предметом методики обучения химии является
Предмет методики обучения химии и ее задачи
Предметом методики преподавания химии является общественный процесс обучения основам современной химии в школе (техникуме, ВУЗе).
Процесс обучения состоит из трех взаимосвязанных сторон:
1) учебного предмета;
Учебным предметомпредусматривается объем и уровень научных знаний, которые должны быть усвоены учащимися. Таким образом, мы познакомимся с содержанием школьных программ, требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся на разных этапах обучения. Выясним, какие темы являются фундаментом химических знаний, определяют химическую грамотность, какие играют роль дидактического материала.
Преподавание– это деятельность учителя, посредством которой он обучает учащихся, то есть:
— сообщает научные знания;
— прививает практические умения и навыки;
— формирует научное мировоззрение;
— готовит к практической деятельности.
Мы рассмотрим: а) основные принципы обучения; б) методы обучения, их классификацию, особенности; в) урок, как основную форму обучения в школе, методы построения, классификацию уроков, требования к ним; г) методы опроса и контроля знаний; д) методы обучения в ВУЗе.
Учение– это деятельность учащихся, состоящая в:
— закреплении и применении на практике учебного материала.
Таким образом, предметом методики обучения химии является исследование следующих проблем:
а) целей и задач обучения (для чего учить?);
б) учебного предмета (чему учить?);
в) преподавания (как учить?);
г) учения (как учатся учащиеся?).
Методика преподавания химии тесно связана и исходит из собственно науки химии, опирается на достижения педагогики и психологии.
В задачу методики обучения входит:
а) дидактическое обоснование отбора научных знаний, способствующих формированию у учащихся знаний основ науки.
б) выбор форм и методов обучения для успешного усвоения знаний, выработки умений и навыков.
Начнем с принципов обучения.
Принципы обучения
Принципы обучения – это основные дидактические положения как всей системы обучения, так и по отдельным учебным дисциплинам.
Они вытекают из общих принципов дидактики, то есть принципов, определяющих требования к содержанию, методам, средствам, организационным формам учебной работы в соответствии с общими целями и закономерностями процесса обучения.
Скаткиным М.Н. сформированы следующие дидактические принципы, которых придерживается большинство педагогов:
1) воспитания и всестороннего развития в процессе обучения;
2) научности и посильной трудности;
3) сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли преподавателя;
4) наглядности обучения и развития творческого мышления;
6) перехода от обучения к самообразованию;
7) связи обучения с реальной жизнью;
8) фундаментальности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;
9) положительного эмоционального фона обучения;
10) коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Принципы обучения с годами непрерывно развиваются, так как зависят от теории и практики обучения и их целей и задач. Остановимся коротко на некоторых из перечисленных выше принципах обучения.
1. Принципы системы развивающегося обученияпредложил и экспериментально доказал их эффективность Занков Л.В.
Эти принципы состоят в следующем:
1) обучение ведется на высоком уровне трудности;
2) изучение учебных дисциплин в процессе обучения осуществляется быстрым темпом;
3) ведущая роль при учебе отводится теоретическим знаниям;
4) проводятся мероприятия по осознанию обучающимися процесса учения;
5) ведется работа над развитием способностей всех обучающихся.
2. Особое значение имеет для химии принцип научности. Требования к обучению, вытекающие из этого принципа, Зорина Л.Я. объединила в три основные группы:
1) соответствие учебных и научных знаний;
2) ознакомление учащихся с методами научного познания;
3) создание у учащихся представлений о процессе познания.
3. Принцип активности выдвигает необходимость формирования научных знаний на основе самостоятельного анализа конкретных явлений, предметов, процессов. При этом следует стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели логическими методами самостоятельного формирования понятия, чтобы каждое понятие и обобщение стали инструментом для дальнейшего познания окружающего мира.
Активное усвоение знаний и развитие самостоятельности мышления происходят тогда, когда в ходе учебного процесса ставиться познавательная задача, возникает проблема, обдумывание которой побуждает поиск новых решений.
4. Принцип наглядности. Наглядность и наблюдение натуральных объектов служат возникновению знаний об объективном мире, дают убежденность в их истинности. Кроме того, в любом акте наглядного обучения восприятие всегда связано с абстрактным мышлением. Это приводит к индивидуальным обобщениям, в которых учащиеся обычно активны.
Зорина Л.Я. показала связь этого принципа с принципами научности, сознательности и в подчинении ему – принципа систематичности.
Под системностью знаний она понимает такое качество некоторой совокупности знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри научной теории, а под систематичностью – «такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании обучающегося содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний».
6. Принцип перехода от обучения к самообучению важен именно потому, что в последние годы смена научных понятий происходит крайне быстро и если раньше прочность знаний связывалась с возможностью дословного воспроизведения текста, то в настоящее время – как понимание и овладение приемами мышления на основе развития познавательных сил учащихся при усвоении содержания обучения.
7. Зайцев О.С. считает, что в список принципов обучения должен быть введен принцип межпредметных связей. Он вытекает из требования научности обучения и формирования системных знаний.
Этот принцип связан с принципом связи обучения с жизнью. При обучении химии, как непрофилирующей дисциплины в высшей школе, этот принцип должен находить свое отражение и как определяющий содержание изучаемой дисциплины и, что не менее важно, как мотив для изучения непрофилирующей дисциплины.
Главная дидактическая функция межпредметных связей – последовательное отражение в содержании естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Поэтому в процессе обучения химии в средней школе межпредметные связи способствуют решению трех главных дидактических задач:
1) повышению научности и последовательности учебной информации;
2) стимулированию познавательных интересов и активного отношения к усвоению знаний;
3) воспитанию научных убеждений.
8. Принцип положительного эмоционального фона обучения близок по своему характеру с принципом мотивации – стимулированию положительного отношения учащегося к учению. Этот принцип предполагает создание преподавателем и всем ходом учебного процесса таких качеств обучаемых, как энтузиазм, увлеченность, потребность в знаниях, интерес к учению. При этом особая роль отводится личности преподавателя.
Зайцев О.С. особое внимание уделяет принципу гуманизации образования. Он рассматривает этот принцип, как совокупность содержания и методик обучения, учитывающих человеческую природу обучаемых, повышающих ценность обучаемого как личности, ставящих на первое место мотивы человеколюбия и справедливости.
Негуманным Зайцев О.С. считает:
1) ненаучное обучение;
2) легкое обучение, обучение должно быть трудным, но доступным;
3) обучение, которое не связано с жизнью, «не учит возможности приспосабливаться к постоянно и быстро изменяющимся условиям научной жизни», не учитывающее экологические проблемы.
Применительно к методам и формам обучения Зайцев О.С. высказывает следующие взгляды на этот принцип:
— Гуманистически ориентированная лекция – это не чтение по конспекту, а монолог, переходящий в диалог или полилог с сидящими в аудитории.
— Гуманистически ориентированный семинар – не только решение задач, но и дискуссия о нерешенных проблемах.
— Лабораторный практикум – это практикум не по устаревшей прописи типа алгоритма, а научная работа, моделирующая современное научное исследование.
Негуманным является, по его мнению, и выполнение лабораторной работы в одиночку, так как человек приспособлен эволюцией к коллективной работе.
Важнейший принцип гуманизма – справедливая оценка знания.
Методика обучения химии как наука и учебный предмет в педвузе
Тема 1. Методика обучения химии как наука
и учебный предмет в педвузе
1. Предмет методики обучения химии, задачи методики обучения химии, методы исследования, современное состояние и проблемы
Учебный предмет — это то, чему учат учащихся; это содержание обучения. В содержание химии как учебного предмета входит: а) изучение основ химической науки, т. е. ее главных фактов и законов, а также ведущих теорий, объединяющих и систематизирующих научный материал и дающих ему научное объяснение, б) ознакомление учащихся с основными методами и техническими приемами химии, с главнейшими применениями ее в жизни, в) привитие ученикам практических навыков, соответствующих содержанию химической науки и необходимых для жизни и труда; г) формирование высоконравственной личности.
Общей задачей методики химии как науки является исследование процесса обучения химии в школе, раскрытие его закономерностей и разработка теоретических основ совершенствования его в соответствии с требованиями общества.
Методика обучения химии, как любая наука, имеет свою теоретическую основу, структуру, проблематику и достаточно сложную систему понятий.
Теоретической основой методики химии являются теория познания, педагогика, психология в приложении к основам химической науки, которые должны усвоить учащиеся.
Структура методики обучения химии как науки определяется с позиций единства трех функций учебно-воспитательного процесса, который в соответствии социальным заказом общества должен выполнять три важнейших функции: образовательную, воспитывающую и развивающую. Каждая из этих функций является предметом изучения отдельных областей научных знаний. Образовательная функция изучается дидактикой, воспитывающая — теорией воспитания, развивающая — психологией. Вместе с тем сложной структурой понятий является и сама химия. В процессе обучения все эти системы и структуры взаимодействуют между собой. Это взаимодействие настолько глубоко, что переходит в их взаимную интеграцию — возникает новая область знаний, использующая понятия всех четырех областей знаний, но уже в несколько измененной форме. Эта интегрированная наука и есть методика обучения химии.
Цель методики обучения химии как науки состоит в выявлении закономерности процесса обучения химии. Основные задачи в этом направлении – изучить и оптимизировать: цели обучения; содержание, методы, формы и средства обучения; деятельность учителя (преподавание); деятельность учащихся (учение). Цель методики обучения химии как науки состоит в нахождении эффективных путей усвоения учащимися школы основных фактов, понятий, законов и теорий, их выражение в специфической для химии терминологии.
Перед методикой обучения химии, как и перед любой другой наукой, стоят свои проблемы.
1.Определение целей и задач, стоящих перед учителем при обучении учащихся химии. Методика должна в первую очередь ответить на вопрос: каковы задачи химии в структуре среднего образования, то есть, для чего учить химию в средней школе? При этом учитывается логика развития и достижений химической науки, ее истории, психолого-педагогические условия, а также определение оптимального соотношения теоретического и фактического материала. Цель общего химического образования — обеспечить усвоение каждым молодым человеком знаний и умений, необходимых как для использования в повседневной и трудовой деятельности, так и для получения дальнейшего химического образования.
2. Отбор содержания и конструирование построения учебного предмета химии в соответствии с задачами курса химии в средней школе и дидактическими требованиями к его преподаванию. Именно методика обучения химии должна ответить на вопрос: чему учить? Цели и содержание химического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках, учебных пособиях по химии. Постоянное развитие общества приводит к периодическому пересмотру целей и содержания образования в соответствии с выдвигаемыми обществом требованиями.
4. Исследование процесса учения со стороны учащихся в сочетании с их воспитанием и развитием. Методика разрабатывает соответствующие рекомендации в вопросах организации учебной и познавательной деятельности учащихся. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как должны учиться школьники? Данная проблема вытекает из принципа «учить учиться»; то есть, как наиболее эффективно помочь учащимся заниматься. Этот вопрос связан с развитием мышления учащихся и заключается в обучении их оптимальным способам переработки химической информации, поступающей от учителя или другого источника знаний (книга, радио, телевидение, компьютер и др.). Все эти проблемы должны решаться с позиции трех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.
Опираясь на важнейшие выводы, принципы и закономерности дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего и воспитывающего обучения на примере школьного предмета химии, уделяет большое внимание проблеме политехнического образования и профориентации учащихся.
В дополнении к дидактике, методика химии имеет специфические закономерности, определяемые содержанием и структурой науки химии и учебного предмета, а также особенностями процесса познания и обучения химии в школе.
Методика обучения химии как наука использует различные методы исследования: специфические (характерные только для методики химии), общепедагогические и общенаучные. Специфические методы исследования заключаются в отборе учебного материала и методическом преобразовании содержания науки химии для реализации школьного химического образования. Используя эти методы, методисты определяют целесообразность включения того или иного материала в содержание учебного предмета, находит критерии отбора знаний, умений и навыков и пути их формирования в процессе обучения химии. Исследователи разрабатывают наиболее эффективные методы, формы, приемы обучения. Специфические методы позволяют разработать новые и модернизировать существующие школьные демонстрационные и лабораторные опыты по химии, способствуют созданию и усовершенствованию статических и динамических наглядных пособий, материалов для самостоятельной работы учащихся, а также оказывают влияние на организацию элективных и внеклассных занятий по химии.
К общепедагогическим методам исследования относятся: а) педагогическое наблюдение; б) беседа исследователя с учителями и учащимися; в) анкетирование; г) моделирование экспериментальной системы обучения; д) педагогический эксперимент. Педагогическое наблюдение за работой учащихся в кабинете химии на уроке и во время проведения элективных и внеклассных занятий помогает учителю установить уровень и качество знаний учащихся по химии, характер их учебно-познавательной деятельности, определить интерес учащихся к изучаемому предмету и т. д.
Беседа (интервью) и анкетирование позволяют характеризовать состояние вопроса, отношение учащихся к выдвигаемой в ходе исследования проблеме, степень усвоения знаний и умений, прочность приобретенных навыков и др.
Основным общепедагогическим методом в исследованиях преподавания химии является педагогический эксперимент. Он подразделяется на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводят обычно с небольшой группой учащихся. Его задача состоит в выявлении и предварительном обсуждении исследуемого вопроса. Естественный педагогический эксперимент протекает в условиях обычной школьной обстановки, при этом можно изменять содержание, методы или средства обучения химии.
Более подробно о методах научно-исследовательской работы (НИР) в области методики обучения химии рассказано в лекции 16.
2. История становления методики обучения химии, педагоги-химики прошлого и настоящего времени (самостоятельное изучение).
Методика обучения химии, как и другие науки, имеет свою историю. Развитие методики обучения химии всегда было неразрывно связано с уровнем химической науки, так как выдающиеся химики каждой эпохи, как правило, занимались и преподавательской деятельностью, которую строили на основе разработанных ими теоретических концепций. Естественно, что методика химии как наука могла сформироваться лишь после становлении химии как науки. Тем не менее, необходимость разработки специальных приемов обучения учеников химическим знаниям и ремеслам на основе имеющихся тогда знаний уже в давние времена очевидна. В Древнем мире эти знания записывались в рукописях, небольшая часть из которых сохранилась до настоящего времени. К ним относятся сочинения алхимиков и ятрохимиков: Джабира ибн Гайяна (721–815); Абу Бакра Мухаммеда ибн Закарийа ар-Рази (865-925); Ибн Сины (Авиценна) (); Альберта фон Больштедта (Альберт Великий) (); Роджера Бэкона (); Раймонда Луллия (); Георга Риплея (); Василия Валентина (XVI в.); Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (Парацельс) (); Андреаса Либавия (около ). Одним из первых наиболее полных для своего времени был учебник Либавия «Алхимия» (1597 г.). Курс делился на два больших раздела. В первом содержались сведения о химической посуде и аппаратуре, нагревательных приборах, а также излагались данные о важнейших химических операциях. Здесь же был описан и иллюстрирован чертежами проект «идеальной химической лаборатории». Лаборатория, по мнению Либавия, должна быть размещена в отдельном здании, специально приспособленном для химических работ. В проекте предусмотрены большие помещения для лаборантов, кабинеты для руководителей работы, специальные помещения для печей и нагревательных приборов, комнаты для дистилляции и т. п. и даже винный погребок.
Второй раздел курса Либавия озаглавлен «Химия» и посвящен описанию различных веществ и способов их получения. Курс заканчивался описанием способов изготовления сложных лекарственных смесей химическим путем.
Сочинения технохимиков, [Ванноччо Бирингуччо (); Георгий (Бауэр) Агрикола ()] хотя и не были учебниками химии в прямом смысле, все же содержали многочисленные сведения по химии и служили настольными книгами для металлургов, врачей и химиков того времени. Особая роль в становлении химии как науки принадлежит английскому химику и физику Роберту Бойлю (). В книге «Химик-скептик» Бойль поставил пять главных вопросов. Каждому из них он посвятил особую главу книги. Вопросы эти таковы:
1. Является ли огонь «универсальным анализатором» всех тел?
2. Являются ли продукты прокаливания (кальцинации) действительно элементами, или началами?
3. Может ли быть число веществ, которые принимаются в качестве элементов, или начал, действительно ограничено тремя, четырьмя или пятью?
4. Действительно ли существуют элемент «соль», элемент «сера» и элемент «ртуть», которые так называют?
5. Существуют ли вообще реальные элементы, или «начала»?
В последней (шестой) главе книги Бойль излагает свою теорию химических превращений и дает собственное определение понятия «элемент».
Существенный вклад в развитее химии и методику ее преподавания внесли Антуан Лоран Лавуазье (); Клод Луи Бертолле (); Джон Дальтон (); Амедео Авогадро (); Йенс Якоб Берцелиус () и другие западные ученые.
Важным рубежом для методики химии было открытие периодического закона. После создания учебника нового типа «Основы химии» элементы стали изучаться по группам периодической системы. Этот путь преподавания неорганической химии и в настоящее время является приоритетным и в вузах, и в школах.
Первой в советской методике химии была работа выдающегося методиста-химика С Г. Крапивина () «Записки по методике химии» в которой обсуждались проблемы преподавания данного учебного предмета.
Наиболее полно данные по истории становления и развития методики обучении химии представлены в работах .
3. Методика обучения химии как предмет в педагогическом вузе. Содержание и построение, цели и задачи курса
Учебная дисциплина «Методика обучения химии» в педагогическом вузе обеспечивает профессиональную подготовку учителя химии. От того, в какой мере учитель владеет методикой, зависят успех урока, совершенствование мастерства учителя, его авторитет среди учеников.
Главная задача методики обучения химии как учебной дисциплины — вооружить будущего учителя знаниями и умениями, необходимыми для работы в средней школе.
Для студентов важна не только структура науки, но и построение учебной дисциплины.
Методика обучения химии изучается в определенной последовательности. Вначале рассматривается основные образовательные, воспитывающие и развивающие функции учебного предмета химии в средней школе.
Отдельный раздел методики обучения химии рассматривает рекомендации по проведению урока и отдельных его этапов и изучению отдельных разделов школьного курса химии.
Специальная часть курса посвящена обзору современных педагогических технологий и информационных средств обучения химии.
На завершающем этапе рассматриваются основы научно-исследовательской работы в области методики химии и направления повышения ее эффективности на практике. Все эти этапы взаимно связаны и должны рассматриваться с позиций трех функций обучения (каких?).
Изучение методики не ограничивается только лекционным курсом. Студенты должны приобрести навыки демонстрирования химических опытов, освоить методику преподавания тем школьной программы по химии, методику обучения учащихся решению химических задач, научиться планировать и проводить уроки и др. Особое значение придается работе над курсовыми темами, самостоятельным методическим исследованиям в период педагогической практики, которая служит не только средством формирования учителя, но и критерием качества его подготовки. Студенты должны освоить современные педагогические технологии обучения, в том числе и с применением новых информационных средств обучения. По отдельным важным проблемам читаются спецкурсы, проводятся спецпрактикумы, которые также входят в общую систему форм обучения методике химии.
4. Современные требования к профессиональной
подготовке учителя химии
Методика обучения химии как учебный предмет в вузе имеет первостепенное значение для подготовки учителей химии средней школы. В процессе изучения его формируются профессиональные знания, умения и навыки студентов, что обеспечивает в будущем эффективное обучение и воспитание учащихся химии в средней школе. Профессиональная подготовка будущего специалиста строится в соответствии с профессиограммой учителя, представляющей собой модель подготовки специалиста, которая обеспечивает усвоение следующих знаний, умений и навыков:
1. Знание основ химии, ее методологии, овладение навыками учебного химического эксперимента. Понимание задач науки химии и ее роли в общей системе естественных наук и в народном хозяйстве. Понимание источников появления в обществе хемофобии и овладение методами ее преодоления.
2. Всестороннее и глубокое понимание задач курса химии общеобразовательной школы; знание содержания, уровней и профилей среднего химического образования на современном этапе развития общества. Уметь претворить в учебно-воспитательный процесс идеи и положения Концепции развития общего и профессионального образования в нашей стране.
3. Знание основ психолого-педагогических, общественно-политических дисциплин и вузовских курсов химии в объеме программы вуза.
4. Усвоение теоретических основ и современного уровня развития методики обучения химии.
5. Умение представить обоснованную характеристику и критический анализ действующих школьных программ, учебников и пособий. Умение самостоятельно составлять учебные программы элективных курсов и изучения химии на различном уровне.
6. Умение использовать современные педагогические технологии, методы проблемного обучения, новейшие информационные средства обучения, активизировать и стимулировать познавательную деятельность учащихся, направлять их на самостоятельное усвоение знаний.
7. Умение строить на материале курса химии мировоззренческие выводы, применять научные методологии при объяснении химических явлений, использовать материал курса химии для всестороннего развития и воспитания учащихся.
8. Умение осуществлять политехническую направленность школьного курса химии и проводить профориентационную работу по химии в соответствии с потребностями общества.
9. Усвоение теоретических основ методики химического эксперимента, его познавательного значения, овладение техникой постановки химических опытов.
10. Владение основными натуральными, техническими и информа-ционными средствами обучения, умение использовать их в учебной работе.
11. Знание задач, содержания, методов и организационных форм внеклассной работы по химии.
12. Умение осуществлять межпредметные связи с другими учебными дисциплинами.
13. Знания и умения организации работы химического кабинета как важнейшего и специфического средства обучения химии, в соответствии с правилами техники безопасности и дидактическими возможностями обучения предмету.
14. Освоение общепедагогических умений и навыков работы с учениками, родителями, общественностью и т. д.
15. Овладение методами научно-исследовательской работы в области методики обучения химии и повышения эффективности преподавания предмета в школе.
Курс методики обучения химии в ходе теоретической и практической подготовки студентов должен раскрыть содержание, построение и методику изучения школьного курса химии, ознакомить студентов с особенностями преподавания химии в школах различного уровня и профиля, а также в профессионально-технических училищах, сформировать устойчивые умения и навыки будущих учителей в использовании современных методов и средств обучения химии, усвоить требования к современному уроку химии и добиться твердых умений и навыков при их реализации в школе, познакомить с особенностями проведения элективных курсов по химии и различными формами внеклассной работы по предмету. Таким образом, система вузовского курса методики обучения химии в значительной мере формирует основные знания, умения и навыки, определяющие профессиограмму учителя химии.
1. Определение понятия Методики обучения химии.
2. Назовите предмет методики обучения химии, как науки.
3. Расскажите кратко о задачах методики обучения химии.
4. Перечислите методы исследования методики обучения химии.
5. Каковы современное состояние и проблемы методики обучения химии.
6. Методика обучения химии как предмет в вузе.
7. Перечислите основные требования к профессиональным качествам учителя химии.
8. Какими из этих качеств Вы уже обладаете?