предпосылки и причины крещения руси
Крещение Руси: причины и последствия
Краткие факты о сути и значении.
Крещение Руси Владимиром I Святославичем произошло в 988 году и стало причиной, по которой великому князю впоследствии были даны прозвища «Святой» и «Креститель». Братоубийство, многочисленные пороки описываемые в летописях — всё это «как рукой сняло», стоило только креститься и попытаться распространить христианство среди своих подданных, согласно условиям заключения брака с византийской царевной Анной.
Введение Христианства на Руси проходило в несколько этапов:
-на первом в херсонесе князь с частью дружины крестился сам;
-на втором — крестил проживающих в Киеве и приказал сокрушить в городе пантеон славянских богов;
-на третьем по приказу Владимира его воевода Добрыня «огнём и мечом» крестил Новгород.
Несмотря на утверждение летописи, что «крестилась вся земля русская» — многие племена отказались оставлять веру предков и долгое время поднимали восстания (напр. Вятичи).
Предпосылки.
Князь Владимир I не был первым среди рюриковичей, кто пытался продвигать христианство на Руси. До него эту задачу пыталась выполнить его бабка, княгиня Ольга.
Вернувшись из Константинополя крещенной в 957 году, она начала призывать подданных сменить веру, но встретила сильное сопротивление как среди простого народа, так и со стороны собственного сына Святослава Игоревича. Тем не менее, христиане присутствовали в Киеве как до Ольги, так и после неё — в договоре с византией 945-го года они давали отдельную клятву в собственной церкви, а в правление Владимира описывается легенда о мученической смерти двух христиан от рук «язычников».
Продвижения Христианства
Согласно летописям, Владимир сначала попытался оформить разрозненные верования племен в единый языческий пантеон и таким образом консолидировать государство вокруг Киева: на одном из холмов города были установлены статуи славянских богов, среди которых выделялся Перун-громовержец, т.к. именно он был покровителем воинов. Провал этого мероприятия, вызванный нежеланием разных племён уступать первенство поклонения уже полюбившихся им богов другому, называется историками одной из причин принятия великим князем Христианства.
Причины принятия христианства.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер».
В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар-мусульман, немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой, и хазарские иудеи. Все три делегации не произвели должного впечатления на князя.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и по совету с ближайшими боярами отправил посольство в Константинополь, которое вернулось под большим впечатлением от христианских обрядов.
Наконец, еще одной причиной принятия христианства было условие византийских императоров, у которых Владимир потребовал сестру себе в жёны — великий князь обязывался креститься сам и распространить христианство среди своих подданных, только в этом случае царевна Анна становилась его женой.
Таким образом можно перечислить следующие общепринятые причины принятия Христианства на Руси:
-Владимиру требовалась объединяющая разные племена религия, старая вера, по его мнению, не могла выполнить эту задачу.
-Из мусульманских, католических, иудейских и греческих религиозных посольств его впечатлило только последнее.
-Христианство позволяло выстроить жесткую вертикаль власти, постулирующую «божественное» происхождение княжеской власти и необходимость подчинения ей, в то время как славянская вера подразумевала равное родство к богам у всех представителей народа.
-Переход князя в новую веру и последующее Крещение Руси было обязательным условием заключения брака между Владимиром I Святославичем и царевной Анной.
Крещение Владимира в Корсуни (Херсонесе).
После захвата византийского города Корсунь в 988 году, Владимир направил императорам Василию и Константину требование:
«Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу»
(из Повести Временных Лет)
Повелители Константинополя выдвинули встречное требование о крещении Владимира, его дружины и всех подданных, на которое великий князь согласился. В результате долгих уговоров царевна Анна согласилась на брак ради избавления Византии от постоянных набегов русов и направилась морем в сторону Херсонеса.
По прибытии Анны Владимир ослеп ввиду неизвестной болезни, и царевна посоветовала ему немедленно креститься для исцеления. По изложению летописи прозревший после крещения князь воскликнул:
(из Повести Временных Лет).
Вслед за князем крестилась большая часть его дружины.
После этого Владимир вернул Корсунь грекам и вместе с новой женой отправился в Киев. Летописец отдельно замечает, что князь вывез из Корсуни мощи святых и иконы, а также прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.
Крещение киевлян.
Прибыв в Киев Владимир приказал свалить установленную ранее по его же приказу статую Перуна, а затем подвергнуть славянского бога поруганию.
Капища других богов постигла та же участь — они были разорены, статуи сожжены. Вскоре на холме, где ранее находился славянский пантеон Владимир приказал построить церковь.
Под крики возмущенных попранием веры предков горожан статуя Перуна была сброшена в реку Днепр и по приказу великого князя несколько человек с шестами не давали ей прибиться к берегу вплоть до прохождения порогов. В городе же Владимир велел ходить глашатаям озвучивать его приказ:
«Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»
(из Повести Временных Лет)
Некоторые, по свидетельству летописи, уходили из города в леса, не желая принимать новую религию, однако большая часть горожан на следующий день пришла на берег Днепра для прохождения обряда крещения.
Крещение Новгорода.
В конце X века Новгород был одним из важнейших городов Руси, главным политическим, ремесленным и торговым центром Русского Севера, оплотом славянской языческой религии. Новгородская земля представляла собой обширный край, богатый пушниной, лесом, рыбой, залежами железной руды. Её население выплачивало дани и поставляло великим русским князьям воинов для походов. Ответственную задачу крещения новгородских земель Владимир Святославич поручил своему ближайшему советнику — воеводе Добрыне, а также приставленному к нему для усиления воеводе Путяте.
У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Узнав о приближении Добрыни со значительными силами к городу, язычники собрали вече, на котором постановили — не пускать христианское войско в город и «не дать идолов опровергнуть».
В связи с численным перевесом новгородцы имели хороший шанс прогнать Добрыню из города, но в определённый момент противостояния Добрыня приказал поджечь дома на западной стороне Новгорода. Пламя быстро расходилось по деревянному городу и затронуло жилища многих жителей. Большая часть новгородцев бросилось спасать своё имущество, семью, где ещё можно было — дома.
Согласившиеся на прекращение боевых действий под угрозой новых поджогов, новгородцы разрешили проповедовать христианство и строить церкви в городе, но креститься упорно не желали. Последовал категорический приказ Добрыни крестить насильно..
Кроме того, для полного искоренения язычества и создания условий, чтобы новая вера прижилась, необходимо было разрушить капища, и прежде всего главную святыню новгородцев — храм Перуна. Воины киевского воеводы подвергли капище разорению, а статую Перуна, так же как в Киеве, сняли со своего места и поволокли к реке, при этом ударяя палками. Участь главного места поклонения Перуну разделили и другие языческие святилища.
Позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём».
Дальнейшее распространение христианства на Руси
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливающих славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества.
Итоги и результаты.
Значение Крещения Руси князем Владимиром I Святославичем было огромным:
-Укрепление власти князя, являющегося лидером объединенных новой религией подданных.
-Конфликты с не желающими забывать веру предков привели к миграции славян в северные и северо-восточные менее заселенные земли.
-Угроза для Византии со стороны языческой Руси была практически ликвидирована.
-Вместе с христианской культурой началось строительство многочисленных мест правлений новой религии — монастырей, церквей и т.д.
-Входя в число христианских государств Русь преодолевала цивилизационную изоляцию.
Крещение Руси
Крещение Руси князем Владимиром
Крещение Руси — событие в истории Киевской Руси, которое было инициировано князем Владимиром и произошло в 988 году, ознаменовав переход страны от язычества к христианству.
Крещение стало одним из ключевых событий в истории Киевской Руси. Князю Владимиру удалось укрепить свою власть и объединить страну под единым началом своего правления. Переход к язычеству знаменовал новую эпоху в развитии государства. Крещение было результатом планомерной государственной политики князя и исходило преимущественно из прагматических воззрений Владимира.
Предпосылки и причины принятия христианства
После прихода к власти в 978 году перед Владимиром возникает ряд значительных проблем:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Владимир усматривал в разнообразии форм язычества на Руси опасность раздробления страны по религиозному признаку и ее конечного исчезновения.
Несовпадение разнообразных языческих вероисповеданий племен было преградой на пути объединения Руси в мощное и влиятельное государство. При введении единого вероисповедания страна единым фронтом могла бы выступать против набегов врагов и выйти на новый уровень отношений с лидирующими государствами того времени.
Владимир ставит перед собой задачу объединения государства и пытается добиться этой цели путем введения официального языческого пантеона. Язычество было родной верой народа, а единый пантеон должен был способствовать объединению племен. Но план оказался провальным, а племена так и не приняли официальных богов.
Владимир принимает решение обратиться к монотеистическим религиям. Князь и его окружение берут на вооружение христианство (в его византийском и римском варианте), ислам и иудаизм, поскольку это были вероисповедания соседних стран. Чтобы подобрать наиболее подходящий вариант и окончательно определиться с выбором, Владимир решает заслушать представителей каждой ветви. Это мероприятие вошло в историю под названием «Испытание вер».
Монотеистические религии были довольно мощным инструментом для продвижения и укрепления государственной власти как данной «свыше».
Также в каждый религиозных центр князь отправил своих посланцев, которые должны были изучить характер и особенности богослужений. После доклада наблюдателей и размышлений Владимир принимает решение в пользу византийского христианства, которое ныне мы называем православием.
Как происходило, основные исторические этапы
Крещение Руси имеет давние корни. Так, первыми крещенными князьями были Аскольд и Дир еще в IX веке. Вместе с ними христианство приняли также некоторые бояре. В 957 в Византии официально крестится княгиня Ольга, которая хотела вывести державу в ранг «цивилизованных» и «не варварских». Сын Ольги — Святослав, не отверг христианство и культивировал в своем окружении язычество. Владимир стал первым, кто решился окрестить всю Русь.
Существует несколько подходов относительно даты крещения и того, что стоит считать поводом к его осуществлению.
Существует взгляд, который утверждает, что Владимир напал прежде женитьбы на Корсунь, чтобы Анна все же досталась ему. Другие историки, в том числе Анджей Поппэ, убеждены, что это нонсенс, а вопрос о женитьбе к тому времени уже был решен.
Этапы крещения:
Христианство не было чем-то радикально новым для государства. Небольшие общины христиан действовали в крупных городах, однако вели религиозную деятельность подпольно.
На части территорий Руси крещение происходило насильно, с преследованиями, угрозами и репрессиями.
Чтобы новая религия более органично вплелась в духовный ландшафт страны и подданных, к языческим праздникам привязывают библейские. К примеру, праздник Ивана Купала является языческого происхождения, но нынче почитается как поминальный день Иоанна Крестителя. Люди не отказались целиком от родной веры, но смогли со временем примерить ее со своими воззрениями. Спустя века язычество затеряется в уже христианском сознании русичей, но не исчезнет окончательно. Даже сейчас мы можем обнаружить следы архаических верований славян.
Христианство на Руси стало синкретизмом греческого варианта и язычества. Языческие традиции, мифология и воззрения переплелись с библейскими героями и христианскими святыми. Потому христианство на Руси еще называют Киевским христианством.
Значение крещения Руси, основные последствия
Крещение Руси стало поворотным моментом для всего государства и сыграло колоссальную роль в его последующем развитии. Принятие монотеистической религии для сохранения и развития государства было неизбежным ходом, без которого страна могла просто распасться. Князю удалось достичь ряда позитивных итогов:
Несмотря на ряд определяющих и позитивных изменений, которые были крайне важны для государства в долговременной перспективе, крещение стало серьезным ударом для большинства населения.
Основные предпосылки
В период правления княгини Ольги и князя Святослава на Руси процветало язычество. Оно было связано с существованием родоплеменных отношений. Примерно такое же верование было у множества соседних племен, что сближало их между собой. Христианская вера принималась в государствах с укрепившимся феодальным строем.
Характер родоплеменных отношений был сдерживающим фактором для распространения христианства. В этом и заключалась проблема, почему такое событие не могло здесь произойти быстро. При этом оно охватывало некоторые знатные слои населения. В частности, княгиня Ольга была в свое время крещена.
К наиболее развитым государствам, с которыми тесно контактировала Киевская Русь, относились Хазария и Византия. Они не были языческими странами, процесс христианизации в них уже наблюдался. По этому пути пошли князья Сербии и Польши.
Чтобы не отстать от прогрессивных государств и продолжать с ними сотрудничество, нужно было принять решение относительно изменения веры. В этом и состояли предпосылки крещения Руси и то, почему князь Владимир пошел на такой шаг.
Причины введения
На основании существующих предпосылок вытекают причины принятия христианства на Руси. Кратко это отражается в следующих пунктах:
В этом заключалась необходимость крещения Руси. Причины носили ярко выраженный характер, поэтому нужно было начинать действовать.
Варианты выбора
Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.
Расхождение | Православие | Католичество |
Обряды | Причащение велось хлебом и вином | Вином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки |
Язык | Любой | Латынь |
Отношения между церковью и государством | Шло подчинение духовенства государственной власти | Главой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа |
Если перечислить все плюсы и минусы обеих ветвей, то становится понятно, что у князя Владимира не было желания положительно относиться к католической вере, поскольку в его планы не входило подчинение Римскому папе.
Принятие решения
После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.
Оттуда в Константинополь было послано сообщение с требованием отдать в жены князю сестру императора Анну. Оно было выполнено, поскольку Византия не хотела вступать в конфликт с Киевской Русью.
При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.
Процесс крещения
Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.
На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.
И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.
Значение и последствия
Принятие Киевской Русью христианства имело большое значение для дальнейшего развития страны. Состояло оно в следующем:
Последствием такого события стало приобщение русского народа к общей цивилизации. Это был закономерный этап в развитии Древнерусского государства.
Крещение Руси
Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В летописи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Читайте также:
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)