праздник обрезания у азербайджанцев
«Малая свадьба» внуков певицы Зейнаб Досталиевой: история и ритуал обрезания
Aзербайджан, Баку, 13 сентября /корр. Trend Life Шахин Джавадсой/
Популярная исполнительница народных и эстрадных песен Зейнаб Досталиева (сестра народной артистки Азербайджана Назпери Досталиевой) сегодня в одном из бакинских ресторанов проведет праздничную церемонию обрезания (малая свадьба) двух своих внуков, сообщает Trend Life со ссылкой на достоверные источники.
На празднике примут участие популярные исполнители, среди которых, мастер мугама, народный артист Алим Гасымов, народная артистка Назпери Досталиева, певец Аслан Гусейнов и другие.
В Священном Коране обрезание не упоминается, но зато есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммеду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммед повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание» (сборники хадисов Ахмада и Абу Дауда). Также аз-Зухрийи передал слова Посланника Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый» (сборник хадисов Харба). Вместе с тем присутствуют мнения других исламских богословов, таких как имам Абу Ханифа, которые считают обрезание желательным, но не обязательным.
Еще одним аргументом в пользу утверждения, что обрезание является близким к обязательному действием, является предание о пророке Ибрахиме (Аврааме), который сделал обрезание в восьмидесятилетнем возрасте (сборники хадисов Бухари и Муслима).
Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше. В сборниках хадисов передается о том, что пророк Мухаммед зарезал овец за Хасана и Хусейна (внуки пророка) и сделал им обрезание на седьмой день после рождения (сборник хадисов Байхаки).
Сергей Хамзин | Очерки’О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.
ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ В КАФЕ «САЛАМ»
Главным героем праздника стал мальчик Марат и его родители, которые и пригласили многочисленных гостей.
Мусульмане неукоснительно соблюдают обряд обрезания как знак вечного Завета с Богом, как повеление от Господа, которое вечно и не может быть отменено человеческим решением.
Обрезание (медицинский термин «циркумцизия») является древнейшей, если не самой древней операцией в истории человечества. Она практиковалась в Египте еще 5000 лет тому назад.
Обрезание является, согласно мнению некоторых исламских богословов, одним из близких к обязательному (ваджиб), по мнению других — желательным (мустахаб). Так или иначе это является частью Сунны (пути) пророка Мухаммада, а также всех предшествующих пророков вплоть до пророка Ибрахима (Авраама).
В Коране обрезание не упоминается, но есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммаду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммад повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание»
Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше.
В честь знаменательного события в жизни Марата в кафе «Салам» были накрыты столы для гостей. Как всегда, дядя Физули постарался. Помимо фруктов и сладостей, на столе один за другим появлялись жареная курица, далма, базбаш, люля-кебаб.
Легендарный люля-кебаб от дяди Физули
Меня на этот раз особенно удивило как удалось отварить баранину в базбаше. Этот был именно тот случай, когда вилкой ткнешь по куску и мясо само отваливается от кости. Очень вкусно!
Кстати, существует у мусульман и женское обрезание, но на это знаменательное событие меня пока еще не приглашали.
Первый день мусульманина
Гульнар Бажкенова вместе с Николаем Судаковым побывали на одном из самых значимых для каждого мусульманина обряде — обрезании.
— В детстве каждое лето кто-нибудь из двоюродных братьев пару дней обязательно бегал в девчачьем платье – это значило, что он прошел обряд обрезания. Но мы, несмотря на торжественность момента, все равно дразнились, за что получали нагоняй от бабушки. Зато потом физические и моральные страдания героя дня вознаграждались пачкой купюр, аккуратно собранных под одеялом. Один брат, помню, на суюншы купил себе целый мотоцикл. Смешные истории из детства я вспоминала, пока вместе с Колей Судаковым делала репортаж с инициации замечательного курдского мальчика по имени Асад
Обряд обрезания у всех мусульман проходит одинаково только в своей решающей стадии – операции. Она проходит стандартно. А вот до и после у каждого народа припасены свои интересные фишки. У курдов ритуальные действа начинаются за три дня до самого события. В дом к виновнику торжества приходят бабушки, тетушки, девушки и девочки и все вместе, дружно начинают украшать… баранов (фото из домашнего архива)
Баранов должно быть ровно три – на животных красками рисуют разноцветные узоры, повязывают ленточки. А потом отсылают их к кенваю – посаженному отцу. Дальнейшая судьба баранов неясная… Мы, к сожалению, на украшение баранов не попали, но нам дали фото, сделанное гостями
Затем, через два дня после этого, накануне обрезания устраивается большой той. Вот Асад в белом костюме с друзьями во дворе ресторана, где проходит торжество. Гости только собираются. На наш вопрос: ты боишься? — мальчик гордо бросил – как отрезал: нет, я же мужик!
Гости собрались, но той не начинается – ждут кенвая. Он является главной фигурой в ритуале обрезания. По моим наблюдениям, даже хирургу не придают такого значения и внимания. В нашем случае посаженный отец еще и шейх курдов
О приезде почетных гостей всех извещает дробь дафа и звуки блула – это курдский барабан и флейта
Это кенвай, шейх, посаженный отец Асада
Все высыпают на улицу встречать почетного гостя. Начинаются танцы, приветствия, объятия. Главная здесь, конечно же, мама виновника торжества, Сара
Все очень торжественно. Но пока в центре внимания не мальчик, а кенвай. Зато его покровительство будет сопровождать мальчика всю жизнь
Но вот очередь доходит до Асада. Толпа сначала подхватывает героя и несет в зал, потом тетушки начинают целовать его, а мужчины одобрительно хлопать по плечу
Виновник торжества с друзьями гордо восседают на том месте, где обычно сидят жених с невестой. Все правильно, сегодня все собрались ради него, Асада
Гости не сразу рассаживаются по местам. Сначала женщины танцуют под звуки горна и барабана замысловатый красивый хоровод
Асад не поддерживает общего восторга. Он сдержан и задумчив
Мужчины на курдских праздниках сидят отдельно…
…а женщины отдельно
В то время как в ресторане продолжается той, в холле идет не менее важное мероприятие. Гости вручают ответственному лицу денежные подарки, кто сколько может
На следующий день собранную сумму передадут родителям, и они даже не будут знать, кто сколько вложил. Видимо, денежный приз – это общая для всех мусульманских народов традиция. Кстати, небесполезная – готовя материал мы видели, как велики затраты семьи
Это счастливый отец- завтра его сын станет настоящим джигитом и мусульманином
На следующий день, приехав домой к Асаду, мы застали вот такую картину… Сара шепотом рассказала нам, что сын всю ночь не спал. Утром он признался: ой, мамочка, я что-то боюсь…
Сегодня семья будущего мусульманина вновь принимает гостей, но самых близких
Дедушка, бабушка и тетя Асада по маминой линии приехали ради него аж из Баку
Мужчины как-то по-братски подбадривают Асада, они в этот день вообще ведут себя как-то особенно. Есть такое слово «джигитовать», что значит гарцевать, красоваться на коне. Вот я не могу подобрать другого слова
Все их поведение пронизано таким восточным чувством мужского братства. Посмеиваясь, они обнимали мальчика, всем своим видом как бы говоря, ну, вот мальчик, ты и вступаешь в наш клуб
Жертвенный барашек предназначен для праздничного стола
Последние слова поддержки. Не бойся, ты же мужик!
Вместе с Асадом в Комнату заходят только мужчины. И вот начинается самое главное
Кевай, посаженный отец читает намаз
Каждый исполняет свою часть ритуала. Женщины омывают ноги холодной водой – это чтобы жизненная дорога у мальчика была легкая, открытая, объяснили мне
На подоконники ставят подслащенную воду – от сглаза
Потом женщины выходят из комнаты и ждут в коридоре. В какой-то момент мама Асада не выдержала и заплакала. Ее волнение можно понять, ведь обрезание Асаду делают довольно поздно из-за проблем с сердцем
Раньше обрезание делал мулла или специальный человек, обладающий соответствующими навыками. Но в последнее время родители чаще доверяют это дело хирургам. Ведь обрезание и есть хирургическая операция. Асаду операцию делает врач высшей категории, уролог-андролог Гусейин Садыков
Гусейина Садыкова часто зовут на обрезание и курды, и казахи, и татары, etc. Процедура у всех одинаковая, говорит врач, немного отличаются только обряды до и после операции, в которые он не особенно вдается
В стародавние времена обрезание делали без обезболивающих, причем мальчики могли через 5 минут уже бегать. Сегодня хирург, конечно, делает местную анестезию
Кенвай всю операцию стоял у изголовья и поддерживал мальчика. Этот жест имеет буквальное и символическое значение: так кенвай будет поддерживать своего крестника всю жизнь
Вот он – решительный момент…
…Асад слегка вскрикнул, точнее, сказал «ай!». И все захлопали в ладоши
Друг тоже невольно морщится от воображаемой боли
Ранку зашивают и обрабатывают антисептиком
Традиции и новые технологии. Асад снимает происходящее на камеру телефона
Операция завершена, герой перевязан. В комнату впускают женщин и они смеющейся толпой окружают Асада
Каждый подходит, поздравляет, целует…
Родной отец мальчика и посаженный отец по традиции вместе омывают руки
Это символизирует их новую родственность –отныне и навсегда
И последний ритуал – отцы выпивают подслащенную воду из одного стакана. Зачем? Чтобы дорога Асада по жизни была сладкой как сахар, объяснили мне тетушки
Заслуженная награда героя. После всех волнений и боли мальчик вправе рассчитывать на подарок. Что Асад купит на собранные деньги? Он еще не решил
Суннат – Обряд обрезания
Суннат – Обряд обрезания
В жизни каждого мусульманина особо отмечаются две важные вехи: первая – когда совершается обряд обрезания крайней плоти полового органа мальчика, который обычно происходит когда ребёнку исполняется 3, 5, 7 (реже в 9, 11), но до 13-ти лет, и вторая – когда юноша (мужчина) собирается жениться.
Как можно заметить, совершение обряда обрезания происходит когда мальчику исполняется нечётное количество полных лет. Мусульманский обряд обрезания в различных регионах мусульманского мира происходит по-разному. В данном, конкретном случае, речь пойдёт об обряде, совершаемом в бухарском регионе (Узбекистан). Поскольку данное событие, как было отмечено выше, имеет особое значение, то, естественно, отмечается оно широко, с размахом. Не случайно, обряд этот носит ещё в просторечии название «малая свадьба».
Большинство семей в Узбекистане имеют от 3-х до 10-ти, а то и более детей. Поэтому нетрудно догадаться – какое количество близких родственников имеет каждая семья, собирающаяся отметить это событие. Количество гостей, в среднем, варьируется от 50 до 200 человек. Бывают, конечно, больше или меньше.
Традиционно, во время таких празднеств дом делится на мужскую и женскую половины. В большой зале, по всему периметру на пол стелятся стёганые одеяла (кўрпача), как правило из атласа или бархата. На них рассаживаются гости, скрестив обычно ноги по-восточному. Перед гостями, вдоль кўрпачи расстилают национальную скатерть (дастархан), на которую раскладывают подносы с восточными сладостями. Как правило, это – фрукты, кишмиш, очищенный грецкий орех, очищенный миндаль, парварда (карамель, приготовляемая из муки и сахара), нишалло (традиционная бухарская сладость), варенье пару видов (что либо из следующего: абрикосов, вишни, китайских яблочек, лепестков роз, инжира, айвы и т. д.), халвойтар (род жидкой халвы), ну и, конечно же, зелёный чай и свежие горячие средне-азиатские лепёшки, испечённые в тандыре («танёр» – специальная печь для выпекания лепёшек, самсы и различной сдобы, которая готовится из специальной глины и имеющая сферическую форму).
Если не хватает места в большой зале, то дополнительно расстилают кўрпача и дастархан, но уже во внутреннем дворе дома («рўи-хавли») и усаживают вновь прибывших гостей.
На женской половине всё происходит аналогичным образом, что и на мужской, с небольшим, но существенным дополнением, а именно – всё внимание сосредоточено на мужской половине дома, поскольку там будет происходить главное событие дня, и, следовательно, согласно мусульманским традициям главная доминанта и основное внимание приковано безоговорочно мужской половине.
А тем временем идёт эмоциональная и психологическая подготовка главного «виновника» этого праздника.
Автор данной статьи может частично поделиться личными ощущениями, происходящими в душе маленького ребёнка и атмосферой, окружающей его в этот момент, мысленно возвратившись в своё недавнее прошлое и … будет не так уж неправ, поскольку традиции, живущие в народе, достаточно сильны и не теряют своей самобытности и прелести не только по истечении времени, но и несмотря на разного рода политические катаклизмы.
И вот, в назначенный день явился усто. Я почти не обращал на него внимания, тем более, что большую часть времени находился на женской половине дома, и бабушка (папина мама) всё заставляла скушать очередную порцию плова с её руки. Очевидно для того, чтобы я мог крепче держаться в седле и не упал с велосипеда.
Иногда, ко мне подбегали старшие по возрасту братья и родственники и, подмигивая, пугали меня тем, что сейчас усто отрежет мне дунгуль, но бдительные женщины, во главе с бабушкой были начеку и на корню пресекали любые попытки «просветительства».
А потом нас с братом уложили на кўрпача. И появился усто. Было больно, но все вокруг, почему-то, улыбались и совали мне деньги. Много денег. Когда карманы уже были заполнены, их клали под подушку. Это немного меня успокаивало.
Правда, велосипеда мне так и не купили…
Нам довелось побывать на одной из таких свадеб, где мы с удовлетворением констатировали и убедились на личном опыте, что ничего особенного не изменилось в традициях народа, который, пройдя столько политических, экономических и иных передрязг, по неведомым никому законам сумел сохранить, пронести и передать последующим поколениям культурное и этнографическое наследие своих великих предшественников.
Итак, короткий фоторепортаж с места события: август 1990 года, город Бухара. Старинный дом предков коему более 150 лет.
Именинника приглашают в комнату гостей, где его оденут в новый халат (?ома) и национальную тюбетейку (калапўш).
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Право накинуть халат предоставляется по обычаю одному из старших и уважаемых в квартале людей. Выбирать такого человека – прерогатива хозяев. Однако, человек этот не должен быть из числа родственников.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г. ахрамова
В этом наряде именинник должен предстать перед гостями.
Гости – близкие (и дальние) родственники, соседи, проживающие в данном квартале. По традиции, на самое почётное место (располагается, как правило, на противоположной стороне от входа) усаживают в зависимости от возраста – чем старше, тем почётнее место.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Фотограф просит отца виновника торжества («Дадажона») сфотографироваться с сыном на память.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Только что поверх головы именинника бабушка (Бибижон) бросила деньги. Этого момента с особым волнением, обычно, ждут дети. Потом, выйдя на улицу, хвастаются между собой – кому удалось собрать больше. Мелочь, конечно, но, похоже, некоторые родители этому факту придают «особое» значение, поскольку иногда можно услышать интересные комментарии по этому поводу.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
После мужчин надо показаться и женской половине дома.
Здесь следует остановиться поподробнее. Это водораздел: наступил момент (в каком-то роде) прощания с детством. Обращаясь к истории других народов, можно привести пример Спарты: там, до достижения 7-летнего возраста, дети мужского пола оставались на женской половине. Важен психологический аспект происходящего события – мальчик ощущает свою сопричастность к мужескому «клану», что, наряду со многими предоставляемыми правами, накладывает, помимо всего прочего, не менее многочисленные обязательства перед обществом в целом и перед женщинами в частности.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
А это портрет для любимой мамочки.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Перед тем, как непосредственное «познакомиться» с усто (мастером), необходимо сняться на память со своими братьями и сёстрами во главе с бибижон (бабушкой). Бибижон: «Жаль, что не все внуки собрались. До „полного комплекта“ не хватает ещё двоих внучат».
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
А вот и знакомство с усто…
Это усто-Мухтор. Он является учеником того самого усто, который 28 лет тому назад делал обрезание дадажону (отцу именинника). А тот мастер, в свою очередь, являлся сыном того самого усто, который 60 лет тому назад имел счастье «познакомиться» с … самим Бобожоном (Дедушкой). Вот так-то!
Да, с подобным в Бухаре можно столкнуться часто – преемственность традиций…
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Калапўш (тюбетейка) должен располагаться на животе мальчика, дабы ребёнок не видел самой процедуры обрезания.
Что касается инструмента обрезания, – везде по-разному: у кого-то хорошо отточенным ножичком, у кого-то ножницами. Чаще всего специальной бритвой-ножом, как в данном случае. Первый приход мастера происходит примерно за неделю до непосредственного обряда с тем, чтобы тщательно обследовать сам «предмет».
Дело в том, что у некоторых мальчиков крайняя плоть (небольшой кусочек кожи, прикрываемый головку), подлежащая удалению, бывает слипшейся, то есть при оттягивании – не совсем свободно «ходит». Или оказывается сросшейся. Усто, в этих случаях, называют этот дефект «кўр» («слепой») и устраняют этот недостаток физически. Понятное дело – для ребёнка данная процедура бывает мало приятной.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Достаточно взглянуть на руки дадажона (отца), чтобы хотя-бы отдалённо представить – что происходит в данный момент в его душе. У изголовья мальчика находится ближайший родственник и крепко держит руки ребёнка. Часы на руках показывают время – 18—30.
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
После обрезания «дунгуль» («пиписька») обкладывается специальной чёрной ватой. Она предназначена для того, чтобы остановить кровь. Затем она засыхает и, тем самым, предохраняет сию важную часть органа мужчины от всякого рода инфекций. Примерно недели через две – три, она постепенно отваливается, преображая, таким образом, «гадкого утёнка» в «красавца – лебедя».
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Ещё немного, и устошка оставит мальчика в покое.
Ну, наконец-то, дунгуль накрывается калапўшем (тюбетейкой) и … начинается «денежный дождь». По обычаю, родственники и приглашённые суют мальчику деньги. Номинал купюры не оговаривается – это просто дань традиции. Хотя, иногда накапливается достаточно внушительная сумма. Предназначаются эти деньги как-бы для ребёнка, но, как правило, львиная доля денег идёт на погашение расходов, связанных с данным мероприятием. Ребёнку же, обычно, покупают то, что он просил.
Хотя, мне велосипеда так и не купили…
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
Под подушкой у именинника уже скопилась приличная сумма, но собирать все равно интересно.
Дадажон спрашивает: «Что купим – велосипед или самокат?»
– «Нет, теперь я хочу машину, настоящую».
Все вокруг смеются. Кто-то соглашается: «Ну, на четыре колеса ты уже собрал. Осталось – самая малость».
Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.
А дадажон ещё долго будет махать бодбезаком (веером)…
Читайте также
Обряд самоизбиения
Обряд самоизбиения Согласно преданиям, аримаспы являлись изгнанниками из Гипербореи. Неизвестно, за какие преступления постигла их эта участь. Вначале они расселялись на Крайнем Севере, потом отступили к среднему Приуралью, освоили долины рек Печора, Чусовая, Обь и
Погребальный обряд
Погребальный обряд Наиболее полное сообщение о погребальном обряде у восточных славян до принятия ими христианства содержится в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 годах.Он рассказал о том, как в 921 году присутствовал в
«Посольский обряд».
«Посольский обряд». В XVI—XVII веках оформился и московский «посольский обряд», т. е. внешние приемы дипломатических сношений, дипломатический этикет. Выработался он не сразу. В конце XV века определенного церемониала еще не существовало. Принимая Поппеля на
Обряд «consolamentum»
Обряд «consolamentum» Если случается так, что верующий вынужден удостаиваться consolamentum в дорожных условиях или на поле боя, он совершает melioramentum и принимает Евангелие из рук старшего совершенного. И тот наставляет его, ссылаясь на Новый Завет и произносит все, что соответствует
Обряд службы
Обряд службы Для равенственного оной отправления в первой армии ее императорского величества, вверенной в команду генерала и кавалера графа Румянцева; дан в главной квартире в городе Летичеве 1770 года марта «…»
Погребальный обряд
Погребальный обряд Могильники во все времена были самыми лучшими источниками сведений о древних культурах. Обряд захоронения относится к одним из самых древнейших ритуальных практик. А так как для древнего человека важно было именно снарядить умершего в новый путь, то