православие иконы пресвятой богородицы
Почему так много икон Богородицы?
О Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа, так или иначе слышали все. В русской православной традиции Святая Дева всегда особо почиталась верующими людьми. К ее заступничеству зачастую в истории прибегали и люди неверующие, и чудесным образом получали просимое. Но почему в Христианстве так много икон, изображающих Богородицу? Разве нельзя молиться перед одним образом, без разных названий, вроде «Владимирская», «Казанская», «Троеручица»…?
Кто такая Пресвятая Богородица?
После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человечество жило в ожидании Мессии, Спасителя. Он должен был искупить людскую цивилизацию от рабства греха. Согласно пророчествам, будущий Искупитель мог появиться от чистой и непорочной, способной на подвиг любви и самоотречения девушки.
Понадобились тысячелетия, прежде чем достойная рождения Богочеловека Иисуса Христа появилась на свет. Родителями избранницы величайшей миссии стали праведные Иоаким и Анна, жители ветхозаветного Израиля.
В три года Марию отдали на воспитание в храм. Ей являлся Архангел Гавриил, сообщая о предстоящей девушке великой миссии.
Чудесным образом, в результате непорочного зачатия, Мария родила Иисуса Христа и стала Богородицей.
Вместе со своим супругом, праведным Иосифом, она воспитывала и оберегала Сына, пока Он не возмужал, и даже присутствовала при крестной смерти Господа. Как Иисус Христос, Богородица воскресла и вознеслась на Небо.
Что такое икона?
В Православной Церкви иконой называется священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Икона является одним из средств познания Бога, помогает сосредоточить внимание на молитве во время богослужения, общего или домашнего. Иконами считаются изображения, выполненные на твердой поверхности, как правило, липовой доске, покрытой левкасом, на которых запечатлены также надписи и знаки.
Догмат об иконопочитании был закреплен на VII Вселенском соборе Православной Церкви в 787 году.
Согласно решению 367 епископов, изображение образов Бога и святых необходимы человеку для воспоминания о первообразе – самом изображенном на иконе святом или событии. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» – гласит постановление святых отцов.
Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?
Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.
Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:
В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.
Какие бывают иконы Богородицы?
Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.
Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта. На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.
К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.
Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская» — наиболее яркие примеры данного типа.
Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.
Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».
А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.
Перед какими иконами и в каких случаях молиться?
Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.
Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации.
В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных образов Божьей Матери. Всего наша христианская традиция знает почти 900 изображений Богородицы.
Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.
О сохранение семьи, благополучных родах и защитниках Отечества
Самой древней русской иконой, сохранившихся до наших дней, является «Владимирская». Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Иисус Христос, Пресвятая Мария и Иосиф Обручник.
На Русь список иконы был передан в XII веке из Византии, а в 1395 году для защиты Москвы от войск Тамерлана святой образ был перевезен в столицу из Владимира. Силы неприятеля отступили, а икона с тех пор стала именоваться «Владимирской». Впоследствии Богородица не раз спасала москвичей от нападения татаро-монгольских войск.
Перед иконой Божьей Матери «Владимирская» молятся с просьбами о помощи в принятии решения, примирения людей, беременности, сохранении семьи, благополучии детей, вразумлении врагов и о защитниках Родины. Образ Богородицы вспоминается Церковью в специально установленные дни: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
Об избавлении от пьянства и наркомании
По преданию в 1878 году отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страдавший недугом пьянства и потерей из-за это способности ходить, увидел сон. Ему явился старец-схимник и направил несчастного в Серпуховский монастырь.
Старец во сне настаивал на службе молебна перед иконой «Неупиваемая чаша», но в монастыре, как оказалось, о подобном образе никто не знал. В результате поисков в ризнице храме была обнаружена икона Богородицы, с обратной стороны которой была нанесена надпись «Неупиваемая чаша».
С тех пор перед иконой и ее списками молятся об исцелении себя или своих близких от недуга пьянства и других греховных зависимостей. Кроме того, перед этим образом верующие просят помощи в благополучии детей, вразумлении потерявших нравственный облик родственников и продаже/покупке недвижимости. День памяти иконы – 5 мая.
Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком
Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке. По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение. Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.
На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.
Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями, а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.
Зачать ребенка, избавиться от блуда и вернуть супруга
В IX веке монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне обрели на берегу моря икону Пресвятой Богородицы, которая поддерживалась огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, увидев во сне Святую Марию, получил от нее указание взять икону. Монах поставил образ в соборе монастыря, но необъяснимым образом на утро его нашли над вратами в обители. Так повторялось несколько раз. Икону оставили над вратами, а назвали в честь монастыря – «Иверской».
В церковном календаре икону вспоминают во вторник Светлой пасхальной седмицы, 25 февраля, 6 мая и 26 октября. У образа люди молятся об избавлении от блудной страсти, возвращении ушедшего супруга, о помощи в зачатии ребенка.
Успешно сдать экзамены и решить проблему
У иконы «Прибавление ума» уже много лет верующие в России традиционно молятся перед началом учебного года и в его конце, как правило, перед сдачей экзаменов, в том числе вступительных испытаний. По преданию образ был написан мастером времен XVII века, пытавшимся разобраться в смысле никоновской реформе. Ему явилась Богородица и заповедала написать Ее образ в таком виде, в котором Она предстала перед иконописцем. Так появилась икона «Прибавление ума».
К этому образу верующие обращаются с просьбой даровать высшую мудрость, а также получить помощь в учении, сдаче экзаменов. Родственники страдающих слабоумием и психическими расстройствами людей. В разрешении вопросов и проблем, требующих неординарного решения, люди также прибегают к молитвам перед иконой «Прибавление ума». День памяти образа – 28 августа.
О помощи в женитьбе и замужестве
Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.
Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.
В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.
Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.
Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их
+ Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля
Абалацкая, 1636 г., 27 ноября
+ Адриановская, 15 августа
+ Акафистная-Зографская, 10 октября
Акафистная-Хилендарская, 12 января
Албазинская – Знамение, 27 ноября
Александрийская, 1 сентября
+ Антиохийская, 28 мая
+ Аравийская, или Арапетская, 6 сентября
Арматийская, 17 августа
+ Ахтырская, 1739 г., 2 июля
+ Ацкурская, 15 августа
Байбузская, 1852 г., 26 декабря
+ Балыкинская, 30 июня
+ Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек.
+ Белыничская, 1876 г., 12 апреля
Беседная, 14 августа
+ Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта
Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта
+ Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153
Благоуханный цвет, 15 ноября
Блаженно чрево, носившее Тя
+ Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня
Боголюбская – в Козлове, 18 июня
+ Боголюбская – в Москве, 18 июня
Боголюбская – в Угличе, 18 июня
Боголюбская – в Усмани, 18 июня
Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта
Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря
+ Борколабовская, 11 июля
Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля
Браиловская, 1 октября
+Братская-Киевская, 10 мая
Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября
+ В скорбях и печалях утешение, 19 ноября
Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября
+ Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января
+ Введение во храм Пресвятой Богородицы
в Серпухове, 21 ноября
+ Венская, что в Уграх, 15 февраля
+ Взыграние, 1793 г., 7 ноября
+ Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля
+ Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая
Виленская, 1341 г., 14 апреля
+ Виленская-Остробрамская, 26 декабря
+ Вифлеемская, 15 августа
+ Владимирская, 1155 г., 21 мая
Владимирская, 1480 г., 23 июня
Владимирская – в Астрахани, 23 июня
Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня
Владимирская (в церкви свв. Захарии и Елизаветы)
+ Владимирская – во Флорищевой пустыни, 26 августа
Владимирская – Знамение, 27 ноября
Владимирская, с XII века, 1160 г., 26 августа
Владимирская-Красногорская, 1603 г., 21 мая
+ Владимирская-Ростовская, XII века, 15 августа
Владимирская-Флорищевская, 26 августа
+ Влахернская, 1654 г., 7 июля
+ Вододательница, 11 октября
+ Вознесенская-Казанская, 1689 г., 8 июля
Вологодская – Знамение, 27 ноября
+ Волоколамская, 1677 г., 3 марта
Воронина Одигитрия, 1524 г., 28 июля
+ Воспитание, 5 марта
+ Всевидящее Око Божие, 15 августа
+ Всех Скорбящих Радость, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Вологде, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Воронеже, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Киеве, в лаврской больнице, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Киеве, в церкви Сретения Господня, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Кирсанове, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Нижнем Новгороде, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в селе Ивановском, 24 октября
Всех Скорбящих Радость, – в Твери, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Тобольске, 24 октября
Всех Скорбящих Радость – в Царском Селе, 24 октября
+ Всех Скорбящих Радость – в часовне у Стеклянного завода, 24 октября
+ Выдропусская, XV века, 28 июля
Гаенатская, 15 августа
+ Галичская, или Чухломская, 1350 г., 20 июля
+ Гербовецкая, 30 сентября
+ Геронтисса, 4 апреля
+ Глинская – Рождество Пресвятой Богородицы, 8 сентября
+ Горбаневская, 30 июня
+ Городецкая, или Галичская, или Чухломская, 1350 г., 20 июля
+ Гребневская, или Гребенская, 1380 г., 28 июля
+ Греческая-Андроникова, 1347 г., 22 октября
+ Грузинская, 1629 г., 22 августа
Грузинская-Раифская, 1650 г., 22 августа
+ Густынская, или Ярмарковая
+ Далматская, 1644 г., 15 февраля
+ Дамаскинская, около VIII века, 4 декабря
Двинская, 25 ноября
+ Девнетуровская, 29 февраля
+ Девнетуровская – в Тамбове, 1833 г., 29 февраля
Дектоурская, в неделю Всех святых
Дсхтяровская, в 10-ю пятницу после Пасхи
Долинская, 13 февраля
Домницкая, 1696 г., 8 сентября
+ Домостроительница, или Экономисса, 5 июля
+ Донская, 1380 и 1591 гг., 19 августа
+ Достойно есть – Милующая, 335 г., 11 июня
Дубовичская, 13 сентября
Дуниловская-Казанская, 29 июня
+ Египетская, 1060 г., 11 января
Елеоточивая, 17 ноября
+ Елецкая, 1060 г., 11 января
+ Елецкая-Черниговская, 1060 г., 5 февраля
+ Ерманская, 12 октября
+ Ефесская, или Корсунская, 988, 1170 г. и 1239 г., 9 октября
+ Живоносный Источник, 450 г., в пятницу Св. Пасхи 559
Живоносный Источник – в Саровский пустыни
+ Живоприятная, или Предвозвестительница, 382 г.
Животодательница, в неделю Всех святых
+ Жировицкая, 1191 г., 7 мая
+ Закланная, IV века, 21 января
Заоникисвская, 1588 г., 23 июня
Зимаровская-Боголюбская, 1771 года, 25 марта
+ Знамение – Абалацкая, 20 июля
Знамение – Абалацкая, 1636 г., 27 ноября
Знамение – Албазинская, 27 ноября
Знамение – в Златоустовском монастыре, 27 нояб.
Знамение – в Соловецком монастыре, 27 ноября
Знамение – Владимирская, 27 ноября
Знамение – Вологодская, 27 ноября
Знамение – Каменская, 16 сентября
+ Знамение – Курская, 1295 г., 8 сентября
Знамение – Московская, 27 ноября
+ Знамение – Новгородская, 1170 года, 27 ноября
Знамение – Павловская, 27 ноября
Знамение – Серафимо-Понетаевская, 27 ноября
Знамение – С.-Петербургская, 27 ноября
+ Знамение – Царскосельская, 1645 года, 27 ноября
+ Иверская, 999 и 1648 гг., 12 февраля
Иверская, 999 г., 31 марта
Иверская, 1648 г., 13 октября
+ Иверская – в Моздоке, 12 февраля
Иверская – в Нижнем Новгороде, 12 февраля
Иверская – в Смоленске, 1700 г., 12 февраля
Иверская – в Софрониевой пустыни, 1713 г., 12 февраля
+ Иверская на Афоне, IX века, 27 апреля
+ Игрицкая-Песоченская, 1624 г., 28 июля
+ Иерусалимская, 998 г., 12 октября
+ Иерусалимская – в Измайловской богадельне, 12 октября
Иерусалимская – на Волыни, 12 октября
+ Избавительница, 17 октября
+ Избавление от бед страждущих, в неделю Всех святых
Изяславская – Рождество Пресвятой Богородицы, 8 сентября
Икона Богоматери – в с. Гидле
Икона Божией Матери – в Григориатском монастыре
Икона Божией Матери – в Дионисиатском монастыре
Икона в селе Дубоемцах
+ Ильинская-Черниговская, 1658 г., 16 апреля
Иорданская – в Гефсиманском скиту
Иорданская – в Иерусалиме
Ипатменская, 15 ноября
Иркутская-Казанская, 8 июля
Исааковская-Пошехонская, 8 сентября
+ Испанская, 792 г., 8 апреля
Казанская, 1579 г., 8 июля
+ Казанская, 1579 г., 22 октября
Казанская – в Воронеже, 8 июля
+ Казанская – в Вязниках, 8 июля
Казанская – в Глинковской церкви, 8 июля
Казанская – в Дерманском монастыре, 8 июля
Казанская – в Ельце, 8 июля
Казанская – в Киеве, 8 июля
Казанская – в Москве, 8 июля
Казанская – в селе Кузьмине, 8 июля
Казанская – в Сергиевой лавре, 8 июля
Казанская – в Симоновом монастыре, 8 июля
Казанская – в слободке Мурафе, 8 июля
Казанская – в Угличе, 8 июля
Казанская – в Шлиссельбурге, 8 июля
Казанская-Высочиновская, 8 июля
Казанская-Вышснская, 8 июля
Казанская-Златовратская, 8 июля
+ Казанская-Песчанская, 8 июля
+ Казанская-Ситхинская, 8 июля
Казанская-Тобольская, 1661 г., 8 июля
+ Калужская, 1748, 1771 и 1812 гг. 2 сентября и 12 октября
+ Каменская – Знамение, 16 сентября
Каплуновская- Казанская, 1689 года, 8 июля
Каргопольская-Казанская, 1714 года, 8 июля
Карповская-Казанская, 1725 г., 8 июля
+ Касперовская, 29 июня
Каташинская-Казанская, 1622 года, 8 июля
+ Киево-Братская, 10 мая и 6 сентября
+ Киево-Печерская Успения, 1073 г., 3 мая
+ Киккская-Милостивая, I века, 12 ноября и 26 декабря
Кипрская, 20 апреля
+ Кипрская, 392 г., 9 июля
+ Кипрская, в день Сошествия Святого Духа
Кипяжская, 20 апреля
+ Козельщанская, 1881 г., 21 февраля
Коломенская, 9 июня
+ Колочская, 1413 г., 9 июля
+ Коневская, 1393 г., 10 июля
+ Корсунская, 988 г., 9 октября
Корсунская – в Исаакиевском соборе, 9 октября
Корсунская – в Нежине, 9 октября
Корсунская – в Нижнем Новгороде, 9 октября
+ Корсунская – в Пилатиках, 9 октября
Корсунская – в селе Глинкове, 9 октября
Корсунская – в Угличе, 9 октября
Корсунская – в Усмани, 9 октября
Корсунская – Умиление – в Суздале, 9 октября
Косиницкая – в Македонии
Красногорская-Владимирская, 21 мая
+ Крупецкая, 1 октября
Крымская-Мариупольская, 15 августа
+ Ктиторская, или Алтарница, 862 г.
+ Кукузелиса, XII века, 1 октября
+ Купятицкая, 1182 г., 15 ноября
+ Курская-Коренная, 1295 г., 8 сентября и в 1-ю пятницу после Троицы
+ Леснинская, 1683 г., 14 сентября
+ Лиддская, I века, 26 июня
+ Лорецкая, 1291 г., 14 сентября
Рождество Пресвятой Богородицы, 8 сентября
Любечская – в Киеве, 1690 г., 7 мая
+ Любечская – в Любече, 7 мая
Макарьевская, 17 сентября
Макарьевская Одигитрия, 17 сентября
+ Максимовская, 1299 г., 18 апреля
+ Мателикийская, 991 г., 29 мая
Мати Дево, в неделю Всех святых
+ Межетская, 1492 г., 26 февраля
Мелетинская, 26 марта
+ Миасинская, 842 г., 1 сентября
+ Милостивая-Киккская, 980 г.,12 ноября и 26 декабря
+ Милующая (Достойно есть), 11 июня
+ Минская, X века, 13 августа
+ Мирожская, 1156 г., 24 сентября
Михайловская – в Большой Писаровке, 23 августа
+ Млекопитательница, XIII века, 12 января
Млекопитательница – в Крестогорске, 15 августа
+ Моденская, или Косинская, 20 июня
+ Молдавская, 13 марта
Молдавская-Румынская, 1863 г.
+ Молченская, 1635 г., 24 апреля
+ Муромская, 1291 г., 12 апреля
Нарвская, 1558 г., 14 августа
Находящаяся над вратами
+ Не рыдай мене, Мати
Не сгоревшая в огне
Не сгоревшая во время пожара
+ Недреманное Око Спасово, 29 мая
Недремлющее Око, 29 мая
+ Неопалимая Купина, 1696 г., 4 сентября
Неопалимая Купина – в г. Славянске, 4 сентября
+ Нерушимая Стено, 1049 г., в неделю Всех святых
+ Неувядаемый цвет, 3 апреля
+ Нечаянная Радость, 1838 г., 26 декабря
Нижнеломовская-Казанская, 1643 г., 8 июля
+ Никейская, 304 г., 28 мая
Новгород-Северская, 1301 г., 20 декабря
Новодворская – в Каменском монастыре, 1326 г., 20 декабря
+ Новодворская, или Суражская, 1320 г., 20 декабря
+ Новоникитская, 372 г., 15 сентября
Ножевая, IV века, 9 июля
Нямецко-Молдавская, 26 июня
Овиновская, 1425 г., 15 августа
+ Огневидная, 10 февраля
+ Одигитрия – в Вознесенском монастыре, 28 июля
Одигитрия – в Пскове, 28 июля
Одигитрия Воронина, 28 июля
Одигитрия, или Путеводительница, 1730 г., 21 января
Одигитрия Ксенофская, 1730 г.
Одигитрия Мглинская, 28 июля
Одигитрия Сумельская, 28 июля
Одигитрия Христофорова, 28 июля
Озерянская, XVI века, в Фомино воскресенье
+ Озерянская, 30 октября
+ Оковицкая-Ржевская, 1539 г., 8 июля
Олонецкая, 20 ноября
+ Оранская, 1629 г., 21 мая
+ Остробрамская, 26 декабря
+ Отрада, или Утешение, Ватопедская, 395 г., 21 января
Павловская – Знамение, 27 ноября
Павловская-Казанская, 8 июля
Панагия – Успенский скит, 15 августа
Пахромская, 1472 г., 3 декабря
+ Петровская, 1325 г., 24 августа
+ Печерская, 1085 г., 3 мая
Печерская-Киевская, 1073 г., 3 мая
+ Пименовская, 1381 г., 6 июня
Писийская, 1608 г., 3 сентября
Плачущая – в Румынии
+ Подательница ума, 15 августа
Пожайская, 1662 г., 2 июля
+ Покров Богородицы, 1 октября
+ Положение пояса Пресвятой Богородицы, 31 августа
Полыньковая, IV века, 9 июля
+ Помощь в родах, 26 декабря
+ Похвала Пресвято»: Богородицы, в субботу 5-й недели Великого поста
+ Почаевская, 1595 г., 8 сентября
Прсдвозвестительница, XII века, 1 августа
Предвозвестительница, или Акафистная, 1286 г., 10 октября
+ Прежде Рождества Дева, 17 октября
+ Призри на смирение, 1420 г., 16 сентября
Пряжевская, 29 июня
+ Псково-Печерская – Умиление, 1472,1523, 1812 гг., 15 августа, 7 октября и в 7-ю неделю по Пасхе 382 и 563
Псково-Покровская, 1352 и 1581 гг.,1 октября и 4 ноября
+ Путивльская, 1238 г., 2 мая
Радость Скорбящих – в с. Решневке, 24 октября
+ Ржевская, 1539 г., 11июля
+ Римская, или Лиддская, 12 марта
+ Рождество Пресвятой Богородицы, 8 сентября
+ Рождество Пресвятой Богородицы – в Лукьяновой пустыни, 8 сентября
+ Рождество Пресвятой Богородицы – Глинская, 8 сентября
Рождество Пресвятой Богородицы – Изяславская, 8 сентября
+ Ростовская-Владимирская, XII века, 15 августа
+ Руденская, 1687 г., 12 октября
+ Сайданайская – в Сирии
+ Свенская-Печерская, 1288 и 1812 гг., 3 мая и 17 августа
+ Святогорская, 1569 г., 17 июля
Святогорская-Смоленская, 1569 г., 28 июля
Свято-Ильинская, 1658 г., 10 марта и 16 апреля
+ Седмиезерская (Седмиезерная), 1615, 1654 и 1771 гг., 26 июня и 13 октября
Сейданая – в Иерусалиме
Селигерская, XVI века, 26 мая и 7 декабря
Семигородная, XV века, 15 августа
+ Семистрельная, 13 августа
Серафимо-Понетаевская – Знамение, 27 ноября
+ Силуанская, 1 августа
Сионская и Нимоцминдская
+ Ситхинская-Казанская, 8 июля
+ Сицилийская, 1092 г.. 5 февраля
+ Скоропослушница, 1664 г., 9 ноября
+ Сладкое Лобзание, или Гликофулисса, в понедельник на Пасху
+ Словенская, 1635 г., 23 сентября
+ Слово плоть бысть, 9 марта
Смоленская – в Воронеже, 28 июля
Смоленская – в Свеаборге, 28 июля
Смоленская – в слободе Никитовке, 28 июля
+ Смоленская Одигитрия, 1046 г., 28 июля 338
Смоленская-Белгородская, 28 июля
+ Смоленская-Иоасафовская, 28 июля
+ Смоленская-Кирилло-Белоезерская, XV века, 28 июля 356 Смоленская-Костромская, 28 июля
Смоленская-Новгородская, 3 июля
Смоленская-Полонская, 28 июля
Смоленская-Сергиевская, 1771 г., 28 июля
Смоленская-Устюженская, 28 июля
+ Смоленская-Ярославская, 1642 г., 12 октября
Соболевская, 20 ноября
+ Собор Пресвятой Богородицы, 26 декабря
Сокольская, 1172 г., 23 февраля
Соловецкая-Смоленская, XVII века, 28 июля
+ Сосновская и Хлебенная-Запечная
+ София–Премудрость Божия, VI века, 8 сентября в Киеве, 15 августа в прочих местах
+ София–Премудрость Божия – Новгородская, 15 августа
+ Спасительница утопающих, или Леньковская, 1751 г., 20 декабря
+ Спорительница, 15 октября
+ Споручница грешных, 7 марта и 29 мая
в Кяхте, 1854 г., 7 марта и 29 мая
Споручница грешных, в неделю Всех святых
+ Старорусская, 1570 г., 4 мая
+ Страстная, 1641 г., 13 августа и в 6-ю неделю по Пасхе
Страстная – в Зачатиевской церкви, 13 августа
Страстная – в Липецке, 13 августа
Страстная – в селе Енкаеве, 13 августа
Супрасльская, 28 июля
Сурдегская, 15 августа
Сямская, 1524 г., 8 сентября
+ Тамбовская, 1692 г., 16 апреля
+ Теребинская, 14 мая
Тиносская (в Эгейском море)
+ Тихвинская, 1383 г., 26 июня
Тихвинская – в Афанасьевском монастыре, 26 июня
Тихвинская – в Ильинском скиту на Афоне, 1877 г., 12 февраля
Тихвинская – в Исаакиевском соборе, 26 июня
Тихвинская – в Киеве, 26 июня
Тихвинская – на Красном Поле, 26 июня
Тихвинская – у Западных Врат, 26 июня
Тихвинская-Онолченная, 26 июня
Тихвинская-Переяславская, 26 июня
+ Тихвинская-Цивильская, 26 июня
Тобольская, 1661 г., 8 июля
+ Толгская, 1314 г., 8 августа и 16 сентября
Толгская – в селе Спасском, 8 августа
+ Тотемская-Суморинская, 28 января
+ Трех Радостей, 26 декабря
+ Троеручица, VIII века, 28 июня
Троеручица, 12 июля
Троеручица– в Белобережской пустыни, 1661 г., 12 июля
Троеручица – в Воронеже, 12 июля
Троеручица – в Сухотинском монастыре, 12 июля
+ Тупичевская, 15 августа и в Духов день
+ Тучная Гора, 24 марта, 16 июля и 27 ноября
+ Умиление, 1103 года, 19 марта
Умиление – в Новгороде, 8 июля
Умиление – в Опочецком соборе
Умиление – Корсунская – в Суздале, 9 октября
+ Умиление – Псково-Печерская, 1524 г., 7 октября и в 7-ю неделю по Пасхе
Умиление, что на Черных Горах, в неделю Всех святых
+ Умягчение злых сердец
Услышательница, XIV века, 22 сентября
+ Успение Божией Матери – Флорищевская, 15 августа 389
Успение – в Боровенске, 15 августа
Успение – в местечке Волна, 15 августа
Успение – в Московском Успенском соборе, 15 августа
Успение – в Новгороде-Северском, 15 августа
+ Успение – Киево-Печерская, 1073 года, 3 мая
Успение – Овиновская, 15 августа
+ Успение – Псково-Печерская, 15 августа
+ Успение – Пюхтицкая, 15 августа
Успение – Семигородная, 15 августа
Устьнедумская-Смоленская, 1603 г., 28 июля
Устюженская-Смоленская, 28 июля
+ Устюжская – Благовещение, 1290 года, 8 июля
Утешительница Скорбящих, 24 октября
+ Утоли моя печали, 1640 г., 25 января
Фалковичская, 15 августа
+ Феодоровская – 1239 г., 14 марта
Феодоровская – в с. Дмитровец, 1812 г., 14 марта
+ Феодоровская-Городецкая, 14 марта
Феодоровская-Костромская, 1613 г., 16 августа
+ Феодотьевская, 1487 г., 2 июля
Филафет – Правдолюбие, 15 августа
+ Филермская, 1799 г., 12 октября
Флорищевская- Владимирская, 26 августа
+ Хахульская, 15 августа
+ Холмская, XIII века, 8 сентября
Христофоровская, XVI века, 28 июля
+ Царевококшайская-Мироносицкая, 1647 г., 1 мая
+ Цареградская, 25 апреля
Цареградская, 1071 г., 17 сентября
+ Цесарская, 792 г., 9 апреля
Цесарская-Боровская, 30 мая
Целительница, IV века, 18 сентября
+ Цикланская, IV века, 15 августа
+ Ченстоховская, 6 марта
Ченстоховская – в Сыроватке, 6 марта
+ Черниговская-Гефсиманская, 1860 г., 1 сентября
Черниговская-Елецкая, 1060 г., 5 февраля
Черниговская-Ильинская, 1658 года, 16 апреля
Честнокрестная – в г. Грубешове, 14 сентября
+ Чирская, или Псковская, 1420 года, 16 июля
+ Численская, 30 октября
Чистительная, IV века, 9 июля
Чудесно изобразившаяся – в Молдавии
+ Чухломская, или Галичская, 1350 г., 20 июля
Шестоковская, 6 марта
+ Шуйская Одигитрия, 28 июля
Шуйская-Смоленская, 11 июля
+ Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию, 1383 г., 14 августа
+ Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, XIV века, 24 августа
Яноборская, в неделю Всех святых
+ Ярмарковая, или Густынская0
+ Ярославская, XIII века, 8 июня
+ Ярославская-Казанская, 1588 г., 8 июля
Ярославская-Печерская, 14 мая
Яскинская, 682 г., 3 мая
Ястребская, IV века, 9 июля
+ Яхромская, 1482 г., 14 октября3
Составлен по алфавиту слов, или слово за словом. – Ред.
Воскресенье 2-й седмицы по Пятидесятнице.
Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»