая, неплодоносная… Он пока просто сеет.

А теперь, наконец, о самом главном, о богословии притчи:

И начать надо с того, чтобы определить, что означают в этой притче:
А) семя (или зерно)
Б) и что – сеятель.

Эти образы, естественно, не придуманы Иисусом, Ветхий Завет знает конкретное толкование этих понятий.
Семя – означало Израиль. У Исаии мы читаем о том, что Израиль, который будет подрублен, будет страдать и погибать, восстановится благодаря святому семени: «Так святое семя будет корнем» (Ис. 7, 13). То же читаем у других ветхозаветных авторов.
Семя, или святое семя, – в их понимании, это малая часть народа, какая-то его крупица, по милости Божией выжившая даже в испытаниях. Из этого семени вырастет большое растение, это семя произведет великий урожай.
Но для того, чтобы семя проросло, его нужно посеять, верно? Кто же будет его сеять? Кто совершит это дивное умножение народа Израильского из крошечного остатка, зернышка? Конечно, Бог!
«Не бойся, ибо Я с тобою; от Востока приведу семя твое[2], и от Запада соберу тебя» (Ис. 43, 5);
«Обращу на них очи Мои во благо им, и возвращу в землю сию. и насажду, а не искореню» (Иер. 24, 6);
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скора» (Иер. 31, 27);
«И насажду их на земле сей твердо!» (Иер. 32, 41);
«Не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твоей из земли плена их; и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его» (Иер. 46, 27).
Здесь семя человеческое, семя скота, семя пшеницы и семя иных растений. Как для нас яйцо – очень емкий символ Пасхи[3], так и для иудеев семя было всеобъемлющим символом расцвета и преумножения их народа[4].

Я не буду умножать число примеров, их очень много. Практически у всех пророков мы читаем о том, что Сеятель – Бог посеет семя – народ Свой в Святой Земле, и он чрезвычайно разрастется и умножится.

Теперь представьте, когда Христос начал рассказывать притчу о сеятеле, как жадно впитывали ее окружающие и пытались разгадать.

А ломать голову было над чем. Согласно притче – сеяние началось, сеятель вышел сеять! То есть сбывается то, о чем предсказывали пророки. Кто оказывается сеятелем? Иисус!
Но вот ужас для слушателей! Оказывается, этот ожидаемый сев будет не однозначно удачным, как на то надеялись евреи. У пророков не найдем упоминаний о каких-либо неприятностях во время «священной посевной». А тут… Иисус просто революцию устраивает. Он говорит, что Бог в Его лице начал сеять, да еще и то, что многие семена погибнут или не дадут плода и засохнут…
Одно семя упало на каменистую почву, другое поклевали птицы (а птицы в Ветхом завете были синонимом язычников, или бесов). Получается, что Бог-то сеет, то есть ожидания и обещания как бы сбываются, но все происходит совсем не так, как того ожидали иудеи.

…Итак, повторю, что означает посев семени в притче Иисуса: исполнение пророчеств – совершение спасения для Израиля.
Эта притча о самом главном: Бог в лице Иисуса начал сеять, как это предсказывали пророки.
И теперь только от Его слушателей зависит, какое отношение будет это иметь к каждому из них: либо сев пройдет мимо них, спасение как бы обойдет их стороной, либо они его примут, оно в них прорастет и принесет обильный плод.

Но в таком случае встает вопрос о второй части притчи. Почему все Евангелисты, приводящие эту притчу, не забывают привести толкование, данное Иисусом; отметим, очень странное толкование: Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово…

При чем тут слово. А при том, что в Ветхом Завете слово означало деятельное, динамичное исполнение обещаний Божиих.
Прочитайте этот отрывок из пророка Исаии, и вам станет понятна взаимосвязь: Бог – семя – слово:
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис. 55, 10-13).

В этом отрывке есть все: и рассказ о замысле Божием, и указание на то, что замысел этот осуществится словом. И, наконец, тема прекрасных плодов, то есть, иными словами, опять же тема семени и его возрастания.

Сеется слово, как птенец из яйца, проклевывается спасение. Несмотря на тернии, которые силятся заглушить слово, оно действует и возрождает людей. В ком-то оно принесет преизобильные плоды: «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат»… Как говорят специалисты, изучавшие иудейскую агрономику, даже самые большие цифры – это не фантастический урожай, но рекордный, реальный!

Притча, которую мы разбираем, исключительно важна! Об этом, кстати, говорят и слова Самого Иисуса: «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» Это – притча о притчах. Или, иначе говоря, притча, в которой, как в семени, как в зародыше, содержится вся Тайна веры. Это, кстати объясняет тот факт, что эту притчу привели все трое синоптиков: Марк, Матфей и Лука. Никак нельзя было ее опустить…

А как еще можно выразиться о притче, в которой четко сказано: ожидаемый долгие столетия и предсказанный пророками чудесный сев начался! И теперь от каждого слушателя зависит, как он примет слово Христа, или, что то же самое, – реальность Спасения. Либо сатана (не без участия самих людей, дающих ему возможность так поступать) похитит эти драгоценные семена и они не прорастут в человеке… Либо они услышат слово Христа и устремятся за Ним, но последующие скорбные обстоятельства их отвратят от веры… Есть и те, которые услышат слово, однако «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» заглушат в них слово. Впрочем, будут и те, кто принесет великий плод. Кто обратится ко Христу, и в ком это обращение произведет реальное преображение.

Иисус ставит вопрос ребром: та история, которую ждут иудеи, – их вымысел. Вот сейчас, именно сейчас! возвещается другой сюжет истории, и Он – Иисус – главное действующее лицо этого сценария. Не происхождение, не национальность – твой козырь, то, что тебя спасет и спасет как бы помимо твоих личных усилий, а то, как ты отнесешься к возвещаемому Иисусом слову! Потому, что слово это – есть слово Спасения… То, что возвещает Христос, и есть долгожданное Спасение!

Вот центральный пункт этой притчи.

Он настолько радикален, что мысль эту нужно высказывать завуалированно, непрозрачно. Она и на самом деле высказана не совсем понятно. К думающим людям Иисус обращает слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Это выражение означает, что нужно быть внимательным, чтобы уловить то важное, что Иисус хочет им сообщить.
Но не все люди умны и адекватны в своем поведении. Кое-кто может сделать неправильные выводы из притчи и это спровоцирует нестроения, восстания, которые могут плохо окончиться. Именно поэтому Христос говорит Апостолам и такие слова: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи…»
Этот загадочный пассаж, совершенно непонятный в Синодальном переводе, правильнее перевести так: «Вам – дана тайна Царствия Божия, тем же, которые вне – все дается в притчах. Чтобы смотрящие – смотрели и не увидели, слышащие – слышали и не понимали; чтобы не обратились они и было прощено им[5]».

Несколько дополнительных мыслей вдогонку:

Много, много путей к погибели, и многие люди последуют этими путями! Будут погибшие! Мы не говорим сейчас о том, кто спасется, а кто нет – это дело Божие, но несомненна мысль притчи – Бог сеет во всех людях, семена спасения, энергия иной жизни дана всем. Но именно от человека зависит, даст он прорасти этому доброму семени – или подавит его сорняками, даст склевать птицам и т.д. Это от человека зависит и он о своем свободном решении в этом вопросе будет давать отчет Богу.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о судьбе погибших зерен, подмечает еще одну тонкую грань: «Пусть дьявол и хищничает; но от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена и засыхают, то не зной бывает причиной этого, – не сказано, ведь, что посохли от зноя, но: как не имели корня. Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Можно, если захочешь, не допустить этого негодного растения и богатство употребить, как должно. Потому Христос не сказал: век, но: забота века; не сказал: богатство, но: обольщение богатства (Мф. 13, 22). Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, – и в веке этом жить, и не подавляться заботами».

Также обратим внимание и на невиданный урожай, который будет собран, несмотря на то, что многие зерна погибнут. Несмотря на неуспех в частностях, вообще замысел Божий восторжествует. Это дает всем нам, христианам, понять, что дело Божие, несмотря, как я уже сказал, на разные проблемы распространения вести о Спасении, не только не бессмысленно, но «обречено на успех».
Это хорошо бы нам вспоминать, когда руки опускаются от того количества зла, которое мы видим вокруг. Несмотря на то, что ростков добра так мало и они такие жалкие, все это, с помощью Божией, приведет к победе Его замыслов.

Впрочем, поговорить здесь можно было бы о многом… Основной вектор толкования притчи я показал, теперь вы можете двигаться самостоятельно, нанизывая бисеринки смыслов и толкований на ожерелье этой великолепной притчи. У святых отцов и богословов можно найти немало глубоких мыслей о семени, сеятеле, почве нашей души и проч.

А закончить комментарий на притчу мне хотелось бы словами блаженного Августина, обращавшегося к своей пастве так:
Взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам.
Я вопиял: Меняйтесь, пока есть возможность. Вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник!
Не имейте грубого сердца – в нем быстро угаснет Божие Слово!
Не будьте мягкой почвой – в ней корень любви непрочен!
Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом (блаж. Августин имел в виду свой пастырский труд. – прот. К.П.)!
Ведь сеет Господь, а мы – работники Его.
Будьте доброй почвой!

[1] Несмотря на то, что доказано, что существовал такой способ сева, когда сев предшествовал вспашке, некоторые серьезные специалисты доказывают, что Иисус говорит об абсурдном в то время способе сева, что описанная Им картина противоречит палестинской культуре. Что ж из этого? Если они и правы, может быть, Христос специально приводил такой невероятный способ сева, чтобы спровоцировать слушателей, чтобы показать им, что Бог пускается на невероятные и неожиданные поступки, что мы, люди, не можем прогнозировать и предугадывать Его планов и способа действий?
[2] В Синодальном переводе «племя твое», но в оригинале семя.
[3] О символике пасхальных яств можно почитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/otvety_svyaschennika_na_voprosy_5-all.shtml
[4] Та же мысль, например, у пророка Иезекииля иллюстрируется образом не семени, а отростка дерева:
Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе.
На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его.
И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю (Иезек. 17, 22-24)

И далее:
А вы, горы Израилевы, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю; ибо они скоро придут.
Ибо вот, Я к вам обращусь, и вы будете возделываемы и засеваемы.
И поселю на вас множество людей, весь дом Израилев, весь, и заселены будут города и застроены развалины.
И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши, и узнаете, что Я Господь.
И приведу на вас людей, народ Мой, Израиля, и они будут владеть тобою, земля! и ты будешь наследием их и не будешь более делать их бездетными (Иезек. 36, 8-12).
[5] Последнюю фразу надо пояснить. В Синодальном: да не обратятся, и прощены будут им грехи. В предлагаемом мною: чтобы не обратились они и было прощено им.
Смысл в том, что Христос не желает, чтобы люди сейчас увлеклись его проповедью и спровоцировали восстание, или какие-то иные действия, которые повлекут со стороны Рима репрессии. Пока рано! Пока еще не совершено все, что должно быть совершено, то есть не было Искупительной Смерти и Воскресения. Пока люди уразуметь полноту Истины не могут и в несвоевременной ревности могут, как говориться, «наломать дров». Кстати, слов о грехах в оригинале нет, это придумали наши переводчики.

В качестве приложения к нашему очерку предлагаю замечательную подборку фотографий, на которых можно познакомиться (или освежить в памяти тем, кто там бывал) с типами палестинской земли.
Фото: Марины Смирновой. 12 июня исполняется годовщина со дня ее гибели: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=431

притча о сеятеле икона. 8165 6978b9e802496da066f15ec417e7b3ee. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-8165 6978b9e802496da066f15ec417e7b3ee. картинка притча о сеятеле икона. картинка 8165 6978b9e802496da066f15ec417e7b3ee.
Иное упало на каменистое место, где немного было земли.

притча о сеятеле икона. 8167 45013e3f4a79407bd641b4153b2f07e6. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-8167 45013e3f4a79407bd641b4153b2f07e6. картинка притча о сеятеле икона. картинка 8167 45013e3f4a79407bd641b4153b2f07e6.
Вид на Галилейскую долину с горы Арбель.

притча о сеятеле икона. 8169 5a61daaba4755cb5959a211e33d85f19. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-8169 5a61daaba4755cb5959a211e33d85f19. картинка притча о сеятеле икона. картинка 8169 5a61daaba4755cb5959a211e33d85f19.
Иное (семя) упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

притча о сеятеле икона. 8173 604f5fb4540a5145e4b8ac51d5daaca5. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-8173 604f5fb4540a5145e4b8ac51d5daaca5. картинка притча о сеятеле икона. картинка 8173 604f5fb4540a5145e4b8ac51d5daaca5.
На берегу Иордана в местечке Кесария.

притча о сеятеле икона. 8175 4ed47f7f25ff478acb499342da797c83. притча о сеятеле икона фото. притча о сеятеле икона-8175 4ed47f7f25ff478acb499342da797c83. картинка притча о сеятеле икона. картинка 8175 4ed47f7f25ff478acb499342da797c83.
На берегу Галилейского озера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *