практика в учебном процессе это
Что такое учебная практика? Для чего она нужна?
Каждому студенту после летней сессии придется идти на практику. Практика позволяет применить все теоретические знания в работе и закрепить их в своей памяти. Если студент не сможет пройти практику, то его могут отчислить, ведь больше возможности пройти учебную производственную или учебную практику не будет.
В этой статье рассмотрим, что такое учебная практика. А также, какие документы понадобятся для завершения практики.
Что такое учебная практика?
Для чего нужна учебная практика?
Как и когда проводится учебная практика?
Как пройти учебную практику?
Что будет если не пройдешь учебную практику
Какие документы нужны для прохождения учебной практики
Как пройти практику если работаешь
Как повысить уникальность отчета
Что такое учебная практика?
Что такое учебная практика, студенты узнают на 1-2 курсе. Чаще всего на 1 курсе студентов понемногу знакомят с системой высшего образования и не всегда нагружают одновременно курсовой работой и учебной практикой.
Поэтому многие учащиеся начинают практиковаться только на втором курсе.
Учебной ее называют по тому, что студенты еще не выходят на производство, а оттачивают свои знания и навыки в университете. Вместе с руководителем практики, т.е. со своим преподавателем студенты начинают изучать свою специальность и узнавать о ней больше. Например, может начаться полевая практика, т.е. сбор информации для научной работы, сбор информации для курсовой работы, выборка материала и примеров для исследования и т.д.
Проще говоря, студенты приходят в университет, получают задание и занимаются им группой или самостоятельно.
Продолжаться учебная практика может от 2 недель до месяца. В некоторых случаях студентам отдают работу на дом, а они должны принести готовый результат для выставления оценки.
В принципе учебная практика напоминает по себе практическое задание, которое проводится по каждому предмету.
Таким образом, что такое учебная практика в двух словах? Это выполнение практического задания от преподавателя для понимания специальности и закрепления полученных за год знаний.
Наш сервис Анти-антиплагиат.рф помогает студентам повысить уникальность текста до 80-90%, чтобы пройти проверку на плагиат. Таким образом, вы сможете за несколько минут сделать работу оригинальной без изменения текста. Готовы помочь в любое время суток, готовую работу присылаем без предоплаты
Практическая подготовка в учебном процессе
О практической подготовке
В первом случае практическая подготовка описывается в программах учебных дисциплин (ПУД) и обычно выражается в форме различных лабораторных работ, практикумов и прочих занятий, предполагающих развитие практических навыков студента.
Во втором случае элементы практической подготовки (далее – ЭПП) сгруппированы в модуле учебного плана «Практика». В зависимости от специфики образовательной программы данный модуль может содержать до трех видов практики: научно-исследовательскую, проектную и профессиональную. Наличие видов практики в модуле и набор ЭПП в каждом из них определяет академическое руководство образовательной программы на основании паспорта направления подготовки.
Единственным обязательным ЭПП в учебных планах всех образовательных программ является подготовка ВКР.
Виды практики в НИУ ВШЭ
Немного подробнее о каждом из трех видов практики:
Научно-исследовательская практика организуется в целях развития у студента исследовательских компетенций, приобретения нового знания о явлениях, объектах и процессах путем выдвижения и проверки научных и исследовательских гипотез.
К виду научно-исследовательской практике относятся выпускная квалификационная работа исследовательского характера, курсовая работа исследовательского характера, исследовательский проект, научно-исследовательская практика и т.п.
Профессиональная практика нацелена на получение студентами профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Основной образовательный результат – непосредственное знакомство с профессиональной средой и развитие практических компетенций выбранной профессиональной деятельности.
ЭПП вида «профессиональная практика» могут быть: производственная практика, учебно-ознакомительная практика, преддипломная практика, педагогическая практика и т.п.
Проектная практика заключается в решении прикладных задач. Результатом может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный продукт и т.п.
К виду проектной практики могут относиться такие типы ЭПП, как: прикладной проект, курсовая работа проектного характера, выпускная квалификационная работа проектного характера и т.п.
Документы, регулирующие практическую подготовку на образовательной программе
Расчет нагрузки за руководство элементом практической подготовки
Расчет индивидуальной нагрузки за руководство ЭПП происходит в соответствии с нормативными локальными актами НИУ ВШЭ, регламентирующими объем учебной нагрузки научно-преподавательских работников на ставку по определенной должности и об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/indnagruzka
Расчет нагрузки преподавателя на следующий учебный год рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента и вносится в индивидуальный план учебно-методической работы менеджером кафедры/департамента в конце каждого учебного года, обычно до конца мая.
В планируемую нагрузку помимо аудиторной работы может быть внесено и руководство элементами практической подготовки, в которое входят:
Подробнее о расчете нагрузки по отдельнам типам ЭПП можно прочитать в блоке ниже.
Запланированная и фактическая нагрузка
Поскольку ЭПП, как правило, направлены на развитие профессиональных компетенций студента (как прикладных, так и исследовательских), они носят более уникальный и целевой характер, чем дисциплины, и больше подвержены риску изменений, переносов и даже отмены. Например, проект может перенестись по срокам или потребовать привлечения больших ресурсов, чем было запланировано изначально, в том числе и человеческих. Практика может отмениться, либо студент может попросить академического руководителя о ее переносе в связи с личными обстоятельствами. Наконец, студент имеет право изменить руководителя своей курсовой работы или ВКР вплоть в срок за 2 месяцев до защиты ВКР.
В связи с этим фактическая нагрузка за ЭПП может меняться и обычно уточняется в индивидуальном плане преподавателя после окончания ЭПП совместно с менеджером кафедры/департамента.
Формулы расчета нагрузки отдельно по типам элементов практической подготовки
Нагрузка за руководство проектом студентов (2021-2022 уч.год).
Расчет такой нагрузки осуществляется по 2 формулам в зависимости от типа проекта.
За сервисный проект преподаватель получит 10 часов*количество кредитов за проект (указанных в рабочем учебном плане (далее – РУП) или заявке на Ярмарке проектов на 1 студента, если проект инициативный). Таким образом, если в учетно-информационной системе НИУ ВШЭ (АСАВ или позже – в СмартРег) будет указан сервисный проект в 2 кредита, то реализовавший его руководитель получит 20 часов в нагрузку.
За исследовательский или прикладной проект нагрузка рассчитывается по формуле: количество суммарных кредитов за проект * 3.
Как рассчитать суммарное количество кредитов за проект?
Есть два универсальных способа.
1. Если руководитель проекта отталкивается от объема работы по проекту, то ему необходимо оценить, сколько всего часов потребуется на реализацию проекта.
К примеру, чтобы реализовать прикладной проект в течение учебного года, в среднем понадобится 1000 часов.
Часы очень легко преобразуются в кредиты. 1 кредит = 25 астрономическим часам (или 38 академическим, но в данном случае используется астрономический подсчет).
Таким образом, 1000 / 25 = 40 кредитов в сумме будет весить запланированный проект.
Соответственно, за такой проект преподаватель получит: 40*3 = 120 часов нагрузки.
Распределение 40 кредитов между студентами преподаватель осуществляет на свое усмотрение в зависимости от потребностей и стоящих задач. Например, в случае выполнения типовых задач всеми участниками, он может привлечь к выполнению проекта 8 студентов, каждому распределив максимум 5 кредитов за проект при 100% выполнении задач, указанных в задании студента на выполнение работ по проекту (шаблон задания: прил. 6 к Положению о практической подготовке).
2. Еще один способ посчитать кредитную нагрузку по проекту подходит, если заранее известно количество участников и срок их участия в проекте.
Например, руководитель знает, что его проект будут выполнять 5 студентов примерно в одинаковом объеме.
Он рассчитывает проектную нагрузку на 1 студента по известной формуле:
количество недель * интенсивность / 25.
Т.е. если проект длится 35 недель, и студент в среднем будет работать 5 часов в неделю, то 35*5/25 = 7 кредитов получит 1 студент за проект, если выполнит 100% отведенных ему работ.
Таким образом, 5 студентов * 7 кредитов = 35 кредитов за такой проект в сумме, что по формуле 35*3 = 105 часов нагрузки преподавателю.
Подробнее о расчете кредитов за ЭПП можно узнать в прил. 4 к Положению о практической подготовке.
Нагрузка за руководство практикой студентов (2021-2022 уч. год).
К практике студента относится любой ЭПП, имеющий в своем названии слово «практика», т.е. это может быть производственная практика, преддипломная практика, научно-исследовательская практика, педагогическая, учебная, музейная, археологическая и т.д.
Руководство практикой 1 студента рассчитывается по формуле:
1 час (норматив) : 1,5 (норма кредиты) = 0,67
0,67*кол-во кредитов по РУП*кол-во студентов
То есть если Вы руководите практикой 5 студентов, которые согласно РУП получат за нее каждый по 6 кредитов, то Вы, соответственно, получите 0,67*6*5 = 20 часов в свою преподавательскую нагрузку.
Ценность руководства практикой возрастает при руководстве практикой у группы студентов:
3 часа (норматив) : 1,5 (норма кредиты) = 2 часа
2 часа*кол-во кредитов по РУП*кол-во групп
То есть если Вам предстоит руководить практикой у 2 групп студентов, и по РУПу практика оценивается в 6 кредитов, то 2*6*2 = 24 часа Вы получите в преподавательскую нагрузку.
Отдельно рассчитывается нагрузка за практику, если она является выездной и при этом преподаватель руководит группой до 20 студентов:
12 часов (норматив) : 1,5 (норма кредиты) = 8 часов
8 часов*кол-во кредитов по РУП
Допустим, руководитель выездной практики отвечает за группу студентов до 20 человек, каждый из которых по РУП получит за практику 5 кредитов. Таким образом, 8*5 = 40 часов нагрузки получит преподаватель.
Руководство курсовой работой студента (2021-2022 уч.год).
За руководство курсовой работой по дисциплине преподаватель получает 3 часа нагрузки.
Таким образом, если он является руководителем курсовых у 10 студентов, он получит 30 часов в нагрузку.
В случае руководства междисциплинарной курсовой работой количество часов вырастает до 5 за каждую курсовую работу.
Руководство ВКР студента (2021-2022 уч.год).
Руководство элементом практической подготовки
При реализации элементов практической подготовки за каждым студентом или группой студентов закрепляется руководитель ЭПП. Руководителем ЭПП по согласованию с руководством подразделения может стать любой преподаватель НИУ ВШЭ, обладающий соответствующими профессиональными и педагогическими навыками.
В обязанности руководителя ЭПП входит:
Отдельно про руководство ЭПП типа «курсовая работа» и «ВКР»
Руководство курсовой работой и ВКР студентов в рамках учебного процесса также относится к практической подготовке. Обычно курсовая или ВКР пишется в течение учебного года, поэтому этапы предложения тем курсовых и ВКР преподавателями (департаментами), выбора темы студентами, а также написание отзывов по работам строго регламентированы по времени.
В случае с ВКР студент защищает итоговый текст перед государственной экзаменационной комиссией в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА), предварительно получив отзыв руководителя ВКР с рекомендованной оценкой, а также рецензию (обязательна для магистратуры, в бакалавриате необходимость рецензирования ВКР определяется академическим руководством программы).
Подробная информация о руководстве курсовыми работами и ВКР указана по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/krvkrruk, а также в Порядке оформления курсовых и выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (приложение 8 к Положению о практической подготовке студентов).
Оценивание работы студентов по результатам ЭПП
Результат работы по ЭПП оценивается, как правило, по двум шкалам:
То есть в случае плохого качества, но полностью выполненного объема по работе руководитель может поставить студенту низкую оценку, но максимальное количество кредитов, запланированное на одного студента по ЭПП.
И, наоборот, если работа была выполнена на высоком уровне, но студент сделал только часть от указанных в задании задач, руководитель может поставить высокий балл, но снизить количество кредитов.
Снижение кредитов за недостаточный объем работы обычно практикуется при выполнении проектов.
Расчет кредитов по ЭПП
Расчет кредитов по ЭПП также строго регламентирован. Чтобы рассчитать свою плановую нагрузку за ЭПП, преподавателю необходимо оценить суммарное количество кредитов за данный элемент практической подготовки, а затем распределить кредиты между студентами-участниками в зависимости от типа и требований конкретного ЭПП.
Руководитель планирует реализовать прикладной проект, на выполнение которого потребуется порядка 500 часов.
Количество часов необходимо разделить на 25.
25 – это астрономические часы, равные 1 кредиту (или 38 академическим часам).
Таким образом, 500 / 25 = 20 кредитов.
Если такой проект будут реализовывать 4 студента с одинаковым объемом задач, в задании на выполнение ЭПП каждому студенту можно указать, что за проект он сможет получить максимум 5 кредитов. Однако если в процессе какой-то студент, например, заболеет, и его работу возьмет другой участник, то в итоге один студент может получить больше кредитов, а другой, соответственно, меньше.
Рассчитать фактическое количество кредитов на одного студента также очень легко.
Берем период времени, в течение которого шла работа над ЭПП, в неделях, к примеру, 35 недель. Известно, что студент работал над ЭПП в среднем 6 часов в неделю.
Итого: 35*6 / 25 = 8 кредитов в итоге заработал студент за ЭПП.
Таким образом у руководителя ЭПП есть возможность гибко регулировать объем работы участников относительно изначальной суммы кредитов по ЭПП.
Единственным случаем, когда руководитель ЭПП не может уменьшать количество кредитов, является подготовка ВКР, поскольку данный элемент строго закреплен в учебном плане и завершается обязательной защитой перед государственной комиссией.
Примеры расчета кредитов по ЭПП как суммарно, так и индивидуально на студента приведены в приложении 4 к Положению о практической подготовке студентов.
Условия возникновения академической задолженности по ЭПП
Что касается неудовлетворительных оценок и порядка пересдач по ЭПП, то согласно нормативным актам НИУ ВШЭ студент может получить академическую задолженность за элемент практической подготовки в одном из трех случаев:
Таким образом, если студент плохо справился с поставленной задачей или нарушил условия, указанные в задании, руководитель ЭПП выставляет ему неудовлетворительную оценку в оценочный лист или ведомость.
Цифровой сервис сопровождения ЭПП типа «проект»
На данный момент в НИУ ВШЭ работает сервис «Ярмарка проектов», в котором любой сотрудник Университета может разместить заявку-предложение на свой проект.
Ярмарка проектов функционирует с 2014 года специально для возможности преподавателям и научным сотрудникам Вышки реализовывать свои проекты, привлекая нужных им студентов с разных образовательных программ в обмен на кредиты. В то же время студенты, как те, которым требуется выполнить вариативный проект по своему учебному плану, так и просто заинтересованные в Вашем проектном предложении, могут подать заявку на Ваш проект и получить важные для них профессиональные умения и навыки.
О том, как разместить заявку-предложение на Ярмарке проектов, подробнее можно узнать по ссылке.
Место практики в учебном процессе
Практика является обязательным разделом основной образовательной программы (ОПОП) бакалавриата и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Для успешного прохождения практики необходимы знания и умения по дисциплинам, изучаемым в соответствии с Учебными планами подготовки бакалавров по направлению подготовки43.03.01 Сервис, профиль «Сервис гостиничных и ресторанных комплексов». Форма, время проведения и трудоемкость учебной практики определены ОПОП ВО и Учебным планом подготовки бакалавров
Форма проведения практики. Практика проводится в форме профессиональной деятельности студентов на функциональных рабочих местах в соответствии с профилем подготовки в гостиничных и ресторанных комплексах разных форм собственности.
Местоположение прохождения практики. В качестве баз практики выбираются предприятия, отвечающие следующим требованиям:
— соответствовать профилю подготовки студента и виду практики;
— иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;
— располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.
Базами учебной практики могут быть учреждения сервиса (курортного, ресторанного, гостиничного): государственные и муниципальные управления, предприятия шоу-бизнеса и индустрии развлечений, учреждения отдыха, санаторно-курортного лечения, туризма, культурного досуга.
Время прохождения практики. Практика проводится по графику учебного процесса во втором семестре обучения, общая продолжительность составляет две недели.
Прохождение практики базируется на освоении следующих дисциплин: «Сервисология», «Профессиональная этика и этикет», «Основы организации гостиничного дела».
Контроль знаний студентов проводится в форме текущего и промежуточного контроля.
Текущий контроль – собеседование, проверка дневников, оценка выполнения текущих заданий во время контроля практики. Промежуточная аттестация (итоговый контроль по дисциплине) проводится: во втором семестре – в форме зачета с оценкой
Цели и задачи практики. Требования к результатам
Прохождения практики
Целью учебной практики является ознакомление со структурой гостиничного и ресторанного комплексов(организаций), в ходе которого осуществляется формирование первичных профессиональных умений, изучение и освоение направлений деятельности и организации их работы, а также формирование компетенций студентов в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В период прохождения учебной практики студенты получают возможность адаптироваться к условиям предстоящей профессиональной деятельности, приобретают опыт межличностных отношений и умение самостоятельно принимать решения в сложной, быстро меняющейся социальной среде.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задачами учебной практики являются:
— закрепление и углубление полученных теоретических знаний;
-формирование профессиональных компетенций;
— ознакомление с учредительными документами и нормативными материалами, регламентирующими деятельность организаций гостиничного и ресторанного сервиса;
-изучениеособенностей деятельности организаций гостиничного и ресторанного сервиса;
-формирование общего представления о технологиях сервиса, характере взаимодействия с потребителем услуг и приобретением первичных профессиональных умений и навыков;
— ознакомление с работой основных категорий работников организаций сервиса и получение начальных навыков и представлений об их работе, включая изучение их должностных инструкций;
-воспитание устойчивого интереса к профессии, потребности в профессиональном образовании, понимания своего места и роли как будующего специалиста в структуре объекта практики.
— развитие профессиональных навыков и навыков деловой коммуникации.
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен:
знать:
— историю развития сервиса, виды сервисной деятельности, принципы классификации услуг и их характеристики, теорию организации обслуживания;
-этику сферы сервиса и услуг, этику партнерских отношений, эстетику обслуживания, профессиональную этику и этикет;
-теоретические основы организации гостиничного дела, классификацию средств размещения, структуру гостиничного хозяйства, категорийность гостиниц;
уметь:
— работать в «контактной зоне» как сфере реализации сервисной деятельности;
-соблюдать требования профессиональной этики и современного этикета;
-использовать классификацию средств размещения и категорийность гостиниц;
владеть:
-методами этнокультурной диверсификации сервисной деятельности;
— основами профессиональной этики и этикета;
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 342 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Учебные практики в образовательном процессе
Одним из направлений работы педагогического коллектива по изменению позиции учащихся в образовательном процессе является разработка и реализация системы учебных практик.
1. Информационная компетенция.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.
2. Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
3. Общекультурная компетенция.
Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок.
4. Учебно-познавательная компетенция.
Включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности
О критериях социализации. В процессе социализации решаются две группы задач:
Критериями, которые свидетельствуют о социализации ребенка, являются
Целесообразной считается классификация факторов по механизму их влияния на ребенка в процессе социализации по двум группам:
Выделены три сферы, в которых происходит процесс становления индивида: деятельность, общение, самопознание.
В деятельностиребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
Общениекак сфера социализации ребенка неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми.
Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке образа его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. СхеА самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе)
Ход педагогического совета
Цель: Привлечение внимания учителей к активным способам организации учебного процесса.
Задачи :
I. Аукцион педагогических находок.
Подготовительная работа:
Участники: администрация, руководители ШМО, учителя школы, приглашённые учащиеся.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Лот № 1 Исследовательские работы и социальные проекты (3-6 кл).
5. Выступления учащихся
2. Рефлексия ( для педагогов).
Результат : примерные темы учебных практик для учащихся.
Лот №2 Учебные проекты
6. Выступления учащихся
2. Рефлексия (для педагогов).
Результат : Примерный список тем учебных проектов по всем предметам.
Лот № 3 Социальные проекты.
Рефлексия (для педагогов).
Примерный список тем социальных проектов по всем предметам.
Лот №4 Исследовательские работы (9-11кл).
Рефлексия( для педагогов).
II. Научно-методический совет.
Педагогические проекты.
III. Педагогическое совещание.
«Формирование общеучебных компетенций через систему учебных практик»
План:
Тезисы выступлений.
1). Учебные практики в образовательной деятельности.
Беркутова Т.В. – зам. директора по НМР
Учебная практика— специально организованная деятельность учащихся по освоению различных видов деятельности
По организационной структуре
По области применения
По видам деятельности
3. Учебная исследовательская работа
2). Четина Е.В. – учитель русского языка и литературы.
Что такое практика? Словарь Ожегова дает следующие определения:
Ключевым словом в данных определениях является слово «деятельность». Деятельностный подход, использование на уроке разных видов практик, позволяет сформировать такие общеучебные компетенции, как: коммуникативные (умение работать в группе, публично выступать); информационные (сбор информации из разных источников и обработка информации); культуроведческие (умение грамотно оформлять свою письменную и устную речь).
Какие же я использую на уроке учебные практики?
Творческие практики (инсценировка сказки, басни; составление кроссворда по определенной теме, творчеству писателя; сочинение сказки, басни, былины; составление рецепта любимого блюда с использованием причастий и отглагольных прилагательных; смоделировать ситуацию с использованием фразеологизма и т.д.).
Практика исследования. Использую на уроке и как домашнее задание для сильных учеников. Например, в 5 классе на уроке литературы ученики исследовали, чем литература отличается от других видов искусства: музыки и живописи. Также сопоставляли стихотворения А.А.Фета и С.А.Есенина «Береза», выявляя общие и отличительные особенности произведений. После изучения раздела «Мифы», учащиеся готовят творческий отчет: выполняют разноуровневые задания (рисуют иллюстрацию к одному из мифов, составляют кроссворд, определяют роль мифологических образов в ранних стихах А.С.Пушкина; происхождение своего имени и фамилии, определить роль диалектов в стихах С.А.Есенина).
Проектная практика используется после изучения большого раздела или целого курса. Продуктом этого вида деятельности является презентация ребят, например: виртуальная экскурсия в Древнюю Грецию, С.-Петербург А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя или виртуальный музей. Презентация «Времена года в поэзии, музыке, живописи пермских деятелей искусства». По русскому языку – подготовка опорных схем, таблиц, шпаргалок по изученной теме.
На каждом ли уроке русского языка и литературы возможно применение учебных практик?
Темы повторения и обобщения изученного материала можно проводить в режиме проектных практик: это и составление справочников, и таблиц, и опорных схем. Обычно работы такого пана вызывают у учащихся трудности, так как ребятам необходимо не только собрать материал, но и компактно оформить его с помощью различных стрелочек, фигурных скобок и т.д.
Если дело касается изучения совершенно новых тем, то далеко не все темы могут приготовить сами школьники в режиме любых практик. Многие темы очень объёмны, а количество уроков ограничено. Здесь экономнее, когда сработает учитель, давая учащимся индивидуальные, групповые исследования. Так, например, изучая творчество писателя, отдельные вехи может дать учитель, а более подробно об этом расскажут учащиеся, и наоборот.
В любом ли классе можно применять учебные практики? Использование исследовательских, творческих практик – это сугубо дифференцированно, как в сильном, так и в слабом класс. В слабом кассе применение этих практик обусловлено, прежде всего, тем, чтобы не упустить способных учащихся, которые могут деградировать до уровня слабого ученика.
С какого возраста лучше начинать применение учебных практик?
Чем раньше, тем лучше. С учащимися 5 – 7 классов, которые только начинают изучать информатику – это проблематично. Необходимо к таким проектам подключать родителей. Там, где можно обойтись без компьютера, ребята справятся с заданиями самостоятельно, то есть степень сложности зависит от тех задач, которые учитель ставит перед учеником.
3). Пак Т.А., учитель русского языка и литературы.
Формировать у учащихся общеучебные компетенции можно разными способами. Один из путей – через систему учебных практик. Термин «учебные практики» предполагает какую-либо деятельность, результатом которой является определенный продукт.
Учитель в своей деятельности использует различные виды учебных практик: сообщение, доклад, реферат, проект, презентацию, творческую работу и другие.
Каждый из учителей может продолжить этот список.
Я в своей работе с учащимися активно использую такие виды учебных практик, как презентация и творческий проект. Презентации сопровождают устные выступления учащихся, используются при изучении нового материала, закреплении изученного, используются как форма зачета по самостоятельно изученной теме.
Презентации, применяемые на уроках, можно разделить на 3 группы:
В результате совместной деятельности учителя и учащихся 10 А класса (2007-2008 уч. год) были созданы учебные проекты к элективному курсу «Изучение трудных случаев орфографии и пунктуации с применением ИКТ». Темы проектов:
Работа над проектами дает учащимся возможность научиться самостоятельно находить материал, систематизировать его, выделять главное, подбирать задания по изученной теме, выступать перед аудиторией.
Презентация как вид учебной практики повышает у учащихся интерес к предмету, учит самостоятельности, способствует развитию логического мышления, устной речи. Учителю помогает эстетически оформить материал к уроку.
Учащиеся 5 класса (нынешние шестиклассники) тоже вовлечены в процесс учебных практик. Отдельные ученики создают презентации по русскому языку, литературе, гражданскому образованию («Мир вокруг нас»).
В своей работе использую и творческие практики, как индивидуальные, так и коллективные.
Группой учащихся 6 А класса (членов гуманитарного отряда «Капельки и роднички») был создан творческий проект. В июне 2008 года выпущена газета «Поэтический листок», куда вошли стихотворения учащихся класса. Первый номер газеты получил каждый ученик в качестве подарка 1 сентября 2008 года.
Из существующих учебных практик я в своей преподавательской деятельности применяю сообщения, доклады, рефераты. Но большее внимание уделяю творческим проектам, которые являются итоговой самостоятельной работой учащихся.
Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Проекты, выполняемые учащимися, состоят из двух частей: пояснительной записки и изготовленного учеником изделия. В пояснительной записке дается описание изготовления.
Выполнять проекты начинаем с 5-го класса. В процессе проектной деятельности ученицы развивают творческие способности. По окончанию работы они имеют представление о пути изготовления изделия, от идеи до самооценки и защиты проекта. Целью проекта является изготовление и представление изделия.
В 5-м классе мы даем основные понятия и объясняем этапы построения. Здесь не так важна накопляемость, как важно понимание сути. Поэтому тема для всех одна. Работая над проектом, ученицы могут советоваться с учителем, сравнивать свою работу с другими. Трудность – высказать мысли своими словами. Именно во время выполнения проекта заметно, как раскрываются некоторые дети из послушных исполнителей в творческие личности.
В 6-м, 7-м классе даются на выбор 2-3 темы по разделам, которые изучили в течение года. Здесь обращаем внимание на накопляемость содержания. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.
В 8-м классе дается свободная тема по изученным разделам за весь период обучения. При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами.
IV. Решение педсовета.
V. Выпуск сборника с материалами педсовета.