предложения по улучшению процесса организации прохождения практики

Пути повышения качества организации практики обучающихся учреждений среднего профессионального образования

предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. 51766436. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики фото. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики-51766436. картинка предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. картинка 51766436.

предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. 51766436. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики фото. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики-51766436. картинка предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. картинка 51766436.

Казанцева Ангелина Николаевна, специалист по учебно-методической работе
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Колледж профессионального образования), г. Пермь, Пермский край

Аннотация: статья посвящена изучению проблемы организации практики как важного элемента образовательного процесса. Обозначен ряд проблем организационно-методического и технического характера, а также проблем студенческой отвлечённости, характерных для практической части образовательного процесса. Предложены пути повышения качества организации практики студентов.
Ключевые слова: практика, учебная практика, производственная практика, производственная (преддипломная) практика, организация практики студентов, эффективность практики.

Практика студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования — один из важнейших элементов образовательного процесса. В современных социально-экономических реалиях профессиональная компетентность молодого специалиста, только что окончившего образовательное учреждение, становится одним из приоритетных требований потенциальных работодателей. Качество профессиональной практической подготовки обучающихся повышает их конкурентоспособность на рынке труда при выборе места работы и получении достойного уровня заработной платы.

Особое значение наличие практического опыта приобретает в системе среднего профессионального образования, где задача обучения состоит в подготовке квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства в довольно короткие сроки [1, ст. 68]. В этом случае системная, целенаправленная, сплоченная и результативная подготовка молодого специалиста в учебном заведении и «в поле» очень важны.

Современное среднее профессиональное образование имеет практико-ориентированный характер: значительное внимание в процессе обучения уделяется решению практических кейсов, посещению организаций и предприятий наряду с традиционными лекционными занятиями. Актуальность такого подхода объясняется несколькими причинами. Во-первых, обучение через решение практических задач на рабочем месте с использованием знаний, полученных в ходе теоретического обучения, является эффективным методом работы с подростками и молодежью – основной массой обучающихся учреждений среднего профессионального образования. В отличие от традиционной лекции, метод практико-ориентированного обучения позволяет лучше запомнить учебный материал и освоить выполнение основных трудовых функций, требуя осмысленного подхода и непосредственного участия обучающихся. Во-вторых, практика обеспечивает логическую связь с теоретическим обучением, демонстрирует процесс настоящей работы, повышает интерес обучающихся и на деле отвечает на распространенный вопрос о практическом значении изучаемых дисциплин специальности.

Таким образом, являясь последним этапом освоения профессионального модуля, практика логически завершает процесс освоения учебного цикла и имеет по-настоящему важное значение. Практика реализует важнейшие цели образования по эффективному овладению практическими умениями на основе теории, изученной в образовательной организации, и подготовке к настоящей работе в роли знающего свою профессию специалиста.

Правила организации и прохождения практики обучающихся по программам среднего профессионального образования определяется Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» [2], где процесс практики представлен в виде поступательной трехступенчатой структуры. В ходе учебной практики обучающиеся закрепляют теоретические знания, приобретают первичные навыки по избранной специальности, а также привыкают работать самостоятельно. Работая на производственной практике, обучающиеся получают профессиональные умения и навыки по выбранной специальности. Завершая обучение, обучающиеся проходят производственную (преддипломную) практику, где углубляют, дополняют и закрепляют теоретические знания и практический опыт, полученные в колледже при изучении профессиональных модулей, а также собирают материалы для выполнения научно-исследовательской работы и написания выпускной квалификационной работы. Постепенное прохождение практики обеспечивает обоснованное, последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Мониторинг процесса прохождения практики обучающимися учреждений среднего профессионального образования позволяет выявить ряд проблем, которые, по нашему мнению, можно условно разделить на несколько групп: организационно-методические проблемы, проблемы вовлечённости обучающихся и технические сложности.
К проблемам организационно-методического характера относятся низкая подготовленность преподавателей к процессу руководства практикой, низкое качество или полное отсутствие к моменту начала практики разработанных для обучающихся рекомендаций по прохождению практики; отсутствие точно выстроенной коммуникации между руководителем практики и обучающимися; высокая нагрузка практикантами на одного руководителя практики; низкая заинтересованность руководством практикой с материальной и временной точек зрения.

Решение проблем организационно-методического характера требует повышения ответственности преподавателей за процесс руководства практикой. Эта работа не должна ограничиваться приёмом готовых работ и формальным выставлением оценок. Напротив, задача руководителя практики состоит в ответственном посещении обучающих семинаров, активном обсуждении вопросов подготовки к практике и актуализации рабочих программ практики.
Структурированные и осмысленные знания, полученные в ходе совещаний, должны передаваться обучающимся в ходе консультационных встреч перед практикой. Имея единые знания, руководители практики должны консультировать будущих практикантов по процедурным вопросам прохождения практик, нормам поведения в организациях-базах практики, грамотному составлению отчетных документов и сдаче готовых работ. Процесс коммуникации должен включать определение значимости консультаций по практике, установление точных дат консультаций, помощь обучающимся по возникающим вопросам и организацию современного общения с использованием электронных средств связи на основе установленных преподавателем правил общения (частота, часы консультирования).
Немаловажным элементом практики является ее методическое сопровождение. Осведомлённость о заданиях на практику важна обучающимся и работодателям для качественной организации руководства практикой на местах. Для этого требуется проведение заблаговременной и качественной работы по разработке и актуализации методического сопровождения практики.

Нельзя не отметить, что и без того высокий уровень учебной нагрузки большинства преподавательского состава в течение учебного года не оставляет свободного времени для качественной разработки методический материалов по практике, мешает налаживанию индивидуальной работы с обучающимися и не способствует качественному выполнению работы. При этом, все недоработки преподавателя в итоге отражаются на низком качестве работ студентов, что ведёт к обоюдному повышению недовольства процессом прохождения практики руководителем практики и обучающимися, проявлению негативного поведения и снижению заинтересованности в качественном выполнении работы.

Проблемы студенческой вовлечённости связаны с отсутствием единого знания о процессе эффективного прохождения практики обучающимися, низким качеством выполнения заданий практики, несформированностью компетентностного подхода к процессу обучения, множественными ошибками оформления отчётных документов.
Нельзя отрицать, что проблема низкого качества практической работы связана с самими обучающимися и уровнем их вовлеченности в образовательный процесс. Зачастую ошибки в прохождении практики и представлении отчётных документов связаны с непосещением ими обязательных консультационных занятий, на которых проводится инструктирование по вопросам эффективного прохождения практики. Несомненно, требуется повышать общую дисциплину обучающихся и добиваться высокой посещаемости.

Компетентностый подход как способ освоения программы специальности в системе ФГОС СПО, остаётся непонятным студентам. Практика показывает, что по-настоящему понять смысл профессиональных компетенций обучающиеся могут только при индивидуальной работе с каждым из них. Поэтому важным кажется организация индивидуальной работы для пояснения сложных терминов компетенций, понятным каждому студенту языком, применительно к специфике его работы в организации.

Стоит отметить, что проблема оформления документов по итогам практики зачастую представляет сложность. Достижение грамотности и аккуратности в ходе работы с отчетными документами – одна из важных задач практики, которую нельзя оставлять без внимания. Однако существует объективная проблема низкой компьютерной грамотности обучающихся при работе даже с самыми простыми текстовыми редакторами, например, Word. Оказывается, обучающиеся, в большинстве недавние выпускники школ, не всегда умеют совершать простейшие операции по редактированию и форматированию академических работ. При этом, общие навыки работы в программах персонального компьютера являются неотъемлемым атрибутом любого современного и эффективного человека и специалиста. В этой связи необходимым представляется повышение внимания к качеству подготовки обучающихся в рамках базовых курсов по информатике и других дисциплин, связанных с работой над академическими проектами.
Среди технических проблем, связанных с практикой, стоит отметить недостаточность мест практики по специальностям, сокрытие практикантами фактов уклонения от прохождения практики, непрофессиональное поведение на месте практики, списывание отчётных работ.

Технические проблемы организации практики требуют проведения большой работы с базами практик в области межорганизационного взаимодействия для осуществления учёта практикантов и оценки их деятельности. Не все организации имеют специально выделенных специалистов для работы с практикантами, а ответственные специалисты на местах не всегда имеют достаточно времени для проведения качественного контроля работы обучающихся. Отсутствие постоянной связи между базами практик и образовательным учреждением снижает качество процесса управления практическим обучением.

Кроме этого, требует совершенствования взаимодействие с базами практик по вопросу компетентностного подхода к работе студентов в организациях. Это предполагает полное понимание сотрудниками баз практики структуры учебного процесса и целей практики. Вопрос работы в рамках освоения профессиональных компетенций сложен, поскольку имеет для работодателей несколько искусственный характер. На деле не все организации обладают возможностями для отработки всех необходимых профессиональных компетенций, что, тем не менее, не отменяет значения работы в них для обучающихся. Стоит признать, что с опущением некоторых необходимых к освоению компетенций прерывается логическая цепочка комплексного обучения, снижается его качество. В этих условиях повышается роль руководителя практикой, способного найти подход к решению проблемы по освоению всех профессиональных компетенций модуля.

Значительная работа по выявлению проблем организации практики студентов проведена в работе И.А. Исаковой и А.В. Мигунова, где на примере студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Социальная работа», выделены 4 группы сложностей, с которыми сталкиваются участники процесса практики в учебном заведении [3]:
1. Формирование профессиональных компетенций в процессе практической подготовки.
2. Соблюдение студентами конфиденциальности информации о клиентах.
3. Заключение договоров на проведение практики.
4. Прохождение практики вне общеустановленных сроков ее проведения.
В рамках данной статьи некоторое внимание было направлено на изучение проблем первой группы. Однако, не стоит забывать и о других 3 группах проблем, которые также создают трудности в процессе организации практического обучения, поэтому требуют выявления методов их эффективного регулирования и своевременного решения.

Таким образом, практика является крайне важной частью образовательного процесса. Качество организации практики отражается на уровне приобретённых практических знаний и умений, и, в результате, на качестве работы выпускников учреждений среднего профессионального образования, будущих сотрудников российских компаний. Для повышения качества организации практики необходимо учитывать проблемы организационно-методические характера, проблемы вовлечённости обучающихся и технические сложности. Их решение должно способствовать налаживанию системы рабочих и партнерских отношений между администрацией образовательных организаций, руководителями практики, организациями-базами практики и обучающимися, чтобы готовить по-настоящему эффективных специалистов среднего звена.

Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
3. Исакова И.А., Мигунова А.В. Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 71-77.

Источник

Для изучения делопроизводства и основных направлений деятельности я изучила Положение о юридическом отделе, должностную инструкцию ведущего юрисконсульта, должностную инструкцию начальника юридического отдела, Устав Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, которыми мой непосредственный руководитель руководствуется и придерживается в своей работе. Затем я направилась в канцелярию, где мне объяснили, как происходит работа, регистрируется входящая и исходящая корреспонденция в специальном журнале, где документам присваивается определенный номер.

Все документы оформляются на фирменном бланке ВГУЭС, с обязательной регистрацией в канцелярии исходящего номера и дата. В левом верхнем углу указывается адрес и фамилия получателя. Документ заверяется подписью ректора ВГУЭС Лазаревым Г.И.

Я узнала, как грамотно составлять проект типового договора. При прохождении производственной практики в университете, я помогала руководителю практики в выполнении срочных указаний, предоставляемых руководством.

На период прохождения учебно-ознакомительной практики таких заданий было много, все очень разнообразные, не похожие одно на другое.

Считаю, что пройденная мною учебно-ознакомительная практика пошла мне на пользу. Я научилась работать с документами, освоила делопроизводство, увидела, как на практике применяется теория. Закрепила свои теоретические знания. За время прохождения практики я адаптировалась в новом коллективе и попыталась войти в доверие, постаралась проявить свои положительные качества, желание и умение работать в трудовом коллективе. Проявляла инициативу в работе, которая положительно была воспринята сотрудниками университета и выражалась в поручении мне ответственных заданий. Руководитель отдела уделяла мне достаточно внимания, доброжелательно отвечали на возникшие у меня вопросы, помогали разобраться с трудностями в работе. Данная практика показалась мне интересной и очень познавательной.

При прохождении практики у меня возникли трудности планировании своей работы, с невозможностью выполнения конкретных пунктов программы приходилось вносить некоторые коррективы, в связи, с чем появлялись некоторые пробелы в намеченной программе.

Возникали некоторые трудности в составлении документов, а также некоторая растерянность в работе из-за недостаточности опыта работы и теоретических знаний.

Предложения по совершенствованию программы практики.

На основе проделанной мною работы и на основе выводов я хотела бы поделиться конкретными предложениями по совершенствованию организации практики:

1. Считаю целесообразным направлять на практику туда, где наиболее полно студент сможет проявить теоретические знания и практически их закрепить.

2. Конкретнее разработать программу практики, возможно создать многоуровневый план прохождения практики в различных структурах, учитывая уровень подготовки студента.

3. Возможно, подготовить индивидуальные задания по уже пройденным дисциплинам (дисциплину выбирает студент). Индивидуальное задание может быть оформлено в форме небольшого сообщения, развернутого ответа, возможно, станет темой для доклада в студенческой конференции. Такие задания будут способствовать закреплению на практике теоретических знаний, помогут сопоставить теорию и практику и выявить проблемы в данной области.

4. Целесообразней было бы закреплять за конкретным преподавателем студентов, которым при прохождении практики необходимо будет проявить знания в области изучаемой с данным преподавателем дисциплины.

5. Для лучшей организации прохождения студентом практики необходимо предусмотреть возможные консультации, на которых студент может задать интересующие его вопросы по выполнения программы практики, составления отчета, оформления документов и т.д. или по любым другим вопросам касающихся прохождения практики.

6. Предоставить возможность прохождения практики во время учебного процесса.

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник

Выводы, замечания предложения по совершенствованию программы практики и порядка ее проведения.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Международный государственный экологический университет

Имени А. Д. Сахарова

Факультет мониторинга окружающей среды

Кафедра экологических информационных систем

Отчёт по производственной практике

студентки 5-го курса

РИПЕЦКОЙ Марии Александровны

Руководитель по практике от Организации:

Руководитель по практике от МГЭУ им. А.Д.Сахарова:

Зав. кафедрой экологических информационных систем

Производственная практика является важным этапом подготовки квалифицированных специалистов. Она является видом учебно-вспомогательного процесса, в ходе которого закрепляется теоретические знания на производстве. Практика является завершающим этапом в процессе подготовки специалиста к самостоятельной производственной деятельности.

Приобретение практического опыта, совершенствование профессиональных умений и навыков по специальности, систематизация знаний, развитие профессионального умения, приобретение навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива.

Место прохождения практики – МОО «Экопартнерство».

Описание организации

Международное общественное объединение «Экопроект партнерство» с 2000 года работает в области просвещения и содействия решению проблем в области охраны окружающей среды и сбережения природных ресурсов.

В рамках проводимых проектов проводятся международные конференции, семинары, тренинги, круглые столы с приглашением экспертов в области окружающей среды, представителей государственных органов, образовательных объединений и бизнеса, организуется обмен опытом с зарубежными партнерами. В ходе проектов разрабатываются информационные материалы (брошюры, пособия, буклеты, плакаты, карточки и т.д.), касающиеся охраны окружающей среды и сбережения природных ресурсов.

Основными целями МОО «Экопартнерство» являются:

1) просвещение и содействие решению экологических проблем в области охраны окружающей среды и сбережения природных ресурсов;

2) повышения информированности граждан и организаций об экологической ситуации в городах Беларуси;

3) развитие межсекторального сотрудничества по вопросам энергосбережения, изменения климата, обеспечение водными ресурсами и т.д.

К главным задачам относятся:

· создание информационного центра для общественности по вопросам реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь;

· распространение и мультиплицирование практического опыта по проведению информационных кампаний;

· подготовка образовательных материалов, методических пособий, практических руководств по ресурсо-, энергосбережению, изменению климата и др.

Основные структурные отделы предприятия:

1) международный отдел

2) организационный отдел по экологическим проектам

3) образовательный отдел

Задачи организационного отдела по экологическим проектам

· Консультации заинтересованных лиц по экологическим вопросам;

· Распространение информационных материалов;

· Проведение информационно-образовательных мероприятий;

· Освещение в прессе проводимых кампаний и мероприятий не только самой организацией, но в мире в целом;

· Проведение анализа сложившихся экологических практик в Республике Беларусь;

· Информирование о выявленных проблемах компетентных государственных органов.

Ознакомление с «Кампанией по воде и здоровью», проводимой МОО «Экопартнерство» в период с января 2013 года. Изучение результатов социологического опроса, проведенного среди населения сельской местности Минской области с целью выявления основных проблем водоснабжения и водоотведения. Нанесение на карту сайта полученных результатов (концентрация нитратов), а также выявленных источников загрязнения подземных вод.

Краткое описание работ, выполненных на практике:

Изучила основные направления деятельности организации, а также ознакомилась с проводимой кампанией по повышению уровня осведомленности и информированности людей о взаимосвязи «вода-здоровье».

Был произведен анализ социологического опроса – были выявлены наиболее загрязненные местности, где концентрация нитратов значительно превышает ПДК, а также были выдвинуты попытки по выявлению основных загрязнителей в данных районах.

Был проведен статистический анализ полученных количественных показателей и построены наглядные графики по уровню загрязнения подземных источников воды в опрашиваемых районах Минской области.

Полученные результаты (местоположение источника с указанием концентрации нитратов и некоторых характеристик источника воды) были нанесены на карту сайта www.watercontrol.by для ознакомления населения со сложившейся ситуацией с данной области.

Выводы, замечания предложения по совершенствованию программы практики и порядка ее проведения.

По окончании производственной практики в ООО «Экопартнерство» мною было многое изучено и реализовано на практике. Цели, поставленные в начале практики, достигнуты, задачи выполнены.

Условия практики полностью соответствуют требованиям программы и организации практики, руководитель полностью выполнил свои обязанности – подробно и доступно объяснил суть работы и каких результатов следует достичь, а также предоставил все необходимую информацию для проведения практической работы.

Источник

Как повысить эффективность прохождения студентами производственной практики (стр. 1 )

предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. pandia next page. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики фото. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики-pandia next page. картинка предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. картинка pandia next page.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. 15192926451aty7o. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики фото. предложения по улучшению процесса организации прохождения практики-15192926451aty7o. картинка предложения по улучшению процесса организации прохождения практики. картинка 15192926451aty7o.

Как повысить эффективность прохождения студентами производственной практики?

Как известно, в системе высшего образования важное значение имеет наличие достаточных условий для прохождения студентами производственной практики. В период плановой экономики России проблемы организации практики студентов на предприятиях, в учреждениях и организациях не существовало.

Со становлением и развитием рыночных отношений в России решение вопросов организации производственной практики студентов на достаточном уровне стало проблематичным. С одной стороны, спад производства и закрытие предприятий сильно ограничили возможность получения студентами практических знаний. С другой стороны, те предприятия, которым удалось перестроиться и начать функционировать в новых экономических условиях, стали либо закрыты для образовательной системы, либо недоступны в силу платности оказываемых услуг. Отечественный бизнес не открыт до такой степени, чтобы пускать практикантов в свою бухгалтерию, к документации и т. д.

Таким образом, достаточно серьезной проблемой является организация производственной практики студентов. Предусматривается, что вуз заключает договора с предприятиями, учреждениями и организациями для прохождения производственной практики. Однако вуз в этом случае выступает просителем, а предприятия, учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов. Зачастую студенты сами находят предприятие для прохождения практики.

Во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности.

Эффективность прохождения производственной практики студентов является низкой.

Зачастую прохождение производственной практики носит формальный характер и сводится к составлению отчета.

Казалось бы, в условиях рынка прохождение производственной практики может быть организовано на основании договоров с предприятиями, предусматривающими оплату услуг. Однако для многих предприятий объем платежа, которую может предложить вуз является незначительной и не обеспечивает должную мотивацию.

В настоящее время отсутствует должная мотивация для предприятий, чтобы организовать у себя прохождение производственной практики. Особо сложно договариваться вузам с государственными структурами. На вопрос, как договориться с прокурором или председателем суда, чтобы студенты юридического факультета проходили практику находят ответ не все вузы. Считаем, что вопросы прохождения практики в профессиональных государственных структурах необходимо отрегулировать на государственном уровне, а что касается негосударственных структур, то здесь тоже вопросов не меньше, но вузам нужно находить оптимальные варианты их решения. Для этого вузу необходимо использовать разные подходы и формы организации практики, в зависимости от уровня достигнутой договоренности.

Бизнес, с одной стороны, хочет получать подготовленных имеющих практические навыки специалистов, с другой стороны, он не всегда готов предоставлять возможность для прохождения производственной практики студентами.

В рамках социальной ответственности можно просить, чтобы такую услугу как предоставление возможности прохождения нескольким студентам производственной практики, бизнес оказывал как спонсорскую помощь. Это может явиться одним из способов решения проблемы, особенно если вуз сумеет эту услугу «обыграть» и сделать для предприятия имиджевой рекламой.

Вторым и более надежным способом решения этой проблемы считаем достижение соглашения на взаимовыгодных условиях. Вуз при этом может предложить предприятию консалтинговые услуги, внедренческие услуги, услуги по организации специализированных курсов, услуги по организации совместных исследований и разработок и др.

Такая непростая ситуация требует поиска новой формы освоения практических знаний студентами, формы, позволяющей студенту, физически не находящемуся на предприятии, учреждении, организации, в которых он должен пройти практику, освоить необходимые виды деятельности, формы, которая давала бы студенту возможность не только видеть и слышать, но и «потрогать все собственными руками».

Такие образовательные технологии, как учебно-тренировочные комплексы и имитационные модули-тренажеры, позволяют в определенной степени решить эту проблему. На них можно смоделировать деятельность практически любой организации технологической цепочки и инициировать реальные бизнес-процессы. Это все позволит студентам привить навыки работы в новых технологических средах, а также навыки самостоятельной работы по выполнению заданий и поиску технических и технологических решений.

Каким образом смогут регионы воспользоваться возможностями ГИОП?

В рамках ГИОП предусмотрена возможность создания для каждого региона «Инновационно-образовательного портала региона», позволяющего создать единое информационно-коммуникационное пространство системы образования региона.

Основной целью создания «Инновационно-образовательного портала региона» является создание интерактивной площадки, где учебные заведения, работодатели, службы занятости, некоммерческие организации, преподаватели, студенты, выпускники и другие участники портала смогут получать необходимую информацию, обсуждать актуальные проблемы и принимать коллегиальное решение, а также на основе горизонтальной интеграции на ресурсном уровне совместно решать различные задачи и реализовать совместные проекты. Таким образом, Портал предусматривает на уровне региона возможность решения вопросов, касающихся образования и занятости в режиме «одного окна».

Предусмотрены ли в ГИОП механизмы взаимодействия с выпускниками вузов?

Проблема обновления содержания высшего образования имеет несколько аспектов. В России в отличие от стран с развитым гражданским обществом не было общественных институтов, которые могли бы формулировать запросы общества, а тем более не было общественного влияния на содержание образования. Обычно за рубежом эта функция лежит на Ассоциациях выпускников ВУЗов.

Отсутствие в России эффективно функционирующих ассоциаций выпускников вузов серьезно затрудняет влияние общества на высшее образование. Многие вузы теоретически имеют такие ассоциации, но на самом деле они реально и эффективно не работают.

Опыт развитых стран показывает, что если создать условия, определив эффективный механизм для взаимодействия выпускников между собой и с вузом, то формируются достаточно интересные общественные структуры и решаются значимые как для выпускника, так и для вузов проблемы. Однако в современных условиях если пытаться объединить усилия на основе создания традиционных общественных организаций или организовывать взаимодействие на основе устаревших коммуникаций, то сложно рассчитывать на успех.

В рамках ГИОП создано «Всероссийское онлайновое сообщество выпускников вузов», которое позволило создать единое информационно-коммуникационное пространство выпускников вузов.

Впервые в стране предусмотрена возможность организации встреч выпускников в электронном виде однозначно идентифицируя личность. В системе имеется несколько вариантов организации таких встреч:

— в виде форума или конференции;

— в режиме on-line или off – laine;

— в виде видеоконференции.

Таким образом, можно организовывать встречи одногрупников, однокурсников, выпускников вуза, выпускников всех вузов региона и России.

В современных условиях весьма актуальным являются встречи выпускника или одновременно нескольких выпускников со студентами вуза.

Электронная форма организации встреч выпускников позволяет экономить время и исключает необходимость съезжаться в одно место, позволит всем желающим реализовывать мечту и встречаться по чаще.

В Системе предусмотрена возможность выпускникам создавать клубы по интересам, инициативные рабочие группы, общественные структуры, координационные советы и др. Для каждой такой структуры создается интерактивный Web – сайт и обеспечиваются все условия для осуществления деятельности сочетая традиционную и электронную формы.

Какова роль студентов в системе гражданского контроля в сфере образования?

Для России весьма актуальной задачей является создание системы гражданского контроля в сфере образования. Только в этом случае можно говорить о качестве и эффективности образования в стране. Для этого, в первую очередь, важно правильно определить стратегию формирования институтов гражданского контроля, не забывая о главенствующей роли студента в таком институте. Одной из основных задач при этом является поиск эффективного механизма участия студентов в этом процессе, обеспечения мотивации для участия, принятия коллегиального решения и т. д. Для того, чтобы это стало реальностью, необходимо сформировать самоуправляемую организационную структуру.

Создание такой структуры позволит существенно повысить уровень качества обучения и, в целом, образовательную дисциплину в вузах. Студенты же, как потребители услуг получают возможность влиять на качество этих услуг.

В ГИОП предусмотрено создание системы гражданского контроля в сфере высшего образования. При этом могут создаваться различные самоуправляемые сетевые организации на уровне вуза, региона и т. д.

Новые возможности для студенчества открывает созданное недавно в рамках ГИОП «Онлайновое студенческое сообщество России».

Защита интересов каждого студента-члена Сообщества от произвола преподавателей, администрации вуза, чиновников и контролирующих органов является одной из основных задач Сообщества. Решаться она будет, прежде всего, путем обеспечения гласности и открытости. Каждая, даже незначительная, проблема членов Сообщества будет выноситься на обсуждение в информационной системе Сообщества с участием многих тысяч членов Сообщества из разных регионов. В результате такого обсуждения коллегиально принятое решение в виде электронного документа, подписанного несколькими тысячами членов Сообщества, будет направлено в соответствующие структуры для принятия решения.

Кроме того, такое решение будет опубликовано в СМИ и Интернете. Такие документы с многочисленными подписями являются залогом того, что к этой проблеме будет обращено внимание соответствующих структур. В Сообществе предусмотрено обеспечение контроля за исполнением таких решений. Таким образом, Сообществом создается система гражданского контроля, позволяющая каждому члену Сообщества чувствовать себя защищенным от всякого произвола.

О чем говорит Министр?

Беря за основу этот тезис Министерства образования и науки РФ, рассмотрим возможность модернизации системы высшего образования на основе использования сетевых форм организации деятельности.

Сетевое пространство образования должно быть выстроено снизу и основная сложность формирования сети заключается в том, что ее можно только совместно и постепенно вырастить. Сеть это совместный организационный капитал, который является основанием развития всех остальных капиталов.

Единое информационное пространство является одним из системообразующих принципов сетевой организации и сетевой межфирменной интеграции. Поэтому для того, чтобы создать сетевую среду развития системы высшего образования на основе формирования инфраструктуры сетевого взаимодействия и управления, необходимо создать единое информационно-коммуникационное пространство.

С этой целью некоммерческим партнерством «РЭОС»создана комплексная информационно-коммуникационная система «Глобальный инновационно-образовательный портал» (ГИОП).

Сетевой вариант организации пространства вузов предлагает принципиально иное решение: неэффективные вузы в сетях за счет перетоков информации, знаний, опыта и т. д. приобретают возможность подтягиваться к эффективным, переформатироваться на новые ниши и направления или интегрироваться с более состоятельными субъектами образовательной деятельности.

Каковы в рамках этого проекта механизм воздействия на ректоров вузов в плане активизации их деятельности?

В рамках проекта ГИОП предусмотрены механизмы воздействия на вузы, ректоров, преподавателей, студентов и других участников. Суть этих механизмов сводится к обеспечению принципов открытости, прозрачности и публичности.

В рамках этой системы предусмотрена возможность обеспечения открытости и прозрачности деятельности не только вуза, но и структурных подразделений (деканов, кафедр, филиалов и др.) и преподавателей, руководителей среднего звена, членов ректората и др, а также имеется огромная возможность обеспечения публичного обсуждения и их деятельности, поступков, решений и др.

В данном случае особое внимание уделяется тому, что ответственность перед Обществом за свою деятельность должны чувствовать не только ректор, но и проректора, деканы, заведующие кафедрами и преподаватели и все они при необходимости публично должны отчитаться перед Обществом и ответить на их вопросы.

Таким образом, основной сутью воздействия на выше перечисленных лиц является создание или изменение определенного общественного мнения, а также создание системы общественной оценки и контроля деятельности вузов.

Это все позволит создать ситуацию нетерпимости общества к безответственности во всех ее проявлениях.

Каким должно быть отношение к студенту?

В России до сих пор система образования ориентирована на то, чтобы заставить студента учиться, используя механизмы регулярного контроля и наказания. В развитых странах система образования построена на принципе, заинтересованности студента в получении знаний, и при этом отсутствует необходимость использования методов контроля и наказания.

Подход в российской системе образования к студенту практически не менялся с застойного периода и в современные рыночные условия это не вписывается. Высокий уровень коррумпированности системы образования в России тоже является результатом подхода контроля и наказания, то есть, когда преподаватель при определенном настрое к студенту может его наказать оценкой и даже добиться отчисления из вуза.

До сих пор у нас в стране студенты получают услуги, уровень качества и формы, оказания которых установлены сверху. Являясь потребителями образовательных услуг, студенты не имеют возможности заказывать и получать те услуги и того качества, которые позволили бы им стать специалистами, востребованными в современных условиях.

В целях обеспечения эффективности системы высшего образования необходимо в первую очередь изменить отношение к студенту. Его нужно рассматривать как потребителя услуг и в образовательном процессе студент должен рассматриваться не как объект, а как субъект.

Для того, чтобы готовить высококлассных специалистов, вовсе не требуется усложнять процесс образования, а наоборот, нужно его упростить и правильно структурировать нагрузку с учетом уровня готовности студентов к использованию современных информационных технологий обучения.

Кроме того, студенты не имеют реальные возможности участия в системе управления вузами оценки их деятельности. Студенчество в России не институтциализировано, хотя предусматривалась, что будет создаваться во всех вузах и активно функционировать институт студенческого самоуправления, однако в реальности этот институт так по настоящему не заработал.

В ГИОП создана необходимая инфраструктура развития студенческого самоуправления и онлайнового студенческого сообщества, что позволит в значительной мере решить выше указанные проблемы.

Какую консультацию и у кого получает ректор по вопросу участия вуза в проекте формирования единого информационно-коммуникационного пространства сферы высшего образования?

В современных условиях попытка объяснить, что ректор не является специалистом в сфере информационных технологий и поэтому он не знает даже терминологию и задачи которые в сфере образования решаются используя эти технологии выглядит немного дико. Однако это имеет место довольно часто и когда вузу делается предложение о совершенствовании образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий как правило ректор приглашает специалиста по информационным технологиям, в основном чисто «технаря» и даже не специалиста по информационной политике, и тем более не специалиста по организации учебного процесса.

Техническим работникам вуза, которые занимаются информатизацией образовательного процесса и имеют не плохое финансирование, когда предлагается проект, который на достаточно высоком уровне в одначасье может решить проблему внутренней и внешней информатизации то они по вполне понятным причинам дают только отрицательную оценку.

Кроме того, внедрение современных технологий предусматривающих возможность повышения качества и прозрачности образовательной деятельности потому как многими сотрудниками вуза (из-за антикоррупционной направленности такого предложения) будут восприняты отрицательно, то «технари» примут решение, не противоречащее общим настроениям.

Таким образом, ректор, как правило, ссылаясь на мнение технического работника, отказывается от предлагаемого проекта.

Довольно часто современные образовательные технологии не внедряются в вузах из-за того, что этого не хотят руководители среднего звена. К сожалению, до сих пор не было механизма позволяющего предать огласку действиям и решениям таких руководителей и публичного обсуждения подобных действий.

В настоящее время в рамках ГИОП предусмотрено возможность и обеспечение прозрачности деятельности не только ректората, но и руководителей среднего звена.

Важно, чтобы они чувствовали ответственность перед обществом и вынуждены были отчитываться за свои действия, не прикрываясь за спиной ректора.

В этом плане важно организовать конкретную работу по каждому вузу обеспечив публичное обсуждение деятельности руководителей среднего звена вуза, чтобы они могли ответить на вопросы общественности и сделать публичный отчет о принимаемых мерах по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, а также, чтобы они объяснили почему отказались от реального проекта и что они могут предложить взамен.

Почему у нас в вузах не происходит как за рубежом ротация кадров?

Действительно у нас особенно в государственных вузах на практике не происходит ротация кадров. Если преподаватель не конфликтует с ректором, то имеет возможность занимать должность пожизненно. Конкурсы на замещение должностей в вузах проводятся формально и практически исключают возможность устройства на работу из вне без предварительной договоренности.

Таким образом, в России пока не обеспечивается академическая мобильность, что ставит под угрозу серьезные успехи в сфере высшего образования.

В ГИОП имеется подсистема «Конкурсный отбор персонала», который предусматривает обеспечение прозрачности конкурсного замещения должностей в вузах. Кроме того, предусмотрены механизмы и инфраструктура обеспечения виртуальной академической мобильности.

Как сделать, чтобы государственные вузы занимались самосовершенствованием?

Государственные вузы до последнего времени находились в «парниковых » условиях, в том числе и в плане бюджетного финансирования и по этому не были заинтересованы проводить преобразования, как в сфере управления, так и в образовательной, научной и инновационной деятельности.

Процедура лицензирования и аккредитации (комплексной аттестации) для государственных вузов представляла собой бюрократическую волокиту с известным положительным результатом.

Практически до последнего времени не было случая, чтобы государственный вуз в результате комплексной аттестации не имел положительного решения.

Кроме того, государственные вузы не адаптированы к рыночным условиям и не испытывают конкуренцию.

В последнее время, когда начали говорить о минимизации количества вузов и ужесточении лицензионных и аккредитационных требований, ситуация немного изменилась и государственные вузы начали задумываться о необходимости совершенствования системы управления и образовательной деятельности.

В рамках ГИОП предусмотрена возможность публичного обсуждения с участием Общества деятельности каждого вуза в плане совершенствования управленческой, образовательной. Инновационной и др. деятельности. Это позволит ректорам государственных вузов почувствовать ответственность перед Обществом и активизировать деятельность по модернизации образовательного процесса на основе внедрения современных технологий, а также решения многих задач на основе сетевого взаимодействии с вузами, НИИ и бизнес-структурами.

Как освободить ректора от «кабалы» коллектива?

Зачастую ректоры вузов находятся в достаточно непростой ситуации. Для того, чтобы успешно переизбраться на следующий срок им прежде всего нужно не создавать преподавателям, внедряя современные образовательные технологии, дополнительные хлопоты в плане самоподготовки, разработки новых учебных планов, создания мультимедийных учебников и т. д., а также не принимать меры снижающие коррупционный доход преподавателей.

Ситуация, когда при действующем ректоре вуз начал работать успешнее, зарабатывать больше денег и за счет этого преподаватели больше начали получать заработную плату еще не означает, что они этому будут рады и будут поддерживать такого ректора. Заработная плата преподавателей все равно ниже их коррупционного дохода и поэтому не обеспечивает должную мотивацию к работе в условиях использования инновационных образовательных технологий и обеспечения прозрачности преподавательской деятельности.

В случае, когда ректору нужно доработать до пенсии, но он рассчитывает быть избранным на должность Президента, то он должен быть так же лояльным к коллективу. Но если ректору нужно доработать до конца срока и он по каким-то причинам не рассчитывает на переизбрание то в этом случае у него у самого нет мотивации проявлять излишнюю активность.

Ситуацию можно изменить, если обеспечит прозрачность деятельности всего коллектива и создать условия, когда каждый преподаватель был подотчетен Обществу и был заинтересован в развитии вуза и поэтому выбирал ректора по деловым качествам.

В рамках ГИОП предусмотрена вся необходимая инфраструктура для решения этих задач.

Как известно некоторые вузы пока еще не участвуют в ГИОП, как это оценивается Обществом?

Как было отмечено очень многие проблемы в сфере высшего образования предусмотрено решить на основе горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне в рамках ГИОП. Однако есть ректоры вузов которые со своим коллективом не спешат присоединиться к этому проекту, и при этом они не предлагают альтернативный вариант решения тех задач, которые успешно могут решаться в рамках ГИОП. Общество имеет право знать почему некоторые вузы не предпринимают меры адекватные современному уровню научно-технического прогресса и не создают условия, чтобы вуз обеспечивал возможность студентам получать знания востребованные в условиях формирования новой экономики. При этом важно предоставить возможность каждому вузу публично изложить свою концепцию развития на среднесрочную перспективу и ответить на вопросы Общества сформированные институтами гражданского общества.

Опрос, проведенный среди институтов гражданского общества в сфере высшего образования показал, что большинство их интересует, почему тот или иной вуз:

— не хочет обеспечить открытость прозрачность деятельности;

— не хочет внедрять современные образовательные технологии;

— не создает условия для участия общества в образовательной деятельности;

— не отчитывается перед обществом;

— не принимает антикоррупционные меры;

— использует устаревшие формы организации занятий и лекции проходят в формате диктанта;

— не решают многие задачи на основе горизонтальной интеграции вузов на ресурсовом уровне;

— не занимается трудоустройством своих выпускников;

— не обеспечивает студенческое самоуправление и не создает условия для формирования онлайнового студенческого сообщества;

— не организовывает эффективную работу с выпускниками и не создает онлайновое сообщество выпускников;

— не обеспечивает эффективность использования бюджетных средств;

— не проводит работу в плане обеспечения мобильности студентов и преподавателей, (хотя бы виртуальную мобильность).

— не обеспечивает на должном уровне интеграцию вуза с наукой и бизнесом;

— не принимает меры по обеспечению конкурентоспособности вуза в условиях глобализации;

— не создаются условия студентам, чтобы они получали знания и навыки которые им необходимы в современных условиях, а не те которые им навязывают и др.

Наличие в системе ГИОП Федерального Интернет-телевидения «ГИОС» и центральной газете ГИОС позволит вузам на базе этих СМИ обсуждать с институтами гражданского общества имеющиеся проблемы и ответить на их вопросы.

Есть ли коррупция в вузах?

Достаточно серьезной проблемой в системе высшего образования является высокая степень коррупции. В настоящее время ни для кого не является секретом, что большинство студентов дают взятку не только при поступлении, но и регулярно, во время сессии, чтобы сдать экзамен или зачет. Если раньше давали взятку, в основном, «слабые» студенты, то сейчас вынуждают это делать и «сильному» студенту.

Интересным также является тот факт, что взятку дают студенты, обучающиеся и на платной основе.

Чем крупнее и престижнее вуз, тем выше ставка взятки. Кроме того, размер взятки зависит от уровня дохода в регионах, поэтому в разных регионах ставка взятки за экзамен по одной и той же дисциплине разная.

При существующей системе разрешения споров в случае отказа студента давать взятку и возникновения конфликтной ситуации студент может сдать экзамен или зачет комиссии созданной кафедрой или деканатом, но при этом ему сложно рассчитывать на то, что будет объективный подход к студенту, и преподаватели примут решение, не устраивающее коллегу.

В сложившейся ситуации студенты не верят в справедливость и предпочитают не усложнять себе жизнь и выполнять условия преподавателей.

В большинстве случаях нелегальные доходы преподавателей в системе высшего образования в несколько превышают легальные доходы.

Такая ситуация в системе образования не только ставит под сомнение будущее этой важной сферы, но и очень опасна для всего общества.

Ведь получается, что миллионы молодых людей, которым собираемся доверить будущее, получают не только теоретическое познания решения вопросов коррупционным путем, но и серьезные практические навыки.

В государственных вузах произошло естественное распределение сферы коррупционного влияния преподавателей, ректората и других структур.

Основной сферой получения неучтенного дохода ректоратом является прием абитуриентов, т. е. процесс зачисления в вуз. С введением системы ЕГЭ возникли в этом плане некоторые проблемы, однако пока еще ситуация удерживается под контролем так как под предлогом необходимости проведения дополнительных испытаний создают ситуацию когда последнее слово остается за ректоратом.

Преподаватели свои корыстные потребности стараются удовлетворять при приеме экзаменов или зачетов во время сессии. Деканы и заведующие кафедрами решают свои проблемы, участвуя частично в той и другой схеме.

Таким образом, в вузах достигается некий коррупционный баланс, нарушать который не осмеливается ни одна сторона.

Если учесть, что и федеральные структуры в сфере высшего образования имеют коррупционную связку с вузами, то становится понятно, почему внутри отрасли не принимаются антикоррупционные меры.

В этой ситуации система управления вузом уже дает сбои, и ректорат не может решать серьезные задачи, связанные с модернизацией вузовской системы. Указания ректората, как правило, выполняются в части не ущемляющей возможности получения коррупционного дохода. Уровень коррупции в сфере высшего образования достигла критической отметки и стала угрожать возможности сохранения необходимого уровня конкурентоспособности, особенно в условиях глобализации. Ведь коррупция не позволяет внедрять современные технологии управления вузом и организации образовательного процесса, а без этого в лучшем случае можно говорить о наличии застоя в сфере высшего образования.

Есть ли проблема качества образования в государственных вузах?

Проблему качества в системе высшего образования довольно часто пытаются свести к проблеме в негосударственных вузах и филиалах вузов. Такой подход не отражает реальную действительность.

В государственных вузах в большинстве случаях действительно имеются более приспособленные помещения и кадровый ресурс выше, чем в негосударственных вузах и филиалах вузов, однако это дает основания утверждать о наличии более высокого качества образования, из-за того что все используется не эффективно.

В государственных вузах имеются свои и достаточно серьезные проблемы. Это, прежде всего отсутствие у преподавателей должной мотивации к обеспечению необходимого уровня качества образования и наличие высокого уровня коррупции.

Большинство государственных вузов имеют определенную инфраструктуру для осуществления экскурсии чиновникам. То есть они имеют ряд объектов, показав которые можно было бы сформировать у посетителей положительное мнение. Однако если рассмотреть имеющиеся ресурсы в расчете на одного студента, то картина в большинстве случаях не впечатляет.

Внедрение современных образовательных технологий в государственных вузах носит скорее не системный, а эпизодический характер. Профессорско-преподавательский коллектив не заинтересован и не готов использовать современные технологии. А ректорат не заинтересован конфликтовать с коллективом. В большинстве случаях лекции читаются в формате диктанта, а занятия посещают небольшая часть студентов.

Таким образом, государственные вузы из-за наличия высокого уровня коррупции не обеспечивают должного качества образования, и они во многих случаях уступают негосударственным вузам.

Какое место проблемные лекции занимают в вузовской системе образования?

Обширный международный и отечественный опыт показывает, что лекционные занятия становятся средством реального обогащения знаний и представлений студентов только в тех случаях, когда в роли лекторов выступают крупные специалисты, реально способные представить целостное видение проблемы или ее персональную интерпретацию. Напротив, привычное до сих пор зачитывание с кафедры государственных вузов текстов, которые в принципе доступны для чтения в более совершенном литературном изложении, является недопустимым пережитком «индустриальной» вузовской системы.

Таким образом, большая часть лекций читаемых по всем дисциплинам должны быть проблемными.

Проблемная лекция примерно должна иметь структуру докторской диссертации, хотя по объему она должна быть гораздо меньше.

По каждой дисциплине должно быть прочитано не меньше 10 проблемных лекций.

Преподаватель, активно занимающийся научно-исследовательской деятельностью, сможет подготовить на высоком уровне только одну проблемную лекцию. Многие же преподаватели вузов не в состоянии подготовить проблемную лекцию. Как показывает практика своими ресурсами реально подготовить необходимое количество проблемных лекций ни в состоянии, ни один вуз. Есть некоторые проблемы, по которым в России проблемную лекцию могут прочитать всего 2-3 человека.

Для решения проблемы чтения по всем дисциплинам проблемных лекций необходимо приглашать достаточно большое количество лекторов из других вузов, НИИ и стран. По отдельности вузы не в состоянии решить такую не простую задачу, поэтому в ГИОП предусмотрена инфраструктура создания межвузовских проблемных лекций.

Для того, что бы решить эту проблему создана система разработки и изготовления проблемных видеолекций на основе горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне, а также вузов и институтов Академии наук РФ.

Разве в настоящее время не является позором, чтение лекций в формате диктанта?

Формы организации занятий в системе высшего образования практически не менялись с очень давних времен и достаточно устарели. Особенно это относится к чтению лекций, при котором предусматривается, что студент должен писать конспект, по которому потом мог бы повторить материал и готовиться к экзамену.

Такие технологии организации лекционного занятия оправдывали себя, когда не было доступной информации, в том числе в достаточном количестве учебников по данному курсу, и чуть ли не единственным источником для изучения курса являлся конспект. В настоящее время ситуация в этом отношении сильно изменилась в лучшую сторону, но форма организации лекционных занятий не изменилась.

Вросшие в фольклор поколений зачетные и экзаменационные семестровые сессии в общем случае являются пародией на проверку знаний и умений, придавая учебному процессу спазматический характер школярской «сдачи» испытаний.

В настоящее время необходимо внедрять новые формы организации занятий и контроля знаний.

Считаем, что в современных условиях во всех формах обучения по всем дисциплинам необходимо разрабатывать электронные учебно-методические комплексы (УМК), к которым студент мог бы иметь свободный доступ. При этом электронные УМК могут разрабатываться в форматах гипертекста, аудио и видео. Важно, что бы студент имел доступ к электронной библиотеке с такими УМК.

Таким образом, студенты еще в начале учебного года получают доступ к электронным учебно-методическим комплексам и на лекции приходят уже ознакомившись с материалами. При таком подходе лекции могут проходить в форме дискуссии, круглого стола, конференции, форума или в другой форме. Как бы не была избрана форма проведения лекции, в любом случае не предусматривается, что студент должен будет писать конспект. В основном по каждой дисциплине должны предусматриваться два вида лекций – обзорные и проблемные.

Использование электронных УМК в вузе по всем дисциплинам позволит значительно сократить время аудиторских занятий.

Предлагается на начальном этапе это сделать за счет сокращения продолжительности академического час до 30 минут.

Во многих странах учебная нагрузка студентов университетов снижена доучебных часов в неделю.

Очевидно, эта же тенденция будет развиваться и у нас в стране в весьма недалекой перспективе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *