правовое обучение и правовая пропаганда
ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА И ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Правовое воспитание представляет собой организованный, управляемый целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [6, с. 206].
Так, правовое воспитание направлено на повышение правовой культуры личности, показателями которой являются: знание и понимание права; уважение права; правовая активность; привычка поступать в различных ситуациях в соответствии с законом [4, с. 101].
Правовоспитательный процесс в современном развивающемся обществе непосредственно осуществляется через определенные формы и реализуется с помощью конкретных средств.
Многие авторы отождествляют термины «формы» и «средства» правового воспитания. Одно из наиболее устоявшихся определений в юридической науке гласит, что «форма правового воспитания представляет собой способ внешнего выражения правовоспитательной деятельности» [3, С. 4].
Юридическая доктрина выработала несколько форм правового воспитания. Однако по вопросу их выделения единого мнения в науке нет. Традиционно к ним относят: правовое обучение, правовую пропаганду, организованную и контролируемую правовую практику, самовоспитание [2, С. 148]. Под средством правового воспитания понимают определенные «каналы», благодаря которым форма правового воспитания осуществляет свое влияние на все необходимые сферы воздействия правового воспитания. Считается, что каждая форма правового воспитания характеризуется своими инструментами воздействия [3, С. 4].
Немаловажную роль в правовоспитательном процессе играет правовая пропаганда, которая в настоящий момент может осуществляться через многочисленные приемы правовоспитательного воздействия на правосознание и правовое поведение воспитуемых. К ним относятся: уроки права, лекционные и семинарские занятия, научные статьи, конференции по праву и монографии на правовые темы. Правовая пропаганда является одним из видов пропаганды в обществе наряду с политической, нравственной, экономической и другими.
Содержание понятия «правовая пропаганда» может показаться вполне ясным и определенным, однако в юридической науке существуют различные точки зрения между учеными-юристами в определении данной дефиниции. В общем смысле, правовая пропаганда – это один из немаловажных процессов и способов воздействия права на все сферы общественных отношений в правовом государстве, которая проявляется в открытой и скрытой форме определенными лицами, органами и социумом в целом [1, С. 222].
Правовая пропаганда на современном этапе развития общественных отношений носит исключительный характер, то есть она значительно отличается от иных классификаций по содержанию, средствам и методам воздействия. Именно юридическая пропаганда стремится к осуществлению главных целей правового воспитания, к которым относятся: становление у молодого поколения высочайших нравственных ценностей, уважение к закону, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; ответственность перед Родиной.
Для осуществления правовой пропаганды в правовом государстве необходимо основываться на закрепленных и устойчивых правовых концепциях и теориях. Также необходимо использовать научно- обоснованные средства, приемы и методы воздействия на воспитуемых, их правосознание и поведение. Стоит отметить, что правовая пропаганда выступает решающим звеном в жизни современного общества, именно поэтому необходимо осуществлять четко направленную деятельность пропагандистов, имеющую определенные цели, которые непосредственно сосредоточены на развитии, разъяснении, осведомлении каждой личности. Эффективность указанной деятельности, прежде всего, состоит в правильном использовании и применении средств и методов правовой пропаганды.
Еще одной важнейшей формой правового воспитания является правовое обучение. Его отличие от правовой пропаганды состоит непосредственно в том, что воспитатели и воспитуемые в течение определенного времени, как правило, относительно длительного, взаимодействуют между собой в рамках правовоспитательной процедуры. Она характеризуется наличием определенной логически выстроенной, апробированной программой, которая включает в себя не только теоретические, но и разнообразные практические формы занятий, а также юридическую практику в специализированных средствах правового обучения.
Правовое обучение воспитуемых содержит в себе такие условия как:
— получение знаний об определенных нормативных актах, которые необходимы в повседневной жизни (название законов, сфера регулируемых правоотношений, нормативно закрепленные правила поведения);
— закрепление навыков и умений правильного правомерного поведения в юридически значимых ситуациях, которые необходимы для решения проблем, возникающих в жизнедеятельности личности;
— получение знаний о законном порядке и отстаивании своих прав и интересов, как своими силами, так и с помощью юридической защиты и правоохранительных органов;
— уяснение знаний пределов необходимой обороны;
Средства правового обучения воспитуемых подразделяются на две категории: специализированные и неспециализированные (сопутствующие). К специализированным стоит отнести: правовые академии, юридические факультеты университетов и институтов, юридические техникумы, колледжи, лицеи, общеобразовательные школы и гимназии с правовым уклоном, юридические и правовые классы общеобразовательных школ. К неспециализированным относятся все те учебные заведения – средние и высшие, в которых ведется правовое обучение в тех или иных формах вместе с другими видами обучения. Все это необходимо для того, чтобы сформировать социальную активность, гражданскую позицию как ответственного члена российского правового государства, уважение к закону и правопорядку, восприятие своих поступков, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством [5, С. 129]. Однако стоит отметить, что вполне разумное осуществление действенного правового воспитания людей происходит с помощью специализированных средств правового обучения. В результате глубокого изучения отдельных предметов, которые направлены на правовое воспитание личности, у них формируются свои мысли, обширное и комплексное знание права, положительные эмоционально-чувственные правовые убеждения и постоянная волевая готовность к правомерному поведению.
Подводя итог, стоит отменить, что осуществление основных форм правового воспитания и средств их воздействия на развитие правовой культуры общества служит содействию укрепления правового порядка и развития общественных отношений в стране.
Список литературы
1. Абрамов А.Е., Прохорова С.И. Правовая пропаганда: к проблеме определения понятия // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-2. С. 220-223.
3. Бондарев А.С. Правовая пропаганда и обучение – формы правового воспитания: понятия и средства воздействия // Вестник Пермского университета. 2008. С. 4-16.
5. Стетюха М.П., Ермоленко Е.А. К вопросу о правовом воспитании и обучении в России на современном этапе развития общества // Альманах современной науки и образования. 2014. С. 126-130.
6. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11(56). С. 206-208.
Правовая пропаганда – это обязанность только сотрудников правовых подразделений органов внутренних дел?
Согласно п. 4 ч. 1 ст. Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по правовой пропаганде.
В соответствии с п. 80 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 05.01.2007 № 6, правовая пропаганда направлена на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел.
Правовая пропаганда осуществляется по направлениям служебной деятельности путем:
издания и распространения печатной продукции;
проведения информационно-пропагандистских акций правовой направленности (вид информационно-профилактической деятельности органов, организаций, подразделений, направленной на распространение и разъяснение правовой информации среди различных групп населения, характеризующей роль МВД России и меры, предпринимаемые в сфере поддержания законности и правопорядка);
проведения лекций, семинаров, конференций;
выступлений в СМИ;
создания и оформления кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, другой наглядной информации;
проведения тематических занятий в системе повышения квалификации и в других формах профессиональной подготовки.
Правовая пропаганда осуществляется всеми структурными подразделениями органа, организации, подразделения в пределах их компетенции, с привлечением ведущих ученых и специалистов, образовательных и научных организаций МВД России.
Утверждены Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
Президент утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Полный текст документа:
1. Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.
2. Настоящими Основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее – государственная политика).
3. Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
4. Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого её гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.
5. Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики.
6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнёрства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики.
7. Государство создаёт условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
9. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.
II. Основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознания граждан
10. В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.
12. На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;
9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
III. Принципы государственной политики
13. Государственная политика формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:
4) взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;
5) обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;
6) соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества;
7) возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счёт средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнёрства.
IV. Цели и основные направления государственной политики
14. Целями государственной политики являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
15. Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
V. Меры государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения
16. Мерами государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения являются:
1) совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан;
2) создание нормативно-правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики; совершенствование процесса нормотворчества, повышение качества нормативных правовых актов;
3) организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;
4) обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;
5) обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами;
6) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;
7) развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса.
VI. Меры государственной политики по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов
17. Мерами государственной политики по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов являются:
1) содействие приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;
2) совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, повышение их квалификации и дополнительное обучение, направленное на совершенствование правовой культуры;
3) устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга;
4) совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств, внедрение практики электронных торгов по реализации арестованного имущества и оптимизация системы его оценки, обеспечение законности и прозрачности деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;
5) разработка и реализация программ участия государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания в сферах деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов; апробация новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и преступности на основе распространения положительного опыта работы правоохранительных органов в этой сфере;
6) разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов, о видах и формах оказания населению юридических услуг; проведение устных и письменных юридических консультаций для граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; обеспечение доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе путём размещения этой информации на официальных интернет-сайтах;
7) расширение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной деятельности и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.
VII. Меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров
18. Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:
1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;
4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;
5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;
6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;
7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;
8) распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.
VIII. Меры государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности
19. Мерами государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности являются:
1) распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;
2) создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов;
3) введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду;
4) постоянное пополнение за счёт целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы.
IX. Меры государственной политики по поддержке институтов гражданского общества
20. Мерами государственной политики по поддержке институтов гражданского общества являются выделение грантов и использование государством иных мер материального содействия, а также нематериального поощрения негосударственных организаций, создающих и развивающих негосударственные формы правового просвещения и повышения правовой грамотности и правосознания граждан, информирования и юридической помощи за счёт собственных средств на условиях социального партнёрства, а также содействующих реализации государственной политики в вопросах повышения правовой культуры и формирования правосознания граждан.
X. Меры государственной политики организационного и методического характера
21. Мерами государственной политики организационного и методического характера являются:
1) обеспечение координации деятельности и взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, а также институтов гражданского общества и конфессий при реализации настоящих Основ;
2) определение задач и полномочий государственных и муниципальных органов, а также стандартов качества оказываемых ими услуг, механизма контроля в данной сфере;
3) разработка и осуществление программ государственных и муниципальных органов по реализации государственной политики;
4) научное и методическое обеспечение реализации государственной политики с использованием разработок в области психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук;
5) выработка форм взаимодействия участников реализации государственной политики с конфессиями;
6) создание системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики.
22. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в осуществлении мероприятий, проводимых при реализации государственной политики, используя средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
23. Для финансирования разработки информационных, методических материалов и осуществления иных мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан могут использоваться гранты. В целях реализации государственной политики поощряется использование средств юридических и физических лиц на основе государственно-частного партнёрства.