православный храм в турции сделали мечетью

православный храм в турции сделали мечетью. 342792.p. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-342792.p. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка 342792.p.

Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Насколько ожидаемым было решение Госсовета Турции о статусе Святой Софии?

— Оно было ожидаемым, потому что уже неоднократно анонсировалось. Но все-таки до последнего момента мы надеялись, что власти Турции пересмотрят это готовившееся решение, и с большим сожалением, с большой болью воспринимаем то, что оно сегодня было принято.

— Как Вы считаете, оно может повлиять на отношения Турции с христианским миром?

— Думаю, что принятое решение, безусловно, повлияет на взаимоотношения этой страны с христианским миром, потому что неоднократно, даже в самые последние дни, мы слышали голоса христианских лидеров, которые призывали власти Турции остановиться. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии. Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом.

В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними? Как известно, когда этот храм впервые превратили в мечеть, большинство мозаичных изображений было сбито молотками, и лишь небольшая часть из них сохранилась под штукатуркой. Так что же будет с этими мозаиками — их собьют, их замажут штукатуркой либо каким-то иным образом скроют от глаз тех мусульман, которые будут молиться в этом месте? Эти и многие другие вопросы задают сейчас православные христиане по всему миру.

— Как Вы считаете, удастся ли в текущей ситуации сохранить какой-нибудь компромисс по статусу Святой Софии? Может быть, получится договориться, что музей сохранится, а в определенные дни можно будет проводить служения как в мечети…

— Мне кажется, что турецкие власти сделали все, чтобы показать: они не желают идти на компромисс, не хотят слушать голоса, которые раздаются со стороны. Неоднократно заявлялось о том, что статус Святой Софии — это внутренне дело Турции и страна сама решает, что делать с этим храмом. Поэтому сейчас очевидно, что Турция не захотела идти на компромисс, не пожелала услышать голоса христианских лидеров и политических деятелей, которые призывали не предпринимать этот шаг. Как известно, вслед за заявлением Святейшего Патриарха Кирилла с обращением выступила Государственная Дума Российской Федерации, но оно также было проигнорировано.

— Только не до конца понятно, чем же вызвано такое упорство властей Турции, которые отказываются слышать, что говорят в мире…

— Здесь, наверное, стоит сказать о том, что в Турции существует радикальный исламизм, который оказывает все более и более существенное влияние на политику этого государства. Когда в 1934 году Мустафа Кемаль Ататюрк принимал решение о музейном статусе храма Святой Софии, его целью было превращение Турции в светское государство, символом которого и стал музейный статус Святой Софии.

Сегодняшнее решение, несомненно, принято под влиянием радикальных исламистов, которые набирают силу в современной Турции. Полагаю, мы не должны входить в дискуссию относительно внутреннего положения этой страны, однако очевидно, что сегодняшнее решение скажется негативным образом и на отношении нашего народа к турецкому народу, и на межрелигиозных отношениях.

— Будет ли Русская Православная Церковь инициировать обсуждение этого вопроса со всеми Поместными Православными Церквами, а также с турецкими властями?

— Думаю, заявление, которое сделал Святейший Патриарх Кирилл, достаточно красноречиво говорит о позиции Русской Православной Церкви.

На протяжении уже целого ряда лет у нас существует диалог с Управлением по делам религий Турции, а именно в ведение этого учреждения Госсовет Турецкой Республики передал сейчас храм Святой Софии. Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены.

Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия. Этот нейтральный статус в большей или меньшей степени всех устраивал как некий компромисс, и то, что сейчас компромисс оказался нарушен, воспринимается как возвращение ко временам Средневековья, как напоминание о тех бедствиях, которые пережили православные народы под турецким владычеством.

Еще раз повторю: в православном и в целом христианском мире это решение турецких властей воспринимается с большой скорбью.

— Ситуация с храмом Святой Софии — это, конечно, вопрос религиозный, но складывается впечатление, что он также и политический…

— Это очевидно политический вопрос, потому что речь идет о решении турецких властей, которое ориентировано, прежде всего, на население Турции. Но печально, что были проигнорированы позиции других государств, мнения политических лидеров, что этим решением была нанесена рана христианско-мусульманским отношениям, что вновь вызывает большое беспокойство будущее храма Святой Софии. Например, мы знаем, что в мечетях запрещены всякие изображения — так что же произойдет с бесценными мозаиками, которые там сохранились? На них изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, кроме того, там имеются изображения некоторых представителей византийской истории. Куда все это денется? Продолжится ли доступ к этим мозаикам, будут ли они открыты для посетителей? Сохранятся ли они вообще?

Святая София для нас остается и останется храмом. И то, что он вновь превращен в мечеть, — это очень печальное событие.

Источник

Собор Святой Софии в Стамбуле официально стал мечетью Его считали главной православной святыней. Судьба легендарных византийских фресок неизвестна

Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. По нынешней официальной позиции Анкары, храм был собственностью Султана Мехмеда Фатиха, который затем передал его в вакф — мусульманский фонд, а имуществом этой организации министры не имели права распоряжаться. Более того, под вопрос ставят подлинность подписи основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка на документе о музейном статусе.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. Как ожидается, глава государства выступит в прямом эфире с обращением по этому вопросу.
Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула. Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги.

православный храм в турции сделали мечетью. pic 7a463db5d8217c2a96ee463ba4859c0b. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-pic 7a463db5d8217c2a96ee463ba4859c0b. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка pic 7a463db5d8217c2a96ee463ba4859c0b.

Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов.
Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей.

православный храм в турции сделали мечетью. pic 5380fe782a16c67f8dc889a9f7a7ee02. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-pic 5380fe782a16c67f8dc889a9f7a7ee02. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка pic 5380fe782a16c67f8dc889a9f7a7ee02.

Представитель РПЦ Андрей Ткачев сравнил превращение храма в мечеть с пожаром в соборе Парижской Богоматери. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих.
Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами.

православный храм в турции сделали мечетью. pic 1180ffcee804f7810f588da9241afdc7. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-pic 1180ffcee804f7810f588da9241afdc7. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка pic 1180ffcee804f7810f588da9241afdc7.

На критику из других стран турецкие власти отвечали однозначно: это внутреннее дело государства, и судьбу Святой Софии должно решать население — а большинство турок поддерживает решение о превращении ее в мечеть. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента.
Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля.
Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем.

Собор был достроен и освящен в 537 году — более 1,5 тысячи лет назад — и долгое время являлся крупнейшей в мире христианской святыней. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали.

Кемаль Ататюрк последовательно выстраивал светское государство, стараясь отделять ислам от политики. По его личному указанию собор получил музейный статус. После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи.

Источник

«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть

православный храм в турции сделали мечетью. photo 1569110462378 8bef8f4d9241. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-photo 1569110462378 8bef8f4d9241. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка photo 1569110462378 8bef8f4d9241.

Собор Святой Софии — бывший патриарший православный храм, построенный в VI веке нашей эры. До завоевания Константинополя собор был центром православного христианства. После покорения города османами в 1453 году собор был превращен в мечеть. В 1935 году решением основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка храм преобразовали в музей. С 1985 года собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но в начале июня 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть. Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран.

Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган.

Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней.

Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля.

православный храм в турции сделали мечетью. photo 1588873569720 2c0d93b82cf5 1. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-photo 1588873569720 2c0d93b82cf5 1. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка photo 1588873569720 2c0d93b82cf5 1.

Вид на Святую Софию. Фото: unsplash.com

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что «угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит — и нашей духовности и истории».

«Построенный в VI веке в честь Христа Спасителя, этот храм много значит для всего Православия. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл.

«Мозаичные иконы уже были замазаны известью»

Алексей Лидов, византолог, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, академик Российской академии художеств:

православный храм в турции сделали мечетью. a.m. lidov na sinae ryadom s ikonoy hrista pantokratora vi v 11 240x340 1. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-a.m. lidov na sinae ryadom s ikonoy hrista pantokratora vi v 11 240x340 1. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка a.m. lidov na sinae ryadom s ikonoy hrista pantokratora vi v 11 240x340 1.

— Храм Святой Софии находится на территории Турции, и вроде бы турки имеют полное право использовать для богослужебных целей храм, который почти 500 лет был мечетью. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда.

Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке. Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности. В таком качестве он просуществовал более 900 лет.

Важнейшее символическое значение храма понимали и турки. Когда они захватили Константинополь в 1453 году, первое, что сделал Мехмед II Завоеватель — превратил Святую Софию в мечеть, и это был очевидный символический жест.

Эти смыслы учитывает сегодня и президент Эрдоган, который возвращает Святой Софии статус мечети, игнорируя ее без малого столетнее пребывание в качестве музея. Он создает некое тройное послание.

Во-первых, послание, адресованное мусульманам Турции, которые в значительной степени поддерживают превращение Святой Софии в мечеть, несмотря на очевидные политические, экономические, культурные и иные убытки — именно как знак победы над христианским миром.

Никакой практической необходимости в создании в центре Стамбула такой мечети просто не существует. Совсем рядом со Святой Софией была выстроена знаменитая Голубая мечеть. Она была создана, как и большинство мечетей в Турции, по образцу Святой Софии — настолько сильное впечатление на мусульманских архитекторов произвело это творение эпохи Юстиниана. Кроме Голубой мечети вокруг много больших и малых мечетей. Так что это символический жест, а также попытка заручиться дополнительными очками накануне скорых выборов.

православный храм в турции сделали мечетью. pf chim 120565. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-pf chim 120565. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка pf chim 120565.

Вид на Святую Софию и Голубую мечеть. Фото: rawpixel.com

Во-вторых, послание адресовано в целом мусульманскому миру, где возвращением Святой Софии Эрдоган хочет утвердить свой статус в качестве «султана» мусульманских стран Средиземноморья. Он уже давно позиционирует себя как главный лидер этого мира и многие свои внешнеполитические жесты соизмеряет с этим статусом.

Обращение Святой Софии в мечеть — это символ и некое утверждение, кто в доме хозяин.

Также это и жест, обращенный в сторону христианского мира, Европы и всех международных институтов, которые категорически против этого акта. Они все прекрасно понимают, что это не какая-то частность, не какой-то сюжет, связанный с обращением конкретного музея в действующее богослужебное пространство. А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой.

Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго.

православный храм в турции сделали мечетью. Aya Sofia. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-Aya Sofia. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка Aya Sofia.

Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями.

Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации. Главный христианский храм, причем не только в православном мире.

Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием.

Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен.

православный храм в турции сделали мечетью. photo 1516275860772 794f83076e30. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-photo 1516275860772 794f83076e30. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка photo 1516275860772 794f83076e30.

Своды Святой Софии. Фото: unsplash.com

Мозаики усиливали звучание храма как пространственной иконы. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни.

Да, световое оформление останется, даже если музей превратится в мечеть. Но посещение храма будет ограничено мусульманскими службами, также некоторые его части останутся закрыты. Поскольку это будет действующая мечеть, каким-то образом придется закрыть (убрать со стен) византийские мозаичные иконы.

Во времена Османской империи эти мозаики были замазаны белой известью, не всегда аккуратно. Потому русские путешественники и исследователи XIX века, например, пытались их увидеть. Никодим Павлович Кондаков, великий историк византийского искусства, когда попадал в Святую Софию, которая была действующей мечетью, видел некие размытые силуэты и лишь пробовал догадаться, какие сюжеты там могли быть изображены.

православный храм в турции сделали мечетью. hagia sophia southwestern entrance mosaics 2. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-hagia sophia southwestern entrance mosaics 2. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка hagia sophia southwestern entrance mosaics 2.

православный храм в турции сделали мечетью. hagia sophia imperial gate mosaic 2. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-hagia sophia imperial gate mosaic 2. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка hagia sophia imperial gate mosaic 2.

Фактически эти мозаики явились миру в результате реставрационных работ, которые в 1930-х годах проводились под руководством американского византолога и мецената Томаса Уиттмора, который не только оплатил их, но и подробно опубликовал материалы исследований. Серьезное изучение Софии Константинопольской началось именно после этих открытий, в которых участвовали ведущие византологи того времени, в числе которых был выдающийся русский ученый, эмигрант Анатолий Фролов. Это было грандиозное событие в науке, которое завершилось переводом Святой Софии в статус музея.

Теперь — обратный отсчет…

православный храм в турции сделали мечетью. photo 1516276733739 6bb442b17a1f. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-photo 1516276733739 6bb442b17a1f. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка photo 1516276733739 6bb442b17a1f.

Убранство Святой Софии. Фото: unsplash.com

Да, храм можно увидеть и в качестве мечети — такое происходит не в первый раз. Вспомним храм Святой Софии в Трапезунде, с 1964 года функционировавший как музей и семь лет назад демонстративно превращенный в мечеть. И мы знаем последствия — этот храм расписан замечательными фресками XIII века. Сегодня часть этих фресок — в нартексе — еще можно рассмотреть, но все, что внутри храма — перекрыто потолком-пологом. И фрески, находящиеся в куполе, в подкупольной зоне, увидеть нельзя.

Так что и памятник — храм Святой Софии, став мечетью, потеряет большую часть своей научной значимости. Скорее всего, встанет вопрос о выведении памятника в силу грубого нарушения условий хранения из списка ЮНЕСКО. Это не говоря о других убытках, которые понесет турецкая культура и турецкое государство.

Сегодня вход в Святую Софию стоит 15 евро, в течение года ее посещают более 4 миллионов человек. Так что убытки будут серьезными, и это не говоря о косвенных последствиях для туризма в целом: многие стремятся приехать в Стамбул именно для того, чтобы увидеть Святую Софию.

православный храм в турции сделали мечетью. hagia sophia 2019 07 08 15 1. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-hagia sophia 2019 07 08 15 1. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка hagia sophia 2019 07 08 15 1.

Святая София — одна из главных архитектурных достопримечательностей Турции. Фото: MojNews / Wikimedia commons

Думаю, турецкие власти все это понимают, но политические дивиденды перевешивают все остальное. Они долго доставали эту карту из рукава, показывая краешек, регулярно, по крайней мере последние четыре года, говоря о планах превратить музей в мечеть. Сейчас они готовы привести угрозу в действие.

Мы на пороге того, что практически всем цивилизованным миром воспринимается как «культурная катастрофа» с непредсказуемыми последствиями.

«Власти Турции отвлекают внимание от экономики»

Александр Васильев, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Международного российско-турецкого центра РГГУ:

православный храм в турции сделали мечетью. unnamed 23. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-unnamed 23. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка unnamed 23.

— Разговоры о том, чтобы превратить Святую Софию в мечеть, велись достаточно давно, и это одно из обещаний президента Эрдогана, которое он озвучивал еще несколько лет назад. Сегодня для него крайне важно выполнить это обещание.

Во время военного переворота в 2016 году мы увидели, что он делает ставку именно на мусульманскую часть населения. И именно тогда призыв к массам населения, преимущественно исламизированным и молодым, сыграл свою роль в провале переворота и победе Эрдогана. Сейчас ситуация в стране не очень простая — экономика терпит серьезные убытки, из-за коронавируса срывается туристический сезон. Поэтому президенту крайне важно выполнить ранее данные обещания.

Его предложение вновь обратить Святую Софию в мечеть — ход, который призван отвлечь внимание от экономических проблем, поднять свой рейтинг и вернуть пошатнувшийся престиж правящей партии.

Это важно еще и потому, что, как показывает новейшая история, избиратель, турецкий гражданин голосовал в основном за экономические успехи. Именно благодаря экономической программе правящая партия получала народную поддержку. Сейчас мы видим, что те антикризисные меры, которые приняты в связи с пандемией, мировым экономическим кризисом, — недостаточны, они критикуются частью турецких бизнесменов как недостаточные.

Да, мы видим, что Турция все больше и больше исламизируется. И само решение о Святой Софии — очередной маркер того, что страна из светской витрины успешной модернизации все больше и больше превращается в традиционное мусульманское государство. Это, прежде всего, пугает партнеров Турции по НАТО, страны Запада.

православный храм в турции сделали мечетью. 36690349 10155932839753577 8043007422098309120 o. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-36690349 10155932839753577 8043007422098309120 o. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка 36690349 10155932839753577 8043007422098309120 o.

Эрдоган отходит от проевропейской политики Ататюрка. Фото: Recep Tayyip Erdoğan / Facebook

Турция постепенно теряет свой европейский лоск, все больше превращается в плохо контролируемую со стороны, преимущественно исламизированную страну. Все больше отходит от тех западных стандартов, которые когда-то турки очень активно пытались внедрять, надеясь на прием в Евросоюз.

В итоге получается, что политика, религия, наука, искусство сильно переплетаются и во многом зависят именно от политических отношений между странами, в том числе турецко-российских отношений. Если раньше мы видели, что экономика и отчасти культура оказывались важным связующим звеном, которое препятствовало полному разрыву отношений, сейчас мы видим, что они во многом стали заложниками политической ситуации.

православный храм в турции сделали мечетью. 15273. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-15273. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка 15273.

Так что если говорить о научных, археологических работах, исследованиях древних памятников на территории Турции, то они сегодня серьезно затруднены, особенно для англичан, французов, немцев в силу того политического негатива, который есть в отношениях с Западом. Если же наши ученые захотят проводить какие-то исследования, то, скорее всего, турецкая сторона потребует аналогичного шага от нас в мусульманских районах России.

Когда-то Ататюрк принял важное решение, превратив Святую Софию в музей. Но я хотел бы сказать, что и до этого Святая София использовалась не столько как мечеть, сколько как хранилище для документов бывшей столицы Османской империи.

Наследие Ататюрка до 2016 года, до переворота, достаточно активно переоценивалось, появлялись недоступные ранее мемуары его соратников, где они во многом критиковали его методы и действия. Правящая партия взяла достаточно откровенный курс на некоторое развенчание культа личности Мустафы Кемаля. Но неудавшийся военный переворот изменил ситуацию, стало понятно, что Ататюрк, при всех его недостатках, выполнил важную задачу — сохранил Турцию, создал турецкое национальное государство и, по сути, победил в антиимпериалистической борьбе. И сейчас его наследие уже не подвергается такой рьяной переоценке, как, например, в середине 2000-х.

Если же говорить о Святой Софии как памятнике мирового значения, то она ничего не потеряет, став действующей мечетью.

Я часто бываю в Турции, в разных городах, и мне вспоминается пример храма Святой Софии в Трапезунде. Там тоже сохранились фрески, и тоже некоторое время церковь была музеем. Велись ожесточенные споры, следует ли ее превратить в мечеть, после которых она все-таки получила этот статус.

Но там было найдено очень интересное организационно-техническое решение. В центре храма щитами было огорожено пространство для тех, кто хочет совершить намаз, а между этими щитами и стенами церкви была оставлена своеобразная галерея, по которой даже в часы намаза туристы могли зайти в церковь и насладиться образцами византийского искусства. То есть и доходы удалось сохранить, и требования мусульман выполнить.

православный храм в турции сделали мечетью. 2880px ayasofya panoramio 2. православный храм в турции сделали мечетью фото. православный храм в турции сделали мечетью-2880px ayasofya panoramio 2. картинка православный храм в турции сделали мечетью. картинка 2880px ayasofya panoramio 2.

Храм Святой Софии в Трапезунде. Фото: Korkut Tas / Wikimedia commons

Думаю, нечто подобное можно сделать и в Святой Софии в Стамбуле. Тем более что это важный объект туристической инфраструктуры, который генерирует большой объем прибыли. И превращать его полностью в мечеть, отказываясь от посещения туристами, в нынешней экономической ситуации просто нецелесообразно.

На мой взгляд, будет разработана какая-то схема, тем более что не мусульманину в Турции заходить в мечети не возбраняется, за исключением времени намаза. Как правило, на большинстве мечетей висят электронные табло, где указывается время намаза.

Так что не думаю, что перед нами — глобальная вселенская проблема.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *