преображение господне место писания

Библия, изложенная для семейного чтения.
Преображение Господне

«И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним». (Лк. 9, 30–32)

Явление пророков должно было показать ученикам Христовым ошибочность мнения некоторых современников, признававших Иисуса Христа за Илию или за одного из пророков. Беседа же со Христом тех, которые возвещали о Нем как о Мессии, напоминала им и о предсказаниях пророков о Его смерти, которая после того не могла более им казаться несовместимой с их ожиданиями прославления, подобающего Его Божественному достоинству на земле, и являлась сообразной с пророчествами о совместимости в Иисусе Христе Божественного с человеческим естеством.

«И когда они (Моисей и Илия) отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк. 9, 33).

«Святитель Иоанн Златоуст таким образом объясняет душевное состояние Петра, выразившееся в этих словах его Иисусу Христу: “Так как Петр слышал, что Иисусу должно взойти в Иерусалим и пострадать, то, убоясь и трепеща за Него, он, после сделанного ему упрека, не смеет приступить и повторить же — сохрани Бог, но от страха он ту же самую мысль выражает в других, но уже не в столь ясных словах. Теперь, видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что самое место доставлять безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус уже не сойдет в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Иисус остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах… Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, ибо там, говорил Иисус, нападут на Него книжники… Но, не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: хорошо нам здесь быть; здесь находятся Моисей и Илия, — Илия, низведший огонь с неба на гору; Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом, и никто не узнает, что мы здесь…”» [3]

«Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». (Лк. 9, 34–35)

«И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17, 6).

«Хотя и прежде был такой голос при Иордане, при стечении народа, — объясняет святитель Иоанн Златоуст, — но никто не испытал ничего подобного, и после опять, когда и гром был, как говорили (см. Ин. 12, 28–29), никто не испытал подобного. Отчего же поверглись они ниц на горе? Причины тому — уединенность и высота места, глубокое молчание, преображение, соединенное с их ужасом, свет чрезвычайный и облако простертое; все это повергло их в сильный трепет…»

«Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17, 7–8), к Которому, следовательно, и должны были отнести голос, бывший из облака.

«И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте об этом видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 9). И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели.

«Потому не говорили, — объясняет святитель Иоанн Златоуст, — что чем более стали бы рассказывать о Нем чудесного, тем труднее было бы тогда для многих верить этому. Притом соблазн о кресте от того еще более увеличивался бы. Потому-то Христос велит ученикам Своим молчать, и не просто велит, но снова напоминает о страданиях Своих, как будто бы приводя причину, по которой Он повелевает им молчать. Впрочем, Он не навсегда запретил им открывать это, но только до тех пор, пока Он восстанет из мертвых… Что же после того? Не могли ли они соблазниться? Никак. Потому что нужно было только пройти времени до Креста, а после они исполнились Духа и в знамениях находили голос, споспешествующий им… и события уже не возбуждали никакого соблазна».

Хотя ученики теперь и вполне убеждены были, что Иисус есть Мессия, но было общее верование у иудеев, что пророк Илия должен предварить явление Его и приготовить Ему путь, и потому они спросили Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». (Мф. 17, 10–13)

Святой Иоанн Златоуст о вопросе учеников и об ответе Спасителя замечает: «Была молва о пришествии Христа и Илии, но они (книжники) несправедливо толковали ее. Писание повествует о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. Также пророки упоминают о том и о другом; они говорят, что предтечею второго из них будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею не потому, чтобы он был Илия, а потому, что Иоанн совершал служение Илии. Но книжники, сливая и то и другое и развращая народ, упоминали перед народом об этом только втором пришествии и говорили, что ежели сей есть Христос, то Илия должен предварить Его своим пришествием… Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда перед вторым Моим пришествием, но и ныне пришел Илия, называя этим именем Иоанна; этот Илия пришел, а ежели ты спрашиваешь о пророке Илии Фесвитянине, то он придет… чтобы убедить иудеев принять веру в Иисуса Христа и чтобы когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому Он, приводя им это на память, сказал: “и устроит все”, то есть исправит неверие иудеев тогдашнего времени».

[1] При устах двух или трех свидетелей считалось твердым всякое слово (см. Втор. 17, 6), следовательно трех учеников было достаточно для засвидетельствования о событии преображения Иисуса Христа.

[2] Гора эта не называется у евангелистов по имени, но древнее предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее, на юге от Назарета.

[3] Михаил (Лузин), еп. Толковое Евангелие. М., 1874. Т. 1. С. 325.

Источник

Преображение Господне. (Мф. 17:1–9)

Из всех гор Палестины нет прекраснее горы Фавор. Одиноко стоит она в долине Эздрилонской, верстах в семи от Назарета, пустынная, круглая, по выражению нашего древнего путешественника, «яко стог среди поля» (игумен Даниил), вся покрытая дубовыми и фисташковыми рощами, благоухающая цветами, как дивное подножие во славе преобразившегося на ней Господа. Сюда из пределов Кесарии Филипповой и пришел Иисус Христос через шесть дней – ПО ПРОШЕСТВИИ ДНЕЙ ШЕСТИ, после беседы о крестоношении, как пишет святой Матфей, считая только полные промежуточные дни, или через восемь, как пишет святой Лука, считая день беседы и самый день преображения Господня. За всю эту неделю путешествия святые евангелисты не сообщают нам ни об одной беседе Господа, ни об одном важном событии: видно, что святейшая душа Богочеловека все эти дни была всецело занята мыслью о кресте, время которого было уже близко; по древнему преданию, Спаситель преобразился только за сорок дней до страданий Своих. В безмолвии следовали за своим Божественным Учителем и святые апостолы; в их сердцах еще звучали последние речи Господа о кресте, о суде и Царствии Божием. Много таинственного для них было во всех этих речах; слово о кресте и страданиях пробуждало в них томительное чувство скорби, а обещание близкого открытия Царства Божия проливало луч радости в их сердца. Чтобы глубже запечатлелось учение о кресте в их душах, Господь как бы предоставил их в эти дни самим себе, давая им испытать на себе борьбу искренней веры в Него со старыми предрассудками иудейскими. А чтобы эти предрассудки и мечты о земном царстве снова не овладели их сердцами, Господь сказал, что некоторые из них еще при жизни – и даже скоро – увидят Его, Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Не все ученики были способны и достойны созерцать образ сей славы в Его преображении; между ними был Иуда; между тем благопотребно было, хотя бы избранным из апостолов открыть славу Его, как Единородного с Отцом, чтобы они, будучи потом свидетелями Его уничижения и страданий, не соблазнились этим уничижением, но уразумели великую тайну Его вольных страданий. «Господь, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – явил им Царство Свое прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят Иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира».

В славе преображения предызображалась и слава Его воскресения, и та слава, в которой Он придет, как Судия живых и мертвых, и наше будущее преображение при Его Втором и страшном пришествии. И вот, чтобы «прочие ученики не восскорбели, как презренные» (свт. Иоанн Златоуст), ВЗЯЛ ИИСУС ПЕТРА, ИАКОВА И ИОАННА, БРАТА ЕГО. Господь берет трех избранных апостолов, только тех, которых и раньше удостоил быть свидетелями великого чуда воскрешения дочери Иаира, которые и после будут свидетелями Его величайшей скорби в саду Гефсиманском, берет их именно потому, что «они превосходили прочих: Петр – сильной любовью к Иисусу, Иоанн – особенной любовью к нему Иисуса, а Иаков – ответом, который он дал вместе с братом своим: «можем» испить чашу ( Мк. 10:39 ); он так был суров и строг к Иудеям, что и Ирод умерщвлением его думал сделать великий подарок Иудеям» (свт. Иоанн Златоуст). «Он взял Петра, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин, – чтобы показать, что свидетельство его о Божестве Христовом подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить его в Своих словах, что Сам Отец Небесный открыл ему это свидетельство; Он взял Иакова, который прежде прочих двенадцати апостолов пострадал за Христа; наконец, взял Иоанна, девственника и чистейший орган Богословия, чтобы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). «Если бы, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь одного Иуду оставил внизу, а прочих взял, то могли бы некоторые сказать, что это и оскорбило Иуду, что поэтому он и продал Господа своего. Но Господь оставил восемь учеников внизу, чтобы трех прославить видением, а остальных сделать блаженными через веру слышанному, как Сам говорит: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). И ВОЗВЕЛ ИХ НА ГОРУ ВЫСОКУЮ ОДНИХ, приглашая их помолиться с Ним. «Он возводит их на гору высокую, дабы показать, что тот, кто не возвысится над земным, не достоин такого божественного созерцания, – возводит одних, потому что имел обыкновение славнейшие чудеса совершать втайне» (блаженный Феофилакт). Господь любил совершать молитвы Свои на горах, в тишине ночи. Можно думать, что и теперь была ночь. И всю ночь продолжалась молитва Господа нашего, так что ученики, утомленные дневными трудами, совершив свои молитвы, к утру, наконец, заснули. Именно теперь, на Фаворе, в час преображения, в глубине Его покорного Богу Отцу сердца изречено великое слово: «вот, иду. исполнить волю Твою, Боже!» ( Евр. 10:7 ). И вот, это пренебесное состояние Его святой души, просиявшей восторгом, умилением и святой решимостью на дело Божие, засветилось в Его Божественном взоре, на Его краснейшем добротой лице, потом – во всем Его пречистом теле, просияло в Его ризах, заблистало вокруг Него светом неизреченным по всей вершине святой горы.

Вот они, покрытые славой Преобразившегося, предстоят Ему, как Господу, Которому предстояли на Синае и на Хориве», и апостолы видят теперь, что Господь Иисус Христос «не есть Илия, но Бог Илии, ни Иеремия, но освятивший Иеремию во чреве матери, и не один из пророков, но Господь пророков, посылающий их; Он – Творец неба и земли, Владыка живых и мертвых, Который повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея». (преп. Ефрем Сирин). Для того и являются на Фаворе – один умерший, другой еще не испытавший смерти. Оба эти пророка постились подобно Господу по сорок дней; исход обоих из жизни земной был таинственный: Илия взят на небо живым, Моисей умер, но место погребения его покрыто тайной. «Иудеи часто обвиняли Господа в преступлении Закона и в Богохульстве, – говорит святитель Златоуст, – будто бы Он восхищал славу Отца, Ему не принадлежавшую, поэтому Христос, чтобы показать, что обвинение происходит от зависти и на Него не падает, выводит Моисея и Илию: Моисей дал Закон и не потерпел бы презрения этого Закона, не стал бы служить нарушителю его. Также и Илия из ревности к славе Божией не предстал бы и не повиновался бы Тому, Кто, называя Себя Богом и равным Отцу, на самом деле не был бы таковым». Но «почему ученики узнали, что явившиеся были Моисей и Илия? Кажется, – отвечает на этот вопрос блаженный Феофилакт, – их узнали из того, что они говорили. Моисей, быть может, говорил: Ты – Тот, Которого страдание я предызобразил закланием агнца и совершением пасхи, а Илия: Ты – Тот, воскресение Которого я предызобразил в воскресении сына вдовицы, и тому подобное». Впрочем, «можно думать, – говорит преподобный А.Горский, – что отражение славы Господа могло настолько просветить телесные и духовные очи апостолов, что они и без слов узнали в явившихся мужах законодателя Моисея и второго предтечу Христова Илию». И так на Фаворе исполнилось, наконец, заветное желание этих великих пророков – видеть Бога лицом к лицу и беседовать с Ним. О чем же была эта святая беседа? О смерти, которую Господь хотел вкусить в Иерусалиме, о той искупительной Жертве, которая должна была примирить небо и землю, которой чаяли на небе, и на земле, и в преисподней. Пророки «приносили Господу благодарение, что пришествием Его исполнились слова их и всех других пророков; они воздавали Ему поклонение за спасение грешного мира, за то, что Он самым делом исполнил тайну, ими возвещенную» (преп. Ефрем Сирин). А земные свидетели этой чудной беседы с изумлением слышали подтверждение слов Господа о Его грядущих страданиях, так сказать, из уст Закона и Пророков. Так, среди славы Преображения на Фаворе уже начинала сиять слава Креста Господня на Голгофе.

И КОГДА СХОДИЛИ ОНИ С ГОРЫ, ИИСУС ЗАПРЕТИЛ ИМ, ГОВОРЯ: НИКОМУ НЕ СКАЗЫВАЙТЕ О СЕМ ВИДЕНИИ, ДОКОЛЕ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НЕ ВОСКРЕСНЕТ ИЗ МЕРТВЫХ. Слух о необыкновенном прославлении Иисуса на Фаворе, о явлении перед Ним Моисея и Илии мог привести в волнение всю Иудею и довести народ, склонный к возмущениям, до отпадения от Римлян; а для прочих учеников, еще мечтавших о первенстве, известие о Фаворском событии, происшедшем без них, могло дать повод к жалобам, соперничеству и зависти. «Чем более стали бы рассказывать о Нем чудесного, – говорит святитель Златоуст, – тем труднее для многих было бы тогда верить этому. Соблазн о кресте оттого еще более увеличивался. Потому-то Он и велит им молчать, снова напоминает им о страданиях Своих, и как будто в этом указывает причину этого молчания».

Источник

Преображение Господне

Событие праздника и его эортологическая динамика

преображение господне место писания. 23416.p. преображение господне место писания фото. преображение господне место писания-23416.p. картинка преображение господне место писания. картинка 23416.p.

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш».После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне»и отпуст праздника.

преображение господне место писания. 23419.p. преображение господне место писания фото. преображение господне место писания-23419.p. картинка преображение господне место писания. картинка 23419.p.

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Источник

Преображение Христово

Явление Царства Божия

Содержание

Каждый человек инстинктивно стремится к счастью. Однако часто человек не знает, в чем оно состоит и ищет его там, где его нет и не может быть. Своим Преображением на Фаворской горе Господь Иисус Христос показал, что истинное счастье состоит в соединении с Богом. В этом соединении все существо человека изменяется – преображается: в его душе водворяется неизреченный мир, гармония и радость; ум просветляется и все способности человека получают свое высшее раскрытие; душа наполняется божественным светом и делается богоподобной. Здесь Царство Божие входит в человека.

Преображение Спасителя было откровением высшего благодатного состояния «Царства Божия, пришедшего в силе». На Фаворе засиял не физический, а духовный свет божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов спала пелена, закрывавшая от них духовный мир, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердце наполнило такое блаженство, какое они никогда до этого не испытывали.

После сошествия Святого Духа на апостолов и до наших дней многие христиане, в особенности святые, приобщались к фаворскому чуду и удостаивались видеть отблески Божественного света. То всегда были для них незабываемые и счастливейшие моменты их жизни. Но Божественный свет не есть удел только некоторых избранников. Он вселяется в каждого христианина в момент его крещения и с тех пор таинственно пребывает в нем. Он усиливается по мере христианского совершенствования и приближения к Богу, в особенности после Причащения.

Чтобы человек не ленился и не гордился, ему не дается чувствовать всю радость общения с Богом. Ведь то – награда будущего века. Однако Божественный свет – в усердном христианине пребывает и, иногда, Господь по Своей милости дает нам почувствовать особую радость общения с Собой. Это общение воспринимается, как сияние таинственного света внутри человека. Оно приносит с собой особое блаженное состояние, которое нельзя забыть и нельзя объяснить тем, кто его никогда не испытывал. В сравнении с ним все земные радости кажутся ничтожными и жалкими. Мы верим, что после этого временного мира, начнется вечная жизнь, когда «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13:43 ).

В настоящей брошюре мы расскажем о событии Преображения Спасителя, приведем высказывания святых отцов о природе фаворского света и о значении его в жизни христианина, вкратце расскажем о богослужении праздника Преображения, приведем канон утрени в русском переводе и объясним смысл освящения винограда и яблок на праздник Преображения. В заключение скажем несколько слов об укреплении в себе духовного света – о внутреннем преображении.

Событие Преображения

О преображении господа Иисуса Христа на горе Фавор, когда Его внешний вид изменился и стал светоподобным, рассказывают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Преображение произошло через шесть дней после беседы Спасителя, в которой Он предсказал о предстоящих Ему крестных страданиях. Само же распятие Спасителя последовало дней через сорок после Преображения. Вот как описывает Преображение Спасителя евангелист Матфей:

“По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце: ризы же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи (палатки) : Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и вот, глас из облака говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их, и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илии надлежит прийти прежде и устроить все. Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них” ( Мф. 17:1–12 ).

Гора, на которой произошло Преображение, не называется евангелистами по имени, но древнее предание единогласно указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее, и на ней молился. Высотой почти в один километр, гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями.

Спаситель взял с Собою на гору не всех Своих учеников, а только трех – Петра, Иакова и его брата Иоанна Богослова, оставив остальных учеников у подошвы горы. Поднятие на гору было утомительным, и поэтому апостолы, сопутствовавшие Христу, после этого прилегли отдохнуть и задремали. Спаситель же начал молиться. И вот, во время молитвы внешний вид Спасителя изменился: Его лицо засияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. От яркого света апостолы проснулись и увидели Своего Учителя в Его небесной славе Сына Божия. Его Божество здесь светило сквозь Его плоть и одежды.

С изумлением глядя на Спасителя, апостолы увидели рядом с Ним две незнакомые фигуры, которые, как потом выяснилось, оказались древними пророками Моисеем и Илией, пришедшими ко Христу из невидимого мира. Почему пришли именно эти пророки, евангелисты не объясняют. Можно предполагать, что для апостолов, да и для всего еврейского народа, данное явление двух самых авторитетных ветхозаветных праведников было свидетельством божественного достоинства Христа. Во-первых, до этого времени в простом народе ходила молва, будто Иисус Христос есть или пророк Илия, или какой-то другой воскресший древний пророк. Данное явление Илии и Моисея показывало нелепость этого мнения. Действительно, явившиеся пророки говорили с Христом именно как с Мессией и Сыном Божиим. Кроме того, поскольку многие иудеи обвиняли Христа в нарушении закона и даже в богохульстве, будто бы Он не по праву присваивал Себе звание Сына Божия, ( Иоан. 9:16, 10:33 ) то данное явление двух самых ревностных защитников славы Иеговы должно было убедить всех, что Христос действительно есть обещанный Мессия и все утверждения Его – истинны. Очевидно, что Моисей, написавший книгу Закона, не потерпел бы нарушения этого закона и не стал бы благоговейно предстоять перед его нарушителем. Также и пророк Илия, некогда молнией спаливший врагов Иеговы, не стоял бы покорно перед Тем, Кто, называя Себя равным Богу Отцу, на самом деле не являлся таковым (Иисус: “Я и Отец – одно” ( Иоан. 10:30 ). О пророке Илии см. 4Цар. 1:10 ).

Нас же христиан данное явление древних пророков, ушедших в иной мир, убеждает в том, что жизнь человека не кончается с его смертью, и души умерших не спят, как некоторые сектанты неправильно учат, но бодрствуют и живут полной духовной жизнью. Иисус Христос же имеет власть над жизнью и смертью и есть Владыка неба и земли, как Он сказал: “Я имею ключи ада и смерти” ( Откр. 1:18 ).

Евангелисты повествуют, что в это время всех, находящихся на горе, осенило светлое облако, которое указывало на присутствие Бога Отца (Облако мрачное – символ и знамение Бога правосудного ( Исх. 24:18, 19:18 ), а облако светлое – символ и знамение присутствия Бога милующего. Подобное светлое облако, называемое в Библии “шехина,” временами было видно над Святое Святых – то есть над главной частью иудейского храма ( 3Цар. 8:10–11 ; Иезек. 1:4, 10:4) и из облака послышался таинственный голос, как и при крещении Христовом: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение,” с прибавлением слов: “Его слушайте”. Эти последние слова должны были напомнить апостолам древнее предсказание Моисея о грядущем Великом Пророке, Который возвестит евреям волю Божию. “Кто не послушает слов Божиих, которые тот Пророк будет говорить, – писал в заключение этой беседы Моисей, – с того взыщет Бог” ( Втор. 18:19 ). Таким образом, здесь, на Фаворе, полторы тысячи лет спустя свидетельством Бога Отца подтвердилось предсказание Моисея о Мессии, как о величайшем Пророке.

Услышав голос, исходящий из облака, ученики в испуге пали на землю. Здесь, на горе, все оказалось для них необычным: уединенность и высота места, глубокая тишина природы, явление пророков древних времен, свет чрезвычайной яркости, таинственное облако и, наконец, – голос Самого Бога Отца.

Когда начали спускаться с горы, Иисус запретил апостолам рассказывать кому-либо о случившемся на горе, пока Он не воскреснет из мертвых. Господь преобразился для полнейшего удостоверения своих доверенных учеников в том, что Он есть действительно Мессия. Но широкой еврейской толпе рассказывать о Преображении было преждевременно, чтобы не будить в них чувственных представлений о Мессии, как о могущественном царе-завоевателе. Впоследствии один из свидетелей этого чудесного события апостол Петр вспоминал об этом, как о непререкаемо достоверном, приводя его в доказательство божественной сущности Христа ( 2Петр. 1:16–18 ).

Природа

Фаворского Света

Преображение спасителя на Фаворе было воспринято Его учениками, как свет. То не был, конечно, поток физических частиц света, но нечто похожее на свет. Этот свет сиял ярче солнечного, но не обжигал; согревал, но не жег. При этом его сияние сопровождалось ощущением необыкновенного мира и радости. Здесь было видение будущего райского блаженства.

В Священном Писании нередко слово “свет” применяется к Богу и к тому, что от Бога происходит: к истине, нравственным заповедям и добрым делам. Здесь слово свет можно понимать иносказательно, обозначающим нечто доброе, живительное. Действительно, что солнечный свет для физического мира, то Бог – для духовного. Благодаря свету мы видим и познаем мир, получаем возможность передвигаться, развиваться, творить. Свет греет и дает жизнь всей природе. Без солнца наша земля превратилась бы в безжизненную, мрачную и ледяную глыбу.

Подобным образом и Бог является светом для духовных творений – ангелов и людей. Он Своей истиной просвещает наш разум, дает нам высшее духовное познание, вливает в нас энергию и вдохновение, согревает сердце любовью, направляет нашу жизнь к благой цели. Все духовные блага мы получаем от Бога. Удаляясь от Бога, наша душа погружается во мрак и гибнет.

Однако Священное Писание иногда применяет к Богу слово “свет” не только в переносном смысле, но в таких выражениях, которые, по-видимому, говорят о самой Его природе. Приведем некоторые такие тексты. “Ты одеваешься светом, как ризой” ( Пс. 103:2 ). Ап. Иаков называет Бога “Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены” ( Иак. 1:17 ). Ап. Иоанн: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” ( 1Иоан. 1:5–7 ) Ап. Павел: “Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может” ( 1Тим. 6:16 ). В книге Откровения мы читаем: “Город (Новый Иерусалим) не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его … И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” ( Откр. 21:23–24, 22:4–5 ).

О природе Фаворского сияния обстоятельно писал Святой Григорий Палама, (1296–1356 гг.) которому пришлось выступить в защиту православного учения о духовном свете против ученых монахов Варлаама, Акиндина и их последователей. То была эпоха Ренессанса – возрождения язычества в области искусства, мысли и нравов. В философии стали возвращаться к языческим представлениям о Боге, как о трансцендентном Абсолюте, надмирном, неприступном и непостижимом. Опираясь на такое нехристианское представление о Боге, Варлаам и Акиндин настаивали, что на Фаворе апостолы не могли видеть Бога. Они видели обыкновенный физический свет.

Григорий Палама, напротив, настаивал, что фаворский свет был только похож на физический, но по природе был совсем иным. Этот свет светил ярче солнечного и был белее снега, но не ослеплял, согревал, но не обжигал. Его сияние сопровождалось чувством великого блаженства. В отличие от обычного света, святой Григорий Палама называл Фаворский свет “несотворенной божественной энергией”. Сущность этого света неотделима от вечной сущности Божией, потому что Бог прост и неделим. Хотя Бог в Своей сущности непостижим, но Его действия или энергия, будучи неотделимы от Его Божественной сущности, постижимы существами, созданными по Его образу и подобию. Для того и Сын Божий стал человеком, чтобы приобщить нас к Своей Божественной природе, обоготворить нас. Мы ощущаем Божественное присутствие душой, а не плотскими очами. Св. Григорий Палама объясняет, что способность видеть Божественный свет подает человеку Дух Святой, Который переводит его из состоянии плоти в состояние духа (омилия 34-я), на Преображение. Во время видения божественного света с очей зрящего как бы спадает завеса, и он удостаивается видеть божественное сияние. Действие духовного света в этой жизни простирается на душу. Но в будущей жизни оно распространится и на обновленное тело праведников, как написано: “Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их”.

Природа благодатного света (“божественной энергии”) – таинственна и необъяснима, как и сущность Творца. Однако она бывает явственно ощутима, когда милостивый Господь удостаивает человека видеть божественное сияние. Тогда человек ощущает райское блаженство, в сравнении с которым все земные радости – ничто.

Св. Григорий Палама еще писал, что на Фаворской горе Христос приоткрыл перед апостолами Свое Божество и показал обитающего в Нем Бога, потому что от вечности Он – Свет. И лицо пророка Моисея некогда просветилось при его беседе с Богом на горе Синайской. Но это происходило с ним от воздействия на него силы Божией и было, так сказать, пассивного характера, а не результатом действия внутренней, присущей ему силы (т.е. Моисей только отражал Божий свет). Господь же Иисус Христос внутри Себя имел это сияние. Он явил апостолам на Фаворе славу Своего Божества. Просиял же Он во время молитвы, чтобы научить нас, на основании чего будет приходить святым людям Божие озарение и каким образом оно будет созерцаемо ими (из 34-й и 35-й омилии беседы).

Многие праведники удостаивались видеть сияние, подобное Фаворскому. В Священном Писании и в творениях святых отцов благодатный свет описывается преимущественно, как внутреннее состояние, получаемое молитвой, богомыслием и, в особенности, Причащением святых Таин. Испытываемое внутри, оно при этом было так же реально, как и зрение света физического. Проявление же этого света внешним сиянием является более редким явлением. Тем не менее, в писаниях св. подвижников можно найти описания и внешнего обнаружения этого невещественного Божественного света, когда начинает сиять и самое тело и одежды праведника. Так, например, немало повествований о внешнем сиянии можно найти в житиях подвижников 4–6 веков – в Лавсаике и в “Луге Духовном”. Приведем здесь несколько случаев, цитируя, по возможности, слова очевидцев. “У аввы Памво лицо сияло, как молния, и он был, как царь, сидящий на престоле своем”. Перед смертью аввы Сисоя, монахи, пришедшие проститься с ним, вдруг увидели, что лицо его просияло, как солнце. Некто встретился с аввой Силуаном и, увидев, что он лицом и телом светел, как Ангел, пал на лицо свое. Один брат, придя в скит к келье аввы Арсения, посмотрел в дверь и увидел, что старец был весь, как огненный. Чудесный огонь, горевший в преп. Сергии Радонежском, привлекал к нему всех, кто хотя бы раз видел его. Во время пения в храме молитвы “Тебе поем” присутствующие видели, как огонь спал “как бы с неба и ходил по престолу, объемля светом окрест весь алтарь” и окружая священнодействующего Сергия. При приобщении же им св. Даров – свился и вошел внутрь потира божественный огонь, которым и приобщился преподобный. Почитатель преп. Серафима Саровского, Мотовилов, увидев его в небесном сиянии, говорит ему: “Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли”.

Приходившие к оптинскому старцу Амвросию также видели иногда исходящий от него свет. Просветление лица наблюдалось у еп. Феофана Затворника и св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн становился перед Господом, как перед солнцем, и, чувствуя невыразимый блеск света божественного, закрывал глаза, ясно ощущая свое пребывание в лучах этого света и от них теплоту, радость и близость ко Христу Спасителю. От благодати Божией лицо его было благолепно, как у ангела, и хотелось на него смотреть (Примечание: Заслуживают внимания повествования людей умерших и потом оживших, как они после своей смерти попадали в мир света и испытывали там необыкновенный мир и радость. Многочисленные рассказы об этом собрал американский доктор медицины Rаymоnd А. Мооdy, Jr. в своей книге “Life аftеr Life”. Смотри также брошюру Искул “Невероятное для многих, но истинное происшествие”. Не удостаивал ли их Господь видеть Свое сияние, чтобы они расшевелили веру в современном рационалистически настроенном обществе?)

Ощущение блаженства от божественного сияния бывает настолько сильно, что после его прекращения человек испытывает большую грусть и оставленность. Св. Григорий Богослов так описывает это состояние: “Я желаю остаться наедине с самим собою и… отрешившись от плоти и мира, без крайней нужды, не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого, всегда носить в себе божественные образы, чистые, не смешанные с дольними и обманчивыми впечатлениями, быть и непрестанно делаться неомраченным зерцалом Бога и божественного, приобретать ко свету свет – к менее ясному лучезарнейший, – пока не взойдем к Источнику тамошних озарений и не достигнем блаженного конца… Возлюбленный (Бог) пронизывает ум лучом света и тотчас убегает от быстро движущегося ума. Чем более он познается, тем более удаляется, и тем именно, что как бы вырывается из рук, зовет и влечет за собой душу”.

Святой Симеон Новый Богослов (949–1022 гг.) часто удостаивался божественного озарения. Вот, что он испытывал после одного такого озарения: “Все чувства ума и души моей прилеплены были к единому неизреченному веселью и радости от того превыспреннего света. Но когда безмерный тот, явившийся мне свет мало-помалу умалился и, наконец, совсем стал невидимым, тогда я пришел в чувство и познал, какие дивности внезапно произвела во мне сила того света… Свет тот, когда является, веселит, и когда скрывается, оставляет рану и болезнь в сердце” (86-е слово ).

Божественный свет таинственно подается каждому искренне верующему православному христианину. Однако святые отцы предостерегают от попыток искусственно вызывать духовное сияние, стараться увидеть этот свет, потому что здесь кроется огромная опасность подпасть под обольщение дьявола. Христианину надо идти узким путем покаяния, смирения и исправления себя. Настоящая жизнь есть время трудов, будущая – будет временем награды.

Богослужение праздника

Из сопоставления евангельских повествований следует заключить, что Преображение Господне произошло в феврале или марте месяце. Церковь нашла нужным перенести праздник Преображения с февраля на август, чтобы такое радостное воспоминание славы Спасителя не совпадало с Великим постом, когда христианам следует скорбеть и каяться в своих грехах. Причина, по которой праздник Преображения празднуется Церковью 19-го августа (6-го августа по старому стилю) в том, что сорок дней после Преображения отмечается другой праздник, посвященный крестным страданиям Спасителя – праздник Воздвижения Креста Господня (27-го сентября). (В народе праздник Преображения известен под именем “Второго Спаса,” “Спаса на горе,” или “яблочного Спаса”).

В стихирах на праздник Преображения Господня воспроизводится внешняя обстановка этого события: молитва Спасителя, сон учеников, свет на вершине горы и сияние Спасителя, появление пр. Моисея и Илии, беседа с ними Господа, страх апостолов и голос Бога Отца. Параллельно с этим в стихирах раскрывается внутренняя сторона этого события и указывается цель Преображения Господня. Иисус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и этим укрепить их веру перед предстоящими Ему страданиями, показать “светлость” Своего воскресения, научить тому, что добродетельные люди удостоятся Божественной славы, и чтобы “облистать светом почерневшее Адамово естество”. В стихирах и тропарях канона сопоставляется явление Бога Моисею на горе Хорив с настоящей его беседой с Господом Иисусом и указывается, что теперь исполнилось пророчество царя Давида, возвещавшего, что “Фавор и Ермон о имени Его (Господа) возрадуются”. Стихиры праздника приглашают верующих молиться, чтобы Господь “озарил всех светом неприступной Своей славы”.

Содержание паремий (избранных отрывков из книг Ветхого Завета, читаемых в вечерне, следующее. Первая паремия ( Исх. 24:12–18 ) повествует о пребывании Моисея на Синайской горе; вторая паремия ( Исх. 33:11–23, 34:4–8 ) – о явлении славы Божией Моисею; наконец, третья паремия ( 3Цар. 19:3–16 ) рассказывает о явлении славы Божией пророку Илии. В конце вечерни и на других богослужениях поется следующий тропарь.

Тропарь

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Изменив свой вид на горе, Христе Боже, Ты показал Своим ученикам славу Твою, насколько они могли выдержать. Пусть, молитвами Богородицы, и нам грешным воссияет Твой вечный свет! Податель света, слава Тебе.

Кондак

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание бо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Господи, Ты преобразился на горе и Твои Ученики, насколько могли, видели Твою славу, чтобы они поняли, когда увидят Тебя распинаемым, что Ты страдаешь добровольно, и чтобы они проповедовали миру, что Ты воистину есть Отцовское сияние.

В каноне изображается величие Преображения Господня, которое даже избранные апостолы Христовы могли видеть только отчасти, насколько позволяли им их чувства, а также слышать слова Небесного Отца. Преображение Господне озарило души апостолов духовным светом, просветило их ум познанием Божественного достоинства Спасителя и утвердило их в вере на исполнение всех обещаний Господа. Это прославленное состояние Спасителя на Фаворе есть ясное доказательство наличия в Нем двух природ, (церк.-слав.: “естеств”) соединенных в одном Лице Богочеловека. Здесь свет Его Божеской природы сиял из-под покрова человеческой плоти, которая и сама по себе, как непричастная греху, была совершенной.

Канон на Преображение

Песнь 1

Ирмос: Сонмы Израильтян, проходя невлажными стопами влажную глубину Чермного (Красного) моря, и видя вражеских всадников с их начальниками в нем потопленными, в радости пели: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился.

Возвещая друзьям Своим глаголы жизни о Царстве Божием, Христос, сказал: Когда увидите сияние неприступного света, вы познаете Отца во Мне и в радости воскликните: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился ( Иоан. 6:68, 14:7–9, 15:5 ).

Вы, други-ученики, истребите силу язычников и возвеличитесь богатством их, ибо, когда явлюсь Я сияющим светлее солнца, вы прославитесь, в радости взывая: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился ( Ис. 61:6 ; Рим. 11:12 ).

Ныне Христос, засияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал. Они же, исполнившись божественного сияния, в радости взывали: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился ( Мф. 16:28 ).

Песнь 3

Ирмос: Лук сильных ослабел и немощные облеклись силою, посему в Господе утвердилось сердце мое.

Облекшись в естество Адама, Ты, Христе, помраченное в древности естество снова просветил и обоготворил преображением лица Твоего ( Лк. 9:29 ).

Христос, в древности водивший огневидным столпом и облаком израильтян в пустыне, ныне неизреченно засиял на горе Фаворе ( Исх. 13:21 ; Мф. 17:2 ).

Песнь 4

Ирмос: Я услышал о славном домостроительстве Твоем, Христе Боже, – что Ты родился от Девы, дабы избавить от заблуждения взывающих: Слава силе Твоей, Господи.

Начертывая закон на Синае, Ты, Христе Боже, явился в облаке, огне, мраке и вихре. Слава силе Твоей, Господи ( Исх. 19:16–18 ; Втор. 4:11 ).

Дабы уверить учеников в славном домостроительстве Твоем, Христе Боже, Ты, как существующий прежде веков и Сам же совершающий на облаке восхождение (Свое), неизреченно воссиял на Фаворе ( Пс. 103:3 ).

Предстали и покорно беседовали с Тобою, Владыкою Христом, те, с которыми Ты некогда беседовал в огне и дыме, в мраке и в тихом ветре. Слава силе Твоей, Господи ( Мф. 17:3 ; Втор. 4:11 ; Исх. 19:3 ; Цар. 19:11).

О Твоей предстоящей кончине на кресте возвещали представшие на Фаворе Моисей, провидевший некогда Тебя, Христе, в огне и купине, а также Илия, вознесенный на колеснице огненной ( Лк. 9:30 ).

Песнь 5

Ирмос: Ты отделил свет от первобытного хаоса, чтобы творения во свете воспевали Тебя Создателя. Ныне, Христе, во свете Твоем направь пути наши ( Быт. 1:4 ; Пс. 5:9 ).

Пред Тобою преклонились времена года, ибо солнце положило у Твоих ног свой свет и рассекающие небо лучи, когда Ты, Христе, благоволил изменить Свой человеческий образ ( Мр. 3:9 ).

Вот Спаситель, – восклицали Моисей и Илия вслух ученикам на святой горе Фавор, – Христос, Которого мы в древности провозвестили истинным Богом ( Мр. 9:4 ).

Неизменяемое Естество, соединившись со смертным, обильно явило свет невещественного Божества и неизреченно засияло пред апостолами ( Евр. 12:29 ).

Увидев Тебя, вечный свет – Христе, блистающим во славе Отчей, ученики восклицали к Тебе: Во свете Твоем направь пути наши ( Евр. 1:3 ; Пс. 5:9, 118:133 ).

Песнь 6

Ирмос: В скорби моей воззвал я к Господу, и услышал меня Бог спасения моего.

Спаситель, засияв на Фаворе светом гораздо блистательнее сияния солнечного, просветил также и нас ( Лк. 1:79 ).

Взойдя на гору Фавор, Ты преобразился, Христе, и, помрачив всякое заблуждение, нам засиял светом ( 2Тим. 1:10 ).

Славные апостолы на Фаворе познали в Тебе, Христе, Бога и в изумлении преклонили колена.

Песнь 7

Ирмос: Чада Адамовы в Вавилоне попрали некогда пламень печи, в песнях взывая: Благословен Ты, Боже отцов наших.

Апостолы, озаренные на горе Фаворе светом неприступной славы, восклицали Христу: благословен Ты, Боже отцов наших ( 1Тим. 6:16 ).

Апостолы, восхищенные вещанием Божественного голоса, росоносным облаком и сиянием Твоим, Христе, воспевали: Благословен Ты, Боже отцов наших ( Мф. 17:5 ; Лк. 9:54 ).

Когда Петр на горе Фаворе увидел Тебя сияющего в неизреченном свете, Христе, воскликнул: Благословен Ты, Боже отцов наших ( Мф. 17:1 ).

Сыны Заведеевы, находясь с Начальником жизни Христом, когда исшел свет от лица (Его), воскликнули: Благословен Ты, Боже отцов наших ( Мр. 3:17 ).

Песнь 8

Ирмос: Отроки в Вавилоне, пламенея Божественной ревностью, мужественно попрали угрозу мучителя и пламень, и вверженные в середину огня, орошаемые пели: Благословите все творения Господни Господа.

Христос, держащий все Своей властью, взошел пречистыми ногами на гору Фавор, на которой просветился лицом яснее солнца, и верховных служителей закона и благодати возбудил к пению: Благословите все творения Господни Господа ( Ис. 40:22–26 ).

Необъятный и незаходимый свет, Отчее сияние, в неприступной славе явившееся неизреченно на горе Фаворе, просветив тварь, обожествило людей воспевающих: Благословите все творения Господни Господа (Ев. 1:3).

Представшие благоговейно на горе Фаворе, Моисей и Илия, ясно созерцая образ Божественной ипостаси-Христа, воссиявшего Отчею славою, воспевали: Благословите все творения Господни Господа ( Евр. 1:3 ).

Некогда лицо Моисея просветилось во время Божественного явления во мраке. Христос же облекается светом и славою, как одеждою. Ибо Он, будучи Создателем света, просвещает поющих: Благословите все творения Господни Господа ( Исх. 34:35 ; Пс. 103:2 ).

Ученики, видя Христа на Фаворе, окруженного светоносным облаком и, пав ниц на землю, просветились умом и воспевали Его с Отцом и Духом: Благословите все творения Господни Господа ( Мф. 17:5 ).

Песнь 9

Ирмос: Ты родила Христа нетленно; Бог произошел от Твоего чрева, явился плотоносцем на земле и жил вместе с людьми, посему мы все величаем Тебя, Богородица.

Трепетные ученики, внезапно озаренные чудным светом, с изумлением взирали друг на друга и, пав на землю, поклонились Тебе, Владыка всех ( Мф. 17:1–5 ).

Из облака послышался Божественный голос, подтверждавший чудо; ибо Отец светов возвестил апостолам: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте ( Иак. 1:17 ; Мф. 17:5 ).

Служители Слова, видя необычайное и дивное и слыша Отчий голос на Фаворе, восклицали: Сей Спаситель наш есть образ Первообраза ( Евр. 1:3 ).

Ты – подлинный образ Сущего, печать верная и неизменяемая, Сын, Слово, Премудрость, мышца, десница и сила Всевышнего. Тебя мы воспеваем с Отцом и Духом ( 1Кор. 1:24 ; Ис. 53:1 ).

На литургии, вместо обычных псалмов, поются особые антифоны праздника. Перед чтением апостола поется прокимен: «Как многочисленны дела Твои Господи, все сделал Ты премудро». В апостольском чтении ( 2Петра 1:10–19 ) говорится, что Фаворское явление славы Господа есть доказательство Божества Христова. Еангельское чтение ( Мф. 17:1–9 ) повествует о Преображении Спасителя.

Задостойник

Величай душе моя на Фаворе преобразившегося Господа.

Рождество твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.

Величай, душа моя, Господа, преобразившегося на горе Фаворе.

Ты родила Христа нетленно, Бог произошел от чрева Твоего, явился на земле в человеческой плоти и жил с людьми; посему Тебя, Богородице, все мы величаем.

Причастен: (стих, который поется на литургии до причащения). “Будем ходить во свете лица Твоего, Господи, и об имени твоем будем радоваться весь день”.

Внешними особенностями богослужения праздника Преображения является освящение плодов и овощей как благодарение Богу за произрастание благословенных даров природы, благорастворение воздуха и заботу о хлебе насущном для нас.

Обычай освящения винограда и других плодов

Принято на праздник Преображения, после литургии, освящать виноград, яблоки и другие фрукты. Обычай приносить плоды в храм для освящения восходит к ветхозаветным временам ( Быт. 4:2–4 ; Исх. 13–13 ; Числ. 15:19–21 ; Втор. 8:10–14 ). От апостолов этот обычай перешел в новозаветную Церковь ( 1Кор. 16:1–2 ). Предписания относительно приношения плодов в храм можно найти в 3-ем Апостольском правиле. (“Апостольскими правилами” именуется древнейший сборник церковных законов (канонов), известный уже со 2-го века.) В Греции в августе поспевают плоды, важнейшие из которых – новые колосья и виноград. Издревле православные люди приносили эти плоды в храм для благословения в знак благодарности Богу. По этому поводу св. Иоанн Златоуст писал: “Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, возращающего их, потому что “насаждающий и поливающий – ничто, но все Бог возращающий”.

Виноград приносится в храм для благословения по прямому отношению его к таинству Евхаристии, почему в молитве на освящение винограда иерей молится: “Благослови, Господи, этот новый плод лозы, который Ты благоволил благорастворением воздуха, каплями дождя и тишиною времени достигнуть зрелости. Да послужит вкушение этих плодов лозы в веселье нам. И удостой нас приносить их Тебе, как дар очищения грехов, вместе с священным Телом Христа Твоего”.

В первые века христианства верующие приносили в храм плоды нового урожая: хлеб, вино, елей, фимиам, воск, мед и т.п. Из этих приношений к алтарю представлялись только хлеб, вино, фимиам, елей и воск, а прочие приношения поступали на нужды клира и бедных, которых опекала церковь. Этими приношениями выражалась благодарность Богу за посланные блага и одновременно оказывалась помощь людям, посвятившим себя на служению Богу и нуждающимся. В настоящее время освящение хлеба и вина, яиц и молока, разных яств сохранилось в освящении пасхального артоса в храме и пасхальных яств в домах. Освящение цветов и ветвей древесных совершается и теперь в праздники Вербного воскресения, Св. Троицы, Воздвижения Креста Господня и в воскресение Крестопоклонной недели. Приношение меда и кутьи сохранилось на панихидах и в заупокойных поминках. Подача прихожанами просфор к проскомидии совершается и ныне повсеместно.

Насколько душа ценнее тела, настолько свет внутренний, или духовный, важнее внешнего, физического, – и наоборот, настолько же внутренняя, духовная тьма опаснее, губительнее, ужаснее мрака ночи и слепоты. Теряющий внутреннее зрение утрачивает вместе и вечную божественную жизнь, принадлежностью которой так же, как и жизни физической, является свет.

Божественный свет вселяется в человека в момент крещения и с тех пор обитает в нем. Чтобы человек не ленился и не гордился Бог не дает человеку постоянно чувствовать сияние этого внутреннего света. Но этот свет находится в его душе, и усиливается он по мере его нравственного совершенствования, от усердной молитвы домашней и церковной, от чтения Священного Писания, богомыслия, добрых дел, в особенности от святого Причащения. Опасно искусственно вызывать сияние духовного света, стараться его увидеть. Здесь можно попасть в дьявольскую сеть. Явное видение этого света подается изредка, когда Бог находит нужным утешить и укрепить христианина.

Внутреннее действие этого света ощущается в умиротворении душевных сил, в отвращении от всякого греха, в чувстве любви к Богу и ближним, в желании жить для добра, в крепкой вере и надежде на Бога, во влечении к Небесному Царству. Будем же дорожить Царством Божиим внутри нас, чтобы Бог удостоил нас жизни вечной в Царстве Вечного Света. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *