принципы обучения по сластенину

Принципы обучения по сластенину

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Я.А. Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Источник

Принципы обучения по сластенину

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время его значимость является общепризнанной в связи с изменением государственного статуса России, необходимостью возрождения чувства патриотизма, чувства Родины, развития национального характера, формирования национальных ценностей и разработкой доктрины отечественного образования. Данный принцип выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.

Принцип гражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

Согласно принципу гражданственности в обучении содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

Источник

Педагогика(Сластёнин). Педагогика В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Сластенин В. А. и др. Педагогика

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога, если она является референтной для учащихся. Последнее обусловлено отношением к детям и к педагогической деятельности, его эрудицией и уровнем профессионализма.
Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности. А. С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика.
Реализация принципа воспитывающего обучения предполагает опору на сильные стороны обучаемых. Это обусловлено тем, что обучаемые не одинаковы по уровню воспитанности. В этой связи многократное подчеркивание их недостатков может снизить их самооценку и уровень притязаний вместо позитивных сдвигов в личностном и интеллектуальном развитии. Появление детей-аутсайдеров и детей с девиантным и делинквентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие учителя к ученику, излишний критицизм и его отвержение.

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.
Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.
Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти «от незнания к знанию, от неумения к умению». Об этом образно писал Я. А. Коменский: «Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно. Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе. » [2].
Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:
в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения;

в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине;

в прохождении тем учебного материала в определенном порядке;

2. Что понимается под «закономерностью» в обучении?

3. Чем обусловлено возникновение принципов обучения?

4. Проследите изменение содержания принципов обучения в истории педагогики (на примере принципов природосообразности, наглядности, научности и др.).

5. Дайте характеристику основных принципов и правил обучения.

6. Что понимается под системой принципов обучения?

Источник

Принципы обучения по Сластенину

Принципы обучения (принципы дидактики)

К числу основных принципов относятся следующие: принцип научности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности, прочности усвоения знаний, индивидуального подхода к ученику.

Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ, репертуарных списков.

Принцип доступности обучения создает предпосылки для успешного получения учеником знаний и умений. Доступность предполагает учет уровня подготовки и развития способностей ученика. Педагогу–музыканту нельзя забывать о возрастных особенностях воспитанника, о свойствах его восприятия, памяти, воображения, мышления. Язык педагога должен быть ясным и понятным. Перед учеником необходимо ставить конкретные и посильные задачи.

Принцип систематичности последовательности обучения требует от педагога умения связывать новый материал с изученным ранее. Планируя репертуар ученику необходимо помнить, что трудность должна возрастать постепенно. (В музыкально-инструментальном обучении лишь систематические занятия приводят к успехам и достижениям в работе над техникой и звукоизвлечением).

Принцип наглядности. Одним из эффективных способов воздействия на ученика является показ педагога, который помогает последнему услышать звуковое воплощение замысла произведения. Принцип наглядности проявляется также в прослушивании произведения на концерте, в записи. В младших классах ДМШ рекомендуется использовать наглядные пособия (дидактический материал) для более доступного освоения азов нотной грамоты, клавиатуры.

Принцип сознательного обучения отражается в трех этапах освоения материала:

— претворение на практике.

Важными предпосылками сознательности обучения является наглядность и доступность. Чем яснее и доступнее поставленные задачи, тем эффективнее идет учебный процесс.

Для сознательного овладения учебным материалом большое значение имеет критическое отношение к занятиям и развитие навыков самостоятельной работы. Врагом сознательности является формализм, то есть механическое заучивание, без работы головы и уха.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает использование накопившихся навыков и умений в последующих произведениях. Для прочного усвоения навыков важно возвращаться к ранее выученным произведениям. Добиться прочных ЗУН можно лишь при условии систематичности занятий, сознательного и творческого подхода к обучению.

Принцип индивидуального подхода к обучению, учитывающий особенности развития способностей, темперамента, психических процессов, является в музыкальной педагогике центральным. Данный принцип имеет место в процессе планирования учебного процесса, подборе репертуара, в выборе стиля педагогического общения.

Специфические принципы музыкальной педагогики:

— связь музыки с явлениями окружающей действительности; единство аффекта и интеллекта; единство технического и художественного; индивидуализация обучения

Принципы обучения по Сластенину

принцип гуманистической направленности педагогического процесса – выражающий необходимость сочетания целей общества и личности; принцип связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой – отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами;

— принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу – предполагает участие в коллективном труде для накопления опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств;

— принцип научности – определяет приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией;

— принцип обучения и воспитания в коллективе – предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

— принцип преемственности, последовательности и систематичности – направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; — принцип наглядности – согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств за счет применения разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использования ярких примеров и жизненных фактов;

— принцип эстетизации всей жизни воспитанников, прежде всего обучения и воспитания – предполагает формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности, что позволяет развивать у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов;

— принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников – призван поддерживать полезные начинания воспитанников, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество;

— принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе – отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе;

— принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему – вытекает из сущности гуманистического воспитания, где требовательность является своеобразной мерой уважения к личности воспитуемого;

— принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности – предполагает выявление в ученике положительного, акцент на доверие, в целях предвосхищения процесса становления и возвышения личности воспитуемого;

— принцип согласованности требований образовательного учреждения, семьи и общественности; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий – где сущность параллельного действия состоит в том, что воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания;

— принцип доступности обучения– предполагает учет реальных возможностей воспитуемых, предупреждение интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок;

— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников – предусматривает, прежде всего, изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости воспитуемых;

— принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития – предполагает увязывание нового с ранее усвоенным, т.к. только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность.

Источник

Принципы обучения по сластенину

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Я.А. Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *