практика применения младшими командирами дисциплинарных прав в работе с подчиненными

Практика применения младшими командирами дисциплинарных прав в работе с подчиненными

Права командиров (начальников) по применению

дисциплинарных взысканий к подчиненным им солдатам,

матросам, сержантам и старшинам

56. Командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты (команды) и командир взвода (группы) имеют право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат и матросов очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

57. Командир роты (боевого катера, корабля 4 ранга) имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат, матросов, сержантов и старшин очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

в) предупреждать о неполном служебном соответствии солдат и матросов.

58. Командир батальона имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат, матросов, сержантов и старшин очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

в) предупреждать о неполном служебном соответствии солдат, матросов, сержантов и старшин.

59. Командир полка (корабля 1 ранга) имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат, матросов, сержантов и старшин очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

в) предупреждать о неполном служебном соответствии солдат, матросов, сержантов и старшин;

г) лишать нагрудного знака отличника;

д) снижать в воинской должности ефрейторов, старших матросов, сержантов и старшин;

е) снижать в воинском звании ефрейторов, старших матросов, сержантов и старшин на одну ступень от старшего сержанта, главного старшины и ниже, в том числе со снижением в воинской должности;

ж) досрочно увольнять с военной службы в связи с невыполнением условий контракта солдат, матросов, сержантов и старшин.

60. Командир дивизии, командир корпуса (эскадры), командующий армией (флотилией) и командующий войсками военного округа, фронта, флотом и им равные в отношении подчиненных им солдат, матросов, сержантов и старшин пользуются правом применять дисциплинарные взыскания в полном объеме настоящего Устава.

Источник

Практика применения младшими командирами дисциплинарных прав в работе с подчиненными

Проблема поддержания и укрепления правопорядка и воинской дисциплины является одной из наиболее острых в Вооруженных Силах РФ. Ее решение во многом зависит от эффективной работы младших командиров, их личных качеств и методического мастерства.

Правовые основы и методы работы сержантов по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

Крепкая воинская дисциплина есть результат общих усилий каждого военнослужащего в отдельности и воинского коллектива в целом. Она зависит как от уровня подготовленности и ответственности младших командиров, так и от существующих нормативно-правовых документов, на которые в своей работе они опираются. Поэтому каждому сержанту необходимо знать положения федеральных и региональных законов, нормативные требования общевоинских уставов, приказы и директивы министра обороны и других должностных лиц.

Младший командир будет эффективнее справляться с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если сам будет дисциплинирован.

В Вооруженных Силах РФ накоплен богатейший опыт и создана система работы должностных Лиц по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины. Важным звеном этой системы является деятельность младших командиров.

Избежать подобных ошибок помогает кропотливая и планомерная повседневная работа с подчиненными. Важнейшим ее аспектом является их воспитание в духе неуклонного выполнения установленных правил поведения, формирование и развитие у них чувства собственного достоинства, сознания воинской чести и долга.

Правильная постановка дела требует, чтобы дисциплинированные воины были уважаемыми членами коллектива. Для этого младший командир должен правильно использовать все имеющиеся в его распоряжении методы, не выходящие за рамки своих прав и обязанностей.

Пример является одним из условий формирования необходимых качеств личности. Этот метод заключается в целеустремленном и систематическом воздействии сержанта на подчиненного и воинский коллектив силой личного примера, а также всеми положительными примерами, служащими образцами для подражания.

Для закрепления положительных привычек и лучших качеств воина применяется поощрение. Это воздействие на чувства воинов с целью вызывать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями. С помощью поощрения младший командир достигает закрепления положительных качеств у подчиненных.

Принуждение как метод представляет собой систему воздействий на воинов, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, с целью исправить их поведение. Оно может выражаться в виде приказа, требования, предупреждения, осуждения на собрании личного состава. Младшим командирам предоставляется право подвергать военнослужащего дисциплинарному взысканию. Эти права регламентируются Дисциплинарным уставом ВС РФ. Сущность метода состоит в побуждении воина, нарушившего дисциплину, почувствовать свою вину и вызвать у него стремление исправиться.

Важную роль в работе по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины играют воспитательные средства, к которым относятся:

— различные виды воинской деятельности в части (подразделении);

— моральное и материальное стимулирование;

— информационные средства и др.

Организационная сторона деятельности младших командиров по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении предполагает состав и группировку военнослужащих, структуру проводимых мероприятий, место и продолжительность их проведения. Единство места и времени взаимодействия этих элементов образует то, что принято называть формой работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

Формы работы и роль младших командиров в системе поддержания воинской дисциплины

К основным формам работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении следует отнести: массовые, групповые и индивидуальные.

Групповые формы предполагают участие части личного состава. К ним относятся: работа клубов по интересам, кружки художественной самодеятельности, спортивные командные игры, различного рода групповые упражнения и работы и другие.

К индивидуальным формам можно отнести индивидуальные беседы, поручения, задания и другие.

Выбор той или иной формы, а также порядок ее реализации определяются целями и задачами работы.

Практика свидетельствует, что к выбору методов и форм работы надо подходить творчески, все время разнообразить их.

К групповым формам можно отнести работу юридических кружков, уголков правовых знаний.

Важное значение имеют индивидуальные формы правовой работы, заключающиеся в проведении индивидуальных бесед и консультаций работников военной прокуратуры, применение прокурорских воздействий на военнослужащих, совершивших проступки или склонных к нарушению законов, правопорядка и воинской дисциплины. Положительно влияют на военнослужащих стенды с информацией об осуждении, выездные суды, доведение статей Уголовного кодекса.

В воинском подразделении большое значение в поддержании и укреплении правопорядка и воинской дисциплины играет индивидуально-воспитательная работа, направленная на воспитание дисциплинированности и исполнительности каждого воина. Она, пожалуй, является наиболее действенным и эффективным механизмом работы младших командиров по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в подразделении. Ведь как никому сержантам, проводящим в подразделении 24 часа с подчиненными, должны быть хорошо известны индивидуальные особенности каждого военнослужащего, исходя из которых они должны уметь использовать наиболее целесообразные методы, формы и средства воспитания. Только правильная организация индивидуально-воспитательной работы позволяет младшим командирам наиболее глубоко разбираться в истинном положении дел в подразделении, эффективно влиять на процессы, происходящие в воинском коллективе, в интересах решения стоящих перед ним задач.

Своевременное и полное устранение причин и последствий недисциплинированности военнослужащих, а также совершения ими нарушений правопорядка и воинской дисциплины чрезвычайно важно. Здесь необходима кропотливая работа младших командиров в этом направлении. Она должна строиться на пресечении правонарушений, а также на выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению. Следовательно, для организации профилактической работы сержанты в первую очередь должны хорошо знать причины, условия и поводы нарушений, методику их выявления и устранения, а также предусмотренные законом меры пресечения правонарушений.

В целях поддержания и укрепления правопорядка и воинской дисциплины в каждой воинской части командирами (начальниками) организуется система работы должностных лиц. Одним из важных ее звеньев является работа младших командиров по поддержанию высокой воинской дисциплины в своем подразделении.

Она начинается с планирования мероприятий в сержантской книжке, продолжается практическим их выполнением и заканчивается контролем и докладом об их выполнении. При этом младший командир должен:

1 Знать, где находятся его подчиненные, и проверять их при каждом построении, докладывать об отсутствующих вышестоящему командованию.

2 Следить за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком в отделении (взводе), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины.

4 Обеспечивать соблюдение подчиненными правил ношения военной формы одежды, следить за чистотой их обуви и обмундирования, а также проводить утренний осмотр.

5 Докладывать непосредственному командиру о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества.

6 Осматривать и постоянно содержать в порядке и исправности вверенное вооружение, боевую и другую технику и имущество, строго следить за их наличием.

7 Обеспечивать соблюдение мер безопасности в повседневной деятельности.

8 Подводить итоги дня, оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.

9 Заботиться о подчиненных и вникать в их нужды и запросы.

1 Беседовать с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушению воинской дисциплины. Выяснять причины и принимать меры по недопущению нарушений вплоть до наложения взысканий.

2 Организовывать дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов ВС РФ.

3 Следить за очередностью и справедливым распределением нарядов среди солдат отделения, их увольнением из расположения части.

4 Докладывать командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствовать о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей.

Кроме того, младший командир должен знать:

1 Список личного состава отделения, расчета, экипажа.

2 Социально-демографические данные на каждого солдата.3. Сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого военнослужащего.

Для того чтобы у сержантов не возникало трудностей в работе по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины под личным руководством командира воинской части, его заместителей и других опытных педагогов должны проводиться занятия по обучению сержантов методике работы с подчиненными, на которых определяются наиболее целесообразные методы, приемы и формы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, позволяющие эффективно формировать их морально-психологические, боевые качества, направленные на повышение боеготовности и боеспособности подразделения.

Практика свидетельствует, правильное применение форм и методов работы младших командиров по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, а также систематический и комплексный подход к их решению дают положительные результаты.

Рекомендуемая литература:

Источник

Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира.

ТЕМА: «Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира. »

SHAPE \* MERGEFORMAT

Знание своих прав и обязанностей согласно Дисциплинарному уставу ВС РФ.

Умелое сочетание взысканий с поощрениями.

В соответствии с положениями Дисциплинарного устава младшие командиры
имеют право:
1. Применять к подчиненным следующие поощрения:
а) снимать ранее наложенное ими дисциплинарное взыскание;
б) объявлять благодарность.

Таким образом, важные место и роль в дисциплинарной практике отведены младшим командирам. Чёткое знание ими своих прав и обязанностей в соответствии с дисциплинарным уставом, правильное применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и умелое сочетание взысканий с поощрениями позволяют сержантскому составу оказывать эффективную помощь офицерам подразделений в укрепление воинской дисциплины.

Методические рекомендации.
1. Во ведение следует остановится на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения и систематизации передового опыта работы младших командиров по укреплению воинской дисциплины в подразделениях.
2. при рассмотрении первого вопроса необходимо акцентировать внимание на основной цели и функциях дисциплинарной практики, ключевые положения Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации.
3. во втором вопросе необходимо подробно раскрыть основные компоненты дисциплинарной практики и дать им характеристику. Особое внимание нужно уделить правилам наложения взыскания на подченёных.

Источник

Соотношение методов убеждения и принуждения в воспитании подчинен ных. Дисциплинарная практика младшего командира

Устав внутренней службы ВС РФ обязывает командиров всех степеней постоянно поддерживать среди подчиненного личного состава крепкую воинскую дисциплину. В практическом плане это предполагает использование всего арсенала методов, средств, приемов воспитательного воздействия с целью формирования у подчиненных сознательной дисциплинированности.

Среди наиболее общих методов, применяемых с этой целью сержантами (старшинами),можно назвать убеждение, упражнение воинов в правильных поступках, наказание с целью предупредить появление нежелательных качеств, воздействие на подчиненных личным примером своего поведения и многое другое.

Молодые люди, призываемые в армию и на флот, конечно, уже имеют определенное представление о воинской дисциплине. Но, к сожалению, в условиях нынешнего негативного информационного воздействия он часто бывает

искаженным. Значит от младших командиров с первых дней прибытия молодого пополнения в подразделения потребуется кропотливая работа, направленная на то, чтобы сообщить воинам необходимые знания, дать обстоятельные разъяснения и подвести их (воинов) к глубокому осознанию сущности и основного содержания воинской дисциплины в нашей армии.

Но одного знания — как себя вести — конечно, недостаточно. Нужна убежденность в необходимости поступать только так, а не иначе. Поэтому в воспитании сознательной дисциплинированности такое большое значение отводится методу убеждения.

Необходимо отметить, что убеждения можно добиться как словом, так и делом, примером.

Дисциплинированность воина зависит не только от уровня развития его сознания, но и от имеющихся навыков и привычек, которые заставляют соблюдать целый ряд уставных требований. Поэтому в качестве метода воспитания дисциплинированности младшие командиры используют упражнение.

Особенности ратного труда требуют исключительной точности, ловкости, быстроты ориентировки в складывающейся ситуации и безошибочной реакции на нее, т.е. определенного автоматизма поступков и действий. Такие качества вырабатываются только тогда, когда человек упражняется, постоянно выполняет установленные правила поведения. Осуществление метода упражнения на практике предусматривает высокую требовательность младших командиров к подчиненным, поддержание твердого уставного порядка, обеспечение примерности военнослужащих в службе и личном поведении.

Добиться у подчиненных закрепления тех или иных положительных качеств сержанты могут и целенаправленным использованием мер поощрения.

Конечно, спектр поощрений, предоставляемых сержанту Дисциплинарным уставом, невелик. Командир отделения имеет право снять ранее наложенное им дисциплинарное взыскание, объявить благодарность. Но зачастую и этого достаточно, чтобы укрепить веру солдата в свои способности, вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Стоит подчеркнуть, что поощрения играют дисциплинирующую роль только при соблюдении ряда условий, а именно: соответствия мер поощрения степени заслуг воина; целесообразности применения поощрения; выделения личностных качеств военнослужащих, за проявление которых он поощряется; учета при поощрении индивидуальных особенностей подчиненных; разнообразия мер поощрения; своевременности их применения.

С методом поощрения тесно связан метод принуждения. Одной из его форм является наказание за нарушения воинской дисциплины. Его суть заключается в негативной оценке, осуждении, а при необходимости и пресечении действия, нарушающего уставные требования. Командир отделения имеет право наложить на нарушителя дисциплины из числа подчиненных следующие взыскания: объявить выговор или строгий выговор; лишь солдата, проходя щего военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части; назначить в наряд вне очереди на работу. Но наказание только тогда дает нужный эффект, когда вызывает у воина переживание за свой недостойный поступок, то есть чувство стыда, неловкости, раскаяния, сожаления и прочее. Вот почему младшему командиру важно постоянно заботиться об условиях, которые обеспечивали бы высокую эффективность дисциплинарных мер воздействия. Большое значение при этом имеет обоснованность наложения взыскания, своевременность приведения его в исполнение и снятие взыскания с воина, исправившего свое поведение.

Но все же опытный командир к взысканиям прибегает обычно в крайних случаях. Ведь у сержанта, старшины немало и иных средств воздействия на нарушителя порядка. Это и устное замечание, и напоминание о долге службы, и критика нарушителя в товарищеской беседе, и принципиальный разговор с глазу на глаз.

Еще раз хочется подчеркнуть, что поощрение, так и наказание должны быть обоснованными, применяться лишь в тех случаях, когда для этого действительно есть основания. Только справедливое, тщательно продуманное их использование принесет пользу делу укрепления воинской дисциплины.

Войсковая практика свидетельствует, что невозможно поддерживать дисциплину на должном уровне, если не обеспечена высокая дисциплинированность командного состава. Личная примерность сама по себе оказывает определенное влияние на поведение воинов, на их развитие, на формирование у них воинских качеств. Если солдаты видят, что их сержант отлично стреляет, водит боевую машину, успешно освоил воинскую специальность, образцово выполняет строевые приемы, уверенно чувствует себя на спортивных снарядах, то и они стремятся поступать подобным образом. Однако одного примерного поведения командира еще недостаточно. Авторитет сержанта, как и любого другого лица командного состава, немыслим без его способности умело руководить подчиненными, потребовать от них бесприкословного и точного выполнения порядка и правил военной службы. Солдаты только тогда по-настоящему будут уважать своего командира, сплачиваться вокруг него в единый коллектив, когда они увидят в нем и подготовленного военного специалиста, и уверенного в себе, волевого человека, и старшего товарища, обладающего твердыми убеждениями, служебным опытом, общей культурой, нетерпимого к недостаткам. Уважение подчиненными командира как личности обеспечивает ему право командовать ими, обучать и воспитывать их.

Перечисленные методы воспитательной работы младших командиров по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка могут проявляться в определенных формах. Условно они разделяются на индивидуальные и массо вые.К последним относятся беседы, лекции, вечера вопросов и ответов и т.п. Хотя сержанты и принимают в этих мероприятиях самое непосредственное участие, но организаторами их проведения все же выступают офицеры и прапорщики. Поэтому мы остановимся на индивидуально-воспитательной работе младших командиров, тем более что методика ее проведения часто вызывает у сержантского состава наибольшие трудности. А ведь знание под чиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов позволяет воспитателям уверенно руководить ими, оказывать на них действенное влияние, своевременно принимать необходимые профилактические меры.

Что сержанту необходимо знать о подчиненных? Прежде всего — условия их воспитания и жизни до призыва, социальный опыт, основные установки по прохождению службы, уровень общего образования, способность к овладению конкретной специальностью, особенности темперамента и характера.С этой целью целесообразно в именном списке личного состава (ведет-

ся в сержантском блокноте) иметь следующие сведения о подчиненных: фамилия, имя, отчество; должность; образование; военно-учетная специальность; год, месяц, число и место рождения; национальность; время и место призыва в армию; род занятий до призыва; семейное положение, фамилии, имена, отчества ближайших родственников; место работы родителей, жены; уровень физической подготовленности; склонности и увлечения.

Эти данные, а также внимательное наблюдение за поведением военнослужащего на занятиях, в ходе несения службы, в свободное время, его внешний вид, реакция на реплики товарищей подскажут командиру направление индивидуальной работы с ним. Интерес при изучении подчиненного представляют его автобиография, характеристики, анкеты. По ним сержант может судить о его навыках, способностях, интересах и других качествах личности.

Знание индивидуальных особенностей воинов помогает младшему командиру принять правильное решение при подборе личного состава для несения караульной службы, внутреннего наряда, выполнения хозяйственных работ.Так, на ответственные участки, связанные с необходимостью принятия самостоятельных решений, не рекомендуется допускать лиц, имеющих отклонения в поведении, то есть склонных к недисциплинированности, пьянству, наркомании и токсикомании. Последним необходимо исключить доступ к должностям, связанным с использованием ГСМ и фармацевтических препаратов. Сержантам также необходимо постоянно контролировать военнослужащих, родственники которых или они сами предпринимали попытки самоубийства.

Практика показывает, что сержантам нужно учитывать и национальность подчиненных, так как она отражает определенные характеристики той среды,в условиях которой формировалась личность. При этом недопустима абсолютизация черт национального характера.

В ходе индивидуальной работы с подчиненными младшим командирам целесообразно применять такое общее педагогическое правило: на избалованного воздействовать жесткой требовательностью, на оступившегося доверием, на зазнавшегося — показом его невежества, на замкнутого — искренностью, на раздражительного — спокойствием, на недисциплинированного- образцом высоконравственного поведения.

Весьма положительно сказывается на улучшении воинской дисциплины умение сержантов и старшин управлять межличностными отношениями в подразделении. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру таких

отношений, состав микрогрупп, их направленность, лидеров. Здесь не обойтись без помощи офицеров, без знания основ психологии воинского коллектива. Но эти знания младшему командиру сформировать у себя в отделении обстановку требовательности, сплоченности, товарищества. А в хорошо слаженном, дружном коллективе, как давно подмечено, и случаи нарушения воинской дисциплины редки.

Как правильно организовать совместную деятельность военнослужащих?

Есть несколько советов, которые могут помочь сержантам и старшинам из бежать конфликтов между подчиненными. Младшим командирам необходимо:

— четко определить индивидуальные задания каждому подчиненному;

— просчитать возможности выполнения обязанностей, принуждающих к оказанию взаимопомощи;

— определить оценочные критерии, которые должны ясно указывать на то,кто и как справился с порученным делом;

— позаботиться об обеспечении военнослужащих всем необходимым для выполнения поставленных задач;

— дать понять личному составу, что при распределении нагрузки командиром были учтены все факторы.

Главным, стержневым направлением деятельности сержантов и старшин

является воспитание у военнослужащих высокой личной ответственности за

строгое и точное соблюдение Конституции РФ, законов и общевоинских уставов, за безупречное поведение и исполнительность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *