православные храмы и комплексы пособие по проектированию и строительству
Православные храмы и комплексы пособие по проектированию и строительству
Год издания: 2003
Автор: Автор-составитель – главный составитель АХЦ «Арххрам» М.Ю. Кеслер.
Примечание: Дополнение к СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»
Язык: Русский
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Описание: Описание: В 2000 г. введен в действие свод правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром «Арххрам» разработано Пособие в трех томах «Православные храмы». Первый том «Идея и образ» представляет собой сборник отдельных статей и заметок разных авторов о христианском и, в частности, русском храмостроительстве и тенденциях его развития. В нем впервые собраны воедино мысли о храме, его значении, архитектуре и символике, высказанные различными авторами, начиная от святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Проблемы истории и теории храмостроительства освещаются как с сугубо церковной точки зрения, так и с точки зрения светской науки. Данный материал служит основой для решения проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции. Второй том «Православные храмы и комплексы» является пособием по проектированию и строительству храмов. Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, содержит рекомендации по архитектурно-строительным и инженерным решениям, убранству храмов, развеске колоколов, порядку разработки, согласования и составу проектной документации и другие разделы, сопровождаемые иллюстративным материалом. В третьем томе «Примеры архитектурно-строительных решений» представлен дополнительный графический и иллюстративный материал, включающий следующие разделы: русское храмостроительство XI—XX вв.; проекты и постройки православных храмов рубежа XIX—XX вв.; современные проекты и постройки деревянных и каменных храмов, часовен, храмовых комплексов; примеры решений архитектурных элементов и конструкций, внутренней декорации и убранства храмов.
Трехтомник «Православные храмы» предназначен как для специалистов в области храмостроительства, так и для широкого круга читателей. Представленный материал дает дополнительные знания профессиональным архитекторам и строителям, студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов, может быть использован для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях.
Православные храмы и комплексы пособие по проектированию и строительству
Orthodox temples. Rules of architectural design
Дата введения 2018-06-23
Предисловие
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Введение
Свод правил «Храмы православные. Правила проектирования» разработан с учетом требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в развитие СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» и на основе СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов».
Требования настоящего свода правил направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, на обеспечение применения единых методов определения эксплуатационных характеристик.
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений и комплексов православных храмов, а также помещений домовых церквей, встроенных в здания другого назначения.
Проектирование монастырских комплексов, миссий и епархиальных центров следует проводить в соответствии с утвержденными заданиями на проектирование с учетом требований [1], [2] и настоящего свода правил.
Настоящий свод правил не распространяется на храмы, отнесенные в установленном порядке к объектам культурного наследия.
Настоящий свод правил не распространяется на храмы, временно размещаемые в сборно-разборных и других аналогичных зданиях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)
СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, 2)
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»
СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»
СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003* Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»
СП 76.13330.2016 «СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства»
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, 2)
СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменением N 2)
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменениями N 1, 2)
СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 257.1325800.2016 Здания гостиниц. Правила проектирования
СанПиН 2.1.2882-11 Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения
СанПиН 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 алтарь: Главное помещение храма, ориентированное на восток, отделенное иконостасом и находящееся на возвышении по отношению к уровню пола остальных частей храма.
3.2 амвон: Часть солеи, выступающая в центр храма перед Царскими вратами.
3.3 апсида: Восточная сторона (стена) алтаря с полукруглой, многогранной либо усложненной формой плана, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
2 В трехчастной апсиде могут располагаться собственно алтарь, ризница и жертвенник.
3.4 барабан: Завершающая часть храма цилиндрической или многогранной формы, несущая главу, купол или сомкнутый свод; в большинстве случаев имеет световые проемы.
3.5 глава: Завершение барабана в форме «шлема» или «луковицы» с яблоком и крестом.
3.6 голосники (резонаторы): Небольшие камеры или глиняные сосуды, размещаемые в верхней части стен храма и открытые внутрь помещения для усиления звука.
3.7 Горнее место: Выступающая часть алтарной апсиды, где на возвышении располагается место архиерея.
3.8 гульбище: Открытый или крытый обход в виде галереи, окружающей здание храма с трех сторон, кроме восточной, расположенный на уровне второго этажа.
3.9 журавец: Каждый из элементов каркаса главы, крепящийся к центральному столпу, несущему крест, в виде деревянного шаблона с абрисом поверхности вращения главы.
3.10 закомара: Завершение верхней части прясла полукруглой или килевидной формы на наружной стене храма; обычно соответствует форме внутреннего свода; может быть декоративной.
3.11 звонница: Отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом в его западной части сооружение с открытыми проемами, предназначенное для размещения колоколов (как правило, не имеет башнеобразного завершения), или плоская стенка с проемами, размещенными ярусами для подвешивания колоколов.
3.14 кафедральный собор: Городской храм, в котором находится кафедра архиерея.
3.15 клирос: Боковая часть солеи (обычно северная), предназначенная для церковного клира (хора певчих и чтецов).
3.16 кокошник: Декоративный элемент или ложная закомара полукруглой, трехцентровой, килевидной или двухскатной формы со сложной профилировкой; служит для завершения прясел стен, оконных проемов, обрамления оснований барабанов, шатров, для наружного оформления сопряжения сводчатой конструкции в виде горки кокошников.
3.17 колокольня: Отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное сооружение в виде высокой многоярусной башни, предназначенное для подвешивания колоколов, с шатровым завершением и главкой, имеет открытые проемы (слухи).
3.18 крещальня: Здание (или помещение), завершаемое куполом с крестом, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем таинства Крещения.
3.19 купол: Полусферическое покрытие здания (или его части) круглой, квадратной или многогранной формы. Куполами являются и наружные покрытия храмов формы «шлем» или «луковица».
3.20 луковица: Форма купола в виде шарового сегмента, высота которого равна не более трех четвертей диаметра восстановленной сферы.
3.21 микроклимат храма: Состояние внутренней среды, характеризуемое показателями температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава внутреннего воздуха, обеспечиваемое системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (при необходимости), а также теплозащитными показателями наружных ограждающих конструкций.
3.22 надвратная церковь: Храм, расположенный над воротами монастырских стен или церковной ограды.
3.23 неф (корабль): Средняя часть храма, вытянутая в длину с востока на запад, ограниченная от боковых нефов колоннадами, аркадами или столпами.
3.24 паникадило: Крупная люстра с более чем 12 светильниками, подвешиваемая в центре средней части храма.
3.25 паперть: Широкое открытое крыльцо (иногда с навесом) или галерея, устроенная перед входом в храм (внешний притвор).
Православные храмы и комплексы пособие по проектированию и строительству
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ
Опубликовано 08.04.2011 в рубрике Учебные пособия и материалы » Религиоведение |
Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к сп 31-103-99) МДС 31-9.2003 | |
В 2000 г. введен в действие свод правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром «Арххрам» разработано Пособие в трех томах «Православные храмы». Первый том «Идея и образ» представляет собой сборник отдельных статей и заметок разных авторов о христианском и, в частности, русском храмостроительстве и тенденциях его развития. В нем впервые собраны воедино мысли о храме, его значении, архитектуре и символике, высказанные различными авторами, начиная от святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Проблемы истории и теории храмостроительства освещаются как с сугубо церковной точки зрения, так и с точки зрения светской науки. Данный материал служит основой для решения проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции. Второй том «Православные храмы и комплексы» является пособием по проектированию и строительству храмов. Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, содержит рекомендации по архитектурно-строительным и инженерным решениям, убранству храмов, развеске колоколов, порядку разработки, согласования и составу проектной документации и другие разделы, сопровождаемые иллюстративным материалом. В третьем томе «Примеры архитектурно-строительных решений» представлен дополнительный графический и иллюстративный материал, включающий следующие разделы: русское храмостроительство XI-XX вв.; проекты и постройки православных храмов рубежа XIX-XX вв.; современные проекты и постройки деревянных и каменных храмов, часовен, храмовых комплексов; примеры решений архитектурных элементов и конструкций, внутренней декорации и убранства храмов. Трехтомник «Православные храмы» предназначен как для специалистов в области храмостроительства, так и для широкого круга читателей. Представленный материал дает дополнительные знания профессиональным архитекторам и строителям, студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов, может быть использован для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях. Том 1 Том 2 Том 3 LiveInternetLiveInternet—Цитатники одолеть того врага придется только нам самим. Аннотация. В статье рассматривается вопрос изучения родословной Президента России Владим. Очень простая печь для походов,приготовления пищи на даче,отопления теплиц и прочих непредвиденных с. Очень люблю вещи, которые одновременно объединяют в себе две черты — привлекательность. —Метки—Рубрики—Музыка—Всегда под рукой—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—СтатистикаМДС 31-9.2003. Православные храмы. Том 1-3. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99В 2000 г. введен в действие свод правил СП 21-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчётные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром «Арххрам» разработано Пособие в трех томах «Православные храмы». Первый том«Идея и образ» представляют собой сборник отдельных статей и заметок разных авторов о христианском и, в частности, Русском храмостроительстве и тенденциях его развития. В нем впервые собраны воедино мысли о храме, его значении, архитектуре и символике, высказанные различными авторами, начиная от святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Проблемы истории и теории храмостроительства освещаются как с сугубо церковной точки зрения, так и с точки зрения светской науки. Данный материал служит основой для решения проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции. Второй том«Православные храмы и комплексы» являются пособием по проектированию и строительству храмов. Он посвящён как общим принципом так и практической стороне храмостроительства, содержит рекомендации по архитектурно-строительным и инженерным решениям, убранству храмов, развеске колоколов, порядку разработки, согласования и составу проектной документации и другие разделы, сопровождаемые иллюстративным материалом. Читать: МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 1. Идея и образ: МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99: МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 3. Примеры архитектурно-строительных решений: МДС 31-9.2003. Православные храмы. Том 1. Идея и образ МДС 31-9.2003. Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99 МДС 31-9.2003. Православные храмы. Том 3. Примеры архитектурно-строительных решений Процитировано 1 раз МДС 31-9.2003 «Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99» Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ И КОМПЛЕКСЫ ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ В 2000 г. введен в действие свод правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром «Арххрам» разработано Пособие в трех томах «Православные храмы». Первый том «Идея и образ» представляет собой сборник отдельных статей и заметок разных авторов о христианском и, в частности, русском храмостроительстве и тенденциях его развития. В нем впервые собраны воедино мысли о храме, его значении, архитектуре и символике, высказанные различными авторами, начиная от святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Проблемы истории и теории храмостроительства освещаются как с сугубо церковной точки зрения, так и с точки зрения светской науки. Данный материал служит основой для решения проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции. Второй том «Православные храмы и комплексы» является пособием по проектированию и строительству храмов. Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, содержит рекомендации по архитектурно-строительным и инженерным решениям, убранству храмов, развеске колоколов, порядку разработки, согласования и составу проектной документации и другие разделы, сопровождаемые иллюстративным материалом. В третьем томе «Примеры архитектурно-строительных решений» представлен дополнительный графический и иллюстративный материал, включающий следующие разделы: современные проекты и постройки деревянных и каменных храмов, часовен, храмовых комплексов; примеры решений архитектурных элементов и конструкций, внутренней декорации и убранства храмов. Трехтомник «Православные храмы» предназначен как для специалистов в области храмостроительства, так и для широкого круга читателей. Представленный материал дает дополнительные знания профессиональным архитекторам и строителям, студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов, может быть использован для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях. ВВЕДЕНИЕСтроительство православных храмов в России вновь обрело гражданские права. Перемены, произошедшие в 80-х годах в жизни и религиозном сознании людей, привели к необходимости массового строительства новых храмов, в основном православных, традиционно являющихся доминантами застройки городов и других населенных пунктов. Однако семидесятилетний перерыв сказался на отсутствии подготовки специалистов в такой специфической области, как храмостроительство. Настоящее Пособие дает дополнительные знания как профессиональным архитекторам и строителям, так и студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов. Пособие может быть использовано для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов и комплексов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях. В 2000 г. был издан СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», охватывающий примерно тот же круг вопросов. Однако, поскольку тот документ был нормативного характера, в данном издании потребовалась известная переработка, дополнение текстового и, главное, иллюстративного материала, внесение иной последовательности и иного языка изложения. От проектировщика, занимающегося храмостроительством, требуется овладение многими специальными знаниями как теоретического, в том числе богословского, так и практического, прикладного характера. В соответствии с этим отдельные разделы Пособия посвящены как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, в том числе проектированию, строительству и обустройству храма. Специфической особенностью храмостроительного искусства и творчества является необходимость их подчинения каноническим церковным требованиям, основанным на православной догматике и храмостроительной традиции. В Пособии даны понятия о смысле и назначении православных храмов, краткое изложение происхождения, становления и развития русской храмовой архитектуры в связи с изменением духовности и эстетических воззрений общества. Анализ основных этапов развития архитектуры русских православных храмов должен помочь увидеть в них не только произведения архитектуры какого-то исторического периода и архитектурного стиля, но в первую очередь сооружения, архитектура которых в той или иной степени отвечала богословскому содержанию храма. Эти знания необходимы архитектору для осознанного поиска среди «образцов» архитектурной формы, в наибольшей степени соответствующей церковным требованиям и церковной традиции. Особенностью архитектурного проектирования храмов является необходимость выражения средствами архитектурной композиции сакрального значения храма, христианской идеи. Архитектурные формы храма целиком символичны, поэтому в Пособии большое внимание уделено разъяснению символики пространства, элементов и форм храмов. В Пособии отражены вопросы проектирования и строительства вновь сооружаемых и реконструируемых зданий православных храмов, часовен, звонниц, помещений домовых церквей, зданий вспомогательного назначения, входящих в храмовые комплексы, а также самих комплексов. В их числе вопросы типологии, объемно-планировочных, архитектурно-художественных и конструктивных решений православных храмов, принципы размещения храмов среди застройки и формирования вокруг них комплексов, состоящих из зданий и сооружений вспомогательного и хозяйственного назначения. Сведения по системе декорации, иконостасам и внутреннему убранству православных храмов даны в сжатом изложении, так как служат предметом особой специализации. В разделе, посвященном конструктивным решениям, приведены сведения по конструкциям с использованием основных строительных материалов: камня, дерева и бетона. Большое внимание уделено таким специфическим элементам, как арки, своды, паруса, купола и главки храмов. В разделе инженерных решений православных храмов особое внимание уделено решению вопросов отопления и вентиляции храмов ввиду их неординарной структуры и режима использования. В Пособии приведен порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации. Положения, выделенные полужирным шрифтом, являются обязательными в соответствии с церковными требованиями. При составлении Пособия были использованы нормативные материалы: строительные нормы и правила, своды правил, ГОСТы, материалы проектных организаций, учебные пособия, книжные и журнальные публикации из дореволюционных и современных изданий. 1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВАЦерковность храмостроительного искусства и творчестваИз ветхозаветной истории Церкви мы знаем, что Божий храм существовал и до Рождества Христова и его устройство было задано Самим Богом, но он был лишь приуготовлением к появлению христианского храма. Еще в ветхозаветный период Богом были даны Моисею подробные указания, каким должен быть храм, и призван искусный мастер Веселеил, который воплотил их в строительстве Скинии, которая послужила прообразом новозаветного христианского храма. В ветхозаветном храме Бог нисходил к человеку, отвечал на его молитвы, давал ему указания. Но там не было еще полного, внутреннего общения Бога и человека. С пришествием на землю Христа Спасителя настало время истинного присутствия Бога среди людей, которое должно закончится полным воссоединением Бога и человека, неба и земли в Царстве Небесном. Главная мысль христианской веры, догматическая основа религии заключается в том, что благодаря искупительной крестной жертве Христа, Сына Божия произошло примирение Бога с человеком после его грехопадения, стало возможным преобразование человека, а с ним всего мира: неба, земли, всей твари и возвращение им райского состояния в Царстве Небесном. Однако эта возможность может быть реализована человеком лишь через покаяние, единение с Богом в молитвах и таинствах Церкви и жизнь по Его заповедям. При этом большая роль отводится храму как месту особого пребывания Бога, месту молитвы, вместилищу духовной мудрости. О необходимости почитания Храма как Святыни говорит Священное Писание и православная богослужебная традиция, в том числе молитвословия при основании и освящении храма. Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств. Произведения церковного искусства, в том числе архитектуры, являются каноничными, если они являют представление о горнем мире, которое дает православная догматика. Каноничными могут считаться те архитектурные приемы и формы христианского храма, которые отвечают традиции Церкви, основанной на Откровении и святоотеческом Предании. Канон выражает красоту обоженного мира и частным выражением канона являются традиции, школы, стили. Канон проявляется в частных церковных традициях, но только в их полноте, не замыкаясь на частных, национальных традициях, можно выявить искомый канон. Идея Храма настолько необъятна и многопланова, что в каком-то одном произведении архитектуры выразить ее всю целиком невозможно. Если окинуть взглядом основные мировые, общепризнанные произведения православного церковного зодчества, то можно увидеть в каждом из них какое-то особое, замечательное качество, отличающее их от других и потому ставящее в единый ряд шедевров. Подчас можно проанализировать, за счет чего возникает отношение к ним как к выдающимся произведениям, в том числе по «сумме» отражаемых канонических образов, по пропорциональным отношениям частей и целого и ряду формальных признаков. Но по всем этим признакам и качествам невозможно создать алгоритма получения абсолютно совершенного произведения, ибо это прерогатива Самого Бога, действующего через зодчих, творящих по Его воле. Как неповторим по своей внешности каждый человек, носящий в себе образ Единого Бога, также неповторим и каждый храм, имеющий единую пространственную организацию. Бесконечное разнообразие модификаций архитектуры православных храмов не мешает узнаваемости в каждом из них, к какому бы веку или стране они ни принадлежали, православного начала. Как судят о человеке: «встречают по одежке, а провожают по уму», аналогично можно сказать и о восприятии архитектуры храма. Нарядность внешнего убранства может показаться очень привлекательной и соответствующей необходимому «благолепию» храма, но гораздо более глубокое чувство благодатного воздействия можно получить от тех храмов, облик которых построен на благородной «простоте» гармонично организованных архитектурных форм с использованием неброского, несамодавлеющего декора. Великолепны русские храмы XVII в., однако вспомним такие храмы, как владимирский «Покрова на Нерли», новгородский «Спаса Преображения на Нередице» или звенигородский «Успения на Городке». Христианство дало миру замечательные творения архитектуры, живописи, иконописи и церковной музыки, которые отражали красоту творения Божия, Его Небесного Царства. Видение Небесной Красоты и сотворчество в «синергии» с Богом дали возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В дальнейшем этот опыт видения Неба постепенно заменялся профессиональным творчеством и к Новому времени здание храма стало восприниматься в архитектурной среде скорее как произведение зодчества, отражающее стилистику господствовавшей эстетики. Созидание храма может сравниться с духовным возрастанием человека. Если для спасения требуется неукоснительное соблюдение заповедей Божиих, то и в храмостроительстве необходимо соблюдение каноничности, основанной на догматическом богословии храма. Как в духовном возрастании человека большая роль принадлежит опытному духовнику, так и в храмостроительстве необходимо соблюдение канонической традиции, основанной на опыте предыдущих поколений. И если духовный рост каждого человека зависит от множества конкретных обстоятельств его жизни, то и в процессе созидания храма требуется учет множества факторов и местных условий, которые во многом определяют его архитектуру. Поэтому невозможно дать окончательных рецептов по созданию архитектуры храмов. Это процесс индивидуальный, но требующий от создателей знаний как богословия храма, так и православной храмостроительной традиции. Православный храм и его богослужебная функцияКак правило, храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно «храма» или помещения для молящихся) и притвора (рис. 1). Храм может состоять и из одного помещения, разделенного перегородкой-иконостасом на две части: собственно храм и алтарь, предназначенный только для священнослужителей. По церковной иерархии священнослужители в Православной Церкви делятся на три разряда: архиерей, священник и диакон. Священники в большинстве своем совершают богослужение на приходе в приходских храмах, городских и сельских, больших и малых. Архиерей, управляющий епархией, состоящей из множества приходов, совершает богослужение в городском храме, называемом собором, который бывает, как правило, наиболее вместительным и богато украшенным. Кроме приходских храмов и кафедральных (епископских) соборов, церкви бывают также монастырские, кладбищенские, усадебные, при учреждениях, мемориальные и домовые. Православное богослужение может быть частным или общественным. Рис. 1. Основные части храма Рис. 2. Габаритные схемы размещения молящихся Рис. 3. Нормали мест частных богослужений Постоянных служб всего девять: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг и несколько видоизменяемые в течение недели и года. В современной Православной Церкви практикуются три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы. В предпраздничные дни вечерня и утреня могут объединяться во всенощное бдение. Крестный ход совершается несколько раз в году, в том числе: на Пасху, на Погребение и во время храмовых праздников. Движение клириков и мирян происходит через западный вход вокруг храма против часовой стрелки. Крестный ход совершается с выносом хоругвей, заалтарных образов и икон и имеет остановки с молитвословиями с южной, восточной, северной и западной сторон храма, где должны быть предусмотрены соответствующие расширения круговой дорожки. Движение священнослужителей по храму совершается в зависимости от вида богослужения. Схемы движения и остановок священнослужителей во время вечерни и Литургии приведены на рис. 4. Пути движения священнослужителей и места совершения ими богослужений вне алтаря должны учитываться при расчете площадей для размещения молящихся и вместимости храма. Во время богослужения в произносимых молитвословиях и пении отражается догматика православного вероисповедания, которая зрительно присутствует также в образах храмовой архитектуры и убранства храма. Богослужение вечерни содержит воспоминание о временах Ветхого Завета от сотворения мира до пришествия на землю Спасителя. В молитвословиях, песнопениях и священнодействиях Церковь прославляет Бога за сотворение мира, напоминает о грехопадении прародителей, возбуждает верующих к осознанию грехов и молению перед Богом об их прощении, прославляет оправданных Богом святых. В начале службы священнослужители входят южной дверью в алтарь и облачаются в священные одежды. В воспоминание о творении вселенной, символизируемой храмом, священником совершается круговой обход и каждение фимиамом всего храма. Диакон предшествует ему со свечой в руке. Открытые Царские врата алтаря означают при этом блаженное пребывание человека в Раю до грехопадения Адама и Евы, когда Сам Бог являлся им и беседовал с ними. По окончании каждения храма Царские врата затворяются в напоминание о недоступности Рая для согрешивших прародителей. Диакон, выйдя из алтаря, становится перед затворенными вратами, как некогда Адам перед вратами Рая, и молится Богу. Следующее каждение всего храма служит напоминанием о тех жертвах и курениях фимиама, которые совершались людьми в ветхозаветное время в знак ожидания обещанного Богом Спасителя мира. На всенощном бдении в большие праздники бывает выход священнослужителей для совершения богослужения литии в притвор, где стоят оглашенные и кающиеся, означая тем самым, что Спаситель явился в мир, чтобы привести грешных к покаянию. В конце литии в центре храма освящаются пять хлебов, пшеница, вино и елей. Рис. 4. Схема передвижения священнослужителей при всенощном бдении (а) и Божественной Литургии (б) Утреннее богослужение является продолжением вечернего и касается времени новозаветного: явления Христа в мир, Его проповеди и Воскресения. В продолжение утрени большое значение имеет смена освещения храма. Погашение светильников во время чтения псалмов напоминает о той ночи, во время которой родился Христос, а зажжение светильников знаменует явление Христа, просвещающего всех людей. В храме зажигаются все свечи и паникадило, открываются Царские врата и священник, предшествуемый диаконом со свечой и прислужниками, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму. В центре храма совершается чтение Евангелия, которое выносится диаконом через Царские врата. Далее Евангелие возлагается на аналое для целования. Верующие прикладываются к Евангелию и праздничной иконе, после чего священник помазывает их елеем, благословенным на литии, и раздает освященные кусочки хлеба. В конце всенощной читается 1-й час. В это время свечи гасятся и храм снова погружается в полумрак. В конце Проскомидии (первая часть Литургии) совершается каждение всего храма с выходом священнослужителя из алтаря северными вратами и входом через южные врата. Важными моментами Литургии являются «Малый» и «Великий» входы, во время которых священник выносит Евангелие и Дары через северные врата на солею и далее снова в алтарь через Царские врата. Молящиеся, видя в переносимом Евангелии как бы Самого Иисуса Христа, явившегося в мир на проповедь, поклоняются Ему. Перед чтением Евангелия диакон кадит алтарь, иконостас и молящихся. В конце Литургии оглашенных некрещеные в древности покидали храм. Во время Великого входа на Литургии верных священнослужащие в алтаре подходят к жертвеннику, берут дискос и Чашу и, предваряемые свечой, несут их через северные, а затем через Царские врата на престол. Великий вход напоминает верующим торжественный вход Спасителя в Иерусалим и шествие Его с Крестом на добровольные страдания. После совершения в алтаре священнодействий Царские врата открываются, священник выходит из алтаря на амвон, держа в руках Чашу со Святыми Дарами, которым молящиеся благоговейно поклоняются, как Самому воскресшему Спасителю. Начинается причащение верующих с амвона солеи, во время которого происходит таинственное соединение человека с Богом, а весь храм символизирует собой обновленные небо и землю, Царство Небесное, возвращенный человеку Рай. Приняв Святые Дары, причастники идут в приготовленное место и запивают «теплотой». В конце Литургии молящиеся прикладываются к Кресту и выходят из храма. Если в храме совершаются в один день две Литургии, то они должны совершаться на разных престолах (в разных алтарях храма или на приставном престоле в том же алтаре). В особых случаях разрешается совершать Литургию на переносных антиминсах и престолах в часовнях и других приспособленных зданиях и сооружениях, а также на открытом месте, в том числе с применением инвентарного алтаря в виде палатки. Колокольный звон является неотъемлемой частью православного богослужения. Колокольным звоном начинается и заканчивается служба в церкви, звоном сопровождаются самые важные ее моменты и торжественные шествия с Крестным ходом вокруг храма. Количество колоколов в звоне бывает обычно от 3 до 16. В зависимости от размера и веса колокола делятся на три основные группы: большие (благовестник, полиелейный, славословный); средние (подзвонные или «красные») в количестве от 3 до 8; малые (зазвонные или трельные) в количестве от 2 до 4. В современной практике кроме колоколов применяют и церковные била, представляющие собой подвешиваемые к балкам титановые пластины, звоны в которые производятся специальными ударными инструментами. Символика архитектуры православного храмаАрхитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди еще при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их словам не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании. В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного «Святого Иерусалима» передан в следующих определениях: «. город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16); «. стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18); «. престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3). В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом: квадратная форма плана и кубическая форма объема; трехмастные членения с каждой стороны; центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине; драгоценное убранство (золото, камни), белизна. Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме. Другие символические толкования структуры и элементов православных храмов приведены в табл. 1. Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и соответственно он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе. Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству. В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехмастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения. Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы. Схематическая модель православного храма с символическим смыслом его элементов приведена на рис. 5. В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного. Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся. Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
|