пришвин моя родина чему учит рассказ
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе М.Пришвина «Моя родина»
Главный герой рассказа Михаила Пришвина «Моя родина», от лица которого и ведется повествование – писатель, увлекающийся охотой. Вспоминая молодость, он рассказывает о том, как приучился вставать очень рано, с рассветом солнца.
Первой в доме всегда просыпалась мать главного героя. Однажды он тоже встал рано, чтобы отправиться на охоту, и мать напоила его чаем с топленым молоком. Угощение так понравилось рассказчику, что он каждый день начал просыпаться до рассвета, чтобы попить вкусный чай. И даже переехав жить в город, он сохранил эту привычку начинать рано свой рабочий день.
Главным увлечением писателя была охота. Но охотился он не столько ради трофеев, сколько для того, чтобы найти в лесу для себя что-то новое, с чем раньше не сталкивался. А еще необычному охотнику нравилось ловить в силки самых голосистых птиц и кормить их птичьим лакомством – муравьиными яйцами, чтобы птицы лучше пели. Ради этого тратил много времени на поиски муравейников и выманивал муравьев из их жилища, чтобы раздобыть лакомство для птиц.
Главный герой рассказа обращается к читателям с призывом изучать родную природу и беречь ее богатства – леса, водоемы, степи и горы. Для рассказчика бережное отношение к природе, к лесным обитателям, означает бережное отношение к родине.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пришвина «Моя родина» заключается в том, что человек должен беречь окружающий его мир, потому что этот мир является его родным домом, его родиной.
Рассказ учит охранять природные богатства, которые главный герой называет «великими сокровищами жизни».
В рассказе мне понравился главный герой, писатель, который приучился рано начинать свой трудовой день. Он считал, что раннее начало дня приносит человеку здоровье, счастье и радость. Ещё мне понравилось, как бережно, с добром, писатель относится к природе, к родине.
Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Моя родина»?
Кто рано встает, тому бог подает.
Родной край – сердцу рай.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Пришвин Михаил рассказ «Моя Родина»
Читательский дневник по рассказу «Моя Родина» Михаила Пришвина
Автор: Пришвин, Михаил Михайлович
Название произведения: «Моя родина»
Главные герои: автор.
Второстепенные герои: мать.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — любит природу и восхищается её красотой.
Романтичный и мечтательный.
Характеристика второстепенных героев:
Мать — добрая, мудрая, простая женщина.
Умеет создать домашний уют.
Краткое содержание рассказа «Моя Родина»
Автор вспоминает, как когда был маленький, привык пить чай с молоком и вставать очень рано.
К этому его приучила мать.
В городе он сохранил эту привычку и уверенность, что если бы все люди вставали с первыми лучами солнца, то были здоровыми и счастливыми.
Автор говорит, что охота для него это поиск, находки, которые можно сделать в лесу.
Например, найти соловья и кормить его муравьиными яйцами.
Автор называет лес своим хозяйством.
А потом замечает, что все мы, люди, молодые хозяева природы.
Природа для нас настоящее сокровище, которое нужно охранять и беречь.
План рассказа:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Моя Родина»
Главная мысль рассказа в том, что охрана природы дело каждого разумного человека.
Основная идея рассказа в том, что человек должен любоваться красотой природу, но не губить её.
Чему учит произведение:
Рассказ учит любить природу, беречь её богатства.
Учит ценить красоту окружающего мира.
Учит жить в гармонии с природой.
Учит тому, что природа — наш дом.
Краткий отзыв о рассказе «Моя Родина» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я задумалась о роли, которую играет в моей жизни природа.
Ведь оказалось, что леса и поля, горы и реки — всё это мой дом, Родина.
И это всё нужно беречь и охранять.
Для каждого Родина начинается с разного.
Для автора — с утреннего чая.
Для меня с пением птиц и солнечными лучами.
Для моих друзей и знакомых с чего-то ещё.
Это очень правильный и нужный рассказ, в котором призывается беречь и преумножать природные богатства.
Автор рассказал, как полюбил природу.
Объяснил, что для него значит слово Родина.
Вспомнил важные события детства.
Мне очень нравится писатель как человек.
Он так нежно и трогательно беспокоится о природе, что ему нельзя не посочувствовать.
Автор может увлечь других своей любовью, а значит помогает сделать мир лучше.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, как и чем мы можем помочь нашей природе.
Начинать можно с малого, ведь даже самые маленькие ручейки, объединившись, дают полноводные реки.
Пословицы:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Мать моя вставала рано, до солнца.
Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок.
Мать угостила меня чаем с молоком.
Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю.
Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Пришвин «Моя Родина»: как написать отзыв о рассказе?
Как написать отзыв о рассказе Пришвина «Моя Родина»?
Рассказ Пришвина «Моя Родина» полон прекрасных фраз о природе, хотя он довольно короткий. В небольшом рассказе автору удалось поднять тему бережного использования всего того, что дарит нам матушка-природа. А охранять и беречь её должны мы, именно наше отношение позволит сохранить чистую воду в реках, прозрачный воздух в горах, а также всех существующих животных на нашей земле.
Рассказ мне очень понравился, особенно тем, что автор повествования ходил на охоту за наблюдениями, а не за дичью. Именно уникальные находки были целью его походов. Он так интересно описывал свои неожиданные открытия, что мне тоже захотелось отправиться в лес за новыми впечатлениями.
Пришвин призывает нас беречь окружающий мир, а главный смысл рассказа таится в этом авторском предложении:
Пришвин «Моя Родина» отзыв для читательского дневника
Произведение проникнуто любовью к Родине. Когда его читаешь, то представляешь все то богатство, которое необходимо и любить, и беречь.
Героем рассказа является сам автор. Сначала он дает перед нами одну из картин своего детства. Он полюбил вставать рано. Как здорово оказалось видеть, когда встает солнце и все пробуждается, начинаются заботы.
Мне понравился рассказ и потому, что он непринужденно призывает читателя также быть любопытным: увидеть мир таким, какой он есть, и при этом, конечно, бережно к нему относиться. Мне захотелось тоже встать рано утром и прогуляться по лесным тропинкам, увидеть пробуждение природы. Я буду стараться беречь все то богатство, которое подарила Родина.
Отзыв на рассказ Пришвина «Моя Родина».
Мне понравился этот простой и нехитрый рассказ прежде всего теми ценными мыслями, которые в нем озвучил писатель. Пришвин в нем рассказывает о красоте природы и постепенно подводит читателя к важному выводу, что эту красоту обязательно нужно беречь и только человек может защитить тех, кто живет на этой планете рядом с ним, птиц, рыб и зверей.
И еще мне очень понравился заключительный слоган этого рассказа, в котором писатель призывает отдать каждому то, что ему принадлежит по праву:
Мне нравятся рассказы Михаила Пришвина, в них он делится с читателями своими наблюдениями и переживаниями.
Так в рассказе «Моя Родина», автор говорит о том, как пришло к нему понимание того, что является важным в жизни.
Будучи ребенком автор просыпался на рассвете и совершал небольшие прогулки. Он восхищался красотой природы, пением птиц, осознание того, как же хорошо жить на белом свете.
Автор призывает любить свой край, свой отчий дом, в котором ты родился и жил. Он призывает юных читателей не причинять вред природе, потому что это тоже твоя Родина.
Рассказ Михаила Пришвина «Разговор деревьев» я прочитала в считанные минуты и он произвел на меня впечатление. Автор описывает свои чувства от общения с природой так сочно, что мне захотелось попасть в весенний лес.
Мне понравилось, как красиво автор описал распускание почек на деревьях, и как пахнут почки с молодыми листиками. А затем он поведал нам о том, что оказывается, деревья общаются между собой. Мы говорим с помощью звуков, складываем их в слова. А деревья разговаривают ароматом, они могут звать друг друга, перешептываться вечерами и даже перекликаться.
Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.
Конспект урока по литературному чтению на тему М.М. Пришвин «Моя Родина»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Кулебаки Нижегородской области
Предмет : литературное чтение
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»
УМК, автор учебника: «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Выполнила учитель начальных классов
ФИО: Бочкова Олеся Юрьевна
Дата выполнения: 5.02.2015 г.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с новым видом рассказа «очерк», учить определять главную мысль произведения.
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) совершенствовать навыки чтения;
3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;
4) развивать умение работать с текстом;
5) прививать любовь к природе, к Родине.
словесный (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой);
наглядный (компьютерная презентация, книги);
практический (самостоятельная работа, работа по группам);
проблемный (частично – поисковый).
— формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;
формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащать речь выразительными средствами языка.
— Познавательные УУД: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
— Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
-К оммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
-пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитывать эмоционально-эстетического восприятие художественного произведения творческой деятельности.
Форма организации урока: традиционная.
Формы организации работы в классе:
фронтальная работа с учащимися;
Оборудование: выставка книг М.М. Пришвина, аудиозаписи, компьютер, медиапроектор, учебник «Литературное чтение. 3 класс (2 часть)», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, презентация, карточки с заданиями.
Приветствует учащихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.
Создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Включение детей в активную, познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Прочитайте четверостишье в пол-голоса и подумайте, о чём оно:
Луга, поля, леса, моря.
Природа наша велика.
Беречь её должны мы все,
И будет краше на земле.
О чём это четверостишье?
Как вы думаете, с какой интонацией можно прочитать эти строки?
1 вар.- прочитайте с интонацией восхищения,
2 вар.- прочитает с интонацией удивления.
-С интонацией восхищения,
Л – развитие познавательной активности.
Р – выполнение учебных действий в устной речи. В сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов учебной задачи.
ΙΙΙ. Проверка домашнего задания
Сергей Есенин любил наблюдать за природой и писал о ней стихи.
Остальных ребят мы выслушаем на следующем уроке.
Вывод: Каково должно быть отношение к природе?
-Чтение наизусть стихотворения С.Есенина
-Нужно не только наблюдать за природой, но и любить, беречь её.
П – чтение наизусть стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.
К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе.
Л – осознают свои возможности в учении, развитие познавательной активности.
Л – формирование нравственно-этических норм поведения.
Р – формирование действий контроля и оценки.
Послушайте отрывок из песни и подумайте, о чём поведём разговор на уроке?
Как понимаете смысл слова «Родина»?
Вывод: Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Что мы можем сказать о людях, пишущих произведения о Родине?
Верно. Иначе они бы не смогли написать таких прекрасных произведений.
Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим Родину.
Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь.
— Слушают отрывок из песни «С чего начинается Родина»
— О Родине, о природе.
-(3 ученика рассказывают
К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе. Умеют оформлять свои мысли в устной форме, выступать в диалоге, обмениваться мнениями.
Р – принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности. Формирование действия прогнозирования.
V. Актуализация знаний.
1. Известный дедушка – баснописец.
2. Написал рассказы про «Мышонка Пика».
3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.
4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка».
5. Автор, писавший о животных и сам иллюстрировавший свои книги.
6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном городе.
Назовите фамилию писателя?
Чтобы лучше понять произведение, нужно поближе познакомиться с автором.
Я предлагаю сделать вам это самостоятельно.
Будьте внимательны, т.к вам нужно не только прочитать биографию автора, но и ответить на вопросы.
1гр.- Что узнали о жизни М. Пришвина?
2гр.- Чем любил заниматься писатель?
Ребята, обратите внимание, писатель с детства любил охоту, но его охота была особенной.
В чём была его особенность, подробнее вы узнаете из его рассказа «Моя Родина».
Знакомятся с биографией писателя.
К 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях М.Пришвина читатели встречаются с собаками. Он изъездил многие места нашей огромной страны.
Слушают прочтение рассказа учителем.
К – проявляют готовность слушать, учатся работать в группах.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этому этапу обучения.
П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания, работают с информацией, представленной в виде кроссворда.
V Ι. Работа над текстом
Кому понравился рассказ?
Что понравилось в рассказе?
В чём же была особенность охоты М.Пришвина?
— Охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего писатель ещё не видел.
Л – проявляют эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.
К – проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.
П – осуществляют первичный анализ произведения.
Ты, всегда со мною
Всем я поделюсь с тобой одною
И еще шепну тебе на ушко
Ты моя ближайшая подружка!
Мы четыре ножки
По одной идем с тобой дорожке
Если, что всегда готовы к бою
Двадцать коготков у нас с тобою!
Мы словно две половинки
Одной красивой и веселой картинки…
Л – имеют установку на здоровый образ жизни.
VΙΙΙ . Продолжение работы над текстом
Вторичное восприятие учащимися.
Приготовьтесь читать рассказ «жужжанием» и подумать : события в рассказе вымышленные или реальные?
Итак, события в рассказе вымышленные или реальные?
Почему вы так решили?
Работаем над трудными словами. Прочитаем все вместе : сокровища,кладовая,пробуждается.
Как вы думаете, что такое сокровища?
Сокровища – это драгоценность, дорогая вещь.
У слова «кладовая» два лексических значения:
Помещение для хранения материалов, товаров;
Место, где сосредоточены какие- нибудь природные ценности (места произрастания грибов, ягод, орехов.)
Как вы думаете, к нашему произведению какое больше всего подходит понятие «кладовой»?
Что писатель называет «кладовой солнца»?
Какие «сокровища жизни» надо охранять?
Что значит «пробуждается»?Давайте подберём синонимы.
Найдите и прочитайте обращение писателя к вам. Как он вас называет?
Найдите и прочитайте самую главную мысль рассказа.
А что можем сделать мы, чтобы сберечь природу?
Вывод : Писатель не только показывает красоту природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое!
О Родине сложено много пословиц и поговорок. Я предлагаю восстановить пословицы, работая в паре.
— Природу, которая хранит сокровища жизни.
-Чтение учащимися 8 абзаца.
— Охранять природу – значит охранять Родину.
— Сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы.
-Родина- мать, умей за неё постоять.
— Береги землю родимую, как мать любимую.
— Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Р – принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности.
П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания, осуществляют поиск необходимой информации, анализируют произведение, осознают смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.
Л – проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.
К – принимают участие в работе парами, понимают задаваемые вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Ι Х.Итог урока. Рефлексия.
С каким произведением познакомились на уроке?
Чему учит данный рассказ?
Что вы узнали об авторе этого произведения?
Оцените своё настроение на уроке.
Я рада, что количество улыбающихся солнышек у нас преобладает.
П- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Р- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Запишите домашнее задание.
1гр.- выразительное чтение рассказа;
2 гр.- сочинить и записать рассказ на тему : «Мой родной край»
Задают уточняющие вопросы.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения.
Данный урок является уроком изучения нового материала.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с новым видом рассказа «очерк», учить определять главную мысль произведения.
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) совершенствовать навыки чтения;
3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;
4) развивать умение работать с текстом;
5) прививать любовь к природе, к Родине.
словесный (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой);
наглядный (компьютерная презентация, книги);
практический (самостоятельная работа, работа по группам);
проблемный (частично – поисковый).
Д оброе пожелание учителя включает детей в деятельность на личностно-значимом уровне, у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность, задания этого этапа включают детей в деятельность.
2 этап:Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.
Затем создается проблемная ситуация, дети сами определяют тему и цель урока.
Фронтальная работа с классом заставляет каждого учащегося думать, находить ответ на поставленный вопрос. Учителю видна степень работы каждого учащегося, есть возможность откорректировать действия каждого ученика, позволяет выявить трудности в усвоении материала.
3 этап: Этап изучения нового материала. Первичное восприятие.
Проявляют эмоциональное отношение к содержанию прочитанного. ; проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.
4 этап: Анализ рассказа.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания, осуществляют поиск необходимой информации, анализируют произведение, осознают смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.
Принимают участие в работе парами, понимают задаваемые вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
5 этап: Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
На каждом этапе урока идет работа над развитием умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия. оценивать свои действия (Рег.).
Разнообразие заданий служит средством развития личностных УУД: мотивации к учебе, интереса к новому учебному материалу, способности к самооценке, эмпатии – сопереживанию.
Учащиеся строят рассуждения, обобщают, классифицируют, подводят под понятие., высказываются в устной форме, анализируют объекты, выделяют главное (Позн.)
На данном уроке реализовывались задачи по формированию УУД:
— Познавательные УУД: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
-Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
Отобранное содержание урока, оборудование, работа в парах, группах; индивидуальная, фронтальная формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных методов, работа с учебником, способствовали достижению цели урока, стимулировали познавательные интересы учащихся (формирвание познават. УУД). А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ИКТ была направлена на достижение поставленных целей.
Старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физкультминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Домашнее задание дифференцированно. Тема урока была понятна и интересна, дети своей работой на уроке остались довольны.
На мой взгляд, урок прошел успешно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.
Учебник «Литературное чтение. 3 класс. 2 часть». Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий, М.В. Голованова.
Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Кутявина С.В.