при обучении чтению ребенок легче осознает прочитанное слово если
Как научить ребенка понимать прочитанный текст?
Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.
Представим ситуацию: ребенок прочитал слово или короткую фразу, но понять смысл не смог. Родители просят повторно прочесть, но результат лучше не становится: ребенок не понимает, что читает. Более того, начав переживать и нервничать из-за возможного недовольства родителей или учителя, дети начинают читать сбивчиво, путать буквы и слоги, неправильно расставлять ударения.
Знание алфавита, умение произносить звуки и правильно складывать буквы в слоги еще не является гарантией того, что дети смогут понять написанное. И если в первом классе объемы заданий для чтения относительно невелики, то в дальнейшем обучение строится именно на умении читать и понимать прочитанный текст, поэтому решать проблему с осмыслением письменной речи необходимо как можно раньше.
Почему дети не понимают прочитанное?
Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?
Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.
Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.
В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.
Какие советы использовать родителям?
Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.
Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.
Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.
Как научить ребенка понимать прочитанный текст?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Есть понятие «смотреть», и есть понятие «видеть». Есть понятие «читать», и есть — «считывать», то есть понимать то, что ты читаешь. Малыш научился складывать: «Ма-ма мы-ла ра-му. У Шу-ры ша-ры. » Мы радостно, хвастаемся знакомым: наш-то, смотрите, уже читает! Но это лишь первая ступенька. А понимает ли ребенок, что такое рама, кто такая Шура? Представляет ли себе то, о чем только что прочитал? Без этого навык чтения бесполезен. Как научить ребенка понимать прочитанный текст? Об этом — наш материал.
Кусочек опыта
Давайте сразу к практике, а анализировать проблему и делать выводы будем потом.
Игра 1. «Комикс». К сказке или рассказу, который собираемся прочитать ребенку, с ребенком или дать ребенку на самостоятельное чтение, заранее рисуем несколько картинок (можно подобрать картинки в интернете и распечатать). Дальше — три варианта:
Игра 2. «Хвост». Читаем историю, и. останавливаемся на самом интересном месте. А теперь придумываем, чем она могла бы закончиться. Потом сравниваем свой вариант с оригиналом. Можно чуть иначе: к уже прочитанной сказке придумываем продолжение — новый «хвостик». Что могло бы случиться с героями дальше? Какие новые герои могут появиться в этой истории?
Игра 3. «Театр у микрофона». Ребенок читает вслух — можно по очереди с родителем — и все это записывается на диктофон. Особенно хорошо, если в тексте будут диалоги — можно будет почитать по ролям. Потом устраиваются прослушивания. Можно устроить домашний театр и разыгрывать целые сценки из книг в костюмах.
Игра 4. «Невидимка». Читаем вслух, пропуская ключевые слова. Ребенок пытается понять, какое слово пропущено, додумывает его сам, исходя из контекста.
В сети есть целые наборы упражнений для развития сознательного (осознанного) чтения, не связанные с конкретным текстом, а составленные из специальных наборов слов. Дети учатся находить общее и различия в словах, называют группы слов одним словом, ищут, какое слово лишнее в линейке предложенных, чем похожи слова, составляют новые слова сами из слогов имеющихся и так далее. Найдите эти упражнения, они очень полезны.
А теперь — поговорим.
«Что тут непонятного!»
Прежде всего: если не получается — ребенок не виноват. Орать, требовать, злиться на него не просто бессмысленно, а очень вредно. Вот семилетка прочитал несколько фраз, и мы просим: «Теперь расскажи, о чем это!» Ребенок молчит. «Ну, перечитай еще раз. Теперь понял?» Кивает. «Расскажи!» Молчит. Мы начинаем закипать: «Да что тут непонятного! Читай, первое предложение. Второе. Понял?!» Кивает. А у самого подбородок уже дрожит. И двух слов связать не может. В третий раз он уже перечитывает простейший, на наш взгляд, текст сбивчиво, слоги путает, буквы, ударения ставит где попало. И опять не может пересказать. В дальнейшем ребенок наверняка будет избегать чтения, понимая, что «. я читаю — мама сердится, папа ругает, учительница недовольна. Значит, читать — это плохо!»
В первом классе непонимание смысла прочитанного еще может «прокатить». Но чем старше будет становиться ребенок, тем важнее окажется для него навык осмысленного чтения. Объемы текста станут увеличиваться, и уже не так важно, правильно ли юный читатель поставит ударение — важно, поймет ли он смысл задания, которое написано в учебнике, верно ли усвоит информацию, которую ему пытаются донести. То есть не научишься понимать прочитанное — ты не только по чтению, ты и по математике будешь отставать, просто потому что не поймешь условие задачи. А потом «посыплются» и история, и биология, и география. Осмысленное чтение — это навык усвоения любой написанной информации.
Кто виноват?
Что является причиной неумения понимать прочитанное? Почему наш сын, наша дочка читают — и не улавливают смысл?
Первая возможная причина — здоровье. Учитываем состояние ребенка. Все ли у него в порядке с речевым аппаратом, со зрением, с концентрацией внимания? Нет ли нарушений мозговой деятельности, которые влияют на память, внимание, поведение, восприятие? Не страдает ли он хроническими заболеваниями — проблемами с дыханием, пищеварением, кислородным обменом? Может быть, именно сейчас ребенок переживает гормональный всплеск и ему совсем не до чтения? А возможно, сам процесс чтения по состоянию здоровья пока дается ему с трудом, и, чтобы дотянуться до следующей ступеньки, требуется прежде решить какие-то физиологические проблемы.
Вторая причина — время. Дети созревают по-разному. Кто-то в четыре года уже всего «Робинзона Крузо» прочитал и с упоением играет в необитаемый остров, а кто-то в восемь еще букварь осваивает. У кого-то кругозор, фантазия и словарный запас таковы, что он уже в детском саду сам сказки сочиняет, конструируя сложные фразы с пространными описаниями, а кто-то и во втором классе на просьбу рассказать о картине ограничивается одним: «Красиво!» Это не хорошо, не плохо, это индивидуально. Некоторым детям просто нужно чуть больше времени.
Третья причина — привычка. Здесь уже и наша, родительская ответственность. Мы слишком увлеклись «оболочкой». Мы разучивали с ребенком буквы, прививали навык чтения по слогам, потом учили читать бегло, обращали внимание на арткуляцию, интонацию и совсем упустили из вида саму суть: всякое слово, всякий текст несут в себе смысл! Информацию! И ее нужно уметь понимать и усваивать.
Четвертая причина — усталость. Какая у ребенка загрузка? «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали. »? Мы хотим сделать из нашего чада Леонардо да Винчи и развиваем его всеми возможными и невозможными способами? Или наоборот, делаем упор на что-то одно — вот на чтение, допустим, но упор такой мощный, что «Будешь, балбес, сидеть над книжкой хоть до ночи, пока не получится!» Наши нереализованные амбиции мы перекладываем на ребенка, заставляя его учиться изо всех сил, формируем у него «синдром отличника»: «я должен во всем соответствовать ожиданиям взрослых». Только вот результат нередко обратный: стресс, усталость, низкая успеваемость, вплоть до неврозов.
Что делать?
Можем мы чем-нибудь помочь ребенку? Можем.
Во-первых, не бежим впереди паровоза. Если нашему ребенку меньше пяти лет, не торопимся учить его читать! Сначала малыша нужно просто «разговорить»: развить навык его речи, поработать с дефектами речи и свести их к минимуму. И только после этого можно начинать. Не раньше!
Во-вторых, мы сами — родители, дедушки, бабушки — тоже должны читать. Для себя, но в его присутствии. И вслух, и про себя. В сознании ребенка должно отпечататься: читающий человек — это нормально. Читать — это как есть, пить, дышать. Так делают все, это обычное занятие любого взрослого, а значит, и ребенка.
В-третьих, мы читаем самому малышу. Берем красивые интересные детские книжки с картинками, напечатанные крупным шрифтом, чтобы ребенок сидел рядом и тоже видел страницу. Всячески поощряем вопросы нашего маленького слушателя, которые он наверняка будет задавать после прочтения книги. И подробно, понятно на них отвечаем.
Это все до пяти лет.
Но вот у нас дошколенок, первоклассник или даже уже второклассник, и теперь мы вполне «законно» озаботились осознанным чтением. Что делаем?
Откладываем все карточки с картинками, все кубики с буквами, все настенные и настольные плакаты, где рядом с буквой нарисован предмет: «м — мяч», «б — бабочка», «о — очки». Нам важно убедиться, что наш чтец все буквы помнит независимо от подсказок. Дадим ему небольшой текст на листе и поиграем: пусть найдет и вычеркнет карандашом, например, все буквы «п». Или все буквы «а». Или все знакомые буквы вычеркнет, а все незнакомые обведет кружком. Потом эти незнакомые буквы повторим, закрепим и убедимся твердо, что алфавит ребенок знает.
Что даем читать? Во-первых, что-то интересное по содержанию и при этом не содержащее сложных по смыслу слов — устаревших, слишком «взрослых», слишком длинных, абстрактных. Во-вторых, что-то, состоящее из коротких (не более пяти слов) фраз. В-третьих, текст, напечатанный крупным шрифтом.
Где найти такие тексты? Набираем в поисковике «тексты для усвоения прочитанного дошкольниками». Среди ссылок будут и картинки, и карточки, и тексты с рисунками — это, кстати, тоже хорошее подспорье для осмысленного чтения, когда среди слов вставлены маленькие картинки-«иконки», и ребенок уже не читает буквы, составляющие слово, а называет объект, осознавая заодно смысл всей фразы.
Вот несколько ссылок. На этих ресурсах представлены тексты для разных возрастов:
Правда, распечатать предложенные тексты нам придется самим, выбирая крупный шрифт.
«Почему так медленно?»
Младшеклассники несколько раз сдают тесты на скорочтение: в минуту нужно прочитать не менее определенного количества слов, и тогда ты уложишься в возрастной норматив. У нас такой задачи не стоит. Нам важно не сколько прочитал, а сколько понял. Поэтому как бы мучительно медленно для нашего уха ребенок ни читал, мы его не подгоняем. Наоборот: можем остановить, чтобы зафиксировать «промежуточный результат» — переспросить, уточнить сюжет, попросить напомнить, о чем шла речь в прочитанной строке. Запоминать «кусочками» ребенку легче, чем все сразу. И привыкать читать осознанно так, небольшими фрагментами, — тоже легче. А нам, соответственно, удобнее контролировать усвоение текста.
Вот это вот все: «Сядь прямо! Прекрати ерзать на стуле! Убери локти со стола. » — сейчас не нужно. Не дергаем ребенка после каждого слова по не относящимся к чтению поводам. Пусть ему будет удобно читать. Если ему хочется водить по листу пальцем — пусть водит. Хочется подкладывать линейку под каждую строчку — пусть подкладывает. Удобнее читать не за столом, а в кресле или сидя по-турецки на диване — пусть читает там, где удобнее.
Какие есть лайфхаки?
Лайфхак № 1
Что интереснее — зубрить или играть? Конечно, играть! Так давайте поиграем в смысловое чтение! Записки и секретики — наше всё. Большими разборчивыми буквами пишем: «Загляни во второй ящик стола! Там тебя ждет сокровище!» — и оставляем на столе на кухне. В ящике стола может лежать хоть яблоко, хоть ластик, завернутый в фольгу, — не важно что. Важна интрига, секрет и заслуженная награда: «Я прочитал, я понял, я сделал то, что было написано, я заслужил “сокровище”!» Можно устроить целый квест по поиску «сокровища». Например, спрятать в квартире три записки. Первая — рядом с кроватью. Проснулся — прочитал: «ПАКЕТ РЯДОМ С ПОЛОТЕНЦЕМ». Нашел пакет — в нем вторая записка: «ПРАВЫЙ КАРМАН СИНЕЙ КУРТКИ». В кармане — третья: «ПОД СТОЛОМ НА КУХНЕ». И уже там — какая-нибудь, обязательно завернутая в упаковку вкусняшка или игрушка. Вот это осознанное чтение «на результат» ребенка точно не оставит равнодушным.
Лайфхак № 2
Иногда детей по ведущему каналу восприятия делят на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Это не совсем научное разделение. Психологи предлагают другую классификацию по интеллекту: вербальный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, пространственный, межличностный. Сложновато. Но нам важно понять, что какие-то дети информацию воспринимают лучше глазами, другие — ушами, третьи — прикосновениями. Например, аудиалы легко выучивают стихи и песенки, которые слышат от взрослых или по радио. Но нередко повторяют эти стихи и песни лишь как сочетание звуков, практически не понимая смысла. Отсюда — многочисленные «недослышки», додумывание собственного текста или декламация «с выражением», когда это «выражение» совершенно не соответствует содержанию стихотворения. Между тем даже известная всем детям песенка «В лесу родилась елочка» по смыслу — очень сложная. Попробуем написать ребенку хотя бы один куплет этой песни, прочитать его, подчеркнуть непонятные слова и вместе разобрать, о чем поется. «Чу! Снег по лесу частому / Под полозом скрипит; / Лошадка мохноногая / торопится, бежит». Здесь можно составить вместе целый рассказ. Почему «чу!»? Почему лес «частый»? Что такое «полоз» и почему снег под ним «скрипит»? Почему лошадка «мохноногая». В одном куплете, который много раз пропевался, оказывается, столько секретов!
Итак, к аудиалам — свой подход, связываем текст звучащий и текст напечатанный. К кинестетикам — свой. Можно, объясняя смысл прочитанного, связывать текст с тактильными ощущениями. Читаем о яблоке — берем в руки яблоко. Читаем: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» — берем мяч, вспоминаем, какая на ощупь мокрая и холодная вода в реке.
Лайфхак № 3
Читаем сказку — обсуждаем героев. Почему курочка побежала сначала к корове за маслом, а от нее — к косарям за сеном? Потому что косари дадут курочке сено, а корова потом это сено съест и даст курочке маслице, а маслице курочка петушку даст, тот зернышко проглотит и сможет дышать. Какая она — курочка? Заботливая, добрая, петушка жалеет, ради него хлопочет, хочет ему помочь. Какая Маша в сказке «Маша и Медведь»? Умная, смышленая — в короб залезла, а сверху пирожки поставила, чтобы Мишка ее домой отнес. Хитрая — присказку придумала: «Высоко сижу, далеко гляжу. » Сразу и мотивы поступков героев называем, и качества характера, и содержание сказки пересказываем, и в смыслы вникаем.
Лайфхак № 4
«Проветриваем мозги» и болтаем. Гулять вообще полезно, а для перезагрузки мозга и поддержания физического тонуса — особенно. Но — гуляем тоже «активно». Что видим, про то и поем. Точнее — говорим. Осмысливаем и озвучиваем то, что перед глазами: детская площадка, парк, двор, кто рядом, что делает, почему делает, как ведут себя хозяин и собака, какие магазины рядом, как выглядят деревья, качели, какая погода, почему люди одеты так, а не иначе. Пусть ребенок наблюдает, говорит — и речь его будет развиваться, и умение понимать, пересказывать появится. Все это для осмысленного чтения очень пригодится.
Если работать а — регулярно, б — комплексно, в — ответственно, г — системно и д — с любовью, то все получится! Вот в помощь родителям несколько книг по теме:
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное
Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.
Как научить ребёнка понимать смысл текста?
Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.
«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.
Учимся работать с текстом: 2 способа начать
Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым
Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.
Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.
Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!
Задача 1. Имена и отчества
Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.
Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет!
Многим детям очень сложно дается переход от механического чтения к осознанному. Одной из причин этого может быть дислексия, из-за которой ребенку трудно сосредотачиваться на буквах и связывать их в слова. Поэтому чтение для таких детей превращается в пытку. Подробнее о том, что это за нарушение и как понять, есть ли оно у вашего ребенка, читайте здесь.
Еще одной из причин, по которой ребенку сложно понимать прочитанное, является скорость чтения. Ребенок, который медленно читает, обычно забывает, о чем читал, когда доходит до конца страницы или параграфа.
Причин у медленного чтения может быть несколько:
Мы рассмотрим несколько простых упражнений для дошкольников и школьников, которые помогут увеличить скорость чтения.
Учимся читать быстрее
1. Упражнения на концентрацию внимания
Установите таймер и попросите ребенка назвать все буквы в алфавитном порядке начиная с буквы А и далее по таблице.
Это упражнение также направлено на концентрацию внимания. Попросите ребенка не читать слова, а по порядку называть цвета, которыми написаны слова.
2. Избавляемся от регрессии
Нужно последовательно называть буквы, фигуры, цифры и слова, которые находятся в квадратиках. Благодаря этому упражнению ребенок учится правильно двигать глазами и избегать регрессии.
Чем быстрее будет получаться, тем лучше.
3. Одновременно тренируем концентрацию внимания и логику
Попросите ребенка правильно составить слова в предложениях.
Занимайтесь с ребенком по 15 – 20 минут каждый день и уже через 2–3 недели он будет читать быстрее. А если вы уже пробовали, но у вас ничего не получилось или попросту не хватает времени заниматься, предлагаем вам наш курс «Тренажер чтения».
После обучения ваш ребенок научится читать быстрее, будет понимать прочитанное и начнет читать с интересом, а также сможет писать простые предложения печатными буквами. Записаться на пробный урок можно здесь.
Теперь переходим к упражнениям, направленным на осознанное чтение.
7 игровых упражнений, которые научат ребенка понимать прочитанное
Для примера возьмем отрывок из сказки и покажем на нем все упражнения. Вы же можете выбирать для каждого упражнения разные отрывки из любимых сказок ребенка.
Чтобы не портить книги и не набирать текст, найдите электронную версию сказки, выберите любой отрывок и распечатайте его.
Текст, на котором мы будем демонстрировать наши упражнения, возьмем из детской книги, которую рекомендовала мама нашей ученицы Елена.
Отрывок из книги «Котенок Шмяк», автор Робин Скоттон
1. Визуализируем текст
Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребенка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. Визуализировать текст можно при помощи самодельных мнемотаблиц. Ниже приведем пример, а как их правильно делать читайте здесь.
2. Составляем текст из частей
Возьмите распечатанный текст и попросите ребенка прочитать один-два раза. Затем разрежьте текст по абзацам, перемешайте и попросите его восстановить текст, последовательно складывая части.
3. Играем в учителя
Возьмите распечатанный текст и предложите ребенку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл.
4. Тренируем логику и учимся анализировать прочитанное
Предлагаем вам с ребенком порешать текстовые логические задачи. Помните знаменитую советскую загадку «А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Кто остался на трубе?» Ответ – И осталась на трубе.
Это очень простая и интересная загадка для дошкольников, которая хорошо демонстрирует детям огромные возможности русского языка.
Ниже еще примеры задачек для тренировки.
А также мы рекомендуем развивать логическое мышление у ребенка, используя наши простые идеи для создания игр из предметов, которые есть у вас дома.
5. Анализируем текст с помощью вопросов
Хороший способ помочь ребенку выстроить смысловую цепочку – это задавать вопросы по тексту:
Подобные вопросы помогут ребенку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное.
Подведем итоги!
Умение ребенка работать с текстом напрямую влияет на успеваемость в учебе. Начинайте заниматься как можно раньше. Используя наши упражнения, вы научите ребенка логично мыслить и правильно воспринимать текстовую информацию. Это те базовые навыки, которые позволят стать вдумчивым читателем и будут помогать развиваться вашему ребенку на протяжении всей жизни.