при обучении передачам и приему мяча в волейболе применяют подвесные мячи пружинящий мяч
Устройства для технической подготовки
На начальном этапе обучения основная роль специальных уст-ойств состоит в том, чтобы помочь занимающимся быстрее и,
|
|
|
При обучении передачами приему мячаприменяют подвесные мячи, пружинящий мяч, пружинящую сетку, тренировочный щит, устройства для выработки точности при приеме подачи, при передаче мяча.
Подвесные мячи помогают новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу, при приеме мяча с падением, при передаче в прыжке.
Пружинящий мяч (на амортизаторах) и пружинящая сетка применяются для укрепления мышц кистей и пальцев.
Тренировочный щитс нарисованными мишенями служит для выполнения самых разнообразных упражнений в передачах и приеме. Для совершенствования навыков приема подачи и точности первой передачи применяют обод диаметром до 2 мна высоте 1-1,5м, который устанавливается в различных точках зоны нападения. Мяч для приема точно направляется мячеметом. Для совершенствования навыков второй передачи применяют ободы в диаметре до 1 м. Они устанавливаются на специальной подставке; на длинном шесте, который продевают сквозь ячейки сетки с опорой на площадку; на сетке, по ширине сетки они крепятся к верхнему и нижнему тросам.
При обучении подачам и нападающим ударам применяют держатели мяча, мяч на амортизаторах, мишени, имитатор блока.
Мяч на амортизаторах предназначен для совершенствования техники и развития необходимых физических качеств.
Мишени. Служат для выработки точной подачи и нападающего удара. Ставятся мишени на волейбольной площадке в различных зонах. Задача состоит в том, чтобы попасть в мишень мячом при подаче или нападающем ударе.
Имитатор блока. Эти устройства имитируют одиночный и групповой блоки, различные по высоте, плотности и т.д. Время появления блока варьируется. Имитатор блока служит для совершенствования навыков нападающих ударов, а установленный под определенным углом обеспечивает отскок мяча на свою площадку, что дает возможность совершенствовать навыки страховки своих нападающих.
Более простые устройства представляют собой плотные резиновые пластины («две руки») на деоевян-
ной рейке, которую можно крепить к предплечьям. Один волейболист может имитировать одиночный идвойной блок. Более сложные устройства устанавливаются по всей ширине площадки и обеспечивают появление «блока» над сеткой в любой точке при помощи механических устройств, на пневматической основе и т.п.
Ловушка для мячей от нападающих ударов. На каркас из металлических труб натягивается веревочная сетка. Устанавливается вблизи от сетки, напротив зоны, из которой производятся нападающие удары. Она дает возможность в значительной мере повысить плотность занятий и максимально использовать для работы площадь спортивного зала или площадки (на стороне, «поражаемой» ударами, могут выполняться упражнения, что без защитной сетки невозможно).
При обучении блокированиюприменяют подвесные мячи, блок-Щитки на кисти рук, держатели мяча, блокировочную подставку, имитатор блока, мяч за сеткой.
Подвесные мячи крепятся на тросе над волейбольной сеткой, один в центре, два других на расстоянии 1-1,5 мот него. Вначале игрок
|
|
|
имитирует блок у одного мяча, затем у двух соседних и, наконец, последовательно во всех трех зонах после перемещения. После этого имитируется групповой блок: вдвоем у крайних мячей и тройной в центре.
Мяч за сеткой. Устройство предназначено для освоения навыка активного воздействия кистями на мяч при блокировании на стороне соперника, за сеткой. Это часть волейбольной сетки с мячом на пружине (рис. 52). Высота мяча меняется. Сетка по отношению к мячу устанавливается на различном расстоянии и на разной высоте.
Блок-щитки изготавливаются из поролона (плотной резины) с приспособлением для укрепления на кистях рук. Применяются для «блокирования» при бросках в прыжке через сетку поролоновых «мячей», волейбольных мячей.
Устройства для технической подготовки
При обучении передачами приему мячаприменяют подвесные мячи, пружинящий мяч, пружинящую сетку, тренировочный щит, устройства для выработки точности при приеме подачи, при передаче мяча.
Подвесные мячипомогают новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу, при приеме мяча с падением, при передаче в прыжке.
Пружинящий мяч(на амортизаторах) и пружинящая сеткаприменяются для укрепления мышц кистей и пальцев.
Тренировочный щитс нарисованными мишенями служит для выполнения самых разнообразных упражнений в передачах и приеме.
Для совершенствования навыков приема подачи и точности первой передачи применяют обод диаметром до 2мна высоте 1 — 1,5 м, который устанавливается в различных точках зоны нападения. Мяч для приема точно направляется мячеметом. Для совершенствования навыков второй передачи применяют ободы в диаметре до 1 м.Они устанавливаются на специальной подставке; на длинном шесте, который продевают сквозь ячейки сетки с опорой на площадку; на сетке, по ширине сетки они крепятся к верхнему и нижнему тросам.
При обучении подачам и нападающим ударам применяют держатели мяча, мяч на амортизаторах, мишени, имитатор блока.
Мяч на амортизаторахпредназначен для совершенствования техники и развития необходимых физических качеств.
Мишени. Служат для вы- работки точной подачи и нападающего удара. Ставятся мишени на волейбольнойплощадке в различных зонах. Задача состоитв том, чтобы попасть и мишень мячом при подаче или нападающем ударе.
|
Имитатор блока. Эти устройства имитируют одиночный и групповой блоки, различные по высоте, плотности и т.д. Время выполнения блока варьируется.
Имитатор блока служит ими совершенствования навыков нападающих ударов, а установленный под определенным углом обеспечивает отскок мяча на свою площадку, что дает возможность соверше-нствовать навыки страховки своих нападающих.
Более простые устрой- I та представляют собой плотные резиновые пластины («две руки») на деревяннойрейке, которую можно крепить к предплечьям. Один волейболист может имитировать одиночный и двойной блок. Более сложные устройства устанавливаются по всей ширине площадки и обеспечивают появление «блока» над сеткой в любой точке при помощи механических устройств, на пневматической основе и т.п.
Ловушка для мячей от нападающих ударов. На каркас из металлических труб натягивается веревочная сетка. Устанавливается вблизи от сетки, напротив зоны, из которой производятся нападающие удары. Она дает возможность в значительной мере повысить плотность занятий и максимально использовать для работы площадь спортивного зала или площадки (на стороне, «поражаемой» ударами, могут выполняться упражнения, что без защитной сетки невозможно).
При обучении блокированиюприменяют подвесные мячи, блок- щитки на кисти рук, держатели мяча, блокировочную подставку, имитатор блока, мяч за сеткой.
Подвесные мячи крепятся на тросе над волейбольной сеткой, один м центре, два других на расстоянии 1-1,5 м от него. Вначале игрок
имитирует блок у одного мяча, затем у двух соседних и, наконец, последовательно во всех трех зонах после перемещения. После этого имитируется групповой блок: вдвоем у крайних мячей и тройной в центре.
Мяч за сеткой. Устройство предназначено для освоения навыка активного воздействия кистями на мяч при блокировании на стороне соперника, за сеткой. Это часть волейбольной сетки с мячом на пружине (рис. 52). Высота мяча меняется. Сетка по отношению к мячу устанавливается на различном расстоянии и на разной высоте.
Блок-щитки изготавливаются из поролона (плотной резины) с приспособлением для укрепления на кистях рук. Применяются для| «блокирования» при бросках в прыжке через сетку поролоновых «мячей», волейбольных мячей.
|
Дата добавления: 2017-02-13 ; просмотров: 2329 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки
Спортивные сооружения, оборудование и инвентарь должны твечать правилам соревнований, утвержденным Международной Всероссийской федерациями волейбола.
Спортивно-техническое мастерство волейболистов во многом за-исит от качества тренировочного процесса, повышения эффектив-ости системы тренировочных воздействий. В этом важная роль ринадлежит специальным средствам обучения, куда входят раз-ичные устройства, тренажеры, приборы и приспособления.
6.8.1. Устройства для технической подготовки
На начальном этапе обучения основная роль специальных уст-ойств состоит в том, чтобы помочь занимающимся быстрее и,
|
|
|
При обучении передачами приему мячаприменяют подвесные мячи, пружинящий мяч, пружинящую сетку, тренировочный щит, устройства для выработки точности при приеме подачи, при передаче мяча.
Подвесные мячи помогают новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу, при приеме мяча с падением, при передаче в прыжке.
Пружинящий мяч (на амортизаторах) и пружинящая сетка применяются для укрепления мышц кистей и пальцев.
Тренировочный щитс нарисованными мишенями служит для выполнения самых разнообразных упражнений в передачах и приеме. Для совершенствования навыков приема подачи и точности первой передачи применяют обод диаметром до 2 мна высоте 1-1,5м, который устанавливается в различных точках зоны нападения. Мяч для приема точно направляется мячеметом. Для совершенствования навыков второй передачи применяют ободы в диаметре до 1 м. Они устанавливаются на специальной подставке; на длинном шесте, который продевают сквозь ячейки сетки с опорой на площадку; на сетке, по ширине сетки они крепятся к верхнему и нижнему тросам.
При обучении подачам и нападающим ударам применяют держатели мяча, мяч на амортизаторах, мишени, имитатор блока.
Мяч на амортизаторах предназначен для совершенствования техники и развития необходимых физических качеств.
Мишени. Служат для выработки точной подачи и нападающего удара. Ставятся мишени на волейбольной площадке в различных зонах. Задача состоит в том, чтобы попасть в мишень мячом при подаче или нападающем ударе.
Имитатор блока. Эти устройства имитируют одиночный и групповой блоки, различные по высоте, плотности и т.д. Время появления блока варьируется. Имитатор блока служит для совершенствования навыков нападающих ударов, а установленный под определенным углом обеспечивает отскок мяча на свою площадку, что дает возможность совершенствовать навыки страховки своих нападающих.
Более простые устройства представляют собой плотные резиновые пластины («две руки») на деоевян-
ной рейке, которую можно крепить к предплечьям. Один волейболист может имитировать одиночный идвойной блок. Более сложные устройства устанавливаются по всей ширине площадки и обеспечивают появление «блока» над сеткой в любой точке при помощи механических устройств, на пневматической основе и т.п.
Ловушка для мячей от нападающих ударов. На каркас из металлических труб натягивается веревочная сетка. Устанавливается вблизи от сетки, напротив зоны, из которой производятся нападающие удары. Она дает возможность в значительной мере повысить плотность занятий и максимально использовать для работы площадь спортивного зала или площадки (на стороне, «поражаемой» ударами, могут выполняться упражнения, что без защитной сетки невозможно).
При обучении блокированиюприменяют подвесные мячи, блок-Щитки на кисти рук, держатели мяча, блокировочную подставку, имитатор блока, мяч за сеткой.
Подвесные мячи крепятся на тросе над волейбольной сеткой, один в центре, два других на расстоянии 1-1,5 мот него. Вначале игрок
|
|
|
имитирует блок у одного мяча, затем у двух соседних и, наконец, последовательно во всех трех зонах после перемещения. После этого имитируется групповой блок: вдвоем у крайних мячей и тройной в центре.
Мяч за сеткой. Устройство предназначено для освоения навыка активного воздействия кистями на мяч при блокировании на стороне соперника, за сеткой. Это часть волейбольной сетки с мячом на пружине (рис. 52). Высота мяча меняется. Сетка по отношению к мячу устанавливается на различном расстоянии и на разной высоте.
Блок-щитки изготавливаются из поролона (плотной резины) с приспособлением для укрепления на кистях рук. Применяются для «блокирования» при бросках в прыжке через сетку поролоновых «мячей», волейбольных мячей.
6.8.2. Устройства для тактической подготовки
Впоследнее время в спорте получает развитие применение технических средств в совершенствовании тактического мышления спортсмена. Мышление волейболиста должно опережать события и прогнозировать развивающийся ход событий. В процессе игры перед спортсменом постоянно возникают задачи, которые ему приходится решать. В процессе решения таких задач волейболист совершенствует свое тактическое мастерство.
Для развития быстроты сложных реакций и зрительной ориентировки применяются различные устройства, технические средства, с помощью которых создаются условия для развития быстроты реакции на движущийся объект, на пространственно различно расположенные раздражители, на различные игровые ситуации, возникающие на экране, на кинофрагменты, видеозапись игровых эпизодов.
В процессе тактической подготовки волейболистов применяются технические средства, которые дают возможность моделировать игровые, «соревновательные» ситуации. Прежде всего это проекционная аппаратура (кино, слайды, видео, компьютер). Фиксируется правильность решения задач и время, которое затрачивает спортсмен.
6.8.3. Устройства для физической подготовки
Качели. Конструкция включает традиционные качели /, опорную стенку 3. Устройство предназначено для развития скоростно-силовых качеств: волейболист раскачивается, отталкиваясь от опоры. К сиденью 2 прикрепляется груз. Качели могут крепиться к кронштейну на стене, отталкивание от стены.
Прыжковая тумба. Применяется для развития прыгучести и прыжковой выносливости. Выполнена из секций или представля-
ет собой платформу на гимнастической стенке, чтобы можно было устанавливать различную высоту. Основные виды упражнений: а) напрыгивание толчком одной и двух ног и спрыгивание; б) спры-гивание с последующим прыжком вверх; в) спрыгивание с последующим выполнением нападающего удара по мячу на амортизаторах или «блокирование» этого мяча.
Прыжковый эспандер. Служит для развития прыгучести. К поясу и к полу крепится 2 амортизатора. Степень усилий регулируется за счет длины и упругости амортизаторов. Для стимулирования максимальных усилий дается задание достать рукой подвешенный мяч. Более простое устройство: амортизатор концами крепится к полу, средняя часть находится на плечах волейболиста. Основные виды упражнений: прыжки на одной и обеих ногах.
Отягощения для всего тела. Служат главным образом для развития прыгучести, прыжковой выносливости. Здесь можно выделить мешки с песком, пояс, жилет. Мешки с песком изготавливают из брезента или из другого плотного материала, для удобства к ним пришиваются лямки. Масса мешков от 3 до 20 кг. Они гораздо удобнее для работы, чем штанга, особенно для юных волейболистов и женщин. Широкий пояс с мягкой прокладкой может быть постоянной массы (от 2 до 8 кг) или ее можно менять, вкладывая груз в карманы на поясе (до 10 кг). В жилете груз (свинцовая дробь и др.) равномерно распределен по всей поверхности (масса до 10 кг), что дает возможность выполнять все технические приемы игры. Регулирование веса достигается тем, что часть груза вкладывается в специальные карманы.
Контрольные вопросы и задания
1. Волейбол как средство физического воспитания и вид спорта: дайте историческую справку, изложите правила соревнований.
2. Каковы результаты в крупнейших международных соревнованиях отечественных волейболистов?
3. Какова классификация техники игры в волейболе?
4. Какова классификация тактики игры в волейболе?
5. В чем состоит обучение технике игры в волейбол?
6. В чем состоит обучение тактике игры в волейбол?
7. Какова физическая подготовка волейболистов?
8. Что собой представляет интеграция приемов техники в игровую и соревновательную деятельность?
9. Что собой представляет интеграция тактических действий в игровую и соревновательную деятельность?
10. Каково материально-техническое обеспечение соревнований и тре
нировки?
Литература
Глава 7. БАСКЕТБОЛ
Из истории игры
Возникновение баскетбола
Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.
Джеймс Нейсмит (1861-1939) родился в Канаде. Конечно, создавая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведения об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на территории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене.
В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, называвшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуковый мяч в каменное кольцо.
ствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.
В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины и женщины.
В декабре 1891 г. Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубликовал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют и по сей день.
Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частности, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей команде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника. ^
Развитие баскетбола
|
Дальнейшее развитие игры повлекло за собой изменение правил, инвентаря, оборудования и костюма баскетболиста (рис. 53). к В 1893 г. впервые появились железные кольца с сеткой. В 1894 г. окружность мяча был увеличена до 30-32 дюймов (76,2-81,3 см).
В 1895 г. были введены штрафные броски, выполнявшиеся с расстояния в 15 футов*.
Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896 г.
Вскоре после своего появления баскетбол в США стал очень популярен. Несколько позднее в эту игру начали играть и в других странах.
Первый этап развития баскетбола (1891-1918)- становление его как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями.
В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
Второй этап развития игры (1919-1931) характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на ее дальнейшее развитие. В октябре 1927 г. в Же-неве была создана школа физического образования, руководителем которой был назначен преподаватель спрингфилдского колледжа доктор Элмер Берри. Открытие этой школы имело целью развитие баскетбола в Европе и на других континентах. Баскетбол стал широко культивироваться в Чехословакии, Литве, Эстонии, Латвии, Италии, Франции. Южноамериканская баскетбольная конфедерация проводила в эти годы свои континентальные чемпионаты; подобные соревнования проходили и в странах Восточной Азии.
Стали проводиться и международные встречи. В 1919 г. состоялся первый международный баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции.
Третий этап развития баскетбола (1932-1947) характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола.
Игра завоевывала все большую популярность во всем мире, и в 1935 г. Международный олимпийский комитет внес решение
о признании баскетбола олимпийским видом спорта. А в 1936 г. баскетбол был впервые включен в программу Олимпийских игр. В баскетбольном турнире XI Олимпийских игр в Берлине участвовали команды 21 страны. Первым олимпийским чемпионом стала сборная команда США. Создатель игры Джеймс Нейсмит присутствовал на олимпийском турнире в качестве почетного гостя.
В 1947 г. на международную арену вышли советские баскетболисты и баскетболисты других социалистических стран, которые с каждым годом оказывали все большее влияние на развитие баскетбола как в Европе, так и во всем мире.
Четвертый этап (1948-1965) характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте спортивного мастерства, широким представительством социалистических стран во всех международных соревнованиях, в том числе и в олимпийских играх.
В 1948 г. членами Международной федерации баскетбола являлись уже 50 стран. Однако развитие мирового баскетбола шло не только по пути распространения его географии. Одновременно развивались и обогащались техника и тактика игры. Появились различные способы передач и ведения мяча, стали широко применяться разнообразные финты.
Своеобразную революцию произвело появление бросков одной рукой, более сложных по технике выполнения и трудных для отражения защитой соперника. Если раньше команды за игру набирали 20-30 очков, то с появлением бросков мяча одной рукой итог встреч вырос до 50-60 очков. В тактике баскетбола наметился переход от игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась как самостоятельная система нападения через центрового игрока, которую взяли на вооружение все национальные команды. В мировом баскетболе произошла своеобразная нивелировка техники игры, выразившаяся в формировании наиболее рациональных приемов, которые стали применяться командами различных стран.
В 1950 г. в Аргентине состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, на котором победила команда хозяев чемпионата. Спустя три года в Чили впервые было проведено и первенство мира для женских команд. Звание чемпионок завоевали спортсменки США. В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали проводиться регулярно, раз в четыре года.
|
|
|
|
|
В начале 50-х гг. в игре преобладало нападение. Это обусловливалось двумя причинами: преимущественным развитием техники и тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и появлением в командах высокорослых игроков. (Динамика среднего роста игроков мужских команд СССР и США на Олимпийских играх показана на рисунке 54.)
Постепенно баскетбол начал терять присущую ему остроту, резко снизился темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преимущества в счете, прекращала нападение, держала мяч в своих руках неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков соперника, чтобы самим свободно пройти к щиту или передать мяч дежурившему там высокорослому игроку.
Потребовалось внести в правила игры целый ряд дополнений и изменений, направленных на активизацию нападающих действий, поддержание игры в защите и частичную ликвидацию преимущества игроков высокого роста.
В 1965 г. Международная федерация баскетбола объединяла уже 122 национальные федерации различных стран, в настоящее время свыше 150 стран всех континентов.
Следующий этап развития мирового баскетбола, начавшийся в 1966 г., характеризуется преодолением кризиса и дальнейшим расцветом игры. Большую роль в его развитии сыграли представителе социалистических стран, и в частности советские спортсмены, которые прочно вошли в число лидеров мирового баскетбола. Сбор-
ная мужская команда СССР дважды становилась олимпийским чемпионом (1972, 1988), трижды (1976, 1980, 1992) наша женская команда завоевывала золотые олимпийские медали.
Контрольные вопросы и задания
1.Назовите основные этапы истории баскетбола.
2. Как шло развитие баскетбола в мире?
3. Проанализируйте развитие игры в связи с изменением правил.
4. Охарактеризуйте современное состояние баскетбола в России и мире.