причастие после рождества без поста

Рождественский пост. О посте и причащении

В эти дни Рождественского Поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах — словах Самого Христа, в учении Апостолов, в нашей православной вере! И чем дольше мы живем, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова.

Но спасает нас не это: спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить и преобразить нас. Но, хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть благодати свое сердце; решимость воли изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем путем, который мы сами избрали потому, что он так прекрасен и животворен.

Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее древо, которое есть Христос. Да, мы привиты — но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, — а это зависит от нас.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: Я получил Твои дары, но не принес плода — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не оказалось места, чтобы разделить радость царственного жениха.

Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.

А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, если ты опоздал к началу литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае, дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна быть в эти дни еще неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.

Все это — не просто формальные, дисциплинарные “правила”; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной — или хотя бы менее недостойной — встрече Господа. Вступим поэтому сейчас в Рождественский Пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе, к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?

И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.

Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского Поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не “право” наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно! Аминь.

Источник

Как причащаться на Рождество 2021?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Как причащаться на Рождество в 2021 году, верующим надо решать исходя из обстоятельств и эпидемиологической обстановки в регионе. Сорок дней православные христиане готовятся к празднику и, конечно, хотят встречать его в храме. Но в этот раз многим придется ограничиться онлайн-трансляцией богослужения и домашней молитвой.

Причастие – главное церковное таинство, соединяющее человека со Христом. «О, какое это великое счастье! – говорил о нем святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим». Очевидно, что в ночь, когда православный мир вспоминает, как Бог пришел на землю, каждому верующему хочется быть причастником великого события. Поэтому любые ограничения на Рождество вызывают тревогу в церковной среде.

Но нужно понимать, что Тело и Кровь Христовы одни и те же в любой день года – и в праздничный, и в будний. Поэтому в случае, если вы болеете или контактировали с заболевшим, нужно остаться дома и причаститься после окончания вашей самоизоляции. Церковь отмечает Рождество не один день. Со 2 января начинается предпразднество и в храмах уже звучат праздничные песнопения. Утром в Сочельник – 6 января – служба особенно торжественная и длинная: Литургию предваряет чтение Царских часов, а после нее служится Вечерня. Во многих храмах Литургия 7 января совершается не только ночью, но и утром. А отдание Рождества приходится на 13 января.

Что касается подготовки к причастию, то она включает в себя соблюдение поста, обязательную исповедь и чтение канонов и Последования ко святому причащению накануне. Если христианин причащается в дни Святок (8-17 января), то пищевой пост отменяется или соблюдается с минимальными ограничениями. Обязательным перед причастием всегда остается евхаристический пост – полный отказ от еды и питья с 00 часов перед причастием, если оно совершается утром, или за шесть часов до принятия таинства, если ночью.

Причащаться нужно постаравшись разрешить все ссоры и конфликты, преодолев обиды. Нельзя соединяться со Христом, при этом ненавидя и осуждая людей. Пандемия и карантинные меры напоминают всем и каждому о хрупкости мира и ценности привычных моментов. А потому, причащаясь на это странное, непохожее на другие Рождество 2021 года, нужно благодарить Господа за эту великую радость и великий дар.

Источник

Православная Жизнь

Разъясняет иерей Андрей Чиженко.

В церковном году существуют два периода, когда ради больших праздников запрещаются как земные поклоны, так и пищевой пост в среду и пятницу. Это Светлая седмица после Пасхи и период Cвяток, продолжающийся одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Святым Богоявлением (Крещением Господним).

Это время, когда небеса отверсты, Церковь небесная Ангельская вместе с Церковью земной человеческой соединяется в едином порыве ликования-славословия Богу за все те Его неизреченные блага, которые Он подарил миру и людям в частности. Это в первую очередь – Светлое Воскресение Христово и Рождество Христово. Данные праздники лишены скорби и грусти. Они суть чистейшая и всесвятая радость. Они настолько огромны, мощны и вселенски, что словно бы не умещаются в один день, но будто вода животворящего сильнейшего родника разливаются на много дней и продолжают бить в вечности. И огромная радость данных праздников заключается еще и в том, что именно в них происходит примирение Бога и человека и восстановление последнего в сыновьем достоинстве. «Уже неси раб, но сын» (Гал. 4:7).

На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве, был одобрен документ под названием «Об участии верных в Евхаристии», ставший руководством как для священнослужителей, так и для мирян. В нем есть следующие строки:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Т. е. если человек соблюдал, как положено православному христианину, Рождественский пост, он может причащаться в Святки без трехдневного пищевого поста, так как он в Святки не разрешен. Держать нужно только евхаристический пост – с 0.00 часов начала нового дня до момента причащения ничего не вкушается и не пьется. Каноны же, Последование ко Святому Причащению, утреннее и вечернее молитвенное правило читаются обязательно, как обычно. Также необходима исповедь перед причащением. Молитвенная подготовка ко причастию в Святки обычна, на Светлой же седмице она несколько меняется. Вместо канонов читается один Пасхальный канон, вместо утренних и вечерних молитв Часы Святой Пасхи, Последование же ко Святому Причащению прочитывается так же, как обычно.

Не будем же, дорогие братья и сестры, себя отлучать от Чаши в дни Святок и Светлой седмицы! Что может быть выше в очах Бога, как не наше благодарение Ему в Евхаристии?! И что может быть полезнее для нас, как не единение со Христом в Таинстве Причастия?

Источник

Ответ

Нужно ли поститься перед Причастием на Святках?

Уважаемая посетительница нашего сайта, традиции подготовки к Причастию во время сплошных седмиц — на Светлой Седмице, на Святках, в другие установленные Церковью недели, когда отменяются посты по средам и пятницам, могут различаться в разных епархиях и даже в разных приходах. Однако по логике церковного устава, который предлагает нам время для покаяния и анализа наших личных грехов и время для радости об общем церковном торжестве, когда нам следует прекратить много думать о себе, вспомнить, что никогда не бываем полностью достойны Божественной милости, и просто с благодарностью Богу радоваться Его празднику.

Церковь, безусловно, предлагает каждую Божественную литургию как службу, на которой зовет своих чад к приобщению Святых Христовых Таин. Нет литургии, на которой нельзя было бы причащаться. Это внутренне противоречиво, это абсурдно, что может быть такого рода богослужение, которое, будучи литургией, при этом предполагает запрет на причащение. Другое дело, что в советское время, оправданно, сложилась практика, что священники многим не рекомендовали причащаться на святки и на Светлой неделе. Кому не рекомендовали? Тем людям, которые за церковную жизнь держались самым-самым краешком: приходили освятить куличи, могли прийти на ночное пасхальное или рождественское богослужение, и, видя, что другие идут, тоже шли причащаться. Такой стадный коллективизм был тогда для общества свойственен, и невольно привносился и в ограду Церкви. Конечно же, людям, ничего не понимающим, толком не готовившимся, может быть, в середине службы пришедшим вдруг идти причащаться было бы, скажем так, духовно неполезно.

Давайте подумаем, как же нам поступать теперь. Наверное, для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы, применительно к ситуации тех людей, о которых Вы спрашивали.

В жизни человека должна быть иерархия ценностей. Важно воспринимать Святки не как повод для того, чтобы по полной есть, пить, гулять и веселиться, а время для того, чтобы, во-первых, радоваться о Христе Родившемся, посещать богослужения, во-вторых – делиться этой радостью с нашими близкими в дружеском и родственном общении, а в-третьих, если такая возможность предоставляется, и дать некоторый отдых нашему телесному составу. Хорошо также сотворить некие дела милосердия: посетить больных, помочь какому-нибудь бедному монастырю. Ведь Святки – это именно святые дни.

Источник

Можно ли причащаться на Рождество 2021?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Причащаться на Рождество не только можно, но и нужно. Для верующих очень важно в этот большой праздник быть в храме, участвовать в общей молитве, соединяться с Христом через Таинство. Другое дело, что не всегда и не у всех может быть такая возможность по разным причинам. А в связи со сложной эпидемиологической обстановкой и вводимыми ограничениями, без причастия в Рождественскую ночь могут остаться многие.

Причастие – церковное таинство, вокруг которого строится христианская жизнь. Оно было установлено Самим Христом во время Тайной Вечери. И вот уже две тысячи лет верующие всего мира встречаются через него с Господом и получают через него духовную поддержку. Причастие – это Тело и Кровь Христова, пролитая Сыном Божьим ради спасения человеческой души. Сам Господь призывал всех принять этот величайший Дар. В любой день года Его Тело и Кровь одни и те же. Через каждое причастие – в праздник или в будни – верующие соприкасаются с Богом и объединяются со всей Христовой Церковью. Но именно в особо отмеченные в календаре дни, а тем более такие значительные, как Рождество, хочется быть вместе со всеми, не пропустить праздник, ничего не упустить…

И все же, как и когда причащаться на Рождество 2021 года, нужно решать исходя из обстоятельств. Нужно подумать, надо ли во время вспышки коронавируса идти в многолюдный храм, который будет полон в Рождественскую ночь, или можно найти храм, где будет немного народу. Нужно иметь в виду также вариант прийти на литургию и принять таинство утром или даже на богослужении в другой день после 7 января, когда народу будет меньше. И конечно, нельзя идти в храм и причащаться тем, кто ощущает признаки респираторной инфекции – необходимо дождаться выздоровления (или в ряде случаев узнать о возможности священников из ближайшего храма причащать больных и маломобильных верующих на дому).

Напомним также, что причастие на Рождество или в любой другой день требует подготовки. Она включает в себя соблюдение посильного поста, исповедь и чтение определенных молитв накануне (канонов и Последования ко Святому Причастию). В дни Святок с 8 по 17 января, в награду всем тем, кто постился сорок дней до Рождества, гастрономическое воздержание отменяется. А потому, если причастие совершается в этот период, то перед ним не требуется несколько дней ограничивать себя в еде, но исповедь и молитвенная подготовка остаются обычными. Непосредственно перед принятием таинства всегда обязателен евхаристический пост – отказ от еды и питья в течение шести часов, если служба ночная, и с 00 часов, если богослужение совершается утром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *