при обучении математике в специальной коррекционной школе реализуется следующий комплекс задач

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЮ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЮ

РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIIIВИДА

Кадыкова Ирина Филипповна, учитель математики, ГБОУ СК школа-интернат №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

При обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью математике большое внимание уделяется решению текстовых арифметических задач. Это объясняется тем, что задачи на уроке математики могут быть использованы для самых разных целей: для подготовки к введению новых понятий; для ознакомления с новыми понятиями; для показа области применения изучаемых понятий; для углубления и расширения формируемых математических знаний и умений; для формирования вычислительных навыков; для обучения методам и приемам решения задач на разных этапах обучения.

Решение арифметических задач, как известно, является одним из самых сложных разделов программы по математике. От ребенка требуется осуществление довольно сложной аналитико-синтетической деятельности: с одной стороны, он должен наглядно представить описанную в задаче жизненную ситуацию, с другой – уметь отвлечься от конкретной ситуации и перевести ее в арифметический план, записав решение в виде примера.

Отбор задач и тех способов их решения, с которыми учитель должен познакомить учащихся, определены программой. Соответствующие требования программы реализованы в учебниках. В учебниках благодаря поурочному их построению в основных чертах намечена и система распределения соответствующих упражнений во времени, и некоторые основные методические направления работы над задачами.

Подбор и расположение простых текстовых задач подчиняется логике рассмотрения новых вопросов арифметической теории и вместе с тем отвечает требованию постепенного усложнения заданий. Усложнения заданий происходит также при введении новых величин, при рассмотрении новых для детей связей между ними. Вид и форма организации деятельности детей с помощью задач, полностью зависит от цели, для достижения которой задача включена в урок.

У учащихся с интеллектуальным недоразвитием навык решения текстовых арифметических задач формируется долго, при этом учащиеся испытывают ряд трудностей, поэтому обучение требует специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Обучение детей в специальной (коррекционной) школе отличается своеобразием, поскольку требует предварительной и более длительной подготовки учеников к решению задач, изменения дозировки материала, наглядности, использования дополнительных способов преподнесения материала и поиска средств для облегчения его усвоения.

Стойкие затруднения у учащихся с интеллектуальным недоразвитием вызывает решение составных арифметических задач, поэтому продумывая методику изучения какой-либо составной задачи, я вычленяю в ней наиболее трудное звено и предварительно провожу упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. На уроках я стараюсь использовать красочный наглядный материал, а в настоящее время – это ЭОР, который способствует активизации внимания и познавательной деятельности учащихся.

Развитию познавательного интереса и лучшему усвоению материала способствуют и действия детей с дидактическим материалом. Поэтому на уроках я предлагаю делать зарисовки, раскрашивать, штриховать. Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности школьников с интеллектуальным недоразвитием является алгоритмизация. Слабоуспевающие ученики часто не знают, в какой последовательности нужно работать над задачей. Для этого я приучаю детей пользоваться памяткой следующего типа:

1. Внимательно прочитай задачу два раза.

2. Подумай, что в задаче известно.

3. Что спрашивается в задаче?

4. Запиши задачу кратко.

5. Рассмотри краткую запись задачи и подумай, как найти неизвестное.

6. Реши задачу. Объясни решение.

7. Проверь правильность решения.

Главная цель учителя математики – научить каждого ученика самостоятельно решать арифметические задачи. У школьников с интеллектуальным недоразвитием, наблюдаются заметные индивидуальные различия в овладении этим умением. Одни дети более успешно справляются с задачами какого-либо вида. Другим требуется увеличение числа подготовительных упражнений. Часть детей нуждается в более подробном развертывании какого-либо этапа работы над задачей. Некоторым детям необходимо больше тренировочных упражнений для того, чтобы подвести их к нужному обобщению. Поэтому в процессе обучения очень важен дифференцированный подход к детям.

Решение текстовых арифметических задач требует от ребенка сложной аналитико-синтетической деятельности, а трудности, возникшие в процессе решения задач, связаны с недостаточным пониманием предметно-действенных ситуаций, описанных в задачах, математических связей и отношений между числовыми данными и между данными и искомыми. Процесс решения текстовых арифметических задач требует от ребенка владения не только математическими знаниями и умениями, но и тесно связан с навыком чтения, где особенно существенны такие качества чтения как правильность и осознанность. Поэтому на уроке приходиться отводить время и для развития связной устной и письменно речи, так как дети должны уметь воспроизвести задачу по краткой записи, сформулировать ответ в соответствии с требованием задачи на основе правильного согласования и управления слов. Трудности, которые испытывают учащиеся вспомогательных школ при решении задач, связаны прежде всего с недоразвитием их познавательной деятельности. А тем не менее, работа над арифметической задачей от усвоения её содержания до поиска решения содержания содержит в себе широкие возможности для эффективной коррекции познавательной деятельности учащихся, именно поэтому оптимально реализовать эти возможности при обучении решению задач всех видов – основная цель учителя на уроках математики. Учащиеся испытывают трудности на разных этапах работы над задачей. Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), способов, решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами.

При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:

Анализ текста задачи является центральным компонентом приема решения задач.

Перевод текста на язык математики.

Установление отношений между данными и вопросом.

Составление плана решения.

Осуществление плана решения.

Проверка и оценка решения задач.

Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

Работа над содержанием задачи

Работа над задачей начинается с ее чтения. Если дети еще не достаточно овладели техникой чтения, учитель сам прочитывает или рассказывает задачу. Важно дать учащимся пример правильного, четкого выразительного чтения. Таким образом, первое восприятие текста задачи учащиеся должны получить при чтении ее учителем или учеником с хорошей техникой чтения.

Учитывая то факт, что многие дети читают текст задачи невнимательно, не вдумываясь в содержание, следует приучать их прочитывать задачу неоднократно. Нужно настроить учащихся на то, что они, прежде всего, должны мысленно представить себе, о чем рассказывается в задаче, чтобы понять, что происходит с величинами. Первые задачи носят характер инсценировок. Надо постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо (ребенок представит себе, что он едет в лодке, собирает урожай, разгружает вагоны и т.п.).

Для детей с умственной отсталостью, особенно важен первоначальный этап работы над арифметической задачей, когда ее содержание связывается с предметно-практическими действиями самих детей.

Следует приучать учащихся анализировать содержание задачи, выделяя данные и искомое, устанавливать зависимость между ними, находить решение и формулировать ответ на вопрос задачи. Все слова, содержащиеся в тексте задачи, должны быть понятны ученикам. Для детей, имеющих недостаточный жизненный опыт и ограниченный словарный запас, требуется разъяснение некоторых слов и выражений. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости

В работе над словами, влияющими на выбор арифметического действия, следует показать детям, что и в составных задачах, и в простых одно отдельно взятое слово еще не определяет выбор действия – для этого нужен внимательный и всесторонний анализ жизненной ситуации, описанной в задаче. Следует приучать производить анализ даже самой легкой задачи.

Краткая запись условия задачи

На первых порах обучения решению текстовых арифметических задач используется предметная наглядность, которая впоследствии применяется лишь частично, для иллюстрации процесса, о котором говорится в задаче. В специальной (коррекционной) школе VIII вида широко применяется краткая запись задачи с помощью рисунка, схемы, чертежа. Это помогает уяснить структуру задачи, зависимость между данными и искомыми величинами. Слабоуспевающие школьники часто формально выполняют краткую запись задачи и не обращаются к этой записи при поиске решения.

Работа по обучению детей выполнять краткую запись задачи на основе ее тщательного анализа проводится постепенно. Сначала в тексте задачи выделяются отдельные смысловые части, подчеркиваются наиболее важные слова и числа. Первоначально это делает учитель. Для детей с умственной отсталостью, необходимо записывать задачу несколько подробнее, чем это принято, так, чтобы, глядя на запись, ученик мог самостоятельно рассказать задачу.

Разбор решения задачи

Поиск пути решения и составление плана решения задачи называют обычно ее анализом (разбором). Подход к разбору может быть аналитическим («от вопроса») и синтетическим («от данных»).

Ученику с интеллектуальным недоразвитием легче усвоить синтетический способ разбора задачи, особенно если он сопровождается наглядной интерпретацией или графической схемой.

В процессе решения рекомендуется приучать учеников объяснять и доказывать выбор действия. Поэтому при решении каждой задачи, даже самой простой, нужно спрашивать: «Почему ты так решил? Объясни свое решение». Это будет способствовать коррекции мышления и речи школьников.

Запись решения задачи

Поскольку умственно отсталые школьники часто «теряют» предметное содержание задачи, не знают, какие предметы они считают, для них необходимо записывать и проговаривать решение задачи с наименованием каждого компонента действия: 5 м + 3 м = 8 м. Такая форма записи придает задаче более наглядный характер, помогая ребенку представить описанную в задаче ситуацию и предметы, с которыми производятся те или иные действия. Правильная запись наименований свидетельствует о сознательном выборе детьми арифметического действия. Кроме того, проговаривание решения вместе с наименованием развивает умение правильно пользоваться речевыми средствами. В дальнейшем можно переходить к общепринятой форме записи решения – с наименованием только результата в скобках.

Особое внимание при обучении решению задач следует обратить на формулировку ответа. После того как дети решат задачу, целесообразно задавать вопросы типа: «Почему вы думаете, что решили задачу?» Дети должны ответить: «Мы задачу решили, так как узнали то, о чем спрашивалось». Далее учитель просит повторить вопрос и дать на него полный ответ.

Проверка решения задачи

проводится с целью установления правильности решения. Способы проверки могут быть разными:

Если позволяют числовые данные задачи, то проверку правильности решения можно осуществить, выполнив практические действия с предметами и полученный ответ задачи соотнести с результатом счета.

— Учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида важно приучать проверять реальность ответа (соответствие его жизненной действительности) и его соответствие условию и вопросу задачи.

Источник

Мастер-класс по теме: «Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида»

Разделы: Математика

Введение

Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Задачи преподавания математики во вспомогательной школе состоят в том, чтобы:

В своей практике использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:

(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

Обычно я сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» и т.п. На вопросы требую полных ответов.

Практикую я игру «в учителя», или новый вид деятельности консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.
Вам же это сделать будет проще, в классе всегда найдется сильный ученик, и даже середнячек который поможет вам проверить задание, помочь объяснить новую тему или просто помочь выполнить задание ученику на индивидуальном обучении. Класс воспринимает своего одноклассника в «должности» учителя положительно. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант.
В вашей практике трудность состоит в том, что ваши учащиеся находятся на индивидуальном обучении, где основная часть их работы самостоятельная, я же работаю с целым классом. Мне пришлось поломать голову чтобы выбрать наиболее приемлемые для вас методы и приёмы. Я буду очень рада если мне это удалось.

Рассмотрим структуру урока математики в классе специальной (коррекционной) школе VIII вида с комментарием.

Тема: «Обыкновенные дроби» (данная тема выбрана потому, что она изучается на протяжении всего обучения с 5-9 класс).

Цели:

Ход урока

I. Орг. момент.

Чёткая формулировка целей. Давать возможность ребёнку, ставить цели, по теме урока. Можно основную цель записать, чтобы в конце урока ребёнок видел, достиг он поставленной цели или нет.

II. Устный счет (Разминка): (5 – 10 мин)

Устный счёт на уроках проводится с целью развития у учеников математических способностей, логического мышления, внимания, памяти, а также интереса к предмету. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Серьёзно отношусь к подбору примеров для устного счёта, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. В устный счёт обязательно включаю задачи, примеры
на порядок действий, геометрический материал, игры. Подбирая задания на повторение и закрепление, плавно перехожу к новому материалу.
Применяю тренажёры О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой (1- 5 кл.), предварительно отксерокопировав, чтобы не травмировать детей.

III. Изучение нового.

Поэтому должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.

Носит практическую направленность с опорой на жизненный опыт ребёнка. Например при изучении темы «Доли. Обыкновенная дробь» необходимы вырезанные геометрические фигуры, ножницы, цветные карандаши. Карточка с заданием сообщает, на сколько равных частей нужно разделить каждую фигуру. На данном этапе ребёнок должен понять, что фигуры делить нужно на равные части. Сложнее всего даются задачи, здесь необходимо использовать рисунки, игрушки, схемы. Не умея достаточно хорошо читать, ученики не сразу вникают в содержание задачи, поэтому задача
читается несколько раз и составляется схема – рисунок.

Использование опорных схем на уроке

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся и изучении нового материала. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Для некоторых учащихся моё объяснение, таблицы-опоры, образец решения иногда играют незначительную роль. И тогда я призываю на помощь активного ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно. Образцы арифметических записей и свои объяснения стараюсь направлять на раскрытие последовательности в решении примера, задачи.

2) Тренировочные упражнения по образцу

Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений, заполнений таблиц, обращение к опорным схемам и т.д.

Физ.минутка.

Желательно проводить две, так как дети с нарушением интеллекта устают быстро и теряют интерес к заданию, к уроку в целом.

3) Отработка вычислительных навыков.

IV. Практическая работа. (Работа в парах)

Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.

V. Тест.

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения.

— учитывать индивидуальные особенности учащихся;
— проверять качество усвоения материала;
— разнообразить процесс обучения;
— сэкономить время на опрос;
— использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого. Тесты я использую как свои, так и из книги Ф.Р. Залялетдиновой « Нестандартные уроки математики в коррекционной школе».

V. Домашнее задание.

Подробно разбирается, желательно чтобы был образец выполнения. Задавайте как можно больше творческих заданий (составить кроссворд, ребусы, придумать загадки, составить рисунок из геометрических фигур и т.д.)

VI. Подведение итогов урока.

Вопросы, касающиеся целей урока. Выставление оценки по карте результатов.

VII. Рефлексия.

Проводится со всем классом. Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Источник

Коррекционно – развивающая и практическая направленность уроков математики в старших классах школы для детей с ОВЗ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02

Выступление на заседании ШМО учителей-предметников

Коррекционно – развивающая и практическая направленность уроков математики в старших классах школы для детей с ОВЗ

Учитель: Цепелева Тамара Васильевна

Тема. Коррекционно – развивающая и практическая направленность уроков математики в старших классах школы для детей с ОВЗ

Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности.

В коррекционной работе различают общую и индивидуальную коррекцию. Общая коррекция направлена на исправление высших психических функций. Наблюдаются затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Индивидуальная коррекция характерна для определенных групп учеников. Она направлена на исправление не только выраженных недостатков высших психических функций, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т.е. различных сторон психики детей с ЗПР.

Коррекционная направленность урока математики:

Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.

Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.

Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.

Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.

Формирование навыков самоконтроля, самооценки.

Способы развития математической речи (обязательно).

Развитие диалогической речи и культура общения.

Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.

Охрана психического, физического здоровья учащихся.

Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).

Организация восприятия с опорой на анализаторы.

Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.

Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов ПМПК диагностики.

Использование эффективных инновационных технологий.

Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.

Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).

Контроль за динамикой успешности (не успешности) ученика.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на уроке;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применить ИКТ можно на любых этапах урока. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся и для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. С помощью презентации успешно проходит взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде, проведение тестов, рефлексии, демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях, иллюстрация практического применения теорем в жизни.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой “легко”. Лёгких путей в науку нет, но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся, испытало и осознало притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Практическая значимость применения ИКТ:

— обучение для учащихся становится более привлекательным, повышается интерес к предмету;

— положительная динамика качества знаний учащихся;

— повышается плотность урока, продвижение вперёд происходит быстрыми темпами;

— происходит систематическая, коррекционная работа над общим развитием учащихся;

При планировании урока учителю следует также руководствоваться рядом процессов, которые позволят выдержать определенную систему в организации и отборе материала, а также в методике формирования умений и навыков.

Основными из этих процессов являются, следующие:

коррекционная направленность обучения математике;

личностно-ориентированная направленность обучения;

взаимосвязанное обучение слушанию, говорению, письму;

сознательность и активность обучения;

учет возрастных особенностей учащихся и специфики обучения классах с ЗПР;

доступность и посильность;

Сформулировано четыре вида коррекционных заданий, которые затрагивают не только комплексную коррекцию нарушений высших психических функций, но и всех психических процессов:

1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль).

2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей).

3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь).

4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика).

Внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для повышения мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности коррекционной направленности урока и повышению качества образования.

Специальной задачей школы для обучающихся с ОВЗ является исправление дефектов развития детей с ограниченными возможностями, подготовка учащихся к трудовой деятельности. Решение этой задачи происходит в процессе обучения детей образовательным и трудовым навыкам. Немалую роль в этом играет преподавание математики.

Такие знания и навыки, как измерение площадей, предварительный расчёт необходимых поделочных материалов для того или иного изделия, взвешивание, умение производить расчёт при покупках, ориентация во времени и т. п.- всё это дети должны усвоить в процессе изучения математики и практических упражнений, а это в свою очередь помогает детям лучше адаптироваться в жизненной среде после окончания школы. И особенно это актуально в условиях рыночной экономики.

Реализация при обучении математики общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами, особенно с трудом.

Учащиеся, хорошо успевающие по математике, лучше справляются с практическими заданиями по другим предметам. Обучающиеся с ограниченными возможностями не могут самостоятельно устанавливать взаимосвязь между знаниями, полученными на различных учебных предметах. задача учителя математики- показать, что знания, полученные по какому- либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть использованы повсеместно. Тогда учащиеся получают не разобщённые знания по отдельным предметам, а систему знаний и навыков.

На уроках математики необходимо использовать знания учащихся по тем учебным программам, которые имеют непосредственное отношение к их будущей социально- трудовой деятельности: слесарному, столярному, швейному делу, географии, естествознанию, истории и

Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.

Например, знание дат исторических событий, протяжённости границ нашей Родины и других стран, длины рек, высоты гор, площадей, занимаемых государствами, морями, озёрами, урожайности культур растений, надоев молока, средней массы животных, расхода материала на то или иное изделие, изготавливаемых на уроках труда, времени, затрачиваемого на их изготовление и т. д. может служить прекрасным материалом для составления арифметических задач и примеров, сравнения и анализа чисел и других упражнений на уроках математики. С другой стороны математические знания должны найти широкое применение по другим дисциплинам.

Использование на уроках математики исторических знаний расширяет и уточняет временные представления, учит решать задачи на время для вычисления продолжительности и удаленности исторических событий. Последние приобретают большую конкретность для учащихся, лучше соотносятся с определённым временем.

1.Москва основана в 1147 году. Сколько лет нашей столице?

2.Великая Отечественная война закончилась в 1945 году. Какую годовщину будем отмечать в этом году?

3.В древней Руси начало нового года приходилось на 1 марта, затем на 1 сентября. И только по указу Петра 1 с 1700 года началом нового года стало считаться 1 января. Сколько лет этому событию?

На уроках математики при изучении тем: « Масштаб», « План» используются знания, полученные на уроках географии. Географические знания расширяют кругозор, воспитывают чувство гордости за свою Родину.

1.На чертеже дан план садового участка прямоугольной формы. Длина прямоугольника на чертеже- 6 см, ширина- 4 см. Чертёж дан в масштабе 1см- 5м. Чему равны в действительности длина и ширина садового участка?

2. Площадь земного шара приблизительно равна 510 млн. кВ. км. Чему равна площадь, занимаемая водой, если известно, что суша занимает 29% площади Земли.

Знания, полученные на уроках естествознания, также используются для составления арифметических задач, сравнения и анализа чисел и других упражнений на уроках математики.

Тесная связь существуют между уроками математики, рисования. Так, на уроках математики в 7 классе учащиеся получают знания о симметричных фигурах, оси симметрии. А подготовительная работа ведётся уже в третьих и четвёртых классах на уроках рисования при изображении плоских предметов: молотка, лопатки, бабочки и др.

Особенно тесная связь между уроками математики и труда. В процессе обучения учащиеся пользуются знаниями, приобретёнными на уроках математики: знание геометрических фигур. Умения, полученные на уроках математики при пользовании чертёжными инструментами: линейкой, циркулем, транспортиром способствуют развитию практических навыков.

Знания, полученные на уроках труда, повышают интерес учащихся к изучению этого предмета, показывают жизненную необходимость этого предмета, при этом основное внимание надо уделить формированию у учащихся важнейших в практическом отношении умений и навыков ( разметка, вычисления, техника счёта, измерения, составление чертежей, расстояния и т. д.)

Необходимо, чтобы учитель математики хорошо знал, какими профессиями овладевают учащиеся данного класса, в каких видах труда они участвуют, с какими материалами они имеют дело, какими измерительными и чертёжными инструментами пользуются, какие изделия изготавливают.

Умения и навыки, знания, предусмотренные программой по математике, практические навыки находят самое широкое применение в любом виде труда, в любой профессии. Однако, эти знания ученик может применить лишь в том случае, если эти знания включать в задачи производственным содержанием.

Для составления задач используется материал, с которым учащиеся сталкиваются на занятиях в мастерских или на производстве. Их сюжет зависит от профиля профессионально- трудовой подготовки учащихся. Так ориентируясь на швейное дело, можно составлять задачи на расход ткани для данного вида одежды, постельного белья, на вычисление количества отделочного материала и др.

На уроках слесарного дела – определить расход материала на изготовление изделия, сделать расчёт размеров и разметку изделия по заданным размерам и другие задачи.

Рассчитать расход материала на изготовление ведёрка цилиндрической формы диаметром – 200 мм, высотой – 400 мм, с учётом припуска на фальц.

Хватит ли дюралюминиевого прутка длиной 550 мм для изготовления 6 заготовок длиной 96 мм?

Сколько ткани шириной 90 см надо купить для того, чтобы сшить 16 простыней шириной 1 м 58 см и длиной 2 м 20 см, если на подгибку идёт по 2 см, а на средний шов по 1 см от каждой стороны?

Для сельскохозяйственного труда – это задачи на определение урожайности с 1 –го га и урожая со всей площади, занятой под ту или иную культуру, количества удобрений, необходимых для внесения в почву, воды для полива, рассады. Задачи, связанные с расчётом корма для одного или нескольких животных на один день, неделю, месяц, год и др.

ширина изделия, единицы их измерения и др.

Для задач столярной тематики – основными понятиями будут : заготовка, брусок, габарит, сечение, торец, кромка, пласть, пропил, фальц, гнездо, единицы измерения длины. Для решения задач столярной тематики необходимо обращать внимание на такие термины, как припуск на рубку и опиливание, база разметки, зенкование, размеры заклёпки, соединение в нахлёстку, номинальный размер и др.

Работа над одной задачей может длиться не один день и одновременно проходить и на уроках математики и в учебных мастерских. Работа над задачей помогает учащимся лучше осознать предметно – действенную ситуацию, о которой в ней говорится, позволяет проверить на практике правильность решения что самое главное, таким образом создаются условия для успешного переноса приобретённых знаний, умений, навыков. Решение задач с производственным содержанием может осуществляться одновременно с проведением соответствующей работы в мастерской, может предварять её, либо выступать, как приём повторения и закрепления производственного материала, обогащает математический запас слов.

Решение задач с производственным содержанием усиливает практическую направленность уроков математики, помогает подготовить учащихся к самостоятельному труду.

Казанцева Я.Э. Математика с улыбкой. Игры, ребусы, кроссворды – Ярославль.: «Академия К о », 1998.

Клименченко Д.В., Махров В.Г. развивающие задачи по математике // Начальная школа. – 1980. – № 6. – с. 17.

Колодина Л.М., Мордасова О.С. Занимательные игры на уроках в начальной школе. – Мичуринск, 1997.

Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.

Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992.

Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *