практики для оказания помощи детям с овз
Современные практики сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Елена Арнаутова
Современные практики сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Свою работу я строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей и потребностей детей с ОВЗ, доступность материала, постепенность его усложнения.
Основные цели и задачи работы:
-Развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.
-Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.
-Развивать начала социальной активности,желаний на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).
-Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки.
Для раскрепощения детей и социализации, пополнения их словарного запаса, ясного выражения своих мыслей и чувств, я создаю соответствующие условия,это:
-предметно- пространственная развивающая среда;
-использование в практике работы здоровье сберегающих образовательных технологий;
-реализация общеобразовательных программ;
-обогащение словарного запаса за счет знакомства с художественной литературой, расширение знаний об окружающем мире;
-использование различных современных инновационных технологий, игр и упражнений, необходимых для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.
-обучение «технике речи»;
-обучение детей творчески подходить к передаче содержания литературных произведений;
-развитие мелкой и общей моторики, упражнения на согласование речи с движениями;
-обучение детей кукловождению.
В группе организовываю содержательную жизнь детей, наполненную интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком деятельности по интересам, средств осуществления замысла, партнеров.
Таким образом, вся работа с детьми непринужденна, насыщена радостным устремлением, творческим воображением. Это способствует эстетическому, эмоциональному, умственному воспитанию детей. Обогащается словарь, дети свободно выражают и формируют свои мысли при описании действий, в повседневном общении со сверстниками, окружающими их людьми. Общаясь изо дня в день, дети учатся быть терпеливее друг к другу, уживчивыми, собранными, сдержанными, доброжелательными. В человеке всегда заложено творческое начало и важно уметь развивать его в себе и других.
«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.
Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.
Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.
Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.
Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.
Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.
Преодолеем вместе
Сайт для родителей особых детей
Вологодской области
Лучшие практики оказания ранней помощи детям — инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
Денисова О.А.,
д.п.н., профессор, зав.кафедрой дефектологического образования ЧГУ,
директор РУМЦ СЗФО ЧГУ, член экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при ГД РФ
Леханова О.Л.,
к.п.н., доцент кафедры дефектологического образования ЧГУ,
зам. директора РУМЦ СЗФО ЧГУ,
Лучшие практики оказания ранней помощи детям — инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность: Ранняя коррекция отклонений в развитии детей является приоритетной во всем мире. В России проблема оказания ранней помощи детям — инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья входит в число научных интересов дефектологов с конца 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время имеющиеся научные данные о социальной и экономической целесообразности раннего начала коррекционно-педагогической работы с детьми данной группы легли в основу государственных инициатив в сфере определения задач и направлений работы с детьми раннего и преддошкольного возраста в субъектах РФ, в т.ч. государственной концепции ранней помощи детям группы риска, детям с инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и их семьям на период до 2020 года. В связи с этим в словарь специалистов прочно вошла такая терминология, как — раннее вмешательство, ранняя помощь, абилитация и т.д.
Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью за рубежом (международный уровень).
В современных зарубежных работах, посвящённых проблеме ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, могут быть выделены следующие лучшие практики ранеей помощи детям с ОВЗ и инвалидностью:
— программа «раннего вмешательства» (IDEA), принятая конгрессом США в 1986 году законом PL-99-457;
— опыт реализации программ раннего вмешательства в условиях Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Ирландии, Норвегии, Португалии, США, Финляндии, Швеции и др.
— зарубежные программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет»; Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет; программа «Каролина» для детей (от рождения до 2 лет; Гавайский профиль раннего обучения; Мюнхенская функциональная диагностика; Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия); Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия); Программа «Высокий старт», Программы IDEA, NEILS, TEIS (США).
Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в России (федеральный уровень).
С начала 70-80 годов Институт коррекционной педагогики Российской академии наук (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии детей первых трех лет жизни. Сотрудниками ИКП РАО Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской, С.М. Хорош, Л.И. Солнцевой проведен цикл экспериментальных исследований в области раннего выявления сенсорных нарушений и организована система коррекционных занятий с детьми первых лет жизни.
В 1992 году в России в Санкт-Петербурге был создан институт раннего вмешательства (ИРАВ). Л. Чистович разработана программа «Абилитация младенцев», являющаяся составной частью целевой медикосоциальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды». С 2001 г. Санкт-Петербург в рамках проекта Таис «Партнерство в сфере образования, здравоохранения и социального развития» был выбран в качестве модельного региона для России в области раннего вмешательства. Сотрудниками института, при поддержке коллег из Великобритании, США, Норвегии, Финляндии, Швеции, отработаны скрининговые методы выявления детей с нарушением развития, методы точной оценки слуха и зрения, программы раннего вмешательства для детей группы биологического риска и детей с нарушением развития (детей с синдромом Дауна, церебральным параличем, с множественными нарушениями, с социально-эмоциональными нарушениями и др.), началась отработка программы раннего вмешательства для детей из семей социального риска (семей выпускников детских домов). Большое внимание уделяется профессиональной и социальной поддержке семьям, имеющим детей –инвалидов; многодетным мамам; женщинам, живущих в сложных социальных условиях. Успешным признан опыт Санкт-Петербургской социальной программы «Абилитация младенцев», программа «Лонгитюд». В Санкт-Петербурге созданы региональная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки — библиотеки игрушек для детей с особыми потребностями.
В программе «Абилитация младенцев» (Кожевникова Е.В., Чистович Л.А., 1993 г.) содержание раннее помощи включает три раздела: первый — организация скрининга младенцев; второй — определение уровня развития; третий — создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставаниями или риском отставания в развитии. Содержанием ранней коррекции отклоняющегося развития является: скрининговое обследование новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка; расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках; целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по мету его жительства со стороны педиатра; проведение дифференциальной диагностики отклонений в развитии; оказание психолого–педагогической помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка; раннее начало систематической коррекционной работы; организация целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста. Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.
С середины 80-х годов в нашей стране разрабатывается комплексный физиолого-психолого-педагогический подход к изучению, обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии привел отдельных специалистов ИКП РАО к постановке проблемы ранней педагогической коррекции. С 1992 г. сотрудники ИКП РАО признали одним из важнейших направлений реконструкции отечественной системы специального образования – создание службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Н.Н Малофеев).
В 1999г. на базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии», который возглавила Ю. А. Разенкова. В результате был поддержан на Федеральном уровне проект Программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве реализация государственной Программы проходила в косультативно-диагностическом центре ИКП РАО; в Центре ранней диагностики и специальной помощи МО России; в центре «Малыш»; в центре «Лечебной педагогики» и некоторых других. Общим выводом о результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательных учреждений (Разенкова Ю.А.). В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи (Разенкова Ю.А.).
Исследования ученых института коррекционной педагогики РАО (Малофеев Н.Н., Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А. и др.) позволили выдвинуть стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи, включающего:
— скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;
— расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;
— целенаправленное наблюдение за темпом физического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога;
— создание «команды» специалистов для выявления характера отклонений;
— организация «центров детства» в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психолого педагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психолого-педагогической поддержки родителям;
— ранее начало систематической коррекцией работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;
— целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Одной из значимых в практическом аспекте научно-исследовательских практик является модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, предложенная ИКП РАО и состоящая из 4 блоков:
1 блок – скрининговые обследование детей первого года жизни проводимая в роддоме. В выписке отмечается фактор риска. Основная цель – это выявление всех детей группы риска.
2 блок – дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель – определение структуры дефекта, виды специальной коррекционной помощи.
3 блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.
4 блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.
К лучшим научно-исследовательским практикам ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в РФ можно отнести:
— разработанные методы оценки степени и характера слухового и зрительного восприятия детей младенческого и раннего возраста (З.С. Алиева, М.Э. Бернадская, Л.П. Григорьева, Н.Н. Зислина, Л.А. Новикова, Н.В. Рыбалко, В.А. Толстова, Л.И. Фильчикова);
— описанную и внедряемую на уровне субъектов РФ систему работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития и коррекционно-развивающих игр для занятий с детьми первого года жизни, описание научно-методического и ресурсного обеспечения ранней помощи (Ю.А. Разенкова);
— подход, позволяющий выявить отклонения в психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста, определить пути ранней психолого-педагогической реабилитации (Е.А. Стребелева);
— дифференцированный подход к смягчению аффективных трудностей аутичного ребенка, методика холдинг-терапии (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг);
— систему психологического консультирования семей с особыми детьми, содержательные аспекты профилактической работы с родителями (З.М. Дунаева, О.С. Никольская, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина);
— содержание коррекционных занятий по развитию речи, ориентировке в пространстве, формированию неречевых средств общения у детей раннего возраста с нарушением зрения (Л.И Плаксина, И.В. Новичкова);
— показатели ранней речевой недостаточности, обоснованы направления превентивного и коррекционного воздействия в условиях специализированных групп детского сада (Г.В. Чиркина, И.В. Карпухина, Л.П. Савина, А.В. Сенчило и др.);
— необходимость создания региональных систем мер раннего выявления нарушений и помощи родителям, имеющим детей раннего возраста (О.А Денисова. Л.М. Кобрина и др.).
В связи с ФЗ № 273 и принятием стандарта ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013 г.) работа с детьми младенческого и раннего возраста предусматривается в дошкольных образовательных организациях. В 2014 г. в инновационном общеобразовательном программном документе для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», где прописаны особенности и особые образовательные потребности детей с нарушением слуха младенческого и раннего возраста, представлены целевые ориентиры образования для этой категории детей, сформулирована система оценки результатов освоения Программы, диагностика, содержание психолого-педагогической работы с детьми по видам деятельности и образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Кроме этого предусматривается обязательная коррекция нарушений развития. Этот программный документ предназначен для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Для специалистов дошкольных организаций, реализующих инклюзивную практику в 2016-2017 г.г. разработаны практиками и представлены СУВАГ проекты примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста.
Определяя важность абилитационной работы с детьми раннего возраста Правительство утвердило Концепцию развитие ранней помощи на период до 2020 г. (31.09.2016 №1839-р). Целью Концепции является разработка основных принципов и положений для создания условий предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.
Достижение вышеуказанной цели связано с решением следующих задач: разработка нормативно-правовой и методической базы по организации ранней помощи с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта; переход от частных моделей организации ранней помощи в отдельных регионах к созданию единой системы ранней помощи с учетом региональных особенностей; формирование условий для развития программ ранней помощи в субъектах Российской Федерации.
Приоритетными направлениями деятельности по решению указанных задач являются: создание правовых основ ранней помощи; методическое обеспечение создания и функционирования программ ранней помощи; совершенствование механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и определение критериев их включения в программу ранней помощи; обеспечение своевременного начала оказания ранней помощи детям целевой группы; обеспечение территориальной и финансовой доступности ранней помощи для детей целевой группы и их семей; обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи; обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов; обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи; обеспечение управления качеством услуг ранней помощи и создания критериев оценки эффективности оказанных услуг; создание информационной региональной базы детей, включенных в программу ранней помощи; организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
Министерством труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством образования и науки РФ, Министерством здравоохранения РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, экспертным сообществом в рамках Концепции осуществлена проработка вопроса о необходимости развития ранней помощи детям группы риска, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, о важности сопровождения их семей. В концепции рассмотрены вопросы методического обеспечения работы в субъектах Российской Федерации по этому направлению и проанализирована информация, полученная из 76 субъектов РФ, о существующей в настоящее время в регионах практик оказания ранней помощи детям-инвалидам и детям группы риска. Членами рабочей группы были сделаны выводы, что в 29 субъектах РФ реализованы программы Фонда «Раннее вмешательство» и «Право быть равным», предусматривающие оказание ранней помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам и семьям, их воспитывающим; в 45 регионах ведется работа по раннему выявлению и профилактике инвалидности у детей на основе межведомственного взаимодействия, механизм которого определяется с учетом выбора координирующего ведомства. В настоящее время подходы к оказанию ранней помощи в регионах различны, и в части случаев соответствующие услуги оказываются в недостаточном объеме для коррекции нарушений в развитии ребенка, при этом не соблюдаются принципы непрерывности и семейной ориентированности ранней помощи; отсутствуют единые подходы, нормы и стандарты организации предоставления услуг ранней помощи и координации деятельности различных ведомств при ее организации.
Результатом реализации Концепции станет сформированная к 2020 г. система мер, направленных на создание во всех субъектах РФ условий для оказания услуг ранней помощи детям младенческого и раннего возраста, детям входящим в группу риска. Реализацию мероприятий настоящей Концепции, ее финансовое обеспечение, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия при организации ранней помощи и сопровождения, анализ и внедрение уже имеющихся методических материалов осуществляется в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».
В 2016 г. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва) подготовили и представили лучшие отечественные практики по профессиональной поддержке и сопровождению специалистов, оказывающих раннюю психолого-педагогическую помощь семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от рождения до 6-7 лет.; обобщили опыт регионов по проектированию и созданию системы ранней помощи ребенку с ОВЗ в образовательном пространстве; описали базовые организационные модели ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработанные на основе положений Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» (2012 г.); предложили методы диагностики развития детей первых лет жизни; обосновали профилактический, коррекционный и компенсаторный подходы в системе ранней и дошкольной помощи.
Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в Вологодской области (региональный уровень).
В настоящее время научно обосновано и определено, что при организации и проведении абилитационных мероприятий необходимо сочетание психолого-педагогических и медико – профилактических мероприятий, разработанных с учетом специфики развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилитационной работе различных специалистов и семьи (Л.М. Кобрина, 1997).
Денисова О.А. и Кобрина Л.М. (2010) указывают, что абилитационная работа в регионах предполагает комплексное привлечение специалистов к подробному и глубокому изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста; разработку региональных систем абилитационных мер; создание региональных служб выявления нарушений у детей раннего возраста в дальних населенных пунктах; организацию региональных служб помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с нарушением развития, организацию в регионах профилактической помощи потенциальным матерям «группы риска»; семьям, имеющим детей раннего возраста; разработку всеми привлекаемыми в регионах службами критериев детального изучения психического, сенсорного и моторного развития; создания региональной системы обследования, наблюдения и коррекционной работы с детьми данной группы.
Как указывает Ю.А. Разенкова, создаваемая в регионах система раннего вмешательства должна опираться на родителей. Всем учреждениям: различным центрам, психолого-медико-педагогическим комиссиям, группам кратковременного пребывания, детским поликлиникам необходимо взаимодействовать с родителями и привлекать их.
Насущная необходимость объединения различных специалистов, оказывающих помощь ребенку на ранних этапах его развития, осуществляющих наблюдение за детьми первого года жизни, может быть реализована в Региональном центре абилитационной помощи детям раннего возраста. Такие Центры могут быть организованны на базе детского дошкольного, медицинского или социального учреждения.
Цель работы регионального центра – создание целостной системы ранней абилитационной помощи детям первого года жизни. Основным принципом работы регионального центра является комплексный подход к абилитационной работе, что означает:
Обобщение лучших практик ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в Вологодской области позволяют выделить следующие ключевые сферы эффективной работы:
Кафедра дефектологического образования ЧГУ реализует разные формы подготовки специалистов для ранней работы с детьми — инвалидами и детьми, имеющими ОВЗ, в т.ч.:
— Разработаны, прошли апробацию и рекомендованы на федеральном уровне программы КПК от 36 до 144 часов.
— Разработана и рекомендована экспертами для внедрения программа профессиональной переподготовки «Абилитационная работа с детьми раннего возраста» (от 250 до 500 часов).
— Разработана, реализуется, пролицензирована, рекомендована на федеральном уровне, полностью обеспечена методическими и учебными разработками профессорско-преподавательского состава ЧГУ магистерская программа «Абилитационная работа с детьми раннего возраста». Программа реализуется с 2015 года. Выпускники программы эффективно внедряют сформированные компетенции и работают в системе соцзащиты, здравоохранения и образования Вологодской области.
Опыт кафедры дефектологического образования ЧГУ в сфере подготовки специалистов для ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в сфере ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью отражён:
— в учебниках и учебных пособиях для подготовки специалистов, выпущенных центральными федеральными издательствами;
— в научных и методических статьях и разработках, включённых в международные и российскую библиотеки научных баз данных;
— в методических разработках и проектах, внедряемых в практику работы учреждений соцзащиты, образования и здравоохранения Вологодской области, включённых в описанные ниже региональные лучшие практики ранней помощи.
Так в БУ СО ВО «Преодоление» функционирует отделение раннего вмешательства. В настоящий момент в отделении работают 10 детско-родительских групп психолого-педагогической направленности. Еженедельно группы посещают 67 семей. Работа в группах направлена на эмоциональное, речевое, когнитивное, социальное, физическое развитие детей, их социализацию, а также расширение круга общения семей и преодоление их социальной изоляции. Кроме групповых проводятся индивидуальные занятия по развитию речи, познавательной сферы, мелкой моторики, по формированию навыков альтернативной коммуникации, по развитию движений, развитию навыков самообслуживания.
ВИРО была разработана и представлена на экспертном совете модель ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Проект «С первых дней» благотворительной программы «Дорога к дому» был реализован на средства компании «Северсталь» в 2015-2017 году на базе детских поликлиник г. Череповца при активном участии специалистов кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета.
В целом, можно выделить выполнение определенных функций каждым участником региональной системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в пределах своей компетенции:
В настоящее время в РФ работа по созданию служб ранней помощи продолжается как на федеральном, так и региональных уровнях. В целом, достигнуто чёткое понимание относительно особенностей развития детей с нарушением развития в раннем возрасте, о путях выявления патологии и методах комплексной помощи таким детям и их семьям. Государственная политика в сфере ранней помощи детям с нарушением развития ориентирована на разработку и внедрение регламентов, закрепляющих достигнутые успехи и определяющих перспективы ранней диагностики и коррекции нарушений.
Итак, ранняя детям с ОВЗ и инвалидностью на международном, федеральном и региональном уровне входит в число приоритетов.
Предложения: