при организации работы в мастерских следует учитывать что

При организации работы в мастерских следует учитывать что

при организации работы в мастерских следует учитывать что. pageload. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-pageload. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка pageload.

Решение 3436. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) При организации работы в мастерских следует учитывать, что рабочие, находящиеся

(1)На первый взгляд может показаться странным отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. (2)Научные исследования продемонстрировали, что «холодный» цвет понижает импульс кровообращения (в сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15 °С), «тёплый» цвет его стимулирует (в красно-оранжевом помещении рабочие начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12°С). (3)Кроме того, было замечено, что цвет влияет на настроение и здоровье, на восприятие окружающего мира: так, в больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов существенно сказываются на состоянии пациентов.

Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При организации работы в мастерских следует учитывать, что рабочие, находящиеся в сине-зелёном помещении, жалуются на холод при температуре 15 °С, в красно-оранжевом помещении — при температуре 11-12°С.

2) Научные исследования подтвердили тот факт, что люди отождествляют ощущения температуры со зрительным восприятием цвета и, более того, цвет влияет на настроение и здоровье человека.

3) Отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, а также влияние цвета на настроение и здоровье человека нашли подтверждение в научных исследованиях.

4) В современных больницах применяется цветовая терапия: для понижения импульса кровообращения пациентов помещают в комнаты с «холодным» цветом, а для его стимуляции — в комнаты с «тёплым» цветом.

5) Поскольку рабочие жаловались на разное восприятие температуры в комнатах, окрашенных в «холодные» и «тёплые» цвета, было проведено научное исследование, обнаружившее, что цвет играет весьма важную роль в нашей жизни.

В этом задании выбираем ДВА предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.

1. Выделяем главную информацию текста.

(1)На первый взгляд может показаться странным отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. (2)Научные исследования продемонстрировали, что «холодный» цвет понижает импульс кровообращения (в сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15 °С), «тёплый» цвет его стимулирует (в красно-оранжевом помещении рабочие начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12°С). (3)Кроме того, было замечено, что цвет влияет на настроение и здоровье, на восприятие окружающего мира: так, в больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов существенно сказываются на состоянии пациентов.

2. Находим предложения, в которых эта информация передана без искажений и ошибок.

1) Передана искаженная информация.

2) Передана вся информация, важная для понимания текста.

3) Передана вся информация, важная для понимания текста.

4) Передана искаженная информация.

5) Передана искаженная информация.

Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.

2) Научные исследования подтвердили тот факт, что люди отождествляют ощущения температуры со зрительным восприятием цвета и, более того, цвет влияет на настроение и здоровье человека.

3) Отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, а также влияние цвета на настроение и здоровье человека нашли подтверждение в научных исследованиях.

В ответ выписываем две цифры без пробелов и запятых.

Источник

Эргономические факторы при организации работы в мастерских,

учет психофизиологического воздействия цвета на органы зре­ния учащихся и др.

Все вместе эти факторы призваны сформировать такие условия работы, чтобы профессиональное обучения содействовало всесто­роннему развитию организма обучаемых, укреплению их здоро­вья, а не приводило к переутомлению и другим негативным фи­зиологическим воздействиям.

Мастер должен осознавать и то обстоятельство, что при одном и том же возрасте индивидуальное развитие учащихся может зна­чительно различаться. В том числе и вследствие перенесенных ранее заболеваний, травм и т.п. Все эти сведения обычно содержатся в медицинских картах школьников и ознакомление с ними — пря­мая обязанность мастера. Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузок, можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

Необходимо сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются четко установленные нормативы — санитар­но-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186— 2003, соблюдение которых обязательно. В противном случае моло­дому развивающемуся организму может быть нанесен непоправи­мый урон, тем более коварный, что он проявляется не сразу, а характеризуется накапливающейся степенью повреждений.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, чтобы обес­печить воздухообмен, оптимальную температуру и состояние воз­душной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях долж­на составлять 18 — 20 °С при обычном остеклении, 19 —21 °С при ленточном остеклении; в учебных мастерских 15— 17 °С; в дисп­лейных классах должна соблюдаться температура воздуха в преде­лах 19 — 21 «С, допустимая 18 — 22 «С, при относительной влажно­сти соответственно 62 —55 % и 39 —31 %.

Удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Че­рез открытые форточки (фрамуги, створки окон) осуществляется проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену и по окончании занятий.

В лабораториях, учебно-производственных мастерских, на ра­бочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у стан-

ков и механизмов, работа на которых связана с выделением вред­ных веществ, пыли, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция. Она должна обеспечивать до­пустимые параметры воздушной среды и ограничивать уровень содержания вредных веществ в пределах, установленных гигиени­ческими нормативами.

В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами с всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоро­стью 5 — 6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться сосре­доточенным его притоком в полном объеме.

Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5 — 6 м/с.

Резку металла осуществляют на раскройном столе, имеющем вытяжку снизу из-под решетки из расчета 0,7 м/с с открытой поверхности стола.

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для учебных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, ко­торые для естественного освещения приравниваются к производ­ственным помещениям для точных работ (3-й разряд работ). Ос­новной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. В слесарных и токарных мастер­ских направление света от боковых окон справа (при этом обеспе­чивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков). Направление основ­ного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучаю­щихся. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.

Вместе с тем нормативы, разрешая применение систем есте­ственного освещения в вариантах бокового одно-, двух- и трех­стороннего, предусматривают для учебно-производственных мас­терских и комбинированное (верхнее и боковое). Мастер должен знать, что в помещениях, специально предназначенных для рабо­ты или производственного обучения подростков, нормированное значение коэффициента естественного освещения (КЭО) повы­шается на один разряд и должно быть не менее 1,0 %.

К искусственному освещению дополнительно предусмотрены отраслевые нормы, учитывающие показатели дискомфорта, и ко­эффициенты пульсации. В учебных помещениях, лабораториях, в кабинетах с ПЭВМ уровни освещенности составляют: на рабочих столах — 300 — 500 лк; на классной доске — 500 лк (см. также табл. 21).

В учебных помещениях используют люминесцентные источни­ки с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким Уровнем шума. Неравномерность освещения (отношение макси­мальной освещенности к минимальной) не должна превышать

при организации работы в мастерских следует учитывать что. image058. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-image058. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка image058.
при организации работы в мастерских следует учитывать что. image060. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-image060. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка image060.

при организации работы в мастерских следует учитывать что. image062. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-image062. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка image062.

1,3 для работ 1 — 3-го разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света — 1,5; для работ 4-го и выше разрядов — соответственно 1,5 и 2,0. Светильники местного освещения долж­ны питаться током при напряжении не выше 36 В.

при организации работы в мастерских следует учитывать что. ha. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-ha. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка ha.

Очистку от пыли светильников общего освещения следует про­изводить не реже 2 раз в год.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы. Он не должен превышать 70 дБА. Особенно вред­ны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отража­ются на психике. Санитарными нормами установлено, что обору­дование для мастерских должно иметь документы с отражением сведений по частотным характеристикам уровней звукового дав­ления, в том числе и уровней звука холостого хода станка. Они должны находиться в октавных полосах со среднегеометрическим значением от 62,5 до 8000 Гц.

Пребывание подростков в условиях шума, превышающего нор­мируемый уровень, ограничивается (см. табл. 22).

Тяжелое оборудование (станки, агрегаты и пр.) устанавливают на первых этажах на специальном фундаменте, не связанном с фундаментом здания. При невозможности использования фунда-ментов под станки их устанавливают на амортизирующие про- кладки или специальные пружинные приспособления. Настольнные станки устанавливают на амортизирующие прокладки.

В учебных заведениях накоплен полезный опыт того, как в ус­ловиях ограниченности в средствах силами самого училища изго­тавливаются защитные кожухи из пенопласта (упаковочный ма­териал, легко принимающий любую форму) — такие кожухи значительно снижают шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т.п.

Установлено, что при проведении занятий в комфортных ус­ловиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30 %.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование не­прерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть еди­ных требований — все зависит от возраста обучаемых, темы изу­чаемого раздела программы и даже от места, которое занятие по производственному обучению занимает в учебном расписании. Раз­работчики СанПиН даже составили специальную таблицу груп­пировки предметов по степени сложности усвоения учебного ма­териала, которую следует учитывать при составлении расписания занятий.

Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 ч (академических) в неделю и 6 ч в день. При прохождении производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с тру­довым законодательством для подростков до 16 лет — 4 ч в день (24 ч в неделю), от 16 до 18 лет — 6 ч в день (36 ч в неделю). При возрасте от 18 лет и старше не более 40 ч в неделю. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима УНП0 к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения и профессии, предусматривают десятиминутные пере­рывы через каждые 50 минут работы, на втором этапе через 1,5 —2 ч. На заключительном этапе производственной практики режим ра­боты подростков приближают к режиму труда взрослых рабочих с более ранним обеденным перерывом (после 3 часов работы).

Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых при работе в мастерских связана с такими факторами, как мера

при организации работы в мастерских следует учитывать что. image064. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-image064. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка image064.

при организации работы в мастерских следует учитывать что. image066. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-image066. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка image066.

физической нагрузки учащихся (скажем, рубка металла или стро- | гание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или степень однообразия работы. Если занятия по производственному обучению характеризуются сменой операций, то полезное рабо­чее время не уменьшается. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если мастером предусмотрено соединение или чередо­вание двух-трех операций при выполнении одного объекта труда. Вместе с тем мастер и в вопросе определения режима работы дол­жен подходить к отдельным учащимся строго индивидуально. Про­должительность перемен во время учебных занятий составляет не менее 10 мин (через каждые 50 мин практической работы), а для питания учащихся предусматривают перерыв не менее 45 мин.

Эргономика — наука, изучающая функциональные возможно­сти человека в трудовых процессах с целью создания таких усло­вий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают необходимые удобства, сохраняя силы, здоровье и работоспособность.

Важнейший эргономический фактор при организации работы в мастерских — соответствие оборудования росту учащихся. Очень важно ознакомить учащихся с необходимыми регулировками (на­пример, высоты тисков, подножных решеток и т.п.), чтобы рабо­чие позы при работе стоя или сидя были правильными. Мастер должен также знать, что антропометрические измерения позво- \ лили выработать четкие размеры рабочих столов (верстаков и др.) и сидений к ним.

Эргономические факторы позволяют учитывать многие сторо­ны организации производственного обучения, в том числе:

разработку рациональных рабочих поз в зависимости от харак­тера трудового процесса и величины рабочего усилия;

подбор и усовершенствование рабочей мебели с учетом антро­пометрических данных человека;

исключение из трудового процесса статических напряжений;

рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др.

Учесть фактор роста при организации рабочих мест помогут данные процентного распределения этой характеристики, опре­деленные исследованиями медиков (табл. 23). Они, разумеется, не 1

абсолютны, но дают представления о вероятном соотношении роста учащихся.

Эргономически обоснованные соотношения высоты рабочих сто­лов или верстаков и сидений с ростом учащихся даны в таблице 24 и на рисунке 1. Их учет обязателен при организации рабочих мест.

При организации рабочих мест, как для теоретических заня­тий, так и для производственного обучения, необходимо ориен­тироваться на рекомендуемые значения по высотам, расстояниям при расположении вспомогательного оборудования, проходов между элементами учебных помещений и т. п. Если это необходи­мо (а акселерация современных молодых людей — факт очевид­ный), следует использовать индивидуальный подход с примене­нием регулировки по высоте и другим параметрам. Это должно

при организации работы в мастерских следует учитывать что. image068. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-image068. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка image068.

касаться не только обычно легко подгоняемых под индивидуаль­ные характеристики тисков, слесарных и столярных верстаков. Данное требование должно распространяться и на подножные решетки, тумбочки и т.п.

Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы сре­ды, окружающей учащихся во время занятий, — важнейшее ус­ловие создания ощущения психологического комфорта. Влияние цветовых ощущений на психику человека огромно. Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций по окраске оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования необхо­димо добиваться оптимального сочетания цветов, которые в со­вокупности должны создать благоприятную цветовую гамму.

Следует при этом учитывать и особенности расположения са­мого рабочего помещения. Так, мастерские, окна которых выхо­дят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные тона, будут создавать для работающих учеников эффект снижения тем­пературы. Наоборот, в помещении, при окраске которого выдер­жаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно исполь­зовать, если оно расположено на теневой стороне.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры тру­да и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформле­нию всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду средств наглядности, к интерьеру учебного помещения в целом — важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 26 ; Нарушение авторских прав

Источник

При организации работы в мастерских следует учитывать что

(1)На первый взгляд может показаться странным отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. (2)Научные исследования продемонстрировали, что «холодный» цвет понижает импульс кровообращения (в сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15 °С), «тёплый» цвет его стимулирует (в красно-оранжевом помещении рабочие начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12°С). (3)Кроме того, было замечено, что цвет влияет на настроение и здоровье, на восприятие окружающего мира: так, в больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов существенно сказываются на состоянии пациентов.

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. О. является источником всякого знания.

2) Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. Поделиться своим опытом с кем-нибудь. Убедиться в чём-либо на собственном опыте.

3) Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Провести, поставить о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4) Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя. Литературные, стихотворные опыты. О. в прозе был неудачным.

В задании предлагается фрагмент статьи из толкового словаря, в котором даны несколько значений одного слова. Нам нужно определить, какое из этих значений имеет выделенное слово в прочитанном нами тексте.

1. Подставим предложенные в словарной статье определения выделенного слова в указанное предложение.

2. Выбираем тот вариант, который в большей степени подходит по смыслу и не меняет содержание предложения.

Источник

При организации работы в мастерских следует учитывать что

Новые требования к организации технологических процессов и рабочих мест с 2021 года закреплены в разделе VI Санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда (сокращённо СП 2.2.3670-20). Они утверждены Главный государственный санитарный врач РФ (она же – глава Роспотребнадзора) постановлением от 02.12.2020 № 40.

Этот СанПин вступил в силу с 01.01.2021 и будет действовать 6 лет – до 1 января 2027 года. Он обязателен для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к рабочему месту с 2021 года

РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАБОТЫ СТОЯ

Производственное оборудование и рабочие столы должны иметь пространство для размещения ног высотой не менее 600 мм, глубиной – не менее 450 мм на уровне колен и 600 мм на уровне стоп, шириной не менее 500 мм.

Про подставку для ног в новом СанПине ничего не сказано.Производственное оборудование должно иметь пространство для стоп высотой не менее 150 мм, глубиной не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм.

Кроме того, такое место нужно оснастить сиденьем-поддержкой.

Для работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон) должно быть оборудовано место для сна и принятия горячей пищи.

А при оборудовании рабочего места инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации такого сотрудника (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).

Рабочие места и условия прохождения производственной практики для лиц, не достигших 18 лет, должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В случае превышения на рабочих местах гигиенических нормативов по тяжести и напряженности труда работодателю следует применить один или несколько из следующих методов:

Рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля.

Размер рабочих помещений

Норматив площади помещения в расчете на 1 рабочее место (п. 249 СП 2.2.3670-20):

Источник

Какие предъявляются требования к организации рабочего места офисного работника?

при организации работы в мастерских следует учитывать что. OT. при организации работы в мастерских следует учитывать что фото. при организации работы в мастерских следует учитывать что-OT. картинка при организации работы в мастерских следует учитывать что. картинка OT.

Состояние рабочих мест определяет уровень организации труда в компании и формирует обстановку, в которой работники выполняют свои трудовые функции. Правила организации рабочего места регламентируются законодательными актами субъектов РФ, международными и государственными стандартами, трудовыми соглашениями. Рабочие места отличаются друг от друга по большому количеству признаков, и к ним предъявляются разные требования. В данной статье речь пойдет о требованиях, предъявляемых к рабочим местам офисных сотрудников.

Общие требования к организации рабочего места.

При организации рабочего места главной целью для работодателя является обеспечение качественного и эффективного выполнения сотрудником работ при полноценном использовании закрепленного за ним оборудования с соблюдением установленных сроков. В связи с этим к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.

К сведению:

Одними из важнейших требований при организации рабочего места являются обеспечение безопасных, комфортных условий для работы, пресечение возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Следует отметить, что работодателю необходимо организовать рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но и индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.

Общие требования к организации рабочих мест регулируются Трудовым кодексом, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), а также другими правовыми документами.

В настоящее время действуют СанПиН 2.2.4.3359‑16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81 (предназначены для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц). Этим документом установлены санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

К сведению:

В Письме от 10.02.2017 № 09‑2438‑17‑16 Роспотребнадзор указал, что с 1 января 2017 года ранее действовавшие СанПиН 2.2.4.548‑96 «2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21) применяются в части, не противоречащей СанПиН 2.2.4.3359‑16.

В отношении офисных работников действуют также следующие санитарные нормы и правила:

СанПиН 2.2.0.555‑96 «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32);

СНиП 2.09.04‑87 «Административные и бытовые здания» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313);

СанПиН 2.2.4.1294‑03 «2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.04.2003).

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118)

Устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда

СанПиН 2.2.2/2.4.2198‑07 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Изменение № 1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 № 22)

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03 в части эксплуатации ПЭВМ в помещениях без естественного освещения

СанПиН 2.2.2/2.4.2620‑10 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Изменения № 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 № 48)

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03 в части проведения инструментального контроля и оценки уровней электромагнитных полей (ЭМП) от ПЭВМ

СанПиН 2.2.2/2.4.2732‑10 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 116)

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03 в части допуска использования многоламповых светильников с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами

СанПиН 2.2.2.1332‑03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 107)

Устанавливают требования к проектируемым, строящимся, реконструируемым и существующим производствам, цехам, участкам, отдельным помещениям с постоянными и непостоянными рабочими местами, в том числе с единичным составом копировально-множительного оборудования.

Предназначены для организаций, имеющих вышеперечисленные производства, а также для проектных, строительных и других организаций, занимающихся вопросами проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации учреждений, где используется копировально-множительная техника

При возникновении ситуаций, не урегулированных СанПиН (неисправен туалет, протекает крыша и т. д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость до устранения проблемы. В противном случае согласно ст. 157 ТК РФ работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.

Обеспечение условий для приема пищи. Порядок приема пищи на рабочем месте регламентируется ст. 108 ТК РФ, СНиП 2.09.04‑87:

Ответственность работодателя. В случае нарушения работодателем установленных норм работник вправе обратиться в проф­союз (ст. 370 ТК РФ), комиссию по трудовым спорам (ст. 385 ТК РФ), ГИТ в субъекте РФ (ст. 356 – 357, 360 ТК РФ), суд (ст. 391 ТК РФ) или прокуратуру в субъекте РФ (ст. 10, 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202‑I «О прокуратуре Российской Федерации»).

Административная ответственность работодателя за нарушение законодательно предусмотренных норм и требований охраны труда заключается в виде наложения штрафа в размере от 2 000 до 200 000 руб. (в зависимости от вида нарушения) или приостановления деятельности для юридического лица на срок до 90 суток (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.

Когда мы говорим об офисных работниках, в первую очередь подразумеваем работу с персональными компьютерами и другой организационной техникой.

К сведению:

Регулярная работа за компьютером сопровождается постоянным влиянием множества вредных для здоровья факторов. Зачастую специалисты, проводящие больше 12 часов в день за экраном монитора, со временем начинают страдать от профессиональных заболеваний. Поэтому для всех без исключения офисных работников очень важна правильная организация рабочего места за компьютером.

В помещении, где сотрудники непрерывно находятся более двух часов, должно быть естественное освещение (СанПиН 2.2.4.3359‑16). Исключение составляют помещения, которые разрешено размещать в цокольных и подвальных этажах при необходимости соблюдения технологического процесса. Окна в помещениях, где работают с компьютерами, должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы необходимо оборудовать регулируемыми жалюзи, внешними козырьками и пр. (СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03).

Оборудование и факторы

Оборудование и его размещение

При работе с компьютером с плоским монитором рабочее место должно иметь площадь не менее 4,5 кв. м, при использовании кинескопического монитора – не менее 6 кв. м. По истечении каждого часа работы помещение должно проветриваться (СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03).

В подвальных помещениях запрещено использование ксероксов, принтеров и другой оргтехники, а для обычных офисов установлены соответствующие нормативы по расстоянию между техническими средствами (СанПиН 2.2.2.1332‑03)

К сведению: помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением). Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, должны проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на компьютере

Рабочий стол и компьютерная техника

При размещении рабочих мест с ПЭВМ:

– расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2 м;

– расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов должно быть не менее 1,2 м.

Размещать рабочие столы следует таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам и естественный свет падал преимущественно слева.

Важно: при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места с ПЭВМ рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 – 2 м

Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600 – 700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Для удобства считывания документов можно применять подвижные подставки (пюпитры), которые размещаются в одной плоскости и на одной высоте с экраном.

При рядном размещении рабочих столов не допускается расположение экранов дисплеев навстречу друг другу из‑за их взаимного отражения, в противном случае между столами следует устанавливать перегородки.

Клавиатуру нужно располагать на поверхности стола на расстоянии 100 – 300 мм от края, обращенного к пользователю, или специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы

Рабочий стул (кресло)

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

При выборе типа рабочего стула (кресла) следует учитывать рост пользователя, характер и продолжительность работы с ПЭВМ. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе с ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Поверхности сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должны быть полумягкими, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений

Рабочее место пользователя ПЭВМ целесообразно оборудовать подставкой для ног (ширина – не менее 300 мм, глубина – не менее 400 мм, регулировка по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°). Поверхность подставки для ног должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм

Микроклимат и другие факторы

Микроклимат на рабочем месте

На работах, проводимых сидя и не требующих физического напряжения, оптимальными параметрами микроклимата на рабочем месте являются (СанПиН 2.2.4.3359‑16):

– температура воздуха в холодный период года – от 22 до 24 °С, в теплый период года – от 23 до 25 °С;

– относительная влажность воздуха на постоянных рабочих местах – 40 – 60 %, скорость движения воздуха – 0,1 м/с. Для повышения влажности воздуха в помещениях следует применять увлажнители воздуха

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть равна 300 – 500 лк (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278‑03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34)). Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк. Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 – 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования – 10:1.

Коэффициент пульсации не должен превышать 5 %.

Для исключения бликов отражения в экране светильников общего освещения рабочий стол с ПК следует размещать между рядами светильников. При этом светильники должны быть расположены параллельно горизонтальной линии взгляда работающего

К сведению: искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях в случае преимущественной работы с документами следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). В качестве источников света при искусственном освещении нужно применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения используются лампы накаливания, в том числе галогенные. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и выполнять своевременную замену перегоревших ламп. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

Уровень шума и вибрации на рабочем месте

Печатающее оборудование, являющееся источником шума, следует устанавливать на звукопоглощающей поверхности автономного рабочего места пользователя. Если уровни шума от печатающего оборудования превышают нормируемые, оно должно быть расположено вне помещения с ПК. Помещения для выполнения основной работы с ПК не должны быть расположены рядом (смежно) с производственными помещениями с повышенным уровнем шума (мастерскими, производственными цехами и т. п.).

При выполнении основной работы на мониторах и ПЭВМ (диспетчерские, операторские, залы вычислительной техники и т. д.), где работают инженерно-технические работники, уровень шума не должен превышать 60 дБА, в помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев) – 65 дБА, на рабочих местах в помещениях, где размещаются шумные агрегаты вычислительных машин – 75 дБА (СанПиН 2.2.4.3359‑16)

При работе с ПЭВМ в режиме текста уровень ЭМП от включенного компьютера соответствует норме. Увеличение напряженности поля происходит во время работы с графической информацией, особенно при повышении четкости изображения на экране монитора. В ряде случаев интенсивность ЭМП создается внешними источниками (элементами системы электроснабжения здания, трансформаторами, воздушными линиями электропередач и т. п.). В связи с этим при установке персонального компьютера на рабочем месте он должен быть правильно подключен к электропитанию и надежно заземлен.

Для защиты работающих на соседних рабочих местах рекомендуется устанавливать между рабочими столами специальные защитные экраны, имеющие покрытие, поглощающее низкочастотное электромагнитное излучение

Содержание аэроионов в воздухе на рабочем месте

Ионный состав воздуха должен содержать следующее количество отрицательных и положительных аэроионов:

– минимально необходимый уровень – 600 и 400 ионов в 1 куб. см воздуха;

– оптимальный уровень – 3 000 – 5 000 и 1 500 – 3 000 ионов
в 1 куб. см воздуха;

– максимально допустимый уровень – 50 000 ионов в 1 куб. см воздуха.

Контроль аэроионного состава воздуха помещений следует осуществлять непосредственно на рабочих местах в зонах дыхания персонала. Если в результате контроля аэроионного состава воздуха выявляется его несоответствие нормированным показателям, рекомендуется его нормализация

Организация режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.

Для сохранения здоровья и обеспечения оптимальной работоспособности пользователей ПЭВМ на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

К сведению:

Действующие нормативные акты предусматривают определенный режим работы на компьютере с перерывами, периодичность и продолжительность которых зависит от вида выполняемой работы, ее категории, а также от продолжительности смены. При восьмичасовой рабочей неделе перерывы составляют 15 минут через два часа после начала работы и через два часа после перерыва на обед для сотрудников, чья деятельность связана со считыванием информации с экрана.

Для предупреждения преждевременной утомляемости у работающих с ПЭВМ, зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работы с ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ПЭВМ.

В случае, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ПЭВМ (набор текстов, ввод данных и т. п.) и связан с напряжением внимания и сосредоточенностью, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10 – 15 минут через каждые 45 – 60 минут работы.

К сведению:

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений. Кроме того, работающим с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

Женщины со времени установления беременности должны переводиться на работу, не связанную с использованием ПЭВМ, или для них должно ограничиваться время работы на компьютере (не более трех часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных СанПиН 2.2.2/2.4‑1340‑03.

Должны ли офисные работники проходить медосмотры? Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03 и п. 3.2.2.4 Перечня вредных и опасных факторов [2] излучение от компьютера, если работник проводит за ним более 50 % рабочего времени, является вредным фактором условий труда. Таким образом, поскольку на офисных рабочих местах присутствуют факторы, по уровню своего воздействия отнесенные к вредным, офисные работники, проводящие за компьютером более половины рабочего времени, должны проходить обязательные медосмотры. При этом обязательность прохождения медосмотров работниками, которые подвергаются воздействию вредного фактора (в виде излучения от компьютера более 50 % рабочего времени), не ставится в зависимость от результатов специальной оценки условий труда. Даже если условия труда по результатам спецоценки признаны допустимыми, таких работников все равно нужно направлять на обязательные медосмотры, поскольку они подвергаются воздействию вредного фактора.

К сведению:

Офисным работникам необходимо проходить как обязательный медосмотр при устройстве на работу, так и периодические медосмотры (Письмо Минтруда РФ от 21.03.2014 № 15‑2/ООГ-242).

Работодатель может избежать проведения обязательных медосмотров офисных работников, чьи рабочие места оборудованы компьютерами, если докажет, что сотрудники используют компьютеры менее половины рабочего дня. Для этого нужно закрепить правила и режим работы сотрудника за компьютером в приказе или должностной инструкции. Из них же должно следовать, чем работник занимается в остальное рабочее время (например, работа с бумагами, клиентами, корреспонденцией и т. д.).

[1] Подробный перечень СанПиН, СН и ГН приведен в разд. VII Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях РФ, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, утв. ФМБА РФ 30.08.2018.

[2] Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

[3] Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н.

[4] Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *