праздник спаса нерукотворного когда
Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный отмечается 29 августа. Также праздник называют Хлебный Спас или Ореховый Спас
Когда празднуется Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный, Медовый или Хлебный Спас отмечается 29 августа. В честь праздника во всех храмах России проходят торжественные богослужения.
День Спаса Нерукотворного приходится на следующий день после праздника Успения.
Храм Спаса Нерукотворного Образа
Подать записки в храм Спаса Нерукотворного Образа можно в этот день лично или через сайт.
В 1690 году была построена церковь в деревне Николо-Заболотье. Церковь называлась — храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. Каменный пятиглавый храм с величавой и ярусной колокольней, воздвигнутый на берегу реки Печегда.
История праздника Спаса Нерукотворного
Предание о Нерукотворном образе прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным проказой царем Эдессы Авгарем. Царь возжелал иметь у себя изображение Иисуса Христа. После того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») стал первой в истории иконой.
Во время гонений на христиан этот образ был замурован в стене и отпечатался также на скрывавшей его черепице. После перенесения в Константинополь оба чудесно запечатлённых Нерукотворных образа были скопированы и получили распространение не только в Византии, но и в славянских странах. Одна из таких копий и была обретена на Вятской земле.
Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Более всего известна история жителя города Хлынова Петра Палкина. Он был болен глазами, через какое-то время окончательно ослеп и в течение 3 лет ничего не видел. Точно известно, что 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Теперь свет Петру застилали только слезы радости. По его просьбе священники отслужили благодарственный молебен. Чудеса исцеления перед иконой продолжались и всего их было зарегистрировано 104.
Примерно через год про чудесную икону узнали в Москве. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве – Никон, будущий патриарх, стал хлопотать перед царём о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести святыню в Москву, чтобы она стала достоянием всего православного мира.
Вятский Образ Спаса Нерукотворного был встречен в Москве, у Яузских ворот, 14 января 1647 года. Царь Алексей Михайлович сам пронёс святую икону через ворота в Кремль и поставил её в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской.
Обратно в город Хлынов икона уже не вернулась. По указу царя Алексея Михайловича Романова с иконы Спаса была сделана точная копия, помещённая в богато украшенный оклад и торжественно освященная патриархом. Эта копия была возвращена жителям города Хлынова. Уже на обратном пути вновь начались чудеса исцеления.
Молитвы перед иконой Спаса Нерукотворгого Образа
Тропарь, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Молитва
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!
Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер,
чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю
во исцеление недуга его послати благоволил еси.
Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии,
лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем:
не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,
Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.
О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!
Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,
будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,
и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,
купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Ореховый Спас 2021, история праздника, как встретить и что приготовить
Ореховый Спас отмечается 29 августа. Его ещё называют третьим Спасом, ведь ему предшествуют медовый и яблочный. В это день принято печь пироги и готовить блюда с орехами. Рассказываем об истории этого праздника и чем он замечателен.
В истории трёх Спасов переплетены христианские традиции и народные, языческие поверья и приметы. Ореховый Спас, например, приурочен к большому православному празднику – перенесению Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, поэтому его ещё называли Холщовым Спасом. Есть у этого дня и третье название – Хлебный Спас, поскольку 29 августа идёт сразу за праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа и означает окончание жатвы (уборки пшеницы, ржи, ячменя, овса).
Что за слово такое Спас
Спас – сокращенная форма от слова Спаситель. Согласно Толковому словарю русского языка Татьяны Фёдоровны Ефремовой: «Спас – Иисус Христос, спасший – по христианскому вероучению – человечество, искупив его грехи; Спаситель. 2) Название церкви в честь Спасителя. 3) Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю».
История православного праздника, который отмечают 29 августа
Первый Спас отмечается 14 августа и совпадает с праздником происхождения древ Креста Господня – кипариса, ливанского кедра и сосны. Это Медовый Спас. Второй Спас – Яблочный и он празднуется 19 августа. Его ещё называют «Спас на горе». Третий Спас – ореховый, отмечается после Успения Пресвятой Богородицы 29 августа. Его называют «Спас на полотне». Третий Спас – праздник в честь перенесения нерукотворного образа Спасителя в Константинополь.
Предание гласит, что Авгар (Абгар, Авгарь), князь Эдесский, заболел проказой. Ему рассказали о чудесах Иисуса Христа, и князь послал к Христу своего подданного просить исцеления. Поданный – по совместительству живописец, увидя Исуса, был поражён его образом и захотел запечатлеть его на полотне, однако, портрет у художника никак не получался. Тогда Христос умылся и промокнул лицо платком, на котором проявился его образ. Этот нерукотворный образ и был послал больному князю со словами: «Блажен тот, кто уверовал в меня, не видя меня». Князь Эдесский исцелился от тяжёлой болезни, а плат с нерукотворным образом хранился сначала в городе Эдесса (древний город на юго-востоке Турции, сейчас называется Шанлыурфа), а потом был перенесён в Константинополь. Это произошло как раз 29 августа. На Руси в этот день ходили Крестным ходом с иконой «Спаса Нерукотворного».
Почему третий Спас ореховый
По народному календарю считалось, что к 29 августа окончательно созревают орехи, а значит, можно начинать их сбор. И, если традиционные для Руси лесные орехи (лещина) созревали почти на всей территории государства, а в южных регионах поспевали грецкие орехи, то фисташки и миндаль везли с Востока, поэтому они были, буквально, на вес золота.
Так как первые два Спаса, Медовый и Яблочный, приходились на Успенский пост, который заканчивается 27 августа, блюда на стол ставились постные. А вот Ореховый Спас 29 августа становился настоящим праздником, ведь можно было готовить любые угощения – и с молочными продуктами, и с мясом.
Как отмечали Ореховый Спас раньше
Поскольку Ореховый Спас был связан с православным праздником, в деревенском быту его отмечали покупкой и продажей полотен, холстов. Говорили: «Первый Спас – на воде стоять, Второй Спас – яблоки есть, Третий Спас – на зелёных горах холсты продавать». На Ореховый Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. С отлётом птиц были связаны и приметы.
Приметы и поверья на Ореховый Спас
Что можно и нельзя делать на Ореховый Спас
29 августа, как и на Медовый Спас, чистили колодцы и считали воду из родника целебной. Бедным и странствующим в Ореховый Спас подавали еду и милостыню. В этот день нельзя было ругаться и злиться – считалось, что весь негатив вернётся к недовольному втройне.
Современные рецепты для празднования Орехового Спаса
Туррон с фундуком и белым шоколадом
В этом традиционном испанском десерте, который иногда почему-то называют испанской халвой, можно использовать грецкие орехи, миндаль или фундук. Мы приготовили туррон с фундуком.
Туррон с фундуком и белым шоколадом
Для приготовления 6-8 порций нужно:
Морковный торт с грецкими орехами
Морковные торты и пироги считаются «здоровой» выпечкой: помимо моркови, в них часто добавляют орехи, изюм, цельнозерновую муку, специи и коричневый сахар. Вместо сливочного масла используют и растительное. А в качестве крема, наличие которого зачастую отличает морковный торт от кекса, используют сливочный сыр. Правильно испечённый морковный торт немного влажный, сочный, хорошо пропечённый и очень ароматный.
Как мы писали выше, на Ореховый Спас пекли пироги, а морковный торт с грецкими орехами – прекрасная альтернатива такой выпечке.
Морковный торт с грецкими орехами
Для приготовления 6-8 порций нужно:
Миндальные кексы с малиной
В этих восхитительных кексах с малиной нет ни грамма муки, поэтому они подойдут даже тем, кто не употребляет глютен. Но не обольщайтесь, калорий в них предостаточно. Замена малины – любая сезонная ягода.
Чтобы приготовить миндальную муку, слегка обжарьте миндаль на сухой сковороде и измельчите в блендере на высокой скорости в режиме «пульс». Будьте внимательны, очень легко получить вместо муки пасту.
Миндальные кексы с малиной
Для приготовления 4-6 порций нужно:
Закусочные конфеты «Свиная колбаса, яблоки и фисташки»
Это очень неожиданное блюдо, которое удивит и порадует многих едоков! Их можно подать в самом начале еды в качестве закуски.
Закусочные конфеты «Свиная колбаса, яблоки и фисташки»
Для приготовления 4-5 порций нужно:
Настоящие домашние конфеты из кешью, сухофруктов и горького шоколада
Такие конфетки ручной работы можно приготовить даже на даче – никаких особых приспособлений не потребуется. Храните конфеты в герметично закрытой емкости не дольше 10 дней. А ещё их можно использовать в качестве съедобного подарка – не забудьте, что мы отмечаем Ореховый Спас!
Настоящие домашние конфеты из кешью, сухофруктов и горького шоколада
Для приготовления 8-10 порций нужно:
Орехи – лучший растительный источник протеина. По его показателям и качеству они могут поспорить даже с мясом. А вот по содержанию жиров и калориям – с шоколадом. Однако жир в орехах – «правильный», помогающий снизить уровень холестерина в крови и при регулярном употреблении уменьшающий риск сердечных болезней. Орехи – источник витаминов, минералов и важнейшей кислоты омега-3, которая способствует обмену веществ, поддерживает здоровое состояние кожи и волос.
Праздник перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа
29 августа (16 августа по старому стилю) Русская православная церковь празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году.
Предание свидетельствует, что во времена проповеди Иисуса Христа в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Иисусом Христом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря, который уверовал в него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Он не мог подойти к нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал Ананию, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся его Божественный Лик.
Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Эдессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Эдессы.
Описывая это событие в своей Церковной истории, римский историк IV века Евсевий Кесарийский в качестве доказательства приводит два переведенных им документа из архивов Эдессы — письмо Авгаря и ответ Иисуса. Цитируются они и армянским историком V века Моисеем Хоренским.
А в VI веке Прокопий Кесарийский в книге «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история» описывает посещение Авгаря апостолом Фаддеем.
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.
Один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Убрус с городской стены. Христос явился в видении эдесскому епископу и повелел спрятать свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.
В 545 году, во время осады Эдессы войсками персидского царя Хозроя, эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого Лика на керамике — глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.
В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
Нерукотворной образ стал главной святыней города Эдессы, пробыв в нем до 944 года.
В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести образ в тогдашнюю столицу православия Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и его письмо Авгарю были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного образа существует несколько преданий. По одному, его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, называемый «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены Эдессы. Другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.
Почитание Нерукотворного образа пришло на Русь в XI-XII веках и особенно широко распространилось начиная со второй половины XIV века. В 1355 году новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список иконы Спаса Нерукотворного, для которого был заложен храм. По всей стране стали строить церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному образу и получавшие название «Спасских».
Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная с Куликовской битвы вплоть до Первой мировой войны, и эти хоругви стали называть «знамениями» или «знаменами» — так слово «знамя» заменило древнерусское «стяг».
Иконы Спаса размещали на крепостных башнях. Так же как и в Византии, Спас нерукотворный стал «оберегом» города и страны и одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к кресту и распятию.
В народе Спас нерукотворный стал называться «Спасом на полотне» или Третьим Спасом — праздником, завершающим Успенский пост (исторически совпавшее с Успением перенесение Нерукотворного образа в Константинополь было решено вспоминать на следующий день, что бы не смешивать два эти торжества). В этот день освящали домотканые холсты и полотна и пекли хлеб из зерна нового урожая.
Называли Третий Спас и Ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Секрет реликвии: где находится первая в мире икона — Спас Нерукотворный
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)
Спас Нерукотворный. Оригинал образа, не дошедший до наших дней, отцы VIII Вселенского Собора считали основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: ведь он не написан художником, а по воле Христа, возник на плате, соприкоснувшимся с Его Ликом.
Третий (Ореховый Спас) – праздник в честь образа
Это день, когда нерукотворная икона Христа, была перенесена в Константинополь. Это случилось 29 августа 944 г.
Ну а «Ореховым» этот третий за август (после праздников Происхождения или Изнесения Креста и Преображения) «Спас» назвали просто потому, что благочестивые прихожане именно 29 августа приносили для освящения эти плоды земные.
История происхождения первой в мире иконы
Собственно, иконой Бога Истинного, первой, известной людям, является не образ Спаса, а Он Сам. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын,сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Так говорит о Христе Его любимый ученик, св. Иоанн Богослов.
Богословский смысл и значение
А другой Апостол, Павел, именует Иисуса «образом Божиим», «сиянием славы» Бога Отца (Флп.2:6, Евр.1:3). Церковь вполне признает истинность сохранившихся рассказов об одном из множества чудес Господа – пусть не отраженном Евангелиями.
Что говорят предания
Христианам еще первых веков были хорошо известны:
Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.
Авгарь
Предание о царе сирийской Эдессы (ныне Урфа) впервые обнаружил Византийский церковный историк Евсевий Кесарийский в IV в. Говорят, что он нашел подлинное письмо правителя города, Авгаря (Абгара V Уккама, жившего в I в.), обращенное к Иисусу Христу. Авгарь говорит о своей вере Ему как Мессии, а еще – просит прийти, исцелить его тяжелую болезнь. К тому же Эдесский царь обещает позаботиться о жизни Спасителя: ведь ей, как он слышал, грозит опасность.
Правитель отправил в Иудею также живописца, который изобразил бы Господа. Вера Авгаря не была посрамлена: Духом узнав намерение художника, Христос велел принести воды, умыл Лик, а затем отер платом – на котором чудесным образом проступило изображение.
Евсевий Кесарийский говорит даже, что вместе с этой первой иконой Авгарю доставили другую бесценную реликвию – письмо Христа. Он, не обещая явиться в Эдессу, так как земная миссия Его была другой, написал, что больной получит полное исцеление, телесное и духовное, по Его Воскресении, когда к царю придет ученик Христов.
Отношение к этому рассказу у христиан было различным. Например, Папа Римский Геласий (VI в.) считал его апокрифическим – хотя бы потому, что появилось предание через 400 лет после Воскресения Христова, а ранее о реликвии ничего не было известно. Защитники подлинности рассказа объясняли это тем, что Эдесса долго была захвачена язычниками, так что, избегая поругания святыни, ее пришлось скрыть, замуровав в стене на несколько столетий.
Что известно о нерукотворных копиях, которые были найдены в надвратной нише стены города Эдессы и были ли они
С захватом города связано еще одно предание – о копии Нерукотворного Образа. Известно, что христиане скрыли его над городскими воротами, закрыв глиняной доской.
Так стали различать «Мандилион» (собственно первообраз на ткани) и «Керамион» (его также нерукотворную копию «на черепице»).
Мандилион в Византии
После того, как император выкупил у эдессян святыню, ее поместили в придворном храме Богоматери в Фаросе. А спустя около 20 лет сюда же доставили Керамион. По воспоминаниям, тогдашних паломников, образы висели ликами друг к другу.
Судьба оригинала
Ни Мандилион, ни Керамион до наших дней не дошли. О том, почему так случилось, опять говорят только предания.
Во всяком случае, ныне подлинники святынь миру не явлены, так что некоторые даже сомневаются в реальности их существования. Ответ на сомнения вопрос давно дала история.
Могла ли возникнуть пережившая полтора тысячелетия традиция «на пустом месте»? Вряд ли.
Другие нерукотворные копии
В основном они известны на Западе. Но не только.
Вероника
Католическая традиция полагает, что это женщина, исцеленная Господом от кровотечения. Она была рядом во время Распятия, отерла Его лик платком. На нем запечатлелось изображение Христа – с закрытыми очами, в терновом венце. Почитание этого образа, который пребывает в соборе св. Петра (Рим) распространилось только с XII в. Православные поэтому сомневаются в подлинности реликвии.
Эль Греко «Святая Вероника», 1580.
Исследования: Туринская Плащаница и Спас Нерукотворный
Ткань, в которую при погребении завернули Тело Христа, хранится при соборном храме итальянского Турина. Согласно новейшим исследованиям, на ней присутствуют фрагменты пыльцы растений, характерных для Палестины, а сама ткань вполне может относиться к I в.
Впрочем, достоверность результатов анализов ставится под сомнение множеством посторонних воздействий на реликвию за прошедшие тысячелетия (например, в XVI в. она едва не сгорела). А вот происхождение изображения до наших дней остается непонятным. Ясно лишь, что нанесено оно никоим образом не красками. К тому же, облик Усопшего до деталей совпадает с известными изображениями Христа.
Анчисхатский образ в Грузии –оригинал или список?
Одна из чтимых святынь ныне хранится в музее. Народное предание Грузии считает ее подлинников Эдесского первообраза, впрочем, историки относятся к нему достаточно скептически. Ведь образ представляет Христа как Вседержителя, с благословляющей десницей, а не как Лик на плате или черепице.
Специалисты датируют эту святыню, чудотворность которой несомненна, все же к VII, а не I в.
Анчисхатский Спас; груз. ანჩის ხატი, Нерукотворный образ Спасителя — одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон-ре Анчи в Юго-Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в наст. время хранится в Гос. музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, еп. Анчийскому, А. С. был принесен ап. Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе А. С. в нарушение хронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской»
Чудо в Спасо-Преображенском соборе в г. Шадринске
Это чудо, подобное «удвоению» первообраза иконы, относится к нашим дням. Оно случилось 28 ноября 2007 г.: на стекле киота иконы, не старинной, но написанной в 1997 г., проступило «отражение» Нерукотворного Лика, лишь не цветное, а белого цвета. Прихожанка храма, Нина Криницына, пишет:
«Теперь запечатлённое на стекле шадринское изображение могут видеть собственными глазами и все те, кто посещает храм. Узнав об этом, на Рождество 7 января 2008 года в собор приехало множество людей из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга и других городов…
Ну, почему на наш бедный, ещё до конца не отреставрированный и не отремонтированный храм снизошла Божья благодать? Наверное, для укрепления нашей веры. И мы должны свидетельствовать об этом чуде. Отображение на стекле киота остаётся чётким и ясным.
Поучительно наблюдать за людьми, которые приходят в храм и видят этот чудесный образ. Самое сильное впечатление он производит на молодёжь. У молодого человека душа открыта для восприятия всего доброго и вечного – так же как, к сожалению, для восприятия дурного и нечистого».
Удвоение надвратной иконы в Спасо-Преображенском соборе Шадринска На фото: Отобразившийся на стекле Спаса Нерукотворный образ на темном фоне выглядит как негатив. Если «отпечаток» иконы поместить на светлый фон, то начинает проявляться «позитивное» изображение.
Иконография
Задолго до того, как реликвии были потеряны, по всему миру распространились их копии.
Описание
Это не просто изображение Христа, но еще – образ древней святыни. К особенностям таких икон принадлежат:
При общей узнаваемости образа, есть некоторые его варианты.
Мокрая брада
Христос написан с прямыми – как бы мокрыми – власами и бородой. Это напоминает о том, что Он умыл Лик, прежде, чем приложить плат.
С деяниями
Сравнительно нечасто встречающийся тип образа: на полях его клейма, представляющие историю иконы.
Значение
Икона – прямое свидетельство реальности Бога, Царства Небесного, поэтому ее, как символ веры, часто помещали на знаменах, над вратами города.
Убрус на Руси
Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели св. Ольга, крестившаяся в Константинополе, и ее внук, равноап. Владимир. А первые такие иконы появляются на Руси еще с IX в.
Авторы копий
Большинство их остались неизвестными. Из тех, чьи имена все же сохранились, можно назвать прп. Андрея Рублева, мастеров XVIIв. Симона Ушакова, Феодота Ухтомского.
Новгородская икона 12 века
Это самый древний из известных сейчас русских списков образа. Создавший его мастер неизвестен. До революции икона хранилась при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.
Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник
Прп. Андрею приписывают образ, хранящийся в Третьяковской галерее. Он стал образцом для русских мастеров последующих лет. Образ написан во 2 пол. XIV в. Его смысловой центр – Лик Господа, окруженный нимбом.
Главная святыня Воскресенского собора города Тутаева (бывший Романово-Борисоглебск) Ярославской области — чудотворная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».
Старинная икона в Тутаеве
От других ее отличают большие размеры – высота и ширина образаXV в. чуть менее 3 м.
Ныне икону почитают чудотворной не только православные, но и старообрядцы.
Явление чудотворной иконы в Ярославле
Образ явлен 25 июня 1612 г., когда в город вступило ополчение Минина и Пожарского, шедшее на освобождение Москвы от поляков. Тогда в Ярославле шла эпидемия, от которой многие умирали. Тогда была найдена икона, крестный ход с которой остановил моровое поветрие и одновременно – воодушевил горожан на защиту страны. На месте чудного явления позже воздвигли храм.
Вятский
Список относится к сер. XVII в. Он узнаваем по фигурам Ангелов близ Христа. Образ прославился прекращением эпидемии, после чего его перенесли в Москву.
Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков
Любимый иконописец царя Алексея Михайловича создал ее для царской семьи. По кончине государя его вдова Наталья Кирилловна, благословила ею старшего сына, будущего первого Российского Императора.
Спас Нерукотворный Ушаков Симон Федорович Школа: Оружейная палата Московского Кремля Конец 1660-х — начало 1670-х Государственный исторический музей, Москва Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.
Любимая икона Петра I
Царь всегда брал ее, отправляясь на войну, позже перевез в Петербург. Список образа возил с собой Александр III. Он был с царем во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., когда при крушении поезда вся царская семья осталась невредима.
Харьковский
Икона написана в XVIII в., находилась при Борисоглебском монастыре. В советские годы ее скрывали верующие, постепенно лик потемнел. Обновление образа произошло 20 июля 1997 г. Чудо засвидетельствовано комиссией епархии. Вот что говорят очевидцы:
«…20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма — Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие — увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом, и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.
Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.
По их словам, Икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых, начало угасать».
Почитание
Образ Спаса часто помещали на боевых знаменах, церковных хоругвях, ему посвящали церкви, иноческие обители.
Флаг, стяг, знамя
Нерукотворный образ не случайно был принадлежностью именно боевых флагов, или знамен. Ведь слово «знамя» имеет один корень со «знамением», зримым проявлением силы Божией. Флаги также именовали стягами – от «стягиваться»: видевшие их воины не только ориентировались во время боя, но, взирая на Лик, укреплялись духом.
Самое известное из боевых таких знамен – Ивана IV, с которым русские войска взяли Казань. Впоследствии с ним также одерживали победы войска Петра I.
Двусторонняя хоругвь
Некоторые боевые стяги подобны хоругвям, используемых во время крестных ходов: на одной стороне Нерукотворный образ, на другой – иное священное изображение. Например, в сибирском Илимске известно знамя казаков с изображением на другой стороне Крещения Господня. Это символизировало Божие заступление, и то, что русские колонисты несли местным народам веру.
Храмы и монастыри
К настоящему времени их известно более 500.
Андроников монастырь
Он построен в середине XIV в. свт. Алексием Московским в память спасения его от морской бури, которое последовало 29 августа. Именование обители восходит к первому настоятелю, ученику прп. Сергия. Обитель известна тем, что здесь подвизался прп. Андрей Рублев. С советских лет здесь – музей его имени.
Монастырь в Клыково и матушка Сепфора
Обитель появилась с 1924 г., ее основали изгнанные из закрытой Оптиной пустыни братия при храме Нерукотворного образа. Его закрыли с 1937 г., а возродился сначала приход, затем – монастырь с 1991 г.
Здесь долгое время проживала схимонахиня Сепфора, известная духовными дарованиями. Сейчас на могилу пока не прославленной подвижницы приезжают паломники.
Образ в искусстве: фильмы, картины
Хотя Христа не раз рисовали художники, попытки воспроизвести Нерукотворный образ в формате портретной живописи очень редки. Одна из них предпринята художником Евграфом Сорокиным (кон.XIX в.). На белом плате написан образ Христа, отличающийся особой выразительностью. Несмотря на то, что это, по сути, картина, художник все равно передал ее Храму Христа Спасителя. А в 2003 г. современные художники сделали фотокопию, которую вручили храму уже восстановленному.
Фильмы об иконе – как правило, документальные. Фантазировать на тему чуда художники не дерзают. Впрочем, икона фигурирует в одном из сюжетов сериала «Агент национальной безопасности», посвященной, однако, не самому образу, а вообще контрабанде икон за рубеж.
В чем помогает и от чего защищает молитва перед Святым Ликом Спасителя
Перед образом молятся:
Икона середины XVI века «Спас Нерукотворный – Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания Константина Воронина. В центре композиции представлены Нерукотворный образ Христа и сцена оплакивания распятого Спасителя. Эти изображения связаны с богослужениями Страстной Седмицы и отражают идею торжества Христа над смертью. Их сочетание в иконах получило распространение в XVI – XVII веках. В 14-ти клеймах рамы, окружающей средник, проиллюстрированы эпизоды Сказания о происхождении и чудесах Нерукотворного образа, почитающегося Церковью в качестве первой иконы, созданной самим Христом. Это самый ранний известный пример изображения текста Сказания в древнерусском искусстве. Художник последовательно представил историю образа, принесенного правителю Эдессы Авгарю апостолами Лукой и Фаддеем, а в 944 году торжественно доставленного в столицу Византии Константинополь.
Православная молитва перед образом о детях
Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.
Зачем читать акафист образу
Обычно верующие читают его, когда особенно требуется Божия помощь, а также во дни празднования честной иконе.
Наталья Сазонова
Акафист
Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа
Кондак 1
Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти:
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Икос 1
«Иисусе, Спасителю мой, – молил смиренно Авгарь князь Едесский, – прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в нихже от многих лет стражду». Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице:
Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.
Господи, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 2
Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал еси ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровый в Мя. Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.
Икос 2
Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылаше оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Емуже и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще:
Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою,
Господи мой, Господи, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя.
Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя.
Господи мой, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне.
Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 3
Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление, с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповати на милости Господни и пети Ему: Аллилуиа!
Икос 3
Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Авгаря от мрака гpеxoвного и просветил душу его светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:
Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю – очисти прежде конца вся моя npeгрешения.
Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя по милости Твоей в Царство Твое.
Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою.
Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения.
Господи мoй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 4
Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша, яко иудее ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже, сице:
Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным.
Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.
Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 5
Благословен грядый во имя Господне – воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.
Икос 5
Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущается сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Мене веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий:
Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию.
Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 6
Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз от лукавых моих деянии, но яко мытарь, стеня, взываю Ти: Боже, очисти мя грешнаго от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия в скорби моей утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам». Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся:
Господи мой, Господи, Прибежище мое в беде и в скорби, не остави мя едина.
Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя от рук ненавидящих мя.
Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя.
Господи мой, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 7
Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояниях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.
Икос 7
Храм носяй телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти:
Господи мой, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя.
Господи Боже мой, Твой есмь аз, вразуми мя и жива будет душа моя.
Господи Боже мой, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя.
Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 8
Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Ти: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси любовь к падшим человеком, о, Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:
Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя.
Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей.
Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений.
Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего.
Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананею помилуй, помилуй мя по милости Твоей.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 9
Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.
Икос 9
Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о, Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся:
Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей.
Господи, Спасителю мой Преблагий, спаси раба Твоего от неверия и беззакония.
Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев в сердце моем.
Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми.
Господи мой, Господи, одеяйся светом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 10
Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:
Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего.
Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя от скорби сея.
Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое.
Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 11
Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о, Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.
Икос 11
Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:
Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя.
Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих.
Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой.
Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем.
Господи мой, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 12
Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою Ти: Аллилуиа.
Икос 12
Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, в скорби и печали сущим: «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся:
Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго.
Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настави мя на путь правды.
Господи мой, Господи, утешение души моея, утеши мя в печали сущаго.
Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою.
Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 13
О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!
О, Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения падшаго человека, взыщи мя погибающаго и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи по эаповедем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.
О, Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды. Затем читается 1-й икос и 1-й кондак)