празднование в честь владимирской иконы божией матери 6 июля
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Архив
6 июля — празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».
В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.
В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.
Празднество в честь Владимирской иконы совершается 23 июня (6 июля) в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.
Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».
И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в XV веке, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.
Существует множество списков и копий Владимирской иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Ростовская, Владимирская Красногорская, Владимирская Чугуевская и многие другие), все они являют чудеса, знамения и благодеяния, изливаемые Богоматерью на русскую землю.
Икона Богородицы Владимирская
Празднование
История
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
«Хранительница Святой Руси». Владимирская икона Божией Матери. Церковный календарь на 6 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
6 июля (23 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице (то есть третьей недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Церкви совершается празднование в честь одной из величайших святынь – Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, связанному с ней Собору Владимирских святых, а также память ещё 12 известных по именам угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.
Владимирская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ, по преданию написанный самим апостолом-евангелистом Лукой, стал одним из символов Русской Церкви и Русского Православия. Сотнями, тысячами списков разошлась эта икона. Один из которых несколько лет назад был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и отправлен на многострадальную Украину в храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, где до XII века находилась эта чудотворная икона Божией Матери.
Столетиями Владимирская икона Пресвятой Богородицы символизирует потаенную, сокровенную Русь, ушедшую в воды озера Светлояр вместе с градом Китежем. Так, именно в её день на его берегах веками собираются богомольцы, вспоминая сказание об этом невидимом граде. Временами невидимый Китеж являет себя и современной России. Так, в XIX столетии именно древнерусская культура стала основой для творчества ведущих отечественных иконописцев и архитекторов, живописцев и композиторов.
Владимирская икона и сейчас является одним из главных символов нашей духовной культуры. И, находясь в храме-музее Святителя Николы в Толмачах при Третьяковской галерее, она не просто хранится в идеальных для столь древнего образа условиях, но и позволяет тысячам верующих обращаться к этой дивной иконе со своими молитвами. Подробнее об этой величайшей святыне, не раз защищавшей Землю Русскую, можно узнать в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.
Также сегодня празднуется день ещё трёх известных образов Пресвятой Богородицы:
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». Этот дивный образ написан псковскими купцами Василием и Феодором и принесён в знаменитый Псково-Печерский монастырь около 1521 года. Прославился многими чудесами, в том числе спасением Псковской земли от польских захватчиков, а также наполеоновских войск.
Заоникиевская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ был обретён в Вологодских землях в 1588 году от Рождества Христова. На месте её обретения преподобный Иосиф Заоникиевский, получивший по молитвам перед этой иконой исцеление, основал Заоникиевскую обитель.
Икона Божией Матери, именуемая «Вратарница» или «Неугасимая Свеча». Ещё в XVII веке Пресвятая Богородица явилась настоятелю Алексеевского мужского монастыря города Углича Ярославской губернии отцу Евангелу в виде Её образа с посохом и свечой. Этот чудотворный образ долгие годы хранился в запасниках монастырского храма и был вновь обретён в 1894 году. С тех пор эта икона прославилась множеством исцелений.
Собор Владимирских святых. Фото: pravoslavie.ru
Собор Владимирских святых. Этот праздник непосредственно связан с Владимирской иконой Божией Матери, в день которой в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было установлено празднование всех святых, просиявших во Владимирской земле.
Мученица Агриппина. Знатная римлянка по происхождению, эта святая отказалась от семейной жизни и посвятила себя служению Христу и Его Церкви. В годы правления императора-язычника Валериана (253-259 годы от Рождества Христова) святая Агриппина была схвачена, предстала перед судом, после чего святую деву подвергли страшным мучениям: её били палками так, что кости мученицы ломались. После мученической кончины святой страдалицы от её мощей начали происходить многочисленные чудеса и исцеления.
Мученики Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий и Урван. Эти святые пострадали в годы антицерковных гонений императора-язычника Максимиана (царствовал с 286-го по 310 год от Рождества Христова). Что особенно интересно, святой Евстохий сам долгие годы был языческим жрецом, но убедился в истинности христианства, был рукоположен в священнический сан и начал активно проповедовать Слово Божие. Среди обращённых святым Евстохием ко Христу были и его родственники – племянник Гаий и отроки Провий, Лоллий и Урван. Язычники схватили отца Евстохия и многих его родственников (имена большинства из святых страдальцев неизвестны), судили их, подвергли страшным истязаниям, но, не добившись отречения от веры, казнили каждого.
Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского. Этот великий святитель XVI века, христианский просветитель Казанского ханства (после его присоединения к Русскому государству) отошёл ко Господу в Москве в 1567 году от Рождества Христова. В 1592 году его святые мощи были обретены и перенесены в Свияжский Успенский монастырь, являющийся колыбелью Православия в Казанском крае и всём Среднем Поволжье.
Святитель Герман, архиепископ Казанский. Фото: pravoslavie.ru
Святой праведный Артемий Веркольский. Русский святой XVI века, набожный и благочестивый отрок, погибший в 13-летнем возрасте от удара молнией в 1545 году. Сначала суеверные люди думали, что это знак проклятья, а потому не погребли по-христиански юного Артемия. Только 28 лет спустя местный священник увидел благодатный свет над местом гибели отрока. Его святые мощи перенесли в храм, после чего от них стали совершаться чудеса и исцеления.
Святой праведный Артемий Веркольский. Фото: pravoslavie.ru
Священномученики Александр Миропольский, Алексий Введенский и Пётр Смородинцев, пресвитеры. Служители Русской Церкви в священническом сане, погибшие в один день в самом начале большевистских богоборческих гонений – 6 июля 1918 года по новому революционному стилю.
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. Этот святой, погибший в 1919 году, также стал одним из первых (только уже не десятков, а сотен) в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Выходец из бедной семьи простого деревенского каменщика, будущий святитель личным усердием и стремлением к образованию и церковному служению смог выбиться в духовное сословие. Уже в 33-летнем возрасте, в 1902 году, отец Митрофан стал ректором Могилёвской духовной семинарии, а пятью годами позднее был рукоположен в архиерейский сан.
С 1907-го по 1916 год священномученик Митрофан служил епископом сначала на Гомельской, а затем – Минской и Туровской кафедрах. Также в 1907-1912 годах владыка был членом III Государственной думы от Могилёвской губернии. В годы служения в землях Белой Руси святитель был жёстким сторонником русского единства, противодействовал любым проявлениям окраинного сепаратизма.
С 11 июля 1916 года стал епископом Астраханским и Царёвским (с 1918 года – архиепископом), активно противостоял либералам, которые пытались сделать всё, чтобы владыку Митрофана уволили с кафедры. В начале Поместного собора 1917-1918 годов сделал обстоятельный доклад о необходимости восстановления Патриаршества.
После революции выступал против сотрудничества с советской властью. Был арестован по приказу Сергея Кирова в ночь на 8 июня 1919 года. Владыка Митрофан благословил красноармейцев, которым было приказано его расстрелять, после чего простые солдаты отказались убивать святителя. В итоге владыку расстреляли чекисты. Это произошло 6 июля 1919 года.
Поздравляем православных христиан с днём Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери
Икона Божией Матери Владимирская
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.
В 1480 году при Великом князе Иоанне III Васильевиче хан Золотой Орды Ахмат с многочисленными полчищами подошел к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.
Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям, — «стояние на Угре».
Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473—1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом.
В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери
Успенский собор во Владимире (Фото: JackF, Shutterstock)
Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В Россию икона была завезена из Византии в начале 12 века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.
Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
Празднество 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.
Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов.
Таким образом, неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого являла милость к земле Русской через Свою святую икону «Владимирскую». Во все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Русской земли обращался многоскорбный русский народ к Пресвятой Богородице.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»