практика по фармакогнозии готовый дневник
Дневник учебной практики «Фармакогнозия»
( В характеристике указать оценку практики студента)
Руководитель практики от НИУ ___________________________________
Оценка за практику руководителя от ТГМУ___________________________
Руководитель практики от ТГМУ ___________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Учебной практики «Фармакогнозия»
Студента(ки)_____________________________________________
_________________ группы фармацевтического факультета
Место прохождения практики:_____________________________
Сроки прохождения практики:
с _________________________ по _____________________20___ г.
Руководитель практики от ТГМУ__________________________
Руководитель практики от НИУ____________________________
Итоговая оценка _________________________________
Согласно учебному плану подготовки провизора, студенты 3-го курса фармацевтического факультета после окончания 6-го семестра и курсового экзамена по фармакогнозии проходят учебную практику в течение 18 рабочих дней. Рабочий день составляет 6 часов.
Закрепление теоретических знаний, полученных в лекционно-лабораторном курсе, приобретение умений и практических навыков по вопросам заготовки лекарственных растений с учетом рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, освоение основных приемов возделывания лекарственных растений.
По окончании учебной практики студент должен
— номенклатуру лекарственных растений базы практики;
— основы заготовительного процесса (правила сбора, сушки, первичной переработки);
— основы определения ресурсов дикорастущих растений;
— правила хранения, упаковки, маркировки ЛРС;
— основные приемы возделывания лекарственных растений;
— правила техники безопасности при работе с ЛРС;
— определять по внешним признакам лекарственные растения в различных сообществах и местообитаниях, пользуясь определителем;
— отличать лекарственные растения от возможных примесей;
— проводить заготовку ЛРС;
— проводить первичную обработку и сушку ЛРС;
— ухаживать за возделываемыми растениями на коллекционном участке;
— определения лекарственных растений с помощью определителя;
По результатам практики в зачетную книжку выставляется итоговая оценка, которая складывается из следующих оценок:
— оценки, полученной на зачете;
— оценки за ведение дневника;
— оценки за качество выполнения индивидуальных заданий (оценка за практические навыки).
Содержание и структура зачета
3. Определение «живых» лекарственных растений.
4. Ситуационная задача.
План учебной практики по фармакогнозии
Выполнение практических навыков во время прохождения
Дневник учебной практики по фармакогнозии
Студента ___________________________________________________(Ф.И.О. студента)
Группа ______________ Факультет фармацевтический
Ведущий преподаватель ______________________________________
Сроки прохождения практики
Тематический план занятий учебной практики по фармакогнозии:
Задачи, содержание и методы учебной практики. Приемы коллекционирования. Методика описания и определения растений.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила сбора и сушки растений. Основные приемы и правила гербаризации. Морфологический и систематический гербарий.
Растительное сообщество сосновый лес.
Экскурсия в сосновый лес. Описание «живых» лекарственных растений и примесей к ним. Закладка учетных площадок. Сбор растений и их обработка.
Растительное сообщество лиственный смешанный лес.
Экскурсия в лиственный смешанный лес. Описание «живых» лекарственных растений и примесей к ним. Закладка учетных площадок. Сбор растений и их обработка.
Камеральная обработка собранных материалов.
Работа с собранным материалом. Сушка растений, монтировка гербария.
Растительное сообщество — луг.
Экскурсия на луг. Описание «живых» лекарственных растений и примесей к ним. Закладка учетных площадок. Сбор растений и их обработка.
Биоморфологический анализ растений болот, водоемов, прибрежий (экскурсия, сбор растений для гербария, камеральная обработка).
Экскурсия в пойму реки Миасс. Экскурсия на болото. Сбор растений для гербария, сбор сырья. Работа с собранным материалом. Сушка растений, монтировка гербария.
Оформление морфологических коллекций.
Камеральная обработка собранных материалов.
Основные приемы возделывания различных лекарственных растений.
Освоение основных приемов возделывания лекарственных растений:
подготовка почвы, посев (посадка), подкормка, окучивание, вершкование, прополка, уборка.
Хранение лекарственного растительного сырья в условиях аптеки.
Правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях аптеки с учетом требований нормативных документов. Способы борьбы с амбарными вредителями
Хранение лекарственного растительного сырья в условиях склада.
Правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях склада с учетом требований нормативных документов. Способы борьбы с амбарными вредителями. Упаковка, маркировка и способы транспортирования хранящегося лекарственного растительного сырья.
Хранение лекарственного растительного сырья в условиях завода по переработке лекарственного растительного сырья.
Правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях завода с учетом требований нормативных документов. Способы борьбы с амбарными вредителями. Упаковка, маркировка и способы транспортирования хранящегося лекарственного растительного сырья.
Порядок проведения анализа лекарственного растительного сырья в условиях аналитической лаборатории.
Требования к помещению для анализа лекарственного растительного сырья. Оборудование рабочего места провизора-аналитика. Должностная инструкция провизора, занимающегося анализом. Основные нормативные документы, регламентирующие проведение анализа лекарственного растительного сырья.
Зачет. Оформление и сдача материалов учебной практики: дневника, гербария, лекарственного растительного сырья.
Самостоятельная учебно-исследовательская работа по изучению семейств: лютиковые, розоцветные, бобовые, маковые, пасленовые, норичниковые, яснотковые, астровые, лилейные.
Морфологическое описание и определение ценных лекарственных видов.
Составление характеристики семейства.
Значение представителей этих семейств в фармации.
Лекарственные растения места проведения учебной практики.
Морфологическое описание и определение ценных лекарственных видов.
Комнатные лекарственные растения.
Описание биолого-морфологических особенностей.
Сдача документальных материалов (фотография, коллекция, гербарий и др.)
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
отчет по практике Дневник учебной практики по фармакогнозии
Ботаническое описание, особенности листов, цветов, плодов, распространение, химически состав, применение в медицине, лекарственные формы, способы применения и дозы различных растений (цикорий обыкновенный, мята перечная, малина обыкновенная и другие).
Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.08.2014 |
Размер файла | 1,7 M |
Подобные документы
Описание растения «вишня обыкновенная», его распространение, размножение, посадка, болезни и вредители. Классификация ботанических видов вишни по времени созревания. Химический состав и применение плодов, их терапевтические и фармакологические свойства.
курсовая работа [33,6 K], добавлен 03.05.2012
Белладонна как многолетнее травянистое растение, семейства пасленовых. Ботаническое описание. Распространение и экология. Химический состав и признаки отравления. Первая помощь. Лечение при отравлении атропином. Лекарственные формы препаратов белладонны.
презентация [1,2 M], добавлен 23.05.2014
Ознакомление с биологическими характеристиками дуба черешчатого. Этимология названия, история растения в разных народах, эпохах. Ботаническое описание, ареал распространения и химический состав. Применение в медицине; способ приготовления лекарств, дозы.
реферат [703,9 K], добавлен 29.10.2014
Ботаническое описание рода календула. Описание вида Календула лекарственная, классификация, распространение и экология, значение и применение. Растительное сырье: биологически активные вещества, содержащиеся в нем. История применения в медицине.
реферат [371,4 K], добавлен 24.03.2012
презентация [1,4 M], добавлен 10.06.2016
Содержание экскурсий.
Питомник лекарственных растений Пермской фармацевтической академии был заложен в 1962 году на базе учебного хозяйства «Липовая гора» Пермской сельскохозяйственной академии. В 1974 году площадь питомника увеличилась до 13 га за счет отведения площадей (около 5 га) естественных фитоценозов: смешанного леса, елового леса и луга.
Основными задачами питомники являются обеспечение:
учебной практики по фармакогнозии;
учебного процесса кафедр фармакогнозии и ботаники учебным гербарием;
учебного процесса кафедр фармакогнозии и фармацевтической технологии лекарственным растительным сырьем;
научно-исследовательской работы сотрудников кафедр фармакогнозии и ботаники.
Исходя из этих задач, на территории питомника выделены следующие участки.
На территории питомника расположена теплица для выращивания рассады и горшечных теплолюбивых растений. Ежегодно здесь выращивают: клещевину, катарантус розовый, перец красный, шалфей лекарственный, анис обыкновенный, кориандр посевной, фенхель обыкновенный, тимьян обыкновенный, секуринегу полукустарниковую, дурман обыкновенный и индейский и другие лекарственные растения.
Каждый вид лекарственного растения снабжен этикеткой, где указано название растения и семейства не русском и латинском языке.
Построены различные типы сушилок: воздушно-теневая, тепловая с электрическим обогревом, огневая для сушки плодов. Для проведения учебно-исследовательской и научной работы имеется дом-лаборатория. На территории есть вспомогательные постройки: сарай для хранения хозяйственного инвентаря, поливная установка, колодец.
Разнообразие рельефа местности, а также участков с различной увлажненностью, наличие древесной растительности создает экологические условия для произрастания различных лекарственных растений.
Древесная растительность защищает питомник от господствующих ветров и необходима для культуры тенелюбивых растений (ландыш,чистотел и др.). Территория питомника обнесена забором во избежание повреждения посадок и отравления ядовитыми растениями.
За время существования питомника накоплен большой опыт по культуре лекарственных растений. Образцы сырья, выращенного на питомнике, исследовались на содержание основных групп действующих веществ. Установлено, что в окрестностях г. Перми можно получить вполне доброкачественное сырье листьев мяты перечной; корневищ с корнями валерианы, синюхи голубой; корневищ и корней кровохлебки лекарственной; корневищ бадана, лапчатки прямостоячей; листьев наперстянки крупноцветковой; травы пустырника, термопсиса ланцетного и других видов. Это указывает на целесообразность культивирования этих лекарственных растений в условиях Пермской области. Вместе с тем, выявлены виды, культура которых в условиях Пермской области не может быть освоена. Это растения, которые не выносят низких температур и ежегодно погибают. Некоторые однолетние культуры, такие как анис, фенхель, клещевина не дают зрелых семян, а шалфей даже не цветет. Поэтому многие многолетние виды лекарственных растений приходится выращивать в виде однолетней культуры и ежегодно приобретать семена.
В настоящее время на питомнике возделывается около 100 видов лекарственных растений, предусмотренных программой и около 30 видов дико произрастают на территории питомника в его естественном ландшафте.
При прохождении практики по фармакогнозии студенты могут познакомиться более чем с половиной всего ассортимента лекарственных растений, предусмотренных программой по фармакогнозии. Кроме этих видов, на питомнике возделываются и другие лекарственные растения, разрешенные к использованию в медицинской практике. Это эхинацея пурпурная, золотарник канадский, стеркулия платанолистная и др.
Лекарственные растения сорной флоры.
Сорную растительность составляет особая группа растений, которые произрастают в таких местах, где они испытывают прямое и косвенное воздействие человека.
Обработка почв на полях, в садах и огородах, рытье канав, образование дорог и другие нарушения почвы, скопление на поверхности почвы мусора, органических отходов, выпас скота, вырубка, выжигание лесов и т.д. создают неблагоприятные условия для большинства дикорастущих растений, но некоторые из них в процессе эволюции приспосабливаются к таким условиям. Эти растения и называются сорными. В местах, где редко появляется человек, сорных растений совсем нет или их очень мало. Они оказываются более слабыми в борьбе с другими дикорастущими растениями. Появление и распространение этих растений связано с деятельностью человека. Они появляются в местах поселения людей. Если человек оставляет эти места, то и сорные растения постепенно исчезают, так как их вытесняют другие виды растений.
Сорные растения по своим биологическим особенностям очень разнообразны, что обусловливает различные условия их произрастания. Представители каждой группы имеют свои характерные биологические особенности, связанные со способом воздействия человека (антропогенного воздействия) в местах их обитания. По условиям произрастания все сорные растения делятся на 3 группы: придорожные, полевые и пустырные (рудеральные).
Экскурсия на правый берег р. Кама.
Летняя полевая (производственная) практика по фармакогнозии
Рекомендовано к изданию методическим советом
ГАОУ СПО «Казанский медицинский колледж»
Летняя полевая (производственная) практика по фармакогнозии. Методические рекомендации. Казань: ГАОУ СПО «Казанский медицинский колледж», 2013. – 33 с.
Методические рекомендации «Летняя полевая (производственная) практика по фармакогнозии» составлены в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 060301 «Фармация» и на основании ПМ.01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента». Методические рекомендации содержат цели, задачи и порядок проведения летней полевой практики, а также видовой состав и состояние естественных зарослей нашей республики и зоны ботанического сада. В данной работе приведены приложения, помогающие правильной организации работы студентов во время полевой практики, образцы описания растений, заполнения дневника производственной практики.
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса медицинских училищ и колледжей по специальности 060301 «Фармация»
Преподаватель ГАОУ СПО «Казанский медицинский колледж»
Доцент кафедры фармакологии фармацевтического факультета с курсами фармакогнозии и ботаники КГМУ, К.Б.Н.
ГАОУ СПО «Казанский медицинский колледж»
Ответственный за выпуск: Шакирова Ф.А., методист
Компьютерная верстка: Пестова Л.А
Организация и порядок проведения практики………………………………………………. 6
Инструкция по технике безопасности………………………………………………………. 6
Оборудования и принадлежности, необходимые студентам для прохождения практики. 7
Видовой состав и состояние естественных зарослей лекарственных растений Республики Татарстан и зоны ботанического сада………………………………………………………….7
Заготовка лекарственного растительного сырья……………………………………………. 8
Приемы рациональной заготовки сырья……………………………………………………… 9
Особенности сбора ядовитых растений……………………………………………………… 10
Методика определения различных групп биологически активных веществ в полевых условиях…………………………………………………………………………………………13
Гербаризация лекарственных растений……………………………………………………….15
Правила описания лекарственных растений и их примесей…………………………………18
Освоение программы ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента…………………………………………………………………………………….18
Обязательные навыки для каждого студента…………………………………………………19
Большое внимание при прохождении практики уделяется вопросам распространения лекарственных растений в природных экосистемах; закреплению навыков гербаризации растений, полученных во время прохождения летней полевой практики; формированию навыков заготовки, обработки, сушки и хранения растительного лекарственного сырья, приема сырья от населения.
Основными формами работы студентов во время учебной практики являются: экскурсии под руководством преподавателей; ведение полевых дневников; практическое возделывание культурных лекарственных растений (посев, подкормка, окучивание, выравнивание, прополка, уборка); гербаризация и фиксирование лекарственных растительных органов; определение и морфологическое описание дикорастущих лекарственных растений различных растительных сообществ (лес, поле, луг, болота); составление флористических списков; выполнение индивидуальных заданий; сдача зачета.
Для прохождения полевой (производственной) практики каждый студент должен знать:
— номенклатуру и морфолого-анатомическую характеристику лекарственны растений и лекарственного растительного сырья;
— этапы определения подлинности и доброкачественности лекарственного растительного сырья;
— пути стандартизации сырья, основы заготовительного процесса (правила сбора, сушки и первичной обработки лекарственных растений);
— правила хранения, упаковки и маркировки лекарственного растительного сырья;
— правила техники безопасности при работе с лекарственным растительным сырьем;
— правила приемки сырья от населения.
— правильно определять лекарственные растения и лекарственное растительное сырье по внешним признакам и отличать их от возможных примесей, определять подлинность и доброкачественность сырья.
— закрепить и углубить полученные студентами теоретические знания по морфологии, систематике и экологии лекарственных растений, сформировать умения и практические навыки по заготовке, хранению, обработке лекарственного растительного сырья и гербаризации растений;
— познакомиться в природных условиях с наиболее распространенными лекарственными растениями Татарстана;
— закрепить умения по конкретным приемам определения и морфологического анализа лекарственных растений; освоить основные виды сбора лекарственного растительного сырья различных морфологических групп;
— познакомиться с основными способами выращивания лекарственных растений в условиях ботанического сада, изучить ассортимент культивируемых растений;
— определять запасы лекарственного растительного сырья с использованием различных методов оценки урожайности;
— освоить сушку сырья различных морфологических групп; овладеть правилами гербаризации и фиксации растительных объектов;
— обратить внимание на редкие и исчезающие виды лекарственных растений и осуществлять рациональный подход к сбору лекарственного растительного сырь;
— ознакомиться с основными требованиями к условиям сушки ЛРС.
— выбрать условия сушки для ЛРС 3-х морфологических и химических групп, высушить ЛРС, указать их происхождение, содержание действующих веществ;
— составить схему процесса заготовки 3-х видов ЛРС, от момента сбора до хранения и контроля качества, учитывая особенности химического состава и морфологической группы данного вида;
Заготовке подлежат только те лекарственные растения, которые не включены в «Красную книгу РТ» и в список растений республики, которые подлежат охране. Заготовку ЛРС можно проводить только тогда, когда вид занимает не менее 0,5 га и его густота не менее 40%.