при блочно модульном подходе к обучению сольфеджио учитель готовиться к тому

Методика модульного обучения. проблемно-модульная технология в обучении сольфеджио

Работа представляет собой обзор модульной технологии в процессе обучения сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
«Методика модульного обучения. проблемно-модульная технология в обучении сольфеджио»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ.Н.Е.СОРОКИНА»

МЕТОДИКА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

В ОБУЧЕНИИ СОЛЬФЕДЖИО

Передовой опыт практической деятельности преподавателей многих учебных заведений подтверждает их стремление к активному поиску и использованию педагогических технологий в работе с современными учащимися.

Для меня, как для преподавателя предмета «Сольфеджио», не раз стоял вопрос выбора методики обучения этой дисциплины. Некоторое время назад, я познакомилась с неординарной, вызывающей и споры, и одобрения, методикой блочно-модульного или проблемно-модульного обучения, и в частности проблемно-модульной технологией в обучении сольфеджио. Как известно модульное обучение появилось в 70-х годах ХХ столетия и спустя почти полвека этот форма образования стала активно внедряться в систему образования. Что же собой представляет модульная технология, шире модульное обучение? В основу модульного обучения была положена концепция П.Я. Гальперина – его теория, поэтапного формирования умственных действий, в которых подчеркивается единство психики и деятельности человека.

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для учителя и учащихся. Данная технология обеспечивает учащемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью в собственном комфортном темпе. На всех этапах процесса обучения преподаватель выступает как организатор и руководитель процесса обучения и взаимодействия учащихся, организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, планируя время на выполнение задания с учетом психологических особенностей уча-щихся, учебных возможностей, умений работать самостоятельно.

Сущность модульного обучения заключается в том, что учащийся полностью самостоятельно или с некоторой помощью учителя достигает конкретных целей собственной познавательной учебной деятельности в соответствии со своими потребностями и возможностями в процессе работы с модулем.

Ведущими принципами технологии модульного обучения являются:

— структуризации содержания обучения на обособленные элементы,

— разносторонности методического консультирования и паритетности.

Цель технологии модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных учебных возможностей. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Оптимальным, доступным, разноуровневым должно быть содержание, представленное не текстом учебного пособия, а в сжатой форме, с применением средств обучения, в комфортном для работы учащихся виде. Технология модульного обучения позволяет преподавателю использовать достаточно широкий набор испытанных современных методов и методик.

В ходе модульного образовательного процесса каждый учащийся включается в активное восприятие учебного материала и в активное его усвоение. Переход от одного уровня к другому осуществляется через контроль путем диагностики всего объема знаний, умений и навыков, предусмотренной программой на данном уровне. Методы обучения и воспитания должны быть вплетены в структуру модуля, поэтому преподаватель должен хорошо владеть методикой их организации. К ним относятся:

— метод мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, который реализуется путем создания проблемной ситуации, новизны, опоры на жизненный опыт;

— методы словесной и наглядной передачи учебной информации, т.е. объяснение, разбор, комментирование, таблицы, условные обозначения;

— репродуктивный метод, включающий различные виды разбора;

— продуктивный метод, направленный на составление таблиц, подбор собственных примеров, группировку материала, творческие работы.

Методов, которые всегда давали бы максимальный эффект, не существует, так как на результат влияют характер учебного предмета, программы, личности преподавателя и учащегося, условия применения. Задача педагога заключается в правильном подборе методов обучения, наиболее эффективных в конкретных обстоятельствах. В качестве конечных результатов образовательного процесса в технологии модульного обучения предполагается развитие познавательных, социальных, коммуникативных способностей личности, сформированность у каждого учащегося общеучебных умений и навыков. При модульном обучении достигается комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграция различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов. Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль, оценку. Струк-

тура модуля включает: название модуля; количество часов; цель; планируемые результаты; критерии оценки деятельности; тематический план.

Эффективность технологии модульного обучения не вызывает сомнений, так как она апробирована мировым опытом (Великобритании, Голландии, США) и становится все более популярной в нашей стране. Наибольшее распространение она получила в сфере образования и применяется в преподавании различных предметов: русского языка, математики, истории, географии, биологии и других. Но большим препятствием к ее распространению является отсутствие дидактического обеспечения этой технологии. Поэтому каждый педагог использует в своей работе различные способы оформления модулей при помощи которых осуществляется обучение учащихся. Успех данной технологии объясняется тем, что в основе образовательного процесса лежит самостоятельная практическая деятельность, потребность и желание детей все делать самим без помощи взрослых. Поэтому на уроках учащиеся сами добывают знания, проводят исследования и делают выводы! Задача же педагога – умело организовать эту работу. Отметим, что технология предусматривает:

— организацию познавательной деятельности на основе исследовательских приемов в условиях проблемной ситуации;

— толерантную, сотрудническую позицию учителя;

— применение коллективных форм работы.

Как уже отмечалось, представленная методика строится на исследовательских приемах объяснения материала. Плодотворная коллективная практическая деятельность организуется на основе толерантной модели. Занятия проходят в форме диалога или вопросов – ответов, когда учитель так выстраивает свои вопросы, поиск ответов на которые приводит детей к своего рода открытиям, самостоятельным выводам по теме урока. Ученик является активным участником образовательного процесса. Учитель же выступает в роли консультанта, от него зависит проектирование различных возможных решений, познавательных и практических задач, создание творческой атмосферы, в которой ученики получают не готовые знания, а приобретают их в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.

Обучение сольфеджио начинается с первого года поступления ребенка в ДМШ и ДШИ и идет параллельно с обучением прочим музыкальным дисциплинам как теоретического, так и практического характера. Вместе с тем обучение сольфеджио подчас оказывается для ребенка «камнем преткновения», вызывает определенные трудности для понимания и усвоения, что обусловлено в равной мере особенностями сольфеджио как учебной дисциплины, которой свойственны точность формулировок, абстрактность и прочие черты, роднящие ее с точными науками (например, математикой), также вызывающими ряд трудностей у обучаемых, и спецификой психологии и возрастной физиологии старшего дошкольника и младшего школьника (недостаточно развитое логическое мышление и т.д.).

Современные методики преподавания сольфеджио направлены прежде всего на то, чтобы помочь обучаемому в преодолении возникающих в процессе обучения трудностей как чисто методического, так и психофизиологического характера. Благодаря синкретическому подходу, господствующему в современных методиках преподавания сольфеджио, в процессе обучения оказываются задействованы различные сферы психофизической и духовной деятельности обучаемого.

Наше внимание привлек инновационный опыт преподавателя музыкально-теоретических дисциплин из г. Уфы Д. И. Шайхутдиновой, успешно реализуемый автором и его коллегами-единомышленниками в течение двух десятилетий в различных музыкальных школах страны. В основе педагогического метода лежит проблемно-модульная (блочно-модульная) технология обучения, являющаяся, по мнению автора, ключом к решению многих наболевших проблем в сфере обучения сольфеджио.

Каждый педагог в своей работе использует различные способы оформления модулей, при помощи которых осуществляет обучение. Идея проблемно-модульного (блочно-модульного) обучения, примененная к курсу

сольфеджио Д.И. Шайхутдиновой, воплощена в ее авторской программе по предмету. Основная идея модульной технологии, по мнению автора, состоит в том, чтобы учитель координировал процесс самостоятельного добывания знаний учеником. Согласно этому учащиеся предстают в роли активных участников образовательного процесса: им не просто сообщаются готовые знания, а создаются педагогические условия для самостоятельного поиска и открытия нового. Занятия представляют собой проблемные уроки с использованием исследовательских приемов изучения материала. Другими словами, роль учителя заключается в организации активной самостоятельной деятельности ученика через использование логически выстроенных, взаимосвязанных модулей, выступающих средством самообучения школьников.

Основным компонентом учебной деятельности, полностью соответствующим возрастным особенностям младших школьников, является фортепианная клавиатура. Она используется как эффективное, наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала. Именно клавиатура несет исчерпывающую информацию об интервалах, аккордах, тональностях. Наличие персональной клавиатуры, находящейся на столе, предоставляет возможность каждому ученику непосредственно участвовать в практических формах работы. Все понятия, технические приемы, упражнения осваиваются сначала на таких клавиатурах одновременно со звучащим оригиналом – инструментом, только после этого выполняются письменные задания. За фортепиано обычно работают два-три ученика, остальные – за столом на собственных клавиатурах. Усвоение знаний в подобных условиях становится психологически комфортным и в полной мере соответствующим психофизиологическим особенностям мышления младших школьников.

Другой важной составной частью методики преподавания модульного сольфеджио является одновременное проигрывание на клавиатуре всех интонируемых на уроке упражнений, сольфеджирование мелодий с дублированием на инструменте. В имеющихся методических пособиях, в том числе и в традиционной «Программе» по сольфеджио встречается однозначный запрет на использование этого приема. Общепринят постулат о том, что на уроке сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения. Но, как показывает практика, у большинства детей первых лет обучения, при наличии неплохого музыкального слуха, качество воспроизведения мелодии голосом находится на очень низкой ступени развития. Использование методического приема, при котором учащиеся параллельно с игрой на «звучащем» инструменте сопровождают свое пение имитированием фортепианных движений на настольных клавиатурах, помогает достичь видимого результата в интонировании. Автору в ходе опытно-поисковой работы удалось убедиться в том, что дублирование на клавиатуре интонационных упражнений и сольфеджируемых примеров повышают эффективность развития певческих данных, способствуют более быстрому формированию чистой интонации.

Принципы модульного обучения, представленные Д. Шайхутдиновой, исходят из необходимости формирования у учащихся целостных знаний об элементах музыки и последующего свободного практического применения их в классе специальности при изучении музыкальных произведений, что позволяет решить актуальную сегодня проблему межпредметных связей. Как указывает автор, блочно-модульный метод предполагает изучение материала «тематическими блоками, которые можно представать в виде концентрических окружностей, и каждая окружность, то есть модуль, будет означать новую стадию познания». Например, при изучении блока «Интервалы» в младших классах Д. Шайхутдинова выстраивает следующий порядок модулей:

Модуль 1: «Знакомство с простыми интервалами», где идет усвоение названий интервалов в соответствии со ступеневой величиной.

Модуль 2: «Модели интервалов», где определением «модели» называются интервалы, образующиеся на белых клавишах фортепиано.

Нами были изучены вышеупомянутые учебные и методические пособия, и некоторые компоненты модульной методики Д. Шайхутдиновой применены на практике с учащимися. За прошедшие годы, в течение которых внедрялся данный метод, модульная технология доказала свою результативность. Применение данной технологии позволило выстроить и систематизировать учебный материал, начиная с 1 класса. Отрадно то, что уже в 1 классе учащимися прочно усваивается такой сложный и необходимый в дальнейшем обучении материал, как система тональностей до 7 знаков. В традиционной «Программе» тональности изучались последовательно, прибавляясь по одному знаку каждый год. Это всегда вызывало трудности с запоминанием. Согласно модулю Д. Шайхутдиновой, опираясь на расположение тоник на клавиатуре (четные и нечетные ряды) все тональности запоминаются тактильно, визуально и в дальнейшем становятся прочным знанием.

За несколько лет внедрения блочно-модульная система, представленная Д. Шайхутдиновой, была переработана и адаптирована в процессе работы с учащимися младших классов, добавлены новые учебные модули. Учебные модули, сгруппированные по классам, представлены в виде таблицы (См. Приложение).

Как уже отмечалось, представленная методика обучения строится на исследовательских приемах объяснения материала. Позиция учителя заключается в создании такой атмосферы, когда ученик оказывается в постоянном поиске, размышлении. Занятия проходят в форме диалога и практических заданий. В сущности, объяснение нового проводится не учителем, а самим учеником на основе практически исследуемого материала. Происходит самообучение, во время которого знания становятся наиболее прочными и надолго сохраняются в памяти. При использовании модульной технологии в обучении сольфеджио усвоение и применение изучаемого материала построено исклю-

чительно на практике. Практика для нас – это деятельность, сосредоточенная на клавиатуре фортепиано. Поэтому независимо от специализации (фортепиано, духовые, народные, струнные инструменты) каждый урок и весь урок мы работаем на клавиатуре. Элементы, которые прорабатываются на инструменте, вовсе не требуют пианистических навыков. Семь белых клавиш и пять черных – это не трудно для освоения. Ученики поначалу играют одним пальчиком, подключая поочередно то левую, то правую руку. Для этого педагог постоянно (особенно в 1 классе) работает на планшете с клавиатурой у доски, демонстрируя, как играть. Интервалы, а еще до них – сложение тонов, проигрывают двумя руками – указательными пальцами (остальные пальчики собраны в кулачки). Так же одним указательным пальчиком исполняются номера по сольфеджио. По мере продвижения по программе ученики общих отделений начинают проигрывать трезвучия (здесь педагогу нужно показать, какими пальцами играть), затем подключают бас в левой руке при исполнении главных трезвучий, септаккордов.

Благодаря приему транспонирования ученики хорошо овладевают клавиатурой инструмента (при этом вполне достаточно играть одним пальчиком), кроме того, именно транспонирование является основным приемом изучения тональностей и ступеней лада. Результативность подхода заключается в том, что мы используем потребность детей 7-8 лет в игровой ситуации, полностью освободив от заучивания знаков. Так, в созданных для этой цели ученикам нужно всего лишь запомнить мелодию и слова-ступени, после чего слова подсказывают дальнейшие действия на клавиатуре, выполняя которые, а по существу играя клавишами, последовательно усваиваются:

— клавиши-ступени по порядку, например: «Раз, два, три…, три, четыре, пять…» (при этом поют и проигрывают нужные клавиши);

— при повторном проигрывании запоминаются носители клавиш – звуки, а значит, диезы или бемоли, например: «Ре, ми, фа-диез…, фа-диез, соль, ля…»;

— при следующем повторении фиксируются звуки-ноты, которые читаются по учебнику сольфеджио, либо записываются в тетради.

Уже во второй четверти 1 класса дети довольно легко справляются с транспонированием всего этого комплекса ступеней-клавиш-звуков в соседние тональности, попутно обретая беглость в чтении нот и следовании звуков на клавиатуре инструмента. Позднее транспонирование выполняется на основе анализа мелодического строения, осмысления ступеневых и интервальных соотношений.

В программе модульного сольфеджио предусмотрено освоение всех мажорных тональностей в первом классе, а параллельных минорных – во втором. Это стало возможным благодаря проблемно-модульной технологии, где подход к изучению тональностей абсолютно другой, то есть, модульный. Так, вводный модуль дает осознание того, что тональностей в музыкальной практике много. Дети с самых первых уроков погружаются в атмосферу различных мажорных и минорных тональностей, учатся называть тональности после прослушивания музыкального примера, либо пропевания сольфеджийного номера с любым количеством знаков. Почему это становится возможным и доступным для понимания детьми уже в подготовительном и далее первом классе. Этому способствует простой наглядный прием: знаки в нотных примерах выставлены не при ключе, а непосредственно при нотах. Оказывается, чтобы усвоить разные тональности малышам достаточно знать, что есть такие знаки – диезы и бемоли, а также понимать, что в названии тональности участвуют тоника и лад музыкального примера. Для этой цели многие номера, нотные тексты которых изобилуют проставленными при нотах знаками, предназначены только для ознакомления, осознания, что в музыкальной практике встречается и используется много тональностей. Постепенно ученики начинают уверенно произносить разные названия мажорных и минорных тональностей (поскольку видят и слышат тонику) и осознавать, что в них участвуют звуки на черных клавишах – то есть, диезы и бемоли (мелодии с которыми ученики постоянно проигрывают на клавиатуре). Затем следует первый модуль, в котором изучаются только мажорные диезные тональности (соответственно, второй модуль изучает бемольные). Знания, приобретенные во ввод-

ном модуле, позволяют давать названия тональностям и систематизировать знаки-диезы в мелодиях. Опять же, этому способствует отличное от традицонного расположение исследуемых примеров – выполнив простые подсчеты, ученики выявляют следующую закономерность: до мажор – знаков нет, ре мажор – 2 диеза, ми мажор – 4 диеза, фа-диез мажор – 6 диезов, соль мажор – 1 диез, ля мажор – 3 диеза, си мажор – 5 диезов, до-диез мажор – 7 диезов.

Следует отметить и работу с гаммами, как один из важнейших этапов освоения тональностей. Проигрывание гамм помогает запомнить количество диезов и бемолей, а также прочувствовать (тактильно и слухово) необходимость их применения в тональностях. Простота и легкость достигается благодаря опоре на наглядные, визуальные, моторные способы восприятия – например, опора на группировку черных клавиш на клавиатуре. Дети ориентируются по группам – «группа два» или «группа три», что помогает визуально запомнить расположение знаков. Сначала ученики произносят знаки, откладывают их на клавиатуре, запоминают, в какой группе черных клавиш они находятся, после этого проиграть и пропеть гамму с использованием нужных клавиш-знаков не составляет труда.

Используя проблемно-модульное обучение, уже с 1 класса закладывается фундамент знаний и уверенность в своих силах. Если практически на каждом уроке дети шагают, хлопают, проговаривают ноты и поют под аккомпанемент, проигрывают на клавиатуре диезы и бемоли, складывают тоны, наперебой отвечают на вопросы педагога, – то они с интересом посещают занятия, с удовольствием работают на уроке. В проблемно-модульном обучении прочность и глубина знаний достигается за счет постоянной повторяемости модулей, когда каждый урок педагог вспоминает материал, начиная словами: «Ребята, мы с вами знаем…». Даже часто пропускающие ученики имеют возможность находиться, что называется, в теме. При каждом повторении каждый модуль или цепочка модулей выполняется все быстрее и увереннее. На этой базе ученикам дается новый элемент, который усваивается посредством самостоятельного исследования и выводов. Педагог контролирует этот процесс, правильно и своевременно вводит новые элементы, исходя из возможностей детей, их мыслительных, возрастных и прочих особенностей.

Проанализировав свой практический опыт преподавания сольфеджио, мы можем определенно сказать, что применение блочно-модульной системы в практике этого предмета позволило упорядочить и систематизировать учебный материал и позволило сделать определенные выводы:

— благодаря соответствию технологии обучения возрастным психологическим особенностям детей младшего школьного возраста улучшилась посещаемость уроков, дети с легкостью усваивают большой учебный материал, не испытывая страха и затруднений;

— возможность иметь на парте наглядную клавиатуру способствует вовлечению в коллективную работу даже самых пассивных и застенчивых детей, усиливая мотивацию попробовать себя на звучащем инструменте;

— выполнение на фортепиано любых заданий и пропевание их с дублированием на клавиатуре гораздо быстрее приводит к установлению чистой интонации, усвоению и удержанию в памяти большого объема учебной информации;

— овладение целостными, полноценными знаниями об элементах музыки на ранних этапах обучения обеспечивает успешное освоение репертуара по специальности, решает проблему межпредметных связей;

— организация процесса познания на основе исследования, поиск ответов на поставленные вопросы в условиях проблемной ситуации, создает возможности для самообучения, развивает продуктивное мышление, воспитывает свободную и уверенную в себе личность.

Источник

Современные методы обучения на уроках сольфеджио

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные методы обучения предмета сольфеджио.

Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?

Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха, сольфеджио имеет две цели :

выработка навыков пения

освоение теории музыки

освоение музыкально-языковых средств

развитие музыкального мышления

обособленность от нужд концертной практики

излишнее стремление к «сухому» теоретизированию.

Воспитывать так называемый « открытый слух», т.е. способный гибко переключаться на музыку различных эпох и стилей, в том числе и музыку XX века.

Уделять пристальное внимание новым аспектам развития музыкального слуха, таким как формирование адаптивных свойств психики музыканта через развитие чувства синестезии (синестезия – это особый способ чувственного переживания при восприятии некоторых понятий. В данном случае речь идет о «музыкальной графике»)

Развивать методику преподавания сольфеджио на базе современных достижений психологии

Реформировать музыкальную базу предмета, включая в нее современную музыку XXI века, а также, фольклор, джазовую и популярную музыку.

Сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально- теоретического цикла. Однако, новая эпоха требует от него способности быть многосторонне применимым. Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.

В XIX веке, кроме упражнений для интонирования, появляются рекомендации по развитию навыков слухового анализа. В 1891 году издаётся первое в России руководство по написанию диктанта Н.М. Ладухина, до сих пор широко применяющееся в педагогической практике.

В начале XX веков методические основы сольфеджио расширяются введением ритмических и тембровых упражнений и диктантов. Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является использование инструктивных примеров и ограниченное обращение к музыкальной литературе .

XXI век – это преподавание сольфеджио на стилевой основе, весомая роль ладового сольфеджио и использование методов психологии и синестезии.

Развитие «низших слуховых способностей», а именно, достижение « безукоризненно верной интонации, возможности поддерживать ровность ансамбля при совместной игре или совместном пении без дирижёра и верного в ладовом и ритмическом отношении пения с листа всякой мелодии или любого ряда разбитых аккордов.»

Изучение Б. Яворским бесконечного разнообразия исторически развивающихся способов «развёртывания лада во времени» стало основой теории ладового ритма, которую он называл теорией музыкального мышления.

A.Островский выдвигает концепцию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании музыки XX века. В цикле из четырёх учебников сольфеджио он воплощает идею стилевого воспитания музыкального слуха. Заметным явлением стали сборники диктантов Н.Ф. Тифтикиди на материале музыки С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

а) кинестетические (связанные с постановкой рук, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.); б) метакинестетические, то есть проблемы «ретрансляции» эмоций (индивидуального улавливания их в музыкальном произведении и донесения до слушателя).

Таким образом, в начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.

1 этап-Мотивация к пению

2 этап-Пение педагога

3 этап-Пение ребенка «про себя»

5 этап-Пение «про себя» на новом уровне

6 этап- «Мысленно представляю пьесу нотами»

XX век отмечен печатью многочисленных авторских методик преподавания сольфеджио, как у нас в стране, так и за рубежом. Одна из них- венгерская релятивная система Золтана Кодая, основанная на методе относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков. Главным видом музыкальных занятий Кодай считал хоровое пение народных песен в сочетании с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.

« Мы соревнуемся с композитором, «со-сочиняем», мы как бы упорядочиваем кажущийся хаотичным звуковой материал…..достигая прогнозирующего восприятия. Это моя главная «фишка»

«Систематическое изучение музыки для ребёнка – не хронология и не последовательное изучением разных форм, а постепенное наращивание словаря. Это моя вторая «фишка».

« Первоначальное освоение элементов музыкального языка, а затем, одновременное движение в обе стороны – и к целым произведениям, и к отдельным созвучиям. Это моя третья «фишка».

Петербургские композиторы и педагоги О. Булаева и О. Геталова выпустили ряд интересных пособий по сочинению и импровизации, помогающих творческому развитию детей с самых азов постижения музыкальной грамоты.

Система развития общих способностей на основе музыкально-творческого воспитания положена в основу программы Владимир Кирюшина «Одновременное развитие многомерного интеллекта ребенка через освоение уникального языка музыки». Она построена на музыкальных мифах-сказках, в которых детям самого разного возраста (от ясельного до школьного) даются основные понятия музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии и сольфеджио, а также вся музыкальная терминология в доходчивой и понятной для ребенка форме. На основе программы В. Кирюшина всего за два-три года осваивается база музыкального образования, на которую по традиционным методикам затрачивается иногда и до 10 лет. При этом каждый ученик приобретает развитый абсолютный музыкальный слух.

навык письма и чтения музыки в системе слогописи «Хроморяда Белецкого»

транспонирования мелодий в 12 ладотональностей

исполнения двумя руками от любой клавиши фортепиано простейшего песенного аккомпанемента

свободу ориентации в звукорядах, интервалах, аккордах

ориентацию в понятиях, письме и на клавиатуре фортепиано и др.

Татьяна Боровик – музыковед-исследователь, автор уникальной методики преподавания сольфеджио. Она стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Увлечение музыкотерапией открыли для Т.Боровик значение музыки для психофизического развития ребёнка. На урока сольфеджио она использует пение с движением, юмор и метафору, сказку и театр.

Отличительной чертой развития сольфеджио на рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не может не быть электронной.

Профессор Московской Государственной консерватории Галина Тараева- автор трехтомника «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», в котором разрабатывается:

электронная поддержка музыкально-теоретических дисциплин

введение специализации «музыкально-педагогическая информатика»

технология электронного слухового тестирования

В одном из интервью, на вопрос: «Что сегодня сильнее всего тормозит развитие музыкальных школ и школ искусств?» Г. Тараева отвечает: « Инерция! Школа должна быть только одним – центром интересной для ребенка современной жизни. В книге эту жизнь я условно назвала «мониторной реальностью» и «педагогикой TV-формата». Все, что интересно детям, надо «подсмотреть» в реальности и перенести в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…»

1. Изобретение Азбучного Нотного стана – такой нотной записи, которую способен понять любой человек, начиная с двухлетнего возраста

3. Изобретение нового поколения программного обеспечения, которое делает обучение игре на фортепиано высоко интерактивным.

Мультимедийные программы «Музыкальный экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» входят в проект «Сольфеджио на компьютере», охватывающий теоретические сведения и практические тренажёры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам ДМШ.

Заслуживает внимание и признается полезным использование на уроках сольфеджио Караоке- плейеров, таких, например, как « студия Vocal Jam – школа сольфеджио », «Музыкальный класс», «Детская музыкальная студия».

Дидактическая и учебная литература последних лет изобилует красочными увлекательными пособиями по сольфеджио для детей трех-, пяти- и даже одного года. Это и уроки- игры, и музыкальные азбуки, и сказочные пособия по теории музыки, и занимательные диктанты, и «Азартное сольфеджио», и «Гимнастика музыкального слуха», и «Уроки Господина Канона» и многое, многое другое.

8-10 ноября 2011 г. в МГК имени П. И. Чайковского состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное сольфеджио ». где обсуждались проблемы и перспективы развития предмета в разных странах. Тематика конференции :

Сольфеджио в контексте музыкальной теории

Новые подходы к практическому сольфеджио

Вопросы методики преподавания

Сольфеджио в зеркале истории

В частности, огромный интерес вызвали доклады гостей. О методике Джазового сольфеджио в США и Канаде. Или, например, о том, что сольфеджио во Франции ведется 2 часа ( для младших) и 4 часа в неделю (для старших),

А знаменитая система Судзуки применяется в Японии и в преподавании сольфеджио. В три года дети, как правило, «одноканальны». Они могут слушать только одного человека и тут же отвлечься, при этом с трудом вернуться «на прежний канал». По системе Судзуки учитель побуждает ребенка к многоканальному восприятию. Вместе с этим идет активное развитие обоих полушарий мозга.

Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Разумеется, в рамках небольшого доклада невозможно рассмотреть с желаемой подробностью поднятые вопросы. И вместе с тем, думается, удалось показать, что вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских музыкально-теоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *